Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мечеть Апшеронского полуострова. История и современность Зейналов, Айдын Мир Паша оглы

Мечеть Апшеронского полуострова. История и современность
<
Мечеть Апшеронского полуострова. История и современность Мечеть Апшеронского полуострова. История и современность Мечеть Апшеронского полуострова. История и современность Мечеть Апшеронского полуострова. История и современность Мечеть Апшеронского полуострова. История и современность
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зейналов, Айдын Мир Паша оглы. Мечеть Апшеронского полуострова. История и современность : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Зейналов Айдын Мир Паша оглы; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств].- Москва, 2011.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-17/154

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования в значительной мере связана с бурными процессами религиозного возрождения на территориях бывшего Советского Союза. Среди этих государств Азербайджан занимает особое положение между Азией и Европой, в зоне столкновения интересов различных государств и транснациональных объединений. Пристальное внимание, прикованное со стороны мировой общественности к политике, экономике, к религиозной жизни Азербайджана, в значительной мере направлено и на такую важнейшую составляющую этой религиозной жизни, как строительство новых мечетей, деятельность духовенства, активность мусульманских общин, объем и ценность исламского искусства и зодчества в общем национальном наследии и современном творческом процессе. Недостаток информации, поступающей из Азербайджана, или вызванная теми или иными причинами неточность информации, искажаемой различными органами печати и пропагандистскими усилиями разных политических группировок, повышает актуальную значимость исследований, проведенных с независимых исследовательских позиций на территории Азербайджана, на основании объективных наблюдений, изучения.

Объектом научного исследования в настоящей диссертации является культовое зодчество Азербайджана, конкретным предметом - мечети Апшеронского полуострова.

Выделение Апшеронского полуострова в качестве особенного ареала азербайджанской художественной культуры обосновано историческими традициями, неповторимыми природно-географическими и экономическими факторами, демографическими показателями, характером сложившейся здесь локальной архитектурной школы. Культовое зодчество Апшерона является важнейшей составляющей этой национальной культуры и в то же время

обладает многими особенностями, позволяющими рассматривать его как самостоятельный предмет научного исследования. На характер апшеронской архитектуры наложили свой отпечаток естественные условия, географическое положение (выход к Каспийскому морю), природные богатства, прежде всего нефть и газ, с глубокой древности служившие источниками огня, что способствовало древним культам огнепоклонников и даже легло в основу этнонима азербайджанцев, а также богатейшие залежи известняка -прекрасного строительного материала.

Проблематика исследования, предопределенная предметом исследования, а именно полифункциональным назначением и многогранным характером мечети в национальной культуре. Исследование, таким образом, приобретает междисциплинарный характер, при этом главная его направленность, центр тяжести основных интересов, рассуждений, наблюдений, анализов, выводов находятся в широком поле искусствознания, истории и теории архитектуры.

Основными задачами диссертации, которые были поставлены изначально, а также определились и уточнились в процессе изысканий, работы с источниками, полевых исследований, проведенных автором в Азербайджане в 2002-2008 годах, являются:

- восстановление общей панорамы распространения мечетей на
Апшеронском полуострове к концу первого десятилетия XXI века, их
количества, их состояния, хронологической периодизации истории их
сооружения, по возможности установления авторства или происхождения
проекта, при особом внимании к новостройкам, к процессам, происходящим в
1990-2000-х годах, к тому, насколько оказываются прочными и в какой мере
меняются архитектурно-строительные традиции и художественная
интерпретация мечетей;

- выявление эстетической ценности наиболее значительных памятников
культового зодчества Апшеронского полуострова, особенностей планов,
масштабов, архитектоники, конструкции экстерьеров и интерьеров,

применяемых технологий и строительных материалов в апшеронских мечетях; определение их места и значения в истории искусства на региональном, или локальном (Апшерон), национальном (Азербайджан), международном (Закавказье - Ближний Восток) и мировом уровнях;

- исследование апшеронских мечетей как градоформирующего
компонента в больших, малых городах и поселениях сельского типа;

- освещение исторического и политического аспектов,
культурологического и этнологического контекста всей истории культового
зодчества на Апшеронском полуострове, начиная с арабских завоеваний,
предопределивших очень раннее (VII век) проникновение ислама в Восточное
Закавказье, и включая все последующие этапы истории, особенности
государственной национальной, культурной и религиозной политики тех
держав, в составе которых оказывался Апшеронский полуостров.

Определенная поставленными задачами и спецификой исследуемого предмета методология диссертационного исследования основана на сочетании различных методов, доказавших свою эффективность в разных сферах гуманитарных наук, включая

метод активно включенного наблюдения (при полевых исследованиях на Апшеронском полуострове, при непосредственном осмотре, изучении на местах);

аналитический метод профессионального искусствоведческого анализа мечетей как произведений зодчества в парадигме исторических стилей и основных типов мусульманской культовой архитектуры;

- сравнительно-типологический метод, позволяющий выстроить
основной типологический ряд мечетей Апшеронского полуострова и
представить их особенности в компаративном сопоставлении с современными
им сооружениями и классическими образцами иранской, османской и
развитой в иных ареалах архитектуры;

- метод критического исследования и обобщения существующей
литературы и рукописных, архивных источников;

Научная новизна работы определяется как привлечением и охватом самого материала, в том числе мечетей, построенных заново и реставрированных в 1990-2000-х годах, занявших новое место в пространстве изменившихся за последние годы городов и поселков; анализом и демонстрацией ряда памятников, прежде никогда - ни в азербайджанской, ни в русской, ни в зарубежной научной литературе - не публиковавшихся, так и новым подходом к архитектурному наследию Апшеронского полуострова. Свое практическое значение диссертация может иметь как в просветительском и общеобразовательном отношении (включение представленного в диссертации материала в лекции по культуре ислама, по истории искусства и зодчества в имеющих соответствующий профиль колледжах, школах, институтах, университетах), так и в современной архитектурно-проектировочной и строительной практике.

Историографической основой диссертации является богатейшая отечественная и зарубежная литература, в которой можно выделить четыре основных пласта.

Первый пласт составляют общие труды, посвященные миру ислама в целом или важнейшим духовным составляющим этого мира, а именно исламскому вероучению, исламской культуре, исламской этике, исламскому праву, истории распространения ислама. Эта литература имеет многовековую историю. Особое значение в их ряду имеет капитальный коллективный труд, составителями которого являются немецкие ученые-исламоведы В. Энде и У. Штайнбах, «Ислам в современном мире» (2005)1.

Российская историческая и философская литература по исламу (в мире, в Евразии, в России - бывшей Российской империи и современной Российской Федерации, в близком и далеком по отношению к России зарубежье) также обогатилась за последние годы многими фундаментальными исследованиями и обобщающими изданиями. Назовем в этом ряду такие весомые по своему научному значению книги, как «Мусульманский мир СНГ» (1996) и

1 Ende W., Steinbach U. (Hrsg). Islam in der Gegenwart. Munchen, 2005.

«Исламское возрождение в современной России» (1998) А. Малашенко (1998)2, коллективная монография «Ислам в Евразии» (2001)3, изданный Д.Ю. Араповым ценнейший сборник документов «Ислам в Российской империи» (2001)4, «Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри» (2001)5, «Очерки распространения исламской цивилизации» в двух томах (2002)6, казанский энциклопедический словарь «Ислам на европейском Востоке» (2004)7, «Религия и глобализация на просторах Евразии» (2005)8, первые выпуски энциклопедического словаря «Ислам на территории бывшей Российской империи» (2006)9, сборник статей «Императорская Россия и мусульманский мир» (2006)10. Как часть этого историографического пласта, особенно существенная для нашего исследования, выделяется литература по искусству ислама, в том числе теоретические исследования, касающиеся специфики исламского искусства в целом", и такой его важнейшей структурной составляющей, какой является мечеть. Программное значение в этом плане имеет труд Роже Гароди (философа, крупнейшего представителя эстетической мысли, известного в прошлом деятеля коммунистической партии Франции, принявшего в конце XX века ислам) «Мечеть как зеркало ислама»12. Дискуссия о том, является ли мечеть храмом, занимающая значительное место

Малашенко А.В. Мусульманский мир СНГ. М., 1996; Малашенко A.B. Исламское возрождение в современной России. М., 1998.

Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная СМ. Ислам в Евразии. Современные этические и эстетические концепции суннитского ислама, их трансформация в массовом сознании и выражение в искусстве мусульманских народов России. М., 2001.

Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика) / сост. Д.Ю. Арапов. М., 2001. 3 Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / под ред. Алексея Малашенко и Марты Брилл-Олкотт. М., 2001.

Очерки распространения исламской цивилизации. В двух т. Т. 1. От рождения исламской цивилизации до монгольского завоевания. Т. 2. Эпоха великих мусульманских империй и Каирского Аббасидского халифата (середина XIII - середина XVI в.). Российская политическая энциклопедия. М.: РОССПЭН, 2002.

Ислам на европейском Востоке. Энциклопедический словарь. Казань, 2004. 8 Религия и глобализация на просторах Евразии / под ред. А. Малашенко и С. Филатова. М., 2005.

Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь / под ред. СМ. Прозорова. Т. I. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2006.

10 Арапов Д.Ю. Императорская Россия и мусульманский мир (конец XVIII - начало XX в.). Сб. статей. М.,
2006.

11 Непреходящее значение в этом ряду имеют переизданные на многие языки мира труды Титуса Буркхардта
(Burckhardt Т. Art of Islam. London, 1976; Буркхардт Титус. Сакральное искусство Востока и Запада.
Принципы и методы. М., 1999). Значительный вклад в теорию исламского искусства и архитектуры внесли
новейшие разработки американского исследователя Олега Грабара, обобщенные, в частности, в его статье,
включенной в «Энциклопедию Корана»: Grabar Oleg. Art and Architecture and the Qur'an II Encyclopedia of the
Qur'an. Volume One. Leiden -Boston -Koln, 2001. P. 161- 175.

12 Garaudy R. Mosquee, miroir de l'lslam. Paris, 1985.

в философской, эстетической, культурологической и искусствоведческой литературе последних десятилетий, нашла свое отражение во многих публикациях. В трудах известного востоковеда российской школы Ш.М. Шукурова - последовательного сторонника восприятия мечети как «святыни», в парадигме храмового зодчества, в частности в его капитальной монографии «Образ Храма / Imago Templi»13.

В турецкой научной литературе особенно выделяются исследования наследия Османской империи, предпринятые на протяжении многих лет плодотворной научной деятельности Октаем Асланапа14.

Необходимо отметить мирового значения философов, архитекторов и искусствоведов в одном лице, таких как Мухаммед Аркун15, Акель Исмаил Кахера16, Латиф Абдулмалик17 и многих других, не менее значимых людей изучающих современные трансформации в религии и культуре ислама.

К классике российского востоковедческого искусствознания относится монография Б.В. Веймарна «Искусство арабских стран и Ирана VII-XVII веков» (1974)18. В ней выявлена цельность исламского искусства, выделена особая проблема изобразительности, архитектура рассмотрена в единстве с другими видами искусства. Еще большее значение для компаративных сопоставлений и понимания целостности исламской художественной культуры имеет изданный уже после смерти Б.В. Веймарна богато иллюстрированный сборник его трудов, включающий анализ зодчества арабского мира, Ирана и Турции, - «Классическое искусство стран ислама» (2002) ". Труды Т.П. Каптеревой по искусству стран Магриба20, Ш. Шукурова по искусству Ирана21, Г.А. Пугаченковой, Л.И. Ремпеля, Л.Ю. Маньковской,

13 Шукуров Ш.М. Образ Храма / Imago Templi. М.: Прогресс-Традиция, 2002.

14 Aslanapa Oktay. Turkish Art and Architecture. London, 1971; Aslanapa, Oktay. Turk Cumhuriyetleri Mimarhk
Abideleri. Ankara, 1996.

li Mohammed Arcoun. Islamic Culture, Modernity, Architecture.

16 Akel Ismail Kahera. Deconstructing the American Mosque: Space, Gender, and Aesthetics.

17 Akel Kahera, Latif Abdulmalik and Craig Anz. «Design Criteria for mosques and Islamic centers.

18 Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана VII - XVII веков. М., 1974.

19 Веймарн Б.В. Классическое искусство стран ислама. М., 2002.

20 Каптерева Т.П. Искусство стран Магриба. Средние века. Новое время. М., 1988.

21 Шукуров Ш. Искусство средневекового Ирана (формирование принципов изобразительности). М., 1989.

М.С. Булатова по искусству Средней Азии22, книг СМ. Червонной по истории искусства Татарстана и Крыма23, публикаций СО. Хан-Магомедова, посвященных исламской архитектуре Дагестана24. На новом этапе развития российского востоковедческого искусствознания появились такие репрезентативные издания и обобщающие труды, посвященные классической архитектуре мусульманского мира, как книга «Сокровища исламской архитектуры» Т.Х. Стародуб-Еникеевой25, ставшая основной ее диссертационного исследования «Эволюция типов средневековой исламской архитектуры» (2006)26. Опыт возрождения исламского искусства на современном этапе во всех видах творчества мусульманских народов России всесторонне рассмотрен в монографии СМ. Червонной «Современное исламское искусство народов России» (2008)27.

Второй крупный историографический пласт, на который опирается диссертационное исследование, формируют труды по истории Азербайджана и тех государств (империй), в границах которых оказывалась территория Азербайджана в разные исторические периоды, испытывая с их стороны культурные влияния, политические вызовы, прямые и косвенные воздействия. Эта историческая литература, так же как литература по исламу, очень богатая, включающая огромное множество публикаций и весьма противоречивая по своим концепциям (ибо, скажем, история - фактически разные «истории»! -Азербайджана в дореволюционной российской, в советской, в современной азербайджанской, в турецкой, в современной российской научной литературе и публицистике выглядят часто как мало похожие друг на друга процессы и явления, из-за того, что по-разному расставлены акценты). В этой связи нам

22 Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. Искусство Средней Азии. М-, 1980; Маньковская Л.Ю. Типологические
основы зодчества Средней Азии (IX - начало XX в.). Ташкент, 1980; Булатов М.С. Геометрическая
гармонизация в архитектуре Средней Азии IX-XV вв. (историко-теоретическое исследование). М., 1988.

23 Червонная СМ. Искусство Татарии. История изобразительного искусства и архитектуры с древнейших
времендо 1917 года. М., 1987; Червонная С.М. Искусство татарского Крыма. Берлин, 1995.

24 Хан-Магомедов СО. Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана. М., 1979; и др.

25 Стародуб-Еникеева Татьяна. Сокровища исламской архитектуры. М., 2004.

Стародуб Т.Х. Эволюция типов средневековой исламской архитектуры. Автореф. дис. ... до-ра искусствоведения. М., 2006. 27 Червонная С.М. Современное исламское искусство народов России. М., 2008.

приходилось обращать серьезное внимание и на те «классические», академические труды по истории Азербайджана, по которым на протяжении десятилетий XX века учили историю своей республики граждане «советского» Азербайджана28, и на азербайджанскую литературу в эмиграции, имевшую возможность развивать «контрверсии», опровергающие догмы и фальсификаторские тенденции советской историографии29.

Третий историографический пласт формирует искусствоведческая литература, посвященная изобразительному искусству и зодчеству Азербайджана, который выделен как самостоятельный, единственный объект. На ней зиждется все, что известно об искусстве Азербайджана во всем многообразии его видов и жанров, достижений и творческих проблем, во всей совокупности шедевров его наследия и талантов его современных мастеров. Особое значение в этом ряду имеет изданная в Москве под редакцией Б.В. Веймарна девятитомная «История искусства народов СССР», в том числе те ее тома, в которые включены разделы и главы по истории искусства Азербайджана30.

В этом кругу особое значение имеют труды Л.С. Бретаницкого. Его книга «Зодчество Азербайджана XII-XV вв. и его место в архитектуре Переднего Востока» (1966)31 - это капитальное исследование, в котором выявлены исторические этапы развития азербайджанской архитектуры, ее взаимосвязи с архитектурой Ирана и другими центрами исламской цивилизации. Крупным планом представлена в этой книге архитектура Баку. Изданный в 1988 году сборник избранных трудов Л.С. Бретаницкого под названием «Художественное наследие Переднего Востока эпохи феодализма» 32 сохраняет свое непреходящее значение в области методологии исследования

8 История Азербайджана в трех томах. Баку, 1958-1963.

29 Расул-Заде М. Э. О пантураиизме. В связи с кавказской проблемой / предисл. H. Жордания. Париж, 1930;
Оксфорд, 1985.

30 История искусства народов СССР / под ред. Б.В. Веймарна. Т. 3. М., 1974; Т. 5. М„ 1979; Т. 6. М., 1981; Т. 8.
М., 1977; Т. 9. Кн. 1.М., 1982.

31 Бретаницкий Л.С. Зодчество Азербайджана XII - XV вв. и его место в архитектуре Переднего Востока. М.,
1966.

32 Бретаницкий Л.С. Художественное наследие Переднего Востока эпохи феодализма. М, 1988.

памятников исламской архитектуры. Включенные в этот сборник статьи Бретаницкого «Архитектурно-художественные школы Азербайджана XII-XV вв.»33, «Особенности застройки феодального Баку как отражение гражданской истории города»34, «К проблеме взаимосвязей и стилистической общности культур народов Переднего Востока (о связях архитектуры Азербайджана и Средней Азии в эпоху господства Тимуридов)»35 уже непосредственно связывают проблематику азербайджанской архитектуры и ее историю с процессами развития зодчества и основными типами исламской культовой архитектуры в эпицентрах мусульманской цивилизации на Ближнем Востоке.

В азербайджанском искусствознании пальма первенства в исследовании национального архитектурного наследия в целом, его «исламской» составляющей (мечетей) в частности, в том числе мечетей Апшеронского полуострова, принадлежит Ш. Фатуллаеву, и на труды этого исследователя36, прежде всего на предложенную им по отношению к мечетям Апшеронского полуострова типологическую систему, опирается настоящая диссертационная работа.

Четвертый важнейший пласт использованной в диссертационном исследовании литературы содержит в себе публикации, этнографические описания, легенды, окружающие различные поселения и сооружения; о составленных энтузиастами списках подлежащих охране памятников истории и культуры; об очерках селений и городов Азербайджана, туристических проспектах, своеобразных введениях в культурную географию и иных работах, содержащих ценнейшую, порою ничем не заменимую информацию о мечетях Апшеронского полуострова, об истории их строительства, обновления, реконструкции, о местных зодчих и строителях, а также

33 Бретаницкий Л.С. Художественное наследие Переднего Востока эпохи феодализма. М., 1988. С. 72-94.

34 Там же. С. 104-109.

35 Там же. С. 139-146.

36 Фатуллаев Ш.С. Градостроительство Баку XIX - начала XX веков. Л., 1978; Fatuttajew S. Architektura
Azerbejdzanu w okresie kapitalizmu II Teka Komisji Urbanistyki і Architektury, 1976, t X. S. 157-170; Фатуллаев
Шамиль Сейфулла оглы. Апшерон (Градостроительство и мечети). Баку, 1991.

фиксирующих многие другие факты и версии, существенные для данного исследования.

Похожие диссертации на Мечеть Апшеронского полуострова. История и современность