Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Система патриотического воспитания в народной педагогике казачества: история и современность Башкатова Наталья Павловна

Система патриотического воспитания в народной педагогике казачества: история и современность
<
Система патриотического воспитания в народной педагогике казачества: история и современность Система патриотического воспитания в народной педагогике казачества: история и современность Система патриотического воспитания в народной педагогике казачества: история и современность Система патриотического воспитания в народной педагогике казачества: история и современность Система патриотического воспитания в народной педагогике казачества: история и современность Система патриотического воспитания в народной педагогике казачества: история и современность Система патриотического воспитания в народной педагогике казачества: история и современность Система патриотического воспитания в народной педагогике казачества: история и современность Система патриотического воспитания в народной педагогике казачества: история и современность
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Башкатова Наталья Павловна. Система патриотического воспитания в народной педагогике казачества: история и современность : история и современность : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Владикавказ, 2005 184 с. РГБ ОД, 61:06-13/239

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Патриотическое воспитание как составная часть целостного педагогического процесса

1.1. Теоретико-методологические основы системы патриотического воспитания: цели, задачи, принципы реализации с. 12

1.2. Современные тенденции развития системы патриотического воспитания российской молодежи с.34

Выводы по главе I с.49

Глава II. Патриотическое воспитание - основа народной педагогики казачества

2.1. Становление и развитие патриотических традиций в истории казачьих формирований с. 54

2.2. Роль семьи и общественности в воспитании патриотизма у молодых казаков с. 67

2.3. Патриотическое воспитание в содержании и организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях казаков до октября 1917 года с. 89

Выводы по главе II с. 111

Глава III. Особенности деятельности современных учебных заведений и детских организаций казачества по воспитанию патриотизма

3.1. Специфика системы патриотического воспитания в современных казачьих учебных заведениях с. 119

3.2. Патриотическое воспитание в деятельности детских казачьих общественных объединений и организаций с. 140

Выводы по главе III с. 161

Заключение с. 164

Библиографический список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Происходящие в Российской Федерации процессы общественно-политических и социально-экономических преобразований выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, в полном смысле демократического государства, обеспечивающего на деле конституционную свободу граждан, их правовую и социальную защищенность.

Успешное решение этих задач требует от граждан глубокого осмысления происходящего, выработки активной жизненной позиции и практической деятельности в интересах общества и государства. Это в свою очередь предполагает необходимость формирования у граждан России, прежде всего у подрастающего поколения, высоких морально-нравственных, психологических, этических качеств. Особое значение в этой связи придается таким понятиям, как патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества.

Решение этой проблемы может и должно рассматриваться в тесной связи с процессами и явлениями российской и мировой значимости, а также с учетом важнейших социально-политических, духовных, военно-технических и иных факторов, оказывающих воздействие на современную молодежь.

Кризисные явления социально-экономической, политической и иных сфер общественной жизни, безусловно, не могли не сказаться на процессе воспитания подрастающего поколения, поскольку в последние десятилетия в российском обществе значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как долг, честь, достоинство, историческая память и т.д. Акценты в социально-нравственных ориентирах значительной части молодежи резко сместились в сторону прагматизма и конъюнктуры, эгоизма, антисоциального и антигуманного поведения. На практике это проявляется в безответственном отношении граждан к своему долгу перед

Отечеством, социальной незрелости и бездуховности, нетерпимости и агрессивности. Естественно, что с подобными негативными тенденциями должны активно бороться государственные и общественные институты.

Деятельность социальных и государственных институтов, организаций и ведомств должна строиться на научных основах, соответствующих современным реалиям концептуальных подходах и установках.

В последнее время механизм координации и организации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, военных ведомств в вопросах военно-патриотического воспитания разладился. Одной из причин этого является отсутствие общей стратегии в воспитании патриота и гражданина, что обусловлено, на наш взгляд, нехваткой глубоких теоретических основ в деле воспитания подрастающего поколения, отступлением от комплексной реализации задач, связанных с идеей возрождения обновленного Отечества и необходимостью защиты его интересов.

Естественно, что в таких условиях проблема патриотического воспитания молодежи становится одной из актуальнейших проблем современности, требующей неотложного решения задач фундаментального и всеобъемлющего анализа проблем в сфере патриотического воспитания. Это требует глубокого изучения всех общественно значимых изменений, процессов и явлений, оказывающих влияние на формирование личности.

Особое значение в этой связи приобретают поиск и разработка принципиально новых подходов к созданию качественно иных основ воспитания молодого поколения, учет системы ценностей и интересов молодежи, построение системы воспитательного воздействия в соответствии с важнейшими тенденциями развития российского общества, к числу которых мы относим стремление к национальному самоопределению, на путь которого встало казачество России.

В этой связи особое внимание следует обратить на систему традиционного воспитания и народную педагогику как мощное средство формирования глубоких нравственных основ личности.

Казачеству Северного Кавказа удалось создать самобытную культуру, сохранить и передать последующим поколениям глубокую веру в силу своего народа. В систему образования и воспитания казачества положено два начала - религиозно-православное и национально-русское, что обусловило высокую духовность, гражданственность и патриотичность казачества.

Безусловно, за долгую историю существования казаки накопили значительный опыт в деле патриотического воспитания молодежи, поскольку во все времена казачество было тесно связано с государственной службой и выше всего ставило свой долг перед Отечеством. Педагогический опыт казачества в этом направлении требует изучения, обогащений новым содержанием и преломления в современной практике воспитания патриотизма у российских граждан.

Теоретическая и практическая значимость проблемы воспитания патриотизма в современных условиях с учетом современных реалий, отсутствие работ, дающих целостное представление о системе воспитания патриотизма в практике традиционной педагогики казачества Северного Кавказа, недооценка эффективности народно-педагогических методов в деле воспитания патриота и гражданина, необходимость активного использования форм и методов традиционного воспитания в процессе формирования личности обусловили выбор темы нашего исследования: «Система патриотического воспитания в народной педагогике казачества: история и современность».

Объектом исследования является патриотическое воспитание как часть целостного педагогического процесса, направленная на формирование у молодого поколения высоких морально-нравственных качеств.

Предметом исследования является процесс патриотического воспитания у казаков Северного Кавказа, нашедший свое отражение в практике семейной педагогики, деятельности общественных объединений и организаций, практики учебных заведений.

Проблема исследования состоит в обобщении и научной оценке педагогических идей и опыта в области патриотического воспитания, накопленных казаками Северного Кавказа в процессе их исторического развития.

Цель исследования: раскрыть специфику содержания, форм и методов воспитания патриотизма в казачьей народной педагогике.

Достижение данной цели требует решения ряда задач:

охарактеризовать сущность и значимость патриотического воспитания для развития общества и государства;

определить основные тенденции развития современного российского общества, обусловливающие специфику патриотического воспитания;

проанализировать и обобщить с позиций историзма опыт казачьей народной педагогики в деле воспитания патриота и гражданина, отраженный в практике семейного воспитания, в деятельности казачьих объединений, организаций и учебных заведений;

дать научную оценку опыту современных казачьих учебных заведений, детских объединений и организаций в деле воспитания патриотизма;

разработать рекомендации по обновлению системы патриотического воспитания с учетом современных тенденций и достижений народной педагогики.

Методологическая основа исследования:

признание приоритета общечеловеческих ценностей;

аксиологический подход к изучению педагогических реалий;

целостность мирового педагогического процесса, своеобразие его протекания в различных странах и регионах;

изучение педагогических фактов и явлений в их диалектической взаимосвязи и единстве;

принцип связи логического и исторического, объективного и субъективного;

трансформация педагогических идей в связи с изменениями в развитии общества и государства;

системно-структурный подход к изучению педагогических идей, связь исторического с современностью.

При изучении педагогической проблемы автор руководствовался также принципом комплексного использования методов исследования. Данный принцип, обусловленный сложностью самого педагогического процесса и его диалектичностью, предусматривает выдвижение нескольких исследовательских задач, охват как можно большего числа связей изучаемого процесса, в результате чего создается объективное представление об изучаемом педагогическом явлении.

Теоретической основой исследования явились идеи и концепции следующих авторов: Ю.К.Бабанского, Б.М.Бим-Бада, М.В.Богуславского, Г.С.Зайцева, В.И.Лутовинова, В.В.Макаева, А.С.Макаренко, С.В.Марзоева, В.В.Марьина, А.В.Мудрика, З.И.Равкина, В.А.Сухомлинского; специалистов по этнопедагогике: В.Ф.Афанасьева, Г.С.Виноградова, Г.Н.Волкова, А.Э.Измайлова, В.К.Кочисова, Е.Е.Хатаева, С.Р.Чеджемова, И.А.Шорова.

Ведущими методами исследования явились:

- изучение архивных и литературных источников по проблеме;

анализ государственных документов по вопросам образования и патриотического воспитания граждан РФ, уставных и программных документов казачьих объединений и организаций;

сравнительно-сопоставительный анализ первоисточников;

личные наблюдения за деятельностью современных образовательных учреждений казачества в направлении патриотического воспитания молодежи;

интервьюирование руководителей, педагогов, учащихся, казачьих учебных заведений;

- обобщение и систематизация полученных данных.
Источниками исследования явились материалы по истории, этногра-

фии, народному творчеству, краеведению, педагогическая и документально-художественная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, государственные документы, отражающие политику страны в области патриотического воспитания населения и образования, учебные программы, методическая литература.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественной педагогической науке дана обобщенная характеристика системы патриотического воспитания, сложившейся в народной педагогике казаков Северного Кавказа. Установлено, что среде казачества семья и общественные объединения, организации рассматривались как определяющий фактор начального этапа формирования патриотических качеств личности. Охарактеризован сложившийся в опыте народа идеал воспитания казака-гражданина, воина. Выявлены основные составляющие целостного процесса патриотического воспитания казачьей молодежи: раскрытие физического потенциала личности; выработка нравственного сознания и национального самосознания; овладение традиционными боевыми искусствами; воспитания готовности к выполнению воинских обязанностей и т.д. Определены специфические средства и методы непосредственного педагогического воздействия семьи и казачьей общественности в направлении формирования патриотических чувств в процессе социализации личности. Проанализирован и обобщен опыт казачьих учебных заведений (в исторической проекции и в современном их состоянии), определены особенности организации процесса воспитания патриотизма: включение в содержание образования регионального компонента, усиление воспитательных функций традиционной культуры, широкое использование разнообразных форм и методов воспитания физической и моральной зрелости. В процессе исследования установлено, что сеть учебных заведений казачества расширяется, практика воспитания патриотизма обогащается в соответствии с современными тенденциями и реализуется в непосредственной связи учебных заведений, детских общественных объединений и организа-

ций, что находит свое воплощение в разнообразных формах внеклассной работы.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что патриотическое воспитание казачьей молодежи представляет целостную систему, включающую цели и задачи, средства и методы, приемы и способы воздействия на подрастающее поколение в процессе обучения и воспитания (семья, общественность, школа), а также содержащую идеал патриотически настроенной личности. Результаты исследования содержат идеи и положения, которые углубляют знания и представления современного педагога в области патриотического воспитания вообще и достижений народной педагогики в этом направлении в частности.

Практическая значимость исследования. Сформулированные автором положения и выводы могут быть включены в курсы теории и истории педагогики, этнопедагогики средних и высших учебных заведениях, в учебные пособия по педагогике, использованы для создания спецкурсов и спецсеминаров по рассматриваемой проблеме с целью обновления и углубления содержания патриотического воспитания, в лекторской работе и деятельности институтов повышения квалификации. Теоретические положения и методические материалы представляют непосредственный интерес для учителей казачьих учебных заведений, родителей и казачьей общественности. Кроме того, содержащиеся в исследовании рекомендации могут способствовать обновлению системы патриотического воспитания российских граждан за счет использования достижений народной педагогики казачества.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой источниковой базой, соответствием исследования теоретико-методологическим принципам, целям и задачам диссертационной работы, апробацией полученных результатов.

Основные этапы исследования. На первом этапе (2002-2003) проводился сбор фактического материала, его анализ и систематизация в соот-

ветствии с указанными методологическими принципами. На втором этапе (2003-2004) собранный материал обобщался, в результате чего были выявлены наиболее значимые связи педагогических фактов и явлений, а также сделаны выводы и подведены итоги исследования. На третьем этапе (2004-2005) завершалось оформление диссертации, проводилась апробация и внедрение полученных результатов в практику.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Система патриотического воспитания молодежи является частью целостного педагогического процесса и содержит в качестве основного компонента военно-патриотическое воспитание. Содержание и направленность патриотизма определяются нравственным климатом общества и культурно-историческими особенностями страны. Следовательно, патриотическое воспитания должно носить динамический характер и строиться с учетом современных реалий.

  2. Традиционная народная педагогика является эффективным и мощным по своему воспитательному воздействию средством, которое должно активно использоваться на современном этапе в практике воспитания патриотизма, поскольку народно-педагогические взгляды понятны и доступны самым широким слоям населения. Кроме того, значение традиционной педагогики возрастает в условиях возрождения в России народной культуры и национальных школ.

  3. В народной педагогике казачества накоплен значительный опыт в деле воспитания патриотизма, поскольку казачество всегда было тесно связано с государственной военной службой, осознавало свое основное назначение через служение Отечеству, его идеалам и направляло воспитательное воздействие семьи, общественности и школы на формирование у молодого поколения высоких гражданских и патриотических чувств. Накопленный опыт требует исторической оценки и систематизации.

  4. Значительный опыт патриотического воспитания накоплен в процессе деятельности современных казачьих учебных заведений, детских

объединений и организаций. Данный опыт требует изучения и активного внедрения в практику патриотического воспитания современной России, поскольку отличается исторической преемственностью и перспективностью.

Апробация и внедрение в практику. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета, использовались в работе научно-практических конференций и конгрессов регионального и международного уровней, издавались в сборниках научных трудов «Вопросы воспитания: теория и практика» (вып. 11), «Материалы докладов IV Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру», «Университетские чтения-2004», «Педагогические записки-2005», «Молодая наука-2005», внедрялись в практику казачьих учебных заведений Северного Кавказа. Опубликованные материалы использовались членами кафедры педагогики ПГЛУ, кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета, кафедры педагогики Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова на лекциях и семинарских занятиях, при выполнении студентами курсовых и дипломных работ по педагогике, в деятельности казачьих учебных заведений Ставропольского, Краснодарского краев, Ростовской области.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 181 источник (в том числе 14 - архивных).

Теоретико-методологические основы системы патриотического воспитания: цели, задачи, принципы реализации

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике и т.д. В силу этого понимание российского патриотизма, формировавшееся на протяжении многовековой истории отечественной общественной мысли, выяснение его основ является исходной задачей современности.

Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, культурно-историческими особенностями страны, спецификой взаимодействия поколений. Как показывает исторический опыт, интерес к патриотизму с наибольшей силой возрастает в ситуациях войн, революций и других социально-политических катаклизмов, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.

Анализ исследований по проблеме указывает на разнообразие и неоднозначность трактовки самого термина «патриотизм» (возвышенно-эмоциональное проявление чувств человека; активно-деятельностный подход к интересам общества; общественное явление и т.д.), что объясняется многовариантностью его использования.

Учитывая специфику нашего исследования, мы предлагаем рассматривать категорию «патриотизм» как «любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде», поскольку длительное время в истории человечества Отечество признавалось единственным, самым высшим предметом поклонения и служения [См.: Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. -М., 2002. - С. 185].

Патриотизм зарождается и формируется в раннем детстве как чувство, связанное с миросозерцанием родного края, ближнего окружения. В более зрелые годы это чувство приобретает социальную значимость, более возвышенную окраску и осознается в полной мере в процессе конкретных видов общественно-полезной деятельности. По мнению писателя Ю.М.Полякова, каждый человек «...проходит в своем духовном развитии, в поиске своего отношения к стране, в которой он родился и вырос, несколько этапов: сначала только я, потом я и Россия, потом Россия и я и наконец - в конечном счете раствориться в своем Отечестве» [Поляков Ю.М. Выращивать в себе талант любить отечество. - М., 1996. - С. 40].

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса положительных, реально проявляемых качеств личности. Основой этого развития являются духовно-нравственные и историко-культурные компоненты. Истинный патриотизм выступает в единстве глубочайшего осмысления истории, изучения культуры своего народа и активно-деятельностного участия в решении важнейших проблем современного общества. На наш взгляд, патриотизм представляется в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывную связь с Отечеством.

К основным функциям патриотизма относятся: воспитательная, регулятивная, интергративная и дифференцирующая.

Воспитательная функция связана с формированием качеств гражданина-патриота и соответствующими критериями оценки общественных явлений, политических процессов и т.д.

Регулятивная функция связана с влиянием патриотических идей на сознание и поведение личности.

Интегративная функция отражает единство этнической, социально-психологической, политической и экономической составляющих общества.

Дифферещирующая функция составляет основу процесса идентификации нации, общности, страны и учитывает их специфику.

К основным структурным компонентам патриотизма как общественного явления следует отнести патриотическое сознание, патриотическое отношение и патриотическую деятельность.

Патриотическое сознание - это отражение субъектом значимости своего Отечества и готовности предпринять необходимые действия по защите его национальных интересов. Именно патриотическое сознание является детерминантом патриотического поведения, а также морально-нравственным регулятором взаимодействия субъекта с объектом его патриотической деятельности [См.: Кочколда Г.А. Патриотическое сознание советских воинов: сущность, тенденции развития и формирования (фило-софско-социологический анализ): Дис... канд. филос. наук.].

Сложным образованием нравственного сознания является нравственно-патриотический идеал. Он формируется постепенно, проходит ряд этапов и в итоге становится базовой позицией личности, основой мировоззрения. При этом следует различать национальный идеал, не всегда совпадающий с действительностью, и национальный характер.

Патриотические отношения возникают в процессе общественной практики как реальная связь субъекта с объектом своих действий, как своеобразный канал трансформации всех видов воздействия на объект патриотизма. Патриотические отношения выступают предпосылкой материализации патриотического сознания и осуществления патриотической деятельности.

Патриотическая деятельность - это способ воплощения патриотического сознания и реализации всех видов воздействия субъекта на объект патриотизма, совокупность действий, направленных на реализацию патриотических целей. Патриотическая деятельность основывается на единстве рациональной, эмоциональной и волевой составляющих патриотического действия. Действия можно считать патриотически направленными, если они нацелены на служение Отечеству и отражают нравственную ответственность личности за судьбу своей страны.

Формирование патриотизма осуществляется в процессе патриотического воспитания личности, которое является составной частью целостного педагогического процесса, подчиняется его структурным особенностям и отличается целевой направленностью.

Целостный педагогический процесс включает в себя воздействие на рассудок и разум, на чувства и волю. Именно этот факт определяет специфику умственного и физического, нравственного и эмоционального, трудового и военно-патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание - это систематическая целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина и патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Целью патриотического воспитания является формирование у молодого поколения высоких социально значимых качеств, готовности реализовать их в интересах общества и государства.

Современные тенденции развития системы патриотического воспитания российской молодежи

Коренные преобразования в России конца XX - начала XXI вв., определившие дальнейший исторический путь развития страны, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества, что, безусловно, отражается в сознании граждан. К сожалению, в последние годы резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей и требует детального осмысления современного российского патриотизма.

Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи следующие особенности: гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; коллективистская мораль; особая любовь к родной природе.

Воспитание патриотов, защитников Отечества - давняя традиция России. Олицетворением истинно русского человека всегда были высокий моральный дух, чувство высокого патриотизма, понятие о долге и чести. Формирование основ патриотизма во все времена строилось на принципах непрерывного развития и самобытности, поскольку любовь к Родине не может быть привита искусственно, она является результатом планомерного воспитательного воздействия семьи, образовательных и государственных институтов.

Система патриотического воспитания в современной России представлена как государственными органами управления и ведомствами (Министерства общего и профессионального образования РФ, обороны, труда и социальной защиты; Госкомитеты по делам молодежи, по физической культуре и туризму; Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве РФ и др.), так и общественными организациями, объединениями, союзами, ассоциациями, клубами и т.д. Наиболее и известные из них - Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), Движение юных патриотов, Союзы ветеранов Афганистана и поисковых отрядов России, Всероссийское государственно-патриотическое объединение «Духовное наследие». Однако деятельность данной системы не имеет научного обоснования и во многом ограничена местными условиями и недостаточной материальной базой [См.: Лутовинов В.И., Радионов Е.Г. Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях: проблемы и направления их решения. - М.: ВУ, 1993.-С.28].

Одним из важных инструментов, осуществляющих патриотическое воспитание молодежи, является семья. В последние десятилетия ее возможности не в полной мере используются для формирования у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма. Во многом это связано с внутренней непрочностью семьи и приоритетом материальных проблем над духовными ценностями.

Другим важным инструментом в деле военно-патриотического вос- питания является общеобразовательная школа, деятельность которой на современном этапе не подчинена гибким целеполагающим ориентирам воспитания личности молодого человека.

Реформы 90-х гг. XX в. принципиально изменили ситуацию в сфере высшего образования: разрыв между обучением и воспитанием, переориентация нравственного сознания студентов, коммерциализация обучения, подмена педагогики дидактикой, падение уровня социально-философской и ценностно-формирующей направленности процесса.

Более ограниченной и менее масштабной стала роль Вооруженных Сил как школы гражданского мужества, патриотизма, и физического совершенства, т.е. стержневого инструмента патриотического воспитания молодежи.

Резкая смена общественных и собственно армейских ценностных ориентиров породила апатию и нигилизм. Ликвидация воспитательной системы в армии и на флоте крайне негативно отразилась на психологическом климате коллективов военнослужащих. Мотив «защищать Отечество, честно выполнять свой долг патриота и гражданина» вытесняется стремлением к материальным выгодам. Исчезает образец для подражания - человек в офицерской форме, олицетворяющий мужество, достоинство, отвагу Говоря о воспитательной функции молодежных объединений, можно констатировать их недостаточное влияние на подрастающее поколение, о чем свидетельствуют анализ программных документов, узкий спектр форм и методов патриотического воспитания, отсутствие заметных лидеров, вожаков в молодежной сфере и т.п.

В последнее время значительно возросла роль средств массовой информации (СМИ) как важнейшего инструмента социализации и формирования личности. Безусловно, что информационное поле нового типа быстрее всего влияет на молодое поколение как наиболее мобильную социальную группу, попавшую в ситуацию тотального разрыва с ценностями предшествующих поколений [См.: Лутовинов В.И., Радионов Е.Г. Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях: проблемы и направления их решения. -М.: ВУ, 1993. - С.70].

Негативная информация, иногда дезинформация, транслируемая СМИ, не может способствовать консолидации общества, возрождению российских культурно-исторических традиций, восстановлению высоких патриотических чувств, гордости за Отечество.

Происходящие процессы пагубно отражаются на молодежи - непосредственном объекте патриотического воспитания.

Чтобы эффективно оказывать воздействие на этот объект, необходимо знать его характерные особенности и черты.

1. Накопленный статистический материал позволяет утверждать, что позитивная мотивация по отношению к государственным реформам у молодежи в пять раз выше, чем у старшего поколения. И вместе с тем современная молодежь находится в некоторой растерянности по поводу потери страной передовых позиций в некоторых отраслях. 2. В молодежной среде резко снизился престиж нравственности, возросли интересы сугубо прагматического плана. У значительной части молодежи утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты, как романтизм, самоотверженность, честность, добросовестность, готовность к подвигу, вера в добро и справедливость, позитивная реализация не только личных, но и общественно значимых интересов [См.: Социология молодежи. Кн.1. -М.: ИМ, 1995. - С. 77]. 3. Продолжается процесс переориентации нравственного сознания по отношению к тем явлениям, которые должны осуждаться: нечестность, невыполнение данного слова, отсутствие чувства долга, стремление к западным ценностям и т.д. 4. Снижение интеллектуального и творческого потенциала молодежи, ценности классического образования и умственного труда. 5. Недостаточный физический потенциал молодого поколения. 6. Недопонимание значения литературно-художественного наследия, произведений искусства, фольклора для духовного становления личности. 7. Повышенный интерес к сценам жестокости, отраженным в современном кинематографе, литературе и т.д. 8. Приоритет потребительских ориентации в социокультурных ценностях молодежи. 9. «Вестернизация» (американизация) социокультурных потребностей, интересов и ценностей российской молодежи осуществляется посредством образов массовой культуры, через СМИ, шоу-бизнес, киноиндустрию и т.д. В результате чего героем, образцом для подражания становится «негативный лидер». 10. Образцы народной культуры все чаще воспринимаются как анахронизм. 11. Заметно снижается политическая активность молодежи. При этом речь идет не просто о деполитизации, а скорее об активном неприятии того, что связано с политикой как важнейшей сферой нашей жизни. Кроме того, аполитичность возводится в принцип и становится одной из мировоззренческих ценностей, несмотря на то, что уровень информированности многих молодых людей о политических событиях является достаточно высоким. 12. Отмечается неадекватное отношение молодежи к общественно полезной деятельности, причиной чему является стремление к личному материальному благополучию, вещизм, возможность обогащения противо законными способами, низкий уровень общей культуры, снижение нравст венных ограничений, ослабление воспитательной работы с подрастающим поколением [См.: Марьин В.В. Военно-патриотическое воспитание в со временной России. - Ставрополь, 2001. - С. 76-78].

Становление и развитие патриотических традиций в истории казачьих формирований

История казачества, насчитывающая несколько веков, является составной и неотъемлемой частью истории Российского государства, содержит немало героических и драматических страниц. В историческом становлении и развитии казачества можно выделить следующие основные периоды:

- XVII в. - зарождение и формирование вольного казачества Юга (донские, терские, запорожские казаки);

- конец XVII - первая половина XIX вв. - период установления стабильных служебно-договорных отношений с Россией, превращение казачества в «военно-служилое» сословие, ограничение его автономно-демократических прав и традиций;

- вторая половина XIX в. - 1917г. - формирование служилых войск на основе «Положения о войске Донском», развитие казачества под жестким административно-государственным прессом, «расказачивание» его как феодального сословия;

- 1917 - 1981 гг. - попытка самоорганизации казачества, раскол и дальнейшая политика советской власти по «расказачиванию»;

- 1981 г.-начало возрождения казачества.

Кто же такие казаки? Из Большой Советской Энциклопедии следует: «Казачество - военное сословие в дореволюционной России (XVIII - начало XX вв.). В XIV - XVII вв. - вольные люди, свободные от тягла и работавшие по найму,... а также лица, несшие военную службу на окраинах страны и так называемые вольные казаки. Служилые казаки разделялись на городовых (полковых) и станичных (сторожевых) и использовались для защиты городов и сторожевых постов, за что получали от правительства землю на условиях поместного владения и жалование. В XV-XVI вв. в России появилось вольное казачество. Именно в это время на окраинах Московского государства складываются достаточно многочисленные казачьи общины. Активный процесс формирования вольных казачьих сообществ на Северном Кавказе прослеживается, по письменным источникам, со второй половины XVI в.

В XVI - первой половине XVII вв. казаки постепенно превращаются в особое привилегированное военно-служилое сословие, положение которого определялось тем, что за,службу государству за каждым казачьим войском закреплялась занятая им земля. В XVI-XVII вв. казачество пользовалось автономией в области суда, управления и внешних отношений» [Большая советская энциклопедия. Т.П. - М., 1973. - С. 175-176.].

С 30-40 гг. XVII в. Московскому правительству приходилось иметь дело уже не с отдельными группами вольных казаков, а со сложившейся организацией - Войском, что позволяло атаманам, используя его мощь, более успешно противостоять давлению, оказываемому из центра, и оберегать казачьи вольности. Вместе с тем царская администрация извлекала свои выгоды, умело используя преимущества войсковой организации при проведении своей политики.

О казаках как уникальном народе России Л.Н.Толстой писал: «Граница создала казаков, казаки создали Россию». Возможно, слова Л.Н.Толстого не лишены преувеличения, но в таком случае следует обратиться к врагу России Наполеону. После войны 1812 г. он сказал: «Надо отдать должное казакам: именно им обязаны русские своими успехами в этой кампании... Если бы я имел их в моей армии, я прошел бы с ними весь мир».

Русский историк Н.М.Карамзин отмечал, что в XVI в. смельчаки, бежавшие на населенный юг России, «составили один народ, который сделался совершенно русским, более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства...». Мысль Н.М.Карамзина продолжил Н.И.Костомаров: «Казачество, т.е. братство, куда каждый, вступая, был братом других... И были казаки все между собой равные, а старшины выбирались на собрании и должны были служить всем по Слову Христову...».

Отношение к казачеству как своеобразному социальному явлению со стороны государственной власти, однако, не было однозначным. Достаточно привести в качестве примера расправы над казаками, учиненные Петром I, Елизаветой II, Александром П. Казаки всегда упорно отстаивали свою свободу от посягательств со стороны царского правительства. Вольнолюбивые казаки были одной из главных движущих сил крестьянских войн и восстаний XVII-XVIII вв. Несмотря на полное подчинение казачества в XVIII в. Российской империи и существование уже в качестве сословия, казачьи части еще сохраняли многие средневековые черты не только в боевом искусстве, но и в самом формировании полков, бытовании в условиях глубоко традиционной культуры. Таким образом, к концу XVIII в. казачьи войска представляли собой своеобразный конгломерат.

С развитием вооружения, тактики и стратегии русской армии, расширением театра военных действий казачьи полки стали постоянно привлекаться не только для несения военной, но и пограничной службы. Так, к началу XIX в. донские казаки охраняли границу с Польшей и Австрией, полки располагались в Молдавии, на Кавказской линии, в Петербурге и Москве. В конце XVIII - начале XIX вв. произошли значительные военно-политические, территориальные и демографические изменения и на Кавказской линии, что повлекло за собой ряд серьезных административных перемен.

В 1919 г. 24 января на заседании Оргбюро ЦК РКП(б) было принято циркулярное письмо, санкционировавшее применение репрессий не только к казакам-кулакам, но и середнякам [Известия ЦК КПСС, 1989. - №6. -С. 177-176]. Проникновение государственного управления во внутреннюю структуру казачьих обществ заслуживает более пристального внимания со стороны специалистов, поскольку касается не только сугубо политических вопросов, но и объясняет особенности протекания многих социально-экономических процессов, в том числе в сфере образования и воспитания.

16 марта 1919 г. ЦК ВКП(б) вновь обсудил вопрос об отношении к казачеству и признал установки циркулярного письма неверными, не способствовавшими сплочению трудового казачества вокруг Советской власти [Известия ЦК КПСС, 1989. - №6. - С. 163]. Тем не менее, отношение к казачеству как преимущественно «народу-помещику» надолго вошло в массовое сознание. При этом во внимание не принимался тот факт, что и само казачество было неоднородным, что в его среде протекали процессы расслоения, поделившие казаков на бедноту и аристократию. В результате допущенных ошибок многие тысячи казаков стали жертвами политики государства. Но даже в самые тяжелые годы казачья масса не проявляла стремления к отрыву от России. В казачью душу глубоко заложены два начала: религиозно-православное и национально-русское. Вот почему рассыпанное в результате тяжелых испытаний по всей земле казачество хранило дух верности своим корням.

Наиболее ярким, на наш взгляд, примером глубокого патриотизма является многотрудная история казаков-некрасовцев, которые после неудачного восстания под руководством К. Булавина вместе со своим лидером Игнатом Некрасовым вынуждены были эмигрировать в Турцию во избежание полного уничтожения войска. Трудно было представить, что прежде непримиримые враги - казаки и турки - найдут общий язык. Казаки получили убежище и даже некоторые привилегии. Турецкий султан предоставил казакам землю и свободу вероисповедания. Казаки же дали клятву «не воевать турецкую землю». Все существование казаков-некрасовцев определялось основным заветом: «Царизме не покоряться, при царях в Ра-сею не возвращаться».

Специфика системы патриотического воспитания в современных казачьих учебных заведениях

Движение за возрождение и развитие казачьей общности представляет собой активный социально-политический процесс. Официальное оформление Союза казаков состоялось на Большом круге казачьих организаций в Москве в июне 1990 г. Союз является добровольным общественным объединением представителей казачьих объединений различных регионов России на основе общности социально-экономических и духовно-культурных интересов. Деятельность его строится на исторически сложившихся традиционных для казаков принципах демократии, православия, веротерпимости, свободного хозяйственного развития, героико-патриотического воспитания молодежи. Цели движения за возрождение казачества отражены в Уставе Союза казаков и Декларации казачества России. Одним из ведущих направлений деятельности признано духовное возрождение казачества как самобытной этнической формации, воспитание патриотизма, утверждение в повседневной жизни казаков высокой нравственности, сохранение и возрождение культурных традиций и обычаев.

Закономерным, на наш взгляд, представляется тот факт, что возрождение казачества России началось с возрождения казачества Дона, Терека и Кубани, поскольку именно здесь сохранился значительный духовный и культурный потенциал и отмечены объективные предпосылки для активного движения за возрождение казачьей самобытности.

Указом Президента РФ от 17 июня 1997г. № 612 было утверждено Войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское» (ВКО ВВД). 12 октября 1990 г. в г. Краснодаре состоялся Учредительный съезд казаков Кубани. На съезде была создана многочисленная общественная организация, названная Кубанской казачьей Радой (ККР). В течение следующего года на Кубани оформилось около 40 казачьих объединений, наиболее крупной единицей явилась Кубанская казачья ассоциация [См.: Станица. - М., 2000. - №2 (32), июнь. - С. 12]. Таким образом, Всекубан-ское казачье войско (ВКВ) предстало сплоченным, сильным и авторитетным казачьим объединением края.

Начало возрождения терских казаков положил Малый круг терского казачества, состоявшийся 23 марта 1990 г. Казачий круг по традиции получил благословение протоиерея Леонида, который в своем напутствии сказал: «Казачество - это вольность, это героизм и мужество, это преданность Матери-Родине и Церкви Православной, это любовь к земле и труду, это здоровый семейный быт и уважение к женщине, это христианское милосердие и благотворительность, это защита Матери-Родины, защита мира и справедливости на земле. Оно помнит слова Господа, что нет больше той любви, как кто положит жизнь свою за ближних своих» [Цит. по Агофо-нов О.В. Казачьи войска России во втором тысячелетии. - М., 2002. - С. 347].

Трагичная история казачества после 1917 г. не ликвидировала идею казачьей общности. Казакам Северного Кавказа удалось сохранить в известной мере свое этническое самосознание, свободолюбие, большой пласт обычаев, фольклор и ремесла, культуру быта, религиозность, традиции в воспитании. Как утверждают историки, «основным началом казачьей жизни и их общественного идеала является прежде всего - вера в Бога, вера в миропорядок и непреложные законы бытия, вера в абсолютную ценность неповторимой человеческой личности. У казаков личность духовно свободна, не подавлена ничем, а лишь условиями жизни и традициями, лишена своего буйства, эгоизма, возможности паразитического существования» [Латынин В. Возвращение из небытия // Дон, 1993. - С.5-6]. Сохранению и возрождению традиционной культуры казачества содействуют Центры народной культуры, фонды возрождения культуры, общеказачьи печатные издания, общественность казачьих регионов России.

Основу национально-духовного возрождения составляет образование и цельная система воспитания, построенная на передаче молодому поколению всего позитивного опыта России в сочетании с уникальными казачьими традициями. В этой связи на Северном Кавказе в рамках межведомственной программы развития инновационных процессов образования организуются специализированные учебные заведения для детей-казаков. Новые типы учебных заведений представляют по своей сути народные школы, объединяющие воедино национальные и региональные компоненты культуры, интересы семьи и этноса. Казачьи учебные заведения призваны готовить культурную, высокообразованную молодежь, воспитывать свободную и творческую личность, знающую свои национальные истоки и способную строить свою жизнедеятельность в современном мире.

На Кубани в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края в 1994 г. открыто учреждение нового типа - Кубанский казачий кадетский корпус имени атамана Бабыча. При поступлении в него воспитанники проходят экзаменационное тестирование и медицинскую комиссию. Преимущества при зачислении имеют сироты, дети из неблагополучных семей, из «горячих точек». Обучение в корпусе не является обязательным для детей всего казачьего населения - сюда поступают на добровольных началах. Материальные возможности семьи не являются приоритетными при приеме в это учебное заведение.

Воспитанники объединяются в группы по принципу «казачьих сотен» и возглавляются старшинами. «Сотни» в свою очередь делятся на 3 взвода, взводы - на 3 отделения (10-11 человек). Командиры взводов и отделений (младшие командиры) подчиняются старшему командному составу: старшинам, воспитателям, администрации корпуса. Жизнедеятельность учащихся строится по следующему распорядку дня: 7.00 - подъем (заправка постелей, зарядка, утренний осмотр, завтрак); 9.00 - 15.00 - занятия (в старших классах -до 16.00); обед, личное время, самоподготовка к занятиям; 22.00 - вечерняя проверка, отбой.

Воспитанники 7-8-х классов находятся в корпусе вместе с воспитателями круглосуточно в течение пяти дней (выходные - суббота, воскресенье). В течение рабочей недели администрация корпуса не рекомендует встречи с родителями и гостями (для этого воспитанники имеют специально отведенное время - день открытых дверей). В целом в корпусе поддерживается режим военного учебного заведения.

Учебная работа строится здесь на основе стандартов общеобразовательной школы. Помимо этого преподаются такие учебные предметы, как история казачества, основы христианской религии, этика, эстетика, этикет, риторика. Начиная с 9-го класса осуществляется специализация по следующим направлениям: аграрное (элементы программы сельскохозяйственной академии); юридическое (основу его составляет ряд учебных дисциплин, изучаемых в юридическом колледже; данное направление предусматривает изучение основ государства и права, Конституции РФ); однако основной акцент делается на военное направление (по программе суворовского военного училища), включающее строевую, огневую, тактическую подготовку, изучение топографии, уставов.

Похожие диссертации на Система патриотического воспитания в народной педагогике казачества: история и современность