Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Происхождение и художественно-типологическое развитие дворцовой архитектуры Ахеменидского Ирана VI - IV вв. до н.э. Фатхоллах Нури Рейхане

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фатхоллах Нури Рейхане. Происхождение и художественно-типологическое развитие дворцовой архитектуры Ахеменидского Ирана VI - IV вв. до н.э. : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Фатхоллах Нури Рейхане; [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова].- Москва, 2013.- 225 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-17/51

Введение к работе

Степень изученности темы и актуальность исследования

Дворцовые комплексы ахеменидского Ирана, ставшие объектом научного исследования многих европейских и иранских специалистов еще в XIX в., как казалось до недавнего времени, хорошо исследованы. Однако новый этап в изучении древнего наследия Ирана начинается совсем недавно, во второй половине XX вв., когда наряду с западноевропейскими и американскими специалистами, в работу активно включаются иранские археологи. Следует отметить, что новейшие открытия археологов и научные исследования современной иранистики позволяют внести ряд уточнений в историю этих грандиозных архитектурных ансамблей. Наряду с археологическими исследованиями, значимую роль сыграла геофизическая разведка, прежде всего электроразведка и магниторазведка, главной целью которой являлась инвентаризация возможных мест раскопок, тогда как археологические исследования, вряд ли могли обеспечить избранную стратегию изучения больших территорий. В результате геофизической разведки, позволяющей с большой точностью зафиксировать строения, оставившие в грунте лишь незначительные следы, были выявлены ранее неизвестные сооружения и важные структуры архитектурных памятников, игравшие важную роль в идеологической концепции дворцовых комплексов ахеменидского Ирана. Кроме того, развитие технологий в области компьютерной графики и 3d сканирования и моделирования сыграли значительную роль в реконструкции исторических памятников древнеперсидского зодчества. В отличие от двухмерной реконструкции на бумаге и трехмерной в макетах, виртуальная трехмерная реконструкция позволяет более точно воссоздать облик архитектуры и передать масштаб строений в соответствии с человеческим восприятием и углом зрения.

Отметим, однако, что результаты этих исследований малоизвестны российским ученым. Зачастую часть докладов и материалов исследований опубликованы лишь на персидском языке и более чем три десятилетия оставались недоступны большинству заинтересованных специалистов.

Таким образом, данная работа, анализируя новейшие открытия современной иранистики, ставит ряд важнейших вопросов, касающихся, прежде всего, происхождения и художественно- типологического развития дворцовой архитектуры ахеменидского Ирана, вызвавших наибольшее число научных дискуссий. Актуальность избранной темы обусловлена потребностью в заполнении значительных пробелов российского искусствознания, в изучении зодчества Древнего Ирана.

Географические границы исследования

Дворцово-архитектурные комплексы ахеменидского Ирана, являющиеся объектом данного исследования, располагаются в ряде исторических областей современного Ирана. Таким образом, географические границы исследования, в основном, включают в себя регионы Иранского нагорья. Однако некоторые ранние и поздние дворцы, известные нам, оказались за пределами Ирана - в Западной Анатолии, Месопотамии и Армении. Кроме того, в контексте исследования проблемы происхождения дворцовой архитектуры ахеменидского Ирана и художественной особенности его декоративного убранства, географические границы исследования были расширены. Такой выбор обусловлен необходимостью раскрытия темы. Следует отметить, что искусство Ахеменидов является синтезом искусств народов Иранского нагорья и высокоразвитых соседних стран, вошедших в состав империи в результате экспансии. Таким образом, географические границы исследования были определены границами Ахеменидской империи, включавшими в себя страны Малой Азии, Ближнего Востока и Египет, большую часть Центральной Азии и Балканского полуострова.

Хронологические рамки исследования

Хронологические границы, заявленные в названии данного исследования, определены возникновением Ахеменидской державы во главе с Киром Великим в середине VI в. до н. э., и падением империи в результате вторжения Александра Македонского в 30-х гг. IV в. до н. э.

Таким образом, проблема типологического развития дворцовой архитектуры и художественной эволюции ахеменидской эпохи рассматривается в пределах VI - IV в. до н. э. Однако, в рамках анализа генезиса ахеменидского дворцового зодчества и его декоративного убранства, хронологические рамки расширены, охватывают также зодчество древнейших государств Иранского нагорья, начиная с XVII в. до н.э. Такой временной охват является необходимым условием для объективного изучения данной проблематики.

Объект исследования

Объектом данного исследования являются дворцово- архитектурные комплексы ахеменидского Ирана, их декоративное убранство.

Предмет исследования

Предметом исследования в первую очередь является проблема происхождения дворцовой архитектуры ахеменидского Ирана, вызвавшая бурную дискуссию среди специалистов.

Большое внимание также уделяется типологии дворцового зодчества этой эпохи, в контексте его исторического развития. Кроме того, мы анализируем выявленные новеишими археологическими исследованиями ранее неизвестные строения, являющиеся ключевыми объектами в общей структуре ансамбля.

Другим предметом данного исследования является взаимосвязь общей структуры царского пространства и планировочного решения ансамбля с его декоративным убранством. Следует отметить, что пластические объекты, элементы архитектуры, декоративные керамические панно, рельефы, фрески и другие компоненты декоративного убранства, имеют не только прикладное значение, но и играют значительную роль в организации царского пространства и общей структуре планировочного решения, столь важной для церемонии двора.

Данное исследование также анализирует художественную эволюцию дворцовой архитектуры ахеменидского Ирана, приведшую к становлению большого имперского стиля.

Цель исследования

Целью работы, как следует из ее названия, является исследование дворцово-архитектурных комплексов ахеменидской эпохи в контексте их происхождения, типологического развития и художественной эволюции.

Задачи исследования

В соответствие с установленной целью данного исследования и необходимостью полноты раскрытия темы определены следующие задачи:

изучить историю возникновения, пути формирования, особенности культуры и традиции зодчества народов Иранского нагорья доахеменидского периода, сыгравшие важную роль в формировании собственно ахеменидского искусства;

исследовать проблему генезиса дворцовой архитектуры ахеменидского Ирана, определить архитектурную типологию дворцовых строений в контексте их исторического развития;

исследовать идейные программы и замыслы организации пространства царских резиденций;

определить роль и характер влияния традиций и культуры соседних высокоразвитых держав (Египта, Вавилонии, Ассирии, Урарту, городов восточной Греции, в частности Ионии, и других стран Малой Азии - Лидии, Ликии, Карии), оказавшихся под властью Персидской империи, на типологию дворцового зодчества и формообразование декоративного убранства эпохи Ахеменидов. Анализировать эволюцию художественного стиля приведшего к становлению большого имперского стиля;

предложить интерпретацию образного строя монументальной скульптуры, рельефов и других элементов декоративного убранства в контексте политических и исторических событий и традиций Ахеменидов;

выявить особенности архитектурного построения и декоративного убранства дворцового зодчества ахеменидской эпохи, раскрыть их уникальность и исключительное своеобразие, обусловленные персидской идентичностью.

Источники исследования

Для комплексного анализа дворцового зодчества ахеменидской эпохи и его декоративного убранства необходимы источники археологического и историко-культурного характера в частности: руины дворцов доахеменидского и ахеменидского периода, музейные архивы и коллекции архитектурных фрагментов и произведения декоративно-прикладного искусства, позволяющие произвести натурное исследование. Материалы данного исследования базируются на изучении коллекций российских музеев: ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственного Эрмитажа; ряда зарубежных музеев: Британского музея, Музея искусств и истории при Кембриджском университете, Музея Восточного института Чикагского университета, Метрополитен-музея, Музея археологии и антропологии Пенсильванского университета, Музея Лувра, Лионского музея изобразительных искусств, Берлинских музеев, а также иранских музеев: Иранского национального музея в Тегеране (Iran-e Bastan), Музея стекла и керамики Ирана в Тегеране (Abguineh), Музея Реза Аббаси в Тегеране, Национального музея Кашана (Bagh-e Fin), Археологического музея Тебриза, Музея Урмии, Музея Персеполя (Takht-e Jamshid), Музея Суз (Shush).

В ходе исследования также были изучены эпиграфические памятники (царские анналы, закладные надписи, надписи на рельефах и других элементах архитектуры), археологические материалы (опубликованные и архивные отчеты, исторические гравюры, фотографии, обмерные чертежи и реконструкции планов и фасадов) и исторические повествования древнегреческих авторов.

Методы исследования

Всесторонний анализ данного исследования основан на ряде традиционных для искусствознания научных методов. Формально- стилевой метод позволяет выявить композиционные и архитектурно- пластические особенности дворцовых комплексов, их типологическое своеобразие, а также систематизировать закономерности их декоративного убранства. Кроме того, именно этот метод позволяет нам сделать важные выводы, касающиеся художественной эволюции искусства Древнего Ирана, выявив важнейшие хронологические этапы.

Сравнительно-исторический метод позволил выявить общее и особенное в искусстве ахеменидского Ирана и подвластных ему территорий.

Благодаря культурно-историческому методу, удалось представить особенности политического, социального и религиозного контекста, во многом определившего особенности становления и развития большого имперского стиля искусства ахеменидского Ирана.

Иконографический метод позволяет сделать выводы, касающиеся целого ряда устойчивых изобразительных мотивов в искусстве Древнего Ирана: репрезентация царя и церемоний царского двора, шествие покоренных народов и данников, атрибутов власти, геральдических мотивов, а также прославления доблестных подчиненных царя - верных сатрапов и «гвардии бессмертных». Кроме того, этот метод показывает длительную и непрерывную историю развития отдельных иконографических мотивов, имеющих доахеменидское происхождение (например, в искусстве Элама, Египта эпохи Нового царства и т. д.).

Применение иконологического метода, опирающегося на древние письменные источники, позволяет нам реконструировать идейные и литературные программы дворцовых ансамблей.

Социально-исторический метод, широко принимаемый в новейшем искусствознании, позволяет исследовать проблему социального заказа, понять особенности построения пространства дворцовых комплексов. Также, важно отметить, что в эпоху Ахеменидов впервые в истории человечества сформировалась система политического устройства и управления столь сложной структуры многонациональной державы, в основе которой лежала терпимость и уважение к культурам других этнических групп и иным религиям. Такой политический устой, заложенный Киром Великим, являлся важной формой управления, сохранившейся на протяжении правления Ахеменидской державы. Однако данная политика управления не отрицала существования социальной дифференциации как по статусу, так и этносу, о чем свидетельствуют назначение дворцовых строений, также сюжеты и место расположения ряда рельефов (в частности рельеф лестницы ападаны в Персеполе). Цель применения социально- исторического метода, также заключается в определении и реконструкции сложной социальной структуры, имевшей значимую роль в концепции архитектурного построения и декоративного убранства дворцовых комплексов ахеменидского Ирана.

Научная новизна работы

Научная новизна данного исследования, прежде всего, заключается в проведении комплексного анализа, посвященного проблеме генезиса дворцовой архитектуры ахеменидского Ирана и ее типологической и художественной эволюции, на протяжении большого хронологического периода начиная с XVII в. до н. э. до средины VI в. до н. э.

Основываясь на новейших научных исследованиях западноевропейских и иранских ученых, данная работа заполняет значительные пробелы российского искусствознания в изучении дворцовой архитектуры ахеменидского Ирана. Впервые в русскоязычной историографии публикуется большой корпус важнейших археологических источников по истории зодчества как ахеменидского, так и доахеменидского периодов.

Впервые вводятся в научный оборот российского искусствознания и анализируются вновь открытые и малоизвестные архитектурные памятники, относящиеся как к доахеменидскому, так и ахеменидскому периодам (в частности, зодчество древнейших царств Манны, Мидии и Элама, имеющих большое значение в понимании искусства Древнего Ирана, также ряд дворцовых сооружений и других структур ахеменидского периода в Пасаргадах и Сузах). Эти данные открывают важнейшие сведения об общей идеологической концепции планировочного решения и структуре дворцовых ансамблей Древнего Ирана.

Отметим также, что впервые в истории иранистики предпринята попытка систематизации обширнейшей историографии, касающейся ахеменидской художественной культуры. Помимо того, в исследовании предложен и аргументирован собственный вариант периодизации развития зодчества и художественной культуры Древнего Ирана. Также внесены уточнения в атрибуцию ряда известных архитектурных комплексов.

Практическая значимость работы

Взяв во внимание значительные пробелы в области изучения Древнего Ирана в российском искусствознании, практическое значение данного исследования заключается в его применении для создания новейших очерков по истории архитектуры и искусства Древнего Востока. Кроме того, материалы и выводы исследования существенно дополнят раздел истории художественной культуры Древнего Ирана в трудах по всеобщей истории искусства, могут быть полезны для уточнения атрибуции ряда памятников в российских собраниях, а также при создании учебных пособий по искусству Древнего Мира, в образовательных целях при подготовке и чтении общих и специальных курсов и семинаров по всеобщей истории и истории искусств.

Апробация исследования

Диссертация выполнена в соответствии с планами кафедры истории искусства МГХПА им. С. Г. Строганова. Основные положения диссертации изложены в опубликованных статьях в научных сборниках, в том числе, рекомендованных Высшей Аттестационной Комиссией, а также в опубликованных тезисах на русском и английском языках, докладах на российских и международных научных конференциях (в частности в Университете Сент-Эндрюса, Великобритания и Белградском Университете, Сербия).

Кроме того, материалы исследования использовались автором при чтении отдельных лекций и ведении семинаров по искусству

Древнего Мира (по курсу «Всеобщей истории искусства») кафедры истории искусств МГХПА им. С. Г. Строганова.

Структура работы

Диссертация состоит из двух томов. Первый том содержит текст диссертации, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и списка иллюстраций. Второй том - иллюстративное приложение.

Похожие диссертации на Происхождение и художественно-типологическое развитие дворцовой архитектуры Ахеменидского Ирана VI - IV вв. до н.э.