Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Архитектура японского жилища канонического типа : опыт сохранения и развития Сидоров, Владимир Анатольевич

Архитектура японского жилища канонического типа : опыт сохранения и развития
<
Архитектура японского жилища канонического типа : опыт сохранения и развития Архитектура японского жилища канонического типа : опыт сохранения и развития Архитектура японского жилища канонического типа : опыт сохранения и развития Архитектура японского жилища канонического типа : опыт сохранения и развития Архитектура японского жилища канонического типа : опыт сохранения и развития
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сидоров, Владимир Анатольевич. Архитектура японского жилища канонического типа : опыт сохранения и развития : диссертация ... доктора искусствоведения : 17.00.04 / Сидоров Владимир Анатольевич; [Место защиты: Алт. гос. ун-т].- Барнаул, 2010.- 402 с.: ил. РГБ ОД, 71 11-17/14

Введение к работе

Методология исследования жилища Японии учитывает специфику принципа «единства противоположностей». В Японии этот принцип понимался и понимается не со знаком отрицания, а со знаком сложения нового со старым, без ущерба или даже с главенством старого. Такой подход - «примирение», «развитие... как повторение» - является также содержанием диалектики1, и на востоке совершенствовался тысячелетиями. Метод японского миропонимания бьш заимствован из материковой культуры Китая, Кореи, Сибири, но, в отличие от обозначения всего противоположного, выражал указанную специфику. Каноничность японской культуры происходит от подражания природе, возвышение ее в канон природы, через синтоизм - следование природе, соответственно сложилась поддерживающая его канон-культура.

Тесная связь общественной и индивидуальной жизни с религией синто и позднее с буддизмом также служила соединению канона природы и канон-культуры во всех проявлениях, в том числе архитектуре, создав канонические пространства жилищ и храмов, которые по своей природной закономерности ничем не отличались друг от друга. Феномену японской канон-культуры посвящены работы ученых Японии (С. Акимото, И. Сабуро, Д. Окада, Н. Ито, Т. Маэда, Т. Ёсидзава, М. Накагава, К. Тонума, И. Курита, М. Уэда, Ф. Ха-шимото), России и других стран (К. Кантор, А. Лазарев, В.Ф. Сидоренко, А.А. Накорчевский, О. Шуази, А. Печчеи, Р. Христофер, С. Нома, Г. Сансом).

Несмотря на проработанность феномена канон-культуры в целом и в разных областях: философии, истории, литературы, искусства, воспитания и образования, педагогики и психологии, он представляется недостаточно учитываемым в архитектуре, его влияние и его значение для развития архитектуры жилища, как для Японии, так и для России, лежит в основе преемственного сохранения традиций в прошлом и будущем.

Актуальность исследования. Традиционные жилые дома в Японии показывают, что двойственная суть жилища как отражения природы и культуры неразделима до настоящего времени и является канонизированной традицией. Это остро противоречит статусу обособления жилища, принятому в континентальной культуре - евразийской и американской, все более широко проникающей в японскую жилищную практику. Непротиворечивость внутреннего внешнему культивировалась веками, включенность в природу -включение природы в жилище - обязательно сохраняется в Японии даже в самых современных многоэтажных жилых комплексах, что говорит об использовании канонических традиций жилища и канонических элементов при

В исследовании диалектики Ф.Г. Гегель называет этот подход ведущим, говоря, что истина состоит в примирении противоположностей (см.: Эстетика : в 2 т. СПб., 2007. Т. I. с. 126). В.И. Ленин по идеологическим причинам осуждает данный подход, возвышает «борьбу противоположностей» - для уничтожения старого (Философские тетради. М., 1965. С. 316-322). Последняя концепция главенствовала в советский период в отечественной методологии архитектурного творчества и является наиболее проработанной в настоящее время (Кузьмин Н.С., 1977; Коротковский А.Э., 1987; Кармазин Ю.И., 2005).

современном проектировании. В агломерации Токио, насчитывающей сейчас около 1/3 всего населения страны, с наибольшей остротой соприкасаются два противоположных подхода - западный, в широком смысле, замена на новое отрицаемого, безвозвратно утрачиваемого прошлого, и традиционный восточный, воспроизводящий каноны прошлого на основе совершенствования достигнутых форм и типов архитектуры и видов искусства. В этом касании, как уже не раз случалось в истории, восточная культура, в отличие от западной, ищет не противоречия, а возможности дальнейшего совершенствования своих канонов, формирующих в жилище образ искусства жизни в гармонии с обожествляемой природой.

Открытие закономерностей развития архитектуры жилища канонического типа, новое их прочтение на примере Японии представляется актуальным за счет усиления духовно-эстетического аспекта, который все более утрачивается в современной архитектуре и без воспроизводства которого невозможно гармоничное развитие и существование человека2. Исследование оправдано с экологической стороны, так как показывает экологические технологии строительства и экономии энергетических и материальных ресурсов.

Традиционное жилище занимает значительную долю в жилищном строительстве Японии. Это большие капитальные вложения, как и во всех развитых странах мира. Поэтому научные обоснования в этой области представляются актуальными в экономическом отношении.

Создание наилучших жилищных условий, соответствующих традициям и образу жизни людей, - естественное желание населения любой страны, в том числе Японии. Совершенствование жизненных условий путем научного обоснования, таким образом, является актуальным в социальном отношении.

Актуальность рассмотрения жилища с учетом канонических основ в условиях высокой плотности (на примере Токио) обосновывается рядом научно-исследовательских и практических причин:

в сложившейся стихийно застройке необходимо управлять повышением плотности и организационно способствовать снижению концентрации населения;

несмотря на отсутствие свободной земли, находить возможности для проектирования и реорганизации городского жилища;

физическое состояние значительной части жилой застройки является экстремально плохим, ее структура должна соответствовать по комфорту жизни высокой стоимости земли; физическое состояние застройки требует изменения и в связи с этим новой типологии жилища;

новые градостроительные аспекты изменили городскую застройку как внешне, так и функционально; глобальный рост коммерческой активности изменяет застройку жилыми домами в интегральные жилищно-коммерческие образования при высоком росте подвижности населения;

Кудрявцев А.П. Локальные культуры в контексте глобализации // Гуманизм и строительство. Природа, этнос и архитектура: сб. труд, междунар. науч.-практ. конф. Барнаул, 2003. С. 4-7.

строительные и технологические изменения: новые материалы, динамика работы, линии и средства коммуникаций, - требуют изменения жилой застройки;

необходимость способствовать сохранению традиций образа жизни и устройству жилища на канонических основах.

Все это соотносится с подобными ситуациями в России и европейской культуре. Таким образом, исследование представляется актуальным в духовно-эстетическом, социально-экономическом, экологическом, научном и практическом отношениях.

Проблемная ситуация возникает при игнорировании явления канон-культуры и его закономерностей развития при всесторонней глобализации, нивелирующей традиционные особенности. Япония - одна из немногих стран, сохраняющая и приумножающая проявления канон-культуры, в том числе и в жилище канонического типа, также подвергается нарастающему давлению однообразия и размыванию традиций. Современное японское жилище остается в своих основных чертах передающим канонические типы по планировке помещений, модулям пространства и площади, предметному наполнению. Изучение особенностей жилища канонического типа может оказаться в скором времени затруднительным по причине глобальной коммерциализации, приводящей к обезличиванию архитектуры.

Проблема - выявление путей, средств, методов сохранения единства двойственности традиционного жилища Японии как канонов природы и культуры в духовно-эстетическом пространстве системы искусства и архитектуры.

Степень изученности проблемы. Различным аспектам канон-культуры уделялось внимание в трудах отечественных и зарубежных ученых. Исторический аспект взаимодействия человека и природы, история народной культуры и природы, историко-географические, пространственно-ландшафтные вопросы изучались в отечественных исследованиях Д.С. Лихачева, Л.Н. Гумилева, В.Н. Горегляд, В.В. Лазарева, Г.Е. Светлова, А.А. Мелик-Пашаева, В.П. Орфинского, А.Н. Игнатович, С.С. Поскова, В.А. Гранникова, И.Д. Ладанова, Е.А. Гаджиевой, Е.В. Маевского, Д.М. Угриновича.

Культурный, этноархитектурный и экологический аспекты, урболанд-шафтное равновесие исследовались в работах М.Б. Гнедовского, В.Н. Забел-ло, В.Л. Хаита, П.Н. Максимова, СО. Хан-Магомедова, Г.Н. Любимовой, В.А.Нефедова, Г.Я. Мовчана, А.В. Ополовникова и Е.А. Ополовниковой, Г.Н. Ащепкова, СБ. Поморова, Д.Ж. Пюрвеева, У. Брумфилда, Б. Рудофско-го, К Линч.

Морально-эстетический, этический, феноменологический аспекты в народной и современной архитектуре в контексте глобализации рассматривались в трудах В.Л. Глазычева, А.П. Кудрявцева, В.В. Лазарева, Е.А. Торчи-нова, В.Н. Топорова, П.А. Флоренского, О.И. Генисаретского, А.Г. Габричевского, К.В. Кияненко, К. Кантора, Р. Арнхейм, А.П. Мардера, О.М. Фрейден-берг, Ф. Петрарка, Ю.С Янковской, К. Курокава, К. Танге, Н. Кавадзоэ, Ф.Л. Райта, Б. Таут.

Ряд исследований освещают проблемы канон-культуры, искусства, образа жизни и архитектуры Японии с ее каноническим аспектом, не конкретизируя его развития на примере жилища. Здесь отметим работы А.Ф. Лосева, Н.Ф. Гу-ляницкого, Т.П. Григорьевой, А.В. Иконникова, В.Е. Бродского, В.Г. Бело-зеровой, Н.С. Николаевой, Ю.М. Лотмана, Н.А. Иофана, В.Ф. Сидоренко, Е.М.Дьяконовой, М. Кавицкого, Г. Шишкиной, Е.В. Африной, Т.Н.Снитко, Е.К. Симоновой-Гудзенко, Н.А. Каневской, Н.И. Конрада, Е.С. Штейнера, С. Иэнага, Н. Ито, Т. Маэда, Т. Ёсидзава, А. Исодзаки, К. Кикутакэ, Т. Андо, И. Ишида, X. Хара, К. Тонума, С. Сато, X. Гото, К Синохара.

Путь развития национальной архитектуры жилища Японии важно проследить, поскольку эта страна дает опыт, примечательный для России. В России система традиционного искусства, начиная с Х-ХП вв., реализовывалась больше в архитектуре храма, выражая подъем национальной культуры, и в меньшей степени в архитектуре традиционного жилища. Однако были сформированы канонические типы и для храмов, и для жилищ: палаты XII-XIV вв., типы подворий XIV-XVI вв., типы русских усадеб XVI-XVIII вв., типы крестьянских жилищ, типы домов XIX-XX вв. для купеческих и иных сословий.

Проблема возникла при разделении типологии храмовых и жилых зданий, когда канонический подход закреплялся в храмовом зодчестве и ослаблялся и практически исчезал в жилище, где «стали допускаться и вольные трактовки формирования топологии канонизированных функциональных зон...»3. Сохранение канонических типов в жилище и канонического подхода игнорировалось в советское время по идеологическим причинам и остается не достаточно разработанной темой в настоящий момент. Не исследован-ность жилищной проблемы с учетом влияния специфики канон-культуры на развитие типов жилища приводит к дальнейшим технократическим заблуждениям, поскольку нарабатываются следствия и не раскрываются причины -продолжение реализации традиций жизни. Вместе с тем потребность в жилище еще больше возрастет, вопросы жилищного обеспечения не решаются многие годы, цены на жилище растут быстрее доходов населения. Рассмотрение закономерностей сохранения канонических типов жилища в исторической и современной практике Японии как одного из путей решения жилищных вопросов взято главным направлением данного исследования.

Гипотеза исследования: традиционное жилище в Японии - архитектурно-пространственное воплощение искусственной формы вместе с окружающей природой - в совокупности становятся искусством архитектуры, возводящим это соединение в канонические формы. Каноничность архитектуры как часть канон-культуры сохраняется в ходе исторического развития благодаря способу многократного повторения канонических архетипов и их элементов, сохраняющих двойственность природного и искусственного -

3 Барбышев Е.Н. Коммуникативные особенности русских архитектурных систем // Семиотика и язык архитектуры: сб. науч. трудов / под ред. Е.И. Российской. М., 1991. С. 69-80. По этой проблематике исследовались также труды Н.И. Брунова, В.В. Кандинского, В.Н. Топорова, Е.Н. Трубецкого, Д.К. Зеленина, О.М. Фрейденберг.

пространство жилища как искусство, подражающее природе (рис. 1-3). Сохранение канонов природы и культуры в каноне духовного пространства японского жилища достигается включением пространства архитектуры жилища в систему традиционного искусства. В Японии жилище, его наполнение и окружающая его природа остаются предметом искусства. На основе проведенного исследования возможно разработать развернутую теоретическую типологическую модель архитектуры канонического типа.

Цель исследования: выявить закономерности развития духовно-эстетической искусственной природы архитектуры японского жилища канонического типа в исторической ретроспективе до современности как единого процесса развития искусства архитектуры.

Задачи:

  1. определить этапы формирования традиционного канона жилища Японии; проанализировать сложившиеся типы жилища на этапах истории;

  2. раскрыть двойственную (природную и культурную) суть традиции искусства Японии на примере жилища канонического типа;

  3. выявить свойства двойственности, механизм развития модели традиционного жилища - канона духовного пространства;

  4. проанализировать процесс воспроизведения принципов японского искусства в каноне жилища Японии в его современных типах;

  5. определить возможные типы жилища с традиционными каноническими компонентами на примере Токио, тенденции проектирования;

  6. определить стадии и задачи проектирования жилища канонического типа, его преимущества.

Объект исследования - традиционное японское жилище канонического типа.

Предмет исследования - архитектурно-художественная специфика структуры, формы и объемно-планировочные особенности японского традиционного жилища канонического типа.

Методология и методика исследования. В диссертации реализуется системный подход во взаимосвязи с традиционной диалектикой развития природы и культуры Японии. С этих позиций рассмотрен феномен возникновения японской культуры от обожествляемой природы, возведенной в канон и породившей канон-культуру, и все что ее характеризовало, в том числе и традиционное жилище. Жилище производно канон-культуре и рассматривается в контексте «природа - канон-культура». Для проверки гипотезы используется также исторический, типологический, структурно-функциональный, морфологический, сравнительный анализ жилища. Сопоставлялись некоторые данные по Японии (Токио) и России. Применяются частные средства исследования: фото-фиксация, анализ опросов жизнедеятельности населения, его отношения к современному состоянию и перспективам преобразований традиционного жилища в соответствии с самобытной культурой.

Рассмотрение традиционного жилища проводится на этапах истории до современности. Диалектика определяется разработкой перспективной типологии традиционного жилища на основе социальных, образных ориентации се-

мей и с учетом пространственно-планировочных, функциональных особенностей жилища и жизнедеятельности (образа жизни семей в доме). Диалектика и системный метод проявляются при вскрытии закономерностей развития жилища канонического типа, включенного в систему традиционного искусства. Теоретической базой и средствами достижения цели являются:

анализ существующих источников информации: монографий, книг, атласов по жилищной архитектуре и градостроительству, материалов музеев, статистических данных;

визуальный осмотр жилых районов, застройки и фото-фиксация жилых домов, особенностей решения фасадов, входов, частных участков, жилых улиц, общих зон обслуживания и отдыха населения;

опрос семей в районах традиционного проживания по специально разработанной анкете с целью выявления их предпочтений, образа, формы, содержания, стиля и других характеристик жилища в Японии. В 1991-1996 гг., в ходе докторантуры в университете Васеда в Токио проведено исследование5 образа жизни японцев в жилище;

классификации и моделирование схем жилища по социальным и образным типам, формальным и стилистическим признакам.

Границы исследования включают участки традиционного проживания в центральных районах Токио и близких к ним: от отдельных индивидуальных домов и их групп до крупных средне- и многоэтажных жилых комплексов и территорий их окружения.

Научная новизна. В диссертации впервые:

  1. систематизируются канонические основы устройства традиционного жилища в зависимости от одухотворенного искусства природы и порожденной ею канон-культуры;

  2. показано влияние системы искусства на традиционные канонические типы жилища в исторические периоды Японии и на современных примерах строительства;

  3. определен механизм обусловленности архитектуры японского традиционного жилища системой канонического искусства Японии при заимствованиях новшеств (технических и в сфере искусства и архитектуры);

Материалы: Архитектурного музея на открытом воздухе эпохи Эдо, Токийского национального музея, Токийского муниципального музея, Музея старого Токио - Эдо, Музея нижнего города в Уэно, Музея Фукагава, Токийского музея фотографии, Токийского культурного центра, Музея народного искусства; Архитектурного атласа Токио, Архитектурного атласа Киото, альманахов, справочников, энциклопедий по Японии. По искусству японского традиционного жилища анализировались труды Н.А. Виноградовой, А.Г. Устинова, Е.В. Голосовой, А. Лазарева, Б. Пильняк, М. Михайловой, К. Кирквуд, А. Сухоручкина, Б. Роуленд, О. Ярмольник, С. Янаги, К. Каван, С. Хамада, Д. Окада, М. Накагава, К. Накамура, Я. Кодзи. По архитектуре современного жилища в Японии и его влиянию на архитектуру других стран, теории и типологии жилища рассматривались работы И.А. Бондаренко, И. Перени, И.С. Тихоцкой, ЕЛ. Денике, Н.Ф. Гуляницкого, В.И. Локтева, Ш. Кимура и др.

5 Sidorov V. Prospects for low-level residential development (in case of Tokyo). Waseda University, Japan, 1995.167 р.

  1. рассматриваются специфические особенности современной застройки традиционных жилищ в центральных районах Токио - по данным опросов его владельцев и в сравнении с данными аналогичных опросов в России;

  2. анализируется перспективный план градостроительного и жилищного развития токийской агломерации по данным японских источников;

  3. определена закономерность отражения устойчивых характеристик образа жизни в модели перспективной типологии жилища для Японии (на примере Токио) и для России (на примере Владивостока);

  4. определены перспективы и тенденции развития проектирования традиционного жилища канонического типа.

На защиту выносятся:

  1. модель повторения в канон-культуре и механизм сохранения жилища канонических типов, приемов и элементов до настоящего времени;

  2. периодичность возобновления традиционного жилища, система развития видов западного и японского искусства канонических форм;

  3. универсальность традиционного жилища на современном этапе, смешанные типы исторического и современного традиционного жилища;

  4. практическая концепция традиционного жилища и направления его развития в настоящее время и в будущем;

  5. метод композиционного мышления и метод проектирования, сохраняющие ценности канон-культуры;

  6. природно-культурные пространственные модули (канонические формы и объемы) традиционного жилища, переносимые в будущее;

  7. модель типологии жилища с каноническими элементами, уровни, стадии и задачи проектирования традиционного жилища;

  8. система взаимосвязи задач и стадий проектирования традиционного жилища; преимущества в архитектуре и градостроительстве.

Теоретическая значимость исследования состоит в возможности использовать его положения и выводы при создании обобщающих научных трудов, использующих опыт канонической японской архитектуры в доказательство пользы сохранения традиций и гармонических отношений искусства архитектуры с природой.

Практическая значимость исследования заключается в доказательстве востребованности опыта канонических основ искусства архитектуры жилища (на примере Японии) и для российской архитектурно-строительной практики. Исследование может быть использовано при разработке образовательных программ по изучению опыта современной зарубежной архитектуры.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты работы докладывались на научно-технических и методических университетских, российских и международных конференциях, в части обзора опыта строительства традиционного жилища в Японии и влияния специфики образа жизни на типологию жилища6. Положения диссертации использовались при

6 Москва - МархИ, ВНИИС, 1982, 1984 ЦНИИЭП жилища, 1986-1990; Лохусалу, Таллинн, 1983; Усть-Каменогорск, 1989-1991, 1997, 1998, 2006, 2007; Алматы, 1997; Новосибирск,

выполнении курсовых и дипломных проектов , в авторских курсах лекций: «Введение в профессию», «Конструкции гражданских и промышленных зданий», «Социальные и экологические основы архитектурного проектирования», «Современная архитектура и дизайн», «Архитектура, дизайн и современный образ жизни». Подготовлены и прочитаны лекции студентам и аспирантам японского университета8 по сравнительному анализу традиционного жилищного строительства в России и Японии и другим аспектам в рамках темы исследования. Опубликованы статьи в журнале Общества японских архитекторов и в специальных выпусках университета Васеда9, ряд статей в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Опубликованы монографии по теме исследования в издательствах университетов Васеда, Алтайского государственного технического университета, Алтайского государственного университета . Основные научные положения диссертации изложены в опубликованных трудах общим объемом 72,2 п.л.

Структура диссертации состоит из введения, пяти глав, заключения и выводов исследования, библиографического списка, приложений и иллюстраций. Общий объем работы составляет 402 страницы.

Похожие диссертации на Архитектура японского жилища канонического типа : опыт сохранения и развития