Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сохранение и развитие этнокультурных традиций карачаевцев в условиях семейного воспитания Чомаева Мадина Назировна

Сохранение и развитие этнокультурных традиций карачаевцев в условиях семейного воспитания
<
Сохранение и развитие этнокультурных традиций карачаевцев в условиях семейного воспитания Сохранение и развитие этнокультурных традиций карачаевцев в условиях семейного воспитания Сохранение и развитие этнокультурных традиций карачаевцев в условиях семейного воспитания Сохранение и развитие этнокультурных традиций карачаевцев в условиях семейного воспитания Сохранение и развитие этнокультурных традиций карачаевцев в условиях семейного воспитания Сохранение и развитие этнокультурных традиций карачаевцев в условиях семейного воспитания Сохранение и развитие этнокультурных традиций карачаевцев в условиях семейного воспитания Сохранение и развитие этнокультурных традиций карачаевцев в условиях семейного воспитания Сохранение и развитие этнокультурных традиций карачаевцев в условиях семейного воспитания
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чомаева Мадина Назировна. Сохранение и развитие этнокультурных традиций карачаевцев в условиях семейного воспитания : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2004 185 c. РГБ ОД, 61:04-13/1421

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы преемственности этнокультурных традиций в педагогике карачаевского народа 12

1.1. Проблема семейного воспитания детей в антологии педагогической мысли 12

1.2. Развитие культуры и его влияние на семейное воспитание 39

1.3. Тенденции и характерные особенности карачаевской семьи 65

ВЫВОДЫ 82

ГЛАВА II. Основные педагогические условия сохранения и развития этнокультурных традиций карачаевцев в условиях семейного воспитания 87

2.1. Традиции семейного воспитания 87

2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 107

2.3. Программа спецкурса «Семейное воспитание и этнокультурные традиции: взаимосвязь и взаимообусловленность» 120

ВЫВОДЫ 146

Заключение 148

Библиография 153

Приложения 170

Введение к работе

В настоящее время на общемировом уровне наметились процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть неповторимость и уникальность своей культуры и психологического уклада, ростом осознания своей принадлежности к определенному этносу - национального самосознания и идентичности.

Кризисные явления в духовной сфере, размывание целостных ориентации и в обществе, и в семье требует осмысления особенности воспитания личности в условиях быстро меняющихся общественных отношений, диктует необходимость изучения роли этнокультурной воспитательной среды, механизмов трансляции этнокультурных ценностей в этом процессе.

Семья является одним из главных социальных институтов, призванных обеспечить воспитание человека с высоким уровнем этнического самосознания и идентификации, а также сохранения и развития традиционных этнических культур.

Формирование этнокультурного человека, сочетающего в себе системные знания в области национальной культуры и позитивное эмоциональное отношение к ней, гармоничное национальное самосознание, ориентацию на этнокультурные духовные ценности, толерантность и способность к межэтническому и межкультурному диалогу, возможно лишь при функционировании традиционной системы домашнего воспитания. Материнский язык народное творчество, в частности, фольклор, мифология, семейно-родовые традиции, обычаи и обряды, игры и другие средства воспитания, используемые народами, их национальные духовно-нравственные ценности формировали у подрастающих поколений на всем протяжении истории лучшие человеческие качества.

Семья является тем уникальным социальным институтом, посредником между человеком и государством, транслятором фундаментальных, об-

щечеловеческих, национальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на такие процессы как: воспитание и образование подрастающего поколения, развитие национальной культуры и языка, формирование целостной личности, демографические изменения, здоровье общества, становление гражданских отношений.

Поэтому сегодня актуальной проблемой является не только определение социальной роли семьи в обществе, но и раскрытие ее педагогического потенциала.

В народной педагогике реально действующим центром воспитания является семья, Именно в ней, а также в роду, во многих случаях функционирующим как «большая семья» сосредоточено основное богатство содержания, форм и методов национальной системы воспитания. Под ее влиянием мировоззрение народа, его философия становится достоянием подрастающих поколений уже в раннем возрасте.

Семья всегда была и остается важнейшим источником развития общенациональных форм сознания. Она выступает культурным, ценностным, информационным пространством, во многом уже с ранних лет предопределяющим формирование личности ребенка. Семья является ядром любой национальной системы воспитания. Проникновение во внутренний мир народа и его представителей возможно только на основе изучения традиционной педагогической культуры.

Большое внимание вопросу этнонационального в динамике культуры уделяли философы - О.Шпенглер, Н.А.Бердяев, К.Ясперс, Э.Реган, А.Швейцер, Н.Розов. Развитию теоретико-методологических вопросов изучения этнокультуры посвящены работы в области теории культуры, освещающие в то же время некоторые этнические аспекты (А.И.Арнольдов, М.М.Бахтин, Л.Н.Гумилев, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, А.Тойнби и др.). В этносоциологии проблемы развития куль-

туры народов страны рассматриваются Б.В.Арутюняном, М.Н.Губогло, Л.М.Дробижевой, С.С.Савоскул, А.А.Сусоколовым и др.

Методологические основы исследования психологии народов содержатся в трудах Н.А.Бердяева, Н.ОЛосского, В.С.Соловьева, Г.Г.Штепа, К.Г.Юнга. Изучению этнических отношений и межэтнического взаимодействия посвящены работы А.О.Бороноева, Ю.В.Бромлея, Л.Н.Гумилева, С.И.Королева, Н.М.Лебедевой и др. Различные аспекты этнической психологии раскрываются в исследованиях В.С.Агеева, А.А.Деркач, В.С.Мухиной, В.Д.Попова, Г.В.Старовойтовой, В.А.Тишкова и др.

Существует значительное количество публикаций, рассматривающих проблемы этнического самосознания с философских позиций. К ним относятся работы Г.Г.Дилигенского, И.С.Кона, Б.В.Поршнева, К.Н.Хаби-буллина и др.

В разработке этнических проблем семейного воспитания мы опирались на труділ Л.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А.С. Макаренко, В.А. Сухо-млинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, СТ. Шацкого, И.Я, Яковлева, Н.М. Охотникова, Г.Т. Тимофеева, а также на современные исследования. Это труды по общим вопросам педагогики (В.П. Борисенков, Б.З. Вульфов, Т.С Комарова, В.М. Коротов, Г.Б. Корнетов, Б.Т. Лихачев, СВ. Мягченков, В.И. Петрова, Ю.П. Сокольников), исследования по проблемам этнопедаго-гики (И.А. Арабов, Р.И. Байчорова, Х.Х-М. Батчаева, Б.М. Борлакова, Г.Н. Волков, А.Г. Гашимов, М.Б. Гуртуева, В.Г. Закирова, А.Э. Измайлов, Б Л. Кадыров, Ф.Т. Кущетерова, Ш.А. Мирзоев, А.И. Мусукаев, Г.В. Муха-метзянова, З.Г. Нигматов, К.Б. Семенов, Э.И. Сокольникова, М.И. Стельма-хович, СБ. Узденова, Я.И. Ханбиков, А.Ф. Хинтибидзе, В.К. Шаповалов, И.А. Шоров), труды, посвященные истории, культуре и быту народов Северного Кавказа, Карачаево-Черкесии (У.Д. Алиев, Е.П. Алексеева, Х.Х. Биджи-ев, М.Д. Каракетов, А.И. Караева, М.А. Мизиев, К.Т. Лайпанов, В.П. Невская,

Р.А-К. Ортабаева, E.H. Студенецкая, К.М. Текеев, М.А. Хубиев, К.И. Чомаев, И.М. Шаманов, Ф.С. Эфендиев).

В то же время, как показало исследование, несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам этнопедагогики, этнокультурные, этно-педагогические процессы, происходящие в России и ее регионах, в частности, на Северном Кавказе, изучены недостаточно. Особенно это касается эт-нопедагогики карачаевского народа.

В то же время, как показало исследование, несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам этаопедагогики, этнокультурные процессы, происходящие в России и ее регионах, в частности, на Северном Кавказе, изучены недостаточно. Это касается, в том числе этнопедагогики карачаевского народа.

Таким образом, обнаруживаются следующие противоречия между:

отмечаемой тенденцией к повышению статуса этнонациональных культур в общецивилизационном масштабе и недостаточным научно-практическим обеспечением наблюдаемого процесса как в теории педагогики, так и в практике воспитания и образования;

воспитательной функцией семьи по приобщению к общечеловеческой и этнонациональной культуре подрастающего поколения и отсутствием знаний механизмов трансформации этих ценностей;

объективной социальной потребностью в формировании подрастающих поколений как носителей этнических культур в системе семейного воспитания.

В связи с этим возникает проблема: каковы основные условия, способствующие сохранению и развитию этнокультурных традиций карачаевского народа в семейном воспитании.

Цель исследования - раскрыть процесс сохранения и развития этнокультурных традиций карачаевцев в семье.

Объект исследования - этнокультурные традиции воспитания в педагогике карачаевского народа.

Предмет исследования - преемственность процесса развития этнокультурных традиций в условиях семейного воспитания.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что сохранение и развитие этнокультурных традиций в семейном воспитании осуществляется успешнее, если:

овладение духовным опытом предшествующих поколений и трансформация этнических ценностей педагогики народа будет происходить адекватно социально-личностным потребностям;

этнокультурные традиции карачаевского народа будут рассматриваться в контексте возрождения духовных ценностей локальной и обогащение общечеловеческой культур;

на основе системного подхода и аксиологической интерпретации сущности традиционной педагогической культуры карачаевской семьи будет выявлен ее воспитательный потенциал для повышения эффективности семейной практики воспитания в условиях кризиса духовных ценностей и нравственных ориентиров;

личностно-развивающий потенциал этнокультурных традиций будет признан как нравственная ценность народа, стимулирующая становление гуманной личности;

при эффективном взаимодействии образовательных учреждений и семьи.

В соответствии с проблемой, объектом предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать сущность этнокультурных традиций, влияние их на развитие семьи как на локальной и общечеловеческой культурной ценности.

  1. Раскрыть содержание этнокультурных традиций в семейной педагогике карачаевского народа.

  2. Раскрыть особенности функционирования преемственности этнокультурных традиций в условиях семейного воспитания.

  3. Выявить основные условия сохранения и развития этнокультурных традиций в карачаевской семье,

  4. Разработать научно-методические рекомендации по использованию национальных традиций в общеобразовательных учреждениях и семье.

Методологическую основу исследования составили: исторический подход к изучению национальных культур, современные философские концепции о единстве национального, межнационального и общечеловеческого; аксиологический подход, согласно которому человек является высшей ценностью социального развития; культурологический подход, рассматривающий этническую культуру как органическую часть общечеловеческой культуры, раскрывающий культуро образующую функцию социальной среды; личностно-деятельностныи подход к изучению образовательно-воспитательного процесса, позволяющий творческое овладение духовно-ценностным опытом предшествующих поколений.

В процессе исследования в соответствии с задачами использовались методы:

теоретические - логико-исторический педагогический анализ различных аспектов исследуемой проблемы; теоретическое обобщение результатов исследования с учетом всех факторов и конкретных условий;

изучение ретроспективной информации по теме; теоретический анализ и обобщение литературных педагогических, этнографических, исторических источников по педагогической культуре карачаевцев;

сбор текущей информации: педагогический анализ и оценка; наблюдение, педагогическое интервью, сравнительно-сопоставительный

анализ и обобщение фактического материала, беседы со студентами и родителями;

- статистическая обработка экспериментальных данных.

Базой исследования явился естественно-географический факультет Карачаево-Черкесского государственного университета.

Основные этапы исследования.

Первый этап (1997-2000 гг.) - изучение и анализ философской социологической, этнографической, этнопедагогической, этнопсихологической, лингвистической, фольклорной и художественной литературы. Выявление уровня разработанности проблемы; определение цели, задач, гипотезы исследования. Сбор материала по теме исследования.

Второй этап (2000-2003 гг.) - был посвящен проверке и обобщению результатов опытно-экспериментальной работы, разработке теоретических выводов и практических рекомендаций.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

раскрывается сущность и содержание этнокультурных традиций карачаевцев, их взаимосвязь и взаимообусловленность с педагогической культурой соседних горских народов;

определяется роль современной карачаевской семьи в сохранении и развитии этнокультурных традиций;

выявляются основные педагогические условия, способствующие развитию и функционированию этнокультурных традиций карачаевского народа.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что

- выявлен на основе системного анализа и аксиологической интерпре
тации воспитательный потенциал педагогической культуры карача
евского народа, имеющей целью для повышения эффективности се
мейной практики воспитания в условиях кризиса духовных ценно
стей и нравственных ориентиров;

доказано реальное функционирование этнокультурных традиций в современной карачаевской семье и теоретически обоснованы ее особенности, которые служат базой для сохранения и передачи ее другим поколениям;

осуществлено теоретическое воссоздание традиционной системы воспитания карачаевцев, показан генезис ее идеалов, традиций, обычаев, обрядов, а также содержание, организационные формы и их преемственность в современных социокультурных и этнокультурных условиях. Практическая значимость диссертационной работы заключается в

том, что его результаты способствуют пополнению теории и практики современной этнопедагогики новым фактическим материалом самобытной системой семейного воспитания карачаевского народа; они могут быть использованы родителями в деле совершенствования семейного воспитания, а педагогами образовательных учреждений в педагогическом просвещении родителей, в организации процесса воспитания в национальной школе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются целостным подходом к исследованию проблемы, адекватностью методов исследования его цели и задачам, наличием многообразного материала, почерпнутого из научно-литературных, архивных источников, из реальной современной практики воспитания подрастающих поколений, сочетанием обобщения этой практики с опытной работой.

На защиту выносятся следующие положения:

в современном педагогическом арсенале карачаевского народа очень много инвариантных историко-культурных традиций, используемых в процессе интериоризации собственной культуры, как в условиях семейного воспитания, так и в образовательных учреждениях;

преемственность этнокультурных традиций обеспечивается при континуальном сохранении исторически принятого функционального их назначения и наличия в них ценностных ориентации, гармонирую-

народа, сформировавшее систему приоритетных ценностей и ставших частью ее менталитета; - эффективность сохранения, развития и функционирования этнокультурных традиций находится в непосредственной зависимости от совершенствования этнокультурной направленности содержания образовательно-воспитательного процесса, создание целостной педагогической системы на базе консолидации семьи, общеобразовательных учреждений общественности в этом направлений. Апробация и внедрение результатов исследования. Полученные в ходе исследования данные обсуждались и получили одобрение на международных, всероссийских научных и научно-практических конференциях: Карачаевск (1997-2000); Элиста (1999); Стерли-тамак (2000); Невинномысск (2001); Сочи (2003).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Проблема семейного воспитания детей в антологии педагогической мысли

Анализируя развитие семейной педагогики, нужно отметить важность и актуальность не только сохранения научных основ, но и дифференциацию науки педагогики и динамику развития семейной педагогики.

Шестидесятые годы XIX века явились переломным моментом в истории России. В этот период происходит расцвет педагогического творчества таких видных ученых, педагогов, общественных деятелей, как К.Д. Ушин-ский, Д.Д. Семенов, Л.Н. Толстой, МИ. Демков, П.Ф. Лесгафт и др. Развитие научных основ отечественной семейной педагогики - неотъемлемая часть их педагогического, научного, литературного наследия. Внимание к проблемам семейного воспитания было обусловлено построением всей педагогической науки, обратившейся к человеку, его душе, интеллекту. Передовые ученые пришли к выводу, что именно семья имеет главное значение в становлении личности, ее развитии и воспитании человека, а значит, в жизни общества. Без участия семьи нельзя решать главнейшие вопросы воспитания, и потому проблемам семейной педагогики наука должна была, по их мнению, посвятить основные свои усилия.

К.Д. Ушинский (1824-1871) - великий русский педагог-демократ, один из основателей педагогической науки и народной школы в России. В его теоретическом наследии большое место отведено вопросам воспитания детей в семье.

Воспитание К.Д, Ушинский мыслил как сознательную целеустремленную деятельность, как преднамеренный процесс формирования всесторонне развитой личности. Сущность воспитания и его задачи он определил, исходя из понятия о человеке. По его глубокому и справедливому утверждению, педагогам, родителям недостаточно знать только цели, принципы и правила воспитания. Им необходимо владеть основными законами развития человеческой природы и уметь их применять в каждом конкретном случае [166, С.554].

К.Д. Ушинский, не отрицая необходимости подготовки подрастающего поколения к жизни, развивал идею Ж-Ж. Руссо и Ф. Фребеля о том, что школа - не средство подготовки детей к жизни, а процесс их жизни. В 1867 г. К.Д.Ушинский писал: «Педагоги часто забывали, что ребенок не только готовится жить, но и что он уже живет и что эта жизнь имеет свои права и свои потребности» [166, С. 497].

Теоретико-методологической основой педагогической системы К.Д.Ушинского, в том числе взглядов на семейное воспитание, является идея народности в семейном и общественном воспитании. Народность он понимал как отражение в языке, литературе, искусстве, воспитании своеобразия каждого народа, обусловленного его историческим развитием, природными географическими условиями. Основными чертами народности в воспитании, по К.Д. Уши некому, являются: - самобытный, национальный характер воспитания и образования; - связь воспитания с жизнью народа, его экономическими, политическими, культурными и религиозными потребностями; - определение содержания воспитания самим народом; - всеобщее просвещение, общественный, народный характер школы; - воспитание и образование женщин наравне с мужчинами; - воспитание черт и качеств личности, присущих народу (патриотизм, гуманизм, трудолюбие, добродетель, честность и правдивость, религиозность и др.) [165, С.70].

Дмитрий Дмитриевич Семенов (1835-1902) - видный русский педагог и деятель народного образования, соратник и последователь великого К.Д. Ушинского. Он является автором учебных книг для начальной школы, учебников географии для средних учебных заведений, методических пособий к преподаванию русского языка, литературы, географии, трудов по истории педагогики, дидактике и теории воспитания. В числе его публикаций - статьи по вопросам семейного воспитания. В них он, опираясь на идеи К.Д. Ушинского, с демократических и гуманистических позиций рассматривал роль семьи в формировании культурного, высоко нравственного гражданина, раскрыл содержание и основные направления воспитания детей в семье.

Д.Д. Семенов считал, что родители - первые воспитатели своих детей. Воспитывать ребенка нужно с первых дней его появления на свет.

В содержание семейного воспитания Д.Д. Семенов включал заботу родителей о физическом развитии, укреплении здоровья детей. Особенно подчеркивал необходимость соблюдения режима умственной и физической деятельности детей школьного возраста. Родителям рекомендовал следовать советам П.Ф. Лесгафта: заниматься физическим образованием для поддержания собственного здоровья и бодрости духа и для того, чтобы своим примером приучать детей регулярно заниматься гимнастикой. Важно приучать детей в семье с малых лет к чистоплотности, соблюдению элементарных гигиенических норм [94, С.110]. Физическое воспитание Д.Д. Семенов рассматривал во взаимосвязи с трудовым. В труде он видел источник благосостояния и радости народа. Стремление трудиться считал естественной потребностью человека. Эту потребность рекомендовал развивать с малых лет в семье, поэтому советовал родителям включать детей в посильный бытовой труд (уход за цветочной клумбой, домашними животными, уборка квартиры, мелкий ремонт личных вещей и др.

Развитие культуры и его влияние на семейное воспитание

На земле существовало и существует множество народов, каждый из которых обладает своей особой и неповторимой культурой. В XX веке развитие культуры пошло более быстрыми шагами нежели в XIX веке. Всякая народная культура имеет древние корни, уходящие в глубь веков, она основана на длительных исторических традициях, отражающих мечты, обычаи, склад характера того или иного народа. Традиции, как известно, отражают связь поколений, передачу духовных ценностей и именно на традициях строится культурная жизнь народа. Культура - это все то, что на протяжении тысячелетий создавали люди своим трудом. Культура - творчество народа, всегда самобытное оригинальное свое. Культуру делает человек, который сформирован нормами и традициями. Слово культура, в философском словаре трактуется следующим образом: «Культура (лат. culture) - первоначально обработка и уход за землей (лат. agricultura), с тем чтобы сделать пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда - «культура техники земледелия») [170, С.575]. В переносном смысле культура - уход, улучшение, облагораживание телесно - душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о culture animi).

В широком смысле слова культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.

Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы постановка воспитания, экономика... религия, все формы проявления объективного духа.

Уровень и состояние культуры можно понять, только исходя из развития истории культуры: в этом смысле говорят о примитивной и высокой культуре; вырождение культуры создает или бескультурье или «рафинированную культуру». В старых культурах подчас наблюдается усталость, пессимизм, застой и упадок ее. Эти явления позволяют судить о том, насколько носители культуры остались верны сущности своей культуры. Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура - это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида («культурный человек»), в то время как цивилизация - совокупность достижения техники и связанного с ним комфорта.

И.С. Гессен представил схему, отражающую концепцию культуры: «Таким образом, в составе жизни современного человека мы различали как бы три слоя: образованность, гражданственность и цивилизацию. Слово «культура», как наиболее общее и неопределенное, мы сохраним для обозначения совокупности всех трех слоев. Следующая схема лучше всего представит произведенные нами различия:

Он, рассматривая культуру с исторической точки зрения, утверждает: «История есть только там, где есть культура. Народ тем культурнее, чем дольше жил он исторической жизнью, т.е. чем больше накопил он того непреходящего прошлого, которое, сохраняясь, передается от поколения к поколению. Сказать «исторический народ» - это все равно, что сказать «народ культурный». В силу чего, однако, возможно это чудо истории, этот поразительный факт сохранения прошлого? Почему одно прошлое исчезает бесследно, а другое изъемлется из власти времени и становится прочным достоянием народа? Ответив на этот вопрос, мы не только вскроем основание совпадения понятий истории и культуры, но и придем к точному определению понятия культуры» [45, С. 31-32].

Естественно встает вопрос, что же является и остается традицией для любого народа, каковы культурные ценности. По И.С. Гессену: «Культурные ценности» по самому существу своему являются задачами неисчерпаемыми, или, по слову Канта, «проблемами без всякого разрешения». Они указывают нам на некий бесконечный путь, по которому можно продвигаться вперед в бесконечном прогрессе, но пройти, который до конца никому не дано...

Неразрешимости задачи науки, искусства, права совсем не означает, что эти задачи - мнимые. Эти цели не менее реальны, чем всякие другие сполна достижимые цели. Работа над ними ведет к непрерывным достижениям, она означает не бег на месте, но неуклонное движение вперед. Неразрешимость этих задач истекает не от их мнимости, но от их неисчерпаемости. Если цели первого типа суть цели - данности, то эти последние цели, в совокупности своей составляющие культуру, можно назвать целями - заданиями, т.е. задачами высшего порядка, неисчерпаемыми по самому существу своему и открывающими для стремящегося к ним человечества путь бесконечного развития» [45, С. 27-35].

Каковы цели жизни? Цели образования? Что нужно сохранять, что предать забвению?

И.С. Гессен характеризуя культуру провел параллели развития культуры и образования. «Оградить прошлое от забвения, сохранить его на вечные времена может только то, что само по себе вне времени, что представляет собою, подобно культурным ценностям, вечную, никогда не данную, а только в лице задания предстоящую нам цель. Сохраняется именно то прошлое, которое имеет отношение к культурным ценностям,..

В этом смысле можно сказать, что предание возможно через задание. А это значит, что история есть только там, где есть культура. Ее тем больше, чем больше поработал данный народ над культурными ценностями. История немыслима без этих ценностей науки, искусства, государства, права, хозяйства, лежащих в ее основании и делающих ее впервые возможной ...

Цели жизни современного культурного общества нам теперь известны. Эти цели, как следует из предыдущего рассуждения, и суть цели образования. Между образованием и культурой имеется, таким образом, точное соответствие. Образование есть не что иное, как культура индивида. И если по отношению к народу культура есть совокупность неисчерпаемых целей-заданий, то и по отношению к индивиду образование есть неисчерпаемое задание. Образование по существу своему не может быть никогда завершено» [45, С.34-35].

Резюмируя сказанное, нужно выделить - цели образования совпадают с целями культуры, более того оно представляет ценность культуры.

Традиции семейного воспитания

Каждый народ выработал, накопил и сохранил духовные ценности, которые определяются как самобытная культура. Каждый этнос имеет пространственную и временную протяженность, свой генотип, свои биологические и социальные связи, свое обусловленное место на Земле. Без такой взаимосвязи и взаимообусловленности не может существовать ни один народ. Вне всего этого народ исчезает из пространства, теряется его связь с Вселенной. Этноприродная среда - основа существования этноса и его уникальной культуры, в том числе и педагогической.

У карачаевского народа, как и у многих других народов, этническая картина мира усваивается детьми с самого раннего возраста, причем без специально организованных институтов обучения и воспитания. Ее усвоение происходит естественно, в ходе самых разноплановых, разнородных процессов взаимодействия взрослых и детей. Овладение ценностями, потребностями, обычаями и традициями, перенесение их непосредственно в личный опыт и приучение пользоваться ими складываются в систему национального воспитания.

Наличие такой системы соответствует жизненным интересам этноса, заключающимся в постоянном воспроизводстве своего психического склада в новых поколениях. Национальная психология передается от старших поколений к младшим и тем самым сохраняет себя, несмотря на все влияния меняющегося времени. Именно присвоение ценностей, ценностных ориентации, установок, потребностей и интересов, обычаев, традиций, норм, конкретных эталонных образцов поведения, свойственных горским народам Северного Кавказа и зафиксированных в национальной культуре (в песнях, танцах, музыке, фольклоре, образе жизни, традициях, обычаях, обрядах, ритуалах и т.д.) и определяет психический склад этнической общности, ее национальный характер, национальное сознание и самосознание.

Северный Кавказ является одним из многонациональных регионов России и отличается специфическими и историко-этнографическими особенностями. Здесь проходили торговые пути, по которым шли люди разных национальностей. Некоторые народности оседали здесь, оставаясь навсегда. Они не могли не оставить определенный след в истории, влияя тем самым на педагогическую культуру Северо-Кавказского региона. В процессе совместного проживания многочисленных народов сформировался уникальный этнический анклав. Он характеризуется едиными нравственными качествами, национально-специфическими чертами, а также своеобразным укладом жизни, быта и вековыми этнокультурными и этносоциальными связями.

Созидательный потенциал элементов национальной культуры, традиций, передаваемых подрастающему поколению, свидетельствует о тесной взаимосвязи формирования у личности национального самосознания и достижений традиционной педагогической культуры. Следует отметить, что в целом структура самосознания является общей для индивидов, развивающихся в любой культуре, поскольку такая структура, по мнению академика B.C. Мухиной, есть совокупность устойчивых связей ее элементов, обеспечивающих определенную целостность во все периоды развития человеческой истории.

Особое значение имеет признание того, что этническое самосознание определяется социальным опытом, складывается в общении и деятельности. Становление этнического самосознания, будучи в конечном счете обусловлено широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обменов деятельностью между людьми как представителями единой этнической общности.

В этом смысле традиционная педагогика карачаевского народа, основанная на нерефлексивном восприятии, где объект и субъект слиты и все аспекты видения мира и жизнедеятельности представлены целостно и нерасторжимо, выступает как основная сфера культуры, формирующая этническое самосознание и таким образом обеспечивающая целостность самой культуры.

Карачаевская народная педагогика - неотъемлемая часть педагогического опыта, выработанного на протяжении тысячелетий народами России. Становление и развитие национальной системы воспитания осуществлялось в течение многих столетий. У каждого народа воспитание проходит в соответствии с особенностями национальной психологии и народной культуры.

Карачаевцы накопили богатый опыт воспитания подрастающего поколения, создали обычаи, традиции и средства, а также методы и приёмы воспитания человека. У них сложились свои специфические представления о жизненно важных умениях и навыках, о физической закалке, о трудолюбии, о нравственности и воспитании.

Карачаевцы воспитывают своих детей по принципу: «Чыбыкълыкъда бгогюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмез» (Согни дерево пока оно прутик, потом - согнуть не сможешь), «Къан бла кирген, джан бла чыгъар» (Что вошло с кровью, то выйдет с душой). Основная роль в воспитании отводится старшему поколению. По тому, как родители воспитывают своих детей, люди судят об их достоинствах. Положительный пример родителей являлся и является самым действенным средством нравственного и трудового воспитания, и, наоборот, безнравственный образ их жизни часто приводит к формированию отрицательных черт личности.

Народная педагогика, педагогическое сознание того или иного этноса представляет собой целостную систему знаний, отношений, оценок, результат совокупной духовной деятельности его представителей, выражающийся в комплексе складывающихся в народной жизни традиций, обычаев, установок, норм поведения, передающихся из поколения в поколение.

Результаты опытно-экспериментальной работы

Педагогическое этнокультурное наследие содержит веками апробированные средства гармоничного существования человека в социуме и природе. При условии включения в универсальное культурное пространство, этнопедагогическое знание становится в наше время способом не только интеграции личности в мировое целое, но и расклытия феномена этнической культуры. Культурное наследие народа и использование его в решении новых задач, встающих перед обществом, в соответствии с потребностями определенных социальных групп, особенно подрастающего поколения актуально, своевременно. Значение народной педагогики в формировании и развитии духовно-нравственного потенциала личности трудно переоценить. В сохранении лучших традиций семейного воспитания большую роль играет педагогическая культура самого народа: во-первых, этнопедагогическая культура народа создает условия для совершенствования человеческой личности, т.е. индивид может максимально проявить свою инициативу, самодеятельность, самостоятельность; во-вторых, в процессе развития этнокультурных традиций личность выступает в качестве субъекта культурно-исторического процесса, т.е. не просто усваивает опыт предшествующих поколений, но воспроизводит его и привносит в этот опыт свою лепту, что также обеспечивает формирование новой культуры; в-третьих, чем большую роль играет личность в развитии этнокультурных традиций более непосредственна его деятельность в этом направлении, тем большее значение приобретает для нее этнокультурное наследие, что позволяет нам говорить о формировании человека-культуры, гражданина своей страны. В целях решения задач нашего исследования важно проанализировать механизмы передачи и усвоения народной педагогики, каковыми являются традиции и обычаи. Уточним значение слов «традиция» и «обычай». Под традицией понимают «переходящее от одного поколения к другому обычаи, нормы поведе- ния, взгляды, вкусы, а также установившийся порядок поведения в быту» Обычай можно объяснить как «общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения» [132, С.433]. Наше исследование опиралось на труды этнографов, философов, социологов, литературоведов, работы отечественных психологов, раскрывающие проблемы семейного воспитания, используя аспекты народной педагогики и этнокультурные традиции. Наша опытно-экспериментальная работа проводилась на базе естественно-географического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета. Использовались в работе методы как эмпирического, так и теоретического уровня. Методами эмпирического уровня явились: анкетирование, беседы со студентами, родителями, изучение результатов деятельности студентов, встречи с долгожителями. Методами теоретического уровня были: анализ и синтез эмпирического материала, классификация фактов и явлений, обобщение независимых характеристик. В целях решения задач нашего исследования важно проанализировать механизмы передачи и усвоения народной педагогики, каковыми являются обычаи и традиции. Наша опытно-экспериментальная работа включила следующие компоненты: - постановка целей: возрождение семейного воспитания как средства сохранения и развития этнокультурных традиций; - системное создание специальных педагогических условий в учебной и внеучебной работе; - накопление новых факторов использования прогрессивных народных традиций в жизни студентов; - анализ полученных результатов; - разработка программы «Семейное воспитание и этнокультурные традиции: взаимосвязь и взаимообусловленность». Интеграцию культуры на традициях народной педагогики в условиях семейного воспитания мы предполагаем в следующем: - мировоззренческий компонент, включающий в себя формирование знаний, ценностных ориентации на прогрессивных народных традициях; - мотивационныи компонент, позволяющий молодому поколению оставаться в русле собственной культуры; - операционный, т.е. формирование умений, навыков, приемов поведения. Все эти компоненты соединяют в себя высокий развивающий воспитательный потенциал.

Похожие диссертации на Сохранение и развитие этнокультурных традиций карачаевцев в условиях семейного воспитания