Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях полиэтнического региона Лисовенко Галина Васильевна

Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях полиэтнического региона
<
Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях полиэтнического региона Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях полиэтнического региона Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях полиэтнического региона Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях полиэтнического региона Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях полиэтнического региона Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях полиэтнического региона Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях полиэтнического региона Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях полиэтнического региона Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях полиэтнического региона
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лисовенко Галина Васильевна. Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях полиэтнического региона : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Сочи, 2004 224 c. РГБ ОД, 61:05-13/179

Содержание к диссертации

Введение 3

Глава 1. Духовно-нравственное воспитание средствами национальных
традиций как педагогическая проблема
18

  1. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в полиэтнической среде 18

  2. Педагогическая сущность и духовно-нравственный потенциал национальных традиций 37

  3. Анализ практики использования национальных традиций в духовно-нравственном воспитании школьников 63

Глава 2. Организация процесса духовно-нравственного воспитания
школьников с использованием национальных традиций
92

  1. Моделирование процесса духовно-нравственного воспитания с использованием национальных традиций. 92

  2. Практико-технологическое обеспечение процесса духовно-нравственного воспитания с использованием национальных традиций 122

  3. Экспериментальная проверка модели духовно-нравственного воспитания с использованием национальных традиций 154

Заключение 181

Библиография 186

Приложения 206

Введение к работе

Актуальность исследования. Многочисленные глобальные проблемы современности (рост напряженности в межнациональных отношениях, между человеком и природой, распространение терроризма, нарастание межконфессиональной розни и др.) связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. Ив то же время, наряду с этими негативными явлениями, для современной России характерны процессы возрождения национальных культур, оживления традиций и духовных основ жизни народов. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.), обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде, проявляющей толерантное отношение к представителям других культур. Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей.

Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Образовательное пространство многих регионов России функционирует в полиэтнической среде и характеризуется многонациональным составом учащихся. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству различных культур, национальным традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу.

Приоритетная роль духовно-нравственного воспитания в процессе формирования личности показана в работах И. А. Ильина, Я. А. Коменско-го, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, А.И. Пирогова, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др.

В психолого-педагогических исследованиях представлены различные направления и концепции духовно-нравственного воспитания. Одна из наиболее распространенных концепций рассматривает содержательные характеристики нравственного воспитания через основные категории морали и нравственности. Цели, задачи, содержание, формы и методы нравственного воспитания раскрыты в работах Ю.К. Бабанского, О.С. Богдановой, В.В. Воронова, И:И; Зарецкой, А.С. Макаренко, А.И; Болдырева; B.G. Селиванова, И.Ф. Харламова, СВ. Черенковой, Н.Е. Щурковой и др.

Влияние духовного мира на развитие личности; и накопление опыта взаимодействия с ним рассматривается в специальной духовной литературе с позиций религиозных норм и ценностей. В рамках данного направления определены цели, принципы, содержание, средства православного духовно-нравственного воспитания (С.Н. Булгаков, А. Гусев, В.В: Зеньков-ский, И.А. Ильин, С.С. Куломзина, В.Н. Лосский, В.Ш Несмелой, Б.А. Ни-чипоров,,В. Парамонов, С.Н. Трубецкой, С.Л. Франк,Т.П. Федотов и др.). Роль национальной и религиозной культуры в воспитании школьников раскрыта в исследованиях М.Г. Тайчинова, Л.А. Харисовой и др.

Этнопедагогический подход к духовно-нравственному воспитанию представлен в работах F.H. Волкова^ и его учеников. В рамках этого направления1 обоснована необходимость этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, выявлены условия использования народной педагогики? в процессе духовно-нравственного* воспитания, раскрыты пути взаимодействия^ национальных и общечеловеческих ценностей в решении: педагогических задач. На педагогический опыт народа опирались в своих исследованиях Я. А. Коменский; Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.. Принцип народности воспитания является центральным? в* трудах К.Д: Ушинского. Общие теоретические вопросы, связанные с ролью этнопеда-гогических знаний, народного опыта воспитания, освещены в исследованиях И.А. Арабова, В.Ф. Афанасьева, Н.В. Кузьминой и др. Духовно-

нравственный и воспитательный потенциал этнопедагогики разных народов раскрыт в работах Д.М. Бурхиного, F.H. Волкова, P.M. Магомедова, Я.И; Ханбикова, И. А. Шорова.и др. Методики использования принципов, этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе представлены в работах л.А. Алыневской, Г.Ж. Асылхановой, Т.Н. Баклановой, Л.А. Белоус, Л.Д. Вавиловой, С.С. Горбенко, Н.А. Горяевой, А.А. Данилова, Ж.Д. Дор-жиевой, М.С Кирова, О.В. Лебедевой, В.Ю. Новицкой, О.Н. Прокопец, Э.Г. Скворцова, G.K. Ткалич, З.П. Тюменцевой, Т Л. Шпикаловой и др. Педагогические условия формирования этнопедагогической культуры будущего педагога раскрыты в работе И.О. Поповой.

Психологические концепции; рассматривают духовно-нравственное воспитание с опорой на теоретические положения психологии * и результаты изучения природы духовности, духовных способностей, смыслообразо-вания, психологических механизмов воспитания, различных периодов развития личности и др. Проблемы этнической социализации: и влияния культуры на развитие ребенка рассматривают Дж. Баттерворт, М. Коух, СВГ Лурье, Л.Г. Почебут, С. Скрибнер, Т.Г. Стефаненко, Э. Эриксон. Психологическая сущность духовности анализируется в трудах Б.С. Братуся, З.Т. Гасанова, В.И. Слободчикова, Т.А. Флоренской, В. Франкла и др. Психологическая сущность духовности в системе профессионального становления специалиста раскрыта Н.А. Коваль, В ГА. Пономаренко.

Целостная концепция духовно-нравственного воспитания в системе общего образования разработана B.C. Ледневым. Направления и механизмы интеграции художественно-эстетического и духовно-нравственного воспитания раскрыты в работе Л.В; Школяр. В исследованиях представлены также концепции, программы и методики і духовно-нравственного воспитания дошкольников (СЮ. Афанасьева, Л.Н. Веремейчук, Т.Ф. Гакина, Н; Султанова, Н. Цилько и др.), школьников (О.С Богданова, СВ. Черен-кова и др.), студентов (Р.В. Желудь, Л.В. Кашин, В.М. Лысогор, Т.В; Скля-

рова, Ю.В і Ушакова), модели региональных систем духовно-нравственного воспитания (A.G. Бирбачаков, М.В; Глебова, Т.П; Довгий, Д.Г. Левчук и др.). Особенности использования национальных традиций в семейном воспитании раскрыты в работах П.Ф. Каптерева, A.G. Макаренко, Т.У. Сарсенбаева и др. Основные подходы к организации воспитания в поликультурном регионе рассматриваются в работах Г.Д. Дмитриева, Р.И. Кадиевой, В.В, Макаева, 3;А. Мальковой, Г.В. Палаткиной, Л.Л. Супруновой и др. Однако в педагогической теории не представлены особенности, цели и задачи духовно-нравственного воспитания в условиях полиэтнического региона.

Важную роль в духовно-нравственном воспитании в условиях полиэтнического региона играют национальные традиции. В этнографических, культурологических, философских исследованиях описаны природа и особенности традиций; как элементов; социального и культурного наследия:: эволюционность, динамичность, противоречивость отдельных элементов, устойчивость, ценностная ориентированность и др.; показаны их характер и механизмы.функционирования в общественном сознании (С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, В.Б. Власова, А.И. Лучанкин; Э.С. Маркарян, В.Д. Плахов, И.В. Суханов и др.), роль в духовной жизни, процессах становления и развития этноса (Ю.В. Бромлей, Э.В: Соколов, А.К. Уледов и др.). В педагогических исследованиях обращение к традициям связано с рассмотрением проблем использования идей народной педагогики в образовании, этнопедагогики. Необходимость использования прогрессивных народных традиций в воспитательной работе школы обоснована в работах Н.А. Константинова, Ф.Ф. Королева, Е.М. Медынского, В.А. Сухомлинского, М.Ф. Шабаеваі и др.. Этнопедагогический потенциал национальных традиций представлен в работах Р.К. Габитовой, З.Б. Цаллаговой и др. Проблемы возрождения русских традиций в образовании исследуются Е.В. Бондарев-ской, В.В. Макаевым; Л:Л. Супруновой, В.К. Шаповаловым и др. Вместе с

тем сущностные признаки национальных традиций не систематизированы с педагогических, позиций, не выделены те из них, которые оказывают существенное влияние на процесс духовно-нравственного воспитания школьников.

Технологии использования народных традиций в школьном образовании представлены, в исследованиях 3.3. Азашиковой, Н.П. Едыговой, Е.В. Кузнецовой, И.О. Поповой и др. Этнокультурные особенности национальных традиций и их педагогического использования в условиях Северо-Кавказского региона исследуют З.Х. Ионов, Т.Б. Кодзаев, А.Д. Койчуев, СУ. Пазов, В.Б. Тугов, К.К. Хутыз и др. Роль национальных традиций в процессе формирования национального самосознания рассмотрена Ю.С. Тюнниковым, Ф.Ф. Харисовым и др.; в трудовом воспитании - Б. Апыше-

вым и; др.; в военно-патриотическом воспитании Н.Н; Михневым, в

нравственном воспитании — В;Г. Балъжиевым, Г.И. Батуриной, Ж.Г, Бе-шимовым, Ф.В. Даминдаровой и др.; в духовно-нравственном воспитании -Р. С. Исрафиловым; применительно к вопросам социальной регуляции поведения - О.И. Дреевым и др. Модели нравственного воспитания школьников на народных традициях обсуждаются в работе Г.И. Батуриной, К.Л. Лисовой, Г.Ф. Суворовой.

В приведенных исследованиях представлена педагогическая сущность национальных традиций, однако она не соотнесена с особенностями национальных традиций как элементов социализации и инкультурации подрастающего поколения в условиях полиэтнического региона. Такое соотнесение позволило бы обосновать педагогические условия духовно-нравственного воспитания школьников в контексте национальных традиций с учетом условий таких регионов.

В работах А.Иі Лучанкина, Г.В. Палаткиной, А.К. Уледова, Н.П. Юдиной представлены варианты структуры национальных традиций. Следует, однако, отметить, что в представленных вариантах слабо просматри-

вается педагогическая направленность традиций, что затрудняет осмысление ее в качестве инструмента духовно-нравственного воспитания.

В исследованиях (прежде всего, философских, этнографических, социологических) представлены классификации национальных традиции по различным основаниям: по области проявления, субъекту общественных отношений, сфере и характеру деятельности субъекта, отношению к социальному прогрессу, видам общественных отношений и др. (Ф.В. Даминда-рова, В.Д. Плахов и др.) В то же время не разработана педагогическая классификация национальных традиций, соотносимая с задачами духовно-нравственного воспитания и учитывающая специфику их педагогической интерпретации.

Анализ школьной практики обучения показывает, что духовно-нравственный потенциал национальных традиций в полной мере не используется. Во многом это связано с фрагментарным обращением к традициям, разобщенностью учебной и внеучебной деятельности, недостаточным взаимодействием школы с семьей, отсутствием теоретических разработок по проблеме комплексного использования национальных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания. В практике духовно-нравственного воспитания преобладают словесные методы использования' традиций, что вступает в противоречие с практико-ориентированным характером традиций. В условиях полиэтнической среды, характерной для многих регионов современной России, необходим синтез традиций разных народов, их взаимообогащение прежде всего с учетом специфики этой среды.

Анализ педагогической теории и практики позволяет выделить имеющиеся противоречия'.

- между социальной значимостью духовно-нравственного воспитания подростающего поколения в школах России и прежде всего в полиэтниче-

ских регионах и недостаточной разработанностью научных основ использования духовно-нравственного воспитания в условиях таких регионов; - между высоким педагогическим потенциалом национальных традиций, необходимостью комплексного подхода к их использованию в процессе духовно-нравственного воспитания и фрагментарностью применения национальных традиций в воспитательном процессе современной школы.

Выделенные противоречия позволяют сформулировать научную проблему: при каких педагогических условиях национальные традиции функционируют как эффективное средство духовно-нравственного воспитания школьников: в условиях полиэтнического региона? Решение этой проблемы предполагает обращение к следующим вопросам: каковы сущностные признаки и структура национальных традиций как средства духовно-нравственного воспитания? Каковы особенности, цели и задачи духовно-нравственного воспитания с использованием национальных традиций в условиях полиэтнического региона? Как обеспечить комплексный подход к использованию национальных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания,, интеграцию содержания учебных предметов, взаимосвязь учебной и внеучебной воспитательной работы? Какой педагогический5 инструментарий в наибольшей степени \ соответствует природе традиций, обеспечивает их ценностно-смысловой синтез и эффективное функционирование в качестве средства духовно-нравственного воспитания школьников?

Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально апробировать модель духовно-нравственного воспитания школьников с использованием национальных традиций в условиях полиэтнического; региона.

Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания школьников в полиэтническом регионе.

Предмет исследования: педагогические условия использования национальных традиций в качестве средства духовно-нравственного воспитания школьников в полиэтническом регионе.

Гипотеза исследования: национальные традиции функционируют как эффективное средство духовно-нравственного воспитания школьников в полиэтническом регионе, если:

задачи духовно-нравственного воспитания систематизированы с учетом сущностных признаков национальных традиций и особенностей духовно-нравственного воспитания в полиэтническом регионе;

духовно-нравственное воспитание осуществляется согласно модели, це-ле-функциональные и логико-содержательные характеристики которой отражают классификацию и функции национальных традиций; а инструментальные характеристики их сущностные признаки и структуру;

комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию осуществляется на; каждом; этапе. с учетом особенности интеграции; национальных традиций в содержание учебных предметов, взаимосвязи учебной и вне-учебной воспитательной работы с опорой на резервы семейной педагогики;

- педагогический инструментарий разрабатывается в соответствии со
структурой национальных традиций, ориентируются на ценностно-
смысловой синтез национальных традиций этносов, проживающих в ре
гионе, и применяется в логике задач духовно-нравственного воспитания.

Задачи исследования:

  1. Выявить сущностные признаки и структуру национальных традиций как средства духовно-нравственного воспитания школьников.

  2. Систематизировать задачи духовно-нравственного воспитания школьников с учетом специфики полиэтнического региона.

  3. Разработать модель процесса духовно-нравственного воспитания школьников в полиэтническом регионе и на ее основе - модульную про-

грамму, предусматривающую взаимосвязь учебной и внеучебной воспитательной работы, интеграцию национальных традиций в содержание учебных предметов, систематизацию педагогического инструментария.

4. Экспериментально апробировать модельные построения духовно-нравственного воспитания школьников с использованием национальных традиций в условиях полиэтнического региона.

Общей теоретико-методологической основой исследования являются методология педагогического исследования (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвя-зинский, В.В. Краевский, B.C. Леднев, A.M. Новиков и др;); философские теории функционирования традиций в общественном сознании; принципы диалектического осмысления истории развития духовной культуры общества; этнографические и культурологические теории традиции как категории, характеризующей духовную жизнь общества, отражающей особенности национального самосознания и культуры. (В .А. Блюмкин, Л.П. Буева, Ю.В. Бромлей, Д.Ж. Валеев, Э.С. Маркарян, И.М. Орешников, СМ. Поздяева, З.Я. Рахматуллина и др.); положения об эволюционном характере традиций, диалектике прогрессивных и регрессивных традиций1 (К. Варналис, Ф.В; Даминдарова, F.A. Праздников; A.F. Спиркин и др.); психологические теории определяющего влияния традиций на становление личности (О.Г. Лопухова, О.П. Николаева и др.); психологические и педагогические концепции, раскрывающие, многоаспектную природу духовно-нравственного воспитания школьников (Ю.К. Бабанский,. Е.В. Бондарев-ская, Б.Т. Лихачев, Н.Ю. Щуркова и др.); принципы поликультурного образования (Г.В; Дмитриев, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Г.В. Палаткина, Л.Л; Супрунова и др.); теоретические основы педагогической интеграции \ (А.П. Беляева, М.Н. Берулава, А.А. Кирсанов, Ю.С. Тюнников и др.), педагогического проектирования (СВ. Воробьева, Е.С Заир-Бек, И.И. Ильясов, Ю.С. Тюнников и др.).

Методы исследования: в соответствии с целями и задачами использовались теоретические методы: системный анализ проблемы, структурно-функциональное изучение национальных традиций как средства духовно-нравственного воспитания, классификация национальных традиций, моделирование процесса духовно-нравственного воспитания школьников с использованием национальных традиций; проектирование программы «Национальные традиции в школе», теоретическое обобщение результатов исследования; эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ образовательных стандартов, учебных программ, педагогический эксперимент.

Личный вклад автора в получение научных результатов определяется разработкой концептуальных положений исследования, планированием и проведением эксперимента по данной проблеме, разработкою педагогических и диагностических материалов, руководством и непосредственным участием в экспериментальной работе.

Этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Исследование выполнялось поэтапно с 2000 по 2004 гг. на базе средней общеобразовательной школы № 8 г. Туапсе и состояло из трех этапов:.

На первом этапе (2000-2001 гг.) осуществлялось теоретическое осмысление проблем духовно-нравственного воспитания в полиэтнической среде, использования национальных традиций в образовательном процессе. Данный этап включал разработку научного аппарата исследования, планирование и подготовку опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2001-2002 гг.) проводился констатирующий педагогический эксперимент, были разработаны структура и классификация национальных традиций, модульная программа «Национальные традиции в школе», модель процесса духовно-нравственного воспитания школьников с использованием национальных традиций; определена методика форми-

рующего эксперимента, проведена пилотажная апробация диагностических средств.

Третий этап (2002-2004 гг.) включал проведение формирующего эксперимента, обработку его результатов, формулирование выводов и подготовку методических рекомендаций. Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выделены особенности, уточнены цели и задачи духовно-
нракственного воспитания в полиэтническом регионе,
центральной из ко
торых является формирование готовности школьников к использованию
национальных традиций как средства духовно-нравственного самосовер
шенствования,
определена структура такой готовности; разработаны кри
терии, уровни, показатели и методы ее диагностики;

- систематизированы сущностные признаки национальных традиций
(образовательно-мировоззренческая направленность, ценностная ориенти
рованность, практико-ориентированный характер, многофакторность, эмо
циональная насыщенность, устойчивость, эволюционность, социально-
игровая сюжетика,), основные (воспитания духовно-нравственных качеств,,
формирования опыта духовно-нравственных отношений в ученическом
коллективе, духовно-нравственной регуляции поведения школьников) и
вспомогательные (культурно-просветительская, творчески-развивающая)
функции национальных традиций, с учетом которых обоснован комплекс
ный подход
к духовно-нравственному воспитанию школьников (воспита
тельно-целевая организация, ценностно-смысловая интеграция в образова
тельный процесс, включение в деятельность, единство воспитательных
воздействий школы, семьи, общества, актуализация опыта эмоционально-
ценностных отношений, нормативно-регулятивная направленность, вариа
тивность, сценарно-игровая технологичность);

- обобщены подходы к структуре и классификации национальных тра
диций, на основе которых уточнена структура национальных традиций

(ядро, включающее ценности, убеждения и установки традиционного поведения, и оболочка, которую составляют знаниевый и практический компоненты) и разработана их педагогическая классификация (мировоззренче-ски-ориентирующие. позиционно-ролевые, регламентирующие), позволяющие эффективно использовать национальные традиции при организации процесса духовно-нравственного воспитания школьников;

спроектирована модель духовно-нравственного воспитания школьников с использованием национальных традиций; Целе-функционаяъные характеристики модели включают генеральную цель - овладение национальными традициями как средством духовно-нравственного самосовершенствования- и частные цели, соотнесенные с задачами формирования духовно-нравственных ценностей, отношений, убеждений, установок, определяющих ценностно-смысловые ориентиры традиционного поведения; знаний о духовно-нравственных нормах и опыта этнокультурной ориентации и овладения \ традициями как средством духовно-нравственного совершенствования. Логико-содержательные характеристики включают этапы (диагностический, ознакомительный, побудительный, практико-творческий) и содержание моделируемого процесса;:

систематизирован педагогический инструментарий использования национальных традиций как средства духовно-нравственного воспитания согласно логике этапов смоделированного процесса; разработаны методические цепочки, учитывающие межпредметную интеграцию, взаимосвязь учебной и внеучебной воспитательной' работы и позволяющие скоординировать усилия учителей, классного руководителя, родителей по использованию» конкретных национальных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении педагогических условий функционирования национальных традиций в качестве средства духовно-нравственного воспитания; уточнении понятий, раскры-

вающих содержание проблемы использования национальных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания школьников в полиэтнической среде (национальная традиция^ духовно-нравственное воспитание, полиэтническая среда, готовность к использованию национальных традиций как средства духовно-нравственного самосовершенствования); определении логики и содержательной базы взаимодействия учебных предметов и различных форм учебной и внеучебной воспитательной работы с ориентацией их на многоуровневое формирование готовности школьников к использованию национальных традиций как средства духовно-нравственного самосовершенствования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем определены цели, этапы, содержание, педагогический инструментарий процесса духовно-нравственного воспитания школьников с использованием национальных традиций; разработана программа «Национальные традиции в школе», которая в структурном отношении включает восемь модулей: гражданско-патриотические, трудовые, экологические, коммуникативные, религиозные, бытовые традиции;: праздники, обряды, ритуалы; традиции здорового образа жизни, позволяющих интегрировать содержание учебных предметов (литература, русский язык, история, обществозна-ние, иностранный язык, естествознание, музыка, ИЗО, физическая культура) и внеучебной деятельности. Данная программа может быть использована в целях совершенствования преподавания учебных предметов в средней школе, а также при разработке национально-регионального компонента стандартов.

Представленные в исследовании методические разработки могут найти применение при организации внеучебной воспитательной работы, направленной на духовно-нравственное воспитание школьников.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на первой Международной научно-

практической конференции «Проблемы и перспективы устойчивого развития туристско-рекреационного комплекса стран Черноморского бассейна» (Сочи, 2000), Международной научно-методической конференции «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и- образовательной і сферах» (Сочи, 1999-2004); Всероссийской, научно-практической' конференции! «Проблемы современной педагогики; и систем образования» (Майкоп, 2002), Межвузовской научно-практической конференции; «Общество, право, политика» (Краснодар, 2002), Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы» (Воронеж, 2003), заседаниях кафедры педагогики Социально-педагогического института Сочинского государственного университета туризма- и курортного дела. Программа «Национальные традиции в школе» апробирована и используется в средней; образовательной школе № 8 г. Туапсе.

Достоверность результатов исследования обеспечивается ориентацией на современные методологические подходы к изучению национальных традиций; опорой на фундаментальные психологические; педагогические, философские теории; использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, а также методов статистической обработки«результатов исследования, адекватных целям и задачам исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. В?условиях полиэтнического региона духовно-нравственное воспитание имеет свои особенности: направленность на этнокультурные ценности s народов, населяющих регион;: поликультурный контекст решения? задач духовно-нравственного воспитания; использование национальных традиций как регулятора межэтнических отношений в регионе; диалог и синтез этнокультурных ценностей и традиций как средства их трансляции.

  2. Необходимое представление о функционировании национальных традиций в качестве средства духовно-нравственного воспитания школь-

ников дают их сущностные признаки, основные и вспомогательные функции, педагогическая классификация, условия комплексного применения (воспитательно-целевая организация; ценностно-смысловая интеграция в образовательно-воспитательный процесс; включение в деятельность; единство воспитательных воздействий семьи, школы, общества; актуализация опыта эмоционально-ценностных отношений; нормативно-регулятивная направленность; вариативность; сценарно-игровая технологичность).

  1. Ведущей целью духовно-нравственного воспитания школьников является формирование у них готовности к использованию национальных традиций как средства духовно-нравственного самосовершенствования. Поэтапное формирование такой готовности отражает определенные направления использования; национальных традиций согласно специфике задач духовно-нравственного воспитания. Педагогический инструментарий представлен в систематизированном виде в определенном наборе * методических цепочек,, реализующих межпредметную интеграцию, взаимосвязь учебной и внеучебной воспитательной работы.

  2. В процессе духовно-нравственного воспитания, школьников; в условиях полиэтнического региона необходим комплексный подход к использованию национальных традиций, обеспечивающий интеграцию содержания учебных предметов (литературы, русского и иностранного языков, культуры речи, истории, обществознания; естествознания, ИЗО, музыки, технологии, безопасности жизнедеятельности, физической культуры, ку-бановедения) и различных форм учебной и внеучебной воспитательной работы. Ведущее место в.такой интеграцию отводится программе «Национальные традиции в школе», включающей восемь модулей: гражданско-патриотические, трудовые, экологические, коммуникативные, религиозные, бытовые национальные традиции; национальные праздники; обряды, ритуалы; национальные традиции здорового образа жизни.

Похожие диссертации на Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях полиэтнического региона