Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозно-культурологические традиции как средство нравственного воспитания младших школьников Шаяхметова Роза Искандаровна

Религиозно-культурологические традиции как средство нравственного воспитания младших школьников
<
Религиозно-культурологические традиции как средство нравственного воспитания младших школьников Религиозно-культурологические традиции как средство нравственного воспитания младших школьников Религиозно-культурологические традиции как средство нравственного воспитания младших школьников Религиозно-культурологические традиции как средство нравственного воспитания младших школьников Религиозно-культурологические традиции как средство нравственного воспитания младших школьников Религиозно-культурологические традиции как средство нравственного воспитания младших школьников Религиозно-культурологические традиции как средство нравственного воспитания младших школьников Религиозно-культурологические традиции как средство нравственного воспитания младших школьников Религиозно-культурологические традиции как средство нравственного воспитания младших школьников Религиозно-культурологические традиции как средство нравственного воспитания младших школьников Религиозно-культурологические традиции как средство нравственного воспитания младших школьников Религиозно-культурологические традиции как средство нравственного воспитания младших школьников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шаяхметова Роза Искандаровна. Религиозно-культурологические традиции как средство нравственного воспитания младших школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2003 206 c. РГБ ОД, 61:04-13/696

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Историко-теоретические предпосылки и содержание нравственного воспитания детей на прогрессивных народных традициях

1.1. Историко-теоретические предпосылки использования прогрессивных идей религиозно -культурологических учений в нравственном воспитании подрастающего поколения 14

1.2. Сущность и содержание религиозно - культурологических традиций нравственного воспитания детей 47

ВЫВОДЫ К 1 ГЛАВЕ 78

ГЛАВА 2. Формы и методы использования религиозно-культурологических традиций в нравственном воспитании младших школьников

2.1. Особенности и методы использования религиозно - культурологических традиций в учебном процессе начальной школы 80

2.2. Формы организации совместной деятельности школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников на религиозно-культурологических традициях 111

2.3. Организация и результаты опытно - экспериментальной работы по нравственному воспитанию младших школьников на примере культурологических традиций Ислама 125

Выводы К 2 ГЛАВЕ 162

Заключение 164

Библиография 173

Приложения 187

Введение к работе

Изменения, происходящие в нашем обществе, влекут за собой перемены и в системе образования. В этих условиях противоречивой внешней ситуации, обусловленной затянувшимся социально-политическим и экономическим кризисом, трансформируются нравственные ориентиры, что актуализирует поиск источников, повышающих и стабилизирующих нравственные нормативы общественной жизни, регулирующих основы жизнедеятельности людей.

Школа как социальный институт общества может внести существенный вклад в формирование ценностного отношения подрастающего поколения к нравственным нормам, если в качестве одной из важнейших задач поставит повышение авторитета морали, нравственности в организации жизнедеятельности детей, а нравственное воспитание определит как приоритетное направление в учебно воспитательном процессе. В педагогической теории и практике проблема сущности, цели, задач, содержания нравственного воспитания получила достаточное развитие. Важность нравственного воспитания подчеркивали в своих работах Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др. Включение учащихся в различные виды деятельности и в систему общественных отношений, передача социального опыта новому поколению, внесение в его сознание мировоззренческих идей, знаний о моральных принципах и нормах, формирование ценностных ориентации разработаны в трудах Р.Г.Амосовой, О.С.Богдановой, Т.В.Вершининой, А.И.Каирова и др. Воспитанию у младших школьников заботливого отношения к родителям посвящены работы Н.В.Анненковой, О.М.Ходаковской.

Особенности нравственного воспитания младших школьников рассмотрены в работах психологов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, B.C. Мухиной, Д.Б. Эльконина и др.

Научный интерес вызвали труды Г.С.Абрамовой, Д.А.Белухина, Н.А.Ветлугиной, О.Д.Калининой, Б.Т.Лихачева и др., исследовавшие нравственное воспитание как процесс превращения социально значимых требований общества во внутренние стимулы личности.

Видные татарские просветители Ш.Марджани, К.Насыри, Р.Фахретдин в школьном образовании на передний план также выдвигали именно нравственное воспитание, а в нем особое место уделяли традициям, обычаям.

Тем не менее в изменившемся социокультурном пространстве вопросы нравственного воспитания младших школьников требуют дальнейшего изучения.

Необходимость исследования этой проблемы вызвана тем, что в обществе отмечается снижение нравственной устойчивости, способности к сохранению национальных ценностей, нравственное саморазрушение человека, которое происходит вследствие стремления людей к материальному обогащению любой ценой. Такие проявления высокой нравственности, как честь, совесть, достоинство, сострадание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план; утрачены связи с традициями и обычаями духовного воспитания человека.

В таких условиях все острее ощущается потребность общества в людях, воспитанных на национальных и общечеловеческих ценностях. Значительную роль при этом играют религиозно-культурологические традиции, в которых накоплен богатый нравственный опыт народа, его духовная культура.

По утверждению ученых (философов и педагогов), традиции — это исторически сложившиеся и наиболее обобщенные нормы поведения и принципы нравственных общественных отношений, передаваемые из поколения в поколение и сохраняемые общественным мнением. А под религиозно-культурологическими традициями мы понимаем ту часть культурного наследия народа, которая и целенаправленно, и стихийно передается из поколения в поколение и отражает совокупность моральных ценностей и культуры определенной религии. Именно по пути накопления опыта, традиций и воплощения ее в нравственных законах развивались все мировые религии.

Одним из средств формирования высоконравственной личности, владеющей широким спектром этических знаний, осознанно оперирующей этическими категориями в применении к анализу моральных ситуаций, в оценке поступков окружающих и своих собственных, одним словом, личности с активной нравственной позицией является познание и приобщение ее к непреходящим, гуманистическим ценностям исламской и христианской культуры, трансформирующимся постепенно в общечеловеческие ценности.

В конечном счете гуманитарная наука не может уйти от понимания и признания того факта, что подлинно глубокая нравственно осознанная, гармоничная жизнь человека, плодотворное творчество, утверждение высоких идеалов добра и справедливости невозможны без овладения духовным богатством наших предков и бережного его сохранения и приумножения, без уважения к прошлому, к тем нетленным ценностям, которые накоплены на протяжении долгих веков истории цивилизаций и религий. Все это говорит в пользу того факта, что религиозно-культурологические традиции могут стать и в настоящее время эффективным средством воздействия на нравственное воспитание учащихся.

Вопросы использования религиозно-культурологических традиций как воспитательного средства поднимались в работах В.Ф.Афанасьева, Г.Н.Волкова, Г.В.Виноградова, А.Ш.Гашимова, А.Э.Измайлова, З.Г.Нигматова, В.И.Суханова, Я.И.Ханбикова и других.

Продуктивные пути использования воспитательного потенциала религии в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения рассмотрены в научных публикациях Ш.А.Амонашвили, Б.Т.Лихачева, М.И. Махмутова, Н.Д.Никандрова, М.Г.Тайчинова и многих других. Давая оценку исламской культуре на предмет ее включения в содержание образования, мы анализировали работы Г.Р.Балтановой, Л.С.Васильева, Л.Н.Гумилева, Д.Е.Еремеева, Р.И.Зиннуровой, Л.И.Климовича, Ш.Марджани, Р.М.Мухаметшина, К.Насыри, М.Б.Пиотровского, В.М. Пороховой, Л.А.Харисовой, Р.Фахретдина и других, в которых религия рассматривается на уровне социокультурного, политического, национального развития.

Разработка теоретической модели использования религиозно-культурологических традиций в нравственном воспитании младших школьников выявила ряд противоречий между: провозглашенными целями воспитания и ростом детей с отклоняющимся поведением; богатством ценностей религиозно-культурологических традиций в формировании духовно-нравственной личности и недооценкой важности применения их в совместной деятельности школы и семьи; реально существующим духовно-нравственным потенциалом религиозно-культурологических традиций и не разработанностью методики их использования как средства нравственного воспитания младших школьников.

На основании изложенного сформулирована проблема: каковы содержание, формы и методы использования религиозно-культурологических традиций как средства нравственного воспитания младших школьников? Исключительное значение, которое имеет на современном этапе развития нашего общества нравственное воспитание людей и, в первую очередь, подрастающих поколений, теоретическая не разработанность этой проблемы и ее большая практическая значимость по отношению к младшим школьникам определили выбор темы исследования: "Религиозно-культурологические традиции как средство нравственного воспитания младших школьников". Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогически эффективные формы и методы использования религиозно-культурологических традиций в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.

В качестве объекта исследования мы рассматриваем процесс нравственного совершенствования младших школьников, а предметом исследования выступает синтетическое представление религиозно-культурологических традиций и методика их использования в воспитании детей.

Гипотеза исследования заключается в том, что использование религиозно-культурологических традиций выступает как эффективное средство нравственного воспитания младших школьников, если: включение культурно-нравственных ценностей данных традиций не противоречит принципам научной педагогики, исключающим всякое давление на мировоззренческие установки учащихся, а основное внимание уделяется обогащению национального самосознания на основе усвоения культурологических знаний и ценностей, содержащихся в религиозных источниках; при использовании исследуемых традиций реализуется принцип учета возрастных особенностей детей, уровень их потребностей и возможностей; обеспечивается подготовка педагогов и родителей к осуществлению нравственно-преобразовательной деятельности на религиозно-культурологических традициях; разработаны формы и методы использования религиозно-культурологических традиций в нравственном воспитании младших школьников; обеспечены единство и взаимосвязь школы и семьи по нравственному воспитанию младших школьников на основе религиозно-культурологических традиций. Цель исследования и выдвинутая гипотеза предопределили решение следующих задач:

1. Провести историко-теоретический анализ по всесторонней оценке воспитательного потенциала религиозно-культурологических традиций с целью выявления их актуального значения для нравственного воспитания младших школьников.

2. Изучить степень способности и готовности младших школьников к восприятию религиозно-культурологических традиций и приобщению к ним.

3. Обосновать содержание, педагогические условия, формы и методы использования религиозно-культурологических традиций в нравственном воспитании младших школьников.

4. Разработать и экспериментально проверить программу совместной деятельности школы и семьи в нравственном воспитании детей на религиозно-культурологических традициях.

Методологическую основу исследования составляют основные положения концепций ведущих исследователей в области теории и практики нравственного воспитания (Б.Г.Ананьев, О.С.Богданова, Л.И.Божович, Л.А.Волович, Т.А.Ильина, И.А.Каиров, К.Насыри, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, И.Ф.Харламов, Н.Е.Щуркова и др.), философские и психолого-педагогические идеи о роли традиций как социальном феномене, их значений в нравственном воспитании подрастающего поколения (В.Ф.Афанасьев, Г.Н.Волков, А.Ш.Гашимов, З.Г.Нигматов, И.В.Суханов, К.Д.Ушинский, Я.И.Ханбиков и др.), многочисленные труды российских востоковедов, исламоведов, религиоведов, философов, педагогов (Ш.А.Амонашвили, Г.Р.Балтанова, Н.А.Бердяев, Л.Н.Гумилев, Д.Е.Еремеев, Л.И.Климович, Ш.Марджани, М.И.Махмутов, Г.В.Мухаметзянова, Н.Д.Никандров, В.С.Соловьев, Г.Ф.Флоровский и др.), Законы "Об образовании" Российской Федерации и Республики Татарстан, постановления Госдумы России и Татарстана "О свободе совести и о религиозных объединениях". 

Историковедческую базу диссертации составляют дореволюционные теолого-этические трактаты и современные теологические сочинения, написанные на русском, татарском, английском языках; выступления представителей мусульманского духовенства и богословов христианства на страницах педагогических и научно-аналитических журналов и газет; тексты священных книг и другие.

Методы исследования: изучение и анализ философской, исторической, психолого-педагогической литературы, нормативных документов, материалов периодической печати по проблеме исследования; теоретический анализ выявленной педагогической проблемы, источников ислама с целью осмысления их воспитательного потенциала; изучение массовой школьной практики, то есть изучение состояния учебно-воспитательного процесса, методов и форм организации образовательной деятельности; эмпирические методы: целенаправленное педагогическое наблюдение, интервьюирование, анкетирование, экспертная оценка, тестирование; педагогический эксперимент: констатирующий, поисковый, формирующий.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1996-1999 гг.) изучались философская и психолого-педагогическая литература с целью осмысления воспитательного потенциала религиозно-культурологических традиций и обоснования необходимости использования их в нравственном воспитании младших школьников, состояние проблемы в практике школ; анализировался опыт взаимодействия школы и семьи в исследуемой области: учебные программы, методические пособия, учебники. С учетом полученных результатов сформированы цель и рабочая гипотеза исследования.

На втором этапе (1999-2001 гг.) продолжилось изучение состояния нравственного воспитания младших школьников, выявлялись условия положительного влияния духовно-нравственных ценностей ислама на воспитание детей, устанавливалось взаимодействие родителей и педагогов по возрождению положительных религиозно-культурологических традиций и их использование в нравственном воспитании; была организована опытно - экспериментальная работа.

На третьем этапе (2001-2003 гг.) анализировались полученные результаты, осуществлялось их внедрение в практику, разрабатывались методические рекомендации учителям начальных классов по использованию религиозно - культурологических традиций в нравственном воспитании младших школьников, завершалось литературное оформление диссертации.

Экспериментальной базой исследования явились гимназия № 16, татарско-русская школа № 10 г.Казани, Нижнеметескинская средняя школа Арского района; также в эксперименте участвовали школы Альметьевского, Бавлинского, Кукморского районов Республики Татарстан.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

- вскрыт духовно-нравственный потенциал религиозно-культурологических традиций с позиции постсоветского осмысления, и определена дидактическая регламентация его включения в нравственное воспитание младших школьников;

- раскрыто содержание понятия "религиозно-культурологические традиции", основными компонентами которого являются формы деятельности и поведения, передаваемые из поколения в поколение и отражающие совокупность ценностей морали и культуры определенной религии; выявлены их воспитательные возможности в нравственном становлении детей младшего школьного возраста;

выявлены и систематизированы историко-педагогические знания, созданные в рамках религиозно-культурологических традиций; - определена специфика нравственного воспитания, заключающаяся в приобщении младших школьников к прогрессивным народным традициям;

- систематизирован, целесообразно отобран и включен в учебно-воспитательный процесс начальной школы материал религиозно-культурологического характера в соответствии с учетом принципа светскости;

- определены и обусловлены педагогически эффективные формы и методы использования религиозно-культурологических традиций в нравственном воспитании младших школьников.

В качестве теоретической значимости могут выступить те концептуальные положения исследования, которые послужат научной основой духовно-нравственного воспитания учащихся посредством приобщения их к народным ценностям морали и культуры; будут способствовать разработке вопросов методологии воспитания школьников на основе религиозно-культурологических традиций; составят основу для новых научных представлений о роли данных традиций в понимании культуры другого народа.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты обеспечивают педагогов научно обоснованными выводами о возможности применения религиозно-культурологических традиций в нравственном воспитании младших школьников.

Разработанные методические рекомендации могут быть использованы при организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах, в курсах общей педагогики в педагогических учебных заведениях, на курсах повышения квалификации учителей, при подготовке лекторов-религиоведов, при создании новых поколений учебно-методических пособий для преподавателей и учащихся.

Достоверность результатов исследования обеспечивается разнообразием используемых теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели, задачам и выдвинутой гипотезе; использованием большого числа разнообразных источников, написанных на разных языках; результатами опытно-экспериментальной работы; целенаправленным анализом педагогической практики; взаимосвязью теоретических положений исследования и личным участием автора в их практической реализации. На защиту выносятся:

1. Развернутая характеристика сущности религиозно-культурологических традиций и их воспитательного потенциала с позиции современных требований к организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.

2. Формы и методы использования прогрессивного содержания религиозно-культурологических традиций в нравственном воспитании младших школьников.

3. Разработанная в ходе исследования программа совместной деятельности школы и семьи в нравственном воспитании младшего школьного возраста на религиозно-культурологических традициях.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на Международных (Нижнекамск, 2002; Казань 2001, 2002), республиканских (Казань, 2002) научно-практических конференциях; на научных конференциях молодых ученых и специалистов КГПУ. Они отражены в сообщениях на зональных, отраслевых совещаниях ИПКРО РТ; в лекциях на курсах работников образования, на педагогических советах школ, в консультациях, а также в сообщениях на выездных методических заседаниях, курсах педагогов на базе районных отделов образования. Апробация проводилась в процессе преподавания курса "Становление нравственной личности" в гимназии № 16 (1999-2003 гг.), а также на курсах повышения квалификации педагогов в ИПКРО РТ (2002-2003 гг.).

Основные теоретические положения и результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательных школ путем создания методических рекомендаций, в форме лекций, семинаров, консультаций и практических занятий со слушателями курсов института повышения квалификации работников образования РТ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения. Текст работы иллюстрирован таблицами, схемами.  

Историко-теоретические предпосылки использования прогрессивных идей религиозно -культурологических учений в нравственном воспитании подрастающего поколения

Прогресс любой нации, включая материальный прогресс, основан на приоритете духовно-нравственных ценностей. Духовные ценности являются фактором, определяющим будущее цивилизации. Эти слова являются для нас символом обновления и залогом процветания России.

Бесспорно, важным компонентом духовной культуры школьников является нравственность. В книге татарского просветителя К. Насыри есть такие слова: "Будь почтителен со старшими и не обижай младших". Они являются фундаментальными во всей нравственной культуре человека. Нравственность всегда определяет поведение человека по отношению к себе, к людям, обществу, родителям, друзьям, школе, Родине и т.д. Нравственность является важным фактором в жизни общества, нации и человека. Добрые нравы важны, чтобы двигать общество по пути к прогрессу. Если нравственность нации приходит в упадок, то она неизбежно исчезает. Наука в современную эпоху продвинулась далеко вперед, а нравы общества все еще находятся на низком уровне. Если бы нравственность развивалась вместе с разумом и интеллектом, то человечество достигло бы своего совершенства. Что же такое нравственность? Слова "нравственность", "мораль", "этика" близки по смыслу. Но возникли они в разных языках. Слово "этика" - греческого происхождения и означает - нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход Аристотель. Слово "мораль" - латинского происхождения и означает -нрав, обычай. А "нравственность" - русское слово, происходит от слова "нрав", также означающий характер, совокупность душевных свойств. Под нравственностью понимаются принципы, ценности, нормы, определяющие человеческое поведение.

Нравственная культура имеет два основных аспекта: ценности и правила поведения. В качестве нравственных ценностей можно назвать честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм и другие. В русском языке насчитывается более 400 слов, обозначающих нравственные качества человека. Правила поведения сориентированы на нравственные качества человека.

Нравственное формирование человека начинается с рождения. Еще в дошкольном возрасте у детей закладываются элементы нравственности: формируются первоначальные нравственные чувства и представления, вырабатываются простейшие навыки нравственного поведения. В школе эта работа проводится систематически в течение десяти лет под руководством учителей. Педагогическая основа преемственности в воспитании состоит в том, что приобретенные ребенком в дошкольном возрасте формы поведения и отношения со взрослыми и сверстниками, элементарные нравственные знания и чувства являются тем фундаментом, на котором в начальных классах происходит развитие новых форм нравственного поведения, сознания, чувств, отношений. Между воспитанием на предыдущей и последующей ступенях существует диалектическая взаимосвязь. Предшествующее воспитание, сохраняя своеобразие данного периода, ориентируется на особенности будущего, готовит к нему, а последующее воспитание активно опирается на уже накопленный жизненный опыт ребенка. Педагог должен опираться на то новое положительное, что появилось в психике ребенка, хотя оно является в данный момент еще слабым и неразвернутым (24).

Одним из показателей эффективной системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля совести, осознании моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности. Нравственное развитие — это результат системы воспитания и основной критерий эффективности воспитательной работы.

В области нравственного воспитания Аристотель (384-322 гг. до н.э.), выдвигавший в своей философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнению в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков и разум — таковы три источника нравственного воспитания.

По мнению Я.А. Коменского (1592-1670 г.), имеются три ступени, три задачи воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к богу (религиозное воспитание). Коменский оценивал роль воспитания очень высоко. Он утверждал, что "из всякого ребенка можно сделать человека" и советует приучать детей уже в раннем детстве к хозяйству и труду. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста, как указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, главное, любви к людям.

Сущность и содержание религиозно - культурологических традиций нравственного воспитания детей

В последнее время все больше возрастает общественный интерес к обычаям и традициям. Появляются философские, психологические, искусствоведческие исследования традиций. Раскрытию сущности традиций, их места и значения в воспитании подрастающего поколения посвящен и ряд педагогических исследований. Это понятно, потому что научное изучение народных обычаев, традиций и связанных с ними различных общественных отношений приобретает особое значение для разработки проблем, охватываемых понятием «образ жизни», образ жизни того или иного народа, образ жизни той или иной общности людей.

Пристальное внимание нашей общественности к традициям не случайно. Жизнь доказала, что они активно воздействуют и на материальную, и на духовную сферы общества. Этот факт показывает всю сложность структуры традиций, которые включают в себя нормы и принципы общественных отношений, идеи, взгляды, убеждения, идеалы людей, их интересы, потребности, вкусы, чувства, эмоции и т.д.

При этом необходимо подчеркнуть, что традиции играют различную общественную роль. Они могут быть прогрессивными (боевые, трудовые) и консервативные (религиозные, частно-собственнические).

Следовательно, при анализе традиций прошлого надо учитывать их общественную значимость, изучить возможности использования их в интересах формирования личности. Однако не будь старых прогрессивных традиций, обычаев и праздничных ритуалов - гораздо труднее удерживались бы в памяти людей важные дела и события минувших лет. А если что-то забыто, стало быть, оно исчезло навсегда. Недаром говорят, что жизнь — не те дни, что прошли, а те, что запомнились. Но главное значение традиций в жизни человека, конечно, не в этом, а в том, что они влияют на поступки и поведение людей. Отсюда следует, что роль традиций особенно велика в воспитании школьников (123).

В настоящее время в философской и педагогической литературе дано довольно четкое определение понятия «традиция».

Так, в "Большом энциклопедическом словаре" традиция (от лат. traditio - передача, предание) - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, социальных группах в течение длительного времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социокультурного наследования; способы этого наследования. В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д.

По утверждению ученых (философов и педагогов), традиции - это исторически сложившиеся и наиболее обобщенные нормы поведения и принципы нравственных общественных отношений, передаваемые из поколения в поколение и сохраняемые общественным мнением.

Каждое поколение, получая в свое распоряжение определенную совокупность традиционных образцов, не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде; оно всегда осуществляет их собственную интерпретацию и выбор. В этом смысле каждое поколение выбирает не только свое будущее, но и прошлое.

В нашей работе мы представляем религиозно-культурологические традиции как элемент культуры, ее духовно-нравственное начало. На этой методологической позиции мы строим свое исследование и вводим в научный оборот понятие религиозно-культурологические традиции.

Религиозно-культурологические традиции — это та часть культурного наследия народа, которая и целенаправленно, и стихийно передается из поколения в поколение и отражает совокупность моральных ценностей и культуры определенной религии. Культурологический подход предполагает описание места и роли воспитания в системе культурных ценностей отдельных народов и через это приобщение к общечеловеческой культуре.

Министр образования Российской Федерации В.И. Филиппов в своем выступлении на Рождественских чтениях в январе 2001 года отметил, что духовно-нравственные традиции религиозной культуры могут и должны не только питать историческое сознание народа, но и во многих областях призваны направлять духовную жизнь нашего общества в будущем.

В этом же выступлении были обозначены и некоторые позиции диалога образования и церкви: укрепление семьи, создание условий для более полного осуществления светским и церковным браком своих функций, и в первую очередь в деле нравственного воспитания детей; борьба с распространением среди детей и молодежи пороков и вредных привычек; благотворительность; активное участие в создание попечительских советов при каждой российской школе, чтобы оказать помощь нашим учителям и детям.

Без знания традиций и обычаев, культуры своего народа невозможно воспитать уважение к традициям, языку, искусству, истории других народов. Изучая народные традиции, обычаи, у ребенка появляется возможность сравнивать культуру, историю других народов, воспитывается терпимость ко всем не похожим друг на друга традициям, заботливое отношение к общечеловеческим ценностям, что способствует взаимопониманию между народами.

Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставила не только перед нами, нашими отцами и дедами, но и перед дедами наших дедов - в веках и тысячелетиях. И века и тысячелетия решалась эта задача: осмысление, сохранение и передача следующим поколениям того всеобщего, на чем зиждется все человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо данного народа. Доброта, честность, уважение к старшим, справедливость, мужественность, совестливость - качества, которые пестует каждый народ в детях.

Особенности и методы использования религиозно - культурологических традиций в учебном процессе начальной школы

Задача первостепенной важности для всех педагогов, воспитателей-нравственное воспитание молодого поколения. Со времен К.Насыри, К.Ушинского среди педагогов господствуют убеждения, что школа - это место, где ребенок не только учится читать, писать, считать и рассуждать, но и приобретает твердые нравственно-этические устои. Поэтому одним из основополагающих педагогических принципов в системе воспитания юных граждан страны является принцип духовности.

Воспитание духовности, уважение к ценностям культуры и народу, осмысление религиозных и философских учений, формирование мировоззрения и толерантности являются главным аргументом использования религиозно-культурологических традиций в учебно-воспитательном процессе.

Используя религиозно-философскую проблематику на уроках, учителя очень осторожно и бережно должны относиться к религиозным национальным святыням. Один из важнейших уроков нашего века в том, что гуманное, человеческое отношение возможно лишь там, где отчетливо и внятно различается высокое и низкое, где уважают святое, где любовь к человеку, детям превыше всего.

Интеграция религиозно-культурологических традиций и воспитательного процесса в светской школе основывается на законах Российской Федерации и Республики Татарстан «Об образовании», где подчеркивается светский характер учебно-воспитательного процесса. В законе РТ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в частности, в ст. 6 п. 9 оговаривается место религии в светской школе: «Преподавание религиоведческих, религиозно-познавательных дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информационный характер, может по желанию обучающихся осуществляться на факультативных началах» (60). Следовательно, интеграция религиозно-культурологических традиций и учебно-воспитательного процесса может осуществляться на познавательном уровне.

В демократических странах вопрос о светском характере государственной школы интерпретируется с позиции их конституциональных предписаний в отношении религиозного просвещения и образования. Во всех странах Западной Европы сохранилась возможность получения религиозного образования при государственной поддержке. Религиозное образование трактуется как один из существенных элементов, составляющих концепцию свободы совести, вероисповедания и религии.

В европейских государствах система обязательного религиозного образования принята в Бельгии, Дании, Финляндии, Норвегии, Греции, Германии. В Греции школьные программы включают обязательное обучение религии (в данном случае православной). При этом признается, что дети, чьи родители принадлежат к другим конфессиям или являются атеистами, имеют право не посещать таких уроков и не участвовать в общей утренней молитве без каких-либо отрицательных последствий для себя.

Согласно Конституции Германии, преподавание религии в общественных (государственных, муниципальных и т.п.) школах, за исключением религиозных, считается нормальным предметом. При сохранении права на государственный контроль преподавание религии может осуществляться в соответствии с принципами религиозных объединений.

Во Франции допускается использование школы для религиозного обучения, несмотря на то, что там акцентируется светский характер страны. Кроме возможности изучения религии в школьном здании в объеме одного часа, гарантируется также один день, свободный от уроков, для обеспечения возможности получать религиозное образование вне здания школы.

Особое положение, конечно, занимает религия в исламских и католических странах, где она возведена до государственного ранга и определяет и социально-политическое устройство, и образование, воспитание в этих странах.

В школах Англии дети изучают религиозную культуру народов мира, в школах Турции с первого класса введен предмет «Религиозная культура и нравственные ценности».

Россия является особенной страной, она поликонфессиональна. Многонациональна и Республика Татарстан. Можно отметить, что здесь преимущественно представлены православие и ислам.

Следовательно, вытекает позиция выработки методологического отношения школы к ценностям различных религиозных культур -недопустимость возвеличивания, абсолютизации ценности одной из религий как объекта внимания государственной школы. Это могло бы спровоцировать этноконфессиональные противоречия. Справедливо отмечает Л.А.Харисова: «Педагог - главная фигура в деле образования и воспитания, его позиция должна быть спокойной по отношению к религии вообще, и к отдельной в частности. Мировоззренческая толерантность педагога - этот есть важное условие. Использование элементов религиозной культуры в воспитательном процессе требует от педагога не только мировоззренческой нейтральности, но и равновесия в изложении материала о различных религиозных верованиях. Не допустимы осуждающие и негативные высказывания в адрес той или иной конфессии, кроме тоталитарных сект и деструктивных культов» (211).

Формы организации совместной деятельности школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников на религиозно-культурологических традициях

Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста мы рассматриваем как первостепенную задачу семьи и школы.

Однако следует отметить, что на формирование личности ребенка влияют многие факторы и, прежде всего, те социально-экономические преобразования, которые происходят в современном обществе. К таким факторам относятся материальные, идеологические и психологические условия, в которых растут и развиваются дети; та национальная среда, где происходит становление личности младшего школьника. Особенно велико влияние этнической среды на формирование таких нравственных качеств личности, как национальное самосознание, достоинство, гордость за свой народ. Национальная самобытность, культура, обычаи, традиции должны быть полнее всего представлены на начальной ступени образования, а источником воспитания должна стать семья.

При самых совершенных технологиях воспитания, которые может только придумать школа, ничто не может заменить ребенку в воспитании его нравственности семьи, ее воспитывающей атмосферы.

Ответственность родителей за развитие в своих детях качеств доброты, сердечности, милосердия, отзывчивости трудно измерить, так она велика. К сожалению, снижается общая культура и так называемой благополучной семьи, имея в виду ее усилия в создании условий для воспитания духовных потребностей детей. Наблюдая постоянную озабоченность родителей материальными проблемами, дети начинают считать первоосновой счастья и благополучия не духовные, а материальные ценности. Вот почему проблема семейного воспитания сегодня нуждается в особом внимании, в поиске новых подходов к ее решению.

По утверждению В.А.Сухомлинского, ребенок - это зеркало нравственной жизни родителей. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, - это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. Ребенок — зеркало семьи: как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца (182, с.252).

Семейное воспитание во многом определяет облик человека. Именно в семье начинается нравственное развитие ребенка. И мы заинтересованы в том, чтобы семья и школа слились воедино при воспитании у учащихся младших классов нравственности с использованием религиозно-культурологических традиций. Школа в состоянии дать основы знаний по культурно-нравственным ценностям религий, разъяснить, напомнить, но постоянно влиять, заботиться, поправлять, убеждать может лишь семья, потому что именно семья была и есть первым и главным институтом развития и воспитания каждого ребенка. «Воспитание детей - старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества» (193, с.5).

Воспитание зависит от взрослых, от детей и отношений между ними. А добрые отношения зависят от воспитания общением, сотрудничеством, сотворчеством.

Контакт - необходимый элемент общения с детьми. К сожалению, многие дети сегодня вырастают вне контакта с родителями. С. Соловейчик писал, что «воспитание без контакта совершенно невозможно. Душевный контакт с ребенком - первая и последняя проверка, как идет воспитание» (175,с.305).

Умение найти с детьми общий язык помогает развитию, становлению веры, надежды, любви к людям. Общение требует равенства и способности понять ребенка.

Сотрудничество с детьми предполагает широкий диапазон отношений. Труд, становясь основной формой воспитания - духовной, душевной, умственной, физической, - втягивает ребенка в увлекательную жизнь вместе с родителями как сотрудника, без которого невозможно справиться, но при этом нельзя стараться подчинить или заставить ребенка. По сравнению с сотрудничеством и есть более высокий тип отношений между людьми, между родителями и детьми — сотрудничество. (175,с.353).

Очень важно, чтобы дети в семье освоили суть человеческих отношений, построенных на идеях человеколюбия, доброты и внимательности, взаимопомощи, заботливости. Умение родителей в своем общении с детьми применить опыт народной мудрости имеет серьезное значение.

В рамках семьи дети, родители оказывают друг на друга такое влияние, которое по силе и тонкости душевных переживаний не имеют себе равных.

Таким образом, каждая семья - это большой сложный мир, в котором свои привычки, традиции, отношения, даже свой взгляд на воспитание детей. Вместе с учителями экспериментальных школ мы попытались вникнуть, разобраться, уяснить сильные и слабые стороны семьи, чтобы вместе с ней обеспечить воспитание гуманных отношений у детей.

Прежде всего, мы выяснили, что под семейными традициями подразумевается порядок, совокупность норм поведения, принятых членами семьи и передаваемых от старшего поколения младшему.

Похожие диссертации на Религиозно-культурологические традиции как средство нравственного воспитания младших школьников