Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальные традиции как средство военно-патриотического воспитания молод#жи в условиях поликультурного региона Михнев Николай Николаевич

Национальные традиции как средство военно-патриотического воспитания молод#жи в условиях поликультурного региона
<
Национальные традиции как средство военно-патриотического воспитания молод#жи в условиях поликультурного региона Национальные традиции как средство военно-патриотического воспитания молод#жи в условиях поликультурного региона Национальные традиции как средство военно-патриотического воспитания молод#жи в условиях поликультурного региона Национальные традиции как средство военно-патриотического воспитания молод#жи в условиях поликультурного региона Национальные традиции как средство военно-патриотического воспитания молод#жи в условиях поликультурного региона Национальные традиции как средство военно-патриотического воспитания молод#жи в условиях поликультурного региона Национальные традиции как средство военно-патриотического воспитания молод#жи в условиях поликультурного региона Национальные традиции как средство военно-патриотического воспитания молод#жи в условиях поликультурного региона Национальные традиции как средство военно-патриотического воспитания молод#жи в условиях поликультурного региона
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Михнев Николай Николаевич. Национальные традиции как средство военно-патриотического воспитания молод#жи в условиях поликультурного региона : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Ставрополь, 2002 203 с. РГБ ОД, 61:02-13/1433-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы организации военно-патриотического воспитания в полиэтнической среде 13

1.1. Сущность, особенности военно-патриотического воспитания на основе этнических традиций 13

1.2. Современное состояние проблемы восприятия на основе этнопедагогических традиций 34

1.3. Социально-психологическая и педагогическая роль национально-этнических традиций в военно-патриотическом воспитании в условиях северокавказского региона 57

1.4. Педагогические возможности этнокультурных традиций народов северокавказского региона в воспитательной работе с военнослужащими 76

Глава II. Педагогические условия, средства организации военно-патриотического воспитания на основе национально-этнических традиций 103

2.1. Организационно-педагогическое проектирование направлений, способов модернизации системы военно-патриотического воспитания в ставропольском регионе 103

2.2. Способы и средства реализации основных направлений модернизации региональной системы патриотического воспитания 121

2.3. Условия, факторы повышения эффективности системы военно-патриотического воспитания в поликультурном регионе 132

Заключение 159

Библиография 168

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях идеологической неопределенности, экономической слабости государства, социальной дезинтеграции, морально-психологической неустойчивости, обострения национальных противоречий продолжают усиливаться крайне тревожные процессы, связанные с утратой значительной частью общества, особенно молодежью, духовно-нравственных основ, таких социально-значимых качеств, как долг, ответственность, гражданственность, патриотизм, что ведет к падению престижа не только военной, но и государственной службы. Одной из причин запоздалого гражданского становления, депатриотизации подрастающих поколений является непродуманное, недальновидное разрушение прежней и слишком затянувшееся создание новой, соответствующей современным реалиям системы патриотического воспитания. Отсутствует и общая стратегия гражданско-патриотического воспитания, ослаблено управление деятельностью социальных институтов государственных структур, ответственных за подготовку молодежи к выполнению конституционного долга.

Усиление в последние годы волны терроризма и экстремизма, национальных конфликтов, локальных войн вновь обусловили востребованность таких основополагающих понятий, как «воинский долг», «героизм и мужество», «патриотизм», «героические традиции», «национальная идея», «национальный характер», «честь», «боевая слава».

Актуальность исследования определяется комплексом военно-патриотических факторов: отказ от культивирования образа внешнего врага в лице стран НАТО, обоюдное стремление России и стран Запада в сотрудничестве против вызовов и угроз сил терроризма и экстремизма, в переосмыслении глобальных интересов России.

Иных подходов требует патриотическое воспитание молодежи в условиях демократизации общества и образования, деструктивных последствий кризисных явлений - феномена «потерянных поколений», трудных и затяжных процессов реформирования Вооруженных Сил.

В системе военного образования основными задачами воспитательной работы являются «воспитание государственного патриотического сознания, верности России, конституционному долгу, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам и их офицерскому корпусу; дисциплинированности и исполнительности, чувства воинского долга, офицерской чести и достоинства ... общей культуры и высоких моральных качеств».

Для того, чтобы система воспитательной работы могла обеспечить эффективное решение данных задач, необходимо уже в школьном возрасте прививать подрастающим поколениям патриотические качества, ориентировать на патриотические ценности. Однако в связи с диверсификацией образования, его демократизацией, усилением национально-регионального компонента, актуализацией этнопедагогических традиций особенно возрастает трудность обеспечения в образовании и воспитании гармонии федерального и национально-этнического державного и местного патриотизма, нахождения меры между национально-патриотическим и государственным патриотизмом, между гражданским и военным патриотизмом.

Актуальность исследования обусловлена и недостаточной теоретической разработанностью проблемы в новых условиях, в условиях полиэтнического и поликультурного региона. Изучение научной литературы, массового опыта показало, что в новых условиях акцент смещается в сторону национально-региональных интересов, потребностей, особенностей, что нередко приводит к ослаблению державного начала, к перерождению местного патриотизма в

1 Приказ Министра Обороны РФ № 10 (4 января 2000г.). - М., 2000. - С.27. (82с.)

национализм, к усилению дезинтеграционных процессов в культурном развитии народов.

Для предупреждения таких негативных явлений важно учитывать тот положительный опыт военно-патриотического воспитания, который был наработан отечественной педагогической наукой и практикой в 80-е годы (А.А. Аронов, В.А. Безродный, B.C. Ильин, Н.М. Конжиев, Р.В. Овчинников, Е.Н. Цветаев).

Вопросы воспитания воина-интернационалиста, его морально-психологической подготовки рассматриваются в работах А.Г. Базанова, А.В. Барабанщикова, Н.Ф. Выдрина, Г.В. Средина, Н.Ф. Феденко.

Проблема военно-патриотического воспитания студенческой молодежи нашла глубокое раскрытие в трудах А.Н. Вырщикова, А.Д. Джаббарова, СВ. Домбровского, Д.Д. Ситлова, А.А. Черкасова.

В конце 90-х годов проблема повышения эффективности
патриотического воспитания в новых условиях отражена в диссертационных
исследованиях В.В. Марьина, В.А. Белевцева, И.В. Горбачевой,

И.В. Ипполитовой, А.Г. Трофимчука, В.Т. Татаренко.

Однако, роль этнопедагогических традиций в патриотическом воспитании молодежи в современных условиях раскрыта лишь частично, безотносительно от общих интеграционных процессов в государстве, культуре, образовании. Общие теоретические вопросы, связанные с ролью этнопедагогических знаний, народного опыта воспитания раскрыты в работах И.А. Арабова, В.Ф. Афанасьева, К.И. Бузарова, Г.Н. Волкова, СБ. Узденовой, И.А. Шорова, Н.В. Кузьминой. Проблемы возрождения русских традиций в образовании и воспитании основательно исследуются в работах Е.В. Бондаревской, Е.П. Белозерцева, СВ. Кульневича, В.В. Макаева, Л.Л. Супруновой, И.А. Терентия, В.К. Шаповалова.

В последние годы технологии использования народных традиций в школе получили научные обоснования в диссертационных исследованиях

Л.Г. Андреевой, Ф.А.-А. Чотчаевой, Е.В. Кузнецовой, И.О. Поповой, А.С. Койчуевой и других.

Анализ научно-педагогической литературы и диссертационных исследований позволил выявить ряд несоответствий и противоречий: во-первых, несоответствие между потребностями общества в надежной личности защитника отечества и процессом ориентации молодежи преимущественно на общечеловеческие ценности, абстрактно связанных с ценностями «малой родины»; во-вторых, преувеличение местных начал, абсолютизация национального (единичного и особенного) препятствует укреплению государственности (державных начал), укреплению общенациональных начал, интересов; в-третьих, противоречие между потребностью в интеграции федерального образовательного пространства и усилением дезинтеграционных узконационалистических процессов в региональных образовательных системах; в-четвертых, противоречие между потребностью в модернизации патриотического образования и воспитание и состоянием системы патриотического воспитания в национально-региональных субъектах Российской Федерации. Еще в большей степени противоречия эти имеют место в Ставропольском крае, отличающемся очень сложными социальными и межнациональными отношениями. В связи с этим возникает проблема: как использовать значительный педагогический потенциал народных традиций в целях укрепления российской державности, повышения эффективности патриотического воспитания молодежи в поликультурной среде?

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Национальные традиции как средство военно-патриотического воспитания молодежи. (В условиях поликультурного региона)».

Объект исследования - процесс военно-патриотического воспитания молодежи в поликультурной среде.

Предмет исследования - социально-педагогические условия использования народных традиций в военно-патриотическом воспитании молодежи в поликультурной среде.

Цель исследования - теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная апробация технологии организации военно-патриотического воспитания учащейся молодежи на основе народных традиций.

Гипотеза заключается в том, что технология организации военно-патриотического воспитания учащейся молодежи может быть эффективней, если:

разработаны концептуальные основы проектирования модели русской национальной школы как системообразующего фактора укрепления российской государственности, патриотической консолидации народов России;

осмыслены и поняты сущность, функциональное назначение, педагогический потенциал народных традиций в контексте современных военно-политических, социокультурных процессов в полиэтническом регионе;

определены и обоснованы содержание, структура военно-патриотического воспитания учащейся молодежи с учетом национально-этнических традиций;

выявлены и экспериментально проверены возможности педагогических средств, комплексная реализация которых способствует повышению эффективности подготовки допризывной молодежи к выполнению воинского долга, определенного Конституцией и законодательством РФ.

Задачи исследования:

1. Изучить современное состояние проблемы роли этнопедагогических традиций в современном образовательном процессе и обобщение опыта организации воспитательной работы в поликультурной среде;

  1. Разработать концептуальные положения организации военно-педагогического воспитания на основе народных традиций в условиях поликультурного региона;

  2. Разработать, научно обосновать и апробировать проект технологии организации военно-патриотического воспитания в образовательной системе Ставропольского региона;

  3. Выявить и описать социально-педагогические факторы, определяющие успешность реализации модели технологии военно-патриотического воспитания учащейся молодежи.

Методологическую основу исследования составили положения философии, психологии, педагогики, рассматривающие диалектическое единство общего, особенного и единичного, общечеловеческого и национального; культурологический и аксиологический подходы, концепции социальной и культурной интеграции, исторического развития русской национальной идеи.

Теоретическую базу сследования составили концепции народности воспитания (К.Д. Ушинский), этнопедагогического подхода к воспитанию (Е.П. Белозерцев, Г.Н. Волков, И.А. Арабов, О.Д. Мукаева, СБ. Узденова, В.К. Шаповалов); положения теории социализации личности (А.В. Петровский, А.В. Мудрик, Е.Н. Шиянов и др.); целостного подхода к исследованию педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.И. Ильин, В.В. Краевский и др.); концепции формирования гражданственности и патриотизма (А.В. Беляев, А.В. Барабанщиков, А.Н. Вырщиков, Г.В. Средин, В.В. Марьин, В.И. Вдовюк и

ДР-).

Методы исследования.

Теоретические методы научного познания: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, аналогия, систематизация, моделирование.

Эмпирические методы: наблюдение, опрос (анкетирование, беседа, интервью, тестирование); изучение документации, результатов деятельности; эксперимент (констатирующий, формирующий); обобщение опыта; независимые характеристики; экспертные оценки; графическая интерпретация результатов; монографическое изучение личности.

Базу исследования составили образовательные учреждения Ставропольского края: гимназия №9 (с. Расшеватка), гимназия №12 (г.Ставрополь); СОШ №1, №2, №16 (с. Александровское); райвоенкомат, РОСТО (с. Александровское); Ставропольский филиал Ростовского военного института Ракетных войск, личный опыт несения военной службы.

Исследование осуществлялось в три этапа:

На первом, поисковом этапе (1997-1998гг.) был проведен анализ научной литературы по исследуемой проблеме, обобщение опыта. На данном этапе определялась база исследования, разрабатывалась методика его организации, концептуальные идеи, положения организации военно-патриотического воспитания на основе национально-этнических традиций.

На втором, опытно-экспериментальном этапе (1999-2000гг.) проводилась организация констатирующего и формирующего эксперимента, уточнялись цель и задачи исследования, отбирался комплекс диагностирующих методик; разрабатывалась модель организации военно-патриотического воспитания, проверялась ее эффективность.

Экспериментальной работой было охвачено 280 учащихся старших классов (СОШ № 1, № 2 и № 16 с. Александровское); 100 человек курсантов-первокурсников Ставропольского филиала Ростовского института РВ.

На третьем, обобщающе-заключительном этапе (2000-2001гг.) были подведены и систематизированы итоги теоретического и опытно-экспериментального исследования, апробированы и внедрены на основе его результатов научно-методические рекомендации, проведено оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

впервые разработана концепция проектирования содержания военно-патриотического воспитания учащейся молодежи в единстве его федерального, регионального и национального компонентов, на основе интеграции общечеловеческих и национально-культурных ценностей;

обоснованы подходы к модернизации системы военно-патриотического воспитания в условиях полиэтнического и поликультурного региона;

разработана модель технологии военно-патриотического воспитания на основе интеграции традиций российских Вооруженных Сил и народных героических традиций, традиций русской национальной школы, этнопедагогических традиций горских народов;

выявлены и обоснованы условия успешной реализации модели военно-патриотического воспитания в полиэтнической и поликультурной среде.

Практическая значимость исследования определяется разработкой системы критериев и показателей оценки качества военно-патриотического воспитания допризывной молодежи на основе народных, героических традиций и традиций Вооруженных Сил, конкретного вида войск; разработкой методических рекомендаций по организации системы военно-патриотического воспитания на уровне региона, района, отдельного среднего образовательного учреждения, формирования воинского коллектива, учебной группы курсантов в условиях военного вуза.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, объективностью научных методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования, объемом выборки объектов эксперимента и полученными положительными результатами в уровнях сформированности знаний, ценностных ориентации старшеклассников.

На защиту выносятся:

  1. Концепция организации военно-патриотического воспитания учащейся молодежи, в основу которой положена идея интеграции общечеловеческих, российских общенародных и национально-этнических ценностей, традиций. При этом структуробразующую роль в получаемом системном единстве играют воинские традиции исторического прошлого и настоящего Российских Вооруженных Сил. Модель русской национальной школы как системообразующего фактора в патриотической консолидации подрастающих поколений народов России, обеспечения ее целостности, национальной безопасности.

  2. Проект технологии модернизации системы военно-патриотического воспитания допризывной молодежи на уровне региона, района, образовательного учреждения с учетом национально-этнических особенностей учащихся.

  3. Педагогические средства, условия формирования воинского коллектива, в состав которого входят курсанты разных национальностей, в военном вузе. Организация совместной деятельности; знание содержания народных традиций; знание традиций Вооруженных сил; диалог культур, эстетизация обрядов, ритуалов др.

Апробация результатов исследования и их внедрение в практику осуществлялась на региональных, межвузовских, внутривузовских конференциях, методических семинарах, сборах, совещаниях с 1997г. по настоящее время. Диссертация обсуждалась на кафедрах педагогики и психологии высшей школы Ставропольского госуниверситета, гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ставропольского филиала Ростовского военного института ракетных войск. Внедрение результатов исследования проводилось в форме рекомендаций руководящим работникам образования Ставропольского края, учителям, райвоенкоматам и районным отделениям

РОСТО, преподавателям и офицерам-воспитателям военных вузов, а также в форме научных публикаций, научно-методических разработок. Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 145 работ, таблиц - 8, рисунков - 5, приложений -3.

Сущность, особенности военно-патриотического воспитания на основе этнических традиций

Патриотизм - сложный социально-нравственный принцип и морально-психологическое чувство. Как социально-нравственный принцип патриотизм заключает в себе идею объединения, сплочения граждан во имя сохранения и процветания Отечества, сохранения конкретно-исторической социальной, политической и культурной среды. Как морально-психологическое чувство, патриотизм выражается в любви к Родине, в гордости за её успехи, верности ей в период испытаний, в готовности к защите родного Отечества.

Патриотическое воспитание, являясь важнейшей функцией государства и общества, представляет собой целостную систему деятельности по созданию условий для возрождения в российском обществе патриотизма, гражданских качеств.

На федеральном уровне патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

События последнего времени, - говорится в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы», - подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания».

Понятия «патриотическое воспитание» и «военно-патриотическое воспитание» связаны между собой как целое и составная часть.3 Такое соотношение предполагает сходство и различие в целевых установках, а также в средствах достижения целей. Если патриотическое воспитание, как совокупное целое, призвано готовить учащихся к труду и обороне, к выполнению гражданского долга, то военно-патриотическое воспитание, как часть совокупности, имеет цель подготовки к вооружённой защите Отечества, к выполнению воинского долга.

Военно-патриотическое воспитание молодежи должно быть четко ориентировано на определенную форму защиты Отечества, направлено на воспитание внутренней готовности и способности каждого к активному участию в военной защите своего Отечества.

Таким образом, если подходить к выявлению сущности военно-патриотического воспитания функционально, то, оно, являясь составной частью всей системы воспитания в обществе, представляет собой систематическую, целенаправленную деятельность общества, государства, их институтов и учреждений, а также воспитателей по формированию у граждан России беззаветной любви к Родине и готовности к ее защите.

Опираясь на данное определение сущности военно-патриотического воспитания, заметим, что оно имеет свои более или менее очерченные границы, качественную определенность. Это позволяет выделить его специфические черты, цели, задачи, содержание и характер взаимосвязей между ними.

Военно-патриотическое воспитание по своей направленности относительно общества выполняет свою главную социальную функцию -функцию активного, целенаправленного воздействия человеческого фактора на укрепление обороноспособности страны. По отношению к индивиду или социальной группе исследуемая нами воспитательная система, выполняет роль планомерного влияния на формирование гармонически развитой личности и, главным образом, ее оборонного сознания, чувства исторической ответственности за судьбы Родины, постоянной готовности к ее вооруженной защите.

С социологической точки зрения, следует говорить о собственно воспитательных функциях рассматриваемой нами системы. К ним, на наш взгляд, следует отнести, во-первых, функцию военно-политической ориентации и формирования оборонного сознания, в процессе осуществления которой у российских граждан, подрастающего поколения формируются чувство патриотизма, политической бдительности, глубокое понимание каждым человеком своей социальной роли в укреплении обороноспособности страны и Вооруженных Сил, осознание этой роли как гражданского и воинского долга. Во-вторых, это функция формирования готовности граждан, особенно молодежи, к ратному труду, защите своего Отечества, глубокого осознания возрастания социальной значимости воинской службы, любви к Вооруженным Силам, профессии российского офицера, привитие морально-психологического иммунитета к трудностям, устойчивости поведения личности в экстремальных условиях воинской деятельности. В-третьих, следует отметить коммуникативную функцию, заключающуюся в обеспечении преемственности социального опыта старшего поколения в сфере вооруженной защиты социалистического Отечества. И, наконец, в-четвертых, функцияформирования нравственных качеств, необходимых для защиты Родины, посредством чего создаются героико-нравственные духовные идеалы.

Думается, что все вышеназванные функции отражают основные составные компоненты процесса воспитания (политическое, трудовое, нравственное), их преломление в такой важнейшей области человеческой деятельности, как вооружённая защита Отечества. Безусловно, все функции диалектически взаимосвязаны между собой, взаимопроникают и дополняют друг друга. В то же время каждая из них имеет и свою качественную определенность.

Педагогические возможности этнокультурных традиций народов северокавказского региона в воспитательной работе с военнослужащими

История и боевой путь Российской армии показывают, что на различных этапах её развития имелись свои особенности, направления, формы воспитания воинов на этнических традициях. В целях полного и всестороннего рассмотрения этого опыта и выработки рекомендаций для использования их в воспитании допризывной молодёжи и воинов Российской армии необходимо выявить основные функции которые выполняли ранее и выполняют сегодня этнические традиции.

Наличие в России и её армии представителей различных этносов и возможность функционального использования ими этнических традиций в армии в целом объясняется близостью или тождеством социальной роли этих функций.

Основной функцией воинских традиций является информационно-познавательная, которая представляет собой получение знаний о боевом пути, воинском искусстве и других аспектах воинской жизни. Эта функция носит всеобщий, активный, творческий характер, из неё вытекают все другие. Она не просто даёт информацию, но и позволяет постоянно обогащать, формировать новые идеи в военной области, прогнозировать развитие боевой обстановки и предвидеть ход боевых действий в современных условиях.

Информационно-познавательная функция традиций этносов северокавказского региона предопределяет аккумулятивную функцию, заключающуюся в том, что знания о военном деле в условиях горно-лесистой местности накапливались, прежде всего, в виде именно этнических традиций, а уже на их основе появлялись документы регламентирующие деятельность войск. Эта функция позволяет по мере необходимости актуализировать, воспроизводить и реализовывать другие функции этнических традиций. Накопление знаний в военном деле выступало условием успешного выполнения войсками боевых задач.

Важной представляется также критическая функция традиций. С её помощью происходил отбор, лучшего, ценного, что было в боевом опыте и в военной службе. Постоянный поиск решений сложных задач боевой деятельности, формирование новых знаний в военной сфере сопровождалось отрицанием, отбрасыванием недостаточно рационального, неоптимального, критически оценивался предыдущий боевой опыт, накапливалось всё положительное.

Критическое отношение к накопленному опыту выступает, прежде всего, в виде какой-либо оценки. Поэтому, критическая функция воинских традиций закономерно выводит из себя следующую функцию - аксиологическую. Именно оценка тех или иных явлений служит жизненным ориентиром человека, определяет направления его теоретической и практической деятельности.

Факторами, влияющими на характер той или иной оценки информации, полученной в виде традиции этноса, выступают этнические духовные ценности - мировоззрение, моральные нормы, потребности, интересы. Основным критерием истинности оценки является бой. В основе оценки достоинства личности лежал, как правило, анализ воинской, и, прежде всего боевой деятельности, того, как выполняется воинский долг. Общественное мнение в этнической среде складывалось, как правило, на основе традиционных взглядов. Воинский коллектив был силён и крепко спаян именно приверженностью традициям всех его членов, конечный же критерий -обеспечение выживания и развития этноса.

Не менее важной представляется прогностическая функция, с помощью которой и на базе информационно-познавательной, критической, и аксиологической функций разрабатывались приоритетные направления развития военного искусства, форм и способов ведения боевых действий в различных условиях, с различным противником, вырабатывалась тактика и стратегия ведения боя.

Важнейшей функцией, неразрывно связанной с другими, и из них вытекающей является воспитательная функция этнических традиций. Представители северокавказских этносов не только учились военному делу на воинских традициях, но и воспитывались на них, формировали своё этническое мировоззрение, идеалы, отношение к миру. Традиции, прежде всего воинские, пронизывают всю систему воспитания морально-боевых и нравственно-психологических качеств кавказца - как воина и лежат в их основе. Но этнический кавказец как воин - личность, включенная в этнический организм. Как нами уже указывалось в предыдущей главе, - личность воина и личность человека на Кавказе тождественны, воспитание воина на воинских традициях было одновременно формированием личности человека, гражданина с ярко выраженной этнической окраской. Качества личности уже в свою очередь регулируют, определяют линию поведения человека. Следующей функцией, которая вытекает из воспитательной функции, является регулятивно -поведенческая, которая как бы заключает логический, функциональный цикл этнических традиций. Они служили воинской, боевой подготовке. Если все предшествующие функции лишь подготавливали к действию, то эта функция реализует эти традиции на практике через определённую этническую регуляцию деятельности и управление ею. Регулятивно - поведенческая функция обнаруживает себя как своеобразная, имеющая этнический оттенок, реакция человека на отражение его сознанием явлений или процессов боевой деятельности. А уже потом знание традиций, опыта старших поколений позволяют корректировать своё поведение, поступки, помогают не просто направлять деятельность в нужное русло, но и постоянно измерять и корректировать рассогласование между образом - целью и промежуточным результатом деятельности.

Выполнение этой функции требует наибольшего волевого, эмоционального и интеллектуального напряжения особенно там, где принятие решения связано с риском, а его реализация с преодолением трудностей и опасностей, что характерно для воинской деятельности вообще, и в частности, для воинской деятельности этносов северокавказского региона. Высокий боевой дух является, в конечном счёте - суммарным результатом применения и функционирования воинских традиций в деле воспитания воинов. Все перечисленные функции, несомненно, имеют этническое содержание, являются неотъемлемой частью духовной жизни, общественного сознания и направлены на военное и патриотическое воспитание. Приведённая практическая этническая характеристика всех функций является доказательством и необходимым условием военно-патриотического воспитания.

Рассмотренные функции позволяют вскрыть мощный воспитательный потенциал этнических традиций, хотя в историческом плане, конкретных данных о системе военно-патриотического воспитания на этих традициях, и сведений о её существовании очень мало. Исследований по данной проблеме в прямой постановке не проводилось. Из тех источников, которые имеются, можно сделать вывод, что такая система всё же существовала, и играла существенную роль в жизнедеятельности этносов Северного Кавказа и имела свои характерные черты и особенности.

Организационно-педагогическое проектирование направлений, способов модернизации системы военно-патриотического воспитания в ставропольском регионе

Ставропольский край, граничащий с девятью субъектами Федерации, в природно-климатическом, социально-экономическом, национальном, военном и педагогическом аспектах представляет собой исключительно сложное образование.

Специфичность региональных условий проявляется, прежде всего, в «пограничности» как своеобразной интегративной характеристике социальной и военно-административной системы Северо-Кавказского региона. Эта особенность обуславливает единство двух, имеющих противоположную направленность процессов: с одной стороны - стремление проживающих на территории края народов к обособлению, с другой - поиск взаимовыгодного сотрудничества, диалога в культурной, экономической и личностных сферах жизни субъектов региона. Учет этого объективно существующего противоречия является важнейшим требованием к организации системы воспитательной работы в крае (Е.Н. Шиянов, И.Н. Крещенко, СИ. Бобрышов).

Понятие «пограничность» может быть использовано при характеристике и других региональных особенностей: географических, социально-экономических, политических, национальных, религиозных и т.п.

Пограничность географическая проявляется, прежде всего, территориально в расположенности края на юге России в пограничном состоянии с автономиями и республиками Северного Кавказа и Закавказья, а также на границе Европы и Азии.

Природная пограничностъ заключается в наличии на обширной территории края и горных районов, и низменностей, удобных в сельскохозяйственном отношении, и полупустынных земель. Наличие разнообразных природно-климатических зон нельзя не учитывать в процессе патриотического воспитания, организации допризывной подготовки юношества.

Пограничностъ социально-экономическая выражается, во-первых, в наличии различных экономических зон - промышленной, сельскохозяйственной и курортной при преобладании сельскохозяйственной. Поэтому большинство населения составляют сельские жители с их особым социально-бытовым укладом, сельскохозяйственной сферой деятельности, самобытной крестьянской психологией. Во-вторых, сохранение казачества, как исторической памяти и возрождение его как социально-культурного самостоятельного образования, обладающего самобытным, имеющим давние исторические традиции укладом, образом жизни, средствами самоорганизации и самоуправления, ставит важную задачу поиска эффективных средств для социального и культурного диалога, формирования культуры межсоциального и межнационального общения, опыта разрешения конфликтов, выявления в новых условиях способов преодоления межведомственных барьеров.

Пограничностъ военно-политическая проявляется в усиленном военном присутствии, связанном с серьезными межнациональными конфликтами и обострением военно-политической ситуации; конкретной пограничности, связанной с географическим и административно-политическим положением Ставропольского края, изменением границ и функционированием структур недавно возникшего Северо-Кавказского особого пограничного округа; в усилении военной опасности, порождающей необходимость охраны не только военных, но и многих гражданских объектов; в повышении необходимости прохождения воинской службы призывников в Северо-Кавказском регионе; в возникновении новых и переструктировании прежних социально политических отношений военных структур с административными органами, общественными организациями, образовательными учреждениями края; в повышении военной направленности казачьих объединений и организаций, милитаризации сознания и жизненного уклада населения пограничных районов. Пограничность национально-религиозная обусловлена мозаичностью национального состава Ставропольского края, уникальностью каждого языка и диалекта (на территории Ставропольского края представлены славянская, тюркская, германо-романская, кавказская, иберийская, дагестанская, фино угорская, армянская группы языков); сохранением и возрождением внимания к национальным литературным языкам и письменности, уровнем отношений различных этносов к общечеловеческим и национальным ценностям; множественностью религий (православие, армяно-гигорианство, протестантизм, католицизм, ислам, иудаизм и др.) и значительно возросшим влиянием представителей различных конфессий и религиозных общин, что определяет тенденцию к расширению влияния религии на нравственность и поведение людей, сохранением атеистических взглядов и поведенческих норм, отношений взрослых и молодежи к военной службе, к стихийному возникновению псевдорелигиозных межнациональных противостояний. Данные и другие региональные факторы оказывают существенное влияние на социальную, военно-политическую, национальную, морально-психологическую ситуацию в крае, требуют взвешенной, научно-обоснованной социальной и национальной политики, гибкой системы административных, военно-политических, экономических и педагогических мер для достижения социально-психологической стабильности в регионе. Знание, понимание и учет региональных специфических условий, в которых функционирует система гражданского и патриотического воспитания, позволяет: 105 - предотвратить возможные негативные явления в ученических, а впоследствии и в воинских коллективах, вызванные межличностным (социально-групповым и этническим) непониманием; - найти средства оптимизации и гармонизации межличностных и межнациональных отношений субъектов воспитания; - повысить статус образования вообще и военно-профессионального в частности, эффективнее вести военно-профессиональную ориентацию; - эффективнее использовать взаимодействие культур, традиций, опыта народной педагогики в формировании национального самосознания, национальной гордости, патриотизма; - активизировать процесс формирования опыта межнационального и межличностного общения, взаимоуважения, взаимопомощи и взаимоподдержки, терпимости, установки субъектов воспитания на поиски тех средств, которые способствуют объединению, а не разъединению людей, проживающих на территории Ставропольского края, которые формируют убежденность в необходимости в условиях «пограничности» уважать, соблюдать данные границы, действующие законы и морально-этические нормы.

Условия, факторы повышения эффективности системы военно-патриотического воспитания в поликультурном регионе

Проверка эффективности мер, применяемых для модернизации системы военно-патриотического воспитания, потребовала разработки адектватной методики исследования.

Опытно-экспериментальная работа включала следующие этапы:

1 этап - проблемно-поисковый. На данном этапе начальный аппарат исследования, его методологические и теоретические основы, изучалось современное состояние проблемы, анализировались подходы к организации военно-патриотического воспитания на основе национально - этнических традиций, особенности их сохранения и продолжения в условиях поликультурного и полиэтнического региона.

2 этап - констатирующий. На данном этапе осуществлялось изучение опыта военно-патриотического воспитания в Ставропольском регионе, выявлялись противоречия и несоответствия, обосновывалась необходимость модернизации военно-патриотического воспитания посредством введения в его содержание национально-этнического компонента, поиска новых организационно-педагогических форм обучения и воспитания.

3 этап - моделирующий. Разрабатывалась модель региональной системы военно-патриотического воспитания применительно к условиям общеобразовательной школы, внешкольной деятельности учащейся молодежи, отбирались социально-педагогические средства управления этой системой. Проектировалась модель системы военно-патриотического воспитания применительно к условиям воинского подразделения в процессе совместной деятельности офицеров - воспитателей и военнослужащих - курсантов представителей народов Северного Кавказа.

4 этап — организационно - деятельностный. Проводилась практическая реализация разработанной модели в образовательной практике Александровского района Ставропольского края. На данном этапе был проведен формирующий эксперимент по развитию у допризывной молодежи готовности к выполнению воинского долга, к сохранению и продолжению боевых традиций российской армии и героических традиций своего народа. На данном этапе также осуществлялась проверка комплекса форм и методов, применяемых в военно-учебном заведении в целях военно-патриотического воспитания курсантов.

5 этап - рефлексивно-оценочный. Проверка степени успешности проводимой в крае модернизации региональной системы героико патриотического воспитания, применяемых технологий, реализации идеи организации воспитания в контакте этнопедагогических традиций в соответствии с выделенными критериями, обработка и систематизация полученных результатов, анализ итоговых результатов, формирование выводов и разработка предложений, рекомендаций.

На каждом этапе применялся комплекс адекватных целям и задачам исследования методов.

Теоретические методы: анализ философской, педагогической, психологической литературы, диссертационных исследований, посвященных военно-патриотическому воспитанию, изучению роли, значения национально-этнических традиций в образовательном процессе, сопоставительные и контрастирующие сравнения, аналоги, систематизация, обобщение, моделирование; анализ продуктов деятельности, изучение документации, изучение, обобщение опыта.

Эмпирические методы: опросы (анкетирование, интегрирование, беседы, тестирование) учащихся, преподавателей, офицеров-воспитателей, работников военкоматов, РОСТО; констатирующий и формирующий эксперимент, статистическая обработка данных, их графическая интерпретация; монографическое изучение личности. Например, наблюдению подвергались действия, поступки учащихся, принимающих участие в воспитательных целях военно-патриотической направленности, поведение, отношение курсантов военного института к товарищам - представителям иных национальностей, характер взаимоотношений офицеров с курсантами — представителями национальных меньшинств.

Систематически изучались документы: отчеты школ Александровского района, райвоенкомата, РОСТО по военно-патриотическому воспитанию, программно-методическое обеспечение, журналы наблюдений офицеров-воспитателей, дисциплинарная практика. Биографический метод изучения личности включал изучение автобиографий призывников, курсантов, сообщений родителей, отзывов. Диагностические срезы использовались для оценки качества знаний, сформированности умений, навыков. Опросные методы применялись для оценки успешности ориентации направленности личности, степени мотивации к сохранению и продолжению традиций. Анализу и обобщению подвергались опыт и организация патриотического воспитания в Александровском, Расшеватском (гимназия № 9) районах Ставропольского края, в ряде школ г. Ставрополя (СШ № 4, гимназия № 12), в Ставропольском филиале Ростовского военного института РВСН. Эффективность военно-патриотического воспитания как педагогической системы может оцениваться по следующим подсистемным компонентам: а) по результатам отдельных военно-патриотических мероприятий и кампаний; б) по действенности данной, конкретной подсистемы военно патриотического воспитания; в) по эффективности управления всей системой и ее составными элементами. Эффективность данной конкретной подсистемы военно-патриотического воспитания заключается в достижении главенствующих определяющих целей, стоящих перед ней, выраженных в формировании определенных качеств, необходимых для вооруженного защитника Родины, как отдельного индивида, так и социальной группы. Структурообразующим фактором в системе военно-патриотического воспитания является эффективность управления системой военно-патриотического воспитания, под которой понимается рациональная, оптимальная организация всех звеньев руководства военно-патриотическим процессом в строгом соответствии с целями, стоящими перед ним, закономерностями, этническими традициями, тенденциями и явлениями, в среде молодежи, обеспечивающая ритмичное, непрерывное и действенное функционирование всей системы в целом.

Под системой критериев эффективности военно-патриотического воспитания следует понимать совокупность конкретных показателей, выражающих меру достижения тех или иных воспитательных целей, неразрывно связанных с формированием военно-патриотического сознания молодежи.

Ключевыми критериями эффективности системы военно-патриотического воспитания являются такие показатели, которые с известной степенью вероятности могут характеризовать уровень знаний, убеждений и поведения молодежи, ее успешных ориентации, духовной сопричастности к традициям Отечества.

В когнитивной сфере эффективность военно-патриотического воспитания характеризуется уровнем мировоззренческих, военно-исторических, современных военно-политических знаний, понимание роли военных формирований в укреплении безопасности страны, в выражении ее интересов, в противостоянии терроризму и экстремизму.

В эмоционально-мотивационной сфере эффективность военно-патриотического воспитания характеризуется степенью выраженности у подрастающих поколений патриотических чувств духовной сопричасности к судьбе Отечества, характером, патриотической направленностью ценностных ориентации.

В деятельностной, поведенческой сфере эффективность военно-патриотического воспитания оценивается по таким показателям, как активность участия молодежи в воспитательных делах, имеющих военно-патриотическую направленность, готовность к применению знаний, умений, навыков в проводимых оборонно-массовых мероприятиях, к службе в армии, к поступлению в военные училища.

Практическая реализация указанных критериев и их показателей связана с разработкой методики оценки эффективности системы военно-патриотического воспитания.

Под методикой оценки эффективности системы военно-патриотического воспитания следует понимать совокупность научных принципов, методов, приемов и способов, при помощи которых возможно получить достоверную, объективную информацию, характеризующую степень достижения поставленных перед воспитательным процессом целей и задач.

Похожие диссертации на Национальные традиции как средство военно-патриотического воспитания молод#жи в условиях поликультурного региона