Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пространство города в русском изобразительном искусстве и литературе первых десятилетий XX века Володина, Татьяна Ильинична

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Володина, Татьяна Ильинична. Пространство города в русском изобразительном искусстве и литературе первых десятилетий XX века : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Володина Татьяна Ильинична; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств].- Москва, 2013.- 337 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-17/17

Введение к работе

Во все времена город, являющийся средоточием творческого потенциала эпохи, стремится осмыслить самое себя. Ситуация конца XIX – первых десятилетий XX в. эту истину подтверждает.

В настоящем исследовании предпринята попытка приблизиться к пониманию темы пространства города в русском изобразительном искусстве и литературе первых десятилетий XX в., выявить круг идей, мотивов, образов и приёмов внутри этой темы, иными словами, показать некий срез новой городской иконографии. Для России этот круг проблем соотносится с двумя городами-миллионниками – Петербургом и Москвой. Внимание автора исследования концентрируется на проблеме структурных изменений в пространстве огромного города первой четверти XX в. в отражении творческого сознания современников – писателей и художников. На анализе конкретных произведений русской литературы и искусства рассматриваются видоизменения основных составляющих городского и архитектурного пространства, таких как улица, дом, окно, двери, ворота, арки. Существенным моментом для понимания сути пространства нового города является его рекламная составляющая – городские вывески, призванные по своему назначению быть путеводителями по городу, но в действительности, часто искажающие до неузнаваемости его улицы. К этим компонентам городского пространства необходимо добавить такой немаловажный его элемент, как толпа, ибо мегаполис начала XX столетия не существует и не может быть понят вне связи с феноменом «человека массы».

Всем этим структурообразующим составляющим городского пространства посвящены отдельные главы настоящей работы. На основе анализа большого числа произведений литературы и искусства автор стремится построить некие смысловые ряды, которые в совокупности позволяют понять, каким видели городской космос создатели этих произведений. Последняя заключительная глава работы отдана рассмотрению индивидуальных образов города, принадлежащих крупнейшим мастерам пера и кисти первой четверти XX столетия. Анализ многих произведений позволяет говорить об определенном концептуальном единстве в постановке вопроса о судьбах современного города художниками и писателями тех лет.

Актуальность темы исследования

В современной отечественной гуманитарной науке до настоящего времени не было предпринято попыток обобщающих, комплексных, междисциплинарных исследований, рассматривающих изменения содержания и языка произведений литературы и изобразительного искусства первых десятилетий XX в. во взаимосвязи с переменами, происходившими тогда в реальном городском пространстве. Этот факт приходится констатировать, несмотря на то, что возросший за последние десятилетия интерес отечественных историков искусства и литературы к явлениям городской культуры России начала XX в. привёл к появлению целого ряда фундаментальных работ данной тематики по отдельным отраслям гуманитарных наук.

Предлагаемый далее обзор существующих ныне отечественных научных трудов по изучаемой теме призван показать назревшую необходимость нового междисциплинарного подхода к исследованию поставленной в нашей работе проблемы.

Степень изученности темы исследования

Первые опыты осмысления значения для русской культуры метаморфоз городского пространства конца XIX – начала XX в. были сделаны уже самими современниками – свидетелями этих процессов. Так Александр Бенуа в серии статей в журнале «Мир искусства» (с 1899 по 1903 г.) пытался привлечь внимание к проблеме начавшегося разрушения исторического облика Петербурга (статьи «Агония Петербурга», «Живописный Петербург», «Архитектура Петербурга», «Красота Петербурга», «Материалы для истории вандализма в России: 1. Разрушение Михайловского дворца»). Дело, начатое А.Н. Бенуа, было продолжено в статьях и монографиях В.Я. Курбатова, Г.К. Лукомского, П.Н. Столпянского. О тревожных симптомах изменения городской жизни говорил А.А. Блок в статье «Безвременье» («Золотое руно», 1906, № 11-12).

Несомненным проявлением внимания к темам «Город в литературе» и «Город в искусстве» были статьи – М.А. Волошина «Город в поэзии Валерия Брюсова» («Русь», 1908, 23 янв., № 21) и Я.А. Тугендхольда «Город во французском искусстве XIX века» («Современный мир», 1910, № 3; № 5; № 8).

Существенным этапом на пути многоаспектного освоения темы современного города стали открытия Андрея Белого как автора главных

городских романов русской литературы XX столетия («Петербург», 1913-1914; «Москва», ч. 1, 2 – 1926, ч. 3 – 1932). Острота глаза и аналитическое мастерство позволили Андрею Белому создать уникальные по выразительности и глубине осмысления образы двух российских столиц первых десятилетий прошлого века, что даёт основание считать его не только первым в России писателем-урбанистом, но и теоретиком урбанизма.

Характерно, что в 1910-е – 1920-е годы аналитический подход был свойствен почти всем пишущим о городе и изображающим его. Значимость видоизменений пространства города в те годы осознавалась многими теоретиками и практиками искусства и литературы.

Рождённое городом творчество русских футуристов можно назвать синтезом художественной практики и попыток теоретического осмысления тем и проблем города, что явствовало уже из их манифестов 1910-х годов. Статья Велимира Хлебникова 1915 г. «Мы и дома» – это своеобразный градоведческий трактат с анализом пространства современного города и «проектом» обустройства города будущего. В своих поэтических сочинениях Хлебников также выступает как критик города настоящего и мечтатель-устроитель – завтрашнего.

Е.И. Замятину в романе-антиутопии «Мы» (1920 г.) удалось убедительно показать к какой глобальной цивилизационной катастрофе может привести в будущем обезличивающее влияние социального и архитектурного пространства современного города.

Важным пунктом на пути осмысления перемен, происходящих в послереволюционном Петрограде, стала книга М.В. Добужинского и С.П. Яремича «Петербург в двадцать первом году» ([Пг.], 1923). Метаморфозам московского городского пространства первых десятилетий века, повторим, посвящены многие страницы большого романа в трёх книгах Андрея Белого «Москва», создававшегося на протяжении 1920-х – начала 1930-х гг.

С актуальными, ёмкими по смыслу наблюдениями и размышлениями о жизни московских улиц и площадей 1920-х гг. выступил

С.Д. Кржижановский в своих очерках – «Штемпель: Москва [13 писем в провинцию] («Россия», 1925, № 5) и «Столичные вывески» («Тринадцать дней», 1925, № 3-5).

Этап научного изучения в России темы «город в художественной литературе» открыли в 1920-е годы книги и статьи петербургского градоведа Н.П. Анциферова. В 1921 г. в сборнике «Об Александре Блоке» была опубликована статья Анциферова «Непостижимый город (Петербург в поэзии А. Блока)», определившая дальнейший характер и принципы подхода учёного к проблеме «писатель и город» в его работах, посвящённых Петербургу, таких как «Душа Петербурга» (Пб., 1922), «Петербург Достоевского» (Пб., 1923), «Быль и миф Петербурга» (Пб., 1924). Эти и некоторые другие труды Анциферова позднее легли в основу его диссертации «Проблемы урбанизма в русской художественной литературе (Опыт построения образа города – Петербурга Достоевского – на основе анализа литературных традиций)» (ИМЛИ, 1944). Главное внимание в своих работах 1920-х гг. Н.П. Анциферов уделял изучению Петербурга как историко-культурного организма, обращаясь к петербургским образам русской литературы XVIII – начала XX в.

А.А. Федоров-Давыдов в своей книге 1929 г. «Русское искусство промышленного капитализма» (М., 1929) отчётливо дал почувствовать сугубо городской тонус культуры рубежа XIX–XX вв.

Интерес исследователей как к проблемам видоизменений самого российского города первых десятилетий XX в., так и к тематике творческого отображения этого города в литературе и искусстве возрождается в 1960-е – 1970-е гг. Трудами отечественных историков архитектуры постепенно воссоздаётся облик российских столиц рубежа веков. Наиболее значимыми научными работами стали публикации крупнейшего исследователя русского зодчества второй половины XIX – начала XX в., историка градостроительства этого времени в России, Е.И. Кириченко. Весом вклад в изучение архитектуры города конца XIX – начала XX в. архитектуроведов Е.А. Борисовой и Т.П. Каждан.

В 1970-1980-е гг. городские мотивы в изобразительном искусстве и литературе привлекают также внимание искусствоведов и литературоведов. Среди работ литературоведов тех лет, посвящённых темам города в художественной литературе начала XX в., необходимо отметить исследования Л.К. Долгополова и В.Н. Орлова.

Принципиально важным событием для отечественной науки, изучающей городскую проблематику в отражении литературы искусства, стал выход из печати сборника исследовательских работ «Семиотика города городской культуры. Петербург» (Тарту, 1984) со статьями Ю.М. Лотмана, Р.Д. Тименчика и других авторов. Новизна методологии этих исследований придала свежий импульс дальнейшим поискам учёных в области урбанистики.

Художественная жизнь российских столиц, модус общественных эстетических настроений на рубеже веков внимательно рассмотрены в книгах Г.Ю. Стернина.

В 1989 г. увидело свет первое и по сию пору единственное фундаментальное научное исследование на русском языке о главном явлении мировой архитектуры и искусства рубежа XIX и XX вв. – стиле модерн – книга Д.В. Сарабьянова «Стиль модерн», в которой, по словам учёного, «характеризуется стиль в главных его чертах, рассматриваются его предпосылки, предыстория, становление, история, сообщаются сведения об основных национальных школах, внесших вклад в развитие стиля» (с. 8), и, что весьма существенно, показано, сколь органичной и в то же время своеобразной частью этого стиля был русский модерн.

Непосредственно зодчеству, декоративному и изобразительному искусству русского модерна посвящено альбомное издание «Русский модерн» Е.А. Борисовой и Г.Ю. Стернина (М., 1990). Уникальная художественная фотосъёмка И.А. Пальмина (при участии Н. Алексеева и

Э. Стейнерта) позволяет читателю воссоздать полноценный визуальный архитектурный образ этого интереснейшего стилистического феномена рубежа XIX и XX вв. в городах России.

Проблематика отражения в изобразительном искусстве и литературе жизни города первых десятилетий XX века привлекает внимание исследователей в 1990-е гг. В фундаментальной монографии Г.Г. Поспелова «Бубновый валет: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов» внимательно рассмотрены вопросы, звучащие в самом названии книги, и затронуты многие существенные проблемы следующего за примитивизмом этапа творчества Н. Гончаровой, М. Ларионова, А. Лентулова, – этапа, связанного с их обращением к темам современного города.

Внутренне обусловленным связям искусства русского авангарда с метаморфозами городского пространства первых десятилетий XX в. посвящены также работы ряда исследователей. Среди них статьи А.В. Повелихиной и Е.Ф. Ковтуна, Б.М. Соколова, Е.С. Вязовой. Е.С. Вязовой в 1999 г. защищена диссертация на тему «Город в искусстве кубофутуристов», которой присущ междисциплинарный метод рассмотрения проблемы, продиктованный самим предметом изучения – творчеством футуристов. Значимым вкладом в изучение проблемы стали работы А.А. Стригалева о мастерах русского авангарда.

В методологическом отношении важны и актуальны работы Г.З. Каганова о городе в искусстве и литературе разных культурных эпох. Многие статьи и книги этого учёного отличает междисциплинарный подход.

Петербургской теме русской литературы, «мифопоэтическому» пространству великого города посвящены многие исследования В.Н. Топорова 1970-1990-х гг. Часть этих работ вошла в большие сборники избранных трудов учёного.

В течение двух последних десятилетий вышел в свет ряд научных сборников по различным аспектам урбанистики, самый принцип подбора публикаций в которых говорит об осознании современной наукой необходимости комплексного подхода к этим проблемам . Особо надо отметить такие издания, как коллективная монография НИИ РАХ под редакцией академика В.П. Толстого «Города мира – мир города» (М., 2009) и три книги многотомного труда НИИТАГ «Русское градостроительное искусство» под общим названием «Градостроительство России середины XIX – начала XX века» (М., 2001-201О) под редакцией академика архитектуры Е.И. Кириченко.

Начало XXI столетия отмечено устройством большого числа персональных и коллективных выставок мастеров русской живописи и графики первых десятилетий XX века и изданием соответствующих каталогов. Так, в частности, весьма значим для тематики настоящей работы выход в свет каталога-резоне выставки «Футуризм – радикальная революция. Италия – Россия. К 100-летию художественного движения» (М., ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2008). Материалы большого числа фотоальбомов, изданных в конце 1990-х – начале 2000-х гг. и посвящённых жизни российских столиц начала прошлого столетия, также немало способствовали воссозданию визуальных образов этих городов.

Объектом исследования в данной работе являются произведения мастеров изобразительного искусства и литературы России первых десятилетий XX в., отображающие пространственные аспекты городской среды этой эпохи.

Предмет исследования – проблемы формирования нового мировидения творческой личности и новой городской иконографии в русской живописи, графике и литературе 1900-х – 1920-х гг. в связи с изменениями в пространственной структуре крупных российских городов в конце XIX – начале XX в.

Хронологические рамки исследования соответствуют периоду наиболее значимых перемен в реальном пространстве российских городов начала XX в., а также позволяют проследить основные этапы сложения системы художественных образов внутри темы пространства города первых десятилетий XX в. в русской литературе и изобразительном искусстве этого периода.

Цель работы: выявить и систематизировать новые идеи, мотивы, образы и художественные приёмы, формирующие пространственный образ города в произведениях русской литературы и изобразительного искусства первой четверти XX в.

Задачи исследования:

– изучить и проанализировать произведения городской тематики русских писателей и художников первых десятилетий XX в. и обозначить степень важности в них пространственных проблем;

– выявить общие черты в подходах к проблемам изменений внутри городского пространства у мастеров изобразительного искусства и литературы России начала XX в.;

– провести детальный анализ конкретных примеров трактовок в произведениях литературы и искусства таких значимых составляющих пространственной структуры города, как улица, дом, двор, окно, дверь, ворота, арка и др. и проследить эволюцию этих художественных образов на протяжении 1900-х – 1920-х гг.;

– показать как в процессе творческого осмысления пространственных проблем реального города начала XX в. формируются новый образ города в русском изобразительном искусстве и литературе и мировидение создателей этого образа.

Теоретико-методологические основы диссертации.

Самой темой исследования предопределено междисциплинарное направление её разработки. Комплексный подход к теме исследования проявился в использовании приёмов искусствоведческого, литературоведческого, архитектуроведческого и градоведческого анализов.

В работе над диссертацией применены следующие методы:

– метод структурного анализа пространства города, положенный в основу композиции исследования;

– метод историко-культурного анализа, необходимый для уяснения особенностей духовной атмосферы изучаемой эпохи;

– метод типологического анализа, позволивший проследить процесс возникновения определённых визуальных и смысловых моделей;

– метод иконографического анализа, с помощью которого удалось рассмотреть трансформацию во времени отдельных художественных образов;

– метод стилистического анализа, давший возможность показать связь обновления языка произведений изобразительного искусства и литературы с конкретными переменами в городской структуре;

– метод семантического анализа, обеспечивший возможность нового прочтения целого ряда произведений изобразительного искусства и литературы;

– метод сравнительного анализа художественных образов и приёмов в произведениях литературы и изобразительного искусства городской тематики, позволивший исследователю сделать вывод о сложении некой общей системы художественных образов словесного и визуального искусств, то есть – новой городской иконографии первых десятилетий XX в. в России.

Источниковой базой исследования помимо самих объектов исследования – произведений литературы и изобразительного искусства первых десятилетий XX в. – послужили мемуарные и эпистолярные сочинения писателей и художников этого времени, а также материалы фондов музеев литературных, художественных, архитектурных и по истории городов. Весьма важным источником визуальной информации явились документальные фотоматериалы в изданиях как конца XIX – первых десятилетий XX в., так и настоящего времени. Многоаспектная информация по истории художественной жизни городов России начала XX в. содержится в современных исследованиях отечественных и зарубежных учёных. Весьма значимыми источниками сведений по теме работы стали для исследователя также многие выставочные экспозиции последних десятилетий, посвящённые искусству изучаемой эпохи, в музеях Москвы и Петербурга и сопровождающие их каталоги.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Данная работа является первым в современной отечественной науке междисциплинарным исследованием темы пространства города первых десятилетий XX в. в русском изобразительном искусстве и литературе этого времени. Комплексный подход к теме, в основу которого положен структурный анализ городского пространства, позволил автору выстроить иконографическую систему городских пространственных образов в произведениях искусства и литературы, проследить изменения некоторых из этих образов во времени, воссоздать мыслимую модель города, каким его видели писатели и художники начала прошлого столетия.

В работе показаны общие тенденции развития творческой мысли писателей и художников – свидетелей метаморфоз городского пространства в первые десятилетия XX в., выявлены многие параллели и прямые совпадения в трактовках образов городских реалий, в использовании метафорических приёмов.

Автором исследования предложены новые интерпретации ряда произведений изобразительного искусства, в том числе М.В. Добужинского и П.Н. Филонова.

Весьма значим для дальнейшей работы над темой общий вывод исследования об определяющей роли пространства города в формировании мировидения творческой личности в первые десятилетия XX в.

Практическая значимость диссертации.

Многие наблюдения и выводы исследования могут быть использованы специалистами, занимающимися вопросами истории культуры России начала XX столетия и проблемами урбанистики в целом, а также могут оказаться полезными при подготовке соответствующих курсов лекций и семинаров. Кроме того наблюдения и выводы данной работы могут оказать помощь в формировании у нынешних специалистов-практиков в городских структурах современного гуманитарного подхода к вопросам эстетического и психологического обустройства городской пространственной среды, ибо многие проблемы крупных городов, возникшие более ста лет тому назад и отрефлектированные изобразительным искусством и литературой того времени, остаются нерешёнными и сегодня.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Пространство города первых десятилетий XX в. формирует мировидение творческой личности, а также образы и язык произведений русской литературы и изобразительного искусства этого времени.

2. Писателями и художниками России начала XX в. город этого времени воспринимается как пространство, в котором нарушены традиционные связи человека со средой его обитания.

3. Изменившееся пространство города трактуется участниками художественного процесса первой четверти XX в. как противостоящее человеку.

4. Творческое осмысление метаморфоз городского пространства в русском изобразительном искусстве и литературе начала XX в. шло параллельными путями и синхронно и привело к возникновению некой единой системы художественных образов, сложению новой городской иконографии.

5. Мировидению художников и писателей России, сложившемуся во многом под воздействием пространственных проблем города первых десятилетий XX в., присущ в целом трагический модус.

Апробация работы.

Диссертация обсуждена на заседаниях отдела монументального искусства и художественных проблем архитектуры НИИ РАХ, а также на заседании Учёного совета НИИ РАХ и рекомендована к защите.

Некоторые положения и выводы диссертации отражены в научных публикациях, список которых приведён на последней странице автореферата. На Международной научной конференции «Произведение искусства – документ эпохи» (НИИ РАХ, Москва, 24 марта 2011 г.) прочитан доклад «О композициях Павла Филонова «Нарвские ворота»: Попытка интерпретации» по одной из тем диссертации.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, восьми глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Пространство города в русском изобразительном искусстве и литературе первых десятилетий XX века