Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Город в художественных практиках Западной Европы и США 1970-х - 2000-х гг. Гончаренко, Наталья Михайловна

Город в художественных практиках Западной Европы и США 1970-х - 2000-х гг.
<
Город в художественных практиках Западной Европы и США 1970-х - 2000-х гг. Город в художественных практиках Западной Европы и США 1970-х - 2000-х гг. Город в художественных практиках Западной Европы и США 1970-х - 2000-х гг. Город в художественных практиках Западной Европы и США 1970-х - 2000-х гг. Город в художественных практиках Западной Европы и США 1970-х - 2000-х гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гончаренко, Наталья Михайловна. Город в художественных практиках Западной Европы и США 1970-х - 2000-х гг. : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Гончаренко Наталья Михайловна; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств].- Москва, 2011.- 284 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-17/72

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Город в изобразительном искусстве 34

1.1. Типология изображений города в искусстве 34

второй половины XX века

1.1.1. Вид с воздуха 35

1.1.2. Городские панорамы 44

1.1.3. «Городской интерьер» 50

1.2. Проблема изображения современного города 60

1.2.1. Поэтика повседневности городской среды 60

1.2.2. Влияние кубизма и футуризма на формы репрезентации современного города

1.2.3. Город в «новом реализме» и поп-арте 85

1.2.4. Виртуализация городской среды и города-утопии 95

1.3. Город как отражение личных переживаний 113

1.3.1. Образ города в творчестве представителей экспрессионизма 1 13

и «новой вещественности»

1.3.2. «Немецко-немецкие отношения» на фоне города: неоэкспрессионизм в Германии

1.3.3. Тема города в неоэкспрессионизме Франции, Италии, Великобритании и США

Глава II. Городская среда как произведение искусства 150

2.1. Вторжение в городскую среду 154

2.1.1. Акционизм, «интервенции», инсталляции 154

2.1.2. Граффити и суперграфика 172

2.1.3. Видео-арт в городской среде 182 2.2. «Общественный заказ» и site-specific art в городской 188 среде

2.2.1. «Общественный заказ» 191

2.2.2. Site-specific art 206

2.2.3. Контрмонументы 218

Заключение 228

Список использованной литературы

Введение к работе

Диссертация посвящена проблеме восприятия, интерпретации и репрезентации образа города в художественных практиках Западной Европы и США 1970-х - 2000-х годов. В ней исследуется не только восприятие города (художником и/или городским жителем), но и общественная проекция произведения искусства, связанного с городской тематикой или же разнообразно интегрированного в городскую среду. Художественные проблемы соотносятся в исследовании с комплексом общественно-культурных проблем, отражающих многообразные процессы урбанизации в современном мире (XX и XXI вв.) и предшествовавшие им обстоятельства (XIX век).

Актуальность темы исследования. До сих пор нам не было известно о появлении обобщающей работы, посвященной проблеме восприятия и интерпретации образа современного города в искусстве. Речь идет о таком исследовании, которое собрало бы воедино то общее в репрезентации городской среды, что проявляется в искусстве стран Западной Европы и США как наиболее урбанизированных регионов.

Возникновение сложностей при восприятии и истолковании произведений искусства, связанных с репрезентацией городской среды и особенно находящихся в ее контексте может объясняться тем, что оба эти процесса носят субъективный характер. Существует также проблема соотношения чувственного восприятия города и его эстетической интерпретации. Однако эти и другие проблемы восприятия и интерпретации города в художественном сознании, как правило, связаны с каким-то конкретным городом и присущими только ему особенностями. Учитывая огромное количество городов и еще большее число их изображений, представляется невозможным проследить в одном исследовании развитие иконографии каждого мегаполиса даже на протяжении нескольких десятилетий. В то же время, даже беглое знакомство

с различными изображениями городов, выполненными за определенный отрезок времени, позволяет выявить группы изображений, объединенные общим подходом, демонстрирующим то или иное отношение авторов к городской среде, которую они отображают. Но именно таких исследований, группирующих современные урбанистические сюжеты по типам изображений или подходам к взаимодействию художников с городской средой, не удалось обнаружить в процессе написания работы.

Степень изученности проблемы. По своему устройству город - это многофункциональная система, включающая множество аспектов и, соответственно, предполагающая множество определений. Город характеризуется как «крупный населенный пункт; административный, торговый, промышленный и культурный центр»1; как «место, приспособленное для общежития социальной группы сложного характера, внутренне дифференцированной и получившей определенную правовую форму»"; как «искусственно созданная, социально преобразованная, отличная от природной среда обитания людей»3. Для характеристики именно городского типа поселения археологами выдвинуто положение о наличии в нем произведений монументальной архитектуры и, следовательно, организованной общественной жизни. Иными словами, город характеризуется наличием развитых публичных пространств (площадь, рынок, собор, театр и пр.), в которых осуществляется материальный и символический обмен.

Урбанистика - это наука об образовании, функционировании и развитии городских поселений и их систем, а также об управлении городами и их системами в экономическом, социально-демографическом, экологическом, культурном, политико-административном, инженерно-техническом аспектах. Именно в таком широком значении термин «урбанистика» понимается за ру-

1 Цит. по: СИ. Ожегов. Словарь русского языка.- 18-е изд. -М.: Рус. яз., 1987. -С. 121.

2 Цит. по: Н.П. Анциферов. Пути изучения города. - Ленинград, 1925. - С. 31.

3 Цит. по: Н.Н. Заборова. Социологический анализ городского социального пространства. - Диссертация на
соискание ученой степени доктора культурол. наук.- Екатеринбург, 1997. - С.70 - 71. См. также: Г.В. Горно
ва. Феномен города в духовном мире человека. - Омск: Издательство ОмГТУ, 2006. - С. 12.

бежом. В крупнейших университетах Европы, США и Канады преподают комплекс дисциплин, затрагивающих городское планирование, экономику, экологию, географию, транспорт, архитектуру, а также социологический и культурологический аспекты существования городов. Данные дисциплины объединены общим названием urban studies - урбанистические исследования. Эти академические исследования возникли не так давно — чуть более ста лет назад, - и с самого начала оказались связанными с социальной теорией. Журналы, задающие тон в современной урбанистике, - «City», «International Journal of Urban and Regional Research, Environment and Planning», «Urban Studies», - отмечены междисциплинарностью, а также международным составом редколлегий и авторов.

В отличие от Западной Европы и США, в России урбанистика долгое время воспринималась прежде всего как аспект градостроительства и архитектуры, то есть вся широкая сфера урбанистики сужалась до одного из ее разделов. Лишь сравнительно недавно российские ученые предложили термин «градоведение», под которым понимается комплекс дисциплин, связанных с изучением возникновения и развития городов. Термин «градоведение» использовал в одном из своих сочинений еще Н.П. Анциферов4, употреблял его и Ю.М. Лотман", но только в книге В.В. Владимирова, Т.Ф. Саваренской и И.М. Смоляра «Градостроительство как система научных знаний» дается обширное толкование этого термина и обосновывается его легитимность6.

Большинство направлений в рамках urban studies связаны с социально-экономическими исследованиями города и в гораздо меньшей степени - с образами города, которые предлагает изобразительное искусство и литература. С другой стороны, в социологических исследованиях последних лет нее большую важность приобретают визуальные методы, основанные на изучении изображений города. Отечественный исследователь визуальных методов

4 Н. П. Анциферов. Пути изучения города как социального органична. - 2-е изд. - Л.: Книгоиздательство
«Сеятель» Е. В. Высоцкого. 1926. - С. 4.

5 «Город и время». Беседа с Ю. М. Лотманом (Тарту, 28 декабря 1992 года) / Петербургские чтения по тео
рии, истории и философии культуры. -Вып. 1. - СПб., 1993. - С. 84-92.

6 См.: В.В. Владимиров, Т.Ф. Саваренская. И.М. Смоляр. Градостроительство как система научных знани-й. -
М.:УРСС, 1999.-С. 8-23.

в социологии А. Желііина делит их на два направления - визуальная социология и визуальная этнография (антропология)7. Принципиальное различие между ними заключается в используемых источниках: визуальная социология занимается анализом уже имеющихся изображений, произведенных без участия исследователя (газетных фотографий, фильмов, произведений живописи и графики телевизионных программ, открыток, т.п.), а визуальная этнография применяет визуальные методы для получения данных - например, о социально-культурной стратификации населения, его идейно-политических и ценностных ориентациях, национальной идентичности, эстетических предпочтениях, способах символической саморепрезентации, образцах и стилях повседневного поведения, отношении горожан к традициям и памятникам. В центре внимания подобных исследований - тенденции развития и динамика социальных процессов.

Начало использования визуальных материалов, в первую очередь фотографий, в социальных науках относят к 1940-м годам. Во второй половине XX века, по мере развития городских исследований в социальных науках, рос также интерес к визуальной стороне коммуникации в городе. В социологии последних десятилетий XX века «визуальная» тематика развивалась в рамках структурализма и семиотики (работы П. Бурдье. Р. Барта, М. Фуко, Т. Ван Дейка), что связано с нарастающей популярностью междисциплинарных исследований, ставших необходимым условием всякого гуманитарного знания.

Развитие визуальных средств, фотографии и кино в первую очередь, привело к тому, что именно они стали основными средствами формирования представлений об «образе города», причем основное внимание в этом случае оделяется образу городского центра. По словам Чарльза Лэндри, сложившиеся центры городов, средоточие общественной жизни, играют роль витрин творческих идей и видов деятельности, появившихся во всех частях города, и мест скопления большинства городских объектов - музеев, кафе, площадей,

7 А. Желнина. Образ города и визуальные методы социологического исследования // Телескоп. Журнал социологических и маркетинговых исследований. - 2004. - № 6 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: . ni/?cat=30&1ype=by_theme&value=23&id=265

кино, баров, ресторанов, театров, библиотек . Образ центра играет ведущую роль в формировании образа города у его жителей. Образ города в литературе, изобразительном искусстве, массовом сознании, в индивидуальных представлениях редко бывает нейтрален, в большинстве случаев он представляет собой художественно обработанную, социально и психологически опосредованную оценку города или его фрагментов на фоне культурного исторического процесса, то есть по сути дела образ города является ценностной категорией.

Существуют различные пути формирования образа города. Так, образ города в сознании горожанина - «обывателя» - характеризуется единством утилитарных и духовных аспектов восприятия, материальной и художественной составляющей. Официальный же образ города является скорее искусственным образованием, выражающим общепринятые идеологические, культурные ценности с помощью выборочного отражения соответствующих преимущественно материально-пространственных сторон жизни города. Наконец, особенностью художественного видения города является преодоление автоматизма повседневного восприятия, привлечение воспоминания и воображения. В свою очередь, взгляд туриста и взгляд обывателя также разнятся. Горожанин, в отличие от туриста, не стремится к увеличению интенсивности и концентрации городского опыта. Он наслаивает взгляды, нанизывает опыты; он - носитель ретроспективного взгляда, как правило, отсутствующего у приезясих. Особая роль в восприятии города принадлежит памяти - именно за счет нее местный житель способен чутко реагировать на изменения городской среды9.

Разумеется, визуальные материалы представляют большой интерес не только для городской социологии. Как зарубежные, так и отечественные ур-банологи (Э. Амин, Н. Трифт, М. де Клерк, Т.Ф. Саваренская, В.В. Владими-

8 Ч. Лэндрн. Креативный город. - М.: «Издательский дом «Классика XXI», 2005. - С. 181-182. 5 Оксана Запорожец, Екатерина Лавринсц. Прятки, городки и другие исследовательские игры (Urban Studies: в поисках точки опоры) /У Communitas. - 2006. - № 1. - Стр. 8. См. также: Екатерина Лавринец. Чтение городского пространства: предварительные заметки [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

ров, И.М. Смоляр, В.Л. Глазычев, Г.З. Каганов) считают, что для проведения анализа содержательной сущности городских ансамблей и их образной ха-раїсгеристики необходимы обширные изобразительные материалы (виды городов, отдельных ансамблей, панорамы, жанровые зарисовки уличных сцен). Для историков архитектуры особую ценность имеют изображения городских видов, сделанных художниками-современниками, поскольку они не просто фиксировали состояние города, но передавали его художественную сущность. Ту же роль играют и литературные образы города, а также многочис-леїшьіе мемуары и описания, сделанные путешественниками. Но образы городов полезны не только архитекторам: сама среда города для эффективного функционирования и развития нуждается в самопознании и самооценке средствами искусства. «Средовая» сущность города позволяет значительно расширить понимание границ его образного воплощения в искусстве, признать «урбанистическим» любой художественный образ (независимо от времени и места создания и вида искусства), имеющий отношение к данной среде, а не только архитектурные виды10.

В этом контексте особого внимания заслуживает одно из крупнейших академических объгдинений, специализирующихся на междисциплинарных исследованиях современного города и, в частности, его отражениях в литературе и изобразительном искусстве Западной Европы и США. Это Гентская группа урбанистических исследований (GUST - The Ghent Urban Studies Research Team11), основанная в 1995 году профессорами Гентского университета Кристианом Верслюсом и Дирком де Мейером. Один из подходов, используемых учеными этой группы, позволяет трактовать город как узел (меж)дисцшшинарных связей, поле соотнесения словесности с другими фор-

0 Ю.В. Лобанова. Образ города в художественной культуре. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. - СПб., 1998. - С. 7.

11 Ghent Urban Studies Team. An Official Site [Электронный ресурс]. - Режим доступа: .

мами искусства, например визуальными (город в живописи и кинематографе)»12.

Понятие «городской текст», пришедшее из литературоведения, тесно связано с двойной природой города «как изображения и реальности одновременно» . Город как изображение ясно обнаруживает в своей материальности текстовый принцип организации, приданный ему изначально; архитектор и урбанолог К. Линч, автор широко известной книги «06pa:s города», говорит в связи с этим о возможности читать город как текст, поскольку по своей структуре текст города в некотором смысле приближается к художественному тексту14.

Начало изучению городского текста в отечественном градоведении было положено работами Н. П. Анциферова 1920-х годов, посвященными исследованию образа Петербурга15. Увидевшие свет более 80 лет назад книги и брошюры Н. П. Анциферова положили начало изучению города как живого организма. В книге «Пути изучения города как социального организма» он говорит о том, что в городе, по аналогии с живым существом, можно выделить три элемента, которые определяют подходы к его изучению: анатомию, физиологию и психологию города. К анатомии, то есть топографии, города относятся следующие элементы: место, на котором построен город; план города и его историческое ядро; система площадей и улиц - артерий города; здания и «инвентарь» города, его техническое оборудование - ворота, мосты, фонари и т.д. С «физиологией» города связан социальный состав населения и девять функций города как социального организма: место общежития; торговая и промышленная функция; транспортный узел; медицинский центр; техническое оборудование города; город как центр политической жизни; воен-

12 Мартин де Клерк. Взгляд на город: лица и обличил // Вестник Московского университета. - Сер. 9. - Филология. - 2004. - № 3 - С. 99 - 100.

" Цит. по: Л. Флейишан. Борис Пастернак в двадцатые годы. - СПб.: Академический проект, 2003. - С. 271.

К. Линч. Образ города. - М.: Стройиздат, 1982. - С. 16-19.

"Быль и миф Петербурга. -Пг., 1924; Пути изучения города как социального организма. -Л„ 1925; Теория и практика лит. экскурсий. -Л.. 1926; Книга о городе. 3 т. -Л., 1926-27; «Непостижимый город...»-Л., 1991; Душа Петербурга; Петербург Достоевского; Быяъ и миф Петербурга. - М., 1991; Из дум о былом: Воспоминания. - М, 1992.

ная функция; назначение города как средоточия духовной культуры; город как центр развлечений. Наконец, психологию города отличают: городской пейзаж; исторические судьбы города; город как хранилище воспоминаний; характер населения; выражение художественных вкусов населения '. Постигая «душу» города, исследователь изучал воздействие города на судьбы людей, писателей и художников в особенности, исследовал город в аспекте культур разных стран. Город, в его понимании, является единым организмом, состоящим из кодов, знаков, символов, содержащих информацию о прошлом, настоящем и будущем культуры, которые могут быть расшифрованы исследователем. «Научно-поэтический» метод Анциферова представляет нечто среднее между исследованием и художественным произведением. В них нет четко разработанной терминологической схемы, теоретико-методологических концепций17. Но понимание им города как некоего «текста» культуры нашло развитие в трудах представителей тартуско-московской семиотической школы, в частности, В. Н. Топорова и Ю. М. Лотмана18.

Субъективность представлений - основная сложность при попытке определить образ города. Так, в начале 1960-х гг. Кевин Линч провел серию исследований о восприятии различными людьми одного и того же города. Основой для них послужили интервью об образах центральных районов Бостона, Лос-Анжелеса и Джерси-сити. Ученый сделал предположение, что образом города является общий ментальный рисунок внешнего физического мира города. Одним из главных результатов исследования, основанного на оригинальной методике индивидуального картографирования центральной части города, явилось то, что восприятие города у разных людей существенно отличается. В свою очередь, восприятие зависит от целого ряда причин, в числе

16 Н. П. Анциферов. Пути изучения города как социального организма. -2-е изд. — Л.: Книгоиздательство
«Сеятель» Е. В. Высоцкого, 1926. - С. 18,28, 29.

17 И. В. Шмурнова. Анциферов Николай Павлович / Энциклопедия культурологии [Электронный ресурс]. -
Режим доступа:

18 В.Н. Топоров. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» // Труды по знаковым системам.
Вып. 18. - Тарту, 1984. - С. 3-29. Ю. М. Лотман. Символика Петербурга и проблемы семиотики города //
Труды по знаковым системам. Вып. 18. - Тарту, 1984. - С.30-45 и др.

которых возраст, общественное положение, уровень образования и др.19. Социальный психолог Стэнли Милгрэм, пытаясь объяснить причину данного феномена, пришел к выводу, что ментальные карты основываются на личном опыте, интересах и собственных знаниях о социально значимых «важных зонах» города. Таким образом, не существует единого образа города. Люди «строят» свой город в воображении, используя для этого различные детали городского ландшафта20.

Большую важность для анализа репрезентаций города в искусстве, созданных в русле реалистической традиции, имели работы, связанные с восприятием города в обыденном сознании и искусстве. Эту проблему разрабатывал Г.З. Каганов в диссертации «Образы городской среды в массовом сознании и в искусстве» и статьях «Город в картине и «на самом деле», «Город как личное переживание» и др. Кроме того, ученый предлагает свою типологию изображений города, которая частично использована в данной работе, так же как и типология, предложенная голландским исследователем Дирком ван ден Бергом" . Отечественные авторы, как правило, рассматривают проблему городского пейзажа в контексте истории искусства России, но нередко в их трудах встречаются рассуждения об общих принципах изображения города в искусстве второй половины XX века. Так, вопросы истории городского пейзажа затронуты в книгах «Природа глазами художника» О.Р. Никулиной (1982), «Пейзаж. Страницы истории» К.Г. Богемской (1992), «Мир внутри и вне стен. Интерьер и пейзаж в европейской живописи XV - XX вв.» И.Е. Даниловой (1999), диссертации «Городской пейзаж как отражение архитектурной культуры России в изобразительном искусстве 1950-1980 гг.» Т.П. Неклюдовой (1997). Проблему художественного образа города как явления культуры разрабатывает Ю.В. Лобанова (статья «Художественный образ го-

19 К. Лпнч. Обрач города. - М.: Строшпдат, 1982. - С. 18-20.

20 Вагин В. Социология города (Глава I. История городов, особенности формирования и структуры урбани
зированных поселений) [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
hltp://w\v\v.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Vagin/Ol.pl]p.

21 Berg, D. van den (Department of Art History, University of the Orange Free State). Spectators in Jerusalem: urban
narrative in (he scenic tradition I Dirk J. van den Berg [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
hUp://wwvv.imageandnarrative.be'illustrations/dirkvaudei)berg.htin

рода как явление к\?льтуры», 1998). Но наиболее полно место города в художественном сознании различных эпох представлено в коллективной монографии «Города мира - мир города» (2009)22, включающей разделы «Проблемы современных городов», «Города России», «Города мира в прошлом и настоящем» и посвященной различным аспектам взаимовлияния города и искусства.

При знакомстве с исследованиями изобразительного искусства отдельных стран, в той или иной степени связанными с репрезентацией города, можно прийти к выводу, что эта тема не освещается достаточно полно.

Так, в опубликованных в 1970-е - 2000-е годы статьях и монографиях, посвященных искусству Германии XX века основное внимание исследователей (Р. Хеллера, Д. Гордона, Р. Дойче, X. Коттера, Ч. Хокстхаузена, Ф. Шульце и др.; коллективная монография «Экспрессионистические утопии: Рай, Метрополис, архитектурные фантазии» Т. Бенсона, Р. Хеллера и Д. Фризби) направлено на образ города в творчестве экспрессионистов. Сравнение творчества экспрессионистов и неоэкспрессионистов можно встретить во многих исследованиях (будь это общее исследование по истории живописи XX века, как у X. Рихтера, или книга «Немцы и их искусство» X. Белтин-га), однако урбанистическая тема в них затрагивается поверхностно или вовсе не затрагивается. Один из крупнейших исследователей неоэкспрессио-ничма, Генрих Клотц, является также автором наиболее полного обзора произведений неоэкспрессионистов и «новых диких», связанных с городом . Его наблюдения оказались весьма существенными для отечественных исследователей этих течений в искусстве.

Тенденции развития искусства Великобритании и Италии XX века достаточно разнообразно представлены в томах, выпущенных издательством «Престель» в 1986 и 1989 годах соответственно. Но если в обзоре современ-

22 Города мира - мир города : / Рос. акад. хуцожіств, НИИ теории и истории изобраз. искусств / Рсдкол.:
В.П. Толстой (гл. ред.) и др. - М.: НИИ PAX : Северный паломник, 2009. - 303 с.

23 Н. Klotz. Der Hang zur Architektur in der Malerei der Gegeuwart IH. Klotz, A. Gleiniger. - Gamburgh, Stuttgart:
Klett-Cotta. 1988. -171 S.; H. Klolz. Die Neuen Wilden inBerlin / H. Klotz. - Gamburgh, Stuttgart: Klett-CoUa,
1988.-188 S.

ного искусства Италии практически полностью отсутствуют упоминания о теме города, то британское искусство представлено многими художниками, разрабатывавшими эту тему, прежде всего представителями «Лондонской школы». Обзор искусства Франции второй половины XX века (точнее - с 1964 по 1995 годы) представлен в книге К. Милле «Современное искусство Франции»"4, где идет речь об акционизме, «новом реализме» и новом фигу-ративизме в контексте темы города. Эти темы получают развитие в статьях С. Уилсон, СИ. Кускова и М.А. Бусева.

Искусство США предлагает более широкий диапазон подходов к изображению городской среды, и, как правило, исследования американских авторов сосредоточены на вопросах репрезентации отдельных американских городов. Разумеется, чаще всего объектами исследования становятся Нью-Йорк и Лос-Анжелес. В работах, напрямую не связанных с урбанистической темой, также достаточно много внимания уделяется изображению американских городов.

В современном искусстве, имеющем прямое или косвенное отношение к городской теме, встречается и реакция художников на те проблемы, которые связаны с понятием урбанизации. Для последних десятилетий XX века характерно развитие художественных форм и их активное вторжение в городскую среду, в том числе с целью воздействия на нее.

Активное вторжение искусства в городскую среду связывают с событиями конца 1960-х годов, временем студенческих волнений. Проблемам, затронутым в книге «Искусство и политика» Микеля Дюфрена, выдвигавшего в эти годы идеи карнавализации жизни, посвящена статья: B.C. Турчина «Искусство и политика во взглядах «новых левых» (1976). Впоследствии проблема существования «общественного искусства» в городской среде приобрела в сознании ряда исследователей и художников прямую связь с демократическими процессами в современном обществе.

К. Милле. Современное искусство Франции. -Минск: Пропилен, 1995. - 336 с.

Проблема общественного искусства и site-specific art (то есть произведений, созданных с учетом «специфики места») в городской среде, в том числе «легальные» стенописи и граффити, относится к одной из наиболее остро обсуждаемых не только критиками, но и простыми зрителями-горожанами, воспринимающими (или не желающими воспринимать) то или иное произведение. Среди критиков, активно участвующих в обсуждении этой темы, - Э. Хартни, Г. Кестер, П. Филипс, К. Бишоп, Н. Кэй, М. Квон, С. Дитц, М. Розен, Н. Полякова, О. Копёнкина, Н. Барсукова, П. Войницкий, Е. Николаева и ДР-

Объект исследования - произведения, созданные художниками Западной Европы и США во второй половине XX - начале XXI века (доступные в оригинале, репродукциях или описаниях), прямо или косвенно связанные с городской средой.

Предмет исследования - подходы к отображению городской среды средствами изобразительного искусства и способы художественного преображения города.

Целью исследования стало стремление представить многообразие трактовок городской среды в художественных практиках Западной Европы и США 1970-х - 2000-х гг., которое вызвано различиями в восприятии и интерпретации городской среды как художниками, так и зрителями. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать различные способы интерпретации и восприятия городской среды (определить типологию изображений города в искусстве второй половины XX века, обратиться к проблеме изображения современного города и города будущего, а также к теме города как отражения личных переживаний).

  1. Рассмотреть способы художественного преображения города, в том числе в рамках «общественного заказа», и трактовки городской среды как произведения искусства.

  2. Сопоставить культурологические и социологические аспекты жизни в современных городах и конкретный изобразительный материал.

Хронологические рамки исследования. Для изучения проблемы восприятия и интерпретации городской среды в искусстве были выбраны крупнейшие города Западной Европы и США как наиболее урбанизированных регионов, пример которых имеет значение для других мировых городов. Именно здесь возникает постиндустриальное общество, зарождаются процессы глобализации, формируются художественные тенденции, которые становятся актуальными для искусства других стран. От авангарда современное искусство переняло универсальный художественный язык, поэтому близкие подходы к изображению города наблюдаются у художников разных стран. Разумеется, в ряде случаев играет роль конкретно-историческая ситуация, воплощенная, например, в образах Берлинской стены, которая имела огромное значение для сознания жителей (в том числе художников) Западного и Восточного Берлина.

Период, о котором идет речь в данном исследовании, охватывает 1970-е - 2000-е годы и во многом связан с эпохой постмодернизма (хотя в диссертации встречаются обращения к искусству первой половины и середины XX века, в тех случаях, когда необходимо проследить связь или сравнить подходы к изображению города у разных авторов).

В художественных практиках указанного периода исследователями отмечается перенос акцента с эстетических на социальные вопросы, переход от понимания произведения искусства как, в первую очередь, объекта, к эфемерным процессам и событиям, от преобладания постоянных инсталляций к преобладанию временных, от первенства процесса творения как источника смысла к процессу восприятия как точке истолкования, и от автономии ав-

торства к его многократному расширению в рамках различных форм сотрудничества и соучастия.

Методология и методика исследования. В диссертации применены традиционные методы сравнительно-исторического анализа. Она представляет собой историческое исследование способов репрезентации городской среды средствами изобразительного искусства и влияние современных художественных практик на формирование городской среды. Характер субъективного восприятия города становится особо популярным предметом исследования зарубежных ученых с 1960-70-х годов в связи с распространением «средового подхода». Образ города, существующий в сознании его жителей и/или художников, обращающихся к городской теме, - сложное и постоянно развивающееся образование, обусловленное рядом взаимодействующих факторов - физическими качествами самого города, актуальной социокультурной ситуацией, внутренними установками итїдивида, его представлениями о мире в целом и о своем месте в этом мире. В связи с этим в настоящем исследовании используется междисциплинарный подход, позволяющий привлекать данные не только из области теории и истории изобразительного искусства и архитектуры, но также философии, социологии, культурологических дисциплин.

Научная новизна работы. Диссертация является первым в отечественном искусствознании подробным исследованием способов репрезентации городской среды в искусстве последней трети XX - начала XXI века. Несмотря на то, что город часто служит фоном, на котором развиваются многие авангардистские движения и является источником новых тем в искусстве, большинство исследователей говорит об урбанистической теме вскользь, в лучшем случае акцентируя внимание на ее социологическом или градостроительном аспектах. Между тем, описанное в диссертации многообразие подходов к изображению городской среды и ее художественному преображению

позволяет говорить о том, что искусство последних десятилетий XX - начала XXI века предлагает немало сюжетов и образов, представляющих значимость для таких междисциплинарных наук, как урбанистика. Интерпретация в контексте обозначенной «городской» темы имеет двоякий смысл: с одной стороны, это интерпретация чувственно воспринимаемой городской среды художником, с другой - это интерпретация созданного им произведения зрителем-горожанином, у которого есть собственный опыт восприятия города, совпадающий или не совпадающий с тем, который предлагается художником.

Научная и практическая ценность работы. В диссертации затрагивается важная проблема взаимодействия городской среды, изобразительного искусства, образов литературы, кинематографа, мультимедиа. И если во многих искусствоведческих исследованиях образ города часто отождествляется с городским пейзажем (как правило, с использованием элементов архитектуры, «обозначающих» город) или фоном, на котором представлены люди или события, то в данной работе городу отводится главное место. «Мы создаем города, а города эти в чем-то создают нас самих», - пишет А.В. Иконников . Так же считает и Г. Каганов: по его мнению, происходит не только влияние искусства на городскую среду, но и обратное воздействие образа городской среды на поведение горожан б. Поэтому можно утверждать, что изучение городской среды средствами искусства не менее важно, чем исследование города любой из градоведческих дисциплин.

Положения диссертации могут быть использованы специалистами по истории и теории современного искусства, поскольку с урбанистической тематикой прямо или косвенно связаны многие художественные течения. Они могут также стать основой для изучения отечественного опыта взаимодействия города и искусства. Кроме того, материалы диссертации могут быть полезны

25 А.В. Иконников. Искусство, среда, время (Эстетическая организация городской среды). - М: Советский художник, 1984. - С. 5.

"" Г.З. Каганов. Образы городской среды в массовом сознании и в искусстве. Докторская диссертация в форме научного доклада. - М., 1990. - С. П.

при подготовке курсов лекций и проведении семинарских занятий для факультетов архитектуры, дизайна или искусствоведения.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены в виде докладов на следующих научных конференциях: научные конференции памяти М.В. Доброклонского (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, 2004, 2005, 2006); XVI Алпатовские Чтения (Москва, Российская Академия художеств, 2005); Международная научная конференция «Искусство скульптуры в XX веке: проблемы, тенденции, мастера» (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина и Российская Академия художеств, 2006); Конференция-семинар для молодых ученых «Науки о культуре - шаг в XXI век» (Москва, Российский институт культурологии, 2006); Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2007» (МГУ, 2007); Международная конференция «EVA (Electronic Information, the Visual Arts and Beyond)»: «Информационное общество, культура, образование (г. Москва, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино, 2007); Межвузовская научная конференция «Лихачевские чтения» (Белгородский государственный институт культуры и искусств, 2007). По теме диссертации написаны и опубликованы в сборниках научных трудов, научных и научно-популярных журналах двадцать статей и резюме докладов.

Основные положения, выносимые на защиту:

Типология изображений городской среды в конце XX - начале XXI века в общем не претерпела изменений: художники по-прежнему обращаются к уже известным в искусстве предшествующих эпох типам изображений с воздуха, панорамам и «городскому интерьеру».

На способы показа современного города оказали влияние представители импрессионизма, кубизма, футуризма и прецизионизма. Кроме того, со-

временный город зафиксирован в полотнах пшерреалистов, использующих фотографию как источник изображения.

Наибольшее внимание в изображениях города в XX веке уделяется личному переживанию города художником, проявившееся в искусстве экспрессионизма и «новой вещественности». В искусстве 1970-х - 2000-х гг. эта тема звучит с новой силой, причем наибольшее внимание к городу проявляют представители искусства Германии, в особенности неоэкспрессионисты и «новые дикие», не в последнюю очередь - из-за сложности «немецко-немецких» отношений, разворачивавшихся на урбанистическом фоне.

В искусстве второй половины XX века наметилась тенденция создавать «открытое» искусство в городской среде или воспринимать город как «открытое произведение».

Структура работы определена поставленными задачами. Диссертация состоит из Введения, двух глав («Город в изобразительном искусстве» и «Городская среда как произведение искусства»). Заключения, списка использованной литературы, альбома иллюстраций. Объем текста диссертации - 235 страниц; альбом состоит из 287 иллюстраций. Библиографию работы составляют 556 наименований монографий, статей из сборников и периодических изданий, альбомов и каталогов.

Проблема изображения современного города

Еще до Зим-меля, в начале 1890-х годов, в гуманитарной литературе обсуждалась повышенная нервная восприимчивость современного горожанина. Так, в эссе «Новая психология» австрийский драматург и критик.Герман Бар призывает заменить «психологию чувств» «психологией нервов». Искусство, желающее говорить о душе, должноопираться на ощущения, стать «Nervenkunst», и эго «искусство нервов» Бар противопоставляет натурализму под именем «импрессионизма»1. А в 1893 году увидела свет книга философа и публициста Макса Нордау «Вырождение»", где нервная возбудимость и импульсивность были определены как важные признаки современной цивилизации. Но в области социологических исследований именно Г. Зиммель впервые обратился к «повышенной нервности жизни» обитателя крупного западного города, «происходящей от быстрой и непрерывной смены внешних и внутренних впечатлении» .

В США в рамках Чикагской школы социологии (1918 - 1939 гг.) сложились социально-экологическое и социально-психологическое направления исследования городской жизни. Развитие социально-экологического направления социологии города связано, прежде всего, с именами Роберта Парка и Эрнста Бёрджесса, разработавших и реализовавших программу комплексного социологического исследования Чикаго «Город как социальная лаборатория». Их главной исследовательской задачей являлось изучение социально-пространственной структуры города.

Другое направление городской социологии, социально-психологическое (его также называют культурологическим), получило развитие после выхода в 1936 году работы представителя Чикагской школы Луиса Вирта «Урбанизм

Под урбанизмом Вирт понимает состояние, при котором достигается большая численность, плотность и гетерогенность местного населения. Вслед за Зиммелем, анализировавшим и описывавшим стиль жизни горожанина, Вирт и его сторонники рассматривают город как источник порождения урбанизма - особого городского образа жизни и соответствующей ему системы ценностных ориентации. Критики социально-психологического направления социологии-города отмечают, что. в концепции Вирта личность горожанина полностью определяется воздействием безличной, всеобъемлющей, абстрактной городской среды. Так, представитель .«новой городской социологии» 1970-х годов Мануэль Кастельс упрекал Л. Вирта в том, что он описал не культуру города, а культуру капиталистического общества". Не случайно идея, гуманизации города становится все более важной для всего комплекса наук, изучающих городе.

На урбанистику оказали большое влияние работы Льюиса Мамфорда, в частности, опубликованное в 1938 году сочинение «Культура городов». Благодаря разнообразию временных структур, города делают видимыми для своих жителей историю и культуру, и тогда, действительно, «в городе мышление обретает форму и, в свою очередь, городские формы обусловливают мышление ... Город ... остается величайшим произведением искусства, созданным человеком» . Представления Мамфорда о городе как месте

«Посредством своих памятников, документов и привычных упорядоченных ассоциаций город расширил возможности всех видов человеческой деятельности, распространяя их в прошлое и будущее. Благодаря возможностям сохранения информации (здания, хранилища, архивы, памятники, мемориальные доски, книги), соединению технических средств и человеческих ресурсов, необходимых для передачи и умножения наследия, юрод стал способен к передаче высоко развитой культуры от поколения к поколению. Таков величайший из даров города». В кн.: Lewis Mumford. The City in History. - N.Y.: Harbiner, 1961. - P. 569. Цит. щей информационного общества стал особенно актуален в последней трети XX века.

На рубеже 1960 — 1970-х годов сформировалось политико-социологическое (марксистское, макросоциальное) направление социологии города. Оно получило широкое признание после публикации книги «Городской вопрос» (1972) Мануэля Кастельса, испанского социолога, работающего в США, который утверждал, что целью городского планирования является создание среды, максимально благоприятной для извлечения прибыли. Кас-тельс - не только основатель «новой городской социологии», но и один из ведущих исследователей постиндустриального (информационного) общества. Ему также принадлежит определение мегаполисов как локомотивов для интеграции разных стран в глобальное пространство .

Концепция глобализации, во многом связанная с развитием информационных систем, стала разрабатываться в социологии в 1980-х гг. В это же десятилетие популярным стал образ глобальной деревни (М. Мак-Люэн), созданной с помощью средств массовой коммуникации. В настоящее время основную роль в этом процессе играет сеть Интернет. Как показали исследования современных социологов-урбанистов (Сьюзан Келлер, Барри Уэлмана, Клода Фишера), Интернет заменяет место в качестве основы социальности как в пригородах, так и в городах, формируя новую социальную форму - сетевое общество".

Категория глобальных, или мировых, городов в последнее время привлекает все больше исследователей. Изначально понятие мирового города в специальной литературе использовалось для обозначения городов особого культурно-религиозного значения подобно Риму или Парижу, а также для

Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - С 155.315. столиц бывших империй, таких, как Лондон, Париж, Вена, Мадрид . Но современная теория мировых городов исходит, прежде всего, из особого участия ряда центров в глобальной общественно-политической ситуации и ми-ровом хозяйстве (Саския Сассен, Дэвид Кларк)"". Основоположником современного изучения глобальных городов считается шотландский урбанист Патрик Геддес, который в работе «Эволюция городов»3 впервые ввел в научный обиход категорию «мировой город». В начале XX в. главным основанием для выделения мировых центров служило сочетание трех критериев - политическое значение, экономическая мощь и населенность города. Соответственно, в число мировых городов П. Геддесом были включены столицы ведущих стран Европы — Лондон, Париж, Берлин и Вена, а также ряд крупнейших городов США - Нью-Йорк, Бостон, Чикаго и Филадельфия . Это понятие было быстро- подхвачено, и уже у немецкого мыслителя Освальда Шпенглера приобрело негативную оценку в рамках ключевой оппозиции «культура — цивилизация»5.

Важной вехой-на пути разработки современной концепции мировых городов стало появление трудов британского урбаниста Питера Холла. «Мировые города» (так называлась его книга, изданная в 1966 году)6 являются центрами, во-первых, политической власти одновременно национального и мирового уровня, а также местоположения правительственных и различных общественных организаций, торговых союзов, предпринимательских федераций, профсоюзов и т.д.; во-вторых, национальной и международной торговли и систем связи; в-третьих, банковских, финансовых и страховых услуг;

Виртуализация городской среды и города-утопии

«Поэтический реализм» тоналистов, Альбера Марке, «Восьмерки», Э. Хоппера и Ф. Портера, как и гиперреалистический подход, конечно же, не исчерпывает способы изображения современной городской среды, сформировавшиеся в первой половине XX века и существующие до сих пор. Так, творчество кубистов, футуристов и экспрессионистов возникло и развивалось исключительно в урбанистическом контексте, и имеет немало последователей и интерпретаторов среди художников 1980 - 1990-х годов. До сих пор можно считать актуальным отмеченное Зигфридом Гидионом стремление кубистов и футуристов расширить границы нашего оптического видения путем введения нового представления о единстве «пространства-времени» в арсенал изобразительных средств и в восприятие городской среды. Причем понятие «пространство-время» исследовалось кубистами путем моделирования пространства, а футуристами — путем изучения процесса движения . В короткий период увлечения кубистическим пейзажем Пабло Пикассо (1881 — 1973) и Жорж Брак (1882 - 1963) обращались к изображению архитектуры пригородов и городских окраин. Нередко сам мотив подсказывал «кубисти-ческое» решение - скажем, в испанских пейзажах Пикассо («Кирпичный завод в Тортосе», 1909 г., и др.). Другой пример мы встречаем в парижском дневнике Надежды Удальцовой (1886 - 1961) 1912 года: «В Париже я прожила около года, как зачарованная. Город в кубах домов своих и в переплетах виадуков, с дымами поездов, с аэропланами и дирижаблями в воздухе, рисо-вался фантастическим явлением подлинного искусства»". Элементы кубизма встречаются и в более поздних городских видах Пикассо, но теперь они несут также эмоциональную нагрузку - например, в парижских пейзажах, созданных между 26 февраля и 18 марта 1945 года. Сходство здесь сводится к минимуму: зритель, даже хорошо знающий Париж, с трудом узнає г «Вид па

Нотр-Дам и остров Сите» (1945, Кёльн, Музей Людвига; гшл. 90), так как восприятие затруднено условным кубистическим размыванием границ объектов, отказом от локальных цветов, отсутствием пространственной глубины. Сам Пикассо говорил об этих работах следующее: «Я не изображал войну, так как это не мой стиль — выискивать те или иные объекты, как это делает какой-нибудь фотограф. Но я нисколько не сомневаюсь в том, что в этих картинах есть война»1. Картина-проникнута меланхолическим настроением, и вместе с тем передает драматическое ощущение разрушения, которое сам Пикассо, должно быть, испытывал в те годы. По словам одного из критиков, город предстает здесь «в виде мозаичной картинки в игрушечном калейдоскопе - законсервированном» изображении без каких-либо признаков жизни. Таким его видели парижане во время оккупации»".

Насколько художник может оказаться зачарованным техническим будущим, можно видеть на примере футуристов, для которых современный город стал главным источником нового чувства жизни, ощущений динамизма и нового видения мира. Футуризм не прошел бесследно ни для городской архитектуры, ни для дальнейшего развития урбанистических образов в искус-стве. И. Саблин пишет"5 о том, что в теории и практике футуризма выработались следующие подходы к восприятию города. Во-первых, речь идет о реальном городе, в котором проходила деятельность футуристов, - их выставки, акции и «битвы». Именно большой город был источником вдохновения футуристов, его они воспевали и эстетизировали в своем творчестве. И город этот должен быть большим, шумным, чтобы, как сказано в «Манифесте футуристической архитектуры» Антонио Сант-Элиа (1880 - 1916), деятельность футуристов выглядела в нем органично . Во-вторых, пространство города было для футуристов вместилищем динамизма, своего рода метафорой сцены, на которой разворачивается «футуристическая борьба». Известно, что

Городское пространство, наполненное движением, стало источником многих мотивов футуристической живописи. Среди этих новых впечатлений - электрические фонари, «пронзающие» своими лучами землю и предметы, лишающие устойчивости и твердости- материю («Уличный фонарь» Балла, 1910; «Силы улицы» Боччони, 1911); автомобили («Мчащийся автомобиль» Балла, 1912; «Динамизм автомобиля» Руссоло, 1912/13); железнодорожные станции («Станция в Милане» Кара, 1910/11; «Состояния души» Боччони, 1911; «Метро Норд-Сюд (Парижское метро-экспресс)» Северини, 1912); городские кабаре и мюзик-холлы (произведения Северини и Розаи 1910-х гг.), ставшие своего рода моделью нового.индустриального города. (Илл. 91 - 97)

Однако многие футуристические идеи не находят поддержки в современной архитектуре. Так, архитектура постмодернизма постоянно обращается к историческим стилям, что было неприемлемо для футуристов, а в продолжавшемся на протяжении всего XX века споре урбанистического и дезу рбанистическо го подходов, именно последний оказался предпочтительнее. Причем, по замечанию И. Саблина, именно воспеваемые футуристами коммуникации и новые транспортные средства, сделали возможным естествен-ное разукрупнение городов". Тем не менее, нельзя отрицать, что футуризм стал одним из поворотных моментов в процессе выработки современных взглядов на искусство и на восприятие урбанистической среды.

Именно таких динамичных «видов с дороги» немало в творчестве не-мецкого художника Райнхарда Штангла (род. в 1950 г.) ". Динамизм присутствует уже в его определении живописи: «Живопись — это путешествие, и иногда я тоже совершаю прогулки»". Большая выставка произведений Штангла прошла в,декабре 2006 года в одной из Гамбургской галерей и носила название «Ночь в городе». Это название соответствует теме большинства картин Штангла - ночные улицы больших городов, наполненные пульсирующими отблесками фар автомобилей, которые проносятся по автобанам или тоннелям. Иногда можно различить группы людей или отдельных прохожих, ищущих приключений в ночном городе («В центре города», 2001, «Кросс», 1999 г.). Резкие акценты света, разбивающие темноту, выглядят как психограммы действий и мыслей всех людей, побывавших здесь («Потсда-мерплац», 1998 г., «Ночные-картины» 2004 - 2005 гг., «Отражения», 2006 г.). (Илл.98- 100)

В произведениях Штангла можно отыскать следы влияния как экспрессионистов и «новых «диких», так и своеобразную трактовку художником произведений абстракционизма. Так, «Мейнстрим» (1994-1995 гг.) с его иллюминацией, пунктиром обозначающей главные артерии ночного города, вызывает в памяти гораздо более упорядоченный, но так же пульсирующий жизнью образ Нью-Йорка с картины Пита Мондриана «Буги-вуги на Бродвее» (1942 — 1943, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Что касается футуризма, то темы вокзала, железной дороги, ставшие одним из устойчивых мотивов футуристического искусства, присутствуют и в творчестве Штангла - в серии работ «Городской экспресс» (1999 г.).

Акционизм, «интервенции», инсталляции

В современном изобразительном искусстве США, конечно, встречается и созерцание застывшей городской жизни, как у гиперреалистов, но гораздо чаще можно говорить о личностном восприятии города и его обитателей. Многие художники в начале 1970-х годов обращались к эстетике коллажа для передачи пестроты и разнообразия городской жизни, особенно в таких кварталах Нью-Йорка, как Гарлем. Так, афроамериканский художник Ромер Берден (1911 - 1988), автор большого шестичастного коллажа «Квартал. Фабрика многих жизней» (1971, Нью-Йорк, Музей Метрополитен; win. 238), утверждал, что на создание произведений его вдохновляли события его жизни: когда он был маленьким, дом на Западной 140-ой улице, где жила его семья, часто посещали друзья его родителей, среди которых были знаменитые джазмены, писатели и художники, - благодаря им Берден увлекся музыкой и изобразительным искусством. Постепенно он стал одним из самых деятельных гарлемских художников — работал в разных техниках живописи и графики, создавал коллажи, монументальные росписи в общественных местах, много занимался общественной работой. «Когда я делал наброски для «Квартала», я смотрел на конкретную улицу, но по мере воплощения в новой визуальной форме она изменялась. Я отказался от буквального следования тому, что вижу, и стал делать то, что подсказывало мое воображение. В своем воображении я как бы просвечивал фасады рентгеном», - говорил художник2. В этом коллаже (шесть панелей каждая размером 125x91 см) Берден показал

Гарлем, переполненный активной жизнью (а в Гарлеме живут более 300 тысяч человек), с его жилыми домами, магазинами, церквями, парикмахерскими, пестрым социальным и национальным составом.

Нередко художники, обращаясь к теме человека в городе, намеренно опускают городские реалии, позволяя угадывать среду обитания изображенного персонажа по его облику. Не секрет, что город формирует характер, привычки и даже внешний вид человека. Среди тех, кого занимает этот аспект городской среды, - житель Нью-Йорка, художник русского происхождения Сергей Голлербах. В июне 2005 года в выставочном зале петербургского журнала «Новый мир искусства» проходила выставка его графики «Из нью-йоркских блокнотов» - набросков и зарисовок, сделанных на улицах и пляжах, в метро, парках и кафе крупнейшего мегаполиса США. Но о месте действия можно лишь догадываться: этот Нью-Йорк - будничный, повседневный. А его обитатель - «маленький человек», «манхеттенский Акакий Акакиевич»1 - сам того не замечая, оказывается объектом внимания художника. Сергей Голлербах, живущий в Нью-Йорке более пятидесяти лет, так говорит о своем интересе: «С первых же месяцев, изучая и открывая для себя город, стал рисовать людей в парках, на улице, в ресторанах, - и продолжаю до сих пор. В лицах людей, в их жестах, движениях, походке нахожу некое жизнеутверждающее начало, даже если эти люди уродливы или несчастны. Все они, разноплеменные и многоликие, составляют одно великое целое, остов этого громадного, фантастического, отвратительного и прекрасного города»2. (Илл. 239 - 241)

Впрочем, когда герои набросков переходят в картину, они как будто приобретают агрессивную монументальность. В «Городе» и «Персонажах» С. Голлербаха (1970-е, Париж, собрание Рене Герра) люди решительно движутся вперед, им невольно -уступишь дорогу. Характерно, что лица у «Персонажей» - в отличие, например, от «Толпы» Ренато Гуттузо, - даже не обозначены, зато довлеют их фигуры, заставляющие вспомнить цитату из книги Ж. Бодрийяра «Америка»: «Нет ничего более напряженного, более наэлектризованного, более витального и более подвижного, чем улицы Нью-Йорка. Толпа, уличное движение, реклама оккупируют улицу то агрессивно, то раз-вязно. Улица заполнена миллионами слоняющихся, равнодушных, агрессивных людей, которым словно больше нечем заняться — возможно, они действительно нужны только для того, чтобы твориіь сценарий повседневной жизни города...»

Стремительное увеличение числа городов и городских жителей существенно изменило образ жизни большинства людей, формы их общения, психологию, культуру. И в искусстве XX века описательные типы горожан вытесняет тема жизни - и смерти - человека в городе, сформировавшая особое направление, которое можно назвать, как и серию произведений американского художника и кинорежиссера Роберта Лонго (род. в 1953 году), — «Люди в городах» (1980-е - 2000-е гг.). С детства Лонго находился под впечатлением от масс-медиа - кино, телевидения, комиксов, журналов, что нашло отражение в его творчестве. В частности, «Люди в городах» корчатся в предсмертной агонии и эффектно, «по-киношному», падают, будто сраженные пулями гангстеров. Одиночество и анонимность человека в городе, его скованность урбанистической, корпоративной, технологической культурой представляются главным,содержанием произведений Лонго". Один из американских критиков находит в его работах «стилистику кинематографа Эйзенштейна, спроецированную на фон американских урбанистических кошмаров наших дней» . (Илл. 242, 243)

«Общественный заказ»

Первая глава - «Город в изобразительном искусстве» - предлагает типологию репрезентации города в классическом и современном искусстве, во многом основанной на исследованиях Г.З. Каганова и Д. Ван дер Берга (вид с воздуха, панорамы и «городской интерьер»). Рассматривается здесь и проблема изображения современного города, а также сравниваются задачи, стоявшие перед импрессионистами (которые впервые в истории искусства стали глубоко разрабатывать проблему современной городской повседневности), и западными художниками- конца XX века. Так, наши современники, хорошо знакомые не только с живописью импрессионистов, но и с творчеством экспрессионистов и футуристов, и их восприятием большого города, все чаще проецируют на-изображения города свои личные переживания. И при всем многообразии репрезентаций городов и нового всплеска интереса к урбанистической теме в последней трети XX века-(что выразилось в многочисленных выставках на эту тему), изображение города все чаще начинает служить цели фиксации субъективного переживания. Частным случаем индивидуализированного восприятия города могут служить виртуальные образы городов, причем виртуальность понимается здесь в широком смысле - как искусственная, вымышленная реальность, которая вовсе не является изобретением XX века. Типы изображений виртуальных городов (каприччо, города-призраки, урбанистические ребусы и т.д.) имеют давнюю традицию, но в творчестве современных авторов, вдохновленных кинематографическими образами и цифровыми технологиями, они получают вторую жизнь.

Проблемы восприятия и интерпретации города как в художественном, так и в обыденном сознании связаны с тем, что эти процессы носят субъективный характер. Процесс оценки произведения «обнаруживает двойную зависимость — от качества оцениваемого объекта и от потребностей, интересов и идеалов оценивающего субъекта»1. Эта тема, во многом связанная с вопро Каїан М.С. Проблемы использования экспертных методов в социологическом изучении театральной жизни. -Л , 1977. - С. 58. Цит. по: B.C. Жидков. Искусство и общество / B.C. Жидков, К.Б. Соколов. - С.-Пб.: Алетейя, 2005. - С. 316. сами социологии искусства1, затрагивает тему художника и искусства в обществе, «общественного заказа» и новых форм искусства в городской среде. Этим проблемам посвящена вторая глава диссертации - «Городская среда как произведение искусства». Далеко не все произведения, о которых идет речь в этой главе, были одобрены зрителями (примером служат неоднозначные трактовки объектов и акций Р. Серра, Р. Уайтрид и Христо). С другой стороны, тот факт, что большинство произведений «общественного искусства» постоянно окружены противоречиями, может быть истолкован как удача авторов: когда произведение может спровоцировать обмен мнениями между членами городского сообщества и предложить людям разнообразные подходы к восприятию, различные, порой альтернативные друг другу, взгляды могут быть спроецированы вовне. Таким образом, произведения искусства могут послужить диагностированию общественных проблем. В этом смысле заказы на создание стенных росписей, скульптур и объектов энвайронмента могут внести вклад в демократизацию разных сфер жизни, считают авторы книги «Искусство сегодня» Р. Фолкнер, Э. Зигфельд и X. Смагула2. Тенденцией последних десятилетий стало измельчение, демонументализация форм городской скульптуры, зачастую ее игровой характер. Эти качества связаны с «общественным заказом», направленным на гуманизацию техногенной городской среды. Реакцией на этот заказ со стороны ряда художников стали трудные для восприятия контрмонументы, ставящие зрителя в тупик, требующие усилия для понимания и привыкания, что часто порождает конфликты. Об этой и других проблемах современного общественного искусства, находящегося в городской среде, продолжают спорить художники и критики3.

Существующую типологию изображений города в конце XX века обогащают главным образом новые впечатления, порожденные новыми способами наблюдения за городом (аэрофотосъемка, Google Street View и др.) и его моделирования (например, с помощью мультимедиа). Кроме того, для городского пейзажа XX века в целом характерно все большее движение в сторону показа повседневной жизни города, непарадных видов, связанных с личным отношением к ним автора как городского жителя. Образы виртуальных городов строятся как на основе уже известных представлений о городах (в том числе в кинематографе), так и на основании визионерских образов, рожденных фантазией художников.

В живописи и графике последней трети XX века оказался востребованным наиболее полно отражающий субъективность восприятия города неоэкспрессионистический подход, который в той или иной мере затрагивает творчество художников стран Западной Европы и США и связан с индивидуальной, лирической проекцией общественных проблем.

В искусстве второй половины XX века определился подход к городу как к готовому произведению искусства, своего рода ready-made. Это проявляется в самоценности и эстетической привлекательности любого элемента городской среды (вплоть до мусора), а также - городских средовых ситуаций. Художественное вторжение в городскую среду с помощью «интервенций», а также предметных, визуальных и аудио-инсталляций предполагает взаимодействие с большим количеством участников и зрителей, дополняя произведение социальным содержанием.

Город часто становится площадкой для демонстрации произведений, созданных по «общественному заказу». Большая часть этих произведений относится к так называемому «контекстному искусству» - site-specific art, играющему важную роль в формировании идентичности

Похожие диссертации на Город в художественных практиках Западной Европы и США 1970-х - 2000-х гг.