Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стилевые тенденции в музыке для баяна композиторов Сибири и Дальнего Востока : вторая половина 1970-х - 2000-е гг. Буданова Татьяна Анатольевна

Стилевые тенденции в музыке для баяна композиторов Сибири и Дальнего Востока : вторая половина 1970-х - 2000-е гг.
<
Стилевые тенденции в музыке для баяна композиторов Сибири и Дальнего Востока : вторая половина 1970-х - 2000-е гг. Стилевые тенденции в музыке для баяна композиторов Сибири и Дальнего Востока : вторая половина 1970-х - 2000-е гг. Стилевые тенденции в музыке для баяна композиторов Сибири и Дальнего Востока : вторая половина 1970-х - 2000-е гг. Стилевые тенденции в музыке для баяна композиторов Сибири и Дальнего Востока : вторая половина 1970-х - 2000-е гг. Стилевые тенденции в музыке для баяна композиторов Сибири и Дальнего Востока : вторая половина 1970-х - 2000-е гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Буданова Татьяна Анатольевна. Стилевые тенденции в музыке для баяна композиторов Сибири и Дальнего Востока : вторая половина 1970-х - 2000-е гг. : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Буданова Татьяна Анатольевна; [Место защиты: Дальневост. гос. техн. ун-т].- Владивосток, 2009.- 215 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-17/178

Введение к работе

Актуальность темы исследования Современная баянная культура является важной частью культурной парадигмы общества, духовного саморазвития и самовыражения народов и народностей, населяющих Россию Баянная культура Сибири и Дальнего Востока - одна из уникальных составляющих российского этнокультурного комплекса Изучение баянной культуры указанного региона способствует выявлению общих и частных принципов ее становления и развития

Актуальность темы предопределена необходимостью осмысления современной баянной культуры как генетически многомерной целостности Специфическое функционирование инструмента в массово-бытовой, эстрадной сфере, академическом искусстве позволяет выявить множественные стилевые тенденции в музыке для баяна композиторов Сибири и Дальнего Востока и осознать формирующийся в процессе восприятия звучащий образ этого инструмента

История изучения темы исследования. Одними из первых исследователей развития гармоник в России стали А Новосельский и М Воробьев в 1928 г' Дальнейшее изучение было продолжено в 60-е гг XX века в работах Г Благодатова, Е Максимова, А Мирека Труды последней четверти XX - начала XXI вв Л Бендерского, В Бычкова, В Галактионова, Н Давыдова, В Чабан и мн др существенно расширили осмысление процессов, происходящих в современной баянной культуре3 В них анализируются становление интонационного стиля гармоники-баяна, индивидуальные стили современных композиторов, теоретические основы исполнительского

Новосельский А А, Воробьев МИ Производство гармоник в России // О гармонике Труды Государственного института музыкальной науки - М , 1928, Новосеїьский А А Книга о гармонике - М -Л , 1936

БлагодатовГИ Русская гармоника -Л Музгиз, 1960, Максимов Е И Ансамбли и оркестры баянов -М Музыка, 1966, Мирек А М Из истории аккордеона и баяна - М Музыка, 1967

Бендерский Л Г Страницы истории исполнительства на народных инструментах - Свердловск Среднеурал кн изд-во, 1983, Бычков В Николай Чайкин- М Сов композитор, 1986, Галактионов ВМ Слухо-двигательные основы академического баянного исполнительства автореф дис канд иск -М.1993, Давыдов H А Теоретические основы формирования исполнительского мастерства баяниста-аккордеониста науч изд - Луцк Волынская область, 2006, Чабан В А Становление интонационного стиля искусства гармоники-баяна автореф дис канд иск - Вильнюс, 1985

мастерства В многочисленных методологических статьях и трудах М Имханицкого определен фундаментальный подход к формированию теории народности музыкального инструментария, произведен глубинный анализ всего комплекса взаимосвязанных между собой процессов, происходящих в народной инструментальной культуре4 Работы Д Варламова посвящены осмыслению нового взгляда на баянную культуру «как неофилософию народников XXI века»5 Большой вклад в изучение современных сочинений для баяна внесли С Платонова, В Васильев, А Михайлова6 С Платонова раскрывает новые тенденции в современной советской музыке для баяна периода 1960-х - 1-й половины 1980-х гг В Васильев осмысливает комплекс средств художественной выразительности в современных сочинениях как фактора расширения тембровой палитры инструмента А Михайлова, анализируя музыку, основанную на фольклорном материале, прослеживает путь ее развития от методов претворения фольклора в рамках традиций к фольклоризму в рамках новаций Вместе с тем, подчеркивая скрупулезность и достоверность данных работ, отметим, что в круг рассматриваемых авторами произведений, не входят сочинения композиторов Сибири и Дальнего Востока Немногочисленные работы, посвященные развитию баянной культуры исследуемого региона, носят, в основном, справочно-биографический характер А Михайлов, Н Примеров освещают жизненный и творческий путь музыкантов-баянистов центральной полосы Сибири первой половины и

4 Имханицкий М И Так все же народны ли русские народные инструменты'' // Народник - 2001 - № 3 -С 23-28, Имхашщкий М И Так все же народны ли русские народные инструменты (окончание) // Народник -2001 -№4 -С 13-19, Имханицкий М И История исполнительства на русских народных инструментах - М РАМ им Гнесиных, 2002, Имханицкий М И Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона - М РАМ им Гнесиных, 2004, Имханицкий М И История баянного и аккордеонного искусства - М РАМ им Гнесиных, 2006

Варламов ДИ Метаморфозы музыкального инструментария неофилософия народно-инструментального искусства XXI века - Саратов Аквариус, 2000, Варламов Д И Народность музыкального творчества как социокультурный феномен в общественном сознании россиян - Саратов Изд-во Сарат пед ин-та, 2000

Платонова С М Новые тенденции в современной советской музыке для баяна (1960-е - 1-ая половина 1980-х гг) автореф дис канд иск -Вильнюс, 1988, Васильев В В Музыка современных композиторов для баяна конца 1970-90-х гг и основные тенденции ее исполнительской интерпретации автореф дис канд иск - М РАМ им Гнесиных, 2004, Михайлова А А Фольклорные и неофольклорные стилевые тенденции в музыке отечественных композиторов для баяна автореф канд иск - Саратов, 2006

середины XX века' В работах В Аверина представлена история исполнительства на русских народных инструментах в России и - более подробно, в Красноярском крае8 Развитие баянной культуры Дальнего Востока освещено ГНизовским в справочнике «Баянисты и аккордеонисты Приморья»9 Таким образом, анализ литературы, непосредственно связанной с баянной культурой Сибири и Дальнего Востока позволяет сделать вывод, что данная тема в комплексе взаимосвязанных проблем не изучалась

Объект исследования: баянная культура Сибири и Дальнего Востока

Источниковая база исследования: современные сочинения для баяна профессиональных и самодеятельных композиторов рассматриваемого региона, опубликованные в различных нотных изданиях, а также отдельные неопубликованные произведения для баяна, собранные в результате личных контактов с авторами Сибири и Дальнего Востока По мнению диссертанта, для анализа выбраны наиболее ценные в художественном отношении сочинения Среди них музыка С Тосина, Ю Юкечева, А Амеличкина, Ю Ащепкова (Новосибирск), О Меремкулова, В Бешевли (Красноярск), А Кокорина (Омск), А Прибылова (Улан-Удэ), Р Борисова, Н Котова (Якутия), Ю Смородникова, В Маркова (Чита), В Тишкина (Приморье), С Москаева, А Гончаренко (Владивосток, в настоящее время - Санкт-Петербург)

Предмет исследования: стилевые тенденции в музыке для баяна композиторов Сибири и Дальнего Востока

Цель исследования: выявить основные стилевые тенденции в музыке для баяна композиторов Сибири и Дальнего Востока в контексте общероссийских стилевых тенденций

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

Примеров Н А Иван Иванович Маланин - Новосибирск Трина, 1995, Михаилов А А , Примеров H А Русский баян хроника, события, люди, размышления - Новосибирск Экор, 2001

Аверин В А Таланты народные (из ист исполнительства на русск нар инструментах в Красноярск крае) - Красноярск, 1998, Аверин В А История исполнительства на русских народных инструментах -Красноярск КрасГУ, 2002

Низовский Г Я Баянисты и аккордеонисты Приморья справочник - Владивосток ДВГАИ, 2006

- рассмотреть феномен баянной культуры в историко-культурном
контексте,

осмыслить социокультурное функционирование инструмента в массово-бытовой, эстрадной сфере, академическом искусстве с позиции функциональной поливалентности,

разработать дефиницию «звучащий образ баяна»,

- проанализировать множественные стилевые тенденции в музыке для
баяна композиторов Сибири и Дальнего Востока,

- обозначить этапы развития баянной культуры исследуемого региона с позиции выявления стилевых направлений в баянной музыке,

- соотнести новации интонационно-образного содержания в музыке
композиторов Сибири и Дальнего Востока с общероссийскими тенденциями

Хронологические рамки исследования стилевых тенденций в музыке композиторов Сибири и Дальнего Востока охватывают вторую половину 1970-х гг XX в - 2000-е гг

Теоретическая и методологическая основа исследования. В работе применен комплекс научных методов и подходов, который на основе принципа комплементарности способов познания позволил выстроить многоуровневую систему анализа объекта и предмета исследования Сочетание исторического и проблемно-логического методов способствовало изучению процессов, происходящих в баянной культуре Сибири и Дальнего Востока с историко-культурных позиций Системный подход дал возможность рассмотреть предмет как целостную систему На этапе сбора и обобщения информации было отдано предпочтение эмпирико-описателъным методам наблюдению и сравнению При раскрытии причин, определяющих своеобразное становление баянной культуры как поливалентного феномена, применен историко-генетический метод Функциональная поливалентность баянной культуры как понятие, определяющее специфическое качество данной культуры, сложилось в результате экстраполяции термина «валентность» из области естествознания

в сферу гуманитарных наук'0 и осознания термина «амбивалентность», применяемого в музыкознании М Аркадьевым , С Лупиносом

Существенную роль в определении методологической позиции диссертанта сыграли исследования, посвященные проблемам музыкального стиля и интонационного мышления Среди них труды Б Асафьева, В Медушевского, М Михайлова, Е Назайкинского, А Николаевой, М Соколовой, В Холоповой13 При осмыслении дефиниции «звучащий образ баяна» автор опирался на терминологический анализ эстетических категорий А Лосева14, герменевтические принципы познания ГГадамера , теорию художественного образа в эстетике В Бычкова16, понятия «звучащего образа фортепиано» в музыкознании Л Гаккеля17, «звукового образа фортепиано» А Малинковской18 Методы структурно-функционального анализа и анализа с

10 Термин «валентность» (от лат valentia - сила) в области естественных наук обозначает возможность вступления химических атомов в различные взаимосвязи Был разработан Э Франклендом в 1853 г

" Исследуя проблему реального воплощения музыкального процесса в рамках произведения М Аркадьев вводит термин «амбивалентность», который истолковывает как «двойственность, двузначность, парадоксальность» Категорией парадоксальности ученый характеризует «особенности временной организации акцентно-тактовой континуальной ритмики, связанной с основной структурой пульсационного континуума» См Аркадьев М А Креативное время, «археписьмо» и опыт Ничто -2007 -23 ноября [Электронный ресурс] URL http //www philosophy щ/librarv/arcad/Kreatime html (дата обращения 28 09 09)

12 С Лупинос предлагает расширить смысловую нагрузку термина «амбивалентность» (от лат ambo - оба, valentia - сила), который был введен в области психологии Э Блейлером и, рассуждая о «способности той или иной структуры к образованию не только двойственных связей и двойственных оценок», он, с нашей точки зрения, по сути говорит о поливалентности, характеризующей любую структуру того или иного этнокультурного комплекса В нашем понимании поливалентность (от лат poly - много, valentia - сила) - это способность той или иной структуры образовывать множественные связи, обусловленные проявлением противоположных качеств См Лупинос С Б О единстве принципов квартовой и терцовой индукции в фактурном каноне музыки Востока и Запада опыт постановки проблемы // Культура Дальнего Востока России и стран АТР Восток-Запад материалы научной конференции 27-28 апреля 1999 г, материалы научной конференции 14 апреля 2000 г Вып 6,7 -Владивосток ДВГАИ, 2000 -С 128

Асафьев Б В Музыкальная форма как процесс - Л Музгиз, Ленинградское отделение, 1965, Медушевский В Музыкальный стиль как семиотический объект // Сов музыка - 1979 - №3 - С 30-39, Михайлов М Стать в музыке -Л Музыка, 1981, Назайкинский Е В Стиль и жанр в музыке -М Гуманит изд центр ВЛАДОС, 2003, Николаева А И Стилевой подход в фортепианно-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта монография - М МПГУ, 2003, Соколова MB Мировая культура и искусство - 2-е изд, испр и доп - М Изд центр «Академия», 2006, Холопова В Н Музыка как вид искусства - M , 2000

14 Лосев А Ф, Шестаков В П История эстетических категорий M «Искусство», 1965

15 Гадамер Г Г Актуальность прекрасного - М «Искусство», 1991

16 Бычков В Эстетика - М Гардарики, 2004

ГаккельЛ Фортепианная музыка очерки -2-е изд -Л Сов композитор, 1990 Малинковская А В Класс основного инструмента Искусство фортепианного интонирования - М Гуманит изд центр ВЛАДОС, 2005

позш/ии звучащего образа баяна содействовали выявлению типического и индивидуального в сочинениях композиторов Сибири и Дальнего Востока

Таким образом, диссертант полагает, что интеграционный комплекс методологических принципов позволил выявить множественные стилевые тенденции в музыке для баяна композиторов рассматриваемого региона

Научная новизна исследования заключается в том, что

- впервые введены в научный оборот сочинения профессиональных и
самодеятельных композиторов Сибири и Дальнего Востока,

- выявлены стилевые тенденции в музыке для баяна композиторов Сибири
и Дальнего Востока посредством анализа процессов, происходящих в баянной
культуре,

- разработано понятие функциональной поливалентности баянной
культуры,

- осмысление звучащего образа баяна позволило создать классификацию
баянных сочинений композиторов Сибири и Дальнего Востока по трем
стилевым направлениям направление фольклоризма, эстрадное,
академическое,

- представлена периодизация развития баянной культуры Сибири и
Дальнего Востока, отражающая становление стилевых направлений в баянной
музыке композиторов исследуемого региона

Положения, выносимые на защиту:

1 Современная баянная культура характеризуется ярко выраженной
функциональной поливалентностью Функциональная поливалентнсть баянной
культуры - это специфическое качество, определяемое одновременным
функционированием баянной культуры в массово-бытовой, эстрадной сфере,
академическом искусстве и приводящее к формированию многозначного
звучащего образа инструмента

2 Выявленные стилевые направления в музыке для баяна композиторов
Сибири и Дальнего Востока отражают многогранный звучащий образ баяна

3 Сочинения эстрадного стилевого направления и направления фольклоризма характеризуются проявлением тенденций жанрового музыкального стиля19 Личностное начало здесь выражено опосредованно Академическое направление инициирует создание авторских индивидуальных стилевых решений

Теоретическая н практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении стилевых тенденций в музыке для баяна композиторов Сибири и Дальнего Востока, в введении в научный обиход новых понятий, определяющих ряд процессов, происходящих в баянной культуре Материал диссертации может быть использован при разработке курсов учебных дисциплин по истории искусств, мировой художественной культуре, истории развития культуры Сибири и Дальнего Востока, истории исполнительства на народных инструментах и др

Практическая ценность определяется возможностью его применения в деятельности исполнителей-баянистов и композиторов, чьи профессиональные интересы лежат в области баянного исполнительства

Апробация результатов исследования Основные идеи диссертации были представлены в выступлениях на пяти международных научно-практических конференциях II международная научно-практическая конференция «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии Улан-Удэ, 2004, V международный научный симпозиум «Образование, культура и гуманитарные исследования Восточной Сибири и Севера в начале XXI века Байкальские встречи Улан-Удэ, 2005, научная конференция «Культура Дальнего Востока России и стран АТР» Владивосток, 2005, международная научно-практическая конференция «Баян Современность Джаз» Новосибирск, 2006, международная научно-практическая конференция «Художественное образование, эстетическое воспитание и культура в XXI веке» Чита, 2006

Как указывает Е НазайкинскиП, «жанровый музыкальный стиль опирается на образ типизированного идеального музыканта-профессионала притом профессионала в узко жанровом смысле» См Назайкнский С В Стиль и жанр в музыке - М Гуманит изд центр ВЛАДОС, 2003 - С 68

Основные положения диссертации опубликованы в одиннадцати научных статьях, в том числе - в рецензируемых журналах ВАК (2 публикации)

Теоретический и практический материал исследования используется автором в лекциях по курсу дисциплин «История исполнительского искусства на народных инструментах» в Читинском музыкальном училище и Читинском краевом училище культуры, в программах курсов повышения квалификации для педагогов детских музыкальных школ и школ искусств Забайкальского края

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и источников, одного приложения Приложение отражает краткие биографические сведения о композиторах Сибири и Дальнего Востока Объем работы - 175 стр, приложение - 39 стр Список литературы и источников включает 233 наименования

Похожие диссертации на Стилевые тенденции в музыке для баяна композиторов Сибири и Дальнего Востока : вторая половина 1970-х - 2000-е гг.