Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современные цветографические интерпретации живописи в архитектурном пространстве Прохоров, Сергей Анатольевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Прохоров, Сергей Анатольевич. Современные цветографические интерпретации живописи в архитектурном пространстве : диссертация ... доктора искусствоведения : 17.00.04 / Прохоров Сергей Анатольевич; [Место защиты: Алт. гос. ун-т].- Барнаул, 2013.- 416 с.: ил. РГБ ОД, 71 15-17/9

Введение к работе

Теория и практические приемы живописи в архитектуре на протяжении многих веков подвергались исследованиям, осмыслению роли синтеза искусств, при этом всегда подчеркивалась его значимость. Интерес представляют не только искусствоведческие тексты, но и иерархия искусствоведческих понятий, совокупность классификаций, научное осмысление стилей и направлений в искусстве, систематизация на современном этапе художественного инструментария, в том числе одного из современных его видов - живописи, связанной с электронными технологиями и духовным развитием общества.

Актуальность исследования. В процессе проникновения компьютерных технологий в изобразительное искусство, их интеграции в пространстве виртуального общения актуализируется вопрос сохранения и развития в новых условиях живописи как вида искусства в его связи с архитектурным пространством. Актуально активное применение живописи в архитектурном проектировании, ее участие в процессе синтеза искусств как результативного посредника между чувственным, эмоциональным миром человека и природным окружением. Информационные технологии должны стать нормальным, естественным средством, в том числе в таком ее фрагменте, как синтез живописи и архитектуры.

Учитывая преемственность и сохранение исторической традиции, предмет «Живопись» для архитекторов в век компьютерных технологий подлежит новому его осмыслению в учебном процессе, требуется построение новых программ и новых методических моделей.

Актуален процесс совершенствования методической базы накопленного электронного демонстрационного учебного материала и пособий, позволяющих глубже постичь сущность декоративной роли живописи, связанной с компьютерными технологиями в проектной практике.

Необходимость введения в программу по декоративной живописи для архитекторов новых технологий с использованием компьютерных графических фильтров, редакторов и прочего обусловлена инновационными процессами высшего образования. Новые подходы нацелены на подготовку высококлассных специалистов, владеющих самы-

ми современными технологиями и спецификой архитектурного проектирования, в котором сегодня компьютер используется как неотъемлемый инструмент.

Выполнение цветографических и колористических задач по дисциплине «Живопись» посредством компьютерной техники является логическим, последовательным этапом в формировании художественного проектного мышления. Изучение теории и практики живописи в сочетании с освоением новых компьютерных технологий создает фундамент для дальнейшего творческого роста и выполнения практических заданий в области архитектурного проектирования. Компьютерные технологии предоставляют возможности дальнейшего совершенствования научного обоснования построения современной методической базы художественного образования.

Проблемная ситуация состоит в том, что информационный вектор развития цивилизации актуализирует в живописной художественной составляющей архитектурной деятельности, в том числе образовательной, необходимость органично использовать компьютерные технологии таким образом, чтобы не обеднела чувственно-эмоциональная сфера человека. Также проблемная ситуация возникает при игнорировании переосмысления ретроспективного опыта законов развития живописи в сочетании с современным развитием компьютерных технологий в процессе обучения студентов-архитекторов.

Проблема - найти сочетание традиционных методов создания живописных произведений и новых компьютерных возможностей без утраты масштабов выразительности художественных образов; преодолеть противоречие снижения активности силы и глубины авторского живописного замысла воздействия на зрителя энергетики мазка, фактуры, глубины и интенсивности цвета традиционной живописи и «хо -лодной» вариативности компьютерных технологий. В том числе существует проблема выявления новых методов, художественных приемов при использовании компьютерной техники при создании декоративной живописи в процессе обучения для архитектурных школ.

Степень изученности проблемы. Изучением развития технологий в живописи занималось не одно поколение отечественных и зарубежных ученых - искусствоведов, художников, архитекторов-художников различных эпох. Собственные взгляды на синтез искусств

и место живописи в архитектурном пространстве изложили в своих трудах мастера мировой живописи: Леонардо да Винчи, Я. Эйк, П.П. Рубенс, А. Дюрер, У. Хогарт и др. Известны теоретические труды Д. Рескина, Н. Иттена, В.В. Визера, Р. Адамса, И.Н. Стора, P.M. Ивенса, А.Г. Менселла. Большой вклад в изучение проблемы внесли отечественные авторы П.П. Чистяков, В.А. Фаворский, Н.П. Бесчастнов, В.Я. Кулаков, А.В. Ефимов, Ю.С. Авдеев, Г.М. Гусейнов, В.Б. Ды-минский, А.С. Шеболдаев, Ю.М. Кирцер, Г.А. Савинов, И.С. Глазунов. В работах указанных авторов исследуется цветовое, живописное творческое наследие мастеров классической и современной живописи, подчеркивается значение живописи в синтезе искусств.

Проблемам передачи приемов изображения пространства в живописи посвящены труды мыслителей, архитекторов, живописцев: Аристотеля, Г. Галилея, И. Ньютона, Д. Дидро, П. Ферма, Б. Паскаля, Р. Декарта, Аполлодора, Ф. Брунелески, М. Витрувия, Л.Б. Альберти, Донателло, Джотто, Мазаччо. В XX в. новаторами в этой области выступили В.И. Вернадский, Г.В. Лейбниц, Л. Корбюзье, Ф.Л. Райт, Р. Колхас, К. Вица, А.Р. Менгс, П. Мондриан, В.В. Кандинский, A.M. Родченко, В.Е. Татлин, Е. Лисицкий, К. Малевич, С. Дали, Д. Ки-рико, Р. Арнхейм, В.Л. Глазычев. К.С. Мельников, В.А. Фаворский, А.В. Щюсев, Г.П. Степанов, А.А. Тиц, в том числе и наши современники - художники и теоретики А.А. Мыльников, М.П. Шемякин и др.

В литературе психолого-педагогического направления раскрываются методы, применяемые в образовательном процессе. Это труды Г.Э. Лессинга, У. Джеймса, Б.Р. Виппера, И. Канта, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.П. Зинченко, Б.В. Раушенбаха, М.Д. Ахундова, Ф. Кликса, В. Гейзенберга, Мерло-Понти, А.Н. Леонтьева, В.Е. Клочко, Э.В. Галажинского.

В современном архитектурно-художественном образовании известны труды по методологии таких исследователей, как Л.П. Холодова, Т.М. Степанская, В.Т. Шимко, Н.Ф. Метленков, К.В. Кия-ненко, В.В. Ауров. В.К. Моор, А.В. Ефимов, СБ. Поморов, Б.А. Глау-динов, В.А. Сидоров, В.И. Наумова - это ведущие архитекторы, дизайнеры, искусствоведы, педагоги, ученые, активно участвующие в разработке инновационных теорий, методик, принципов и методов

проектирования, в подготовке профессионалов, способных выражать актуальные проблемы художественно-проектной культуры.

Освоению собственно компьютерных технологий в изобразительном искусстве посвящены статьи авторов, защитивших диссертации на рубеже XX—XXI вв., таких как Т.О. Шулика, В.Э. Волынсков, И.В. Смекалов, О.Г. Яцюк и др. Их работы имеют важное значение для создания научно обоснованных методик преподавания предмета «Живопись» в архитектурной высшей школе.

Гипотеза исследования: с возрастанием технизации всех сфер деятельности человека гуманизирующая роль живописи не умаляется, а возрастает, динамика развития методов художественных приемов в живописи различных эпох, включая современные компьютерные технологии, содержит в себе не только информацию о ее историческом развитии, но и может рассматриваться в единой системе как развивающийся фрагмент культуры. В этом развитии отражаются изменения художественных констант, происходящие под влиянием меняющихся исторических, технических и культурных факторов.

Цель исследования: показать ценность живописи как вида искусства, играющего важную роль в осуществлении синтеза искусств, в том числе живописи и архитектуры; создать научно обоснованную методическую модель обучения декоративным свойствам живописи, основанную на сочетании традиционных живописных техник с компьютерными технологиями, применительно к архитектурной подготовке в высшей школе.

Задачи:

  1. Осуществить краткий историко-ретроспективнай анализ развития живописи: стилей, течений, направлений, школ и объединений в XX - начале XXI в. как период, наиболее значимый для темы исследований.

  2. Проанализировать методики и технологии обучения живописным приемам в профессиональном архитектурном образовании при проектировании архитектурного пространства, определить значимость внедрения компьютерных технологий как инструмента цветографических преобразований в учебный процесс.

  3. Показать возможность интеграции классической и авангардной живописи в более широкий контекст современных методов обуче -

ния цветографическим интерпретациям с применением компьютерных технологий.

  1. Представить авторскую методику исследования цветографических живописных приемов с использованием компьютерных технологий как современного художественного языка, дать рекомендации по ее применению при проектировании архитектурного пространства.

  2. Обобщить опыт использования в современном художественно-архитектурном проектировании декоративных свойств живописи (композиционных, колористических, структурных и др.), реализуемых посредством компьютерных технологий.

Объектом исследования - живопись в архитектурном пространстве.

Предмет исследования - компьютерные технологии в сочетании с традиционными техниками живописи и архитектурное пространство.

Методология и методика исследования обусловлены спецификой изучаемого материала и задачами исследования. Для рассмотрения объекта исследования как комплекса взаимосвязанных компонентов использован общенаучный системный подход. Методология исследования основана на современных культурологических концепциях, основой которых является междисциплинарный подход.

С этих позиций рассматриваются живопись как вид искусства, динамика становления и развития живописных приемов на разных этапах истории развития общества до применения современных компьютерных технологий, теория и история искусства как важнейший компонент художественного образования.

При проведении анализа декоративных свойств живописи и исторически сложившихся техник обучения и авторской методики с применением компьютерных технологий использованы исторический, искусствоведческий, типологический, морфологический методы, методы сравнительного анализа, а также экспериментальные методы работы по реализации компьютерных цветографических преобразований живописи.

Теоретической базой и средствами достижения цели являются:

научные концепции, содержащиеся в монографиях и статьях современных авторов;

материалы по изобразительному искусству, фонды музеев и госархивов, фотоматериалы, статистические данные;

аналитические исследования работ студентов, профессиональных художников, архитекторов и дизайнеров;

анализ учебных программ по живописи различных архитектурных школ;

классификация учебных заданий по живописи и моделирование компьютерных методик на основе студенческих работ, выполненных на практических занятиях.

Границы исследования включают в себя историко-ретроспек-тивный анализ развития живописи в XX - начале XXI в. на территории европейских стран, России, в том числе Алтайского края.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые:

  1. Показано, что развитие живописи, ее декоративных свойств и современные компьютерные технологии могут рассматриваться в единой системе и на этой основе может быть создана новая методическая модель в преподавании предмета «Живопись» в высшей архитектурной школе.

  2. Разработана практическая методика обучения студентов декоративным свойствам живописи на основе уровневой дифференциации; методика включает в себя цветографические интерпретации художественных реалистических и авангардных приемов изображения с помощью компьютерных технологий.

  3. Доказано, что методика преподавания живописи и ее цветографических интерпретаций с помощью компьютерных технологий отражает инновационные тенденции современной художественной культуры в архитектурном образовании.

  4. Выявлены достоинство и преимущество оригинальной живописи по силе эмоционально-эстетического воздействия на зрителя, в том числе живописных произведений, созданных с использованием компьютерной технологии, особенностью которой является ничем не ограниченная вариативность их создания.

5. Показаны эволюционная взаимосвязь и пластическая закономерность общих свойств декоративности традиционной живописи и 3D живописи, компьютерных технологий в архитектуре.

Положения, выносимые на защиту:

  1. В историко-искусствоведческих исследованиях возможно реконструировать воплощенный в живописи процесс освоения человеком художественных приемов в онтогенезе, показать его движение к более высокому уровню.

  2. Разработка и апробирование новых практических художественных приемов обучения предмету «Живопись» в более широком контексте современных методов применения компьютерных 3D технологий способствуют созданию цветографических интерпретаций.

  3. Авторская методика исследования живописных приемов и компьютерных технологий как современного художественного языка.

  4. Предложенная модель обучения живописи и ее цветографических интерпретаций с применением прогрессивных компьютерных технологий как современного художественного языка в архитектурном образовании, способствует вариативным решениям при создании нестандартных архитектурных проектов.

  5. Теоретическое положение о необходимости преемственности и непрерывности развития живописных приемов цветографических интерпретаций позволяют прогнозировать и создавать новые методы обучения профессии архитектора и проектированию архитектурного пространства.

Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что расширено и углублено понятие «декоративность живописи» в оценке взаимодействия традиционной живописи и компьютерных технологий. Теоретическое значение работы состоит и в возможности построения единой методики преподавания предмета «Живопись» в высшей архитектурной школе, сочетающей в себе достояние исторически сложившихся художественных направлений и применения компьютерных технологий, позволяющих повысить прогностический потенциал развития изобразительного искусства. Материалы исследования можно также использовать в построении новых теоретических конструкций художественного образования.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении комплекта новых компьютерных инструментов, приемов и технологий живописи и обучении им в художественном профессиональном образовательном пространстве архитектурных школ; разработке основы новых образовательных программ и их методик, которые можно использовать практикующим художникам-педагогам для подготовки студентов архитектурных школ, которые могут существенно повлиять на современную художественную образовательную практику.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечены исходными методологическими позициями, комплексом апробированных и валидизированных методик, адекватных цели, задачам, предмету и логике исследования, использованием качественных и количественных методов анализа результатов, репрезентативностью объема выборки участников исследования. Научная идея диссертации базируется на анализе станковых и монументально-декоративных произведений живописи, выставочной деятельности, педагогической и художественной практике кафедры изобразительного искусства института архитектуры и дизайна Алтайского государственного технического университета и других учебных заведений архитектуры.

Апробация и внедрение результатов исследования. Различные аспекты исследования были представлены в выступлениях на конференциях различного уровня, в том числе и международных: «Развития региональных архитектурно-художественных школ в контексте историко-культурных традиций», Казань, 2005; «Востребованное архитектурно-художественное образование - от искусства до бизнеса», Казань, 2007; «Совершенствование методов обучения рисунку в архитектурно-художественном образовании», Новосибирск, 2009; «Теория и практика цвета», Красноярск, 2011; «Совершенствование методов обучения рисунку в архитектурно-художественном образовании», Новосибирск, 2012; «Научное искусство - Science art-2012», Москва, 2012; «Зодчество XX - начала XXI вв. Перспективы архитектурно-художественно го образования», Санкт-Петербург, 2013.

Результаты диссертационного исследования были внедрены в педагогический процесс на кафедре изобразительного искусства института архитектуры и дизайна Алтайского государственного технического университета. По теме диссертации были опубликованы ста-

тьи в сборниках материалов научно-методических и научно-практических университетских, российских и международных конференций.

Изданы учебно-методические пособия и учебные пособия с грифом УМО, а также рекомендованные образовательным учреждением высшего профессионального образования по направлению «Архитектура» (в соавторстве). Опубликованы альбом-монография «Сергей Прохоров. Живопись», монография по освоению живописного пространства и декоративным свойствам живописи и монография, посвященная применению электронных технологий в живописи.

Результаты диссертационного исследования использовались при создании учебных программ и проведении практических занятий дисциплины «Живопись» направления «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды». Основные научные положения диссертации изложены в опубликованных трудах общим объемом 80,05 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения,
5 глав, 20 параграфов, заключения, библиографического списка, слова
ря терминов и иллюстраций. Общий объем диссертации составляет
страниц.

Похожие диссертации на Современные цветографические интерпретации живописи в архитектурном пространстве