Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Татарский костюм в театре: проблемы интерпретации и реконструкции Донина, Лариса Николаевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Донина, Лариса Николаевна. Татарский костюм в театре: проблемы интерпретации и реконструкции : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Донина Лариса Николаевна; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств].- Москва, 2010.- 556 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-17/34

Введение к работе

Процессы, происходящие в театральном искусстве и культуре в целом в течение последнего столетия, вызывают повышенный интерес к феномену театрального костюма. Количество теоретических исследований в этом направлении растет. Однако особенности национального театрального процесса и связанные с ним попытки теоретического осмысления такого явления, как татарский театральный костюм, до настоящего времени в полной мере не определены. Данное диссертационное исследование посвящено проблемам интерпретации и реконструкции татарского костюма в театре, а также вьтявлению художественного своеобразия обозначенного феномена.

Актуальность работы обусловлена, во-первых, необходимостью выявления и изучения форм бытования татарского костюма в театре на основе обобщения опыта мастеров разных поколений,

Во-вторых, исследование феномена татарского театрального костюма нельзя считать завершенным в своем развитии. Интерпретация и реконструкция как методологический аспект воспроизведения оригинала продолжают претерпевать активные изменения, влекущие за собой эстетические и сущностные изменения в понимании самого татарского театрального костюма.

В-третьих, осмысление своеобразного мира татарского театрального костюма расширит возможности решения задач, стоящих перед современными театральными художниками и режиссерами, позволит определить и понять ведущие тенденции его развития.

Степень научной разработанности проблемы исследования.

Изучению татарского театра посвящены весьма обстоятельные театроведческие исследования. Они касаются проблем истории драматического театра: Х.Х. Губайдуллин, Б.Г. Гиззат» Х.К. Махмутов, И.И. Илялова, Д.А. Гимранова; истории музыкального театра: Г.М. Кантор; режиссуры: Х.Л. Кумысников, М.Г- Арсланов, РТ. Игламов; жанров: Н.Г. Ханзафаров, В.Н. Горшков; драматургии: А,Г. Ахмадуллин. Данные труды содержат упоминания о костюмных образах лишь описательного характера. Последние десять лет изучением сценографии Татарстана занимается Р.Р. Султанова, в публикациях которой присутствует анализ театрального костюма как части сценографии. Специальных искусствоведческих. исследований по татарскому театральному костюму не существует.

Объектом исследования является татарский театральный костюм Татарстана, воплощающий в себе мироощущение и художественно-эстетические представления художника.

Предметом исследования являются интерпрегация и реконструкция татарского костюма в театральном пространстве Татарского государственного академического театра имени Г.Камала (ТГАТ) и Татарского академического государственного театра оперы и балета имени М.Джалиля (ТАГТОБ).

Цель исследования - выявление разновидностей интерпретации татарского костюма, их театральных свойств, национальных особенностей содержательного и художественного уровня в контексте истории драматического и музыкального театров Татарстана.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

выявить, атрибутировать и систематизировать основные источники исследования (театральные костюмы» эскизы костюмов, фотоматериалы, архивные доку-менты), находящиеся в музеях Татарстана, архивных и музейных фондах театров, частных коллекциях;

провести сравнительный анализ интерпретаций и реконструкций костюмов с их этнографическими прототипами в контексте жанров: драмы, музыкальной драмы и комедии, оперы, балета;

выявить в театральных интерпретациях и реконструкциях знаковые структуры и устойчивые признаки татарского костюма (исторического, традиционного, общенационального);

дать искусствоведческий анализ процессу интерпретации, формирования и развития татарского театрального костюма;

обозначить основные этапы интерпретации татарского костюма в контексте истории театров;

определить индивидуальный вклад ведущих театральных художников Татар* стана: ПТ. Сперанского, ДЛ Сперанской-Штейн, СВ. Никитина, М.Г, Сутюшева, АЛ Тумашева, Т.П Еникссва, СТ. Скоморохова, Р.Х. Хайруллиной, Ф,М, Муха-медшииоЙ - в формирование и сохранение традиций бытования татарского костюма на сцене татарского театра

Научная новизна исследования. Впервые в отечественной науке поднимается проблема комплексного исследования татарского театрального костюма в театрах Татарстана. Представленная к защите диссертация является первым монографическим исследованием, посвященным театральной интерпретации татарского традиционного и общенационального костюмов, татарского исторического (бул-гаро-татарского, эолотоордынского) костюма в театрах Татарстана. При этом впервые применены следующие виды историко-этнографического и искусствоведческого анализов:

при рассмотрении интерпретации и реконструкции татарского костюма на разных этапах истории татарского театра применен системно-комплексный анализ;

анализ театрального костюма, являющегося реконструкцией булгаро-татар-ского костюма, осуществлен с применением методов реконструкции, разработанных известным археологом и культурологом 33. Доде;

театральный костюм в национальном репертуаре исследован на широком архивном материале драматического и музыкального театров Татарстана с применением современных методик;

осуществлена попытка определить разновидности интерпретации татарского костюма на разных этапах истории драматического и музыкального театров,

Атрибутированы эскизы театральных костюмов из различных собраний: архивные фонды ТАГТОБ («Водяная», художник А.Б. Кноблок), музей ТГАТ («Ху-жа Насретдин», МГ. Суттошев), музей БДТ им, В.Качалова («Шурале», B.C. Никитин), архив Татарского театра юного зрителя («Сенной базар», Ф.Муха-медшина), собственность автора («Банкрот», Р-Хайруллина).

Выявлены, атрибутированы и введены в научный оборот более 1500 эскизов костюмов из частной коллекции ПЛ\ Сперанского, более 500 из них относятся к

национальному репертуару: «Идегей», «Тюляк» (П.Т. Сперанский), «Хужа Нас-ретдин» (Н.И. Бессарабова), «Алтынчеч» (Б.А. Матрунин, В.А. Людмилин), «Шу-рале» (B.C. Никитин), «Золотой гребень», «Кисекбаш» (Л.Л. Сперанская-Штейн).

Методологическая и теоретическая основы диссертационного исследования.

Работа написана на стыке разных наук - искусствоведения, театроведения, этнологии, культурологии и базируется на целостном системном подходе к проблеме интерпретации и реконструкции татарского костюма в театре.

Искусствоведческий анализ строится на понимании театрального костюма как художественно-образной структуры, включающей материал, крой, силуэт, цвет, орнамент, способы комплектации деталей одежды и ее ношения.

В диссертации использован также классический метод историко-этнографи-ческих исследований - сравнительно-исторический, включающий синхронный и диахронный анализ.

Анализ эскизов костюмов и театральных костюмов проведен с учетом жанровых особенностей спектакля, характера драматургии, режиссерской концепции и творческой индивидуальности художника, с включением социокультурного и исторического фонов, наиболее объективно отраженных в архивных документах. В основу авторской методики анализа татарского театрального кос-ткша легли театроведческие исследования по татарскому театру; этнографические труды по татарской одежде; современные теоретические и практические исследования в области реконструкции этнографического и исторического костюмов СВ. Сусловой, теоретические разработки реконструкции костюма З.В. До-де. Методика анализа базируется на теоретических и методологических трудах по театральному костюму (Н.В. Гиляровская^ К.В. Градова, Р.В. Захаржевская, В.Ф. Рындин, А.Д. Чернова, СП. Исенко), на фундаментальных исследованиях по истории русского и мирового театрально-декорационного искусства, в которых костюм рассматривается в контексте сценографии (М.Н. Пожарская, Ф.Я. Сыр-кина, А.А. Михайлова, В.И. Березкин, Р.И. Власова, Е,М. Костина). Использованы теоретические аспекты исследования Н.М. Калашниковой по семиотике народного костюма, рассматриваемого в контексте общественно-исторических предпосылок и современной культурной ситуации конца XX века, а также работ, посвященных выявлению общих закономерностей процесса формотворчества в области проектирования современного костюма, и разработок графических методов построения форм и конструкций для воплощения творческих идей художников-дизайнеров (Т.В. Козлова и Е.В. Ильичева, Ф.М. Пармой). Привлечен методологический опыт работы исследователей и художников-практиков, использующих народный костюм в современных дизайнерских разработках для сцены

(О.Ю. Космина); исследования по вопросам моды А.А. Васильева. Для выявления характерных особенностей в формообразовании театрального костюма, зависящего от особенностей жанра, использованы специальные исследования В.В. Вансло-ва, Ю.А. Бахрушина, Г.Х. Тагирова, учебники А.В. Ширяева, А.В. Лопухова и А.П. Бочарова, А.Я. Вагановой. Для расшифровки технических эскизов театральных костюмов к национальным операм и балетам критически просмотрены архивные материалы. Анализ выдвинутой проблемы невозможен без использования сборников, публикаций, воспоминаний художников, монографий о теат-

радьных художниках, а также без глубинных интервью работников театра (художников, режиссеров, актеров, технологов по костюму, хранителей архивных и музейных фондов).

Для сравнительно-сопоставительного анализа театрального коспома и этнографического прототипа были использованы коллекции А.Ф. Лихачева и Л.О.Сиклера из Национального музея Республики Татарстан, отражающие быт казанскотатарского городского зажиточного населения рубежа XX века. Нараду с визуальными формами костюма для составления методологической и теоретической базы выявлены и использованы изобразительные материалы: гравюры и рисунки русских художников (А,Е. Мартынов, ЕМ, Корнеев, К.Ф. Гун н другие), научные и этнографические исследования (И,В. Лепехин, И-Г. Георги, К.Ф. Фукс, ІІШарджани, А.Ф. Риттих, ГШ. ДульскиЙ, Н.И. Воробьев, С.В, Суслова, Р.П Мухамедова, МА. Завьялова, Г.Ф. Валеева-Сулейманова, ДЛ1 Исхаков) и фотодокументы, отображающие конкретные явления изучаемого периода. На основании того, что татарский костюм включает в себя элементы, являющиеся произведениями декоративно-прикладного искусства, сквозными были использованы узкоспециализированные исследования СВ. Сусловой, Ф.Х. Валеева, Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой, П.Т. Сперанского, Ф.Ф. Гуловой, Л Л Саттаровой и других,

Для анализа эскизов-реконструкций театрального костюма привлечен широкий круг исторической, этнографической и искусствоведческой литературы, современные теоретические и практические разработки в области реконструкции татарского исторического костюма СВ. Сусловой, а также серия гипотетических реконструкций, выполненных М.В. Гореликом и опубликованных в ряде современных изданий, В эскизах выявлены типичные компоненты булгарской культуры (Ф.Х. Валеев, Д.К. Валеева, СМ. Червонная, Р.Г. Фахрутдинов, А.Х. Халиков, СА. Плетнева, НЛ. Соболев, Е.Видонова), среднеазиатский компонент («Костюм народов Средней Азии»), элементы культуры Золотой Орды (ГА. Федоров-Давыдов, ДХ Валеева), Выбор источников мотивирован тем, что средневековый татарский этнос сложился в составе Золотой Орды в XIII—XIV веках; с середины XV века искусство булгар получило свое дальнейшее развитие в художественном творчестве казанских татар, костюм которых рассматривался в первой и второй главах.

В качестве научного аппарата используются следующие понятия.

Татарский классический традиционный костюм - городской костюм казанских татар второй половины XVIII - середины XIX века. Он представлял собой ансамбль гармонично согласованных предметов бытовой, праздничной и ритуальной одежды, головных уборов, обуви, украшений и аксессуаров. В создании татарского костюма применяются художественное ткачество, вышивка, золотное шитье, ювелирное искусство, кожаная мозаика. Основу традиционного мужского и женского костюма составляли рубаха (кулмэк) туникообразного покроя и штаны (ыштан), поверх платья надевался камзол, грудной разрез платья закрывался нагрудником изу. В костюмный комплекс входили узорные кожаные сапоги, на голову надевались золотошвейные бархатные или вязаные калфаки. Древнему (монументальному) стилю одежды соответствовали большие ажурные (сканые), часто с подвесками, отделанные камнями украшения. В комплекс женского

традиционного костюма включались украшения: головные - накосники чуппыу серьги (адка), налобное украшение баш хэситэ; шейные - воротниковая застежка яка чылбыры; нагрудные - нагрудники шу и перевязь хэситэ; наручные -перстни, браслеты, кольца. Народный костюм татар классифицируют по этнографическим типам. Он обусловлен многообразием функций одежды, ее утилитарным и обрядовым назначением. В 1920-30-е годы народный традиционный костюм практически исчез. Отдельные реминисценции сохранялись в народной среде - в способах ношения головных платков, крое платьев, характерных цвето-сочетаниях, особенно в сельской одежде. В ней присутствовали те же составные формы, однако в них было меньше декоративных деталей, драгоценных ювелирных украшений, чаще использовались вышивка и ткачество, сохранялись этнографические, этнорегиональные различия,

Татарский общенациональный костюм - костюм, сформировавшийся на основе традиционной одежды казанских татар во второй половине XIX - начале XX века. Данный период характеризуется свободным творческим подходом к традициям - одежда утратила многие архаичные черты традиционного костюма: потеряла монументальность, освободилась от многослойносга, фрагментов зо-лотного шитья, аппликации и других деталей; произошел переход от полихромии к более сдержанной цветовой гамме. В костюме нивелировались этнические, социальные и возрастные особенности. Платье» сшитое с учетом тенденций общеевропейской моды (кысмады кулмэк)* носили с коротким безрукавным камзольчиком из той же ткани, с сильно расклешенными полами, с открытой грудью, с полочками встык, которые скреплялись застежкой каптырма, Поверх него набрасывали шелковую или трикотажную шаль с длинными кистями или легкое кисейное покрывало-шарф- Роль этнических стереотипов выполняли головные уборы калфачки (мвгез калфак) в форме небольших декоративных наколок, обувь - ичиги и туфли, выполненные в технике кожаной мозаики, и, отчасти, ювелирные украшения - серьги, браслеты, ожерелья,

Театральный костюм - одежда, обувь, головные уборы, украшения и прочие предметы, используемые актером для характеристики создаваемого им сценического образа.

Театральная интерпретация костюма — истолкование, осмысление, творческое раскрытие костюма театральным художником, преобразованные в костюмный образ,

Театральная реконструкция костюма - восстановление, создание первоначального вида костюма по визуальным или письменным источникам или на сравнительном материале, предопределяемые театральной условностью.

Стилизация - декоративное обобщение с помощью условных приемов, упрощения рисунка и формы» цвета и объема; имитация образной системы и формальных особенностей стиля прошлого, использованных в новом художественном контексте- Стилизация обусловлена стремлением освоить и представить в новом

качестве своеобразные черты культур» далеких исторически или географически, в отличие от буквального перенесения мотивов в новый художественный контекст1.

Источниковой базой диссертационного исследования являются главным образом фотоматериалы (фото спектаклей, актеров в костюмах и тому подобное) и эскизы театральных костюмов из Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ), частного архива Сперанских, музея ТГАТ, музея БДТ им. Качалова, музейных фондов ТАГТОБ, архива Татарского театра юного зрителя, а также являющиеся собственностью художников. Использовались театральные костюмы из костюмерных хранилищ и музейных фондов ТАГТОБ, ТГАТ и Татарского театра юного зрителя, Национального музея Республики Татарстан. В исследовании широко использованы архивные документы Национального архива Республики Татарстан (ЦГА РТ), архива Союза театральных деятелей Республики Татарстан (СТД РТ), Центрального государствеішого архива историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГА ЙПД РТ), музейных фондов ТАГТОБ, музея ТГАТ, Музея-квартиры Н.Г. Жиганова.

Научно-практическая значимость работы состоит в расширении круга анализируемых проблем, недостаточно исследованных не только в искусствоведении Татарстана, но и России, Рассмотрение проблемы татарского театрального костюма в русле эволюции российского театрального искусства предпринимается в театроведческой науке впервые.

Предложенная диссертантом методика анализа татарского театрального костюма может быть использована для аналогичных исследований костюмов других национальных театров.

Материалы диссертации могут быть использованы при изучении истории татарского театрально-декорационного искусства, при разработке курсов лекций и семинарских занятий по изобразительному, декоративно-прикладному и театрально-декорационному искусству Татарстана, Предложенная методика анализа эскиза театрального костюма и театрального костюма, а также татарского этнографического костюма может послужить материалом для разработки спецкурсов, семинаров и учебных пособий.

Подготовленный автором «Словник названий татарского костюма», раскрывающий этнографический костюм с позиций художественно-образной структуры (Казань, 2007; 120 е.), в настоящее время используется в качестве учебного пособия в Казанском театральном училище,

Разработанная методика систематизации материалов и атрибуции эскизов, работы с архивными документами уже использована автором при составлении альбома-каталога «ПХ Сперанский. Л.Л. Сперанская-Штейн. От эскиза к спектаклю» (Казань, 2010; 465 с.)* посвященного іворчеству художников татарского театрально-декорационного искусства.

По материалам археолого-этнографической реконструкции средневекового татарского костюма автором созданы три визуальные интерпретации сценического костюма, опубл и кованные в ряде научных изданий.

Аполлон. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Архитектура: терминологический словарь. -М; Эллис Лак, 1997.-С 580-581.

Раскрытие глубинной сути татарского театрального костюма, особенностей его функционирования в национальной культуре в целом позволит создать более достоверные его интерпретации и реконструкции.

Систематизированная база, представленная в виде Приложении, может быть использована художниками-постановщиками, художниками по костюму, режиссерами профессиональных театров и самодеятельных коллективов, а также художниками, работающими в разных видах и жанрах изобразительного искусства не только в Татарстане, но и за пределами республики.

Основные положення, выносимые на защиту;

в театре использовались следующие разновидности интерпретации: подлинный общенациональный костюм в неизменном виде, стилизация;

стилизация театрального татарского костюма в основном представляет собой синтез татарского классического костюма XVIII - первой половины XIX века и общенационального костюма второй половины XIX - начала XX века, при доминировании последнего;

стилизация обусловливалась творческой индивидуальностью театральных художников, использующих различные методы и подходы (этнографический, реставрационный, реконструкционный);

интерпретации и реконструкции татарского театрального костюма на разных этапах истории татарского театра в первую очередь определялись индивидуальным творческим подходом художников» детерминированным особенностями характера драматургии, концепцией режиссера, требованиями жанра, общественно-политической ситуацией и часто зависящим от статуса спектакля (репертуарный, декадный, фестивальный), материального оснащения и кадрового обеспечения цехов;

в татарском театре использовались все известные вариаций общенационального татарского костюма;

традиционный костюм как группа функционально взаимообусловленных и взаимосвязанных предметов в театре не сохранялся, в основном использовались его отдельные элементы;

татарский театральный костюм на разных этапах истории театра, как драматического, так и музыкального, сохранял такие устойчивые признаки традиционного костюма, как полихромия, орнаменгальность и многослойность, служил для передачи социальных, возрастных, этнических признаков; костюм утрачивал утилитарные, сохраняя знаковые функции;

театр является той средой, где сохраняются вторичные (фольклористические) формы традиционной культуры,

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследований получили отражение в двадцати трех публикациях и докладах:

на научных конференциях аспирантов и молодых ученых ИЯЛИ имени ПИбрагимова АН РТ (Казань, 2004, 2005, 2006,2007);

на итоговых конференциях ИЯЛИ имени Г.Ибрагимова АН РТ (Казань, 2007, 2008,2009);

на итоговых конференциях института истории имени Ш.Марджани АН РТ (Казань, 2008,2009);

на Международной научно-практической конференции «Образование как ин-тегративный фактор цивилизационного развития» (Казань, 2005);

на Всероссийской научно-практической конференции «Карим Тинчурин и татарское искусство» (Казань, 2007);

на Международной научно-практической конференции «Культура XX века и татарский театр» (Казань, 2007);

на научно-практической конференции «Баки Урманче и национальная художественная культура» (Казань, 2007);

на Международной научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения педагога-просветителя, художника ША. Тагирова: «Истоки и эволюция художественной культуры тюркских народов» (Казань, 2008);

на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 120-летию образования кафедры географии и этнографии в Казанском университете: «Природные, социально-экономические и этнокультурные процессы в России» (Казань, 2008);

на Всероссийской научно-практической конференции «Наследие ислама в музеях России: пространственные границы и образы» (Казань, 2008);

на Международной научно-практической конференции «Этнос, общество, цивилизация: II Кузеевские чтения» (Уфа, 2009);

на Международном симпозиуме «Искусство войлока в тюркском мире: история и современность» (Казань, 2009);

на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной фольклористики» (Казань, 2009);

в преподавании художественных дисциплин в Казанском театральном училище, семинарах и лекциях для педагогов средних специальных учебных заведений РТ (с 2000 года), рецензировании дипломных работ (с 2006 года).

Структура и объем работы. Диссертация включает четыре тома. Первый том: Введение, три главы, Заключение, Библиографический список использованной литературы и архивов, Список условных обозначений и сокращений, Репертуар. Второй том состоит из иллюстративного материала и списка спектаклей (общий объем 300 илл.). Третий том - Иллюстрированно-аннотированный каталог эскизов костюмов (обший объем 411 илл.)- Четвертый том - Глоссарий элементов татарской традиционной одежды (общий объем 167 с, 504 илл.)-

Похожие диссертации на Татарский костюм в театре: проблемы интерпретации и реконструкции