Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тема города в графике петербургских художников XX века Мушарапова-Шварц Валерия Александровна

Тема города в графике петербургских художников XX века
<
Тема города в графике петербургских художников XX века Тема города в графике петербургских художников XX века Тема города в графике петербургских художников XX века Тема города в графике петербургских художников XX века Тема города в графике петербургских художников XX века Тема города в графике петербургских художников XX века Тема города в графике петербургских художников XX века Тема города в графике петербургских художников XX века Тема города в графике петербургских художников XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мушарапова-Шварц Валерия Александровна. Тема города в графике петербургских художников XX века : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 СПб., 2006 250 с. РГБ ОД, 61:07-17/67

Введение к работе

Тема города в изобразительном искусстве достаточно хорошо изучена как в западном, так и в отечественном искусствознании. Возможности подхода к этой проблеме вариативны, но, как правило, избирается локальная система координат. Работы, рассматривающие городской образ в графике или живописи, лежат в русле либо иконографического, либо чисто пейзажного исследования. Между тем, понятие города вбирает различные, далеко не автономные составляющие - это и архитектурное пространство, и социальный мегаполис, и многослойный культурный сплав. Поэтому в рамках изучения такого феномена как петербургский регионализм существует огромное количество исследований, освещающих те или иные аспекты городской структуры: краеведческих, культурологических, собственно посвященных творчеству петербургских художников.

Петербургское краеведение как особая форма общественного самосознания возникает лишь к началу XX века. Разумеется, работы по истории города (от Феофана Прокоповича до Георги) были и раньше, но они, оставаясь по форме своей скорее путеводителями, не являлись краеведческими по духу.

Ценными для нашего исследования явились общие историко-этнографические и культурологические труды о Петербурге М. И. Пыляева, Н.П. Анциферова, И. Э. Грабаря. Этот раздел включает и сборник статей Ю. М. Лотмана «Символика Петербурга и проблема семиотики города», работы М. С. Кагана «Град Петров в истории русской культуры». Авторами выявляются определяющие аспекты в иконографии Петербурга, такие как, структурированность, рациональность, панорамность, в связи с «театральностью петербургской пространственности». Вопросы, посвященные петербургской культуре в том краеведческом контексте, который как особая форма самосознания формируется к началу XX в., обсуждаются на страницах многих периодических изданий - журналы з «Мир искусства», «Аполлон», «Золотое руно», в конце XX столетия издаётся ежегодный сборник «Петербургские чтения».

Следует отметить труды А. А. Фёдорова-Давыдова, заложившего в начале XX в. основы изучения городского пейзажа в России, исследования М. А. Алексеевой, посвященные ранней петербургской видописи XVIII и XIX вв., монографию Н. Н. Калитиной «Французская пейзажная живопись 1870 - 1970 гг.». Попытки структурировать развитие городской темы в изобразительном искусстве осуществлялись и в западном искусствознании. Основополагающей может быть названа статья 1977 г. Дэвида Мэлора и Яна Джефри «От порядка к апокалипсису: город в британском искусстве 1890-1940-х», опубликованная в каталоге передвижной выставки. Авторы выделяют три основные стадии формирования городского сюжета (обращаясь к традиции изображения городского пространства на рубеже XIX и XX вв.): «Условно историю изображения города можно разделить на три основных периода. Это создание упорядоченного образа города, изображение современного индустриального города и город-идиллия».1

Несколько иную, но также трёхчастную систему, возможно избрать в качестве основной методологической схемы развития пластических образов Петербурга в графике: на начальном этапе есть только город -объект, не «пропущенный» ещё через человека, через его субъективное восприятие, далее есть уже город и человек, но город этот пока ещё рядом, а не вместе со своим обитателем, такое соотношение города и человека предоопределяет ту органическую взаимопроникающую целостность, которая возникает первой трети двадцатого столетия

Отдельный блок исследований, освещающих творчество петербургских графиков, составляют как монографии, так и работы по истории различных художественных объединений Санкт-Петербурга. О выдающихся

1 Mellor David, Jeffrey Ian. From Order to Apocalypse - The City in British art 1890 -1940II Cityscape 1910-1939: Urban themes in American, German and British art. A catalogue of a touring exhibition. - London, 1977. -P. 15-22. петербургских гравёрах XVIII-XIX вв. писали Г. Н. Комелова, Ю. М. Лебедянский, М. А. Алексеева, о мирискусниках - М. А. Эткинд Д. В. Сарабьянов, А. П. Гусарова, О. И. Подобедова., о лениградских графиках второй половины XX в. - А. А. Сидоров, В. Н. Петров, А. Д. Чегодаев, А. Д. Боровский.

Авторы монографических трудов в той или иной степени касаются проблематики решения городской темы петербургскими мастерами.

Исследований, представляющих собой опыт анализа петербургской темы в искусстве графики практически нет. Ценными для нашего исследования стали статья А. А. Фёдорова-Давыдова 1944 г. «Петербург. Образ города в изобразительном искусстве» и монография Г. 3. Каганова 2004 г. «Санкт-Петербург: Образы пространства». Но и они, будучи вне системы ведутно-топографических координат, не проецируют специфические особенности петербургской графической речи (заложенные ещё мирискуснической традицией) на художественную практику современных мастеров в области городского сюжета. Авторы привлекают обширнейший живописный, графический, литературный материал, выстраивая методологическую схему, соответственно которой воссоздаётся развивающийся во времени (н. XVIII - сер. XX вв.) и (XX в.) и меняющийся в искусстве образ городского пространства. Федоров-Давыдов также одним из первых обозначает и различает две графические школы - «московскую» и «ленинградскую». О московской школе в это же время писал и А. А. Сидоров.

Отдельную категорию исследований, освещающих творчество петербургских графиков, составляют как монографии, так и работы по истории различных художественных объединений Санкт-Петербурга. В основном это статьи достаточно узкой направленности, изучающие особенности ленинградской литографии, ксилографии, рисунка. В 70-е годы такие критики, как: Г. Г. Поспелов, Ю. Я. Герчук, Б. Д. Сурис, Л. В. Мочалов, В. С. Матафонов реализуют тот сплав познавательных начал, которые позволили осмыслить движение российской графики всесторонне, проанализировать её традиции и перспективы с практически недостижимой ранее глубиной. На основе современного материала разрабатывается методологическая схема развития графических искусств, необходимая для дальнейших исследований.2

Следует отметить и очерки, представляющие собой жанр выставочных обзоров: от общих выставок эстампа, рисунка и акварели, книжной иллюстрации3 до тематических экспозиций.4 В работе использовалась так же литература мемуарного характера.

Несмотря на обилие литературы, посвященной изучению петербургской-ленинградской графической школы, особенности графической речи города не рассматривались в срезе практики, явившейся результатом переживания такого большого объекта как Петербург.

Тема «Образ города» позволяет увидеть творчество петербургских художников через новый ракурс, соответственно, наметить и исследовать связи современной практики с рубежом предыдущих столетий, проследить развитие творческих устремлений и принципов в художественной практике петербургской школы графики. 

Похожие диссертации на Тема города в графике петербургских художников XX века