Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Житийные циклы митрополита Алексия в русском изобразительном искусстве конца XV-XVII вв. Назарова, Галина Андреевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Назарова, Галина Андреевна. Житийные циклы митрополита Алексия в русском изобразительном искусстве конца XV-XVII вв. : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Назарова Галина Андреевна; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств].- Москва, 2013.- 281 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-17/123

Введение к работе

Актуальность темы обусловлена отсутствием в научной литературе исследований, посвященных всему комплексу памятников отразивших житие святителя. В течение продолжительного времени объектом внимания ученых была в основном икона круга Дионисия, выполненная для Успенского собора Московского Кремля. В настоящее время предстоит сделать следующий шаг – собрать и истолковать максимально полно свод памятников, объединенных темой истории почитания святителя Алексия, со всеми иконографическими ее вариантами.

Рассмотрение этих проблем позволяет не только понять характер и общие тенденции эволюции житийной иконографии русских святых в XVI-XVII вв., но и уточнить проблему взаимосвязи различных групп произведений, отразивших историю бытия святителя Алексия.

Состояние и степень изученности проблемы. Литература по заявленной теме очень обширна. Однако преимущественным объектом внимания была упомянутая икона из Успенского собора, рассматривавшаяся обычно в паре с иконой «Митрополит Петр». Круг проблем, которые ставили перед собой ученые, в основном касался вопросов атрибуции иконы, литературного источника, лежавшего в ее основе, а также выявления вероятных заказчиков программы.

Авторы так и не пришли к единому мнению о времени ее создания – на этот счет существуют различные точки зрения: от 70-80 гг. XV (А. В. Грищенко 1917, Г. А. Недошивин 1947, И. Е. Данилова 1951, В. Н. Лазарев 1955, Нерсесян 2002) – до начала XVI вв. (В. И. Антонова 1963, В. А. Кучкин 1965, Г. В. Попов 1975, И. А. Кочетков 1981). Исследователи определили иконографический состав памятника, литературную основу (В. В. Кусков 1969, И. А. Кочетков 1981), его идеологическую программу, место в системе декорации храма. В то же время икона никогда не рассматривалась в комплексе с другими житийными иконами святителя.

Относительно других памятников, содержащих лицевые циклы святого, специальных исследований не проводилось, некоторые из них, в основном миниатюры, только упоминались в работах, посвященных иным проблемам. Тему Жития святителя Алексия в иллюстрациях Лицевого свода XVI в. затронула О. И. Подобедова в фундаментальной работе, посвященной изучению русских исторических рукописей (1965).

То же самое касается и миниатюр лицевого списка Жития святителя Алексия, который был издан Обществом любителей древнерусской письменности в 1878-1879 гг. и предварительно датирован издателями началом XVII века. До сегодняшнего времени никто специально не рассматривал этот памятник. Н. П. Лихачев (1899), а вслед за ним и Г. В. Попов (1986) упомянули эту рукопись в своих исследованиях, отнеся ее создание к концу XVI века. Ю. А. Грибов сначала (1995) на основании анализа водяных знаков датировал бумагу данного списка 40-50-ми годами XVII-го века, а потом (2010) в устном докладе сузил датировку до 50-х гг. XVII в.

Агиографические проблемы в связи со святителем Алексием разработаны более основательно. Впервые анализ Жития святого был сделан В. О. Ключевским (1871), указавшим на пять его редакций, а также четыре редакции Сказания об обретении мощей святителя. Ученый первым высказал сомнение в том, что редакция Жития, содержащаяся в летописи и приписываемая епископу Пермскому Питириму, могла быть источником Пахомиевского Жития (на основании слов самого Пахомия), т. к. в ней было обнаружено множество разночтений с текстом Питирима.

Все исследователи, обращавшиеся к текстам редакций Жития святителя Алексия, начиная с В. О. Ключевского, отмечали их крайнюю противоречивость – Макарий (Булгаков) (1883), Е. Е. Голубинский (1900), И. В. Шляпков (1915). Различные мнения авторы высказывали по поводу количества редакций Жития, времени их составления, авторов текстов и источников, используемых в агиографии. Г. М. Прохоров (1989), а позднее Б. М. Клосс (2001) опровергли утвердившуюся в науке версию о принадлежности первоначальной краткой летописной повести Жития епископу Питириму. Эта точка зрения была поддержана Р. А. Седовой (1998), опубликовавшей список Жития, составленный, по ее мнению, епископом Питиримом. Данный список позволил внести некоторую ясность в один из самых сложных вопросов – о зависимости Пахомиевской редакции от редакции Жития, составленной епископом Питиримом. Можно сказать, что в области агиографии святителя Алексия, в основном, решены общие проблемы: выделены основные редакции Жития, определены их авторы и время создания памятников. В поле зрения исследователей попадала, главным образом, Пахомиевская редакция Жития – ее списки, источники, время исполнения и степень ее влияния на изобразительные циклы митрополита Алексия. Другие редакции привлекли гораздо меньшее внимание специалистов. Между тем, вопрос их влияния на изобразительные циклы святителя практически не поднимался.

Обозначившийся в последние годы интерес к теме почитания святителя (А. А.Турилов 2000, И. П. Кулакова 2002, Д. Ю. Кривцов 2000-2004) заставляет задуматься о закономерностях появления житийных циклов в тот или иной период истории. В этом плане особый интерес для нас представляет работа Д. Ю. Кривцова, который на примере одного эпизода показал общие принципы эволюции агиографических текстов. Ряд заключений автора открывает новые возможности при анализе иконографии одного из основных эпизодов, повествующих о поездке митрополита в Орду.

В целом, как общие закономерности развития агиографии святителя и иконографические варианты житийных циклов, так и причины возобновления интереса к этой теме в русском искусстве различных исторических периодов до сих пор не были освещены в литературе.

Объект исследования – максимально полный комплекс известных на сегодняшний день произведений изобразительного искусства, включающих в свой состав житийные циклы святителя Алексия.

Предмет исследования – эволюция иконографии житийных циклов святителя в русском изобразительном искусстве конца XV-XVII вв., выраженная в появлении на определенных этапах времени иллюстрированных житий святителя с оригинальными вариантами иконографического решения.

Целью исследования является изучение иконографии житийных циклов митрополита Алексия в русском изобразительном искусстве конца XV-XVII вв. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1.Выявить периоды наибольшего внимания к личности святителя и осмыслить духовно-идеологические и политические причины, породившие обращения к личности митрополита Алексия.

2.Оценить обстоятельства возникновения и особенности памятников с образом святителя, в первую очередь в житийных циклах, а также его единоличных изображений в монументальной живописи, иконописи, в миниатюрах рукописей, лицевом шитье и произведениях прикладного искусства рассматриваемого времени.

3.Выявить и изучить житийные иконы митрополита Алексия и их соотношение с текстами различных редакций и списков Жития.

4.Изучить иконографию миниатюр «Повести о митрополите Алексии», входящих в состав Лицевого летописного свода, и оценить степень их самостоятельности или зависимости от миниатюр других циклов.

5. Исследовать своеобразие интерпретации темы в самом полном лицевом цикле, посвященном митрополиту Алексию – сборнике XVII столетия, изданном Обществом любителей древнерусской письменности.

Методы исследования обусловлены характером темы и спецификой поставленных задач. Существенная роль отводится иконографическому методу, что даёт возможность выяснить взаимоотношения между памятниками, а также разрешить ряд частных вопросов, связанных с конкретными произведениями. Иконографический анализ определил структуру данной работы: все сохранившиеся житийные циклы св. Алексия сгруппированы по видам – иконные житийные циклы в одной группе, а лицевые сборники с миниатюрами рассматриваются отдельно, с учетом времени создания памятников.

Сравнительно-исторический метод помогает определить особенности восприятия образа и трактовку его личности в памятниках различных исторических периодов

Метод стилистического анализа применяется для решения проблем атрибуции самого значительного по объему и наименее изученного лицевого списка Жития XVII в., изданного Обществом любителей древнерусской письменности.

Междисциплинарный подход обусловлен необходимостью рассмотреть проблемы взаимодействия изображений и агиографических текстов.

Хронологические рамки исследования определены временем активного осмысления темы в русской художественной культуре. За своеобразную точку отсчета принимается появление первого житийного цикла святителя на иконе Дионисия, созданной, вероятно, в 1481 г. – эта дата определяет нижнюю границу нашего исследования. Верхней границей мы обозначим рубеж XVII-XVIII вв., когда в истории русской церкви синодального периода внимание к личности святителя заметно ослабевает, новые редакции Жития более не создаются, а средневековые изобразительные памятники копируются лишь изредка. Однако эти рамки не носят обязательного характера и при необходимости в некоторых случаях могут быть раздвинуты.

Научная новизна исследования. В данной работе впервые была сделана попытка рассмотреть эволюцию житийной иконографии святителя Алексия в русском изобразительном искусстве конца XV-XVII вв., а также определить закономерность появления изображений митрополита Алексия в определенные исторические моменты. Было проведено исследование иконографии житийных циклов святителя, которое позволяет составить цельную картину развития изобразительных циклов, выявить их взаимосвязь и художественное своеобразие. В процессе работы уточнена датировка текста и миниатюр лицевого списка Жития святителя XVII в. и определена роль литературной основы ряда житийных икон святителя.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Появление литературных и изобразительных произведений посвященных митрополиту Алексию резонно связать с периодами обостренного интереса к форме сотрудничества церковных и светских властей, когда появляется тенденция превратить образ митрополита Алексия в некий идеологический символ, а также актуализировать его идейно-политическое наследие в русском общественном сознании с помощью литературных и изобразительных произведений.

2. Икона круга Дионисия, созданная для Успенского собора Московского Кремля, становится своеобразной точкой отсчета житийных циклов XVI-XVII вв., что воплотилось, в иконописи, книжной миниатюре и монументальной живописи. Эта икона будет служить эталоном для последующих житийных икон святителя независимо от редакций Жития, лежащих в их основе.

3. Миниатюры «Повести о митрополите Алексии» в Лицевом своде XVI в. представляют собой оригинальный вариант житийного цикла святителя Алексия и являются самостоятельной изобразительной редакцией. При этом они остаются частью Лицевого свода с характерными для него принципами иллюстрирования и особенностями построения изображения.

4. В основе изображений лицевого списка Жития святителя Алексия лежит не дошедший до нашего времени протограф рубежа XVI-XVII вв.

5. Житийный цикл конца XVII века в монументальных росписях церкви Николы Мокрого в Ярославле является самостоятельным как по иконографии, так и в выборе текста, лежащего в его основе. Возможно, в приделе церкви Николы Мокрого он появляется не просто как московский святитель, но как пример идеального сотрудничества церковных и светских властей.

Практическая значимость. Рассмотренный материал может быть использован в общих трудах по истории русского искусства, истории русской церкви, в изданиях по иконографии русских святых, а в музейной практике – при подготовке выставок и каталогов.

Апробация исследования:

По теме диссертации были сделаны доклады на научных конференциях:

1. «О некоторых особенностях иконы конца XIX в. «Митрополит Алексий с житием» из собрания МГОМЗ. Научно-практическая конференция «Искусство и культура русской усадьбы XVII-XIX вв.» в Московском государственном объединенном музее-заповеднике 18-19 октября 2007 г.

2. «Образ митрополита Алексия в миниатюрах Лицевого летописного свода XVI в. Особенности иконографии». XIX научные Забелинские чтения Государственного исторического музея «История России в Историческом музее – Исторический музей в истории России». 8-11 декабря 2008 г.

3. «К истории создания житийных циклов святителя Алексия Московского». XIX Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. 21-23 января 2009 г.

4. «Лицевое житие митрополита Алексия первой половины XVII в. Особенности стиля». Научные чтения Московского педагогического государственного университета. 15 марта 2011 г.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из Введения, пяти глав, Заключения, альбома иллюстраций.

Похожие диссертации на Житийные циклы митрополита Алексия в русском изобразительном искусстве конца XV-XVII вв.