Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблематика творчества Антуана Ватто в контексте традиций западноевропейского искусства XVII века Белова Юлия Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Белова Юлия Николаевна. Проблематика творчества Антуана Ватто в контексте традиций западноевропейского искусства XVII века : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Белова Юлия Николаевна; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств].- Москва, 2009.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Диссертация посвящена вопросам сложения художественной манеры Антуана Ватто и процессам взаимодействия с западноевропейским искусством XVII века. В диссертации выдвигается гипотеза, что в ранний период творчества Ватто на сложение его творческого метода оказали влияние произведения Жака Калло и Давида Тенирса Младшего. Это воздействие происходило не изолированно и кратковременно, а длилось несколько лет и осуществлялось при перекрестном влиянии двух мастеров. Работа ставит своей целью предложить концепцию, объясняющую интерес Ватто к художникам XVII века Ж. Калло и Д. Тенирсу Младшему.

Актуальность исследования

Актуальность темы исследования определяется ее недостаточным освещением в российском и зарубежном искусствознании. Не менее важным является также изучение проблемы формирования авторского метода Ватто и его соотнесенности с художественными процессами, имевшими место в западноевропейском искусстве XVII века. В настоящее время необходимо взглянуть на этот художественный процесс с исторической перспективы, чтобы представить в совокупности все основные направления художественной эволюции, свойственные творчеству Ватто, которые предстают последовательностью элементов единого целого.

Многократно отмечалось влияние на Ватто художников XVII столетия, и в частности, большой вклад сделан в изучение воздействия произведений Рубенса и фламандской школы живописи. Описаны отдельные примеры заимствований Ватто в творчестве Веронезе, ван Дейка, Леандро Бассано и др. В результате аккумуляции большого количества данных существуют множественные констатации изолированных фактов различных влияний. Этот пласт столь внушителен, что требует системного анализа и идейной концепции, соединившей

предварительную работу по атрибуции и установлению фигурных и иных аналогий, проведенную на протяжении XX столетия в творчестве художника.

Настоящее исследование предлагает концепцию, объясняющую избирательный принцип предпочтений Ватто при выборе источников вдохновения, а также прослеживает систему перекрестных влияний на примере взаимодействия Ватто с наследием Ж. Калло и Д. Тенирса Младшего.

Трудность изучения наследия художника заключена в отсутствии, во-первых, подписи автора на подавляющем большинстве произведений, во-вторых, авторских датировок, в-третьих, авторских названий произведений. Кроме того, к настоящему времени сохранилось крайне мало эпистолярного и документального наследия об обстоятельствах жизни и творчества художника. В его творчестве параллельно сосуществуют различные тематические и сюжетные произведения наряду с появлением резких стилистических поворотов, обычно связанных с испытываемым в этот период сильным влиянием. Все эти особенности в совокупности - при наличии хорошо изученного и атрибутированного реестра его произведений - осложняют последовательное рассмотрение его работ и препятствуют попыткам создания стройной эволюции манеры мастера.

Степень изученности проблемы

В творчестве Ватто существует ряд трудностей, отмеченных выше, препятствующих процессам систематизации материала о художнике. Отдельные влияния, в частности, Рубенса исследователями нередко преувеличивались, в то время как воздействие многих мастеров, к примеру, Калло оставалось вне поля зрения, а Тенирса Младшего рассматривалось лишь в контексте воздействия фламандской традиции.

Первые небольшие исследования о художнике появились еще при жизни Ватто: П.-А. Орланди (1719), А. де ла Рок (1721), Ж. де Жюльен (1726), Э.-Ф. Жер-сен (1744), П.-Ж. Мариэтт, А.-Ж. Дезалье д'Аржанвиль (1745), А.-К.-Ф. де Келюс (1748). В конце XVIII века Ватто был практически забыт. Его творчество стало

снова изучаться благодаря усилиям братьев Гонкуров, Бодлера (1855) и Вердена (1862).

Во второй половине XIX и первой половине XX века происходит исследование творчества и биографии Ватто, выявляются неизвестные ранее архивные и документальные данные, уточняются и атрибутируются его произведения. Значительный вклад был сделан зарубежными исследователями, такими как А.А. Бланк (1854), Л. Це-лье (1867), Г. Дарженти (1891), П.А. Фукар (1892), П. Мантц (1892), Г. Сэайль (1902), В. Жосс (1903), В. Вейчер (1908), А. Адоржан (1911), Г. Берман (1911), Е.В. Бредт (1921), П. Шампьон (1921), Е. Хильдебрандт(1922), Э. Дасье и А. Вюаф-лар (1929), М. Эйзенстадт (1930), В. Алвин-Бомон (1932), Г.В. Баркер (1939), А.Е. Бринкманн (1943), Л. Арагон (1946), О. Боэтчер (1956), М. Готье (1960), А. Брукнер (1967), М. Кормак (1970), Д. Экхард (1978), Ж. Ферре (1972) и др. Свою лепту внесли русские исследователи А.Н. Бенуа (1901), В. Миллер (1923) и В. Вольская (1933).

Аккумуляция знаний о художнике вызвала во второй половине XX столетия появление значимых работ, где была проделана серьезная атрибу-ционная и интерпретационная работа зарубежными исследователями: Э. Адемар (1950), К. Норденфалк (1953), Ж. Матей (1959) и К.Т. Паркер (1957), Р. Хьюигн (1970), Д. Сандерленд и Э. Камесаска (1968), И. Боэрлин-Бродбек (1973), О.Т. Бэнкс (1977), М. Эйдельберг (1977), П. Халтон (1980), Р. Томлинсон (1981) и др. Идея представить творчество художника как цельную систему нашла свое выражение в работах Адемар, Матей и Паркера, Бэнкса и Эйдельберга.

Труды отечественных историков искусства занимают достойное место в библиографии о художнике: Ю.К. Золотов (1956), М.В. Алпатов (1963), А.Д. Че-годаев (1963), Е.Ф. Кожина (1971), А.К. Якимович (1978, 1980), Е.Д. Федотова (2002). Первая отечественная монография о Ватто, анализирующая все его творчество, принадлежит М.Ю. Герману (1980, 1984). В отечественном искусствознании особое место следует отдать исследованиям И.С. Немиловой (1961, 1964, 1965, 1972, 1982, 1985, 1989).

В год 300-летия со дня рождения Ватто (1984) выходит ряд значительных публикаций. Это отечественные работы Е.В. Дерябиной (1984), Ю.К. Золотова (1985), В.А. Мишина (1986), и зарубежные монографии П. Бьердстрома (1984), П.Шапонньер (1984), М.М. Граселли, П. Розенберга, Н. Пармантье (1984), Д.Познера (1984), М. Ролан-Мишель (1984), а также результаты работы международного коллоквиума «Антуан Ватто (1684-1721), художник, его время и история» (1987).

К числу обзорных исследований последнего времени, концептуально важных для диссертации, следует отнести работы М. Видал (1992), X. Вайн (1992), Е. Жолле (1994), П. Розенберга и Л. Прата (1996), Г. Фосси (1996), А. Винтермюте (1999), Г. Берш-Зупана (2000), Ж.А. Плакс (2000), С. Бэйли, Ф. Конисби и др.(2003), П. Рамаде и М. Эйдельберга (2004), А. Вейсберг-Робертс (2005), а также первую отечественную монографию о рококо СМ. Даниэля (2007).

Вопросы воздействия на Ватто других художников являлись предметом довольно пристального внимания. Письмо Ватто к к Ж. де Жюльену дало исследователям повод к преувеличению воздействия Рубенса на его творчество. О влиянии фламандской традиции и Рубенса упоминают как первые биографы (А. де ла Рок, Ж. де Жюльен и др.), так и почти все исследователи (В. Вольская, М.В. Алпатов, И.С. Немилова, А.К. Якимович, К. Кларк, Н. Брайсон, М. Ролан-Мишель, Д. Познер и др.). В тоже время А.Д. Чегодаев и СМ. Даниэль склонны считать, что фламандские влияния в его творчестве несколько преувеличены. Западные исследователи также замечают влияние К. Жилло, ван Дейка, Веронезе (М. Ролан Мишель, Д. Познер), Д. Халса, Д. Винкбонса, Э. ван де Велде, А. Боссе, Б. Пикара (М. Видаль, X. Вайн, Д. Познер), В. Калфа (X. Вайн), Рембрандта (Д. Познер), Тенирса, Браувера и Воувермана (Г. Глорье). Однако эти воздействия изучались изолированно, а не рассматривались в совокупности.

Имя Ватто часто ставилось различными исследователями (П. Розенберг, П. Рамаде и М. Эйдельберг, М. Ролан Мишель, Д. Познер) в один ряд с именами Тициана, Кампаньолы и Джорджоне. Если во взгляде о влиянии фламандцев на Ватто большинство исследователей сходятся, то в отношении

возможного влияния Пуссена существуют прямо противоположные мнения, а также очень скупо рассмотрено влияние французской школы (к примеру, братьев Ленен и К. Лоррена). И.С. Немилова считает невозможным влияние Пуссена, в то время как А.Д. Чегодаев, М.Ю. Герман, Ю.К. Золотов видят в Ватто, по существу, наследника высокой традиции Пуссена.

В работе Бэнкса констатируются процессы взаимодействия Ватто с Тенирсом, однако проблемы перекрестного воздействия не ставятся. Аналогично М. Видал указывает на воздействие Тенирса и Остаде в ранний период творчества художника.

В литературе о Ватто встречаются лишь отдельные указания на возможное влияние на Ватто Калло (В.А. Алексеева, 1971; Т. Кроу; С. Коэн). Совершенно справедливо СМ. Даниэль акцентирует, что источниками вдохновения для Ватто были произведения Калло. Однако проблема воздействия Калло и Тенирса на Ватто ранее не являлась предметом специального исследования. Если отдельные аспекты воздействия произведений Калло на Ватто затронуты, то совершенно осталась без внимания тема перекрестного влияния этих двух мастеров на Ватто, поскольку на него повлияли работы Калло, которые были также источником копирования и вдохновения для Тенирса.

Материал и хронологические рамки исследования

Объектом исследования является выявление логической художественной эволюции Ватто от раннего периода к зрелому, объединяющей его разнообразные творческие проявления в различных жанрах и сложение его манеры. При изучении эволюции были выявлены процессы перекрестного и параллельного влияний Калло и Тенирса на Ватто, которые также представляют собой объект исследования.

Предмет исследования. Поскольку подавляющее большинство произведений Ватто описано, и для выявления логической структуры нет необходимости привлекать все произведения художника, в эпицентре внимания будут находиться работы, наиболее точно иллюстрирующие предпосылки,

принцип и способ сложения и развития манеры Ватто от раннего к зрелому периоду. Это пласт ранней графики Ватго перед созданием военных сцен; избранный ряд из однофигурного типа композиций: картины «Полька», «Полька сидящая» и др.; рисунки и серия офортов, сделанные непосредственно в период перед созданием «Польки», а также пристально рассматриваются другие работы Ватто, где были использованы прототипы с этих произведений. В периоде 1714-1716 гг. изучаются полотна «Савояр», «Пряха», второй вариант «Затруднительного предложения», «Разговор», «Общество на природе» и др.

Хронологические рамки 1707-1708 - 1715-1716 гг. обусловлены объективными причинами. Нижняя граница (1707-1708) обозначает первый контакт Ватто с Калло, отмеченный рисунком с офорта «Ярмарка в Импрунете», а верхняя (1715-1716) является важным рубежом, когда манера Ватто окончательно сложилась. Обе даты являются условными границами.

Цели и задачи исследования

Целью является определение и формулирование научных (сопоставительного, атрибуционного, технико-технологического и иконографического анализа) принципов для логически последовательного анализа сложения манеры работы Ватто от раннего периода к зрелому.

Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи: 1) выявить и описать иконографические параллели в творчестве Ватто с произведениями Калло и Тенирса, и на этой основе показать процесс сложения творческого метода Ватто. Следует предположить, что одним из определяющих принципов является рефлексия Ватто по поводу работ мастеров XVII века. 2) рассмотреть эту рефлексию у Ватто на протяжении от раннего периода до зрелого в соотношении с примерами военных сцен, галантных произведений и типом однофигурной композиции в его творчестве, учитывая, что они сосуществуют параллельно, и взаимодействуют как на уровне изобразительного заимствования фигур, так и композиционном. 3) выявить принцип отбора и обращения Ватто к художественной рефлексии. 4) более точно определить

временные рамки создания вышеназванных типов произведений Ватто и выявить принципы и предпосылки обращения Ватто как к военным сценам, так и к типу однофигурной композиции (на основе композиционных аналогий).

Гипотеза исследования

Распространенное до настоящего времени представление о картинах Ватто как об изящных произведениях в духе рококо парадоксально соседствует с современными широкими и сложными ассоциативными интерпретациями отечественных и зарубежных исследователей. Если в начале прошлого века А.Н.Бенуа увидел в персонажах Ватто лишь «...глуповатые и пустоватые фигурки...», возлежащие на лоне природы, то ныне искусствоведы - И.С. Немилова, М.Ю. Герман, И. Боэрлин-Бродбек, М. Эйдельберг - извлекли из композиционной и образной структуры его произведений стройную и логичную систему.

Вопрос о степени и мере влияния на Ватто художественного наследия XVII века чрезвычайно важен для осмысления его творчества. Ватто, сын кровельщика и прачки из провинциального города, не получил законченного художественного образования. Период ученичества у валансьенского живописца Жерена, парижских мастеров Клода Жилло и Клода Одрана был довольно кратким.

Его действительными наставниками стали произведения великих мастеров XVII века. У Пуссена и Лоррена Ватто учился владеть совершенными способами построения пространства, у Рубенса - роскошному и свободному чувству цвета, у Калло и Тенирса - мастерству организации многофигурной композиции. Именно благодаря этому величайшему союзу мастеров XVII века Ватто нашел «форму», органичную его дару. Присутствие в его работах отдельных фрагментов пластического модуля XVII века лишь подчеркивает колоссальную силу интерпретации, произведенной художником. Он изменил этот модуль почти до неузнаваемости, создав новую, прихотливую по сложности и эмоциональной насыщенности формулу живописи. Завуалированные прототипы, скрытые в «скелете» персонажей Ватто,

напоминают о себе лишь призрачностью миража, а источник его вдохновения сродни знаменитой иллюзии XVIII века en trompe-l'ceil.

Первые биографы (А. де ла Рок, П.-Ж. Мариэтт) и многие исследователи отмечали преимущественное изучение Ватто работ Рубенса. Однако Ватто отнюдь не стал его эпигоном. Творческая манера Ватто в высшей степени оригинальна и существенно отличается от системы фламандской живописи. Но Ватто также восторгался рисунками Ван Дейка, копировал Кампаньолу и в тоже время очевидными представляются моменты, сближающие работы Ватто с произведениями Пуссена и Лоррена. Совершенное чувство пластической гармонии и некая внутренняя отстраненность полотен Ватто вызывают в памяти трех «французских итальянцев» XVII века: Калло, Пуссена и Лоррена. Интерес Ватто к композиционным принципам, разработанным этими мастерами, связывает его с XVII веком тончайшими, воздушными нитями. Но в тоже время воображаемый «диалог» художника и модели, модели и зрителя, его «придуманный» мир и многозначность возникающих ощущений свойственны как самому живописцу, так и в широком смысле искусству XVIII в. Как мастер Ватто, безусловно, принадлежит XVIII столетию, но отдельные принципы и подходы были им заимствованы из предшествующей эпохи.

В творчестве Ватто следует артикулировать сложную систему перекрестных влияний, где на художника в определенный период времени воздействуют мастера, в свое время испытавшие влияние друг друга. Вследствие этого, невозможно абсолютно точно разграничить влияние Калло и, например, Тенирса, но постановка этой проблемы и определение контекста и границ совокупного, перекрестного влияния представляется возможным, актуальным и необходимым в современном искусствознании.

К настоящему времени собрано и описано значительное количество произведений художника. Но биографические данные и хронологическая канва творчества мастера составлены приблизительно и очень скудны, поскольку сохранилось мало документальных свидетельств. Обстоятельства изучения показали имеющиеся лакуны в осмыслении и трактовке периодов влияния

определенных мастеров на творчество Ватто. Кроме того, вопросы влияний остались не выясненными, поскольку зачастую исследователи находились в плену традиционных представлений и категорий стилевых классификаций. При рассмотрении вопроса о влияниях, автору диссертации представляются продуктивными такие границы поля исследования, при которых воздействие художника/группы художников или школы рассматривается в отношении выделенной группы картин или конкретного периода творчества Ватто, а не определяющее на все его творчество как таковое в целом.

Метод исследования

Для решения поставленных задач автор привлекает как классические методы гуманитарных наук, и преимущественно, истории искусства, так и технико-технологический, атрибуционный, иконографический и сопоставительный анализ.

Источники исследования определились темой диссертации и составили произведения Ватто, Калло, Тенирса и других художников, находящиеся в музеях, и воспроизведения печатной графики в библиотеках и книжных изданиях. В ходе работы над диссертацией автор изучил оригиналы произведений Ватто, Калло, Тенирса в Эрмитаже, ГМИИ им. А.С. Пушкина, в музеях Парижа, Лондона, Мадрида, Флоренции, Лиссабона.

В диссертации в качестве источников привлекались собрания частных коллекционеров XVIII века, где были хорошо представлены работы Калло и Тенирса. Немаловажно, что в первой трети XVIII века эти коллекции были доступны Ватто. В XVII и начале XVIII века гравюры Калло были известны широкому кругу любителей искусства, печатались достаточно большими тиражами и охотно копировались другими граверами. Ватто мог видеть как оригинальные работы Калло, так и копии с его листов, и рефлексирующее видение, отраженное в работах других художников (например, Д. Тенирса Младшего и К. Лоррена). Подлинные рисунки Калло и отпечатки первых

состояний были во французских коллекциях, в том числе у Мариэттов и Жюльена, которые мог видеть и изучать Ватто, поскольку он дружил с ними.

Хорошее собрание произведений Калло было у Мариэттов, обладавших превосходной коллекцией его рисунков, большая часть которых ныне находится в Лувре (Париж). Основной объем рисунков Калло, хранящихся в Гос. Эрмитаже (Санкт-Петербург), происходит из коллекции Жюльена. Источники из Лувра и Гос. Эрмитажа были изучены автором диссертации в оригиналах. В коллекции Жюльена также были произведения Тенирса.

В XVIII веке музеев, открытых для свободного посещения публикой, не существовало, и Ватто мог видеть картины других художников в частных собраниях. Во-первых, это семейство Мариэттов, представители которого обладали репутацией эрудитов в области искусства, они занимались изданием гравюр с произведений старых мастеров и художников своего времени. Вероятно, Мариэтты познакомили Ватто с Клодом Одраном (1658-1734), хранителем коллекции Люксембургского дворца (с 1704 г.), через некоторое время ставшим учителем Ватто. Благодаря ему, художник впервые (насколько известно) получил возможность видеть коллекцию Люксембургского дворца (в ней помимо Рубенса, был также и Пуссен). Еще одной такой сокровищницей оказался дом Пьера Кроза (младшего), обладавшего прекрасной коллекцией (где в числе великих мастеров был также представлен Тенирс), приобретенной затем Екатериной II для Эрмитажа.

Новизна и практическое значение

В диссертации впервые:

комплексно исследуются метаморфозы, происходившие с персонажами Ватто, многосоставной комплекс взаимовлияний и взаимодействий с творчеством Ж. Калло, Д. Тенирса Младшего и др., процессы создания метода художника и последующей его трансформации;

в научный оборот вводится имя художника Никола Герара, к творчеству которого, как установлено автором диссертации, обращался Антуан Ватто в период подготовки военных сцен;

- подробно рассматриваются и сопоставляются конгломераты
последовательных и перекрестных влияний, которые испытывал Ватто при
взаимодействии с наследием Ж. Калло и Д. Тенирса Младшего;

- высказывается гипотеза о возможном визуальном представлении
неизвестной картины Ватто на тему ярмарки в Ланди и обосновывается
возможность ее действительного существования;

- в научный оборот вводятся новые архивные, технико-технологические
и атрибуционные данные.

Практическое значение диссертации определяется тем, что результаты исследования качественно расширяют представление о процессах, происходивших в творчестве Антуана Ватто в контексте проблем развития западноевропейского искусства XVII и XVIII вв., и могут быть использованы при составлении образовательных программ, при последующей разработке проблем истории зарубежной живописи, написании каталогов и трудов по истории западноевропейского искусства в целом.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы специалистами по истории западноевропейского искусства XVII-XVIII вв. при составлении изданий по западноевропейскому искусству, а также в качестве источника информации о примерах взаимодействия художников XVIII века с наследием мастеров XVII столетия, в том числе при атрибуционной работе.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Сложение манеры Ватто и его творческая эволюция происходит под воздействием Ж. Калло и при перекрестном влиянии Д. Тенирса Младшего.

  2. Творчество Ватто представляет собой сложную, многокомпонентную систему, внутри которой под воздействием не только фламандской и классической традиции XVII века, но и под влиянием Калло и Тенирса Младшего, художником был создан единый репертуарный свод мотивов и персонажей. Эти герои обладают качественными характеристиками, определившими между-жанровые перемещения персонажей внутри творчества

художника и их взаимозаменяемость как в рамках военных сцен, так и галантных и театральных произведений.

3) Процессы формирования и трансформации авторского метода, действенные метаморфозы, происходившие с персонажами Ватто, наиболее интенсивны приблизительно с 1707 по 1716 г.

Апробация работы

Основные положения диссертации излагались на следующих научно-практических конференциях: памяти М.В. Доброклонского (СПбГАИЖСА, 2005; 2006; 2007), «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства» (ГТГ, 2006), «Пушкин и Калиостро: внушение в жизни и литературе», «Случай и случайность в литературе и жизни», («Пушкинский проект», 2004; 2006), «Проблемы литературы и культуры эпохи Просвещения» (МГУ, 2006; 2008), «Образ и текст» (Курск, 2004). Отдельные главы диссертации и работа в целом обсуждалась на заседаниях кафедры зарубежного искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.

Структура диссертации

Диссертация состоит из Введения, трех глав, содержание которых раскрывается в семи параграфах, и Заключения. Объем основного текста диссертации - 180 страниц. Всего в диссертации 363 страницы. Библиографический список содержит 416 наименований. Иллюстраций - 123, которые составляют отдельный альбом, включенный в основной текст работы.

Похожие диссертации на Проблематика творчества Антуана Ватто в контексте традиций западноевропейского искусства XVII века