Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Журнал "Старые годы" и ретроспективное направление в художественной жизни Петербурга : 1907-1916 Золотинкина, Ирина Анатольевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Золотинкина, Ирина Анатольевна. Журнал "Старые годы" и ретроспективное направление в художественной жизни Петербурга : 1907-1916 : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Золотинкина Ирина Анатольевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. художеств.-пром. акад. им. А.Л. Штиглица].- Санкт-Петербург, 2009.- 256 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-17/136

Введение к работе

Актуальность исследования определяется стойким интересом искусствоведов, а также представителей смежных гуманитарных дисциплин -историков, культурологов, музееведов - к художественному периоду 1900 -1910-х гт, времени активного становления истории искусства как научной дисциплины

Ключевым составляющим художественной эпохи было сосуществование и противостояние двух парадигмальных явлений ретроспективизма, ориентированного на культивирование художественной традиции, и авангарда, стремящимся к разрыву с традицией В контексте этого противостояния, определившего развитие искусства XX в, особый интерес представляет изучение деятельности художественных сил ретроспективного круга, группировавшихся вокруг журнала «Старые годы» Деятельность эта не исчерпывалась бесстрастным изучением и охраной «артефактов» ушедших эпох, но в значительной степени создавала эмоциональный фон для ретроспективно ориентированных пластических поисков художников 1900-х Осуществлявшаяся редакцией «Старых годов» политика активного вмешательства (сотрудничества, критики, общественного контроля) в дела государственных структур по охране памятников искусства, программа культивирования в обществе живого интереса к художественному наследию в настоящее время приобрела злободневный характер, и уроки ее чрезвычайно важны для современных деятелей искусства

Степень изученности проблемы. Научную литературу по теме можно сгруппировать по трем блокам Во-первых, обобщающие исследования, панорамного характера, рассматривающие художественный процесс и художественную жизнь России начала XX века, которые имеют для нашей темы базовый характер Во-вторых - монографические труды о деятелях культуры Серебряного века В-третьих, работы, непосредственно посвященные журналу «Старые годы» и отдельным связанным с ним художественным проектам

К первой группе относятся, прежде всего, капитальные труды Г Ю Стернина, анализирующие художественную жизнь России (1970, 1976, 1988) Объединению «Мир искусства» и его представителям посвящен целый ряд работ разных авторов (исследования Д В Сарабьянова, Н П Лапшиной, В Н Петрова и др), но в большинстве из них рассматривалась именно художническая практика его членов Развитие и особенности мирискуснического направления не только в ракурсе пластических проблем, но и философии творчества, в контексте общей культуры России получили отражение в ряде работ В А Леняшина (1998, 2001, 2005, 2008) К этому блоку

панорамных работ можно отнести монографию М Г Эткинда «Александр Бенуа и русская художественная культура» (1989) Тема «Старых годов» в таких исследованиях особо не выделяется, а рассматривается в общем русле мирискуснической культуртрегерской деятельности Жизнь музеев и организация охраны памятников, занимавшая значительное место в деятельности членов редакции «Старых годов», поднята в современных трудах историков, археологов, музееведов работы А А Формозова (1990), X М Турышской (2001), М А Поляковой (2005)

В монографических исследованиях, посвященных связанным со «Старыми годами» деятелям искусства, тема журнала отражена в большей или меньшей степени, но в подобных работах часто присутствует апологетика «героя», не всегда верно передающая истинную расстановку сил в журнале После долгого искусственного замалчивания произошел взрыв интереса к фигуре ведущего сотрудника «Старых годов» - Н Н Врангеля Независимо друг от друга этой темой занимаются несколько исследователей - А П Банников (1984, 1992, 1996, 1998), И А Лаврухина (1999, 2000), А А Мурашев (1999, 2001) Редактору-издателю «Старых годов» П П Вейнеру посвящено несколько статей разных авторов, наиболее плодотворно работает над этой темой Е В Минкина (1997, 2007) Упомянем диссертации о В А Верещагине (О А Щиченко 2002), о С К Маковском (И Н Егорова 2006, Т В Лебедева 2006), статьи Л И Сизинцевой (2002), А В Кобака и Д Я Северюхина (2003) о Г К Лукомском Деятельность С Н Тройницкого отражена в работах Н И Казакевич (2003), Г В Вилинбахова и В И Федоровой (2004) Отметим издания, посвященные В Я Адарюкову (О С Острой, 1984, О Р Хромов, 2003) и П Н Столпянскому (И А Голубева, 2007) Образы деятелей культуры круга «Старых годов» в настоящее время привлекают большое внимание «знатоков» и любителей искусства, о чем свидетельствуют работы, отчасти носящие беллетристический и популярный характер (публикации М Д Ромма (1996) Г Д Злочевского (1998, 2000, 2006), Ф М Лурье (1999,2007))

Исследования, специально посвященные журналу «Старые годы» или отдельным связанным с ним проектам - это статьи и публикации А П Банникова (1983), М А Витухновской (1986), И А Лаврухиной (1999), М В Медведевой (2007), Н И Младовой (2007) Материалы, помещенные в журнале «Старые годы» подробно расписаны в изданиях Ф М Лурье (2007), Н Н Ауровой и Д Д Лотаревой (1994), но эти работы имеют явно библиографический характер, не являясь аналитическими исследованиями

Все упомянутые труды свидетельствуют об огромном интересе к ретроспективному (мирискусническому) направлению в художественной культуре 1900 - 1910-х Исследователей привлекают возможности реконструировать сами личности деятелей искусства, обрисовать не только философские, мировоззренческие аспекты, но и «бытовые» моменты, вкупе передающие аромат «рубежной эпохи» Наблюдается все больший интерес к

истории художественных выставок в Петербурге, авторы рассматривают не только состав выставки, но различные аспекты организации выставочного дела - от финансовых до дизайнерских Появился целый ряд публикаций художественно-критической литературы, мемуаристики и эпистолярного наследия эпохи Наличие этих работ существенно расширило фактологическую базу по нашей проблеме, но отнюдь не свидетельствует об исчерпанности темы Накопившийся материал позволяет анализировать художественные процессы на новом уровне Поэтому назрела необходимость в новых обобщающих аналитических исследованиях, посвященных деятельности художественных и искусствоведческих кружков, группировок и объединений Таковой является и данная работа, освещающая деятельность группы историков искусства, художников и коллекционеров, сплотившихся вокруг редакции петербургского журнала «Старые годы»

Специфика темы диктовала комплексное исследование различных видов источников художественной периодики, делопроизводства различных обществ и комитетов по организации художественных проектов, личных документов художественных деятелей Помимо материалов самого журнала «Старые годы» (1907 - 1916), это статьи и заметки других художественных журналов «Мир искусства» (1898 - 1904), «Аполлон» (1909 - 1917) и «Золотое руно» (1906 -1909), художественная хроника петербургских газет, в особенности, газеты «Речь» Среди опубликованных источников - каталоги выставок, уставы и отчеты ПАХ и Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины

Основной источниковой базой исследования стали материалы ОР ГРМ, также привлекались рукописные источники, хранящиеся в НА ГЭ, РГИА, ЦГИА СПб, ПФА РАН, РА ИИМК РАН, ОР ИРЛИ («Пушкинский Дом»), НБА PAX Фонд редакции журнала «Старые годы» (РГИА Ф 788, 2128 ед хр ), несмотря на значительный объем материалов, полезных, главным образом, историкам искусства XVIII в и исследователям частных коллекций, не содержит исчерпывающих сведений по истории самой редакции То же можно сказать про фонд Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, организованного при участии сотрудников «Старых годов» (НА ИИМК РАН Ф 68, 66 ед хр) Очевидно, что ряд документов был утрачен Из делопроизводственных материалов также отметим документы из фондов Кружка любителей изящных изданий (ОР ГРМ, Ф 132), ИАХ (РГИА Ф 789), причем в последнем имеются дела, посвященные некоторым выставкам, связанным с редакцией «Старых годов» Выявлены в других архивах не введенные ранее в научный оборот материалы по выставкам «Ломоносов и елисаветинское время» (ПФА РАН Ф 57), «Выставки старинных картин» 1908 (ЦГИА СПб Ф 569 Оп 15 Д712-в)

Значимый комплекс представляют источники личного происхождения дневники, мемуары и переписка, т е материалы, характеризующиеся

неточностью и субъективизмом, но в комплексе с делопроизводственными документами, позволяющие прояснить внутренние механизмы различных проектов и роль каждого из их участников Некоторые из этих источников опубликованы, значительная часть изучена по автографам, хранящимся в различных архивах Санкт-Петербурга Отметим материалы из личных фондов Н Н Врангеля (ГРМ Ф 96, ОР ИРЛИ Ф 60), С К Маковского (ГРМ Ф 97), Г К Лукомского (ГРМ Ф 109), С Р Эрнста (ГРМ Ф 147), Толстых (РГИА Ф 696) Фактологическая ценность опубликованных источников дополняется развернутым научно-справочным аппаратом В комментариях ряда публикаторов - ведущих исследователей русской художественной культуры -присутствуют и аналитические моменты Это, прежде всего публикации И С Зильберштейна, Г И Чугунова, Р Д Тименчика Вместе с тем, в некоторых публикациях (особенно осуществленных А П Банниковым), как в приведенных текстах, так и в комментариях, есть фактические неточности В ряде известных мемуаров деятелей культуры мирискуснического круга образно представлена художественная эпоха начала XX в , но тема «Старых годов» не является в них доминирующей Поэтому особую ценность для исследования представили воспоминания П П Вейнера о журнале «Старые годы» (ОР ГРМ Ф117 Д 90) Научная новизна исследования.

Материалы журнала «Старые годы» регулярно привлекают внимание исследователей Ссылки на них встречаются, главным образом, в работах специалистов, занимающихся исследованием круга памятников русского искусства XVIII - первой половины XIX вв Но, когда говорят о «наследниках» и «адептах» «Мира искусства», стремившихся влиять на современный художественный процесс, то, как правило, упоминают «Золотое Руно» и «Аполлон» - журналы, собравшие вокруг себя современных мастеров искусства, устраивавшие выставки и публиковавшие программные выступления о путях развития отечественного художества Однако, учитывая распространение ретроспективных идей в первые десятилетия XX в, нам представляется, что есть необходимость включить в него и «Старые годы» Конечно, отдельные художественные проекты, связанные со «Старыми годами», и поднимаемые ими проблемы просветительской и охранной деятельности музеев и других структур нашли освещение в научной литературе Но рассматривались они в основном, как самостоятельные, единичные явления Таким, образом, новизна исследования состоит в том, что деятельность редакции журнала представлена нами как планомерная политика по изучению и пропаганде художественного наследия в широких слоях общества, в контексте художественного процесса начала XX в Темы, регулярно затрагиваемые в «Хронике» журнала, представлены в тесной связи с практическими шагами «ядра» редакции Подробно изучен, определен и систематизирован самый «круг» редакции и «друзей» журнала «Старые годы»

В ходе исследования введены в научный оборот новые документы, выявлены неточности в ряде опубликованных ранее материалов, уточнены сведения о художественных проектах и творческих биографиях их устроителей

Объектом исследования является история русского искусствознания, рассматриваемая во взаимосвязи с художественной жизнью эпохи

Предметом исследования является деятельность сотрудников редакции журнала «Старые годы», являющаяся составной частью художественной жизни Петербурга второй половины 1900 - 1910-х гг

Основные хронологические рамки исследования обусловлены датами выхода журнала 1907 - 1916 При этом, учитывая, что «Старые годы» продолжали политику журнала «Мир искусства» (1899 - 1904) и одноименного объединения, а члены редакции входили в мирискуснический круг деятелей отечественной культуры, нами также затрагиваются некоторые художественные события первой половины 1900-х

Цель работы - комплексный анализ деятельности сотрудников журнала «Старые годы» по распространению и пропаганде интереса к художественному наследию, способствовавшей утверждению ретроспективизма в культуре России 1910-х Общая проблематика работы диктовала определенную структуру диссертации, охватывающую следующие аспекты характеристики сотрудников журнала «Старые годы», материалы журнала, систему охраны памятников, ретроспективные выставочные проекты

Достижение цели исследования предопределяет постановку и решение ряда задач, а именно

Выявить «круг редакции» - постоянных авторов, художников и «друзей редакции» Определить их роль в процессе формирования различных типов историков искусства в 1900 - 1910-е Проанализировать их взаимоотношения, повлиявшие как на политику самого журнала «Старые годы», так и на особенности развития ретроспективизма в художественной жизни Петербурга

Акцентировать особую роль публичного образа деятеля искусства в культуре Серебряного века и проанализировать влияние ретроспектвивной идеи на формирование «стиля жизни» на примере ведущих сотрудников журнала «Старые годы»

Рассмотреть значение статей по истории искусства XVIII - первой половины XIX вв, опубликованных в журнале «Старые годы», в контексте развития ретроспективизма в художественной культуре начала XX в

Выявить ретроспективные художественные выставки, организованные как самой редакцией «Старых годов», так и другими учреждениями с ведущим участием сотрудников журнала Проанализировать процесс их организации, принципы подачи материала и концепцию

Комплексно исследовать политику «Старых годов» по охране памятников искусства, проанализировать действия журнала в отношении музеев и

организаций по охране памятников, связывая материалы «Хроники» журнала с практическими делами сотрудников редакции

Анализируя деятельность сотрудников редакции «Старых годов» по распространению ретроспективных идей, рассматривать их влияние как на художественные круги, так и на широкого зрителя На защиту выносятся следующие положения

- Понятие «круга редакции журнала «Старые годы»» является
устойчивым, характеризует группу единомышленников, объединенных единой
культуртрегерской позицией, эстетическими установками и личными
взаимоотношениями

Формирование публичного образа историка искусства в 1910-е гг, являющегося носителем «хронологической метафоры» и популярной фигурой в широком обществе, связано с деятельностью редакции журнала

Активная политика редакции в области охраны и пропаганды художественного наследия, проходившая во взаимодействии с частными и государственными организациями, во многом определила содержание художественной жизни столицы

Роль журнала «Старые годы» не ограничивается серьезным вкладом в изучение художественного наследия России и Западной Европы, деятельность редакции в значительной степени способствовала утверждению ретроспективизма в отечественной художественной культуре 1910-х Основным методом исследования является метод сравнительно-исторического анализа, а также метод насыщенного описания или реконструкции Главные принципы - системность, историзм и объективность в подходе к фактологическому материалу Комплексный подход к проблеме включает исторические и эмпирические методы исследования, междисциплинарный анализ литературы и источников Аналитический подход к рассматриваемым проблемам сочетается с уточнением и введением в научный оборот новых биографических данных о деятелях искусства, связанных с журналом и фактических сведений об устраиваемых ими художественных проектах Учитываются и анализируются причины субъективности в конкретных эпистолярных источниках и мемуаристике

Апробация темы. Основные положения исследования были апробированы в ряде научных докладов, сделанных диссертантом на конференциях «Семья Бенуа 200 лет в России» (РИИИ, 1994), «Блоковские чтения-97» (Музей-квартира А А Блока, 1997, без публикации), «Санкт-Петербургские университетские чтения-2003» (СПбГУ, исторический факультет, 2003), юбилейная конференция, посвященная 150-летию Л Н Бенуа (РИИИ, 2006), «Музеология - музееведение в XXI веке проблемы изучения и преподавания» (СПбГУ, исторический факультет, 2008), юбилейная конференция, посвященная 100-летию музея истории Санкт-Петербурга (ГМИСПб, 2008), отчетных конференциях ГРМ (2000, 2006) Диссертантом подготовлены (с

1995) научные публикации, отражающие тему исследования общим объемом ок 21 п л (с учетом долевого авторского участия в совместных трудах) Диссертант был одним из кураторов (от ГМЗ «Петергоф») выставки «Семья Бенуа 200 лет в России» (ЦВЗ «Манеж», 1994), участвовал в подготовке выставок ГРМ «Мир искусства» (1998), «Неоклассицизм» (2008), «Издания Общины Св Евгении» (2008) и др

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования. Представленные в диссертации материалы исследования будут способствовать формированию более насыщенного, уточненного представления об истории ретроспективного направления в художественной культуре России Серебряного века Приведут к лучшему пониманию взаимоотношений между деятелями искусства различных поколений мирискуснического круга, которые формировали политику редакций ведущих художественных журналов, влияли на политику государственных учреждений, занимающихся охраной памятников искусства Полученные выводы позволят акцентировать роль журнала «Старые годы» в художественном процессе начала XX в

Материалы исследования имеют практическую значимость в лекционных курсах, аналитических исследованиях, при публикациях источников для искусствоведов, историков и культурологов, занимающихся проблемами изобразительного искусства и художественной культуры Серебряного века, а также специалистов по историографии отечественного искусства XVIII - нач XIX вв , истории отечественного коллекционирования

Для диссертанта собранный материал стал основой научных комментариев при подготовке издания рукописи П П Вейнера «Библиографические листки "Старые годы", их история и критика en connaissance de cause (комментарии)» (СПб Коло, 2008), существенно помог при подготовке к переизданию корпуса художественно-критических статей Л Н Бенуа, опубликованных в газете «Речь» в 1908 - 1917 (работа ведется авторским коллективом, вышел из печати 1 том, охватывающий статьи 1908 - 1910 (СПб Сад искусств, 2006) Структура и объем исследования

Исследование состоит из введения, четырех глав и заключения, перечней использованной литературы и источников (общим объемом 596 наименований), шести приложений Объем текста диссертации 213 стр Общий объем 373 стр Краткое содержание работы.

Во введении обоснован выбор темы, степень ее изученности, актуальность и новизна, указаны цели и задачи исследования, систематизированы основные источники по теме, определены научно-теоретическая и практическая значимость результатов работы

Похожие диссертации на Журнал "Старые годы" и ретроспективное направление в художественной жизни Петербурга : 1907-1916