Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Башкирская педагогическая мысль второй половины XIX века и ее влияние на развитие воспитания в национальной школе Шафикова Зульфира Хасановна

Башкирская педагогическая мысль второй половины XIX века и ее влияние на развитие воспитания в национальной школе
<
Башкирская педагогическая мысль второй половины XIX века и ее влияние на развитие воспитания в национальной школе Башкирская педагогическая мысль второй половины XIX века и ее влияние на развитие воспитания в национальной школе Башкирская педагогическая мысль второй половины XIX века и ее влияние на развитие воспитания в национальной школе Башкирская педагогическая мысль второй половины XIX века и ее влияние на развитие воспитания в национальной школе Башкирская педагогическая мысль второй половины XIX века и ее влияние на развитие воспитания в национальной школе Башкирская педагогическая мысль второй половины XIX века и ее влияние на развитие воспитания в национальной школе Башкирская педагогическая мысль второй половины XIX века и ее влияние на развитие воспитания в национальной школе Башкирская педагогическая мысль второй половины XIX века и ее влияние на развитие воспитания в национальной школе Башкирская педагогическая мысль второй половины XIX века и ее влияние на развитие воспитания в национальной школе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шафикова Зульфира Хасановна. Башкирская педагогическая мысль второй половины XIX века и ее влияние на развитие воспитания в национальной школе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Москва, 1994 136 с. РГБ ОД, 61:94-13/521-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Развитие педагогической мысли во второй половине их века 12

I. Основные факторы развития педагогических воззрений башкирских просветителей 12

2. Народные просветители - Сэсэны (сказители) и их роль в становлении педагогических взглядов башкирских просветителей-педагогов 30

3. Идеи просветителей о воспитании подрастающего поколения 39

Выводы 57

ГЛАВА II. Реализация педагогических идей башкирских просветителей в практике национальной школы 59

1. Мусульманские традиции в педагогической мысли и практике воспитания 59

2. Светская ориентация педагогических воззрений башкирских просветителей на деятельность национальной школы 71

3. "Кочевая школа" как педагогический феномен

в деятельности башкирских школ 96

Выводы

Заключение 112

Список использованной литературы 115

Приложение 128

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный педагогичеокий процесс характеризуется повышенным вниманием к исконно народным традициям воспитания, что является своевременным и архи-важным как для развития педагогической науки, гак я для совершенствования практики общеобразовательной школы. Пройденный советской школой путь показал» что без учета традиционной культуры воспитания, примата общечеловеческих ценностей, под* линно гуманного и демократического подхода к реализации воспитательно-образовательных задач, по еути дела, невозможно создание национальной, в том числе башкирской, школы. Здесь логично поставить вопроо: а не было ли в истории образования Башкирии того, что можно было бы использовать сейчас? Изучение материала показывает, что1было, К примеру, во второй половине ИХ века в Башкирии под влиянием прогрессивных педагогических идей М. Уметбаева, Ы. Акмуллы» Р. Фахретдинова, М. Бекчурнна и др, начинает закладываться система разнотипных школ, часть из которых использовала идеи воспитания, заложенные в народном творчестве и религиозных источниках, а часть (русско-башкирские школы) опиралась на русские и через них - на европейокие системы. Так закладывалась база для этнокультурных контактов, сотрудничества и состязательности различных вариантов обучения и воспитания в башкирской школе.

Поэтому все ценное, добытое многовековым опытом народа, достижения отдельных представителей общественной и педагогической мысли должны не только бережно сохраниться, но и активно использоваться педагогической наукой и практикой»

Творческая деятельность М. Уметбаева, М. Акмуллы, М. Бек-чурина, Р. Фахретдинова, которая наиболее полно отразила фило- оофокив, общественно-политические» эстетические, морально-этические и педагогические взгляды своего времени, явилаОБ для башкирского просветительства периодом расцвета*

Их имена по праву можно поставить в один ряд о выдающимися мыслителями других народов, как татарин К. Насыри, чуваш И. Яковлев, мордвин А. Юртов, азербайджанец Г. Зардаби, казах И. Алтыноарин, удмурт И* Михеев и др. На протяжении четырёх десятилетий они боролиоь за общественный прогресс, весь свой талант отдали делу просвещении сородичей, приобщения их к европейской, особенно к передовой русской культуре, делу укрепления дружбы между башкирский и другими народами России*

Этому периоду истории башкирской педагогики посвящены лишь единичные исследования ученых: Ш*. Абзанова, 0« Алибаева, X. Амирова, А. Вникеева, К. Йдельгужиной, А. Рашитова, Ф. Мус-тафйвой, М. Фаршхатова и др.

Эти ученые рассматривают башкирскую школу в дореволюционный период* Их научные труды представляют определенный интерес* Они оказали значительную помощь диссертанту в выявлении всестороннего и научного подхода к исследованию поставленной проблемы* Однако рассматриваемая в этих трудах башкирская школа представлена в отрыве от духовной, в т.ч. религиозной культуры народа, не использовано' педагогическое наследие башкирских просветителей прошлого столетия*

Некоторые работы насквозь пропитаны партийно-классовым подходом, который приводил в лучшем случае к искажению отдельных фактов* Например, в джадидизме (от арабского "джадид" -новый) отдельные ученые видели только отрицательные отороны, называя его реакционным явлением в просвещении*

Иная точка зрения характерна для башкирских просветителей второй половины XIX века, они же называли его необходимым, прогрессивным процессом в мусульманских школах Росоии, в том чиале и в Башкирии.

При исследовании мы опирались на многочисленные работы выдающихся современных ученых: Г.Н. Волкова, Д.Ж. Бадеева, Я.И. Ханбикова» А.Ш* Гадшмова, Ш.А. Мирзоева, А,Э. Измайлова, Т.Т. Тажибавва, А.И. Сембаева, М.Г. Тайчинова, А.Э. Эфирова и др., которые рассматривали различные аспекты проблемы народного воспитания на материале прежде всего национального фольклора и религии* Кроме того, труды этих ученых представляют собой существенный интерес, содержат немало полезного из теории, истории педагогической практики и педагогической деятельности.

В публикациях перечисленных авторов освещаются отдельные воирооы создания и деятельности русских и русско-национальных школ, профессиональных учебных заведений, конфессиональных и новометодных мектебов и медресе конкретных территорий, кратко рассматриваются педагогические проблемы: женского и религиозного образования, а также педагогические взгляды известных деятелей просвещения*

Ценный материал для иооледования нравственно-воспитательных идей башкирской общественной педагогической мысли был получен при изучении философских, исторических, иоторико-педаго-гичеоких, литературоведческих трудов таких ученых, как Н.В. Бикбулатова, И.А* Богданова, К.Д. Давлетщина, А.Х. Виль-данова, Г.С. Кунафина, Г, Фатихова, Р. Шакура и др.

О развитии педагогической мыоли Башкирии во второй половине XIX в* говорится в таких изданиях, как "Творчество Нажита Гафури" (Уфа, 1970), "Педагогические взгляды башкирских пиоа- телей" (Пермь, 1974), "Башкирские лрооветители-демократы ИХ в."(Москва, 1987) и др.

Однако в этих и некоторых других работах проблема влияния прогрессивных педагогических идей башкирских просветителей на процесо воспитания в шкоде вообще не освещается, либо затрагиваются только отдельные, связанные с этим вопросы* Всестороннее изучение этико-педагогических идей в Башкирии названного периода до оих пор не проводилось. Вое это свидетельствует об актуальности специального исследования проблем воспитания, разрабатывавшихся педагогической и общественной мыслью Башкирии второй половины XIX в., что и обусловило выбор указанной проблемы в качестве темы диооертадии.

Объектом исследования является система национального образования в Башкирии, а его предметом - развитие педагогических идей башкирских просветителей и характер их влияния на становление башкирской школы.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе научного анализа творческого наследия представителей башкирской педагогической и общественной мысли второй половины XIX в» раскрыть разработанные ими идеи воспитания и показать влияние их на становление и развитие основ башкирской школы.

Сформулированная цель определила постановку следующих задач исследования:

I* Выявить идейио-теоретичеокие и идеологические источники, питавшие развитие прогрессивных идей воспитания в педагогическом наследии башкирских просветителей.

2. Проанализировать деятельность различных типов национальных школ второй половины XIX века, вскрыть специфику их педагогической практики»

3* Определить степень влияния мусульманской религии и прогрессивных педагогических воззрений башкирских просветителей на деятельность башкирской школы в исследуемый период*

4* Дать характеристику идей воспитания, содержащихся в творческом наследии М. Уметбаева, М. Акыуллы, F. Фахретдиноаа, М. Бекчурина, и показать их влияние на становление и развитие национальной школы.

Методологической основой нашего исследования являются важнейшие положения современных педагогов и философов о воспитании и образовании, исторических корнях и своеобразии педагогической культуры, приоритете общечеловеческих нравственных ценностей, взаимодействии народной и религиозной морали*

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем впервые предпринята попытка исследовать педагогическую мысль и школу в единстве в научаемый период* В результате научного анализа выявлена определенная система прогрессивных педагогических идей башкирских просветителей второй половины XIX века М. Уметбаева, Н. Акмуллы, Р. Фах-ретдинова, М. Бекчурина.

Отход диооертанта от устоявшихся идеологических штампов позволил вскрыть ориентированность башкирской этико-педагоги-ческой мыоли на общечеловеческие духовные ценности и определить довольно высокий для своего времени уровень ее разработки*

В исследовании введен в научный оборот ряд новых оригинальных архивных материалов и документов, программ и т.д., учебно-методичеоких пособий, ранее неизвестных широкому кругу педагогов и имеющих практическую ценность. Обращают на себя особое внимание следующие архивные фонды: - в Оренбургском областном архиве - фонды Пограничного отдела канцелярии Оренбургского военного губернатора за 1880-1991 гг«, канцелярий директора народных училищ Оренбургской губернии за 1868-1990 гг»; в Центральном государственном историческом архиве г, С-Петербурга - фонд Департамента народного просвещения, Главного управления училищ, ученого комитета Министерства на* родного проовещения за I876-I896 гг.; в Центральном государственном архиве РБ (г. Уфа) -фонды канцелярии Уфимского губернатора, попечителя Оренбургского учебного округа, документы Оренбургского Духовного собрания по истории мектебов и медресе Башкирии второй половины ПХ века.

Практическая значимость» Результаты данного исследования имеют иоторико-познавательное значение: расширяют и углубляют знания в области истории просвещения и педагогической мысли в России и в Башкирии в частности.

Материалы внедрены в вузах Башкирии, они используются при чтении курсов педагогики и иотории педагогики в высших педагогических учебных заведениях республики* Материалы исоледо-вания могут быть попользованы в школьной практике при организации учебно-воспитательной и культурно-просветительной работы с учащимися и родителями.

Достоверность полученных результатов обусловлена методическим- обоснованием исходных положений, широким использованием первичных архивных и литературных источников, комплексным применением разнообразных методов исследования, соответствующих целям и задачам настоящей работы, логичностью окончательных выводов*

Общий замысел работы, ее цель и задачи определили выбор методов исследования, важнейшими из которых стали анализ и синтез философских, научных, педагогических воззрений башкирских педагогов-просветителей и влияние их не содержание воспитания в башкирской школе; соблюдение единства исторического и логического подходов на основе общеметодологических принципов историзма, научности и системности.

В дополнение ко всену автор диссертации неоднократно выезжала в башкирские аулы, где встречалась и беседовала с целым рядом лиц, которые сообщили ей чрезвычайно интересные и совершенно новые сведения о развитии шкоды и педагогической мысли башкир во второй половине ИХ в*

Апробация результатов исследования была осуществлена в выступлениях перед учителями Башкирии и Челябинской области, а также перед студентами Сибайского филиала БШИ. Основные результаты и выводы, полученные в ходе проведенного исследования, неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и поихологии БИПКРО и БОТ.

Результаты исследования включены в методические рекомендации для воспитателей, руководителей школ, они использовались в семинарах и проблемных курсах повышения квалификации воспитателей национальных школ Башкирии.

На защиту выносятся следующие положения:

I. Во второй половине XIX века в Башкирии оложилиоь реальные факторы и условия для развития прогрессивных педагогических идей II. Уметбаева, М. Акмуллы» Р. Фахретдинова, М. Бек-чурина.

2* Педагогические взгляды вышеперечисленных педагогов-просветителей имеют глубинные корни и сформировались на национальной и религиозной основах и играли неоценимую роль в вос- питании подрастающего поколения исследуемого периода.

3. Важнейшим показателем прогрессивности идей представителей башкирской педагогической мысли является ориентация их на общечеловеческие моральные.ценности. Гуманистическая направленность и демократическая окраска были характерной и отличительной чертой передовой башкирской этико-педагогичеокой мысли второй половины XIX века*

Исследование было проведено в три этапа.

На первом этапе (1985-1988 гг.) была сформулирована тема, изучены первичные теоретические условия, проанализирована научная педагогическая и философская литература, имеющая отношение к проблеме» Для исследования соответствующих источников были использованы материалы архивов и библиотек. На лекции по педагогике были прочитаны доклады, связанные о темой диссертации, проведены подготовительные работы для написания газетных и журнальных статей.

Воя эта работа дала возможность обосновать степень изучен-ности проблемы, ее актуальность и определить задачи исследования*

На втором этапе (I988-I99I гг.) были проанализированы и обобщены материалы, добытые в ходе иооледования, использованы возможности архивных и библиотечных служб. В связи с темой диссертации были подготовлены тезисы на научно-лрактичеокие конференции, сделаны соответствующие доклады. С точки зрения подготовки проблемы были изучены содержание и структура исследовательских работ других авторов. Был написан первый вариант диссертации.

На третьем этапе (I99I-I994 гг.) был проведен анализ связанных о исследованием научно-теоретических сведений, их сиоте- матизация, сделаны соответствующие выводы. С целью усовершенствования исследования, о учетом требований современной школы диссертационная работа вновь была пересмотрена, были внесены дополнения к работе, связанные о основными положениями исследования.

Логика исследования и последовательность решения поставленных задач определили структуру диссертации» Она состоит из введения, двух глав, заключения, вписка использованной литературы и приложения*

Основные факторы развития педагогических воззрений башкирских просветителей

Формирование башкирского национального просветительства связано о историческими особенностями второй половины ПХ в , а именно: с процеосом складывания башкирской нации, с ростом национального самосознания. В этот период среди башкирской интеллигенции появляются прогрессивно настроенные, с передовыми по тому времени взглядами деятели просвещения и культуры, которые стремились к распространению и усвоению русской культуры, к созданию и развитию на ее примере своей национальной культуры, мечтали о преобразовании религиозно-схолаотичеоких мектебов и медресе в светские. Они делали первые шаги по разработке проблем, связанных с историей и культурой родного народа, что в определенной мере подготовило благоприятную почву и дало ощутимый толчок для развития просветительских идей в башкирском обществе.

Башкирскому просветительству присущи характерные черты просветительства народов России, но при этом оно имеет свои национальные особенности.

Судя по высказываниям самих башкирских просветителей, решающее влияние на формирование их педагогических взглядов оказали следующие факторы, явившиеся живительными источниками идей и образов, мощными стимуляторами исследовательской и просветительской деятельности: - устное народное творчество и своеобразная национальная культура башкир; - культура народов Воотока; - мусульманская религия (указанные авторы подчеркивали конструктивную роль ислама в воспитании и развитии образования, отмечая, что ислаы способствует распространению знаний среди башкир); - демократическая руоокая культура, а через нее - мировое культурное наследие; - наследие оэоэнов»

Рассмотрим каждый из этих факторов. Устное народное творчество башкирt как и фольклор других народов, отличается глубокой содержательностью и яркой образностью. Являясь на протяжении веков единственным средством выражения дум и чаяний башкирского народа, оно вылилось во многие формы: сказки, легенды, героические и бытовые песни, эпос, кубаиры, пословицы и поговорки, устно передававшиеся из поколения в поколение.

Башкирский фольклор отразил степень познания народом природных сил и социальных явлений, выразил свободолюбие народных масс, их готовность противостоять иноземным захватчикам, откликался на все события народной жизни; звал на борьбу с врагами, воспевал свободу, высоко ценил дружбу и солидарность народов, сохранил и передал последующему поколению народные обычаи и традиции, служащие делу воспитания молодежи.

Одним из ранних памятников башкирского эпооа является героическая поэма об Урал-батыре ("Урал-батыр"), в которой выражена идея победы жизни над смертью. Урал-батыр ценой своей жизни победил Смерть. Он отказался выпить добытую им с велики Сэоэн - башкирский народный поэт-импровизатор» ми трудностями живую воду и разбрызгал ее вокруг себя, чтобы обессмертить природу. Люди насыпали над его могилой высокий курган, от которого, как говорится в поэме, образовались Уральские горы, а останки Урал-батыра превратились в различные драгоценные камни, золото, серебро, горный хрусталь, малахит, железо, которым так богат Урал. "Урал батыр", как1 и другие эпические поэмы, следует отнести к блестящим памятникам народной педагогики. Предсмертное обращение Урал-батыра к народу, кроне воспитательного смысла, содержит и педагогическую идею - надо учить молодежь добру, наставлять в благородстве. "Пусть каждый будет мечтой одержим, Пусть матерью будет Вам доброта» Высокая честность и чистота; Не подпускайте скверну к порогу,

А доброте - откроите дорогу!" Из отрывка видно, что эпос возносит добро. Добро не только вечно, оно присуще воему, что существует. Оно дает миру стройность и порядок, делает мир прекрасным. Иначе говоря, добро в "Урал батыре" - воесильное начало, растворенное во всем мироздании. Добро выступает как одно из базисных понятий нравственного сознания башкир»

Другим древнейшим жанром устного народного творчества являютая кубаиры, представляющие монолог, дающий оценку народа тому или иному общественному, нравственному явлению. В этом жанре особенно отчетливо проявляется житейская философия башкирского народа Кубаиры логически близки и родственны русским былинам, украинским думам, казахским жырам, якутским олонхо, кавказский нартам и т.д. В народе слово "кубаир" объясняется как хорошая, олавная песня, т.е. песня прославления И действительно, основное идейно-тематичеокое содержание кубаиров связано о прославлением родного Урала, башкирского народа и его славных батыров, их фивичеокую оиду и ум; в них отражена народная мудрость, воспитывающая в подрастающем поколении почтительное отношение к старшим, доброту, отзывчивость, гостеприимство, терпение и т д# Например, в кубаире "О хорошем (добром) и плохом (злом) человеке" сказано: Признание старшего Признак доброты. Признание младшего Признак человечности. Не слушать старшего Творить зло Не считаться с молодым Признак злого . Будь же младшим перед старшим Будь же отаршим перед младшим.

М. Уметбаев, М. Акмулла, Р. Фахретдинов, М. Бекчурин не раз отмечали, что кубаиры являлиоь богатейшим срадотвом народной педагогики, и поэты-просветители не могли не отразить в своем творчестве вековую мудрость народа. Необходимо отметить, что работа ученых-проовегйтвлей в этом направлении находилаоь в тесной связи с их историко-географичеокой деятельностью Они хорошо понимали, насколько важно исследование фольклорных произведений для объяснения истории родного народа, развития его духовного облика Именно поэтому собиранию, публикации и изучению фольклорных материалов М. Уметбаев уделял особое внимание. Он считал своим святым долгом собрать, обработать и довести до научного мира в первую очередь те произведения уотного народного творчества, которые доселе не были тронуты и изучены фольклориота-мй, этнографами Сначала он обратился к памятникам, отражающим обычаи, приметы, различные обрядовые традиции народа, и отдельные их образцы опубликовал в оборнике "Справочная книга Уфимской губернии" (г. Уфа, 1883) под заглавием Приметы, неверия, поговорки и изречения магометан Уфимской губерния". В первой части этого небольшого труда были помещены "народный календарь", обобщающий многолетние наблюдения самого автора и жизненный опыт народа; изречения, связанные с различными обрядами, приметами и явлениями природы, а во второй части было дано около 50 поговорок и пословиц

Народные просветители - Сэсэны (сказители) и их роль в становлении педагогических взглядов башкирских просветителей-педагогов

На протяжении многих веков у башкирского народа существовал институт оэсэнов. Слово "сэсэн" в переводе на руоский язык означает "сказитель". В прошлом башкиры называли сэоэна-ми человека, обладающего глубокими знаниями героического эпоса и других форм народного творчества.

Сэоэя - это "и поэт, и певец, и импровизатор, и хранитель лучших образцов народной поэзии. Поэтическое состязание сэсэ-нов (айтыши) всегда выстраивалось как контрастное и последовательное противопоставление двух этических программ. Острая полемичность, страотнооть, обоснованность и аргументированность их выступлений были активной силой в формировании мировоззрения слушателей, подготовке их к участию в тех социальных переменах, которое несло будущее. Очень важно отметить, что сэсэны выступали как философы. Их выступления были построены в форме наставлений, поучений, афоризмов, которые со временем превратились в народные пословицы и поговорки. Например, "вор не разбогатеет", "скажу, если спросите" и т.д.

Большое место в репертуаре оэсэнов занимали кубаиры -посвящения, высказываемые предводителю, вождю. Б них одобрялось или порицалось какое-либо из деяний вождя или же содержался адресованный ему совет, наставление в связи с определенным событием» Сэоэны, участвовавшие в походах, должны были создавать различные песни о жизни воина. Произведения на эту тему, дошедшие до нашего времени, - обычно похвала самому батыру, его коню, оружию, горячий призыв воинов к отваге, стойкости перед лицом врага, восхваление неукротимых, грозных, беострашных героев или оплакивание погибших братьев. Творчество сэсэнов подготовило почву для деятельности М. Уметбаева, М. Акмуллы, Р. Фахретдинова, М. Бекчурина.

Сказители-сэсэны являлись лучшими народными педагогами прогрессивных башкир второй половины XXX века, они выполняли идеологическую и педагогическую функции, а именно: а) сохранение иотории. народа; б) передача Патетических норм (культура исполнения кубаиров, песен и т.д.); в) воспитательную (передача норм нравственности через обычаи и традиции).

Институт сэсэнов сохранялся у башкир и после принятия мусульманства, несмотря на наличие некоторых противоречий Были и такие случаи, когда сэсэны выполняли и функции служителей мусульманского культа. Известны в истории сэсэны: Катай-Гали и Хабрау (конец НУ - начало XX вв.), Кубагуш (конец ХУ -середина ХУІ вв.), Карас-сэоэн (конец ХУІ - середина ХУЛ вв.), Ереное (ХУЛ в.), Шдеш и Еммят (ХУШ в.), Баик (ХУШ - начало XIX вв.) и др.

Сэсэны зачастую выступали от имени народа - племени, рода - выражали его думы,и чаяния, что обычно повышало общественное значение исполнения ими кубаиров. Айтыш сэсэнов (поэтический турнир, вершина импровизаторского искусства) проводился обычно перед народом, являющимся одновременно и слушателем и критиком. Кубаиры сочинялись экспромтом. Состязающиеся сэоэны своим поэтическим талантом заинтересовывали, увлекали слушателей, вызывая восхищение и пожелание победы одной группы и протест возмущения другой. Найти ответы, доводы, дать отпор противнику, понять его слабость и привеоти в замешательство, озадачить - это замечательное искусство, приоущее только крупным талантам, имеющим большой опыт и навыки импровизации, В исторических и литературных памятниках народа сохранились бесценные материалы о сэсэяах. Вот некоторые из них.

МВ мирные дни сэоэны принимали участие в разрешении многих спорных вопросов. Когда возникали крупные споры и стычки ме%ду племенами из-за кочевок и тебеневок (стоянок), - пишет М. Бурангулов, - вотупали в действие сэоэны. Чтобы не допускать во время спора кровопролития, роды и племена обычно собирались на майдан и уотраивали состязания воадников, музыкантов, батыров. Спор считался решенным в пользу того племени, конь которого пришел первый, и сэоэны, батыры, кураисты, танцоры которого одержали победу в состязании. Если какое-либо племя нарушало это решение и начинало братоубийственную войну, остальные племена, обвинив его в измене традициям, ополчались против него. Издревле ни один народный праздник не обходился без мудрых сэсэнов В башкирском фольклоре широко популярен образ защитника обездоленных - мудрого и находчивого Ераное-сэсэне рассказывается, что он свободно владел башкирским и казахским языками".

О некоторых сэсэнах сложены самостоятельные произведения. Например, сохранились айтыши о замечательном сэсэне Куба-гуше, который, по преданию, хил в середине ХУІ в. В айтыше "Кубагуш-оэоэн" повествуется о борьбе Кубагуша о ханами и бия-ми. Кубагуш говорит о оебе:

"Не власть имущий - простолюдин я, Иду против оседлавших тулпаров, Иду против захватчиков. Ау!"

Кубагуш-сэсэн известен и среди казахов. Казахские акыны слагали о нем песни-четверостишия-улены. В улене "Кубуш-оэоэн", записанном М. Буравгуловым в городе Актюбинске от акыны Алоын-бая, рассказывается о победе башкирского сэсэна Кубагуша над казахским акыном Биоанбаем во время поэтического состязания.

6 первой половине ХУІ в. в башкирском племени тиляу жил сэсэн по имени Карао. Он был не только талантливым сказителем, но и бесстрашным военачальником. Карас возглавлял борьбу против грабительских набегов иноземных феодалов. О нем был ооэдан кубаир "Карас-оэоэн".

Мусульманские традиции в педагогической мысли и практике воспитания

Продолжая традиции своих предшественников, башкирские просветители выступали за демократизацию школьного образования, за. преподавание русского языка, боролись против религиозного фанатизма, национальной обособленности, воспевали свободу, равенство и дружбу народов. Башкирские просветители, как и просветители других восточных народов, связывали развитие прогресса, и культурное обновление с исламом.

Восточным просветителям гуманистическая суть некоторых положений ислама импонировала., каноны шариата они нередко рассматривали как фактор воспитания у людей нравственной чистоты, а критиковали не самою суть религии, а неспособных к просвещению отдельных служителей мусульманского культа. В их представлении муллы и ишаны - это люди с широкой эрудицией, носители культуры и нравственности.

Так, М.Уметбаев в своих произведениях высмеивает отрицательные нравственные качества деятелей, стоящих во главе ислама, призывает их стать образованными, высоконравственными людьми, способными принимать активное участие в деле воспитания, просвещения родного народа: Эй, ты, мулла, считавший себя ученым, Не будь развратным божьим сыном,

Стань благородным, скромным человеком. Мулла может пользоваться авторитетом среди населения только тогда, когда он ищет "познания", отремится "владеть различными ремеолами", посвятить свою жизнь делу просвещения народа я воспитания у него высоких моральных качеств. U. Умет-баев призывает людей ОТНОСИТЬСЯ с большим уважением к муллам, способным стать опорой "просвещения" и "братства", "БОР, -пишет М. Уметбаев, - создал неисчисляемые богатства, живую и неживую природу Чтобы человек знал дену этим сокровищам, познал и попользовал их в своих интересах, он наделил его разумом" 1

Не отвергал религию и веру в бога и Мифтахвтдин Акмулла Он писал, что людям "нужны мунажат и молитвы".

Интересно в эхом плане популярное среди народа его стихотворение "Наставления": То, что прежде всего необходимо - это иман, Поклоняйое вере своей Мале взывать: "Господи, проотиі" Тех, кто не внемлет иыану, называют неверными. ( Акмулла)

Следует отметить, что в произведениях мусульманской религии были глу&й№заложены нравственные критерия (сострадание и любовь к ближнему, милосердие и т.д.), которые широко применялись при обучении и воодитаннн во всех типах якол того времени»

Основы религия ислама изложены в главней священней книге муоульман - Коране, содержащем собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний, молитв, назидательных рассказов, притч.

Коран являлся для мусульман Божественным откровением и устанавливал основные религиозные догматы и правовые положения, Сунна1 указывала, как ими пользоваться, и внедряла их в быт.

Вое это использовали в своей деятельности башкирокив просветители и распространяли идеи нравственности в учебных заведениях для башкир.

Нравственное воспитание, как уже было оказано, лекало в основе многих религиозных произведений, многие ив которых не устарели до настоящего времени Например, "Говори всегда правду, если она тебе даже не выгодна"; "Сдержаннооть и выдержка возвеличивают человека"; "Не садись между двумя видящими, не спросив у них предварительно разрешения"; "Воли одновременно позовут тебя отец и мать, то прежде подсиди к матери"; "Хорошо относитесь к женщинам Это грех не защищать права слабых женщин и сирот"; "Рай находится под ногами наших матерей"; "Во воем будьте умеренными и скромными, и не отрекитесь к излишку"; "Вознаградите тех, кто сделал вам добро"; "Добрые дела делайте без шума"; "Хот, кто не благодарит людей, не благодарит и Аллаха"; "Достойное поведение есть признак совершенства веры"; "Слушайте олово старших" и т.д.

Таким образом, Сунна и другие религиозные произведения носили преимущественно воспитательный характер и являлись неисчерпаемым источником для воспитания подраотающего поколения второй половины ИХ века Смысл воспитания в религиозных произведениях состоял в укреплении преемственнооти поколений на вековых, прогрессивных гуманистических традициях народе Религиозная мораль основывалась полностью на народных традициях Традиция, в т.ч. семейная, - это осознание принад» ложности к своим корням Чем дальше, глубже в прошлое проложены эти корни, тем сильнее они. Основой религиозных канонов, их фундаментом являются народные традиции, поэтому и каноны воогштания связаны, с одной стороны, с религией, а с другой -о народными традициями.1 Если внимательно анализировать заповеди любых религий, то видно, что они вобрали в себя все лучшие традиции и обычаи, которые сформировались задолго до возникновения религии Поэтому трудно и почти невозможно отделить религиозные учения от традиций народа. Религия в определенной мере служила как бы хранительницей традиций В заповедях любой религии, кроме чисто религиозных мотивов (почитание бога и т.п.), содержатся общечеловеческие ценности, что характерно как для Библии, так и для Корана (например, в шестой заповеди Библии сказано; tee деритесь, не обижайте, не браните никого Помогайте воем, кому только можете помочь". Или в девятой; "не ябедничай, не жалуйся понапраону, не сплетничай. Когда сделана шалость и спрашивают, кто сделал, - не окривайте"), которые и легли в основу системы воспитания того или иного народа

Светская ориентация педагогических воззрений башкирских просветителей на деятельность национальной школы

Религиозность во взглядах башкирских прооветителей второй половины XXX в», несомненно, отражалась в деятельности учебных заведений для башкир» Рассмотрим некоторые из них: мектебе, медресе, кантонные и руооко-башкирские школы, военные учебные заведения, а также профессиональные.

Как показали исследования, до поступления в мектеб дети получали домашнее образование. Родители уже к пяти-шеоти годам обучали своих детей навыкам счета, письма, а также закладывали основы религиозного воспитания. Надежным проводником просвещения в народе,особенно религиозного, служила женщина, мать семейотва. Прежде всего от нее дитя перенимало родную речь, усваивало психологию старших, а также умения выполнять несложную работу по дому и т.д. Родители строго соблюдали мусульманский закон, который гласил, что учиться должны вое. Поэтому даже в самых отдаленных аулах был мектеб Это широко распространенный тип школы в дореволюционной Башкирии. Они характеризуются тем, что в течение нескольких веков в них не было сколько-нибудь значительного изменения как в содержании и методах обучения и воспитания, так и в руководстве оамвй школой.

Задача мектебов была весьма скромной: учить читать, считать, а мальчиков - я писать. Но достичь того, чтобы дети стали грамотными, было очень трудно» Для того, чтобы научиться грамоте» учащиеся должны были пробыть в мектебе несколько дет Бывало и так что, пробыв в мектебе 5-6 дет и даже больше, учащиеся выходили из школы почти ничего не зная. Причин затруднивши процесс обучения» было много: отсутствие соответствующих помещений и оборудования шкод, отсутствие печатных учебников, негодность, неоовершенноогь методов обучения, трудность арабской письменности Вот как характеризовал мектебы в своей монографии заслуженный деятель науки БАССР Н.Д. Чижов. "Обычно это простая изба, часто без сеней и двора. Внутри более или менее просторная комната без воякой мебели и украдений» В часы занятий она наполняется шакирдами (учениками) разных возраотов - следовательно, разных сроков поступления и разной длительности обучения Здесь и начинающие учиться, здеоь и оканчивающие свою учебу после долгих лет напряженного труда. Все оидят на полу, на низких скамейках - книги, каждый учит свое Впереди восседает учитель, Шакирды подходят по вызову, отвечают заданное, а затем возвращаются на меото. Физическое наказание (розги) в силе, как необходимое педагогическое средотво ,.. В комнате стоит равномерный шум: ученики учат наизусть заданное, равномерно покачиваясь, затыкая уши, чтобы не отвлекаться шумом ... Каждый обучается отдельно. Нет надобности говорить о продуктивности занятий. Обучение усложняется тем, что ведется на арабском языке ,.,

Еще в 1869 году директор училищ Оренбурмкой губернии М. Попов писал, что ",« по законам шариата каждый мусульманин обязан соблюдать обряды, а для этого он должен знать известные молитвы. Вот главная причина мусульман к учению, поэтому в мусульманских школах рядом с семилетними детьми можно встретить и двадцатилетних". "По окончании ыектебов, - пишет инспектор И. Бикчента-ев, - шакирды должны знать то, что необходимо мусульманину, какими качествами ои должен обладать, знать наизусть отдельные отрывки корана (анты) и уметь произносить их о должной интонацией, хорошо знать обряды, обязательные правила и требования ислама, запрещаемое и одобряемое шариатом, жизнеописание пророков, возникновение и распространение ислама, священную необходимость религии".

Таким образом, мектебе носили массовый характер В конечном счете они олужили укреплению ислама среди населения и готовили кадры мусульманского духовенства. Эти школы были ориентированы на восточную средневековую культуру.

Однако среди мударриеов (преподаватель) и мулл были довольно одаренные, интеллектуально развитые люди Поэты, музыканты (особенно кураисты) Мухаммед бине Гали, Иямухаммед бине Загид, авторы учебников Муртаза Снмани, Юнуо Оруви получили большую известность в татаро-башкирском обществе Видную роль в просвещении башкир для получения среднего и вывшего образования сыграли "медресе 1. Но, как показало изучение и анализ литературы, единого мнения, где и когда возникли "медресе", нет. По мнению Адама Меда, швейцарского ученого, данные источники указывают на Вишадур (северо-восточный Иран), бывший в X веке главным средоточением учености Востока как на родину учебных заведений этого типа. Адам Мец полагает, что основной причиной их возникновения явился, якобы, новый метод преподавания - "мадрис", что в переводе с арабского означает - "толкование" (имеется в виду толкование Корана).

Такие крупные востоковеды, как В.В. Бартольд, Н.Пу Петру-шевокий и другие также считают северо-восточный Ирак местом появления первых медресе как самостоятельных учебных заведений для получения среднего образования в Исламе.

К середине 50-х годов XXX в. в Башкирии насчитывалось более 300 мектебов и медресе Среди них были крупные для своего времени медреое, как Каргалинокое в Оеитовском посаде, Сытырманское в Стерлитамакоком уезде, Тазларовское и Бураев-ское в Вироком уезде, оставившие заметный след в истории культуры башкир» Определенной прогрессивностью отличались и медресе в селах Ашкадар-Балыклы, Балык-дыкуль и особенно - Стер-либашево. В Стерлибашевском медресе обучаются юноши и взрослые люди, готовясь к занятию должностей мулл. В большинстве учащиеся из башкир и киргизов иногда из очень отдаленных местностей. Летом шакирды разъезжались по киргизским кочевьям и поселялись у состоятельных киргизов в качестве домашних учителей и служащих. Здесь бедные шакирды, изголодавшиеся за зиму, отдыхают и, исполняя легкую работу, поправляются и даже накапливают немного денег на зиму для продолжения своего учения.

Медресы были чем-то вроде слияния средней и высшей школы, в которых учащиеся обучались по 15 лет, даже по 20. Окончив медреое к 35-40 годам жизни, человек считался достигшим вершины образования, знатоком мусульманских правил и законов, после чего становился первым кандидатом на высшие религиозные должности: казия, имама, муфтия и т.д.

Похожие диссертации на Башкирская педагогическая мысль второй половины XIX века и ее влияние на развитие воспитания в национальной школе