Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Детские песни азербайджанских композиторов в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников Раджабов Октай Мамед Ага оглы

Детские песни азербайджанских композиторов в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников
<
Детские песни азербайджанских композиторов в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников Детские песни азербайджанских композиторов в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников Детские песни азербайджанских композиторов в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников Детские песни азербайджанских композиторов в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников Детские песни азербайджанских композиторов в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников Детские песни азербайджанских композиторов в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников Детские песни азербайджанских композиторов в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников Детские песни азербайджанских композиторов в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Раджабов Октай Мамед Ага оглы. Детские песни азербайджанских композиторов в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников : ил РГБ ОД 61:85-13/978

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Общие проблемы музыкально-эстетического воспитания в азербайджанской общеобразовательной школе .

I. Из истории становления и развития детской музыки азербайджанских композиторов - 10

2. Основные задачи музыкально-эстетического воспитания младших школьников на современном этапе. - 22.

3. Анализ содержания программ музыкального воспитания, учебно-методических пособий и их использования в практике советской азербайджанской школы - 35^'

ГЛАВА П. Возможности использования детских песен азербайджанских композиторов в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников .

I. Особенности музыкального языка детских песен азербайджанских композиторов и их использование в формировании музыкальных знаний» умений и навыков учащихся 1-і классов . - 57

2. Воспитательные возможности детских песен азербайджанских композиторов . - 107

Выводы - 138

Библиография - 142

Введение к работе

Актуальность исследования.

В постановлении ЦК КПСС "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы, принятом на апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС, взят курс на коренное улучшение дела художественного и эстетического воспитания подрастающего поколения» Выступая на Пленуме, Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У.Черненко подчеркнул, что для того, "чтобы советсткое общество уверенно двигалось вперед, каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности"1.

Творчески разрабатывая марксистско-ленинское учение в условиях развитого социализма, коммунистическая партия и Советское правительство видят основную цель общеобразовательной школы в том, чтобы человек воспитывался у кас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего - как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения2.

Нынешний процесс совершенствования содержания народного образования в общеобразовательной школе включает в себя и уроки художественного цикла, в том числе и музыки. 6 связи с этим в каждой республике, исходя из специфики условий, в

  1. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Постановление Пленума ЦК КПСС от 10 апреля 1984 г.

  2. Материалы Пленума ЦК КПСС* М.: Политиздат, 1964, с.25-31.

- г -

настоящее время ведутся поиски эффективных путей приобщения школьников к музыкальному искусству, являющемуся носителем важнейших эстетических и нравственных ценностей социалистического общества. Совершенствование методов музыкально-эстетического воспитания азербайджанских школьников отвечает требованиям, поставленным перед советской школой партией и правительством в деле формирования всесторонне развитой личности*

Уже в первые годы Советской власти выдающиеся деятели партии и советской педагогики - Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, В.Н.Шацкая, Н.Я.Брюсова, а в Азербайджане крупнейшие музыканты-просветители У.Гаджибеков и М.Магомаев указывали на то большое значение, которое имеет музыка в общественной жизни и в правильном развитии личности школьника. Так, Н.К.Крупская указывала, что базой для понимания переживаний других людей должны быть сильные коллективные переживания - совместные пения близкой, понятной песни, совместные коллективные движения (игра), коллективная декламация и пр.

В последующих работах советских музыкантов-педагогов (Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер) эта точка зрения нашла свое конкретное воплощение в разработке теории и практики музыкального воспитания в общеобразовательной школе. Большой вклад в разработку этой проблемы внесли сотрудники лаборатории преподавания музыки и танца НИИ художественного воспитания Ю.Б.Алиев, В.К.Белобородова, Г.С.Ригина, Т.Н.Овчинникова, а также представители других организаций Д.Б.Кабалевский (ССК), Н.А.Ветлугина (НИИ дошкольного воспитания), О.А.Апраксина (МИМ им. В.И.Ленина).

I. Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания. Пед. соч. в 10 т., т.З, с.317.

Непосредственно в Азербайджанской ССР проблемы музыкально-эстетического воспитания школьников кашли свое отражение в диссертационных исследованиях С.Д.Кулиева, Н.Д.Меликмамедова, В.Д.Халилова. Обобщая богатую практику музыкального воспитания школьников средствами народной музыки, эти исследователи нашли ряд важных закономерностей в развитии их музыкальной культуры. Однако вне поля зрения этих исследователей оказалось - такое важное средство музыкального воспитания нынешних школьников, как детская песня азербайджанских композиторов. Богатее эстетическое и нравственное содержание этих песен дает все основания для того, чтобы использовать их в учебно-воспитательном процессе, однако для этого детские песни азербайджанских композиторов должны быть проанализированы с точки зрения их дидактических и воспитательных возможностей, а также пройти соответствующую опытно-экспериментальную проверку перед включением их в репертуар для слушания, разучивания и исполнения детьми.

Для проведения данного исследования был выбран младший школьный возраст, так как именно в этом периоде начинается интенсивное развитие музыкальных способностей ребенка и формирование его как личности под воздействием общения с музыкой. В советской педагогике этот возраст характеризуется как наиболее восприимчивый к воздействиям эмоционального плана и именно этими воздействиями особенно богата сфера музыкального воспитания.

Исходя из сказанного, цель данного исследования заключалась в выяснении возможностей детских песен азербайджанских профессиональных композиторов в музыкально-эстетическом воспитании

младших школьников.

Под музыкально-эстетическим воспитанием понимается оснащение учащихся необходимыми музыкальными умениями, знаниями, навыками и на их основе развитие у них эмоционального отклика на музыку, умения глубоко чувствовать и понимать идейно-нравственное содержание музыкальных произведений» красоту окружающей действительности.

Предметом данного исследования явилось:

а) изучение теоретических предпосылок формирования у
младших школьников музыкальных умений, знаний и навыков в
процессе воспитания, разучивания и исполнения детских песен
азербайджанских композиторов;

б) изучение возможностей детских песен азербайджанских
композиторов в идейно-политическом и нравственном воспитании
младших школьников.

Объект исследования - младшие школьники на уроках музыки в общеобразовательных школах Азербайджанской ССР.

Гипотеза исследования» Отбор детских песен азербайджанских композиторов на основе предварительного теоретического анализа, их эстетической и нравственной ценности, а также на основании экспериментальной проверки песен в школе значительно повысит эффективность воспитательной работы учителя музыки. Развитие музыкальных способностей младших школьников протекает более эффективно, если применяемые для этого методы будут учитывать традиции азербайджанской национальной поэзии и народной музыки, ее ритмические и ладовые особенности.

Методологической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма о сущности коммунистического воспи-

- о -

тания; о необходимости проведения культурной образовательно-воспитательной политики с учетом местных национальных условий и культуры; положения классиков марксизма-ленинизма о роли искусства в общественной жизни и воспитании подрастающего поколения; программные документы и материалы съездов КПСС, Пленумов ЦК КПСС* постановлений партии и правительства по вопросам народного образования» коммунистического воспитания, развития литературы и искусства.

Исследование основывается также на опорных положениях советской музыкальной педагогики, накопившей к настоящему времени большой опыт в деле музыкального воспитания подрастающего поколения» на опыте истории развития азербайджанской национальной музыкальной культуры в советский период.

Для проверки гипотезы и достижения цели исследования в нем предстояло решить следующие задачи:

проследить историю развития и становления детских песен азербайджанских композиторов;

проанализировать детские песни азербайджанских композиторов, вошедшие в программы музыкального воспитания, учебно-методические пособия и репертуарные сборники по музыке для общеобразовательной школы в целях использования их для музыкально-эстетического воспитания младших школьников;

- экспериментальная проверка отобранных песен.
Методы, использованные в данном исследовании, включали

в себя:

- изучение и теоретический анализ в рамках исследуемой
проблемы литературы по педагогике, эстетике, музыкознанию и
музыкальной педагогике;

анализ произведений детской музыки азербайджанских профессиональных композиторов в учебных и внеклассных программах по музыке, репертуарных сборников для общеобразовательных школ;

изучение и обобщение массового и передового опыта работы по музыкально-эстетическому воспитанию школьников в республике с точки зрения использования в нем детских песен азербайджанских композиторов;

собственная опытно-экспериментальная работа автора в общеобразовательной школе (школа * 12 г.Баку) с 1978 по 1983 гг.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

  1. Впервые обосновывается педагогическая целесообразность широкого включения в практику музыкального и эстетического . воспитания младших школьников произведений детской музыки азербайджанских композиторов.

  2. Впервые эти произведения подвергнуты специальному анализу с точки зрения их дидактических возможностей, направленных на развитие у учащихся необходимых умений, знаний и навыков, и воспитательных, направленных на формирование у учащихся І-Ш классов ценных в социальном плане качеств личности, (таких как преданное отношение к Родине, к Коммунистической партии, к труду на общее благо и др.).

  3. Возможность использования народных ладов в детских песнях и роль связи между национально-поэтической ритмикой и текстами песни для детей.

  4. В исследовании освещены критерии отбора детских

песен для школьников» ведущими из которых являются доступность детскому возрасту, наличие связи с родной музыкальной культурой, художественная значимость в единстве с педагогической ценностью при решении учебно-воспитательных задач.

Практическая значимость исследования заключается в разработке на его основе программы по музыкальному воспитанию для начальных классов азербайджанской школы, составленной при личном участии и под непосредственным руководством автора. Исследование позволило уточнить содержание хорового репертуара, в котором детские песни азербайджанских композиторов играют важную роль в музыкально-эстетическом воспитании школьников, в развитии их как специальных способностей, так и общих нравственных качеств личности. На основе тщательного анализа автор отобрал песни для школьного репертуара и сам сочинил некоторые недостающие песни. Названная программа утверждена в качестве обязательной для школ Азербайджана решением коллегии Министерства просвещения республики от 16 мая 1982 г.

Апробация и внедрение в практику основных результатов исследования были осуществлены в процессе:

создания и внедрения программы по музыкальному воспитанию для учащихся начальной школы;

выступлений на Всесоюзных совещаниях специалистов по музыкальному воспитанию в Баку - в 1976 и 1982 гг., в г.Сумы - ( 1980 г. ), в Ташкенте - (1982 г. );

демонстрация результатов опытно-экспериментальной работы по республиканскому телевидению в учебно-воспита-

тельных передачах "Музыкальный клуб школьников";

- обсуждение материалов диссертации в НИИ педагогики Азербайджанской ССР, на кафедре теории и методики музыки Азербайджанского пединститута им. В.И.Ленина.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Детские песни азербайджанских композиторов могут явиться эффективным средством музыкально-эстетического воспитания учащихся младших классов при условии соблюдения в этих произведениях единства обучающей и воспитательной функции, доступности их детям, наличия связи с национальной музыкальной культурой.

  2. О необходимости учета традиций азербайджанской поэзии и музыки, их ритмических и ладовых особенностей при использовании общепринятых методов музыкального воспитания для развития музыкальных способностей учащихся азербайджанских школ.

  3. О необходимости оснащения учащихся специальными музыкальными знаниями, касающимися закономерностей применения средств музыкальной выразительности как в музыке своего народа, так и народов других стран. Наряду с оснащением учащихся умениями, знаниями и кавыками для их эстетического развития необходимо, чтобы они глубоко чувствовали идейно-нравственное содержание детских песен азербайджанских композиторов, чтобы при помощи этих песен у них форсировались правильное с точки зрения коммунистической морали отношения

к своей Родине, к труду, к своим близким людям - учителям» родителям и друзьям.

Из истории становления и развития детской музыки азербайджанских композиторов

Процесс становления детской музыки азербайджанских композиторов тесно связан с развитием национальной музыкальной культуры в республике после установления в ней Советской власти в 1920 году. Вместе с изменившимися условиями социальной жизни, которые позволили выйти отсталому в прошлом народу к высотам духовной культуры, в Азербайджане произошло мощное преобразование и обновление различных форм художественного творчества. Исторические пути становления музыкальных культур i-многих народов СССР показывают, что в течение короткого промежутка времени они прошли большой путь от создания полупрофессиональных произведений, написанных по образцам народной музыки до произведений, отвечающих самым высоким художественным и профессиональным критериям. Вместе с развитием азербайджанской профессиональной музыки появилась ее новая разновидность - музыка, адресовавшаяся композиторами детям, так называемая детская музыка, в которую входили детские песни и танцы, музыка в балетным спектаклям и фильмам. До появления этого вида профессионального творчества основным учебным материалом в школе являлась народная музыка, которая и сегодня сохраняет в себе большие музыкально-эстетические и нравственные ценности. Однако несмотря на богатство азербайджанского песенного фольклора, как верно указывается в диссертационном исследовании Н.С.Меликмамедова, многое из него не пригодно для использования в педагогическом репертуаре из-за несоответствия литературных текстов возрастным особенностям учащихся и целям их идейно-политического воспитания, так как большая часть песен является лирическими по своему содержанию (86, с.6).

Создание в республике композиторской музыки для детей было во многом подготовлено развитием традиций народной музыки. -Возникнув в середине 20-х годов в творчестве классика азербайджанской музыки У.Гаджибекова, она в дальнейшем обогатилась произведениями М.Магомаева, А.Зейналлы, С.Рустамова, Ниязи, Т.Кулиева, М.Исрафилзаде.

В I9E7 году в Баку был издан сборник "Азербайджанские тюркские народные песни" в записи и гармонизации Уз.Гаджибеко-ва, М.Магомаева, З.Гаджибекова. В этом сборнике было широко представлено все многообразие народного музыкального творчества; колыбельные песни, пастушеские, хороводные, трудовые и лирические. Однако собственно детских песен в этом сборнике было мало ("Колыбельная", "У колыбели", "Буренушка"). В этом сборнике было впервые представлено профессиональное творчество композиторов, адресованное детям - песни "Спустилась птичка" и "Осиротелый ягненок" Уз.Гаджибекова. По своему интонационному языку и художественным образам эти песни были близки детям и доступны их восприятию.

В 196 году был издан сборник под названием "35 тюркских дошкольных песен" А.Маилена. Эти песни были просты по своему мелодическому строению и предназначались не только для слушания, но и для исполнения их самими детьми.

Воспитательное значение сборника "35 тюркских дошкольных песен" А.Маиляна заключалось в том, что в нем впервые были напечатаны песни с пионерской и революционной тематикой ("Пионерский марш", "Кукла-пионер", "Песня революции"). Из бытовых песен сборника выделяются "На утренней заре" и "Игра в мя и. В каждой из них привлекают меткость зарисовок, выпуклость образа, изобразительность, помогающая более конкретному раскрытию темы революции.

Новый этап в развитии азербайджанской музыки для детей -тридцатые годы. В это время создаются песни для разных возрастов, посвященные традиционной детской тематике. Широкое развитие получает пионерская массовая песня-марш,

Уз.Гаджибеков, А.Зейналлы» С.Рустамов, Т.Кулиев создали в то время первые образцы детоких массовых песен. Таковы песни: "Пилоты" Уз.Гаджибекова, "Араз" А.Зейналлы, "Пионерский мари" Т.Кулиева, "Дерсе геден бир ушаг" С.Рустамова.

Популярный в те годы "Пионерский март" (ел. С.Вургуна) был первой массовой песней в Азербайджане, воплотившей в себе целенаправленность и решимость советских пионеров. Мелодия этой песни выдержанная в бодром, энергичном характере, строилась на новых призывных интонациях, не свойственных старой азербайджанской песне.

. Детская песня "Пилоты" Уз.Гаджибекова (ел. М.Сеидзаде) благодаря своей естественности, ясности мелодии, стала также широко известна среди азербайджанских детей. Композитор искусно трансформировал интонации азербайджанской народной песни "Галалы", выдержанной в полетном танцевальном ритме.

Одним из основоположников массовой песни явился М.Магомаев. С его именем связано рождение азербайджанских массовых пееен для детей о труде ("Нефть", "Марш пионеров", "Песня маленького ударника", "Наша деревня", "Поле" и др.).

Б своем песенном творчестве композитор шел от старинной крестьянской песни, но одновременно он искал черты песенного стиля, способные выразить новое содержание, связанное с революционным преобразованием традиционного уклада жизни азербайджанского народа.

Анализ содержания программ музыкального воспитания, учебно-методических пособий и их использования в практике советской азербайджанской школы

До" установления Советской власти в Азербайджане уроки музыки практически отсутствовали. Выходившие программы постоянно совершенствовались в соответствии с требованиями жизни.

Первая за годы Советской власти в Азербайджане программа по музыке (с перечнем песен) была создана и утверждена Нарком-просом Азербайджанской ССР в 1923 году. В эту программу, составленную для Единой трудовой школы первой ступени, были включены главным образом популярные народные песни, что можно объяснить тем, что в то время песен профессиональных азербайджанских композиторов просто еще не было. Эти песни были все одноголосные и рассчитаны преимущественно на сольное исполне- ние, что вызывало затруднения при использовании их в классе. Инструментальное сопровождение к этим песням делалось чаще всего в унисон с мелодией, так как традиции народной музыки придерживаются одноголосного пения.

В последующие годы (1920-1927 гг.) в учебных программах, утвержденных для Единой трудовой школы, содержание музыкального репертуара для работы со школьниками оставалось без существенных изменений. Для музыкального воспитания рекомендовались произведения азербайджанского фольклора (песни, танцы, мугамы), в содержании которых подчас преобладала лирическая тематика на стихи поэтов-классиков.

Методика музыкального обучения, направленная на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, звуковысотного и ладового слуха, чувства ритма в первых программах отсутствовала, что в значительной мере снижало их фективность в решении задач музыкального обучения и воспитания.

Первая профессиональная азербайджанская песня "Кызыл дойушчуи ("Красный боец") была написана одним из основателей азербайджанской профессиональной музыки Уз.Гаджибековым на слова поэта М.С.Ордубади в 1925 году. С этого времени начинается постепенное увеличение количества песен профессиональных авторов.

В программу, изданную в 1929 году специально для Ш года обучения в школах первой ступени, впервые были включены методические указания о проведении уроков музыки. В "сельском варианте" программы для начальных школ, выпущенном в 1930 году, предлагались различные темы по музыке. Этой же программой учителям музыки предоставлялась определенная свобода в выборе репертуара. В ней содержались рекомендации по использованию в зависимости от местных условий мелодий песен различного содержания. В этой программе на основе народной музыки рекомендовалось изучение тем, посвященных труду, природе, временам года.

В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 года школьная программа вновь претерпела изменения и была усовершенствована. Для школ I ступени предусматривались разделы по музыке. В качестве одной из важнейших ставилась задача изучения на уроках музыки песен революционно-героической тематики. В этой программе, как и в прежних программах, отсутствовал список рекомендуемых песен, что значительно снижало ее воспитательный потенциал.

До 1940 года эти программы издавались без изменений. Утвержденная в 1941 году Наркомпросом Азербайджанской ССР программа была усовершенствована в соответствии с требованиями времени. Б объяснительной записке к программе говорилось: "В принятой Наркомпросом Азербайджанской ССР программе музыка рассматривается как важный фактор коммунистического воспитания". Программа, составленная композитором Исмаияом Абдуллаевым, была разделена на три части: "Работа с песней"» "Музыкальная грамота", "Ритмика". Положительной особенностью этой программы было то, что в ней впервые в школьной практике рекомендовались композиторские песни наравне с народными. В программе для первого класса в этих целях рекомендовались песни композитора ИДбдуллаева "Мой котенок", "Весенние дни", "Журавли"» "Нефть", "Хлопок". В раздел "Знакомство с музыкальной литературой" бала включена его же "Песня солдата".

В программе П класса предусматривались песни И.Абдаллаева "Ордумуэ", "Сага махшсы", "Песня о хлопке", "Нефть", "Чен-берджи мемлекет". Песня "Комсомолка" Уз. Гаджибекова и "Интернационал" П.Дегейтера были включены в раздел программы "Знакомство с музыкальной литературой".

В программу для ЇУ класса входили песни: "Песня о Родине" Ниязи, "Школьная песня", "Песня солдата", "Песня правофлагно-вого" И.Абдуллаева, "Москва С.Покрасса, "К новым высотам" Ю.Хайта, "Спортивный марш" И.Дунаевского, "Песня о хлопке" Г.Бурштейна и другие.

Как видим, автором большинства песен, рекомендованных для обучения, является сам составитель программы. Объяснялось v это тем, что в тот период азербайджанские композиторы писали для школьников еще очень мало песен. В изданной в 1945 году прогремме по музыке количество часов со 160 было снижено до 102, хотя содержание ее не претерпело существенных изменений. Эти программы действовали до 1950 года.

После постановления ЦК НП(б) Азербайджана "0 состоянии художественного воспитания детей и мерах его улучшения" повысился идейно-политический и художественный уровень уроков пения в школе. В 1951 году научный сотрудник Азербайджанского НИИ педагогики, композитор Адыль Герай издал сборник песен для начальной школы (52). В нем были широко представлены песни как азербайджанских, так и русских композиторов.

В раздел программы (1951 г.) для первого класса были включены обязательные разделы: "Навыки исполнения песни", "Знакомство с музыкальной литературой" и "Музыкальная грамота".

Положительное в этой программе было то, что к ней были приложены ноты мелодий песен, рекомендуемых для разучивания. Впервые включенные в программу детские песни азербайджанских композиторов в основном соответствовали уровню понимания младших школьников и оказывали положительное влияние на их художественное и нравственное воспитание. Однако некоторые песни, включенные в программу, не соответствовали возрастным і/ возможностям учащихся начальных классов. Так, диапазон песен

"Первый депутат" Ниязи (слова Г.Натига), "Москва" Дж-Джангирова (слова З.Халила), "Комсомол" С.Рустамова (слова Э.Талета), "Гекгель" С.Алескерова (слова А.Зиятая), "Октябрь" А.Гусейн-заде (слова С.Вургуна) оказался слишком широким. По этой причине указанные песни в последующие годы были исключены из программы. Эта программа оставалась без изменения до 1966 года. Программа по музыке, утвержденная Министерством просвещения Азербайджанской ССР в 1967 году, действовала до 1961 года.

Особенности музыкального языка детских песен азербайджанских композиторов и их использование в формировании музыкальных знаний» умений и навыков учащихся 1-і классов

Детские песни азербайжданских композиторов отличает такая же самобытность, как и народную музыку азербайжданского народа вообще. Своеобразие мелодизма азербайджанской музыки связано прежде всего с самобытной ладовой системой, в которую входят семь основных ладов - раст, шур, сегях, шуштэр, баяты-шираз, чаргях, хумагат и три побочных - шахгаз, сарендяс и чаргях иного вида. Каждый из этих ладов, как будет показано ниже, имеет свои выразительные особенности, что и сказывается на характере мелодии, написанной в том или ином ладу. Мелодии азербайджанской народной музыки чаще всего представляют в виде мугамов - вокально-инструментальных пьес с контрастным сопоставлением импровизационно-речитативных разделов и четких, закругленных песенно-танцевальных мелодий. Песенный раздел в мугаме называется тэсниф, инструментальный -рент. Как видно из структури мугама, песенное и танцевальное начало в нем тесно переплетаются, что является характерной чертой восточной музыки вообще и азербайджанской в частности.

Традиции народной музыки достаточно четко прослеживаются и в детской музыке азербайджанских композиторов. При всем разнообразии жанров, в которых пишутся произведения детской музыки азербайджанских композиторов, главную роль в ней играет песня.

Анализ детских песен, изданных в Азербайджане в 1920-1960 годах, показывает: большинство композиторов - авторы детских песен - в своем творчестве стремились отразить вопроса как нравственного, так трудового и идейно-политического воспитания. В общей сложности композиторами Уз.Гаджибековым, К.Караевым, Ф.Амировым, С.Гаджибековнм» Дк.Джангировым, А.Рзаевой, Г.іусейнли, М.Ахмедовыы, С.Але . еровым, О.Зульфу-гаровым, М.Ыирзоевым, И.Кулиевым, Н.Мамедовым, Т.Гаджиевым, А.Султановой, Т.Бакиханошм, Н.Алавердибековым, Р.Мустафаевым, Ш.Ахундовой, А.Дадашевым, Р.Шефег и другими создано около 350 детских песен, предназначенных для детей разных возрастов. Их соотношение по возрастам можно представить следующим образом:

Как видно из этих данных, большинство созданных композиторами песен адресовано детям младшего школьного возраста. Из них в программу по музыке для І-Ш классов включено 108 песен, а в учебники - 94 песни.

При анализе данных, представленных в таблицах № и № можно заметить, что спортивных песен, созданных композиторами для детей, в учебниках музыки нет вообще. Мало песен о школе. Это, на наш взгляд, является некоторым упущением тематики содержания репертуара анализируемых учебников.

При всем многообразии вышеперечисленных тем, отражаемых в детских песнях, их объединяет общность мелодических интонаций, тесно связанных с национальной музыкальной культурой азербайджанского народа, с крестьянским фольклором, творчеством ашугов, мугамами. Поэтому и в используемых мелодических v оборотах и интонациях детских песен ш часто встречаемся с теми же принципами строения мелодии, которые характерны для народной музыки. Наиболее часто встречающиеся приемы развития - повтор интонации, опевание опорных звуков лада, кварто-квинтовые скачки. Если в первом случае характер мелодии - 61 статичный, то во втором - энергично-настойчивый, напряженный. Рассмотрим сначала характерные черты мелодий песен, основанных на длительном повторении одного и того же звука. В качестве примера возьмем одно из предложений песни "Козленок" композитора С.Рустамова на слова М.Сеидзаде.

Как видно, в I, П и Ш слогах звук "ля" дается в различных ритмических вариантах. Третий слог повторяет вариации первого слога. Этот же принцип лежит в основе мелодии песни "Весна идет" композитора Ф.Амирова на слова З.Джаббарзаде.

Как видно, в первом куплете песни повторяется звук "до" П октавы. Иногда тем самым преследуется цель прикладного характера. Например, словам "тэлэс-тэлэс" (торопись-торопись) в песне "Поезд" композитора Ф.Амирова соответствует повторение звука "ре", которое передает характерное движение поезда.

В мелодиях детских песен встречается и гаммообразное движение. Р.Зохрабова "Красная звезда". и т.д.

Б некоторых песнях кульминация расположена в начале песни. Это характерно для народной музыки. По мере движения вниз сила звука понижается. "Песня победителей" композитора Г.І сеЙнли (слова А.Зията):

Б детских песнях азербайджанских композиторов часто встречаются скачки на интервал квинта, которле характерны для мелодий, основанных на классическом аэербайжданском мугаме "Баяты-шираз". Этот интервал удачно использован в песне "Птички" композитора Ф.Амирова (слова З.Джаббарзаде).

Воспитательные возможности детских песен азербайджанских композиторов

Нравственное воспитание школьников - один из актуальнейших вопросов деятельности советской школы. Придавая большое значение овладению молодежью нравственных норм, В.И.Ленин отмечал: "Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплуатации труда... В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма" (6, с.313).

Коммунистическая нравственность, способствуя развитию в человеке гуманистических норм морали, оказывает определяющую роль в формировании таких качеств, как трудолюбие, правдивость, взаимное уважение, простота. Одновременно с этим в процессе нравственного воспитания в школьниках младшего возраста формируются чувства патриотизма и интернационализма, товарищества и коллективизма.

Прежде чем приступить к анализу идейно-нравственного содержания детских песен азербайджанских композиторов, мы раскроем вопрос формирования и развития у младших школьников эмоциональной отзывчивости, которая является одним из важнейших компонентов музыкально-эстетической культуры младшего школьника.

Воспитательные возможности любого музыкального произведения, как бы ни были велики его художественные достоинства, окажутся нереализованными, если у ребенка не воспитана эмоциональная отзывчивость на красоту воспринимаемой музыки. Если младшему школьнику нравится мелодия песни, если он с удовольствием участвует в создании ритмического аккомпанемента к песне, если он понимает выразительные возможности тембров различных музыкальных инструментов, регистров, т.е. эмоционально откликается на музыку, то это означает, что он с большей глубиной постигнет и то нравственное содержание, которое содержится в этой музыке. Песни о Родине, о Ленине, о партии, о родной природе пробудят у младшего школьника патриотические и интернациональные чувства только в том случае, если он сможет активно сопереживать содержание слушаемых и исполняемых песен, т.е. будет эмоционально отзывчивым.

Учитель музыки имеет в своем распоряжении много средств и приемов, при помощи которых он может развивать у своих воспитанников эмоциональную отзывчивость на музыку. Прежде всего он должен развивать у них наблюдательность за самыми разными жизненными явлениями, которые их окружают. Учить соотносить их со звуками музыки. Как звучат капельки дождя по лужам, как шумит вода в горном ручье, как поют птицы в весеннем лесу - все эти и многие другие наблюдения могут стать источниками,из которых педагог может черпать материал для развития эмоциональной отзывчивости своих питомцев. Большое значение в этом случае будет, очевидно, отводиться подражанию детей в пении или игре на инструментах звукам окружающей действительности. Личный опыт наблюдения за действительностью, отражение этого опыта в простейших самостоятельных музыкальных импровизациях дает очень много, как подсказывает наш педагогический опыт, для восприятия и понимания детской музыки, созданной азербайджанскими композиторами.

Вслед за развитием музыкальной и жизненной наблюдательности на формирование эмоциональной отзывчивости младших школьников влияет степень развитости у них сенсорных способностей, т.е. умения правильно различать различные по высоте звуки, тембры, темпы. Высокая чувствительность к изменениям этих отдельных средств музыкальной выразительности, как показывает наша педагогическая практика, положительно коррелирует с эмоциональной отзывчивостью детей на музыку. Призывая учащихся вслушиваться в звучание инструментов народного и симфонического оркестра, находя между ними общее и различное, исполняя то тихие, то громкие произведения в разных регистрах и в разных темпах - тихие и громкие- учитель музыки тренерует чувствительность слуха своих воспитанников, развивает их музыкальные способности и вместе с этим их эмоциональную отзывчивость.

На формирование эмоциональной отзывчивости большое влияние оказывают различные игры. В современной музыкальной педагогике различают сюжетно-ролевые и дидактические игры.

Сюжетно-ролевые игры чаще всего используют в музыкальном воспитании в виде театрализации исполняемой песни. Театрализация исполняемой песни, как показали наши педагогические опыты, в значительной степени способствуют тому, чтобы нравственно-эстетическое воздействие песни оказало на младших школьников наибольшее влияние. Например, когда мы разучивали с учащимися второго класса песню С.Рустамова "Дед Мороз" обычным образом, то на вопрос учителя - "Ребята, насколько вам понравилась эта песня?"из 38 человек во втором классе 25 человек поставили этой песне оценку "5", а 13 человек - "4й. Эта песня уже в другом классе была исполнена в форме театрализации. Когда учитель перед исполнением песни надел халат и бороду деда Мороза, то все учащиеся класса из 40 человек оценили эту песню на "5", а многие ребята и на "5+".

Поэтому, если текст песни обладает потенциальными возможностями для театрализованного ее исполнения, мы предпочитали этот прием исполнения перед обычным традиционным.

Из дидактических игр для формирования эмоциональной отзывчивости мы использовали те приемы, которые описаны в пособии "Музыкальное воспитание детском саду" под ред. Н.А.Ветлугиной. В частности, одна и та же мелодия какой-либо песни азербайджанского композитора звучала в исполнении на различных музыкальных инструментах и от учащихся требовалось, чтобы они назвали инструмент, на котором звучит данная мелодия. Подобные задания-загадки очень нравятся детям. Их выполнение вызывает живой интерес, соревнование между собой (кто больше даст правильных ответов, у кого лучше слух). Такие задания заставляют школьника более внимательно вслушиваться в звучащую музыку, в тембр инструментов,в результате чего процесс постижения закономерностей музыки протекает в творческой атмосфере.

Для формирования эмоциональной отзывчивости на музыку особое значение имеет установление в сознании младшего школьника теснейших связей между мелодией песни и ее поэтическим текстом. Как отмечает Уз. Гаджибеков, "В истории азербайджанской культуры музыка и поэзия всегда были неотделимы друг от друга. Составляя единое целое, они вошли в плоть и кровь азербайджанского народа, стали одним из элементов его быта, труда и отдыха".

В начальных классах работа по музыкальному воспитанию может проводиться не только на уроках музыки, но и на других (уроки изобразительного искусства, природоведения, физкультуры). Однако наибольшими возможностями, как показывает практика, для этого располагают уроки родного языка. Если учитель начальных классов хорошо знает содержание репертуара детских песен, входящих в программу музыкального воспитания, он может органично включать песни соответствующего содержания в другие уроки. Б свою очередь на уроках музыки в І-Ш классах, а также на внеклассных занятиях можно использовать песни, стихотворные тексты которых изучаются на уроках родного языка. Таких песен в первом классе - одиннадцать, во втором классе - семь, в третьем классе - также семь. Изучение на уроках родного языка стихотворений, которые используются на уроках музыки в качестве текстов соответствующей песни, дает возможность учителю музыки больше времени уделять усвоению выразительных особенностей музыкального языка. В свою очередь обогащение стихотворения выразительными возможностями музыки, в первую очередь

Похожие диссертации на Детские песни азербайджанских композиторов в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников