Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дидактические основы совершенствования технического мастерства высококвалифицированных спортсменов (На примере гребли на байдарках и каноэ) Чертов Николай Викторович

Дидактические основы совершенствования технического мастерства высококвалифицированных спортсменов (На примере гребли на байдарках и каноэ)
<
Дидактические основы совершенствования технического мастерства высококвалифицированных спортсменов (На примере гребли на байдарках и каноэ) Дидактические основы совершенствования технического мастерства высококвалифицированных спортсменов (На примере гребли на байдарках и каноэ) Дидактические основы совершенствования технического мастерства высококвалифицированных спортсменов (На примере гребли на байдарках и каноэ) Дидактические основы совершенствования технического мастерства высококвалифицированных спортсменов (На примере гребли на байдарках и каноэ) Дидактические основы совершенствования технического мастерства высококвалифицированных спортсменов (На примере гребли на байдарках и каноэ) Дидактические основы совершенствования технического мастерства высококвалифицированных спортсменов (На примере гребли на байдарках и каноэ) Дидактические основы совершенствования технического мастерства высококвалифицированных спортсменов (На примере гребли на байдарках и каноэ) Дидактические основы совершенствования технического мастерства высококвалифицированных спортсменов (На примере гребли на байдарках и каноэ) Дидактические основы совершенствования технического мастерства высококвалифицированных спортсменов (На примере гребли на байдарках и каноэ)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Чертов Николай Викторович. Дидактические основы совершенствования технического мастерства высококвалифицированных спортсменов (На примере гребли на байдарках и каноэ) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ростов н/Д, 2001 192 c. РГБ ОД, 61:02-13/754-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Конституционно-дидактические основы совершенствования технического мастерства высококвалифицированных спортсменов 13

1.1. Проблемы совершенствования технического мастерства у высококвалифицированных спортсменов 13

1.1.1. Спортивная педагогика в контексте общей педагогики 13

1.1.2. Состояние технического мастерства в современной спортивной подготовке 19

1.1.3.Динамический стереотип двигательного действия в развитии техники

спортсменов 25

1.2. Творчество спортсмена как основа совершенствования технического мастерства 33

1.3. Принцип природосообразности как педагогическая основа развития двигательных навыков 48

1.4. Проблемное обучение как фактор совершенствования двигательных навыков 64

Выводы по 1 главе 75

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование по проблеме совершенствования технического мастерства спортсменов высокого класса 79

2.1. Характеристика сложившейся системы технической подготовки и ее совершенствование на основе личностного подхода 79

2.2 Задачи, методы и организация экспериментального исследования 102

2.3. Варианты техники гребли и фазы гребного цикла и их отражение в учебном процессе 110

2.4. Факторы, определяющие развитие техники, и их педагогическая функция 120

2.5. Анализ экспериментальных данных 129

2.5.1. Анализ результатов эксперимента в группах по подготовке спортсменов высокого класса 129

2.5.2. Экспериментальный учебный курс по проблеме технической подготовки спортсменов высокого класса на проблемной основе: содержание, организация учебных занятий, результаты 135

Выводы по 2 главе 144

Заключение 147

Список литературы 150

Приложения 166

Введение к работе

Актуальность исследования Бурно развивающийся спорт, неуклонно возрастающая конкуренция на мировой спортивной арене при все повышающемся уровне спортивных результатов выдвигают все новые и новые проблемы перед обшей и спортивной педагогикой.

В педагогическом процессе спортивной подготовки высококвалифицированных спортсменов наряду со специфическими действуют общие закономерности воспитания и обучения. Поэтому педагог-тренер при построении тренировочного процесса в первую очередь ориентируется на общепедагогические, в том числе дидактические принципы.

Высокий уровень современных спортивных результатов требует от спортсмена не только высокого уровня физической подготовленности, но и совершенного владения рациональной техникой движений, а также способности в нестандартных ситуациях действовать творчески, самостоятельно. Поэтому одной из актуальных проблем спортивной подготовки является проблема повышения технического мастерства. В недалеком прошлом этому вопросу не уделялось должного внимания. Разрозненность исследований по спорту привела к узкому пониманию проблемы и различным взглядам на совершенствование и оценку технического мастерства. Исследования в области системы и методики спортивной подготовки (Н.Г. Озолин, Л.П. Матвеев), обучения двигательным действиям (В. Д. Мазниченко, М.М. Боген), физиологии и биомеханики в циклических видах спорта (Н.В. Зинкин, Д. Д. Донской, В.М. Зациорский, В. Б. Иссурин), психологии спорта (И.П. Ратов, А.Ц. Пуни) имеют во многом фундаментальный характер, но рассматривают проблему технического совершенствования с узкоспециализированных позиций. Дидактические проблемы спортивной подготовки на

уровне межпредметных связей рассматривались в работах Э.Майнберга, А.Н.Лапутина, однако совершенствованию технического мастерства не уделялось достаточного внимания. Мы считаем, что одним из существенных недостатков традиционной организации учебно-воспитательного процесса в сфере спортивной подготовки является то, что идеи личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.) не нашли ещё должного места в теории и практике педагогики спорта, а сама практика работы педагогов-тренеров во многом сохраняет черты авторитарного стиля. Суть проблемы состоит в необходимости перехода от чисто профессионального подхода к личностно-ориентированной профессиональной подготовке. Поэтому данная работа является актуальной и своевременной.

Технику в любом виде спорта мы рассматриваем как специализированную систему одновременных и последовательных движений, направленных на рациональную организацию взаимодействия внутренних и внешних сил, участвующих в двигательном акте, с целью наиболее полного и эффективного использования их для достижения более высоких спортивных результатов(47).В зависимости от специфики вида спорта понятие техники несколько конкретизируется.

Под техническим мастерством обычно подразумевается совершенство двигательного компонента, однако этого далеко недостаточно. Техническое мастерство - понятие более широкое, включающее в себя не только двигательную сторону действия, но и все те процессы, которые участвуют в регулировании и управлении движениями и обеспечивают их высокий конечный эффект (В.М. Дьячков, В.М. Клевенко, Н.А. Худадов).

Достижение в спорте складывается путем многолетней подго-

товки, которая в совокупности состоит из технической и тактической, общефизической и специальной, психологической подготовки, средств медико-биологического обеспечения, совершенства спортивного инвентаря и, главное, становления культуры личности спортсмена. Однако, именно техническая подготовка является определяющей в достижении цели - высокого спортивного результата. Она является неотъемлемой частью каждой тренировки. Задачи технического мастерства решаются постоянно, независимо от того, какие стороны подготовки спортсмен отрабатывает. В то же время техническая подготовка тесно связана с другими видами подготовки.

История спорта знает немало примеров, когда коренное изменение в технике приводило не только к высокому результату, но и выводило ее на более качественный уровень. Достаточно вспомнить появление «конькового хода» в беге на лыжах, прыжок «фосбюри-флоп» в лёгкой атлетике. Таких примеров множество в каждом виде спорта.

Следует отметить, что далеко не все оригинальные технические решения, и даже большинство из них, имеют успех. Это связано с тем, что в спорте побеждает сильнейший, хотя эта победа не всегда связана с лучшей техникой. Неизвестно, как скоро мир увидел бы «коньковый ход», если бы не была одержана победа. Над таким нововведением просто посмеялись бы и забыли, как забывают многие технические новинки, осуществляемые спортсменами-новаторами, из-за низкого конечного результата, который, как известно, может быть следствием низкой физической или психологической подготовки и др. Понятно, что многие эксперименты имеют тупиковый характер. Однако, важен сам процесс совершенство-

б вания технического мастерства, процесс творческого поиска. За счет чего же происходит поиск нового в спорте? Почему одни спортсмены творят, а другие копируют? На эти вопросы спортивная педагогика не отвечает в полной мере. Ответ следует искать в основах обучения как общей, так и спортивной педагогики, независимо от уровня мастерства спортсменов.

В «Великой дидактике» Я.А.Коменский писал: «Человек должен учиться, чтобы стать тем, кем он должен быть» (70). Действительно, человеку появившемуся на свет, не даны никакие умения и навыки ( не говоря о знаниях!), которые так необходимы для того, чтобы участвовать в жизни общества и творить. Первое, чему начинает учиться вступающий в жизнь человек, - двигательные действия. Обучение им продолжается все то время, пока он прогрессирует в любой из сфер своего бытия (17).

Проблема совершенствования технического мастерства высококвалифицированных спортсменов исследовалась нами с позиций общей педагогики на примере одного вида спорта - гребли на байдарках и каноэ. В то же время работа не ограничивалась в пределах узкой специализации, а велась методами дедукции и индукции (17). Таким образом, проблема изучалась с позиций общей и спортивной педагогики и конкретного вида спорта. Немного найдется видов спорта, где у тренеров и спортсменов существовали бы столь различные взгляды на коренные вопросы техники и механизмы, лежащие в ее основе, как это имеет место в гребле. Если в академической гребле сила, действующая со стороны воды на лопасть весла, передается через связь «весло-уключина», то в гребле на байдарках и каноэ движущая сила действует на лодку через тело спортсмена. «Закономерности распространения и передачи силового возмущения через тело человека остаются в настоящее время белым пятном

в биомеханике» (71) .Для изучения этого феномена нужны исследования, носящие фундаментальный характер. В этом и состоит типичность ситуации : ответы на практические вопросы часто невозможны из-за отсутствия фундаментальных данных, внешне, казалось бы, совершенно далеких от практики.

Проблемам технического мастерства и, в частности, технике гребли на байдарках и каноэ посвящено много научных работ (И.Ф. Гаврилов, В.М. Зациорский, В.Б. Иссурин, Г.М. Краснопев-цев и др.), однако они не раскрывают в полной мере проблемы совершенствования технического мастерства высококвалифицированных спортсменов.

Техническое мастерство спортсмена определяется не только возможностью показывать высокий результат, сохранять стабильность биомеханической структуры или, наоборот, вносить изменения в зависимости от условий и сбивающих работу факторов, но и способностью найти тот неповторимый индивидуальный стиль исполнения действия, который соответствует ему самому (спортсмену) в данный отрезок времени, способностью находиться в состоянии «поиска» на протяжении всей спортивной карьеры.

Решая специфические задачи, направленные на развитие тех или иных физических качеств, спортсмен, как правило, действует по заданному тренером алгоритму. Уходу от шаблонов, развитию творчества не остается места по причине возрастающих нагрузок, жесткой системы подготовки и, главное, нежелания или неспособности части педагогов-тренеров увидеть спортсмена как субъекта тренировочного процесса. Особенно это касается начальных этапов обучения, когда закладывается

фундамент будущих чемпионов.

В современном спорте сложилось противоречие между существующей системой подготовки и потенциальными возможностями спортсменов. Совершенствование техники и технического мастерства существующими средствами и методами не дает должного эффекта, хотя выдающиеся результаты фиксируются более или менее постоянно, что говорит о значительных возможностях человека. Выявление возможностей совершенствования технического мастерства высококвалифицированных спортсменов, а также научное обоснование дидактических основ спортивной подготовки с позиций личностно-ориентированного образования явилось основной проблемой исследования.

Объект исследования - процесс подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Предмет исследования - дидактические условия развития технического мастерства высококвалифицированных спортсменов (на примере гребли на байдарках и каноэ).

Цель исследования - поиск путей совершенствования и дидактических основ технического мастерства высококвалифицированных спортсменов в их подготовке с позиций личностно-ориентированного образования.

Гипотеза - процесс подготовки высококвалифицированных спортсменов и их дальнейшее техническое совершенствование будет более опти-мальным,если:

-профессиональная подготовка высококвалифицированных спортсменов строится на общедидактических позициях личностно-ориентированного образования;

-в тренировочном процессе доминирует субъектная позиция личности спортсмена; -в основе профессиональной подготовки спортсмена лежит принцип приро-

досообразности;

-ведущим фактором спортивной подготовки будет выступать проблемное обучение.

Задачи исследования:

  1. Выявить проблемы совершенствования технического мастерства у высококвалифицированных спортсменов в сложившейся системе спортивной подготовки.

  2. Обобщить опыт формирования творческих способностей личности спортсмена средствами и методами спортивной педагогики в парадигме личностно-ориентированного образования.

  3. Выявить возможности проблемного обучения как ведущего фактора в совершенствовании технического мастерства.

  4. Разработать программу развития технического мастерства высококвалифицированных спортсменов.

5.Разработать диагностику совершенствования технического мастерства высококвалифицированных спортсменов.

Теоретико-методологической основой исследования явились принцип природосообразности в обучении ( Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский), системно-деятельностный подход в образовательном процессе (Г.С. Альтшуллер, Т.Н. Громова, Б.Л. Золотин), личност-но-ориентированный подход ( К. Роджерс, Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, И.С. Якиманская, В.Т. Фоменко), проблемное обучение (В. Оконь, МИ. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер).

Методы исследования. Особенности исследования обусловили выбор методов, адекватных его целям и задачам: теоретический анализ литературы, изучение и обобщение педагогического тренерского опыта, опытно-экспериментальная работа, ретроспективный анализ собственной спортивной и педагогической деятельности,

монографическое исследование. Частными методами являлись интервью, тесты, экспертные оценки, наблюдение, изучение дневников спортсменов, анализ биомеханических характеристик и результатов прохождения контрольных дистанций.

Исследования проводились в 3 взаимосвязанных этапа.

Па первом этапе /1994-97гг./ осуществлялось изучение научной и методической литературы по проблеме; формировалась теоретическая концепция исследования.

На втором этапе /1997-99гг./ проводилась экспериментальная работа, обработка данных.

На третьем этапе /1999-2000гг./ анализировались полученные результаты и подводились итоги.

Базой исследования являлась школа высшего спортивного мастерства (ШВСМ), расположенная на гребном канале "Дон", кафедра спортивных дисциплин Ростовского государственного педагогического университета.

Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании ведущей роли творческой активности спортсмена в совершенствовании технического мастерства; совершенствование техники рассматривается с позиций принципа природосообразно-сти и проблемного обучения.

Теоретическая значимость исследования определяется его научной новизной. Дан научный анализ традиционной системы многолетней подготовки высококвалифицированных спортсменов и системы, основанной на ведущих принципах личностно-ориентированного образования, позволяющей улучшить результат и рассматривающей личность спортсмена в качестве активного субъекта тренировочного процесса и его жизнетворчества.

Практическая значимость исследования Разработаны и внедрены педагогические условия, направленные на эффективное взаимодействие тренера и спортсмена в процессе совершенствования технического мастерства на проблемной основе. Программа развития технического мастерства практически применятся в современной системе подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы при определении теоретико-методологических позиций, а также подтверждалась прежде всего достаточными объемами данных, полученных в результате экспериментальной работы, и применением методов математической статистики.

Апробация работы. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на межрегиональной (г.Ростов-на-Дону, 1996г.) и всероссийских научно-практических конференциях (г.Ростов-на-Дону, 1997г.; г.Кисловодск, 1998г.). Практическое применение осуществлялось в спортивных группах ШВСМ, УОР, СДЮШОР г.Ростова-на-Дону, г.Краснодара, г.Саратова.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Совершенствование технического мастерства высококвалифицированных спортсменов основывается на концептуальных положениях личностно-ориентированного образования, ведущими принципами которого выступают природосообразность, культуросообразность, индивидуально-творческий подход, со-трудничество, жизнетворчество.

  2. Оптимальное совершенствование технического мастерства высококвалифицированных спортсменов достигает положи-

тельного эффекта, прежде всего, на базе развития творческих способностей спортсмена как активного субъекта спортивной подготовки.

  1. Проблемное обучение в условиях спортивной подготовки выступает решающим фактором в развитии творческих способностей личности спортсмена, если включает организацию и разрешение проблемных ситуаций с учётом интуиции, оперативной интеллектуальной ориентации личности в вариативных условиях спортивной тренировки и соревнований.

  2. Разработанная учебная программа по подготовке спортсменов высокого класса, исходящая из идей личностно-ориентированного образования, обеспечивает обогащение педагогического процесса на основе сочетания скорректированных традиционных этапов подготовки и инновационных технологий, изменяющих смысл и содержание спортивной тренировки в направлении усиления её личностной направленности.

По теме диссертации опубликовано 7 печатных трудов в периодической научной печати и в материалах научных конференций.

Структура я объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, изложенных на 192 страницах машинописного текста, имеет приложения, 13 таблиц, библиографический указатель, содержащий 219 работ, из которых 184 на русском и 35 на английском языках.

Проблемы совершенствования технического мастерства у высококвалифицированных спортсменов

Педагогика спорта - это частная дисциплина в системе педагогических наук и наука о спорте, изучающая с помощью различных исследовательских методов спортивную и игровую двигательную активность в ее официальных и неофициальных формах. Зарождение и развитие педагогики спорта обусловлено развитием современного спорта и вниманием общества к проблемам физического воспитания в XX веке.

На Всероссийской научно-практической конференции в Санкт-Петербурге «Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий» И.М.Туревский отметил, что проблемы физического воспитания и спорта нельзя рассматривать лишь с позиций двигательных потенций человека, без изучения взаимосвязей между психикой и моторикой. Знания связей и отношений компонентов, определяющих психофизическую подготовленность учащихся на разных возрастных этапах их развития, необходимы для эффективного управления процессом развития двигательного потенциала учащихся. М.Я. Виленский раскрыл сущность функционирования предмета «Физическая культура» в структуре гуманитарного образования, в рамках которого обеспечивается достижение целостности знаний о человеке, путях и средствах освоения им мира, обретения смысло-жизненных мировоззренческих ориентации, позволяющих личности развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой, проявлять социальную и профессиональную устойчивость. После смены целеполагания в образовании по физической культуре на формирование физической культуры личности изменились и её сущностные, содержательные, структурные, критериальные и уровневые характеристики. Её сформированность актуализирует понимание самоценности личности, достижение ею высокого уровня самопознания, действенного самоуправления, полноценного самовыражения.

«Педагогика спорта и круг проблем, определяющих ее содержание, в своей значительной части изначально принадлежали к компетенции общей педагогической теории. Вопросы физического воспитания и образования, стоящие у истоков развития педагогики спорта, неразрывно связаны с кругом общепедагогических проблем» (92).

А.А.Тер-Ованесян утверждает, что «отличие педагогики спорта от других педагогических наук состоит в том, что она устанавливает свои принципы и правила» (154).

В то же время М.М. Боген считает, что "цели и задачи обучения становятся достижимыми, если процесс осуществляется в соответствии с законами дидактики, известными под названием "дидактические принципы" и определяющими ход обучения в целом, во всех его частях и на всех этапах" (17).

Обучение немыслимо вне системы его организации, вне сложной технологии преподавания и учения, вне взаимодействия педагога с обучаемыми, а последних с педагогом и между собой. В этих аспектах обучение регулируется законами педагогики, известными как дидактические принципы.

До сих пор нет единого мнения о числе и составе дидактических принципов, чему причиной служит сложность процесса обучения. Это касается как общей педагогики, так и спортивной педагогики.

ММ. Боген проанализировал дидактические принципы авторов исследований в области различных видов спорта (бокс, спортивные игры, плавание, гимнастика, баскетбол, борьба) и сопоставил их с известными общепедагогическими принципами.

Анализ показывает неодинаковое понимание и использование различных принципов обучения, а также их количество даже в одном виде спорта. Это говорит об отсутствии единого мнения. В то же время в педагогике спорта задействованы все принципы, указанные автором: научности обучения, доступности, систематичности, сознательности и активности обучаемого, наглядности, прочности, коллективности обучения в единстве с индивидуальным подходом к обучаемому, связи обучения с практикой, ведущей роли учителя, воспитывающего обучения, всесторонности обучения (развития личности обучаемого), последовательности, индивидуализации обучения, динамичности, прогрессирования, оздоровительной направленности.

В. Оконь исследовал систему дидактических принципов и пришел к выводу, что данная система не является законченной и совершенной, а постоянно развивается (по мнению автора, число принципов может со временем как увеличиваться, так и сокращаться) (113).

Творчество спортсмена как основа совершенствования технического мастерства

Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Идеалисты рассматривают, например, художественное творчество как божественную одержимость (Платон), как «животворное дыхание бессознательного» (Э.Гартман), как мистическую интуицию (А.Бергсон), как проявление инстинктов (З.Фрейд) (163).

Проблема творчества давно привлекала внимание многих исследователей. Ее рассматривали античные философы Анаксагор, Аристотель, философы-рационалисты Р.Декарт, Б.Спиноза, К.Лейбниц; философы-эмпирики Ф.Бэкон, Д.Беркли; позднее -И.Кант, Г.Гегель, К.Маркс; представители неоклассической философии, основатели эквистенциализма: Ф.Ницше, С.Къеркегор; русские философы Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский и др.

О природе творческой деятельности и ее смыслах размышляли М.М.Бахтин, Э.В.Ильенков, Б.М.Кедров, В.С.Библер, А.Т.Шумилин, А.М.Коршунов, И.А.Герасимов, Ф.Т.Михайлов, В.С.Швырев, М.Г.Ярошевский.

Психологические особенности творческой деятельности рассматриваются в работах Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, АН. Лука, Р.С. Немого, А.К.Сухотина.

Основы для творчества заложены в человеке самой природой. Проблема развития творчества в педагогике являлась ключевой (2, 5, 14, 86, 135, 170, 176, 177).

Цель обучения по И.Г.Песталоцци состоит в «активизации и развитии самостоятельного мышления у детей, в руководстве детьми в ходе наблюдения за окружающими их явлениями, в ходе обобщения этих наблюдений и их выражения посредством слова» (119, 120). Песталоцци перенес центр тяжести обучения на активность и самостоятельность самих детей в познании окружающего мира.

Утверждения И.Ф.Гербарта, что «первым средством всякого воспитания является страх» и «сначала необходимо обезволить ребенка (лишить собственной воли), а затем внушать идеи и мысли» не предусматривают элементов творческого мышления и являются оплотом насильственной педагогики(ібб).

До сих пор идет борьба насильственной педагогики и ненасильственной. Намного проще представить человека в виде чистой дискеты компьютера, на которую можно записать любую информацию (10, 12, 24, 104).

А. Дистервег заметил: «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить»(166). А.Ф. Ницше утверждал: «Учитель должен не потушить, а раздуть святой огонь творчества, который горит в каждом челове-ке»(166). АС. Макаренко подчёркивал: «Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта»(93).

Позже В.А.Сухомлинский скажет: «Нет ничего лучше, чем коллектив, нет ничего гнуснее человеческого стада», имея в виду инертную, безинициативную группу людей, лишенную всякого стремления к совершенству, созиданию (149, 150).

Существуют привычные, но неверные суждения об изобретательском творчестве. «Все зависит от случайности», - говорят одни. «Все зависит от прирожденных способностей», - утверждают другие. «Все зависит от упорства, надо настойчиво пробовать разные варианты», - говорят третьи... В этих суждениях есть доля правды, но правды внешней, поверхностной. Недостаточно эффективен сам метод проб и ошибок, поэтому многое зависит от удачи и личных качеств изобретателя: не всякий способен отважиться на «дикие» пробы, не всякий способен взяться за трудную задачу и терпеливо ее решать(4).

В седьмом томе «Математического сборника» греческого математика Паппа, жившего около 300 г.н.э., впервые введен термин «эвристика». И хотя Папп ссылается на своих предшественников (Евклида, Апполония Пергамского и Аристея-старшего), возникновение эвристики - науки о том, как делать открытия и изобретения, связывают с именем Паппа (124).

В дальнейшем к проблеме создания эвристики обращались многие математики, например, Р.Декарт, Г.Лейбниц, Б.Больцано, А.Пуанкаре. По-видимому, математика, лишенная возможности развиваться экспериментальным путем, раньше и сильнее других наук испытала потребность в инструменте для решения творческих задач (4,6).

В России эвристикой много занимался инженер П.К. Энгель-мейер, автор ряда книг по теории творчества. Он был твердо убежден в необходимости создания универсальной науки о творчестве. «Я называю эврологией, - писал он, - всеобщую теорию творчества, т.е. такую теорию, которая охватывает все явления творчества, как то художественное созидание, техническое изобретение, научное открытие, а также и практическую деятельность, направленную на пользу или добро, или на что угодно. Таким образом эвро-логия является также теорией воли» (179). В книгах П.Г.Энгельмейера собраны интересные материалы, высказано много ценных идей, в частности о возможности создания бионики. П.Г.Энгельмейер писал:« ... оказывается, что гениальность не такой божественно редкий дар, что она ... составляет удел всякого, кто не рожден совсем идиотом» (179).

Со второй половины XIX века стали появляться исследования по психологии научного и технического творчества. В сущности это была та же эвристика, но только с акцентом на психологию мышления (123, 126, 136).

Характеристика сложившейся системы технической подготовки и ее совершенствование на основе личностного подхода

Уровень современного большого спорта требует от спортсмена высокой профессиональной подготовки, где определяющим условием достижения рекордных результатов будет уровень и качество сформировавшегося двигательного навыка. Поэтому в технической подготовке спортсмена первостепенная роль принадлежит, прежде всего, спортивному двигательному навыку.

Физиология и психология, раскрывая мотив и сущность механизма навыка, не определяют целиком пути его формирования. Это - задача педагогической науки. Любая форма обучения строится, опираясь на определенную психолого-педагогическую систему. Исторически сложилось так, что различные психологические теории стали предпосылкой для построения современных концепций обучения.

Особый интерес представляет теория обучения с позиции бихевиоризма и гештальтпсихологии. Выдвинутый Э. Торндай-ком "закон эффекта", процесс обучения по которому осуществляется методом "проб и ошибок", основывается на независимой от сознания деятельности организма по принципу "стимул - реакция". При обучении на основе проб и ошибок овладение целесообразными действиями происходит не через усвоение знаний, а путем многократных повторений движений, закрепления случайно удавшихся проб. "Закон эффекта" у Э. Торндайка имеет отношение к уже готовой функционирующей реакции нервной системы или к закрепленному действию животного и человека. Бихевиоризм, рассматривая выработку новых действий как следствие прежних реакций и как явление, поддерживаемое подкреплением, чрезмерно упрощает сущность процесса обучения и сводит его к простой схеме "стимул -реакция - подкрепление"(155).

Гештальтпсихологія, возникшая в Германии как реакция против ассоциативной психологии, выдвинула тезис о том, что первичным главным содержанием всякого психического процесса являются не отдельные элементы - ощущения, как это представляли ассоционисты, а целостные образования-конфигурации, формы, гештальты. Согласно гаштальтпсихоло-гии, главной задачей психологии является изучение закономерностей образования гештальтов. Основные представители этого течения: М. Вертхейлер, В. Кёлер, К. Левин, К. Коффка и др. В противоположность торндайковским представлениям сторонники гештальтпсихологии представляют обучение как процесс внезапного спонтанного схватывания, постижения целого ( инсайт ). "Инсайтное" поведение резко противопоставляется методу "проб и ошибок" бихевиористов. Первичным в обучении для гештальтистов является понимание, т.е. формирование целостного образа, вторичным - двигательное приспособление (внезапное исполнение правильного действия ).

Указанные выше позиции, на наш взгляд, имеют несколько односторонний характер. Анализ же сущности двигательного навыка с позиции системного подхода (17,22) позволяет рассматривать его как разноуровневую организацию на всех этапах формирования функциональной системы. Освоение начальных элементов гребли на байдарках и каноэ связано с выработкой правильных элементарных навыков: удержание равновесия, воспроизведение гребка, управление движением туловища и конечностей тела и т.д., которые непосредственно формируются на уровне выполняемых операций. Сформировавшиеся в отдельности элементарные навыки позволяют гребцу выполнять согласованное действие. Согласованное выполнение действия становится навыком целостного действия, в результате которого гребец способен самостоятельно осуществлять продвижение лодки. Таким образом, сформированные элементарные двигательные навыки образовали систему целенаправленного действия, решающую задачу техники гребли.

Варианты техники гребли и фазы гребного цикла и их отражение в учебном процессе

В практике спорта очень редко встречается ярко выраженное исполнение одного или другого способов гребли. Индивидуальное исполнение каждого из способов гребли порождает множество стилей. Тем не менее основных вариантов исполнения не так уж и много. По мнению В.Б.Иссурина, J. Granek в 1970 году выделил 3 ос новных разновидности в технике гребли на байдарках: венгерская, немецкая и маховая (71). Существенными моментами венгерской техники являются: слегка наклоненное вперед туловище; хват весла по ширине локтей разведенных в сторону рук; "проводка лопасти" почти параллельно поверхности воды без заглубления; ориентация всего гребка по прямой линии, параллельно килю лодки. Для немецкой техники характерно прямое положение туловища; хват весла на 5-6 см уже, чем в венгерском варианте; погружение лопасти снаружи от носовой волны с тем, чтобы весь дальнейший "гребок" выполнять строго по прямой; значительная выраженность толкающих усилий; движение толкающей руки по прямой, как у толкателя ядра. Появление маховой техники связывается с гребными традициями Скандинавских стран. При данном варианте техники используется более длинное весло. Погружению лопасти предшествует энергичный мах по дуге, лопасть захватывает воду вблизи от борта, поднимая брызги. Толкающая рука начинает движение раньше поворота туловища и продолжает его не до продольной осевой линии, а до противоположного борта. Толкающая рука остается прямой, двигаясь по дуге и удаляясь от туловища на 25-30 сантиметров в сторону. Активное участие в работе принимает туловище, его вращение позволяет развить более высокий темп движения. Такое деление, как считает В.Б.Иссурин, представляется не вполне оправданным. "В сущности венгерская и немецкая техника -разновидности одного и того же решения - продольно ориентированного гребка". Следовательно, он выделяет маховую и продольно-ориентированную техники(71). Биомеханики Германии определили маховую технику как "современную гоночную технику" в противовес "технике старой школы". "Техника старой школы" трактовалась как преимущественно толкающая, "современная гоночная техника" - как преимущественно тянущая. Отличительные признаки первой: толкающая рука начинает движение на уровне лба и завершает его чуть ниже уровня плеча, "перемещаясь" параллельно борту; при "проводке" локоть тянущей руки смещается во время сгибания наружу; лопасть удерживается перпендикулярно борту, погружается и извлекается без брызг; туловище несколько наклонено вперед (примерно на десять градусов); по ходу гребка допускаются умеренные перемещения пояса верхних конечностей в переднезаднем направлении. Принципиальные особенности "современной гоночной техники": использование массы туловища и пояса верхних конечностей, погружение лопасти вблизи борта и выполнение "проводки" по дуге; положение туловища прямое; более выраженный упор ног. В каноэ И.Гранек выделил чешскую, канадскую и шведскую техники. Чешскую технику он охарактеризовал активным участием туловища в протягивании весла. Перед гребком спортсмен сильно сгибает туловище, как бы наваливаясь на бедро впереди стоящей ноги. Тяга весла назад осуществляется и верхней (толкающей) и нижней (тянущей) руками. В конце гребка обе руки сгибаются, приближая весло к спортсмену, затем извлекают весло из воды и энергичным махом посылают вперед для следующего гребка"(71). Канадская техника характеризовалась следующими моментами. "При погружении весла туловище и нижняя рука прямые, верхняя рука согнута в локте. Выполняя проводку весла, спортсмен как бы наваливается поясом верхних конечностей и туловищем на весло, сгибая нижнюю руку и толкая верхней рукой рукоятку вперед. Занос выполняется одновременным маховым движением обеих рук вперед и разгибанием туловища"(71). Шведскую технику И.Гранек определил как аналогичную гребле на байдарках. "Туловище почти не смещается вперед и назад. Гребок выполняется с активным разворотом пояса верхних конечностей и туловища, руки совершают тянущие и толкающие уси-лия"(71). В.Б.Иссурин считает, что в каноэ целесообразно различать маховую и поворотную техники. Принципиальной особенностью последней является использование в гребке мышечной тяги, возникающей за счет поворота туловища и пояса верхних конечностей вокруг продольной оси тела. В то же время автор указывает на то, что "безопорный период имеет в обоих вариантах техники ряд общих моментов"(71). В конце 50-х годов, по мнению В.Б.Иссурина, появился советский вариант техники гребли на каноэ. "Ведущий в то время спортсмен, а впоследствии тренер сборной команды СССР А.П.Силаев предложил и апробировал оригинальный вариант техпики, сущность которого составляла активная работа ног и таза, усиливающая эффективность гребка и увеличивающая его амплитуду, а также обеспечивающая оптимальные условия выполнения возвратного движения весла в безопорном периоде. Это координационно-сложная техника движений была успешно применена в индивидуальной и командной гребле (А.Силаев - С.Ощепков, Л.Гейштор - С.Макаренко, С.Петренко, С.Пострехин и др.)"(71). Таким образом, в гребле на каноэ также, как и в гребле на байдарках, нет единого мнения на счет вариантов технического исполнения. Г.П.Неминупщй выделил два основных способа гребли: способ "тянуще-толкающих усилий" ("гребец развивает усилие на весле с помощью тяги вытянутой вперед руки в направлении спереди назад и одновременного выталкивания верхней руки вперед, используя при этом разворот туловища") и "маховый" способ, основанный на "использовании массы тела гребца при создании им усилий на весле. Гребец при маховом способе опирается на весло, как о шест, перенося массу верхнего плечевого пояса на руки, а руки, в свою очередь, передают усилие на весло в направлении сверху вниз или в сторону от руки" (100).

Похожие диссертации на Дидактические основы совершенствования технического мастерства высококвалифицированных спортсменов (На примере гребли на байдарках и каноэ)