Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дидактические условия формирования способностей владения цветом в период довузовской архитектурной подготовки Сурин, А. А.

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сурин, А. А.. Дидактические условия формирования способностей владения цветом в период довузовской архитектурной подготовки : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Ростов-на-Дону, 1994.- 195 с.: ил. РГБ ОД, 61 94-13/566-5

Введение к работе

Актуальность теш. Успешное решение задачи качественной подготовки специалистов различного профиля зависит от двух моментов: правильности учета условий перехода от школьного, общеобразовательного обучения к вузовскому, специализированному, и организации процесса интериори8ации идеальных форм деятельности человека, присвоения учащимися накопленного знания и "эталонов" умений, являющихся продуктами культуры. В обоих случаях дидакты сталкиваются с необходимость» изменения соэнания учащегося, поднятия его на новый уровень развития.

В условиях довузовского и вузовского обучения учебный процесс, традиционно,направлен на работу с "объектом", при отсутствии этапа, обеспечивающего формирование основ профессионального мышления и "видения" действительности. В результате происходит стихийное формирование психических новообразований, составляющих базис специализированного мышления ( Давыдов В. В., Нечаев Н.Н. и др.), что не позволяет создавать необходимый фон для развития творческих способностей специалистов различного профиля.

Одним иэ видов творческих способностей выступают способности владения цветом, формирование которых, как покавал теоретический анализ нашего исследования, не являлось объектом педагогического изучения ни в условиях специализированного, ни общего обучения. Данный вид способностей складывается стихийно в процессе обучения архитектурной или художественной деятельности.

В теории обучения изобразительной грамоте, на основе которой строится и обучение архитектурно-колористической деятельности, до сих пор доминирует представление о врожденном характере этих способностей.

Проведенный анализ последних исследований психологов, связанных с выявлением психологических механизмов профессиональной деятельности ( Д.й.3авалишина, Е.А.Климов, Н.Н.Нечаев, З.А.Ре-шетова, Н.Ф.Талызина и др.) и педагогов, исследовавших вопросы профессиональной подготовки, формирования понятий и представлений, их роли в обучении и мышлении ( С.И. Архангельский, Л.В. Банков, М.Н.Скаткин, С.С.Самохина, М.О.Сурина и др.) показал обратное.

В этом смысле, процесс формирования способностей владения цветом, которыми должен обладать любой специалист, работающий

в области цвета, требует принципиального пересмотра ряда дидактических позиций и актуализации внимания педагогов на психологических и педагогических аспектах становления профессиональной деятельности.

Актуальная, в настоящее время, проблема создания оптимальной "цветовой среды" непосредственным образом связана с проблемой качественной подготовки специалистов в области колористики. Цветовой "голод", развившийся не только на почве архитектурной и скульптурцой монохромии, но и цветовой монотонности в других областях художественной деятельности, заставил педагогов, архитекторов, дизайнеров, художников серьезнее отнестись к цвету, как одному ив важнейших средств формирования окружающей среды и эстетического воспитания личности ( исследования Л. IL Виноградова, Г.В.Есаулова, А.В.Ефимова, Л.Н.Мироновой, П.П.Ревякина, Н.П.Чуваргиной и др.). Зцесь важное значение приобретает процесс функционирования 'цветового зрения", который рассматривается в работах Ч.А.Измайлова, С.В.Кравкова, Е.Н.Соколова, A.M. Чзрноризова, Д.Діади и др., а также - значимости "цветового окружения", когда цвет оказывает сильное позитивное или негативное влияние на человека ( Г.Воробьев, А.С.Зайцев, &Агостон, В.Глезер, М.Дерибере, А.Яримли, Г.Зрилшг и др.).

Однако в области эстетического воспитания отечественная общеобразовательная школа явно отстает и, таким образом, не способна решить в данный период столь сложную задачу как повышение цветовой культуры общества. Причиной этого является устаревшая организационная структура системы образования и количественный .подход к накоплению знаний, что сегодня приводит не только к односторонности современного' специализированного обучения, но и общему противоречию между социальным заказом общества и качеством профессиональной подготовки специалиста. Следовательно, данная ступень требует создания необходимой базы для эффективного обучения специалистов ( архитекторов-колористов) в вузе.

В настоящее время особую значимость приобретают вопросы, касающиеся специфики формирования специальных способностей, необходимых специалисту определенного профиля, интеллектуальной деятельности учащихся ( В.М,Тэшгов, Н.С.Лейтес, Э.А.Голубева, А.3.±рушлинский, С.Л.Рубинитейн, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, П.Я.Гальперин, В.З.Печенков, Дк.Ерунер, К.йард, Н.Пиахе и др.). Возникает необходимость в совершенствовании дополнительной

ступени - довузовской подготовки с ярко выраженной специализи
рованной направленностью ( кружки, школы, подкурсы, студии ,
специализированные классы). Тем самым довузовская подготовка,
являясь посредником между школой и вузом, окажется способной
купировать пробеллы прошлого обучения ( школа) и преодолеть не
достатки будущего ( вуз). ,

Актуальность исследований в области архитектурного образования связана, также, с интегративным характером архитектурной деятельности, представляющей собой единство научного, художест^ венного и инженерного творчества. Подчеркнем, что полноценное . освоение архитектурной деятельности возможно только через раскрытие отдельных ее сторон при изучении дисциплин, способствукь щих их наиболее адекватному и эффективному отражении ( но при . условии подчинения этих отдельных дисциплин единой цели, то есть при системном подходе в обучении).

Ведущим компонентом содержания дисциплин "Жвопись", "Колористика" ( относительно специфики архитектурной деятельности) выступают такие способы деятельности, освоение которых объективно представляет собой процесс осознанного овладения умениями пространственного анализа цветоформы, а не просто - приобретения технических навыков. Пээтому данные дисциплины занимают центральное место в структуре архитектурно—колористической подготовки, оказывая существенное влияние на процесс формирования колористического мышления и способностей архитектора.

Объектом исследования является процесс и спе-

цифика обучения учащихся старших классов архитектурно-колористической деятельности в период довузовской подготовки.

Предметом исследования являются дидактические условия формирования способностей владения цветом у учащихся старших классов в довузовском обучении.

Цгль исследования состояла в определении основных дидактических условий формирования способностей владения цветом в период довузовской архитектурной ПОДГОТОВКИ.

Учитывая психологические и педагогические закономерности профессионального обучения старших школьников в период довузовской подготовки, мы предположили, что дидактические условия формирования способностей владения цветом учащегося связаны с организацией процесса его движения от обыденного мышления к профессиональному. В этом случае, процесс формирования способ-

ностей владения цветом должен включать: изучение учащимися методов архитектурно-колористической деятельности посредством освоения "оперативных схем" мышления,в которых отражено основное содержание вида деятельности, формирование их понятийного аппарата путем объективации содержания профессиональных понятий через систему условно-схематизированных образов, преодоление и реализация полученных знаний через творческое решение учебных задач.

Задачи исследования.

  1. Провести анализ исторически сложившихся систем формирования способностей владения цветом на основе исследований в области психологии, педагогики и цветодвдактики.

  2. Изеледовать дидактическую основу, на которой базируются сложившиеся системы обучения цвету. Рассмотреть данный аспект применительно к довузовской архитектурно-колористической подготовке учащихся.

  3. Изеледовать причины, которые приводят к противоречивости дидактических положений в условиях современного архитектурного образования, несоответствие методов массового профессионального обучения целям и задачам, на которые оно ориентировано.

  4. Выявить и обосновать основные дидактические условия по формированию способностей владения цветом у старших школьников, ориентированных на архитектурно-колористическую подготовку (на основе положений деятельностного подхода).

Границы исследования определяются задачами анализа дидактических условий формирования способностей владения цветом в период довузовской архитектурной подготовки.

Теоретические основы исследования.

  1. Изложения теории деятельности, разрабатываемые в философских, психологических и педагогических трудах и определяющие детерминированность деятельности по формированию творческих способностей и их компонентов.

  2. Положения психолого-педагогической теории планомерного/поэтапного/ формирования умственных действий и необходимости, возможности выделения обобщенной (инвариантной) основы для правильного формирования специальных способностей.

  3. Положения педагогики и психологии о необходимости развития теории содержания образования в плане передачи учащимся способов профессиональной деятельности.

Методы исследования:

Критический и сравнительный аналиа теоретических положений психолого-педагогической литературы и практического опыта архитектурно-художественного образования по проблеме исследования; изучение специализированной литературы го вопросам обучения цветовой грамоте и теории цвета. В экспериментальной части - педагогический эксперимент, проводимый в естественных условиях обучения и анализ его результатов.

Научная новизна'работы заключается в том, что впервые исследуются дидактические условия формирования способностей владения цветом у учащихся в период довузовской архитектурной подготовки. Еа основании теоретического анализа и результатов экспериментального исследования определены и конкретизированы основные дидактические условия, обеспечивающие данный процесс. Выявлено, что в период довузовской архитектурно-колористической подготовки процесс формирования способностей владения цветом осуществляется в результате движения учащегося от обыденного мышления-к профессиональному. С дидактической точки зрения этот процесс связан с формированием "психологического инварианта" специальных способностей, в качестве которого выступает образно-концептуальные компоненты архитектурно-колористического мышления.

Установлено, что дидактическая организация процесса формирования способностей владения цветом представляет собой взаимозависимое совладение ряда условий, последовательное выполнение которых выступает как развертывание "оперативных схем" мышления, воплощающее в себе основные способы архитектурно-колористической деятельности.

Шкааано, что развертывание и освоение способов архитектурно-колористической деятельности осуществляется посредством объективации и материализации основного содержания базовых понятий в области цвета в ходе учебной деятельности учащихся.

На защиту выносятся следуйте положения:

  1. С дидактических позиций становление способностей владения цветом связано с выявлением психологического ядра, являющегося "инвариантом" для любого типа специальных способностей.

  2. В качестве такого "инварианта" выступают интеллектуальные умения и навыки действия с объектом изучения, определенная последовательность выполнения которых отражает способы профессиональной деятельности архитектора-колориста.

3. Дидактическая организация процесса формирования способностей владения цветом у учащихся в период довузовской архитектурной подготовки предполагает соблюдение в определенной последовательности следующих условий:

организацию процесса формирования обравно-концептуальных компонентов архитектурно-колористического мышления на основе обучения учащихся средствам и методам профессиональной деятельности;

формирование у учащихся понятийного аппарата через систему условно-схематизированных образов, отражающих основное содержание базовых понятий в области колористики;

свертывание и автоматизацию процесса работы с профессиональными понятиями путем отработки скорости получения образного реше -ния;

преодоление границ полученных знаний через творческое решение учебных задач (выявление стереотипного образа и осознанное его разрушение).

4. Уровень сформированности способностей владения цветом определяется на основе ряда показателей, в качестве которых выступает точность обраэного выражения содержания профессиональных базовых понятий и наличие специальных умений, обеспечивающих учащемуся возможность воспринимать объект изучения определенным образом.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрываются и конкретизируются дидактические условия формирования способностей владения цветом, позволяющие эффективно построить процесс обучения в условиях довузовского архитектурного образования. Основные положения работы актуальны и для других специализаций, связанных с развитием технического компонента профессиональной деятельности.

Также рассмотрены возможности нового подхода к школьной цве-тодидактикз и формированию архитектурно-художественных способностей.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его основных положений в преподавании архитектурно-художественных дисциплин в период как специализированной, так и- общей подготовки.Разработана методика обучения "цвету" учащихся старших классов, направленная на формирование спосой-ностей владения цветом в период довузовской архитектурной подготовки. Положения работы могут быть использованы при разработке

учеСно-методических пособий и построении методики формирования способностей владения цветом в области высшего архитектурного образования, а также на уровне начальной общеобразовательной школы для обеспечения процесса становления общей цветовой культуры личности.

Апробация работы. Основные результаты исследования обсуждены на заседаниях кафедры педагогики Ростовского государственного педагогического университета и кафедры ИЗО Ростовского Архитектурного института, на региональных семинарах по довузовской архитектурно-художественной подготовке, на ваучно-теоретических конференциях по проблемам Всероссийского довузовского- архитектурного и художественного образования (г.Москва,1991г.; г.Ростов-на-Дону, 1992-9ЙТ.; г.Ижевск, 1994г.). Результаты исследования внедрены в практику обучения дисциплине "Хивопись" в архитектурных классах г.Ростова-на-Дону. Разработана и апробирована экспериментальная программа по живописи для пленэрной практики студентов 2 курса РАИ (специальность "Архитектура" и "Давайн"). Основные положения диссертационного исследования применяются при обучении рисованию в начальных классах общеобразовательной школы №30 г.Ростова-на-Дону.

Похожие диссертации на Дидактические условия формирования способностей владения цветом в период довузовской архитектурной подготовки