Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дидактические условия и критерии развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла Дорофеева Елена Вениаминовна

Дидактические условия и критерии развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла
<
Дидактические условия и критерии развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла Дидактические условия и критерии развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла Дидактические условия и критерии развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла Дидактические условия и критерии развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла Дидактические условия и критерии развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла Дидактические условия и критерии развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла Дидактические условия и критерии развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла Дидактические условия и критерии развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла Дидактические условия и критерии развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дорофеева Елена Вениаминовна. Дидактические условия и критерии развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Казань, 2006 312 с. РГБ ОД, 61:06-13/2204

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование условий и критериев развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях

1.1. Сущность творческого потенциала студентов на факультативных занятиях 18

1.2. Моделирование уровней и обоснование критериев развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях 65

1.3. Характеристика условий развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях 84

Выводы по первой главе 120

Глава 2. Научно-методическое обеспечение процесса развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях

2.1. Педагогические требования к преподавателю, ведущему факультативные занятия 124

2.2. Формы и методы проведения факультативных занятий, направленные на развитие творческого потенциала студентов 162

Выводы по второй главе 204

Глава 3. Экспериментальные проверки дидактических условий развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях

3.1. Методика эксперимента по проверке дидактических условий развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях 208

3.2. Динамика развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях в условиях педагогического эксперимента 225

Выводы по третьей главе 237

Заключение 239

Список литературы 243

Приложения 263

Введение к работе

Перестройка системы внешнеэкономической деятельности предприятий, изменение политического сознания российского общества, создание совместных коллективов учёных и специалистов, обмен научно-технической документацией повышают спрос на высококвалифицированных специалистов с развитым творческим потенциалом. Эта потребность является на современном этапе одной из актуальных проблем политической, экономической, общественной, социальной и духовной сфер общества, в котором происходит осознание того, что положение личности, её творческий потенциал, и творческая самореализация во многом зависят от развития качества образования.

Приоритет общечеловеческих ценностей предопределил такое изменение сущности учебного процесса в современной высшей школе, которое бы обеспечивало раскрытие и развитие потенциальных творческих возможностей личности, способствуя её саморазвитию и самореализации.

Все это становится в настоящее время одним из условий развития профессиональных компетенций современного специалиста и ставит вопрос о дополнительном обучении, которое возможно в рамках учебных заведений на факультативных занятиях.

Накоплеїшьій богатейший образовательный и воспитательный опыт, направленный на развитие творческого потенциала студентов и их саморазвитие особенно актуален с позиции насущных проблем знаний в области гуманитарных дисциплин в современной высшей школе.

Творческий потенциал студента, реализующийся в учебной деятельности, станет продуктивной силой только тогда, когда внутренние побуждения студентов совпадут с объективными задачами, которые ставит перед ними преподаватель. Поэтому развивать заложенный в каждой личности студента творческий потенциал - значит, создать, в первую очередь, определённые дидактические условия, которые будут способствовать этому процессу.

Практикой преподавания путём использования различных форм обучения, был наработан теоретико-методологический опыт, который ещё до конца не изучен с позиций педагогики. К нему относится разработка педагогических принципов построения факультативных занятий (принцип коммуникативной направленности, индиви-

дуализация, интенсификация учебного процесса, устное опережение) исследование их целей, задач, содержания и особенностей педагогических условий, методов, средств и форм преподавания на факультативных занятиях, направленных на развитие творческого потенциала студентов.

Базовыми для разработки исследуемой проблемы являются работы об общих закономерностях педагогического процесса в высшей школе, моделях личности будущего специалиста, соответствующих технологиях обучения и воспитания А.А. Вербицкого, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, И.Е. Мажар, А.К. Марковой, Н.Н. Нечаева, В.А. Сластенина, И.Ф. Талызиной, А.И. Уман, В.Д. Шадрикова и др. Вопросы развития творческой личности, творческих способностей, творческого мышления освещали в своих работах В.И. Андреев, B.C. Библер, О.Г. Богданова, Д.Б. Богоявленская, В.М. Вергасов, Дж. Гилфорд, А.В. Жуганов, Г.Е.Журавлёв, В.И. Загвязинский, В.П. Зелеева, И.Я. Лернер, А.Н. Лук, Н.П. Ми-ловзорова, Г. Нойнер, Н.П. Обухова, К.К. Платонов, ЭЛ. Пономарёв, Ф.Л. Ратнер, Б.М. Теплов и др. В результате понятие «саморазвитие личности» становится основополагающим для характеристики целей, содержания и средств обучения и воспитания в работах: В.И. Андреева, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, О.С. Газмана, А. Мас-лоу, Н.Д. Никавдрова, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, С.Д. Смирнова, Е.Н. Шияно-ва, К.Д. Ушинского и др. Как никогда, актуализируется понятие «творчество», в частности, в качестве способа эффективного развития, саморазвития и творческой самореализации в работах В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, Л.А. Казанцевой, И.П. Калошина, ИЛ. Лернер, П.Н. Осипова, ЯЛ. Пономарёва, Л.М. Попова и др. Проблема познавательного интереса нашла своё отражение в трудах Б.Г. Ананьева, ФЛ. Байкова, Л.И. Божович, В.Б. Бондаревского, В.Г. Иванова, Н.Г. Морозовой, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной и др. Наибольшие возможности развития творческого мышления представляют факультативные занятия. К проблеме факультативных занятий обращались в своё время многие исследователи: Ю.К. Бабан-ский, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, Б.Т. Лихачёв, И.Ф. Харламов, Г. Нойнер, Е.И. Пассов, М.В. Ляховицкий, С.Ф. Шатилов и др. Творческий потенциал студентов рассматривался Е.Н. Баластаевой, Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинским, Г.Х. Ва-леевым, Г.В. Глотовой, С.Г. Глуховой, А.Н. Лук, A.M. Матюшкиным, Г.С. Моляко, Г.Л. Пихтовниковым, И.П. Подласым, В.Г. Рындак, М.И. Ситниковой, Л.В. Сохань,

B.A. Тихоновичем и др. В связи с вопросами одарённости, креативности личности, её творческой активности проблема развития творческого потенциала рассматривается в зарубежных исследованиях Дж. Гилфордом, Ф. Бароном, К. Тейлором, П. Торренсом, Д. Льюисом, Ф. Джексоном, Р. Стернбергом, Дж. Рензулли и др.

В педагогической литературе, посвященной факультативным занятиям, описание целостного содержания учебных занятий часто подменялось описанием методик преподавания по конкретным дисциплинам, а педагогический процесс проведения именно факультативных занятий излагался без учета современного педагогического содержания, и его содержание в полном объеме не было предметом специальных педагогических исследований, не уделялось достаточного внимания развитию творческого потенциала студента, что привело к возникновению ряда противоречий:

между потребностью общества в специалистах, владеющих большим запасом знаний с развитым творческим потенциалом и недостаточным вниманием современного вуза к данной проблеме;

между объективными потребностями качественного преобразования процесса обучения студента и существующими традиционными подходами к обучению;

между недостаточностью научно-педагогического осмысления на современном уровне организации учебного процесса на факультативных занятиях и отсутствием необходимого инструментария организации и проведения факультативных занятий, направленных на развитие творческого потенциала студентов, их творческого саморазвития;

между необходимостью развития креативности, творческих способностей обучаемых в системе высшего образования и формальным подходом к своим обязанностям и не удовлетворительным для этого уровнем компетентности педагогических кадров;

между стремлением преподавателя побудить студентов к развитию творческого потенциала на факультативных занятиях и недостаточным уровнем мотивированности самих студентов;

между необходимостью развития творческого воплощения данного процесса в учебной деятельности и отсутствием его теоретической разработанности и технологического обеспечения.

Поиски путей разрешения обозначенных противоречий и недостатков позволяют сформировать основную проблему исследования: Каковы дидактические условия и критерии обучения на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла, направленные на развитие творческого потенциала студентов.

Социальная, научно-практическая значимость, а также недостаточная разработанность проблемы определили её актуальность, которая послужила основанием для выбора темы исследования: «Дидактические условия и критерии развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла».

Цель исследования; выявить дидактические условия и критерии развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла, являющиеся средствами интенсификации творческой составляющей личности студента.

Объект исследования; процесс и результат развития творческого потенциала -студентов, осуществляемый на факультативных занятиях.

Предмет исследования; дидактические условия и критерии развития творческо- -го потенциала студентов на факультативных занятиях.

Гипотеза исследования; процесс развития творческого потенциала студентов, осуществляемый на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла ' будет эффективен, если:

создать определённые условия, а именно: формировать высокий уровень мотивации у студентов; увеличить долю активных творческих заданий в самостоятельной работе студентов; использовать метод проблемного обучения; вести всё обучение в сотрудничестве; широко использовать мультимедийные (информационные) технологии обучения; создать комфортный психологический климат в группе.

структурообразующим основанием выступит модель, отражающая динамику его развития;

разработать и реализовать критерии развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях, включая оценки мотивационного, интеллектуального и саморазвивающегося компонентов личности в учебной деятельности;

- его научно-методическое и технологическое обеспечение представлено как
совокупность: системы учебно-творческих заданий; процедур творческой деятельно-

ста; средств диагаостики уровней развития творческого потенциала; творческих способностей; творческого саморазвития студентов; показателей результата творческой учебной деятельности; форм активного обучения, методов, средств на уровне творческого применения знаний и способов деятельности; личностных способностей преподавателя, позволяющих ему оптимально менять приёмы действий в соответствии с новыми условиями;

Задачи исследования:

  1. Осуществить теоретический анализ базовых понятий исследования и уточнить их содержание: «творческий потенциал», «факультативные занятия», выделив критерии и уровни развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла.

  2. Смоделировать базовые элементы развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях.

  3. Определить цели, задачи и особенности организации факультативных занятий по предметам гуманитарного цикла и исследовать содержание (формы, методы и средства.

  4. Обосновать педагогические требования к преподавателю, ведущему факультативные занятия.

  5. Выявить, обосновать и разработать дидактические условия и содержание обучения на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла.

  6. Провести экспериментальную проверку разработанных дидактических условий развития тюрческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла.

Теоретико-методологической основой исследования явились философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие категорию «творческий потенциал» (Г.Х. Валеев, В.Г. Рындак, А.М. Матюшкин, В.А. Моляко, И.П. Подласый и др.), концепции личностно-деятельностного подхода к образованию (В.И. Андреев, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, П.И. Пидкасистый, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.), концепции развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, М.И. Махмутов, Ф.Л. Ратнер, В.В.Сериков, Д.Б. Эльконин), концепции гуманизации и гуманитаризации образования, воспитания и самовоспитания (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), идеи творчества как способа саморазвития, идеи о

творческой сущности человека, о самореализации личности в творческой деятельности, важной основой исследования послужили труды традиционных и инновационных педагогических технологий обучения (С.Л. Бенедиктова, Г.И. Ибрагимов, М.И. Махмутов, И.Н. Чередов, и др.), идеи информатизации обучения (Э.Г. Багиров, Р.Е. Быков, С.А. Жеданов, Г.М. Клейман, В.М. Кузнецов, И.В. Сандлер и др.).

Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования применялся следующий комплекс методов:

Теоретические: Изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Эмпирические: Прямое включение педагогического наблюдения (сравнительный метод); анкетирование и тестирование студентов, изучение их творческих и научно-исследовательских работ, рефлексия личного опыта преподавателя, ведущего факультативные занятия в вузе (10 лет);

Экспериментальные: констатирующий и формирующий педагогический эксперимент.

В ходе опытно-экспериментальной работы применялись: интервьюирование, прямое и косвенное наблюдение, тестирование, анкетирование студентов, изучение и анализ продуктов деятельности студентов, синтез эмпирического материала, методы математической обработки экспериментальных данных.

База исследования: опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Казанского государственного университета. В ней приняли участие студенты 3,4,5 курсов гуманитарных факультетов (исторический, экономический, филологический, юридический, факультет журналистики и социологии, факультет психологии, факультет международных отношений и политологии) в количестве 54 человек на первом этапе эксперимента, на втором этапе в количестве 51 человека, на третьем этапе -в количестве 43 человек. Всего в эксперименте приняли участие 148 человек. Эксперимент проводился для исследования проблемы развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла в условиях разной профессиональной ориентации. Исследование проюдилось в четыре этапа с 1998 - 2006 г.г., педагогический эксперимент проводился в три этапа с 2002 по 2005 гг.

Этапы исследования:

На первом этапе (1998-1999 год) изучалась философская и психолого-педагогическая литература по теме исследования, происходило первоначальное ознакомление с источниками по обозначенной проблеме: историей развития факультативной формы обучения (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачёв, Г. Нойнер, Е.И. Пассов, М.В. Ляховицкий, С.Ф. Шатилов и др.), исследования по структуре учебной деятельности и развития теоретического мышления (Дж. Брунер, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Й. Лингарт, ВЛ. Ляудис, Н.А. Менчинская, П.И. Пидкасистый, У.Р. Рейтман, С.Л. Рубинштейн, М.Н.Скаткин, Д.Б.Эльконин и др.); процесса развития творческого потенциала студентов (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Г.Х. Валеев, А.Н. Лук, A.M. Матюшкин, Г.С. Моляко, Г.Л. Пихтовников, И.П. Под-ласый, В.Г. Рындак, М.И. Ситникова, Л.В. Сохань, В.А. Тихонович и др.; ставилась цель, определялись гипотеза и задачи исследования; уточнялись сущность, содержание и особенности организации факультативных занятий, творческого потенциала, а также творческое саморазвитие студентов на них; разрабатывались уровни и критерии развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях. Собирался материал для издания учебно-методических пособий. Были опубликованы тезисы по теме диссертации.

На втором этапе (2000-2002 год) продолжалось теоретическое и экспериментальное исследование дидактических условий, способствующих развитию творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла, осуществлялась попытка создания концептуального видения педагогических целей и задач и исследование содержания (форм, методов и средств обучения) и их особенностей в контексте развития творческого потенциала и творческого саморазвития студентов на факультативных занятиях, разрабатывалась модель развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла, корректировался процесс обучения и совершенствовалось содержание учебно-воспитательного процесса с учётом специальности студентов, их познавательных интересов и творческих способностей. Проходил начальный этап педагогического эксперимента со студентами гуманитарных факультетов, посещавших факультативные занятия. Были опубликованы статьи и тезисы по теме диссертации.

На третьем этапе (2003-2004 год) подводились итоги исследования, осуществлялись анализ педагогических условий и обобщение полученных результатов, их отражение в публикациях, в процессе практической педагогической деятельности со студентами Казанского государственного университета. Проводился конечный этап педагогического эксперимента со студентами гуманитарных факультетов, посещающих факультативные занятия. Были опубликованы статьи и тезисы, пособие по теме диссертации.

На четвертом этапе (2005-2006 год) систематизировались результаты научного исследования, формулировались теоретические положения и выводы, осуществлялось письменное оформление диссертационного исследования. Были опубликованы статьи и тезисы по теме диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем;

раскрыта сущностная характеристика базовых понятий исследования «творческий потенциал»; «факультативные занятия»;

осуществлено целостное педагогическое исследование факультативной формы занятий, включающее в себя цели, задачи, условия и критерии развития творческого потенциала студентов;

обоснованы дидактические условия развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла:

формирование высокого уровня мотивации студентов;

увеличение доли активных творческих заданий в самостоятельной работе студентов;

обучение в сотрудничестве;

использование мультимедийных (информационных) технологий обучения;

создание комфортного психологического климата в группе;

- разработана модель развития творческого потенциала студентов на факультатив
ных занятиях по предметам гуманитарного цикла;

- установлены основные критерии развития творческого потенциала студентов, по
сещающих факультативные занятия по предметам гуманитарного цикла. В качестве
критериев развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях
по предметам гуманитарного цикла целесообразно использовать критерии компонен
тов творческого потенциала: 1. мотивационный компонент (критерии: осознанность

цели деятельности; интерес к процессу творческой деятельности, стремление к успеху при решении творческих исследовательских задач; уровень познавательных интересов, потребностей и стремлений; стремление к лидерству в творческой деятельности, к личностному престижу; стремление к самообразованию, самосовершенствованию, поиску дополнительной информации, знаниям; стремление к общению, к поддержанию контакта; стремление к творческим достижениям, желание быть интеллектуально более развитым; стремление повысить свой социальный статус, желание пользоваться признанием и уважением); 2. интеллектуальный компонент (критерии: гибкость, оригинальность, нестандартность мышления; критичность ума, способность к оценочным суждениям; способность генерировать новые идеи, изобретательность; способность к самостоятельному переносу ранее усвоенных знаний и умений методов научного познания в новую ситуацию, способность по-новому взглянуть на привычное, увидеть необычное в обычном; умение видеть альтернативу и способы решения творческих задач; комбинирование и преобразование известных средств для новых решений проблемы; создание оригинальных способов решения при известности других; способность к творчеству, к творческой деятельности; 3. сачооргани-зующий компонент (критерии: способность к планированию, прогнозированию своей деятельности; способность к самооценке, самоанализу, рефлексии; умение преодолевать трудности в обучении, умение доводить дело до конца; способность к самоактуализации; способность к саморазвитию.

- обосновано, что наиболее эффективным и приемлемым является гибкое и вариативное применение форм и методов проведения факультативных занятий, направленных на развитие творческого потенциала студентов: теоретические занятия (сочетание лекции с беседой, дискуссией, рассказом, объяснением); семинарские и практические занятия (работа по выбранной теме, творческие работы и задания); научные конференции, включающие в себя творческую самостоятельную работу; конкурсы (тематические, предметные); нетрадиционные методы (метод проектов; групповая терапия; «жужжащая группа»; «аквариум» и др.); метод проблемного обучения; ролевые игры; наглядный метод (иллюстрации, демонстрации), в том числе и видеометод (использование учебного телевидения, видеофильмов, видеофрагментов); сочетание фронтальной, коллективной, групповой и индивидуальной форм работы;

большая доля самостоятельной работы, предполагающая групповые и индивидуальные, исследовательские и творческие задания; различные виды коїпроля. - выявлены основные педагогические требования к преподавателю, ведущему факультативные занятия, способствующие эффективному обучению студентов, развитию их творческого потенциала (1. Преподаватель - творческая личность (творчески саморазвивающаяся личность), генератор идей; 2. Преподаватель - человек высокой культуры; 3. Преподаватель - носитель духовно-нравственных ценностей; 4. Преподаватель - научный консультант и научный руководитель; 5. Преподаватель - организатор субъект-субъектных отношений.).

Теоретическая значимость исследования заключается:

в уточнении содержания понятий «творческий потенциал», «факультативные занятия» с точки зрения структуры и критериев развития творческого потенциала студентов;

в систематизации и конкретизации представления о педагогических целях и теоретических основах факультативных занятий, направленных на развитие творческого потенциала студентов; >

в конкретизации условий развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла;

в разработке гибких, вариативных форм проведения факультативных занятий по предметам гуманитарного цикла, направленных на развитие творческого потенциала студентов;

в расширении представлений об использовании индивидуализированного и дифференцированного подходов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла

Достоверность результатов обеспечивается адекватностью использованных методов научного исследования цели, задачам и предмету исследования, опорой на достижения педагогики и психологии, сочетанием теоретического анализа проблемы и эмпирических данных, длительностью экспериментальной работы и практическим подтверждением выдвигаемых теоретических положений, синтезом и анализом теоретического и экспериментального материала, методами математической обработки результатов опытно-экспериментального исследования; личным участием автора в экспериментальной и педагогической работе, внедрением полученных результатов в

практику преподавателей, ведущих факультативные занятия и различные спецкурсы в Казанском Государственном университете им. В.И. Ульянова-Ленина; опорой на личный педагогический опыт автора.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результатом научной работы явилось повышение уровня развития потребности и мотивации к дальнейшему изучению предметов гуманитарного цикла, эмоционально-ценностной сферы, уровня знаний, умений и навыков в области изучаемых гуманитарных дисциплин. Практическая значимость определяется также возможностью использования теоретических положений и выводов для их реализации в процессе проведения факультативных занятий по предметам гуманитарного цикла, направленных на развитие творческого потенциала студентов.

Результаты исследования целесообразно использовать:

в практике подготовки студентов средних специальных и высших учебных заведений или слушателей факультета повышения квалификации по предметам гуманитарного цикла;

при создании программ и учебных пособий для студентов старших курсов по организации факультативных спецкурсов;

при создании учебно-методических пособий для преподавателей, собирающихся осуществлять организацию и обучение студентов на факультативных занятиях;

при разработке исследований по проблемам совершенствования творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в КГУ посредством проведения занятий факультативного спецкурса «Страноведение Германии», «Информационное право», « Мастерство литературной критики: жанры, стили (на материале критики XIX - XX веков)». Основные положения диссертационного исследования осуществлялись путём публикации и участия в научных конференциях: международной - «Язык. Культура. Деятельность: Восток-Запад» (Набережные Челны, 1999); всероссийских - «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования» (Яльчик, 2000-2002), «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинг качества воспитания» (Казань - Йошкар-Ола, 2003), «Мониторинг воспитания и творческого самораз-вития конкурентоспособной личности» (Казань - Йошкар-Ола, 2004-2005); респуб-

ликанской - «Язык и методика его преподавания» (Казань, 1999-2004); межрегиональной - «Этнокультурный фактор совершенствования системы образования в республике Татарстан» (Казань, 2000); в сборнике «Учёные записки ЮГУ» (том 140, Казань, 2001); на методологических семинарах, проводимых «Институтом языка ЮГУ». По материалам исследования опубликовано 19 работ.

Составленные нами учебно-методические пособия и методические рекомендации для преподавателей внедрены в учебный процесс КГУ, эффективно используются преподавателями школ и вузов г. Казани при подготовке обучающихся, а также диссертантом в преподавательской деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Творческий потенциал - это сложная интегральная личностно-деятельностная характеристика, присущая человеку, включающая в себя мотивационный, интеллектуальный, саморазвивающийся компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления личностью творческой деятельности и достижения высокого уровня развития, благодаря актуализации своих творческих сил и возмож- * ностей в реальной практике.

  2. Факультативные занятия - особая форма обучения, которая требует творческого подхода к выбору форм и методов их проведения, отвечающих интересам и склонностям обучаемых, к определению и развитию их индивидуальных способностей, к организации творческой учебной деятельности со стороны педагога и творческой самореализации студента в ней на основе сотворческого диалога, открывающего широкие возможности для творческого саморазвития обучаемых и преподавателей в области конкретной дисциплины.

  1. Модель развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла отражает динамику данного процесса.

  2. Дидактическими условиями развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла являются:

формирование высокого уровня мотивации студентов;

увеличение доли активных творческих заданий в самостоятельной работе студентов;

обучение в сотрудничестве;

использование мультимедийных (информационных) технологий обучения;

создание комфортного психологического климата в группе.

5. Критерии развития творческого потенциала студентов на факультативных
занятиях по предметам гуманитарного цикла: 1. мотивациоїшьш компонент (крите
рии: осознанность цели деятельности; интерес к процессу творческой деятельности,
стремление к успеху при решении творческих исследовательских задач; уровень по
знавательных интересов, потребностей и стремлений; стремление к лидерству в
творческой деятельности, к личностному престижу; стремление к самообразованию,
самосовершенствованию, поиску дополнительной информации, знаниям; стремление
к общению, к поддержанию контакта; стремление к творческим достижениям, жела
ние быть интеллектуально более развитым; стремление повысить свой социальный
статус, желание пользоваться признанием и уважением); 2. интеллектуальный ком
понент
(критерии: гибкость, оригинальность, нестандартность мышления; критич
ность ума, способность к оценочным суждениям; способность генерировать новые
идеи, изобретательность; способность к самостоятельному переносу ранее усвоенных
знаний и умений методов научного познания в новую ситуацию, способность по-
новому взглянуть на привычное, увидеть необычное в обычном; умение видеть аль
тернативу и способы решения творческих задач; комбинирование и преобразование
известных средств для новых решений проблемы; создание оригинальных способов
решения при известности других; способность к творчеству, к творческой деятельно
сти; 3. самоорганизующий компонент (критерии: способность к планированию, про
гнозированию своей деятельности; способность к самооценке, самоанализу, рефлек
сии; умение преодолевать трудности в обучении, умение доводить дело до конца;
способность к самоакгуализации; способность к саморазвитию.

6. Требования к преподавателю, ведущему факультатив, способствующие эф
фективному обучению студентов и направленные на развитие их творческого потен
циала и их творческое саморазвитие: 1. преподаватель - творческая личность (твор
чески саморазвивающаяся личность); 2. преподаватель - человек высокой культуры;
3. преподаватель - носитель духовно-нравственных ценностей; 4. преподаватель - на
учный консультант и научный руководитель; 5. преподаватель - организатор субъект-
субъектных отношений.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав (семи параграфов), заключения, списка литературы и приложений.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяются объект и предмет исследования, формулируется цель, гипотеза, ставятся задачи исследования, указываются методологические основы и методы исследования; раскрываются научная новизна, её теоретическая и практическая значимость; выдвигаются основные положения, выносимые на защиту; содержатся сведения об апробации и внедрении результатов исследования, раскрывается структура диссертации.

Первая глава «Теоретическое обоснование условий развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла» содержит три параграфа, проведен теоретический анализ базовых понятий исследования «творческий потенциал», «факультативные занятия» и их сущности. Определены, структура, уровни и критерии творческого потенциала, на основе которых была построена модель развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла. Проведен исторический обзор возникновения факультативных занятий. Определены цели, задачи, исследовано содержание и особенности организации факультативных занятий, способствующих развитию творческого потенциала студентов. Выявлены дидактические условия развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла, что является основой разработки педагогических инструментов ишенсификации развития творческого потенциала студентов.

Во второй главе - «Научно-методическое обеспечение процесса развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях», содержащей 2 параграфа, обоснованы педагогические требования к преподавателю, ведущему факультативные занятия. Описаны педагогические умения и качества преподавателя, ведущего факультатив, а так же раскрыта его нравственная составляющая. Доказано, что если применять вариативное, гибкое, нетрадиционное сочетание различных видов форм и методов проведения занятий на факультативах, это будет способствовать развитию творческого потенциала студентов и их творческой самореализации.

В третьей главе - «Экспериментальные проверки дидактических условий развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях», содержащей 2 парафафа, приводится описание методики проведения эксперимента по проверке дидактических условий развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла, а также показывается динамика развития творческого потенциала студентов.

В заключении обобщаются теоретические результаты исследования, излагаются основные выводы, подтверждающие положения рабочей гипотезы и доказывающие правомерность положений, выносимых на защиту.

В приложении приводятся сравнительные диафаммы сформированности развития интеллектуальных качеств, саморазвития, творческого потенциала в контрольной и экспериментальной фуппах в ходе эксперимента; примеры методики проведения отдельных занятий; примеры реализации творчества студентов, посещавших факультативные занятия по предметам гуманитарного цикла.

Сущность творческого потенциала студентов на факультативных занятиях

Современная наука представляет человека как существо творящее, преобразующее мир, творящее новые отношения и самого себя, раскрывающее себя в творческой деятельности. Творчество, по мнению Н.Н. Нечаева, абсолютно для всех. Оно не связано непосредственно с родом, видом профессии, а выражает наличие противоречия между возможностями человека и требуемыми решениями задачами [132, с. 15]. Поэтому творить может каждый сколько угодно: инженер, врач, преподаватель, студент.

Правомерно высказывание А.В. Жуганова по этому поводу. Он пишет: " Люди рождены для творчества - это их богатство, право и основа судьбы. Творчество — это возрождение, вечный источник молодости; творчество придаёт свежесть, оригинальность и значимость всему, чем мы занимаемся, о чём думаем и что чувствуем. В творчестве мы используем свои уникальные возможности и выражаем неповторимость наших мыслей и чувств. Каждым творческим проявлением мы развиваем силу личности, которой доступно созидание" [58, с.8].

Отечественный философ Н.А. Бердяев отмечал, что «к творчеству призван всякий человек, оно пронизывает практически все виды человеческой деятельности» [20, с.23].

Творчество, являясь созидательной деятельностью, порождает качественно новое, характеризуется неповторимостью, оригинальностью, в любом его виде исключает шаблон, однообразие, просто повторение. Именно творчество является созданием качественно новых идей и предметов и требует многообразия в единстве [58, с. 10-11].

В психолого-педагогической литературе существует множество различных подходов к определению понятия "творчество". Большинство из них сводится к тому, что творчество — это в самом широком смысле рассматривается как деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, оригинальное [157, с. 154]. Но наиболее интересными, отличающимися своеобразным видением данной проблемы, дополняющими другие определения, помогающими нам осмыслить суть данного понятия являются точки зрения следующих авторов.

Так, Л.С. Выготский пишет: «в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования» [38, с.52].

В. Тернер, С.К. Данн считают, что творчество - это способность выбраться из привычной умственной колеи, наблюдать проблемы с различных точек зрения [217, с. 178].

С ними соглашаются и Э. ван Эйнен, утверждая, что "... творчество имеет место только тогда, когда мы отказываемся от предвзятого мнения и привычки и, следова- -тельно, проникаем в каждую новую ситуацию" [211, с.63].

Г. Нойнер, В. Калвейт, X. Клейн называют "творчество" одним из важнейших прогрессивных элементов человеческой культуры [135, с.84].

ИЛ. Лернер, определяя творчество как деятельность, порождающую нечто качественно новое и неповторимое, указывает, что обучение творчеству дает инструмент для самостоятельного поиска решения недоступных проблем и является стимулом саморазвития и самовоспитания. [102, с. 33].

Л.М. Попов видит истоки зарождения творчества в способности живой материи к отражению. Человек самостоятельно активно участвует в процессе отражения и взаимоотражения многомерного, полиобъектного мира и своего внутреннего мира [158,с.72].

Учитывая особенности большинства мнений по поводу "творчества", наиболее удачным и полным, на наш взгляд, является определение В.И. Андреева. Творчество, как он считает, - это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные, условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью [6, с.49].

Исходя из этого определения для творчества характерно: а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи; б) социальная и личная значимость и профессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности; в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества; г) наличие субъективных (личностных качеств - знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества); д) новизна и оригинальность процесса и результата.

Если, по мнению В.И. Андреева, из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой [6, с.49].

Предложенное В.И. Андреевым определение «творчества», затрагивает, на наш взгляд, личностную и социальную направленность творческой деятельности, необходимость наличия положительной мотивации, гуманной созидающей цели у субъекта, что является очень важным для характеристики творчества вообще и для педагогического творчества в частности.

Доказано, что творчество проявляется и развивается в творческой деятельности, а творчество и творческая деятельность объективно предполагают и творческую активность личности. Можно сказать, что творчество есть высшая форма активности и самосовершенствования личности [89, с.4].

Творческая активность — это важнейшая черта личности, поскольку она является способностью изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Она проявляется в энергичной, интенсивной деятельности в труде, учении, в общественной жизни, различных видах творчества [16, с. 19].

По мнению французского философа и писателя, лауреата Нобелевской премии А. Камю, воля к творчеству, способность реализовать себя вопреки всему поддерживает сознание в постоянном деятельном состоянии, поскольку «... творчество - самая результативная школа терпения и ясности. Оно является к тому же потрясающим свидетельством единственного достоинства человека - его упрямого бунта против своего удела, постоянства в усилиях, полагаемых бесплодными. Творчество требует постоянного труда, самообладания, точной оценки пределов истинного, меры и силы». [21, с.9].

Убеждения А. Камю перекликаются с мыслями Н.А. Бердяева, который писал, что для творчества характерен акт «прорыва», ибо «творчество не есть жизнь, творчество есть прорыв и взлет, оно возвышается над жизнью и устремлено за границу, за пределы, к трансцендентному... В мире творчества все интереснее, значительнее, оригинальнее, глубже, чем в действительной жизни, чем в истории или мире рефлексий и отражений» [20, с. 13].

Несомненно, развитие человека - это процесс его становления и формирования под влиянием внешних и внутренних управляемых и неуправляемых факторов, в числе которых целенаправленное обучение и воспитание играет ведущую роль. В связи с этим, наряду с признаками «новизны», для творчества характерным критерием является развитие человека как личности. Здесь особенно важна роль нравственного начала, которое побуждает человека к творчеству [ 17, с. 17-18].

Западные неогуманисты особенно выделяют проблемы коммуникабельности педагога и обучаемого в педагогическом процессе. Красной нитью проходит при этом психологически точная рекомендация: педагогам следует стремиться видеть окружающее глазами их воспитанников, воспринимать перспективу, их точку зрения. Это должно способствовать достижению главной цели гуманистической школы - развитию творческого потенциала личности, ее самореализации [17, с. 18].

Анализ исследований зарубежных учёных показал, что в ряде работ проблемы творческой личности, ее творческого потенциала рассматриваются во взаимосвязи с проблемой гуманизации (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, Л. Бинсвангер, М. Блок, А. Адлер, Г. Мерфи, Ш. Бюллер, А. Келле). Так, А. Маслоу в своей концепции интерактивной, целостной, самоактуализирующейся психологически здоровой личности рассматривает самоактуализацию как умение: а) переносить свою непопулярность, когда считаешь свою позицию правильной; б) быть автономным, саморешающим Я, быть самим собой, а не марионеткой в чьих-то руках [224, с.43]. По его мнению, основная задача образовательного учреждения заключается в формировании человека как уникальной личности, творческой индивидуальности, в развитии его творческого потенциала.

Моделирование уровней и обоснование критериев развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях

Для того чтобы построить модель развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях, необходимо выделить уровни и критерии творческого потенциала, рассмотрев его структуру в различных исследованиях.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод, что исследователи по-разному подходят к рассмотрению сущности понятия «творческий потенциал». В зависимости от этого структурные элементы творческого потенциала личности и их соотношение видоизменяются.

Так, Г.Л. Пихтовников в качестве структурных элементов творческого потенциала личности называет социально-приобретенные способности личности, творческий тип мышления, знания, умения и навыки, необходимые для творческой деятельности [152, С.91-93].

А.Н. Лук включает в структуру творческого потенциала зоркость поиска, способ кодирования информации, способность к свёртыванию мыслительных операций, способность к переносу, боковое мышление, цельность восприятия, готовность памяти, гибкость интеллекта, способность к оценочным действиям, легкость генерирования идей, беглость речи, способность к сцеплению, к доведению начатого до конца [109,с.42-43].

По мнению А.Ю. Козыревой основными качествами, формирующими структуру творческого потенциала, являются: любознательность, вера в себя, постоянство, амбициозность, слуховая память, зрительная память, стремление быть независимым, способность абстрагироваться, степень сосредоточенности [80, С. 150].

В экспериментальном исследовании В.А. Моляко и других авторов выделены следующие составляющие творческого потенциала личности: 1) задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности психических процессов; 2) интересы, их направленность, частота и систематичность проявления, доминирование познавательных интересов; 3) любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем; 4) быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов; 5) склонность к постоянным сравнениям, сопоставлениям, выработке эталонов для последующего отбора; 6) проявление общего интеллекта - схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий; 7) эмоциональная окрашенность отдельных процессов, эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т.д.; 8) настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений; 9) творческость как умение комбинировать, находить аналогии, реконструировать; склонность к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств, времени и т.п.; 10) интуитивизм как способность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам; 11) сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приёмами, овладение техникой труда; 12) способность к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и социальных новых проблем, задач, поиске выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций и т.п. [123, с.88-92].

Ряд исследователей в качестве составляющих творческого потенциала личности называют стремление к развитию, духовному росту; способность удивляться, «приходить в замешательство при столкновении с новым или необычным»; способность полностью ориентироваться в проблеме, отдавать себе отчет в ее состоянии; спонтанность, непосредственность к быстрому приобретению новых знаний; восприимчивость («открытость») по отноошению к новому опыту; способность легко преодолевать умственные границы и перегородки; способность уступать, отказываться от своих теорий; способность «рождаться каждый день заново»; способность отбрасывать несущественное и второстепенное; способность к тяжелому упорному труду; способность к составлению сложных структур из элементов; способность к синтезу и др. [17,с.ЗЗ].

Данные подходы относительно структуры творческого потенциала личности, как показал анализ, либо целиком сориентированы на деятельность, либо включают её в структуру модели как условие или средство развития.

К сущностным характеристикам творческого потенциала ученые относят интеллектуальный компонент (ЯЛ. Пономарев, Н.Ю. Посталюк, Б.М.Теплов, В.В. Сто-лин и др.), способность к общению (А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский и др.), творческую мотивацию (А..А. Вербицкий, A.M. Матюшкин, Т.А.Платонова). Все эти характеристики представляют для нашего исследования большой интерес.

Творческий потенциал личности, по мнению А.П. Нечаева, характеризуется уровнем развития интеллекта и уровнем развития внимания. Вместе с тем, по мнению исследователя, носители высоких творческих потенций отличаются развитием как формально-интеллектуальных навыков, так и строем личности (настойчивостью, активностью, агрессивностью в защите своей личности, организаторскими способностями и т.д.) [131,с.23-25].

Однако ряд ученых, в частности В.Ф. Овчинников, отмечают, что творческий потенциал человека не есть простая совокупность его личностных черт, это качественное образование, которое складывается в результате взаимосвязи репродуктивных и продуктивных характеристик, оппозиционно сопрягающих деятельные сюиства личности. Важнейшие критерии зрелости творческого потенциала человека следует видеть, по их мнению, именно в этой качественной динамике свойств личности, в характере взаимосвязи этих свойств, в их направленности и степени напряжения [136, с.3-4].

Ряд исследователей, занимавшихся проблемой творческого потенциала личности, попытались классифицировать показатели, объединить их в блоки и составить интегральные структуры творческого потенциала.

Так, A.M. Матюшкин, проанализировав работы многих авторов (Дж. Берлайн, А.В. Брушлинский, Э.А. Голубева, А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий, Т.В.Кудрявцев, Н.С. Лейгес, Н.Н. Поддъяков, Я.А. Пономарев, И.В. Равич-Щербо, В.М Русалов, Б.М. Теплов), выделяет синтетическую структуру творческой одаренности, которая, как считает ученый, совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творческое развитие человека. Он включает в данную интегральную (синтетическую) структуру: а) доминирующую роль познавательной мотивации; б) исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем; в) возможности достижения оригинальных решений; г) возможности прогнозирования и предвосхищения; д) способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки [(смЛ15)].

В.Г. Рындак, выделяя в качестве признаков творческого потенциала знания, умения, убеждения, отношения, направленность, способности, рассматривает структуру творческого потенциала в виде совокупности:

а) собственно-потенциальной составляющей (индивидуальные психические процессы и способности);

б) мотивациотюй составляющей (убеждения, готовность как внутри личностная структура, механизмы, обеспечивающие актуализацию способности и социально-психологическая установка на развертывание сущностных сил индивида потребностей, мотивов, ценностных ориентации);

в) когнитивной составляющей (знания, умения, отношения, способы деятельности и самовыражения, приобретенные в результате образования, творческой деятельности, включенные в процесс социализации) [170, с.82-83].

Не менее интересным для нас является исследование Л.В. Сохань, В.А. Тихонович и др., которые выделяют такие сущностные характеристики творческого потенциала как: 1) многоуровневость содержания; 2) биологичность; 3) социальность;

Педагогические требования к преподавателю, ведущему факультативные занятия

Успех обучения и воспитания зависит от эффективности работы того, кто непосредственно организует педагогический процесс и управляет им - от преподавателя. Его роль огромна. Практически в каждом разделе нашего исследования говорится о преподавателе: его подготовке к занятиям, его работе и поведении на занятиях, его отношении к студентам, к их успехам и т.д. Поэтому личность преподавателя, его авторитет имеют прямое отношение к результатам обучения. Преподаватель влияет как на обучение, так и на обучаемых. Преподаватель - это, прежде всего, человек, индивид, личность со всеми присущими этому понятию индивидуальными особенностями знаний, опыта, умений, темперамента, черт характера, а его индивидуальные свойства накладывают свой отпечаток на то, как он осуществляет свою профессиональную деятельность. Это быстрота мышления, объём, и интенсивность памяти, внимательность и др. Всё, без исключения, определённым образом влияет на профессиональную деятельность преподавателя и её успешное осуществление.

Личность преподавателя, по словам В.А. Сластёнина, это не просто совокупность свойств и характеристик, а целостное, динамическое образование, логическим центром и основанием которого является потребностно-мотивационная сфера, составляющая её социальную и профессиональную позицию [179, с.78].

Преподаватель - одна из самых сложных, требующих большой самоотдачи и преданности профессий. И поэтому в условиях современного развития общества к преподавателю, исходя из задач, которые он призван решать, его важнейших для общества функций и сложности его деятельности предъявляются высокие требования, как к личностным, так и профессиональным чертам.

Требования к преподавателю — это императивная система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности [155, с.240].

К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы преподавателя, который позволяет профессиональные требования к преподавателю объединить в три основных взаимосвязанных и дополняющих друг друга комплекса: общегражданские качества; качества определяющие специфику профессии преподавателя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности). Профес-сиограмма отражает инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности преподавателя. Психологи обращаются также к установлению перечня педагогических способностей, представляющих собой синтез качеств ума, чувств и юли личности [147, с.34].

В психолого-педагогической литературе выделено огромное множество требований к преподавателю, названы важнейшие качества и умения, которыми должен обладать преподаватель.

Как показал анализ соответствующей литературы, требований к преподавателю так много, что перечислить все из них невозможно. Но болыпинстю требований к преподавателю, как мы заметили, сводятся к тому, что от преподавателя требуется, помимо глубокой теоретической подготовленности, педагогическая гибкость, творческий подход, умение убеждать, владеть техникой рационального мышления и воздействия на эмоционально-чувственный мир человека, владеть этическими, психологическими, психотерапевтическими, валеологическими знаниями и следовать им на практике

Систематизируя все требования, предъявляемые к преподавателю, их можно охарактеризовать следующим образом:

1) Преподаватель должен обладать научным мировоззрением, идейностью и глубокой убеждённостью, а его нравственный облик должен соответствовать принципам морали.

2) Преподаватель должен в совершенстве знать свой предмет, владеть профессиональными умениями и навыками.

3) Преподаватель должен быть всесторонне образованным, высококультурным человеком.

4) Преподаватель должен иметь глубокие знания по педагогике, психологии и методике преподавания предмета и применять их в своей практической работе.

5) Преподаватель должен иметь способности к педагогической работе, которые проявляются в педагогическом творчестве, изобретательности при организации и проведении учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов.

6) Преподаватель должен помнить, что успех педагогической деятельности зависит от его характера и эмоционально-волевых качеств.

7) Преподаватель должен пользоваться авторитетом у студентов.

8) Преподаватель всегда должен работать над собой, стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию.

Все эти требования самым прямым образом относятся к преподавателю, ведущему факультативные занятия. Но, исходя из специфики и характера факультативных занятий, мы выделяем педагогические требования, соблюдение которых, как мы считаем, наилучшим образом будут содействовать эффективности обучения студентов на факультативных занятиях. К таковым требованиям мы относим те, в которых показаны кем должен быть преподаватель, ведущий факультативные занятия:

1. Преподаватель - творческая личность (творчески саморазвивающаяся личность), генератор идей. 2. Преподаватель - человек высокой культуры. 3. Преподаватель-носитель духовно-нравственных ценностей. 4. Преподаватель - научный консультант и научный руководитель. 5. Преподаватель - организатор субъект-субъектных отношений.

Остановимся на рассмотрении данных требований, главным из которых является то, что преподаватель, ведущий факультативные занятия, в силу специфики таковых занятий должен быть, прежде всего, творческой личностью, генератором идей. Его занятия должны быть интересными, должны удивлять и заинтересовывать студентов, быть творческими. Только творческая личность, по мнению В.В. Кан-Калика и Н.Д. Никандрова, может воспитать творца [71, с.138]. Творческое становление личности, раскрытие её творческих способностей происходит не иначе как через сотворчество с тапантлиюй, творческой личностью (В.И. Андреев); проявление у студента творческого начала может быть стабильным только под влиянием общения с творческими людьми, в том числе под влиянием творческого преподавателя [51, с.62].

Творческий преподаватель, как мы считаем, - это преподаватель с изобретательской жилкой, старающийся увлечь студентов, побудить в них силу и способность полностью раскрывать свои накопленные знания, впечатления, с элементами собственной интерпретации, отличающиеся неповторимостью, непохожестью. Такой преподаватель характеризуется в то же время высокой психологической культурой, основными чертами которой являются: способность понимать других людей, умение адекватно эмоционально реагировать на их психологическое воздействие.

Можно сказать, что педагогическое творчество преподавателя, ведущего факультативные занятия, характеризуется в данном случае внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией приёмов и методов обучения и воспитания.

В.И. Андреев даёт своё определение творческой личности, которое, как нам кажется, наиболее полно отражает особенности этого понятия. Он пишет, что творческая личность является таким типом личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей и которые позволяют ей дсютигнуть прогрессивных, социально и лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности [6, с.58].

Методика эксперимента по проверке дидактических условий развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях

Основой нашего исследования явился эксперимент, который состоял из двух этапов: констатирующего и формирующего. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Казанского государственного университета с 2002 по 2005 уч. гг. В ней приняли участие студенты Ш, IV, V курсов гуманитарных факультетов (исторический, экономический, филологический, юридический, факультет журналистики и социологии, факультет психологии, факультет международных отношений и политологии).

Эксперимент проводился для исследования проблемы развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла в условиях разной профессиональной ориентации.

Педагогический эксперимент по проверке эффективности развития творческого потенциала на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла проводился по следующему плану:

1) Отбор диагностических методик для оценки эффективности педагогического эксперимента.

2) Подбор материала по предметам для проведения самих занятий в различных формах с использованием различных методов и средств, направленных на развитие творческого потенциала студентов и на их творческое саморазвитие.

3) Ознакомление студентов с понятиями «саморазвитие», «творческое саморазвитие», как сложных комплексных структур, раскрытие их взаимосвязи» студентам, активизация их рефлексивной деятельности. Необходимость такого ознакомления и предоставления возможности студентам самим осмыслить эти понятия обусловлена тем, что процесс развития творческого потенциала, несомненно, ведёт к творческому саморазвитию студентов. 4) Проведение эксперимента. 5) Обработка данных эксперимента процедурами математической статистики.

Обработка эксперимента проводилась согласно методам математической статистики: статистическая проверка гипотез, дисперсионный и корреляционный анализы, критерий х Все математические расчеты проведены с использованием программы EXCEL пакета MICROSOFT OFFICE.

Констатирующий этап позволил выявить исходный уровень студентов, дал возможность выйти на его структурно-уровневое изучение. Критериальной основой уровней выступил компонентный состав творческого потенциала, отражающий качественные характеристики личностно-деятельностных аспектов, на основе которых было выделено три уровня его развития - низкий, средний и высокий, о чём говорилось в первой главе диссертации.

Формирующий этап эксперимента включал реализацию программ: 1) факультативного спецкурса по иностранному языку «Страноведеіше Германии», состоящую из 36 занятий (72 часа), предназначенную для студентов III, IV, V курсов продолжающих изучать немецкий язык после обязательного курса, предназначенного программой; 2) спецкурса по информационному праву под названием «Информационное право», состоящий из 17 занятий (34 часа), предназначенной для студентов IV курса юридического факультета; 3) спецкурса по филологии под названием « Мастерство литературной критики: жанры, стили (на материале критики XIX - XX веков)», состоящей из 17 занятий (34 часа), предназначенной для студентов IV курса.

Реализация программ осуществлялась через систему еженедельных практических занятий, проводимых в различных формах и различными методами.

В ходе эксперимента предполагалось продиагностировать у студентов: 1) их мотивацию к дальнейшему обучению по конкретной дисциплине; 2) интеллектуальные особенности (различные творческие способности); 3) способность к самоорганизации, саморазвитию.

Рассмотрим более подробно использованные методики, результаты применения которых, будут приведены в параграфе 3.2.

Диагностика мотивации осуществлялась путём анкетирования. Использовалась открытая анкета с вопросами типа:

1) Как Вы считаете, нужны ли факультативные занятия по данной дисциплине? 2) Почему Вы решили посещать факультативные занятия по данной дисциплине? 3) С какой целью Вы решили углубить ваши знания в данной области? 4) В чём вы видите практическую значимость полученных вами дополнительных знаний по данной дисциплине и т.д.

Подобного рода анкетирование проводилось со студентами до начала посещения факультативных занятий и по их завершению.

Диагностика интеллектуальных особенностей осуществлялась с помощью различных тестов и методик. Мы использовали ряд тестовых методик, разработанных В.И. Андреевым, которые представляют для нас наибольший интерес и заслуживают должного внимания. Среди них следующие тесты: 1. Тест на оценку уровня творческого потенциала личности [8, с.550-551]. 2. Тест на оценку способностей к принятию творческих ответственных решений [8,с.563-566]. А поскольку для нас важны творческие способности, связанные с мышлением, то мы использовали на факультативах следующие методики: 1. Методика "Способность к генерированию идей" [49, с. 182]. 2. Тест "Исключение понятий" (Методика на оценку способности выделять основное, главное) [49, с. 183]. 3. Тест "Логичность" (Методика для исследования критичности и логичности мышления) [49, с. 184-186]. 4. Методика "Анализ отношений понятий" (Методика для оценки способностей к анализу, сравнению) [49, с.186-187]. 5. Тест "Сложные ассоциации" (Тест для оценки ассоциативного мышления) [49, с.187-189]. 6. Методика отыскания закономерностей (Методика для оценки сообразительности, оперативной памяти) [49, с. 189-190].

Диагностика способности к саморазвитию осуществлялась с помощью теста, разработанного В.И. Андреевым, на оценку способностей к саморазвитию, самообразованию [8, с.5].

Процесс творческого саморазвития личности включает большое число самости: самоанализ, самонаблюдение, самосознание, саморегулирование, самодеятельность, самоактуализация, самоуправление, самоопределение, самосовершенствование. Проведенный В.И. Андреевым анализ и обобщение процессов самости в более крупные структурные единицы показывает, что в качестве наиболее значимых и системообразующих элементов самости можно вьщелить следующие: самообразование, самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, самосовершенствование, самореализация. Этот тест и позволяет определить уровень развития (саморазвития) системообразующих элементов «самости», благодаря чему, мы можем судить о способности студентов к саморазвитию.

Интеллектуальные особенности студентов оценивались с помощью различных тестов и методик, как уже говорилось выше.

Похожие диссертации на Дидактические условия и критерии развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла