Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование Корзинкин Анатолий Алексеевич

Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование
<
Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Корзинкин Анатолий Алексеевич. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Курск, 1999 190 c. РГБ ОД, 61:00-13/175-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико - методологические предпосылки исследования духовно - нравственного воспитания 11

1.1. Духовно - нравственное воспитание как феномен современного образования, философии, психологии и педагогики 12

1.2. Методология и методы построения духовно - нравственной концепции воспитания личности 66

Глава 2. Теория и практика духовно - нравственного воспитания личности 97

2.1. Религиозно - философские и антрополого - педагогические основы духовно - нравственной концепции воспитания личности . 97

2.2. Опыт применения духовно - нравственной концепции в воспитательном процессе 126

Заключение 155

Список использованной литературы 158

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования, В настоящий период истории России возникли возможности поиска и реализации новых концепций образования, которые бы, с одной стороны, отвечали потребностям современного развития цивилизации, а с другой, обратились к духовно -нравственным, историко - культурным и историко - национальным традициям и особенностям уклада жизни русского народа. Такие процессы затрагивают широчайший круг проблем, связанных как с анализом уже состоявшихся образовательных систем и доктрин, так и с формированием новых путей, которые должны вобрать в себя наилучший опыт, пересмотреть уже существующие направления и повести поиск исследования по пути прогресса и интеграции. Необходимо разработать концепцию образования, направленную на воспитание подрастающего поколения в любви к Родине, к духовным традициям, к православной вере как фундаменту общенациональных ценностей, что позволит восстановить утраченные позиции в отношениях к нравственности, к семье, к своему народу, укрепить гражданственность. В этой связи поиск «мостов», соединяющих религиозное и светское, церковное и государственное, поиск так называемой «симфонии», есть актуальная проблема. Попытка её осмысления в педагогической науке на современном этапе предпринимается в нескольких направлениях.

Во - первых, по линии многочисленных конференций, организованных Русской Православной Церковью и посвященных православному воспитанию. Среди них выделяются Международные Рождественские образовательные чтения (1992 - 1999) и региональные чтения, которые непосредственно с ними связаны: Рождественские (Елец, 1999), Дмитриевские (Ростов - на - Дону, 1997, 1998.), Иренарховские (Ярославль 1997, 1998), Киреевские (Калуга, 1996 - 1999), Феофановские (Орёл, 1997,1998), Тихоновские (Москва, 1998) и др.

Во - вторых, светские педагогические конференции, посвященные творчеству КДУшинского ((Курск: 1994, 1995, 1997, 1999); Белгород (1994); Астрахань (1994); Борисоглебск (1999); Ярославль (1999)); творчеству В.В.Розанова (Елец, 1998) и др., в работе которых изучались вопросы духовного воспитания.

В - третьих, в трудах целого ряда философов, культурологов, психологов и

педагогов: Е.П.Белозерцева (33; 34), И. Ф.Гончарова (110), О.В.Долженко (141; 142), С.Ф.Ивановой (376), И.Ф.Исаева (237), Б.Т.Лихачева (245; 246), НДНикандрова (301), КС.Розова (369), ВАСластенина (391), Л.В.Суровой (418), В.Ю.Троицкого (431), ВДШадрикова (476; 477), А.И. Шпеко (487) и др. Важные аспекты духовного воспитания отражаются в диссертационных исследованиях Н.В.Белых (35), И.В. Метлика (277), Л.Н.Селивановой (385) и др. При этом духовное развитие личности как ведущая проблема современного образования ставится в докторских диссертациях Л.А.Беляевой (36), В.М.Меньшикова (275), В.И.Слободчикова (395).

В - четвертых, следует обратить внимание на то, что в современную психолого - педагогическую науку органично вошли труды православных философов: В.В.Зеньковского (158; 159; 162), И.А.Ильина (177; 178), В.СХКлючевского (215), П. А. Флоренского (456), А.С.Хомякова (463), Г.И. Челпанова (469) и др.

В - пятых, важно отметить, что современная образовательная мысль обращается к трудам православных иерархов: Патриарха Московского и всея Руси Алексия П ( 11), митрополита Санкт - Петербургского и Ладожского Иоанна (184), архиепископа Курского и Рыльского Иувеналия (197) и др.; архимандритов: Иоанна (Экономцева) (183), Иоанна Маслова (180; 181; 182); священников : Артемия Владимирова ( 22), Алексея Сысоева (9), диакона Андрея Кураєва (239), проф. А.И.Осипова (311) и др. Их труды содержат глобальные идеи педагогики, которые становятся органичной частью современной психолого - педагогической литературы. Ссылки на них стали постоянным компонентом серьезных научно -

педагогических изысканий.

Таким образом, мы вправе говорить о настоящем континууме исследований духовного развития, формирования и воспитания духовной проблематики в осмыслении формирования, развития и воспитания личности в трудах теоретиков: богословов, философов, педагогов и психологов, а также практиков: духовных и светских учителей.

Главная причина столь широкого обращения к указанной проблематике, на наш взгляд, заключается в том, что общая система учебно - воспитательной работы базируется на мировоззренческом фундаменте, который определяет основное направление решения воспитательных задач. Педагогическая деятельность должна быть целостной и системной: целесообразной, последовательной, включающей взаимодействие её структурных и функциональных подсистем. В круг базовых проблем педагогики на современном этапе входит исследование духовной

+

платформы мировоззрения не как компонента, оказывающего влияние на процесс воспитания, а как одного из её важных и ключевых факторов. Поэтому необходимо провести анализ природы духовности человека, источников и средств её достижения, рассмотреть влияние духовных ориентиров на осуществление нравственной природы личности, внести результаты этого анализа в секулярное научное миропонимание.

Важнейшим источником теоретического исследования указанных проблем является богатейший опыт, изложенный в творениях святых Учителей и Отцов Православной Церкви. В их непревзойдённом опыте достижения человеческого совершенства или святости заключены решения многих проблем, связанных с воспитанием в человеке высоких личностных начал. Именно в святости достигается полная гармония человеческой природы, что в педагогических изысканиях последнего времени именуется «целостностью человеческой природы» (С. Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков). Это позволит расширить диапазон рассматриваемых проблем мировой педагогической мысли, поможет связать современные личносгно ориентированные образовательные технологии с традиционными исторически сложившимися духовно - нравственными формами

обучения и воспитания. Отсюда возникает потребность в конкретном изучении этих реалий и исходящей из них воспитательной методологии, теории и практики.

Однако до сих пор в нашей стране отсутствуют диссертационные исследования, посвященные данной проблематике.

Сегодняшний опыт показывает необходимость внесения в содержание образовательного процесса святоотеческого наследия, возрождения духовно -нравственных и научных традиций отечественной психологии и педагогики, которые требуют глубокого истолкования в свете святоотеческой мысли. Мировая история Православной Церкви раскрывает бесценную сокровищницу своих

«

антропологических истин. Они, к сожалению, остаются непознанными научной педагогической мыслью и неучтёнными в построении учебно - воспитательного процесса, который ослабляется без знания истинной природы человека, без учёта взаимосвязи духовного становления личности с психофизическим развитием, без уяснения значения духовного образа жизни для формирования нравственных основ развития человека С учётом изложенного выше была выбрана тема исследования: «Духовно - нравственная концепция воспитания личности и современное образование».

Проблема исследования: каковы сущностные характеристики и принципы духовно - нравственной концепции воспитания личности?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: теория и практика духовно - нравственного становления личности.

Предмет исследования: связи и отношения концепции духовно -нравственного воспитания личности с практикой современного светского образования.

Гипотеза исследования состоит в том, что духовно - нравственные наставления представителей святоотеческой мысли содержат идеи и принципы, которые и поныне фундаментально значимы в теоретическом осмыслении проблем воспитания и практике его организации с учётом современных реалий.

В соответсгвии с проблемой, целью, предметом и гипотезой исследования

поставлены следующие задачи:

1. Определить общее пространство духовной проблематики в
философии, богословии, педагогике и психологии, а также в воспитательной

практике.

  1. Разработать категориальный строй и методы исследования духовной реальности.

  2. Раскрыть влияние духовной природы человека на процесс его личностного становления.

  3. Выявить возможности реализации духовно - нравственной концепции воспитания в современной системе образования.

Методологической основой исследования являются: универсальная идея целостности человеческой природы, позволяющая человечеству адекватно понимать своё предназначение и смысл существования в мире; антропологическая цельность физической, психической и духовной природы человека; единство материального и духовного бытия социума; неразделимость всех видов воспитания: ди&текгическое понимание религии как исторически развивающегося и необходимого компонента человеческой цивилизации и ее важной роли в развитии образования и воспитания.

Методы и база исследования. Основными методами исследования выступили религиозно - философский, логико - теоретический и опытный анализ богословских трудов, теоретико - и сравнительно - исторический, ретроспективный и перспективный анализ историко - педагогических и теоретико - педагогических источников, систематизация и классификация, теоретическое моделирование положений изучаемого наследия, а также совокупность опытно - эмпирических методов: наблюдешіе, беседы, интервьюирование, анкетирование, анализ результатов деятельности образовательных учреждений Курской области и других регионов России. Опытная работа соискателя проходила в Воскресной школе при

Свято - Троицком храме г. Щигры (с 1987 г.) и в ходе организации преподавания православной культуры в школах Курской области.

Источники исследования: творения св. Отцов и Учителей Церкви, труды исследователей их творчества - отечественных и зарубежных богословов; сочинения философов, психологов, педагогов по проблемам духовно -

нравственного воспитания; издания периодической религиозной и психолого -педагогической печати: «Духовный собеседник», «Вопросы православной педагогики», «Русское возрождение», «Просветитель», «Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Педагогика» и др.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

  1. 1994 -1995 гг. - начальный этап, в ходе которого анализировалось и оценивалось современное состояние проблемы, а также общая ситуация и подходы к изучению духовно - нравственной проблематики в российской педагогике, определялись специфические методы, способные раскрыть содержание темы, осуществлялся поиск источников и материалов, отрабатывался категориальный аппарат исследования.

  2. 1996 - 1997 гг. - основной этап работы, на котором изучался опыт формирования духовно - нравственных основ личности; определялись основные параметры исследования, шло теоретическое осмысление и обобщение материалов, уточнялись основы духовно - нравственной концепции и возможности ее практического применения в современном воспитательном процессе.

  3. 1998 - 1999 гг. - завершающий этап, где систематизировались и обобщались основные идеи и результаты, вносились коррективы в материалы исследования с учетом последних публикаций; осуществлялись апробация и внедрение результатов исследования в практику деятельности Курского педагогического университета, курсов по подготовке преподавателей православной культуры, Воскресных школ Курской области; проводилось литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическое значение исследования состоит в том, что:

впервые в российской педагогике поставлена задача целостного
осмысления богословского наследия с позшщи современной научно -
педагогической мысли и начато изучение возможностей его применения в деле
образования;

* раскрыто основное содержание антропологического учения святоотеческой мысли в контексте мировой научно - педагогической системы;

осуществлена попытка интеграции богословского и светского взгляда

на педагогику как науку о воспитании личности человека;

предложены новые смыслы педагогических понятий, отражающие реалии духовно - нравственного воспитания;

определены пути использования святоотеческого наследия в практике современного воспитания.

Практическое значение исследования состоит в том, что:

духовно - нравственные идеи святоотеческой мысли помогут восстановить иерархию педагогических ценностей и получить педагогам правильную ориентацию своей деятельности;

воспитательные основы святоотеческого наследия могут использоваться в практике современной школы;

результаты исследования могут быть включены в содержание курса «Философия и история образования», использоваться при разработке психолого

- - педагогических спецкурсов и спецсеминаров.

Достоверность полученных научных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций исследования; применением системы методов, адекватных его задачам и логике; репрезентативностью и разнообразием источниковедческой базы, убедительно подтверждающей положения и вывода диссертации; личным педагогическим опытом соискателя и широким анализом практики.

На защиту выносятся следующие положения:

необходимо формирование целостной системы воспитания, базирующейся на

единстве духовного и светского аспектов мировоззрения;

святоотеческая антропология, как сокровищница мировой духовной мысли,
играет ключевую роль в создании современной национальной доктрины

российского образования;

категориальный аппарат педагогики и ее исследовательские методы должны отражать сущность духовной проблематики и связываться с духовно -нравственной концепцией воспитания личности;

интерпретация сущности личности основывается на фундаменте единства

трактовки психолого - философского и научно - богословского взглядов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации нашли отражение в публикациях автора Они докладывались на международных и Всероссийских научно - практических семинарах, совещаниях, чтениях (Курск 1994, 1995, 1997, 1998, 1999); (Москва 1998, 1999), на заседаниях кафедр педагогики начального образования и культурологии КГПУ. Материалы диссертации положены в основу спецкурса, который посвящается исследованию проблем религиозного воспитания и читается студентам филологического факультета и факультета иностранных языков КГПУ, а также слушателям курсов по подготовке преподавателей православной культуры. Для студентов автором опубликованы методические рекомендации по изучению духовно - нравственного наследия.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Духовно - нравственное воспитание как феномен современного образования, философии, психологии и педагогики

В настоящее время трудно строго очертить общее пространство духовно -нравственного воспитания. Поэтому вполне оправдано рассмотреть тенденции его развития, охарактеризовать наиболее значимые направления исследования духовной проблематики.

Российская социальная реальность на протяжении своей истории была носительницей духовной составляющей. Поэтому любые реформы, любые поиски, не подкреплённые сознанием её смысла и необходимости, не смогут привести общество к положительным результатам.

Духовная жизнь есть именно жизнь, реальный живой процесс жизнедеятельности людей. Чрезвычайно трудно «распутать живой клубок духовной жизни и проследить сплетение образующих его отдельных нитей -морально - философских мотивов и идей.,.» (76, 81).

Духовная жизнь на Руси веками утверждалась Православной Церковью. Она всегда стремилась освятить все области жизни, все виды созидательной деятельности, все положительные формы человеческого творчества, помогала обществу освободиться от нравственных и социальных неустройств. И в настоящее время раскрывает свои духовные ценности, без которых немыслимо совершенствование и каждого отдельного человека Долгое время в нашем обществе такие понятия как научный прогресс, социальный и экономический понимались как восхождение человечества на новую ступень, а обращение к этическим принципам в политике, науке и других сферах жизнедеятельности нередко считалось второстепенным - «надстройкой». В результате обнаружилось действие разрушительных последствий для природы и социальной среды, причины которых, как это отчетливо понимается сегодня, кроются в утрате обществом нравственной основы своей деятельности.

Социально - экономический и нравственный прогресс взаимообусловлены, это две стороны поступательного процесса. Наличие в христианской нравственности истинных духовных ценностей, традиций, которые на протяжении столетий составляли бесценное народное богатство, позволяет создать богатейшую базу для сотрудничества между Церковью и обществом (см.: 10, 17, 23, 59, 77, 145, 302, 305, 306, 307, 332, 341, 342, 344, 350, 365, 370, 432, 451, 474, 485 и др.).

В силу этого стремительно формируются духовные начала общественной жизни. В связи с этим, в данном исследовании необходимо рассмотреть деятельность Православной Церкви.

Церковь - это Божественный институт (см.: 68, 69, 438 и др.) на земле для спасения рода человеческого. Для благодатного освященного спасительного состояния человеку недостаточно иметь исключительно личные отношения с Богом. Для того чтобы внутренняя его работа, подвиг веры и достижения совершенств принесли плоды, требуются внешнее пособие и руководство. Стать причастником Божественной благодати можно только лишь посредством искупительной жертвенной Богочеловеческой любви Иисуса Христа. Иисус Христос, соединивший в себе воедино, не слитно две природы - Божественную и человеческую, своим мессианским подвигом спасения человечества явился ходатаем перед Своим Богом и Отцом. И в этом ходатайстве Он испрашивает ту Божественную благодать, которая посылается от Отца Духом Святым спасаемому человечеству. И, для того чтобы Дух Божий освятил человека, Божественная благодать может действовать непосредственно. Но, чтобы человек мог усвоить благодать, требуется опосредование. Это обусловлено устроением человеческой природы.

Между внешним и внутренним миром человека существуют пути, устанавливаемые через знаковые символы, каковыми являются материальные предметы, видимые действия и словесность, а также человеческая способность их внутренней оценки. Именно через осознанное использование их внутренней семантики человеческая природа достигает недостижимое, осознает непостигаемое, и объект веры становится предметом приобретаемого.

Именно Церковь Христова является обителью Духа Святаго на земле.благодать Святаго Духа сообщается людям посредством видимых действий, наполненных невидимым содержанием и именуемых Таинствами Церкви. Освящающей благодатью может обладать каждый член Церкви, но правом низведения Даров Святаго Духа, совершителями таинств могут быть не все верующие, а только те, кто обладает харизматическим свойством иерархической посвященности. Таких в Святой Церкви три: епископы, пресвитеры, дьяконы.

В условиях исторической жизни Церкви, этого Богом учрежденного органа, харизматический дар и средство освящения непрерывно и последовательно передавались из поколения в поколение от Апостолов к их преемникам и до наших дней.

Таким образом, в природе Церкви заложена та духоносная структура взаимоотношений не только между Богом и человеком, но между человеком и Богом, которая невидимые освящающие действия Духа Святаго делает для нас, людей, видимыми и значимыми.

Методология и методы построения духовно - нравственной концепции воспитания личности

В настоящее время как практика, так и теория свидетельствуют об онтологической и гносеологической значимости духовной проблематики. В этой ситуации становится крайне важным осмыслить центральные моменты духовной проблематики: ? сущность духовности и духовного воспитания, ? их характеристики в сопоставлении с реалиями сегодняшнего дня.

Важность ответов на эти вопросы (разумеется, в рамках нашего исследования) состоит в том, что данная работа имеет смысл только при признании объективного существования духовного.

Рассматривая историю постановки и решения проблемы объективности существования духовного и его форм (заметим, что пока для нас не имеет принципиального значения, через какую категорию определить духовное: идеальное, сознание, разум, психическое, хотя, безусловно, каждая из этих категорий несет свой особый уникальный и бесконечно глубокий философский, научный и мировоззренческий смысл), отметим, что отрицание объективного существования духовного является относительно поздним продуктом в истории человечества. Как известно, абсолютное большинство мыслителей древности стояло на позициях признания объективного существования духовных начал (см.: Платон (335), Аристотель (19) и др.). Напротив, среди последовательных и глубоких материалистов Древнего мира можно назвать лишь немногих философов и литераторов, например, Демокрита (125).

В истории европейской философской мысли попытки объяснения мира без Бога впервые появляются с середины XVT1 века Пожалуй, Р.Декарт стал тем первым европейским философом, который попытался обосновать развитие физического мира без участия Бога (см.: 123). Но если Декарту удалось объяснить становление и бытие физического мира без Бога, то в объяснении человека Декарт не мог обойтись без обращения к Богу. Мышление, действия души человеческой не укладывались в рамки механистического принципа объяснения материального мира

Однако, принцип, положенный Декартом в объяснение природного мира, вскоре был возведен в ранг универсального принципа - во второй половине XVIII века группа французских философов (Д.Дидро (131; 132), КА Гельвеций (94; 95), Гольбах (109)) предложили новую объяснительную философию - философию атеизма и материализма

Следовательно, только XVTTT век широко и развернуто провозгласил идею невозможности объективного существования духовного, сделав одновременно претензию на отождествление научности и атеизма.

Со второй половины XVIII века и особенно в XIX веке понятие «научное» и атеистическое объяснение мира стали почти синонимами, хотя как раз среди ученых убежденных атеистов было совсем немного. Причем эволюция мировоззрения, как правило, приводила их к пониманию существования Бога, как это мы видим у И. Канта (203; 204). Правда, подчас это понимание оборачивалось созданием собственной религии, как это произошло с О. Контом (225). Однако, постепенно становясь господствующим, атеистическое мировоззрение все чаще превращало эту тенденцию в аксиому и даже в предрассудок широкого общественного сознания.

Время подражания Западной Европе, особенно Франции, породило в России моду на атеизм среди высших сословий, а поверхностно усвоенная философия атеизма - к появлению атеистов, среди которых наиболее яркой фигурой являлся А.Н. Радищев, положивший начало российскому атеизму как господствующему общественному мировоззрению, вернее господствующему мировоззрению «образованных кругов». Заметим, что цвет русской интеллигенции от Пушкина до Менделеева были непримиримыми противниками этой, в сущности, вульгарной и поверхностной философии. Не касаясь вопросов прочтения трудов представителей идеалистического мировоззрения и философии в нашей стране, обратимся к анализу развития собственно материалистической философии и проследим пути решения важнейшего вопроса философии- соотношения идеального и материального в их трудах. Оставляя за рамками нашего рассмотрения громадную, по большей части компилятивную и малооригинальную атеистическую литературу, обратимся к творчеству двух наиболее умных и последовательных материалистов -диалектиков: Э.В.Ильенкова и МА.Лифшица, в трудах которых действительно глубоко была разработана проблема идеального.

Религиозно - философские и антрополого - педагогические основы духовно - нравственной концепции воспитания личности

XX век - время господства атеистической педагогики отождествляемой с истинно научной картиной воспитания человека. Такое одностороннее развитие педагогики, когда за бортом «изучения оказалась сама личность» (Шадриков В.Д.), привели к осознанию необходимости религиозного понимания воспитания. В середине прошлого века КДУшинский, отличавшийся удивительно тонкой историко - педагогической интуицией, писал: «Современная педагогика выросла исключительно на христианской почве, и для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди» ( 442, 452). Сегодня, когда имеется неизмеримо больше исторических источников, нежели их было в середине XIX века, мы можем убедиться в правильности этих слов, потому что фактически развитие всей европейской мысли вплоть до XIX века шло в рамках христианских идей и представлений, способов мысли и отношения к миру (более подробно см.: 30; 56; %сп. лп. - п. 1\л- ілї- чб АП0- 467 и до. Именно христианство лежит в основе педагогики Я.А.Коменского: 218; 219; 220). И это единство, хотя и прерванное в XX веке в Советском Союзе, серьезно разрушенное в других странах, тем не менее, сохранилось.

Первые попытки нехристианского объяснения воспитания в России были сделаны, начиная с эпохи Возрождения (более подробно см.: 28; 29; 37; 57; 71; 75; 116; 195; 243; 292; 294; 330; 362; 363; 406; 414 и др.), где господствовала классическая культура (достаточно напомнить, что в Платоновской академии во Флоренции горели лампады перед бюстом Платона). Но при этом доминирующим способом понимания действительности оставалось христианство. В этом смысле характерны труды Эразма Роттердамского («Речь о достойном воспитании детей для добродетели и наук», «О приличии детских нравов» (более подробно см.: 272; 371)), где он в обосновании всех своих фундаментальных идей воспитания: совершенства детской природы, специфики детского возраста, любви к детям как обязательного требования в воспитании детей, - обращался к текстам Священного Писания. Но Эразм по своей сути уже становился реформатором, критикующим некоторые положения христианского вероучения и уклада католической Церкви.

Фактически, первые крупные отступления от христианства, его невостребованность мы наблюдаем в трудах Джона Локка, прежде всего, в его знаменитой книге «Мысли о воспитании» (251). В ней человек рассматривается как естественное существо (tabula rasa) в отрыве от духовности (принцип природосообразности). И хотя в этой книге немало взято из христианской педагогики, но при этом сам подход к пониманию воспитания, когда человек рассматривался как естественное существо в отрыве от духовности, от Бога, фактически ставил эту книгу вне христианства

В абстрактно теоретико-объяснительном смысле этот принцип был безупречен, поскольку он давал достаточно простую и ясную картину развития ребенка, человека Однако, эта односторонняя простота в основном делает акцент на естественных природных свойствах ребенка, а не на цельности развития человека, более того, здесь, в сущности, нет понимания человека как такового. Поэтому к данному учению еще более применимы слова НА Добролюбова, заметившего, правда по другому поводу, что: «Предайте разумность обезьяне с вашей системой (безусловного повиновения), и тогда целый мир с благоговением преклонится перед этой системой и будет по ней воспитывать детей своих. Но вы этого не сможете сделать, и потому должны смиренно признать права разумности в самой природе ребенка и не пренебрегать ею, а благоразумно пользоваться теми выгодами, какие она вам представляет» (137,149 - 150).

И хотя, естественно - научные трактовки в XIX веке проникают в педагогическую науку, чаще в широкое общественное и педагогическое сознание, они не становятся господствующими принципами самой педагогики. Практически все выдающиеся ученые - педагоги до XX века стоят на позициях христианства: Ф.Бенеке, ИХербарт (98), А.Дистервег (133), ИХ.Песталоцци (326), И. Фребель (459) и др., хотя во многом их труды строятся на принципах чистого антропологизма И только с конца XIX века атеистические трактовки воспитания становятся господствующими в психолого - педагогической науке в большинстве оран мира (см.: 42; 47; 48; 127; 128; 146; 147; 148; 149; 208; 209; 210; 211; 231; 319; 488; 489 и др.).

Словом, нехристианская педагогика в своем чистом виде есть явление XX века, и сегодня уже очевидно, что она не может решить многих фундаментальных проблем воспитания. Поэтому возвращение к христианским основам является важнейшим условием развития самой педагогики.

Христианская концепция воспитания ставит на повестку дня важнейшие вопросы, над разрешением которых нужно трудиться психологам, философам, социологам, богословам: кого мы воспитываем? Кто есть человек? Почему он именуется личностью? Каков в приближении к истине смысл этого термина?... И тогда ответы на эти вопросы должны и могут подсказать выбор правильных направлений в воспитании тех способностей, которые будут соответствовать воспитательным целям. Религиозное мировоззрение в педагогических концепциях не в коей мере не претендует на диктат истины. Оно имеет возможность дополнить уже имеющиеся воспитательные системы, отредактировать иерархию их смыслов и ценностей, вложить новое, более высокое содержание, и тем самым придать жизнь многим современным системам воспитания.

Опыт применения духовно - нравственной концепции в воспитательном процессе

Степень истинности и жизненной значимости той или иной воспитательной концепции определяется в процессе её реализации в практике воспитания. С этих позиций необходимо проанализировать и понять то, как концепция духовного воспитания реализуется в практике современной школы, что она даёт ей, и насколько подтверждена истинность предложенных в ней идей, а также пытаться прогнозировать возможность и перспективы применения идей православной педагогики в современной практике российского духовного воспитания. В этой связи оговоримся, что вопрос реализации духовно - нравственной концепции воспитания, предполагает, с одной стороны, использование идей святоотеческого учения в современной российской школе, в том числе, и при организации занятий по изучению православной культуры, а с другой, ее применение в практике Воскресных церковных школ

Напомним, что, выделяя общее пространство духовно - нравственного воспитания, мы описали следующие образовательные духовные учреждения и раскрыли возможности использование принципов православного духовного воспитания в практике светской школы: 1) учебные заведения, непосредственно относящиеся к ведению Православной Церкви: ? профессиональные духовные учебные заведения - училища, семинарии, академии; ? специальные школьные учебные заведения - православные гимназии, лицеи, детские сады; ? Воскресные церковные школы; 2) светские учебные заведения, в той или иной мере ориентированные на изучение Православия или православной культуры: ? религиоведческие и богословские факультеты и вузы; ? русские школы, школы других народов и специализированные школы, ориентированные на православие; ? православное внешкольное и дополнительное образование; ? православие в системе специального воспитания; ? образовательные учреждения, ориентированные на включение элементов православия, православной культуры в педагогический процесс.

В этом аспекте важна практика духовных профессиональных учебных заведений, в которых в настоящее время формируются не только многие теоретические постулаты духовного воспитания, отрабатываются основы православной философии образования, педагогики и психологии, многие идеи и положения преподавания учебных предметов, но и целостная система православного образования и духовно - нравственного воспитания, которая может быть востребована не только общеобразовательными православными школами, но и многими светскими. Более того, значение подобных учебных заведений постепенно будет приобретать поистине универсальный характер для российского образования.

Одновременно не менее значима деятельность православных гимназий и школ, так или иначе ориентированных на православие. Такие гимназии, как свидетельствует практика лучших из них (Новосибирск, Москва, Тула, Курск и др.) представляют собой определенный тип учебных заведений с характерными чертами: высоким уровнем общеобразовательной подготовки, ориентацией на православное мировоззрение и традиции российской жизни. В них сложилась целостная система воспитания, включающая множество принципов воспитания: от осмысленного освоения и применения духовной культуры до адаптации к современному уровню цивилизации. Их отличительной чертой является то, что набор учащихся производится на конкурсной основе.

Традиционно в классических гимназиях предъявлялись повышенные требования к уровню квалификации педагогических коллективов. Как правило, педагогический процесс выстраивается на высоких стандартах научности, внедряются новейшие образовательные программы и методики, ведбтся исследовательская работа, организуются научные занятия и публикации учителей. Существует практика приглашения преподавателей из различных вузов и НИИ, повышения образовательного уровня учителей в аспирантурах и докторантурах. Достаточно сказать, что в Курской гимназии постоянную помощь в проведении учебных семинаров оказывают более 10 профессоров и доцентов КПТУ, и 9 из 30 постоянно работающих учителей учатся в аспирантуре.

Всё вышесказанное характеризует православные гимназии как элитные учебные заведения, но, думается, что многие составляющее их работы, прежде ущерба для своих личностных позиций остаётся носителем добра, а также вносит облагораживающий фактор в окружающую общественную среду.

Существенно значимыми в воспитательном процессе в широком смысле являются: высокая нравственность личности воспитателя и внутренняя потребность в восприятии нравственных начал со стороны воспитанников.

Нас интересует разработка шкалы методик, ориентированных на воспитание высоких нравственных начал человека как базовой составляющей в воспитательном процессе.

Похожие диссертации на Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование