Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание толерантной личности средствами модульной организации личностно-ориентированного образования Ковынева Марина Викторовна

Воспитание толерантной личности средствами модульной организации личностно-ориентированного образования
<
Воспитание толерантной личности средствами модульной организации личностно-ориентированного образования Воспитание толерантной личности средствами модульной организации личностно-ориентированного образования Воспитание толерантной личности средствами модульной организации личностно-ориентированного образования Воспитание толерантной личности средствами модульной организации личностно-ориентированного образования Воспитание толерантной личности средствами модульной организации личностно-ориентированного образования Воспитание толерантной личности средствами модульной организации личностно-ориентированного образования Воспитание толерантной личности средствами модульной организации личностно-ориентированного образования Воспитание толерантной личности средствами модульной организации личностно-ориентированного образования Воспитание толерантной личности средствами модульной организации личностно-ориентированного образования Воспитание толерантной личности средствами модульной организации личностно-ориентированного образования Воспитание толерантной личности средствами модульной организации личностно-ориентированного образования Воспитание толерантной личности средствами модульной организации личностно-ориентированного образования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ковынева Марина Викторовна. Воспитание толерантной личности средствами модульной организации личностно-ориентированного образования : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Ростов-на-Дону, 2007 222 с. РГБ ОД, 61:07-13/1618

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Методологические предпосылки образования и воспитания толерантности 20

1.1. Определение категории толерантности и философские предпосылки ее педагогического осмысления 21

1.2. Психологические предпосылки воспитания толерантной личности ..38

1.3. Научно-педагогические основы образования и воспитания толерантности 50

ГЛАВА 2. Модульная организация образования и воспитания толерантной личности 74

2.1. Основные категории и понятия модульной технологии личностно -ориентированного образования 74

2.2. Личностно-значимая тема программы курса «Школа толерантности» как инвариантная структура развития толерантности у школьников ...84

2.3. Личностно-значимая тема как фактор развития толерантных качеств личности школьников 99

2.4. Экспериментальная апробация эффективности развития толерантной личности старшеклассников в процессе изучения личностно-значимой темы программы курса «Школа толерантности» 122

Заключение 142

Список литературы 147

Приложения 166

Введение к работе

В последние годы в российском обществе происходят существенные социально-экономические и политические преобразования. Социальная трансформация общества протекает в достаточно сложных условиях. Мир становится теснее и начинает претерпевать фундаментальные изменения в процессе развития. В связи с этим сформировались новые требования к системе образования и воспитания учащихся, перед образованием встала важнейшая задача создания условий для обучения основным знаниям и навыкам, необходимым для совместной жизни. Проблема приобретает особую актуальность в условиях поликультурности, где общество диктует насущную потребность в утверждении культурного плюрализма средствами поликультурного образования. Понимание многообразия мира предполагает наличие внутренней толерантной позиции человека. В связи с этим значимым становится поиск путей, методов, технологий по созданию условий для воспитания ценностного сознания школьников и использование в этих целях потенциала средств образования толерантности и непосредственно толерантных начал.

В этой обстановке одним из важных условий построения позитивных отношений с представителями других национальностей является взаимодействие на основе толерантности, понимания, уважения взглядов, мнений, традиций, культур других стран и народов. Вектор толерантного образования должен быть направлен на создание условий для обеспечения свободы и защищенности личности в обществе, на овладение ценностями демократического общества, среди которых важное место занимает толерантность. Толерантность является ценностью, необходимой и фундаментальной для реализации прав человека и достижения мира. Толерантность является главной опорой стабильности и демократии. В своей

4 самой простой и основной форме толерантность есть признание за другими права на уважение их личности и самоидентичности.

Эти проблемы в состоянии решить личностно-ориентированное образование, которое создает условия для полноценной самореализации личности в культуре. Именно личностно-ориентированное образование культурологического типа, представленное в работах Е. Бондаревской, которое, в отличие от традиционного образования, направлено не только на работу со знаниями и мышлением учащихся, а с их сознанием, ценностями и смыслами.

Личностно-ориентированное образование помогает ребенку развиваться не только как субъекту познания, субъекту жизнедеятельности, но и как субъекту культуры - ее носителю, хранителю, пользователю, творцу, помогает сохранить свою индивидуальность, повысить самооценку, реализовать весь творческий потенциал, признать и понять неповторимость и ценность каждой личности. Личностно-ориентированное образование помогает созданию толерантного диалога, диалога и сотрудничества обучающей и обучаемой сторон. Принцип диалога, неразрывно связанный с принципом толерантности, является не только средством образования, но и его целью. Толерантность начинает выступать в качестве неотъемлемого элемента современного понимания свободы, являющейся высшей человеческой ценностью.

Человек культуры, гармонично сочетающий в своем личностном образе общечеловеческую нравственность, национальную и индивидуальную самобытность, выступает в данной концепции общей целью образования.

На рубеже XX-XXI веков российскими философами, психологами, педагогами немало сделано для теоретического осмысления многообразия осмысления проблем толерантности.

Спецификой современных педагогических исследований является все более углубленное проникновение в сущность толерантных явлений и процессов.

5 Философское обоснование помимо проникновения в сущность дает возможность для более рельефного педагогического осмысления проблемы, а также для более адекватного использования предлагаемой нами технологии развития толерантных качеств в воспитании школьников.

Философским основанием определения основных категорий исследования «толерантность», «толерантный диалог», «толерантное поведение», «толерантное взаимодействие», «толерантное образовательное пространство», «смысл толерантности» послужили работы М. Бахтина, Б. Поршнева, М. Бубера, К. Лоренца, Э. Фромма, М. Когана, Дж. Остина, И. Кона, О. Дробницкого и др.

Понятие «толерантность» рассматривается как историко-философская категория в работах В. Соловьева, Л. Фейербаха, С. Франкла, М. Бахтина, В. Библера, В. Золотухина, Б. Хомякова, Б. Емельянова, Н. Кругловой, С.Скворцова, В. Лекторского, как социально-философский феномен толерантность рассматривают М. Уолцер, П. Николсон, Ю. Красин, как культурную универсалию Е. Магомедова, этическую проблему Р. Валитова, О. Газман.

Психологическим основанием определения основных категорий исследования стали работы: Г. Блумера о непрерывном диалоге, социально-психологического анализа Н. Мольденгауэра, Г. Солдатовой, Л. Шайгеровой, О. Шаровой. Проблема толерантного взаимодействия В. Маралова, В. Ситарова. Идеи субъектности, личностно - деятельностного подхода, субъект-субъктного взаимодействия И. Абакумовой, К. Абульхановой-Славской, А.Алферов, А. Асмолова, Д. Богоявленской, Л. Божовича, И. Дубровина, И. Зимней, В. Зинченко, А. Леонтьева, В. Слободчикова легли в основу психологии толерантности.

Педагогической основой исследования стали работы: психолога и педагога П. Каптерева, гуманистической педагогики К. Роджерса, гума-нитарные исследования М. Бахтина, В. Библера, Т. Шацкого, П. Блонского, Пистрака, педагогов-новаторов Ш. Амонашвили, Е. Ильина,

С. Лысенковой, В. Шаталова, исследования ученых ростовской школы личностно - ориентированного образования: А.Алферова, Е. Бондаревской, Т. Власовой, Р. Чумичевой, А. Данилюка, В. Фоменко, Г. Карповой, В. Шогана.

Для нашего исследования важно такое понимание толерантности, которое предусматривает, с одной стороны, позитивное отношение к самому себе, чувство собственного достоинства, способность к самопознанию, самосовершенствованию, с другой - активное отношение к другим, уважение иных взглядов, мнений. Мы рассматриваем этот комплекс как необходимое условие позитивного отношения к другим и доброжелательного отношения к миру, условие для толерантного взаимодействия, толерантного диалога, максимального саморазвития и самосовершенствования личности.

Важность проблемы по созданию условий для развития толерантных
качеств личности, ее актуальность вызваны тем, что исследование
особенностей развития современного общества выявило

несформированность социальных, культурных, национальных

образовательных ценностей и смыслов, отвечающих реалиям многокультурного общества; разорванность связей между поколениями, отчуждение и противостояние в семье, школе и социуме; нечеткость общественных и педагогических позиций в достижении идеала личности школьника. Необходимость решения имеющихся проблем потребовала поиска новых подходов к воспитанию толерантных качеств личности, разработки и апробации новых технологий в виде личностно-значимой темы программы курса «Школа толерантности» как одного из условий формирования толерантных установок личности.

Несмотря на значительный интерес к проблеме, что выражается в появлении различных концепций, исследований, многочисленных публикаций, касающихся проблемы толерантности, недостаточно освещены в педагогической литературе проблемы места и роли толерантности в образовательном процессе, технологии создания условий внедрения толерантности

7 в ходе решения образовательных задач, приемы, способы, помогающие личности решить проблемы толерантного взаимодействия, толерантного диалога, толерантного сосуществования в многоликом мире разных людей, взглядов, мнений и культур.

Педагоги, занимающиеся проблемой толерантности, пока еще не в полной мере уделяют внимание личностно-ориентированному образованию. Однако, на наш взгляд, связь между проблемой толерантности и личностно-ориентированным образованием не только существует, но она безусловна и влияет на конечный результат - создание толерантного диалога, смысла толерантности и толерантного взаимодействия. Мы подчеркиваем наличие глубокой связи между личностно-ориентированным образованием и толерантностью, опираясь на концепцию Е. Бондаревской, модульную технологию В. Шогана, Эта проблема и повлияла на выбор темы диссертационного исследования. Наша работа носит теоретико-экспериментальный характер.

В исследовании представлена программа «Школа толерантности», выделяются основные конструкты в виде личностно-значимой темы, являющейся макромодулем. Макромодуль личностно-значимой темы состоит из модулей, соответствующих пяти этапам постижения смысла толерантности и толерантного диалога. Каждый модуль - из этапов и соответствует занятию, раскрывающему суть толерантного познания истины, смысла толерантности, толерантного взаимодействия и толерантного поведения. Макромодуль и модули состоят из повторяющихся этапов, но на новом, более глубоком уровне, базирующемся на полученных ранее знаниях о толерантности и собственном опыте учащихся.

Основные конструкты в результате опытно-экспериментальной работы создавались для возникновения толерантных диалогов, толерантного постижения мира, толерантного взаимодействия. Экспериментальная работа проводилась на базе лицея международного факультета ДГТУ, общественной организации Центр гражданского образования и правового просвещения,

8 дающий широкий диапазон работы и исследований в различных аудиториях как ученической, так и преподавательской. Как ученические, так и учительские аудитории были по своему составу многонациональными, так как семинары неоднократно проводились на территории Республик Северного Кавказа, в правовых лагерях толерантности обучались также подростки из разных республик.

Воспитательное пространство личностно-ориентированного образования-это совокупность особых условий, в которых личность школьника открывает в себе новые неизведанные ранее глубины смыслов толерантности, толерантного начала, толерантного состояния, через образы проникает в его творчество и становится смыслом жизни, потребностью, открывает безграничные возможности ученика.

Задача состоит в том, чтобы определить основополагающие структуры перехода от внешних смыслов к смыслам толерантности, к внутреннему состоянию ребенка как основе ценностно-смыслового развития личности школьника.

Основной педагогической структурой организации толерантного образовательного пространства и смыслов толерантности школьников явилась модульная технология личностно-ориентированного образования, разработанная в научной школе Е. Бондаревской исследованиями В. Шогана и его учеников.

Исходя из вышесказанного, ключевая проблема исследования состоит в необходимости научного обоснования соединения проблемы толерантности и особых конструктов, представленных программой «Школа толерантности» в виде личностно-значимой темы, состоящей из макромодулей и модулей. Модули представлены разными занятиями, состоящими из этапов, повторяющих всю систему, но углубляющих и усложняющих содержание и задания от этапа к этапу. Вся программа велась модулями и подтвердила наше предположение, что для открытия и пробуждения смыслов

9 толерантности школьников нужны особые педагогические структуры, представленные выстроенным нами конструктом личностно-значимои темы.

Объект исследования - процесс изучения программы «Школа толерантности» в условиях личностно- значимой темы как фактора воспитания толерантной личности.

Предмет исследования - педагогические условия ценностно-смыслового развития школьников в процессе образования и воспитания толерантности.

Цель исследования - выявление системы условий, обеспечивающих эффективность переживания смыслов толерантности, толерантных состояний школьников в личностно-значимои теме программы курса «Школа толерантности».

Гипотеза исследования. Смыслы толерантности становятся фактором ценностно-смыслового развития школьников при следующих условиях:

если образование и воспитание толерантности имеет личностно-ориентированную направленность;

смыслы толерантности выступают органическим компонентом содержания образования;

смыслы толерантности имеют не случайный, эпизодический характер, они приобретают форму педагогического инструментария, технологии обучения, реализуемой в личностно- ориентированном занятии, деятельности вне занятий, в реальной жизни учащихся;

личностно - ориентированные формы образования и воспитания толерантности имеют модульное содержание и структуру, адекватную

структуре сознания школьника в условиях личностно-значимои темы.

10 Задачи исследования-

1. Провести анализ философских, психологических, педагогических
произведений отечественной и зарубежной литературы по проблемам
осмысления толерантности, взаимосвязи психологии, педагогики
толерантности и технологии личностно-ориентированного образования.

2. Определить сущность понятий: толерантность, смысл толерантности,
толерантное взаимодействие, толерантный диалог, толерантное состояние в
личностно-ориентированном образовании в контексте личностно-значимой
темы программы «Школа толерантности».

  1. Выявить возможности личностно-ориентированного образования как условия возникновения смыслов толерантности, толерантного взаимодействия, толерантных состояний школьников, образования и воспитания толерантности.

  2. Спроектировать и исследовать конструкт личностно-значимой темы, макромодуля, как технологию образования, способствующую постижению смысла толерантности и толерантного диалога, переходящих в личностные смыслы.

  3. Экспериментально доказать, что личностно-значимая тема программы курса «Школа толерантности» способствует постижению смысла толерантности, толерантного диалога и переходу их в личностные смыслы и является оптимально подходящей инвариантной структурой для решения задач образования и воспитания толерантности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили-

Философские определения основных категорий исследования: «толерантный диалог», «толерантное образовательное пространство» «смысл толерантности», «толерантное взаимодействие» М. Бахтина, Б. Поршнева, М. Бубера, К. Лоренца, Э. Фромма, М. Когана, Дж. Остина, И. Кона, О. Дробницкого, Р. Апресяна и др. Понятие "толерантность" рассматривается как историко - философская категория в работах В. Соловьева, Л.

Фейербаха, М. Бубера, С. Франкла, М. Бахтина, В. Библера, В. Золотухина, Б. Хомякова, Б. Емельянова, Н. Кругловой, С. Скворцова, В. Лекторского, как социально-философский феномен толерантность рассматривают М. Уолцер, П. Николсон, Ю. Красин, как культурную универсалию Е. Магомедова, этническую проблему Р. Валитова, О. Газман.

Теоретические исследования в области психологии Г. Блумера, Н. Мольденгауэра, Г. Солдатовой, Л. Шайгеровой, О. Шаровой; проблема толерантного взаимодействия В. Маралова, В. Ситарова; идеи субъектности, личностно - деятельностного подхода, субъект - субъектного взаимодействия К. Абульхановой-Славской, А. Асмолова, И. Абакумовой, Д. Богоявленской, Л. Божовича, И. Дубровина, И. Зимней, В. Зинченко, А. Леонтьева, В. Слободчикова. Аспекты толерантного воспитания нашли отражение в работах С. Бондыревой, С. Братченко, В. Лекторского.

Гуманно-личностный подход как общая основа технологии личностно-ориентированного образования К. Роджерса, М. Бахтина, В. Библера, Т. Шацкого, П. Блонского, педагогов-новаторов Ш. Амонашвили, Е. Ильина, С. Лысенковой, В. Шаталова.

Теория личностно-ориентированного образования ученых ростовской школы А.Алферова, Е. Бондаревской, Т. Власовой, А. Данилюка, Г. Карповой, Н. Карповой, В. Фоменко, Р. Чумичевой, В. Шогана.

Этапы и методы исследования-

Исследование проводилось в четыре этапа на протяжении десяти лет. Основными экспериментальными площадками явились образовательные пространства школы № 98 г. Ростова-на-Дону, лицея международного факультета Донского государственного технического университета, общественное городское учреждение Центр гражданского образования и правового просвещения. В деятельности данных образовательных учреждений автор исследования участвовал в качестве учителя, заместителя директора по воспитательной работе, тренера по активным методам

12 обучения, работающего по авторской программе «Школа толерантности». В исследовании приняли участие опосредованно 1000 человек учащихся и учителей Ростова, Ростовской области и республик Северного Кавказа, непосредственно 150 человек из экспериментальной и двух контрольных групп.

Первый этап (1996-1999 гг.) осуществлялись подготовка теоретической и эмпирической базы исследования на основе анализа философской, психологической, педагогической и методической литературы; изучение массового педагогического опыта. На этом этапе использовались теоретические и эмпирические методы исследования: понятийно-терминологический анализ философской, психологической, педагогической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ, проводился анализ содержания обучения с целью включения в него толерантных начал, толерантных смыслов и взаимодействий.

Второй этап (1999-2003 гг.) Автор направил свою работу на
определение методологических предпосылок исследования в области
философии, психологии, педагогики. Одновременно проводилась

экспериментальная работа по написанию программы «Школа толерантности», разработке модели-конструкта личностно-значимой темы, моделировались условия, необходимые для создания духовно-обогащенных занятий и воспитательной работы.

Третий этап ( 2003-2005 гг.) На данном этапе исследование вошло в состояние экспериментальной работы с позиций методик, описанных в диссертации. В этот же период автор выпустил монографию «Методика активного обучения и воспитания», где обобщил весь накопленный опыт. Проводились семинары, погружения в виде занятий по программе «Школа толерантности», правовых лагерей для подростков, Летние и Зимние школы для педагогов Ростовской области и Северного Кавказа. На этом этапе проводилась статистическая обработка полученных экспериментальным путем данных. Методика исследования представлена в диссертации

13 сравнительным наблюдением, констатирующим и развивающим экспериментом.

Четвертый этап ( 2005-2006 гг.) Данный этап работы был посвящен систематизации и обобщению полученных опытно-экспериментальных результатов исследования, внедрению их в практику общеобразовательных учебных заведений. На этом этапе были обобщены теоретические и практические аспекты исследования, написаны статьи, формулировались выводы, рекомендации, проводилось оформление текста диссертации и приложения.

Для реализации поставленных задач использовался следующий комплекс методов и методик:

Для позиционирования исследования: сравнительный анализ и обобщение научных источников отечественных и зарубежных исследователей, теоретический анализ и обобщение методологической литературы.

Для сбора эмпирических данных: метод анализа документов, прямое и включенное наблюдение, методы опроса, анализ продуктов творческой деятельности учащихся.

В психодиагностической части исследования применялись вербальные опросники и шкалы: модифицированный тест Куна и Макпартленда "Кто Я?", экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г. Солдатова, О. Кравцова, О. Хухлаева, Л. Шайгерова), диагностический тест отношения (ДТО) (Г. Солдатова), шкала социальной дистанции Э. Богардуса (в модификации О. Романовой), а также проективная методика психологической дистанции (Е. Медведская).

При проведении формирующего исследования применялись: игровые технологии (ролевые и деловые игры), групповая исследовательская деятельность, совместная разработка и реализация проектов.

Для обработки полученных результатов использовались методы математической статистики.

14 База исследования. Эмпирическое исследование осуществлялось на базе лицея МФ ДГТУ и Центра гражданского образования и правового просвещения г. Ростова-на-Дону. В констатирующей части исследования участвовали 150 школьников в возрасте 15-17 лет (10-11 классы).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

заключается:

в развитии и обогащении теории личностно-ориентированного образования положениями о его связи с проблемой толерантности, о безусловности этой связи и влиянии на конечный результат - человек культуры, гармонично сочетающий в своем личностном образе общечеловеческую нравственность, национальную и индивидуальную самобытность, о технологии, в условиях которой возможно ценностно-смысловое развитие старшеклассника как субъекта жизни;

в получении результата, расширяющего известные теоретические положения о проблемах по созданию условий для развития толерантности у школьников;

в определении сущности, критериев и уровней толерантного сознания и взаимодействия;

в выявлении и обосновании содержания, форм и методов по созданию условий для развития толерантных установок и толерантного взаимодействия школьников и педагогов;

в разработке программы «Школа толерантности» и обосновании инвариантных технологических образовательных структур в виде конструкта личностно-значимой темы, состоящей из макромодулей, модулей и этапов создания условий рождения толерантных диалогов, появления смыслов толерантности, развития толерантного взаимодействия, в которых происходит толерантное развитие школьников;

15 в выявлении и экспериментальной проверке педагогических условий воспитания ценностного толерантного сознания школьников средствами личностно-значимой темы. Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем разработана и осуществлена система инвариантных пространственно-образовательных структур, которые могут служить образцом по созданию условий, способствующих появлению толерантных диалогов, толерантных установок и толерантного взаимодействия как фактора воспитания толерантной личности и ценностно-смыслового развития старшеклассников. Разработанная модель личностно-значимой темы и модульная технология личностно-ориентированного образования позволяют использовать занятия как эффективное средство воспитания ценностного, толерантного сознания школьников в условиях поликультурной среды. Научно обоснованная (по содержанию и структуре) авторская программа «Школа толерантности» и разработанные методические рекомендации могут служить основой построения педагогического процесса в любой образовательной среде по созданию условий для воспитания ценностного, толерантного сознания учащихся. Результаты исследования могут быть использованы при многоуровневой подготовке специалистов системы образования, в процессе переподготовки и повышения квалификации учителей, а также при проведении работы с родителями школьников.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечиваются комплексом теоретических и эмпирических методов. Данные методы адекватны целям, предмету и задачам исследования. В исследовании использовались разнообразные экспериментальные технологии; сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов; целостный подход к решению проблемы; опора на понятийно-терминологический аппарат; использование современных научных концепций и длительный педагогический эксперимент с личным участием автора; включение в

эксперимент образовательных учреждений города, области, республик Северного Кавказа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Философское, психологическое и педагогическое обоснование
образования и воспитания толерантности - составная часть личностно-
ориентированного образования.

Толерантность как комплексное и многостороннее понятие является объектом изучения философии, психологии, педагогики и ряда других наук. Осуществление идеи толерантности предполагает наличие условий для творческих дискуссий, диалога. Последние не только способствуют свободе выражения взглядов и нахождению истины, но и являются условием для воспитания личности, открытой к диалогу, сопереживанию, сотрудничеству, способной анализировать и подвергать сомнению свои действия, менять свои убеждения под воздействием новой информации и добыванию новых знаний и нового опыта.

2. Определение сущности понятий «толерантность», «смысл
толерантности», «толерантное взаимодействие», «толерантный диалог»,
«толерантное состояние» - одно из условий успешного достижения цели
воспитания толерантной личности.

Только при всестороннем определении сущности толерантности, при проникновении в глубину содержания данных понятий, можно рассчитывать на решение задач воспитания толерантности у школьников.

3. Образование и воспитание толерантности и модульной организации
процесса личностно-ориентированного образования взаимосвязаны и в этой
взаимосвязи являются наиболее конструктивными.

Доминирующим этапом в решении поставленных задач образования и воспитания толерантности является ориентация личности на общечеловеческие ценности. Необходимо создавать условия для выработки умений и навыков молодого поколения работать и дорожить общемировыми

17 человеческими ценностями в разных контекстах динамично развивающегося мира, противостоять злу и насилию.

Использовать модульную технологию личностно-ориентированного образования, помогающую выработать знания, умения, навыки для перевода их в личностные установки, в ценности для каждого школьника. Тем самым помочь ученикам решать актуальные проблемы собственного толерантного образования и взаимодействия.

4. Личностно-значимая тема программы «Школа толерантности» -
модульный конструкт в организации образования и воспитания
толерантности.

Со всей очевидностью просматривается созвучие определений философии, психологии и педагогики проблемы толерантности, в основе которой остается как внешний диалог, так и более важный для воспитания и саморазвития толерантных качеств внутренний диалог ее субъектов. Особенно актуальной становится проблема технологического осуществления диалога культур.

5. Необходимость организации занятий образования и воспитания
толерантности с помощью модульного конструкта личностно-значимой
темы в программе «Школа толерантности».

Внутренняя структура каждого занятия представляет собой инвариантное построение, отражающее идеи модульной технологии личностно-ориентированного образования. В основе технологии - создание учебного модуля, отражающего идеальную модель жизнедеятельности человека культуры. Данная модель включает пять элементов: образ (жизненные впечатления, переживания, мотивация), анализ (понимание, осмысление, выстраивание концепции жизни), смысл, действие (поступки, жизненные события), рефлексия.

Целостность становления черт культурного человека в процессе обучения определяется тем, насколько органичен весь учебный процесс. Эта система действует на четырех уровнях, начиная с личностно-значимой темы

18 «Толерантность», что является в нашем случае макромодулем, переходит к модулям- самим занятиям и последовательно от занятия к этапам личностно-значимой темы. Каждое занятие состоит из пяти этапов ( Образ-Анализ-Смысл-Действие-Рефлексия). Где-первый этап опережающего представления - образ; второй этап - содержание, анализ; третий этап - персонификация, смысл; четвертый этап - актуализация, действие; пятый этап -рефлексия.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений:

а) выступление соискателя в печати, перед педагогами и научной
общественностью на международных, всероссийских, межрегиональных,
региональных, научно-практических конференциях, совещаниях, круглых
столах в Москве, Калининграде, Санкт-Петербурге, Черкесске, Махачкале,
Владикавказе, Нальчике, Ростове-на-Дону, Баку, Ташкенте, Бишкеке, в
Страсбурге ( Франция), Дурбане ( ЮАР), в Варшаве ( Польша) в 2000-20006
годах;

б) разработка авторской программы «Школа толерантности» и регулярное
проведение занятий по этой программе в лицее МФ ДГТУ, в юридическом
лицее при РГУ, в школах Ростовской области и республиках Северного
Кавказа;

в) организация и ежегодное проведение правового лагеря по проблемам
толерантности для старшеклассников Ростовской области и республик
Северного Кавказа;

г) обсуждение основных положений диссертационного исследования
проводилось на кафедрах Институтов повышения квалификации и
переподготовки работников образования Ростовской области,
Ставропольского края, Республики Северная Осетия-Алания, Республики

19 Карачаево-Черкессия; на научно-методических конференциях «Роль уроков истории в формировании толерантности и патриотизма » РГУ, на семинаре Министерства образования и науки РФ для педагогов Чеченской республики, на Всероссийском семинаре «Мозаика культур», на семинарах, Летних и Зимних школах для педагогов, на занятиях «Недели «Школа толерантности».

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации 222 страницы, в том числе основной текст -146 страниц, список литературы, включающий 272 источника на 18 страницах и 7 приложений на 56 страницах. Работа иллюстрирована 9 схемами, 3 таблицами, 4 графиками и диаграммами.

Определение категории толерантности и философские предпосылки ее педагогического осмысления

Толерантность как комплексное и многостороннее понятие является одним из объектов изучения философии, психологии, педагогики и ряда других наук. В связи с этим задача данного исследования состоит в том, чтобы выработать близкое по духу автору научно обоснованное определение понятия «толерантность» и на основе этого наметить пути, методы и приемы, которые будут способствовать изучению и решению проблем воспитания толерантных качеств личности и толерантного поведения в обществе.

Толерантность - одно из ключевых понятий, которое лежит в основе развития общества, осваивающего демократические принципы во взаимодействии с властью, с членами общества, с носителями иных взглядов. Между тем есть серьёзные проблемы как в освоении самого понятия толерантности, так и в организации коммуникативного пространства, в котором принципы толерантности продолжают оставаться не освоенными.

Философы, социологи, политологи, конфликтологи признают, что толерантность - сложная и противоречивая категория, по-разному осознаваемая и толкуемая в разных культурах, в разные исторические периоды и разными слоями общества.

Слово «толерантность» (от латинского tolerancia) переводится, как нести, держать, терпеть, все это означает нашу выносливость, терпеливость. В английском языке термин «толерантность» наряду с терпимостью, переводится как «допускать». Мы видим, что этот термин допускает идею меры, границы, до которой можно терпеть другого человека, явление, мнение, даже если они вызывают недоумение или протест. В переводе с французского толерантность- «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов», с английского толерантность -«готовность и способность без протеста воспринимать личность», с испанского - способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения, с арабского -«прощение, снисхождение, сострадание, терпение, расположенность к другим».

В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли в отношении определения категории «терпимости» («толерантности») подход и интерпретация данной категории претерпевали изменения. Это естественное явление, т.к. менялось и само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Ушакова [228; 324] категория «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость». В «Словаре иностранных слов и выражений» [204; 501] понятие также определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо». Здесь значение понятия рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с собой, так и с миром людей. Гармония отношений подразумевает, прежде всего, уважение субъектами других людей. В «других» признаются и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат. Философ П. Флоренский отмечал: «Культура - есть среда, растящая личность»[243; 447].

В последнее время толерантность рассматривается как ценностное отношение, выражающееся в признании, принятии и понимании представителей иных культур.

Так, Е. Клепцова отмечает, что для толерантности характерно проявление интереса к другому, стремление понять его и позитивно взаимодействовать с ним [106; 132]. Р. Валитова считает, что толерантность предполагает настроенность человека на понимание и диалог с ним [45; 33 23 37]. В. Лекторский подчеркивает, что толерантность необходимо рассматривать как критический диалог, позволяющий расширять «горизонты своего собственного опыта» [126; 48-49]. Г. Дмитриев полагает важным свойством толерантности принятие, уважение и утверждение культурных различий, осознание того, что мир является многомерным и взгляды на этот мир различны [77; 100].

Наиболее интересно, на наш взгляд, объяснение толерантности группой ученых - авторов сборников «На пути к толерантному сознанию», «Век толерантности» А. Асмолова, В. Глебкина, Г. Солдатовой. Л. Шайгеровой и др. Толерантность связывается ими с принятием другого (что традиционно в понимании толерантности), с проявлением сочувствия и сострадания к другому ( что сближает толерантность с такими понятиями, как гуманность и альтруизм), с признанием ценности многообразия человеческой культуры (что можно назвать культурным плюрализмом) [12; 5-8].

Идея толерантности имеет давнюю историю. Духовное раскрепощение человека наряду с его экономической и политической свободой отстаивали лучшие мыслители прошлого, опираясь на учение о естественном праве. О толерантности в условиях сильной церковной цензуры писал английский философ и политический деятель Дж. Локк в "Очерках о терпимости" /1667г./и в "Письмах о терпимости" /1685г./ [133; т.1, 543]. В ходе защиты естественных прав граждан мировая культура накопила демократический опыт реализации идеи толерантности.

Зарождение и распространение христианства или ислама также рассматривалось как воинствующее инакомыслие, вступившее в противоборство с господствующими мировоззрениями. Однако, пройдя через все запреты, религиозные учения обогатили общественное сознание чувством толерантности, оказали огромное воздействие на общемировую культуру. Нетерпимость к иным воззрениям - антигуманна. Она показатель не силы, а слабости. Механизм осуществления идеи толерантности предполагает такой принцип, как сомнение, несовместимый с догматическим мышлением. Как отмечал Ж.Ж. Руссо [192; т.1, 257], созданный божеством творческий ум враждебен бюрократическому спокойствию. Сомнение -признак творческой личности, процесса созидания нового, в ходе которого человек имеет право на честное заблуждение. Сомнение -показатель духовной культуры личности, самокритической оценки по отношению, прежде всего, к самому себе, к своим мыслям и мнениям. Духовно богатый человек в большей степени обладает чувством сомнения, чем дилетант, и не может не проявлять терпимость к иным людям, к их воззрениям. Сомнение в правильности того или иного действия предостерегает от непродуманных, скоропалительных решений. Осуществление идеи толерантности предполагает наличие условий для творческих дискуссий, диалога. Последние не только способствуют свободе выражения взглядов и нахождению истины, но и являются условием для воспитания личности, открытой к диалогу, сопереживанию, сотрудничеству, способной анализировать и подвергать сомнению свои действия, менять свои убеждения под воздействием новой информации и добыванию новых знаний и нового опыта. Только в диалоге, сотрудничестве рождается толерантность. Для достижения цели необходимо идти по тернистому пути преодоления стереотипов, создания условий для выстраивания отношений взаимопонимания, взаимопроникновения, этому нужно долго и терпеливо учить детей, а процесс учебы будет тем успешнее, чем выразительнее, точнее будет подобрана образовательная технология. С нашей точки зрения это и есть модульная технология личностно- ориентированного образования.

Психологические предпосылки воспитания толерантной личности

Философский анализ предпосылок нашего исследования указывает на то, что условия для воспитания толерантных качеств и их саморазвития- в личности школьника, это явление структурно сложное, требующее проникновения в психологический смысл различных уровней толерантности, а также поэтапной, психологически обеспеченной системы условий, в которой личность школьника переживает свободу толерантного действия.

В психологической литературе проблема толерантности трактуется как многоаспектное понятие: - во-первых, как «установка либерального принятия моделей поведения, убеждения, ценностей другого»; - во-вторых, как «способность выносить стресс без серьезного вреда»; - в-третьих, «как переносимость лекарств». Рассматривая понятие толерантности в контексте разработки практической психологии, Г.Солдатова [208; 237] выделяет четыре основных компонента: - психологическую устойчивость; - систему позитивных установок; - комплекс индивидуальных качеств; - систему личностных и групповых ценностей. Выделение данных компонентов является наиболее подходящим для общеобразовательной школы, так как позволяет вести планомерную, кропотливую работу по воспитанию толерантных качеств личности школьников. Активность как психологическое качество личности - это первооснова творения человеком самого себя и предметного мира, важнейшее условие и фактор психического развития. Как социальное явление активность характеризует социальную деятельность личности, выражает её самостоятельную, индивидуальную позицию, субъектное отношение к деятельности. Активность выступает во всех формах деятельности человека преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и т.п., и характеризуется способностью человека производить общественно значимые преобразования в мире. В 50-60-е годы XX века появляется гуманистическая психология А. Маслоу, которая с экзистенциальных позиций рассматривает принцип субъектности, свободы выбора, самоактуализации, партнерства, то есть конструктивного диалога педагога и воспитанника. В основе личности, считал Маслоу [ 142; 123], заложена мотивационная сфера, то, что движет человеком, делает его личностью. Родоначальник гуманистической психологии К. Роджерс [ 189; 154] терпимость понимает как «отсутствие надменности». Эти принципы в дальнейшем в своих работах развили Р. Берне, В. Франкл, С. Франк, Э. Фромм, Э. Эриксон. По мнению В. Франкла, который показывает путь духовного развития человека, терпимости отводится роль неотъемлемой составляющей данного развития, поскольку это развитие носит целостный характер, выражающийся в постижении ценностей созидания, переживания, отношения и развертывается в направлении обретения свободы, независимости, гибкого реагирования на меняющиеся жизненные ситуации. Таким образом, терпимость или толерантность, является жизненно важным личностным свойством. Но именно о развитии терпимости, толерантности идет речь, так как сами по себе эти замечательные качества не выходят на свет, они являются итогом синхронной, слаженной работы семьи, педагогов и социума. С позиций «Психологии прощения», разработанной Р. Аль-Мабуком, М. Сантосом, Р. Энрайтом, терпимости отводится центральная роль в проявлении прощения. Достаточно полно терпимость рассматривается в «Психологии и педагогике ненасилия», разработанной В. Мараловым, В. Ситаровым [ 199; 23]. Ненасилие рассматривается авторами как идеологический, этический и жизненный принцип. Терпимость выступает в качестве внутреннего, гибкого механизма существования позиции ненасилия, она сориентирована на другого человека, принятие и понимание его в сопоставлении с собой и своими взглядами. Овладение терпимостью является выражением личностной зрелости. В отечественной психологии идеи субъектности, личностно-деятельностного подхода, субъект -субъктного взаимодействия рассматривали К. Абульханова - Славская, А. Асмолов, Д. Богоявленская, Л. Божович, И. Дубровина, И. Зимняя, В. Зинченко, А. Леонтьев, В. Слободчиков. Наиболее актуальным сегодня, считает педагог-психолог Л. Гомола, является вопрос о необходимости раскрытия базовых психолого-педагогических механизмов воспитания толерантности, а также о необходимости отработки на этой основе оптимальных путей, средств, форм и методов формирования толерантного мышления и поведения у подрастающего поколения. Актуальность теоретического и практического изучения рассматриваемой нами проблемы обусловлена тем, что понятие "толерантность" - это своеобразная этическая доктрина современности, не без основания претендующая на центральное место в "оси координат" XXI века. Людям, живущим в современную эпоху, необходима новая философия, открытое и понимающее общество. По этому вопросу в нашей стране существует определенная нормативно-правовая база. Современные тенденции российской государственной политики в сфере образования сконцентрированы в Федеральной целевой программе "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе" на 2001-2005 годы.

Толерантное поведение представляет определенную ценность как элемент сложной системы воспитания подрастающего поколения. Полномасштабное внедрение всех создаваемых механизмов необходимо осуществлять на четырёх уровнях: личность, семья, общество и государство. Внедрение следует также осуществлять и в тесном взаимодействии всех уровней, в диалоге, опирающемся на определённые технологии личностно-ориентированного образования.

В зарубежной социальной психологии существует несколько теорий, объясняющих процессы социального взаимодействия. Это и теория обмена Дж. Хоуманса, и символический интеракционизм Дж. Мида и Г. Блумера, и теория управления впечатлениями Э. Гоффмана. Дж. Хоуманс опирается на идеи Скиннера [200; 57], применяя их к анализу процессов социального взаимодействия.

Основные категории и понятия модульной технологии личностно -ориентированного образования

Личностно - ориентированное образование изначально предполагает направленность на конкретного человека, который в своем индивидуальном развитии становится субъектом культуры, истории, собственной жизни. Как субъект культуры он характеризуется национально - культурной идентичностью, духовностью, нравственной и эстетической воспитанностью, способностью к творчеству и диалогу. Воспитание призвано способствовать проявлению и развитию культурной, социальной и индивидуальной сущностей человека в их единстве, работать с целостным человеком, а не с отдельными его функциями. Целостный человек культуры в современном представлении -это не набор свойств, функций, не сумма добродетелей, эталонов культурности, а это человек, способный максимально реализовать свои индивидуальные способности, свои интеллектуальные и нравственные возможности в каком-либо одном "специальном" срезе личности. Им владеет страсть самореализации, которая полностью никогда не удовлетворяется. Идея незавершенности человеческой личности противостоит идее ее целостности и объясняет постоянное стремление человека культуры к творчеству, саморазвитию, самоизменению. Из ценностного отношения к ребенку как к целостному саморазвивающемуся человеку культуры вырастает понимание задач личностно-ориентированного образования.

В гуманистической педагогике понятие «воспитание» приобретает значение жизнетворчества, а не процесс передачи жизненного опыта старших поколений младшим, как было принято ранее. Таким образом, воспитание - деятельность по развитию духовного мира личности, направленная на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа. Под воспитанием мы понимаем процесс передачи социального опыта предыдущих поколений, причем непременно осознанный процесс, принятый и осмысленный самой личностью. Процесс, ставший потребностью самовыражения, самодвижения и саморазвития. Воспитание может быть рассмотрено и как совместная с учеником деятельность учителя, направленная на развитие способностей придавать и порождать смысл.

Важнейшим понятием педагогики личности является «смысл» - это внутренняя, глубинная основа любой вещи или явления, его суть, ядро. Смысл - это то, ради чего человек живет. Основа явлений существует независимо от человека до тех пор, пока он не начинает придавать ей личностный смысл.

«Личностный смысл»- это особое, пристрастное отношение человека к жизненным ценностям. Задача образования и состоит в том, чтобы открыть ребенку мир ценностей, ввести его в пространство культуры. Ценности только тогда становятся смыслами, когда они «прожиты» личностью.

«Ценности» образования - это идеалы, обращенные в нравственные ориентиры воспитания и обучения. Ценности как предпочтения идеалов диктуются чувствами и принимаются сознанием. Ценности могут быть и сугубо личными, но наиболее важные из них одинаковы для людей одной нации, культуры или религии. Существуют, однако, ценности универсальные, распространенные столь широко, что они даже в какой-то мере определяют, что значит быть человеком. Для поликультурного образования важны как универсальные ценности, выходящие за пределы групповых признаков, так и все те разнообразные ценности, которые определяют групповую принадлежность и создают уникальные культуры и взгляды на мир.

В зависимости от того, какие ценности предлагают воспитание и обучение, определяется цель и смысл образования. Е. Бондаревская говорит о ценностях воспитания как о человеческих смыслах, общественно одобряемых и передаваемых из поколения в поколение образцах педагогической культуры [ 34; 13]. Цель личностно-ориентированного образования - человек, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения. Не сформировать, и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа. В чем же сущность личностно-ориентированного образования? Для определения сущности личностно-ориентированного образования обратимся к анализу концепции, созданной учеными ростовской школы. Е. Бондаревская в парадигме личностно-ориентированного образования признает его ценностями самореализацию, жизнетворчество, культурную идентификацию, индивидуализацию, личностно-гуманный подход к ребенку, личностно-смысловую направленность, культурологическое содержание образования, диалогичность и творческий характер учебной деятельности. Таким образом, задача личностно-ориентированного образования не сформировать и не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке, заложить в него механизмы выживания, самоопределения, самореализации, саморазвития и др. На наш взгляд, основная идея личностно-ориентированного образования заключается в создании специальных условий, в которых меняется сознание ученика, его ядро, создаются условия для глубинных, базовых изменений самой личности и ее отношений к жизни, бытию. Е. Бондаревская рассматривает личностно-ориентированное образование, как образование, обеспечивающее развитие личности, поддержку её индивидуальности, предоставляющее свободу способов самореализации личности в культурно-образовательном пространстве. Не менее важной характеристикой данного типа образования автор считает ценностное отношение к каждой детской личности, уважение её самобытности, понимание того, что ребёнок является субъектом собственной жизни, имеет собственную жизненную историю, собственное Я, свой внутренний мир. Личностный компонент, по мнению автора, как системообразующий ориентирует на развитие личностно - смысловой сферы учащихся, определяющей отношение, переживание, осознание ценности учения и жизни. Ученик в данной системе образования рассматривается не только как субъект учения, но и как субъект жизни, и тогда его развитие рассматривается не в узко интеллектуальном, а личностно-смысловом значении. А это возможно в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновения различных мнений, взглядов, позиций, научных подходов, поиска истины, творчества учителей и учащихся. "... Творчество, исследовательский поиск являются основными способами существования ребёнка в пространстве личностно-ориентированного образования" [ 32; 311]. Е. Бондаревская выделяет следующие понятия, характерные для воспитательного процесса: а) воспитание гуманной личности (милосердие, добродетель и т.д.); б) воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, самостоятельность принятия решений и т.д.); в) воспитание человека культуры (знание родного и иностранных языков, литературы, истории, интеллигентность и т.п.); г) воспитание творческой личности (жизнетворчество, развитый интеллект, знания, умения, навыки и т.п.); д) воспитание духовной личности (потребность познания, потребность в красоте и т. д.); е) воспитание нравственной личности (честь, достоинство, совесть, понятие о долге, уважение человеческого достоинства и т. д.).

Личностно-значимая тема как фактор развития толерантных качеств личности школьников

Программа исследователя "Школа толерантности" является инвариантом и предназначается, прежде всего, для учебных заведений социально-экономического, политического, гуманитарного, правового профиля. Важность проблемы для нашего региона, делает ее актуальной для преподавания во всех образовательных учреждениях.

Специфика личностно-ориентированного образовательного процесса состоит в том, что преподавателям не только необходимо дать определенный объем знаний и умений по своему предмету, но главная задача -сделать своего ученика счастливым, успешным, адаптировать его ко взрослой жизни, дать установку на толерантное взаимодействие, положительный опыт, необходимые знания и умения, на сотрудничество, добро.

Программа построена по принципу модульной технологии, некоего конструкта и состоит из пяти этапов полного цикла, где каждая из четырех тем является личностно-значимой, а каждое занятие-модуль или каждый из пяти дней, состоит из пяти этапов. Как сама программа, так и все занятия построены по принципу способов познания, где первый этап - обязательная опора на личный, конкретный опыт, а пятый, последний, является одновременно и первым, но на новом содержательном уровне.

Программа рассчитана на регулярное преподавание курса в течение года, можно проводить занятия менее регулярно в течение двух лет, но лучшим способом преподнесения материала, наиболее эффективным изложением курса является пятидневное «погружение» в проблему.

Согласно нашей технологии личностно-значимая тема развивается в пять этапов и соответствует пяти дням пребывания в особом пространстве. Мы уже отмечали, что наибольший эффект имеют занятия в течении пяти дней, когда ученики погружаются в особую атмосферу. Это означает, что желательно вывезти учащихся в лагерь, в уединенное место, где они полностью окунутся в атмосферу сотрудничества, взаимодействия, восприятия материала на глубинном уровне. Это погружение создает особый колорит, особую неповторимую ауру. А замкнутое пространство, где учащиеся «проживают» друг с другом пять необыкновенных дней, помогает найти истину, переживая новое, получая новый опыт общения, знания и теоретического осмысления полученного, и практического их применения, и рефлексивного воплощения действия в большом мире.

Все занятия проводятся активными методами, методом групповой работы. Работа в группах, бесспорно, имеет ряд преимуществ перед обычными традиционными занятиями. Групповая работа происходит, когда люди работают вместе, сочетая различные таланты и умения, используют сильные стороны каждого ученика для выполнения задания, подобный тип взаимодействия — сотрудничество. Активные методы приветствуют участие каждого и помогают развитию навыков командной работы. В групповой работе появляются навыки толерантного поведения. Оно может быть охарактеризовано следующими признаками: контактность; доброжелательность; отсутствие тревожности; мобильность действий; вежливость (учтивость); терпение; доверительность; социальная активность.

Во главе групповой работы в аудитории «учитель-тренер», т.е. педагог, подготовленный к созданию условий для перехода детского сознания к высшему уровню существования, а, следовательно, к чистому толерантному диалогу. Не следует забывать, что успешная групповая работа должна быть ориентирована на решение целей и задач обучения. Она воспитывает ответственность, обеспечивает более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса, помогает развитию навыков общения, развивает сотрудничество, способствует овладению навыками совместного принятия решений, формирует более доброжелательную обстановку в классе, повышает самооценку школьников, учит бесконфликтному сосуществованию, влияет на улучшение психологического здоровья в классе. Групповая работа помогает выработать в себе понимание основных принципов толерантности- разнообразие людей украшает и обогащает жизнь, конфликт - это нормальный процесс, который нужно уметь решать конструктивно, для демократии очень важна социальная ответственность. Целью программы является создание условий для возникновения глубинных состояний, качественных изменений сознания школьников.

В нашем исследовании данная структурная единица получила название личностно - значимая тема. Личностно - значимая тема, как мы уже неоднократно упоминали, это совокупность условий процесса образования и воспитания толерантности, которые приводят личность старшеклассника к толерантному диалогу, помогающему своим откровением, своей глубиной и честностью саморазвитию школьника. Данный предметный комплекс рационален и осуществляет перевод сознания из его глубинных состояний в непосредственную практику жизни.

Вся программа представляет инвариантную структуру и построена на совокупности методов, объединенных одной личностно-значимой темой «Толерантность». Она состоит из совокупности четырех личностно-значимых тем и исходит из природосообразности модуля. Следовательно, каждая из четырех этих тем соответствует времени года.

Личностно-значимая тема соответствует макромодулю, каждый макромодуль состоит из модулей -комплексов, имеющих те же пять этапов, что и весь конструкт личностно-значимой темы. Макромодуль мы попытались изобразить в виде схемы, где есть общая форма, но разное содержание и цвет модулей. Все цвета не просто подобраны, а имеют смысл и прозрачны, так как нет предела постижению истины, все наши знания хрупки, носят символичный характер и относительны, наш опыт невелик и есть во что углубляться, куда развиваться.

Похожие диссертации на Воспитание толерантной личности средствами модульной организации личностно-ориентированного образования