Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры Пархоменко Наталья Александровна

Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры
<
Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пархоменко Наталья Александровна. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Курск, 2002 136 c. РГБ ОД, 61:02-13/2054-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Духовно-нравственная сфера человека и нариднан культура 14

1.1. Идея воспитания средствами народной культуры в истории российского обрачонаиия 25

1.2. Проблема духовно-нравстаенного воспитания в отечественной педагогике 44

1.3. Особенности русской народной культуры как педагогического явления

Выводы к главе 65

Глава 2. Реализация идеи духовно-нравственного воспитания на традициях народной культуры в современных условиях

2 1. Психолого-педагогические условия духовно нравственного воспитания современных школьников на традициях народной культуры 68

2.2. Опытно-экспериментальное исследование влияния народной культуры на воспитание школьников 79

Выводы ко 2 главе ]21

Заключение 123

Библиографический список использованной литературы 126

Введение к работе

Духовно-нравственный кризис поразил многие социальные институты России;, в том числе и образование. Проведение масштабного экспериментирования в системе народного образования без соответствующей материально-технической и кадровой базы, без теоретического обеспечения не привело к позитивным результатам. Но, пожалуй, наиболее значимым фактором, негативно сказавшимся на развитии современной системы российского образования, стало поспешное копирование зарубежного опыта без знания и учёта своей национальной «почшл». Ориентация учащихся на атрибуты массовой культуры за счёт заметного снижения подлинно культурных, духовных и подлинно национальных ценностей привело к появлению нравственной глухоты, потери способности к сопереживанию, дегуманизации поведения, « В последнее десятилетие русская культура ещё по-новому искажена тлетворным облучением её - через общественные образцы, через каналы информации и через образование, застигнутое в самый момент очищения от идеологии коммунизма, в момент пересоздания. Раіложепие школьного образования особо губительно: для русских подростков, да и юности постарше, - перестаёт существовать Россия как духовная сущность и как историческое явление. Но без объединяющего национального чувства мы, русские, - особенно при разбросанности наших пространств - рассосёмся, как безликий этнический материал, как аморфная масса. Нам возразят, что это опасно - преувеличивать значение наций, национальной принадлежности. Преувеличивать мы никак не намерены, ибо твёрдо ощущаем выше неё - мерку Неба» (А. Солженицын).

Нельзя не согласиться с іакой оценкой нынешней ситуации. Поэтому сегодня просто необходимо обратить взоры в прошлое, чтобы там, в культурной памяти и историческом опыте народа, понять причины нынешнего состояния нравов и найти ответы на волнующие нас вопросы,, Поэтому столь

актуальным представ і яется обращение к вековой народной мудрости, к непреходящим ценностям культуры.

Изучение философско-социологической и психолого-педагогической литературы показывает, что проблема роли народной культуры в воспитании была и остаётся важной проблемой в трудах целой плеяды русских исследователей (М.В. Ломоносов, А.С. Хомяков, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, В,И. Водовозов, B.C. Соловьёв, К,П. Победоносцев, С.А. Рачинский, Д.И. Менделеев, И.А. Ильин, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, В.А- Сухомлинский, СТ. Шацкий и др.).

В настоящее время формирование национального сознания и духовной культуры анализируется в трудах исследователей, занимающихся национальным образованием. Вопросы духовности и нравственности постоянно являются предметом обсуждения в русле тематики возрождения национальных школ. Широкое освещение получила данная проблема в работах современных отечественных психологов и педагогов: Е.П, Белозерцева., Г.Н. Волкова, И.Ф.Гончарова, И.Ф. Исаева, Н.Д. Никандрова, B.IVL Меньшикова, В.А, Сластёнина, А.Г. Пашкова, В.Ю. Троицкого, А.Н. Ходусова, В.Д. Шадри-кова, М.А. Некрасовой, С.Ф, Ивановой, ЮМ. Юдина и др., а также деятелей Русской православной церкви; Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, Митрополита Курского и Рыльского Иувеналия, Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, архимандрита Зиновия (Корзинкина) и др. В последние годы вопросы духовности и нравственности особенно часто отражаются в периодической печати (Р.Б. Вендровская, А.Я. Данилюк, И.Ф. Гончаров, В.К. Журавлёв, В.Г. Распутин, А.Н. Солженицын и др.)

Народной культуре, проблемам нравственного воспитания, культуры общения, поведения, духовности посвящены диссертационные исследования Л.А, Черных, J1.R Пауковой, Л.И. Чупахиной, М.С. Стародубцевой, Н.И. Пономарёвой и др., где рассматриваются различные аспекты теории духовно-нравственного воспитания и использования традиций народной культуры в

решении задач образования и воспитания. Однако, несмотря на многоплановость исследований, проведённых по данной проблеме, решение её не может быть признано окончательным и полным. Анализ трудов показывает недостаточную теоретико-практическую изученность использования народной культуры в духовно-нравственном формировании современных школьников как на теоретическом, так и на методическом уровнях.

В связи с вышеизложенным появилась необходимость поиска новых подходов к воспитанию, что актуализировало проблему духовно-нравственного и национального воспитания, которое призвано сохранить лучшие национальные и историко-культурные традиции отечественного образования, дав молодому поколению не только систему знаний, но и духовно-нравственные идеалы и ценности.

В образовательном процессе школы сегодня отчётливо проявляются:

невыраженность или даже отсутствие духовной компоненты в содержании и технологиях учебно-воспитательного процесса;

слабая человековедческая направленность учебного процесса, усиление тенденции к его интеллектуализации и прагматизации;

ориентация на западные и американские ценности, образцы и способы жизнедеятельности;

обеднённость и примитивизм ценностно-смыслового пространства, в котором развивающаяся личность ребёнка должна совершать «усилие быть человеком».

В связи с вышеизложенным появилась необходимость поиска новых подходов к осмыслению и решению проблем духовно-нравственного воспитания, призванного сохранить лучшие национальные и историко-культурные традиции нашего народа, дать молодому поколению не только систему знаний, но и духовно-нравственные идеалы и ценности, а самое главное - сформировать способность противостоять злу и творить свою жизнь по законам добра.

Всё это определило актуальность и выбор ТЕМЫ исследования «Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры», ПРОБЛЕМА которого формулируется следующим образом: определить, каковы психолого-педагогические условия и механизмы влияния народной культуры на духовно-нравственное развитие школьников?

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - духовно-нравственное воспитание учащихся в современной российской школе.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс духовно-нравственного

воспитания школьников на традициях народной культуры.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

разработать теоретико-методологическое обоснование содержания и процесса духовно-нравственного воспитания и сформировать понятийный аппарат исследования;

выявить специфические особенности народной культуры как педагогического явления;

разработать педагогическую модель духовно-нравственного воспитания школьников средствами народной культуры;

определить психолого-педагогические условия использования народной культуры в духовно-нравственном воспитании современных школьников.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Духовно-нравственное воспитание есть сложный, нелинейный, целенаправленно организованный педагогом-профессионалом процесс восхождения ребёнка к культуре, обнаружение и открытие им с помощью педагога духовных ценностей и смыслов, развитие его духовных сил - разума и свободы, творчества и саморегуляции, способности к преобразованию себя.

Эффективность процесса духовно-нравственного воспитания может быть существенно повышена, если:

задачи и содержание воспитания будут обусловлены главными смыслами и ценностями народной культуры;

определены конкретное содержание ценностно-смысловых компонентов народной культуры, их педагогическое значение и механизмы их педагогического функционирования;

определены и учтены ступени и формы духовной жизни ребёнка в период его обучения в школе;

определены технологические компоненты духовно-нравственного воспитания учащихся средствами народной культуры;

в школе будет создаваться духовно насыщенная образовательная среда, стимулирующая потребность приобщения к духовным ценностям, открытия и расширения культурных смыслов.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования являются принципы историзма, целостного изучения воспитания в их развитии и взаимной связи; теоретические изыскания отечественных и зарубежных философов, педагогов, психологов по вопросам народной духовной культуры; положение о связи образования подрастающего поколения с историко-культурными ценностями общества, его духовными и национальными истоками; об использовании личностно-ориентированного подхода в процессе духовно-нравственного воспитания; положения философской и педагогической антропологии, аксиологии и культурологии о духовно-нравственных основах развития личности.

МЕТОДЫ И БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. В исследовании был использован комплекс следующих методов: изучение и теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы; изучение и анализ процесса духовно - нравственного воспитания учащихся в школе; педагогическое наблюдение; групповые и индивидуальные беседы; тестирование; анкетирование; анализ сочинений и творческих работ; проведение дискуссий; педагогический эксперимент; включенное наблюдение. Опытная работа проводилась на базе Гремяченской средней школе Щигровского района Курской области. В

экспериментальном исследовании приняли участие 145 детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1995- 1998гг.) - начальный период исследования, в ходе которого осуществлялось теоретическое осмысление проблемы. Он включал изучение и анализ исторической, философской, педагогической литературы, образовательной реальности и потребностей современной школы. Это позволило сформулировать проблему, определить понятийный аппарат и гипотезу исследования, разработать программу собственной работы.

Второй_этап (1998-2000гг.) - основной период, в котором определялись теоретико-методологические основания исследования, анализировался и систематизировался изученный материал.

Третий „этап (2000-2001 гг.) - завершающий период, в котором обобщались и систематизировались итоги исследования, формулировались общие выводы, подводились итоги опытной работы, происходило окончательное оформление текста диссертации.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в том, что:

на основе философских, культурологических и педагогических идей определены сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания;

с учётом системно-дсятельностного подхода выявлены критерии, механизмы и условия духовно-нравственного воспитания средствами народной культуры;

теоретически обоснована и экспериментально подтверждена педагогическая значимость традиций русской народной культуры;

- разработана и экспериментально апробирована конкретная технология использования народной культуры в духовно-нравственном воспитании школьников.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в возможности использования полученных результатов в ходе изучения курсов психологии и педагогики, связанных с вопросами воспитания, при чтении спецкурсов и семинаров, посвященных проблематике русской национальной школы. Разработанная в ходе исследования программа «Возрождение» может быть внедрена в практику работы других школ, она может быть использована в профессиональной подготовке педагогов и в системе повышения их квалификации.

ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ обеспечена совокупностью и научной значимостью исходных методологических и теоретических положений; применением методов, адекватных цели, задачам, логике исследования и подтверждающих основные выводы диссертации; изучением педагогической практики и организацией опытно-экспериментальной работы в школе; длительным характером и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы, разнообразием источниковедческой базы, убедительно подтверждающей положения диссертации.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Основу духовно-нравственного воспитания составляет личностно-
деятельный подход, обеспечивающий становление личности школьника по
средством приобщения его к миру культуры и самореализации в культуре.

2. Народная культура, интегрирующая в себе многообразие проявлений и
высших форм человеческого бытия, выступает источником духовно-
нравственного развития человека. Педагогический смысл народной культу
ры заключается и проявляется в её сущностных характеристиках: в формах
организации труда и общественной жизни; в способах мировосприятия; в
структуре ценностей и мотивации; специфических способах самореализа-

ции.

3. Традиции народной культуры мы рассматриваем как код, обеспечивающий
устойчивость в сохранении и развитии культуры, в трансляции культурных
образцов поведения, ценностей, регулирующих отношения между людьми.
Традиции становятся действенным и педагогически верным механизмом
передачи народной культуры при соблюдении следующих условий:

обусловленности целей воспитания и образования школьника смыслами и ценностями народной культуры;

отборе содержания воспитания и образования в максимальном соответствии с духовно-нравственными константами народной культуры;

приоритетности в образовательном процессе курсов, имеющих своим предметом родной язьі к", отечественную историю, народную культуру и веру, географию своей страны, края, области, региона;

создании и расширении духовной среды образования и воспитания;

расширении и углублении индивидуального сознания ребёнка, формировании ответственности за содержание, характер и основные итоги повседневного существования в единстве с процессом социализации;

включении учащихся в различные формы культуротворческой деятельности;

соблюдении а любой деятельности преемственности опыта, открытии её человеческих, культурных смыслов и осуществлении на основе принципа соборности и открытости.

  1. Уровень духовно-нравственного воспитания школьников определяется совокупностью объективных и субъективных критериев, из которых системообразующим выступает ценностное отношение к другому человеку.

  2. Динамика духовно-нравственного воспитания школьников предполагает расширение нравственных представлений; переструктурирование ценностных установок и отношений; освоение умения строить ценностные отношения с окружающими.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры педагогики начального образования КГПУ. Материалы диссертации нашли отражение в публикациях автора. Они были представлены в сборниках региональных и всероссийских научно-практических конференций: «Предмету «Русский язык в школе» - 200 лет» (Курск, 1997г.), «Учебные книги К.Д. Ушинского и современная школа» (Курск, 1997г.), «Фольклор и мировая культура» (Курск, 1998г.), «Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и проблемы современного образования» (Курск, 1999г.).

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Во введении диссертации обосновываются выбор и актуальность темы, формулируются проблема, цель, объект, предмет исследования, определяются положения, выносимые на защиту, а также характеризуются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Духовно-нравственная сфера человека и народная культура» анализируется роль народной культуры в различные эпохи российской истории; раскрываются содержательно-критериальные характеристики духовно-нравственного воспитания; определяются сущностные характеристики русской народной культуры как педагогического явления.

Во второй главе «Реализация идеи духовно-нравственного воспитания на традициях народной культуры» обосновываются и раскрываются основные условия воспитания современных школьников средствами народной культуры; описывается авторский опыт работы в Гремяченской средней школе Щиг-ровского района Курской области по духовно-нравственному воспитанию и обобщаются результаты, полученные в ходе исследования.

В заключении резюмируются наиболее существенные результаты исследования, представляются обобщающие выводы по теме диссертации.

Идея воспитания средствами народной культуры в истории российского обрачонаиия

Человек всегда определяет свою жизненную позицию, выдвигает ближайшие или отдалённые цели своей деятельности. Он часто находится в ситуации выбора, а потом оценивает результаты своей деятельности. Своеобразным «фундаментом» в обосновании, оправдании, оценке своего и чужого поведения, жизни и мира в целом является нравственность.

Существуют различные подходы к определению нравственности. В энциклопедическом словаре понятие «нравственности» отождествляется с понятием «морали»: « мораль {лат. moralis - нравственный; mores - нравы) - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм» (122,840).

Наряду с отождествлением понятий морали и нравственности существуют и другие точки зрения. Например, «мораль - форма знания, а нравственность - область практических поступков, обычаев, нравов». Согласно другой теории, «мораль - это регуляция поведения посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического принуждения и контроля, групповых критериев, общественного мнения. Нравственность же - сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения благодаря личной сознательности, переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро». (120, 203)

Чаще всего понятие «нравственность» принималось философами предшествующих столетий как нечто само собой разумеющееся - как область предписаний к поведению человека (философская теория морали начиналась с вопроса о том, каковы источники нравственных предписаний; вопрос же о том, какие из предписаний можно относить к собственно нравственности, обычно оставался в тени). Сам термин «мораль» получил в европейской литературе нового времени весьма неопределённое, неспецифическое значение. С одной стороны, это -область духовного и волевого вообще, противостоящего физическому, телесно-материальному. (37, 229) Гегель в «Философии духа» определяет термин «мораль» в «более широком смысле», как «некоторую определённость воли» (36, 301). Нравственность у неї о - это, «во-первых, обычаи и нравы, в которых индивид не отличает себя как личность от стихийно формирующихся в обществе и усвоенных им стихийно привычных форм поведения, т.е. нечто исторически предшествующее собственно морали или же, поскольку обычаи сохраняют значение и в современном обществе, более простые формы регуляции поведения, чем мораль; во-вторых, конкретные обязанности человека перед государством, сословиями, семьей, санкционируемые и регулируемые правом, что также выходит за собственные рамки морали».

С другой стороны «мораль» - область человеческого поведения, нравов, обычаев вообще. Соответственно и в литературе мы встречаем два различных понимания природы морали. В одном случае нравственность толкуется как сфера «естественных» стремлений; индивидуальных или массовых привычек, как общественно предписываемое и одобренное поведение общностей и индивидов (Эпикур, Аристотель, Руссо, Монтескье). В другом же случае мораль понимается как особая область человеческого духа - свободная воля и стремление к благу, - противостоящая природной зависимости человека и составляющая его внутреннюю автономию (Кант, Дюркгейм, Самнер). Подлинно нравственные побуждения это не то, что фактически есть в человеке, а то, что он должен ещё обрести, до чего ему предстоит возвыситься в процессе нравственного воспитания.

По мнению архимандрита Зиновия, «мораль - это как бы технические приёмы, способы, механизмы исполнения законов, относящихся к категории добра. А нравственность - это внутреннее содержание самого добра человека, ради которого и существует внешнее исполнительное действие, подпадаемое в разряд морального. Нравственность - более высокая позиция устроения чело веческой природы, нежели мораль. В нравственности исполнение действия изнутри мотивировано более высоким свойством человеческой души - любовью, стремлением к добру. Поэтому мораль очень часто в воспитательных процессах может касаться таких социальных свойств души, как обязательность, но не сердца, а значит, не вести к созиданию добра». (65, 15)

Мораль иногда требует от человека «необъяснимого», того, что і ю своим последствиям выходит за границы его рационального понимания. Мораль иногда повелевает человеку «невозможное», т. е. заставляет его осознавать необходимость — долженствование и достоинство — таких поступков, для которых еще не созрели исторические условия и соответственно еще не стали явными основания таких действий. Нравственные императивы могут оказаться весьма «непрактичными», требовать от человека таких действий, которые не могут стать всеобщим правилом в данных условиях. Но человечество просто не смогло бы продвигаться вперед, если бы всегда ставило перед собой только те цели и требования, которые могут быть достигнуты в данный момент; оно бы вечно воспроизводило одни и те же условия бытия. Ведь многие моральные требования, не исполнимые в далеком прошлом, но ставшие практической задачей сегодняшнего дня, пришли к нам именно из прошлого как духовное завещание будущему. Историчность человека, в частности, состоит в передаче нерешенных проблем от одного поколения к другому. Такова духовная преемственность в жизни человечества.

Термин «духовность» - один из самых трудных для определения. Известна огромная богословская литература по данной проблеме, Однако тема духовности давно уже перестала быть достоянием только религиозного сознания; она стала достоянием культуры в целом.

Проблема духовно-нравстаенного воспитания в отечественной педагогике

Русский народ копил национальный опыт, сохраняя и передавая из поколения в поколение духовно-нравственные устои и традиции воспитания. Так постепенно создавался золотой фонд русской народной педагогической культуры. Глубинное изучение и использование этого уникального, отшлифованного и проверенного веками опыта могут значительно повысить уровень психолого-педагогическои теории и практики, стать неисчерпаемым источником вдохновения, творчества специалистов в области педагогики и психологии.

Как справедливо полагал академик Д.С.Лихачёв, «экологию нельзя ограничить только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой её предков и им самим... Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» (74, 54),

В кризисном социуме, когда экономическое и социально-политическое бытие полно трудностей и противоречий, именно культура является достойным способом выживания человека. В культуре, как в религиозной, так и в светской, обретаются вера, надежда и мудрость терпения, любовь и взаимная поддержка людей в трудные времена.

В научной литературе существуют различные определения понятия «культура». Одно из них - это «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей между собой, к самим себе, к природе» (141, 293).

Философская и культурологическая мысль не разделяет понятия культуры и духовности. Культура выступает как образ, в котором символически выражена духовная жизнь человека. Наиболее конструктивным в контексте нашего исследования является аксиологический подход в понимании культуры. «Поле» культуры - это ценностно-смысловой универсум, в котором человек делает собственное существование человеческим бытием (М.К. Мамарда-швили). Культура в таком понимании не просто совокупность ценностей, которые должны быть освоены или осознаны, но это способность и усилие «быть человеком». Культура - это стиль жизни человека, сознательное творчество самой этой культуры, которое определяется ростом человеческого «Я». Важнейшей формой существования и проявления культуры выступает народная культура, основывающаяся на исторически обусловленном образе жизни народа, соответствующая духу, сознанию и самосознанию народа. Народная культура включает в себя основные константы, определяющие народ как целостный организм: язык, устное народное творчество, историю, веру, ценности.

Категория ценности рассматривается нами ключевой в содержании народной культуры. Решение поставленных в исследовании задач потребовало рассмотрения понятия «ценность». В качестве исходной мы приняли концепцию отечественного философа НА. Лосского. Согласно Лосскому, духовные ценности выступаю]4 основанием культуры. Ценности возможны, если основа бытия духовна. Чтобы ценность формировалась, должен быть духовный потенциал жизни. Ценность - единство должного и значимого, сущего и идеала. Ценность не просто необходимая и должная, но и желаемая цель, которая выступает регулятором человеческих отношений.

Ценностные отношения - это внутренние и ненасильственные отношения, они связаны с добровольным и свободным выбором. Только та деятельность порождает культуру, которая связана с поиском смыслов, извлечением смысла из окружающего, творчеством.

Ряд учёных (К. Леви-Стосе, Т.А. Пигилова, В.В. Познанский и др.) определяют традиционную народную культуру как особую часть национальной культуры, основывающейся на устном народном творчестве и исторически обусловленном образе жизни народа. Такое определение, безусловно, сводит народную культуру всего лишь к одному из её проявлений. С нашей точки зрения народная культура - есть культура, соответствующая духу, сознанию и самосознанию народа. С этой точки зрения в понятие народной культуры, помимо предложенного выше, должны войти основные константы: язык, история, вера.

Важнейшим механизмом, позволяющим сохранить культуру, является традиция. Практически все теоретики культуры (М.М. Бахтин, Д.С. Лихачёв, В.В. Познанский и другие) подчёркивают мысль о том, что без традиций невозможно ни новаторство, пи творчество. Любая традиция культуры проверяется временем, то есть традиционны лишь те элементы культуры, которые подтвердили свою значимость для общества и пользу для личности.

В связи с этим К. Леви-Строис, французский учёный-культуролог, отмечает, что «,.,каждому народу свойственна своя культурная традиция, как в материальном, так и в духовном плане, национальная традиция создается национальными общностями, объединёнными общим языком, территорией, экономикой, этническим самосознанием». (69, 38)

В философском словаре «традиция - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённые обществах в течение длительного времени. Традиция охватывает объекты социального ттаследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы. В качестве традиции выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.». Но и такое определение не полностью отражает содержание понятия. Традиция включает в себя опыт и знания, способы деятельности, формы сознания, особенности ценностного и мотивационного отношения к миру.

Психолого-педагогические условия духовно нравственного воспитания современных школьников на традициях народной культуры

Необходимым условием духовно-нравственного воспитания является взятие за основу национального образования гуманитарных дисциплин. В основе обновления учебных курсов и авторских программ сегодня лежит идея обобщения опыта отечественного образования, всего лучшего в национальном наследии и воспитание на этой основе всесторонне развитой личности, обладающей способностью целостного видения родной культуры, правильно ориентирующейся в ней и способной служить ей. Стимулирование национального компонента должно проводиться на всех уроках и во внеклассных (кружковых) мероприятиях, связанных с различными видами народного творчества. Это должно учитываться и при составлении учебных программ по всем предметам.

Изучение русского языка необходимо, на наш взгляд, строить не только через освоение синтаксиса, пунктуации и орфографии, но главным образом как приобщение к кладєію родной культуры. Язык - не только средство общения, но также определённый строй мысли, логика культуры, духовное наследие. Поэтому в его преподавании предполагается изучать происхождение и историю языка, понимание его роли в культуре. Умение чувствовать красоту родной речи, русского слова должно быть обретено учащимися.

Русская литература смогла выразить национальную идею, духовную направленность русской культуры. В ней нашли своё яркое отражение принципы соборности, диалогизма, представлены черты характера русского народа. В преподавании русской литературы следует искать пути соединения развития аналитико-логического мышления и душевно-чувственного миросозерцания. Целостное освоение наследия русской культуры - необходимое звено подготовки человека к полноценной, духовно и эмоционально богатой жизни. Знакомство с разнообразнейшими текстами древнерусской литературы дают возможность воспитать у детей понятия государственности, нравственности, основ семьи, образования и патриотизма. Ведь отличительными чертами древнерусской литературы являются: центральное изображение жизни русской земли; три единства: вера, отечество, народ; высокое понятие чести и достоинства; изображение не иллюзии жизни, а её сущности, смысла.

Должно измениться преподавание русской истории, в которой отражена долгая трудная борьба народа за независимое государство с самобытной куль турой. Как писал известный русский философ ИЛ.Илыш, «русский ребёнок должен . -. почувствовать и понять что он славянин, сын великого славянского племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю.,. Необходимо пробудить в ребёнке уверенность, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого научения мудрости и силы...»

В учебный план важно включить дисциплины, с помощью которых можно обучить русской словесности, русской философии, фольклору, основам православия. Подобные изменения в содержании образования позволят учащемуся строить свой уникальный жизненный образ на основе включенности в родную культуру, освоения русской духовной традиции и построения собственной системы нравственных координат.

Среди условий эффективного воспитания духовной культуры и духовных качеств учеников рассматривается и деятельность классного руководителя, педагогов-предметников, их умение обеспечить взаимодействие личности и коллектива, их творческий и инновационный подход к управлению процессом духовно-нравственного воспитания. Следует ещё раз подчеркнуть, что эффективность воспитательной работы в школьных коллективах (особенно в сфере духовного и национального воспитания) в значительной степени зависит от профессионального и духовного облика педагога, от его убеждённости и умения убеждать, способности духовно общаться с учениками и коллегами и от его нравственных качеств: самостоятельности и способности рисковать, компетентности, демократичности, гуманности, культурности, интеллигентности и др.

Опытный педагог всегда исходит из того, что хорошее настроение, бодрый эмоциональный тонус - часть духовно - нравственной культуры человека. Вот почему создание доброжелательной атмосферы в классе, школе, культ взаимоуважения и терпимости друг к другу, забота о хорошем самочувствии каждого члена коллектива становится важнейшим условием духовно нравственного воспитания школьников. Важным условием эффективности воспитания школьников является опора педагогов на результаты научного исследования в практике духовно-нравственного воспитания. Знание причин, условий, механизмов достижения определённых целей позволит педагогам своевременно находить наиболее эффективные способы подготовки школьников к жизни.

Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания или зла и разрушения.

Опытно-экспериментальное исследование влияния народной культуры на воспитание школьников

Из работ учащихся: «Мне нравится в школе всё: порядок и чистота, удобство и красота, огромное количество цветов в классах и в коридорах школы, да разве всё перечислишь...» (Белоусова Е.); «Я перешёл в Гремяченскую школу только в десятом классе. До этого мне пришлось сменить несколько школ. Причины описывать не стану. Сейчас я очень доволен и могу сказать только одно: именно здесь я почувствовал себя Человеком. Спасибо за всё.» (Крутиков И.); «Я перешла учиться в Гремяченскую среднюю школу в десятом классе из Охочевской средней школы. Поразило с первых дней необычное общение учителей с детьми. С одной стороны, ученики общаются с учителями на равных, но с другой стороны никто их ребят не забывает, что моложе учителя и есть определённые рамки, через которые культурные люди никогда не переступят». (Сергеева С); «В фойе школы на всю стену написан девиз: «Наша школа самая лучшая, потому что она НАША!», лучше я сказать не могу. В нашей школе каждый учитель и ученик является творческой личностью- Сначала мне было непривычно петь, плясать, шутить вместе с преподавателями, теперь я так привыкла к такому общению, что другого и не представляю-..» (Грибанова В.); «Мне очень нравится, когда коридор школы превращается в огромный зал, где умещается почти вся школа, мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, обсуждаем следующее грандиозное мероприятие. Тогда тепло и уютно всем, уютно даже тогда, когда идёт жаркий спор, когда все о чём-то болтают в один голос-. -» (Вострухина С); «Я не могу в двух словах охарактеризовать свою школу. Не знаю, что главнее - изобилие цветов, диваны и кресла не в учительской, а в коридорах школы, телевизор, подвешенный в фойе для всех, необычно повешенные шторы или всё-таки тот факт, что никто из нашего класса после уроков не хочет уходить домой, я всё дольше могу сидеть в библиотеке, выискивая нужный мне материал. Про учителей ничего особенного сказать не могу, просто в нашей школе учитель - ЧЕЛОВЕК». (Иванни-кова R)

С целью выявления родительской оценки результатов духовно-нравственного воспитания их детей, нами было предложено ответить на вопрос: какие изменения Вы наблюдаете в поведении, общении, мировоззрении детей при воспитании их средствами народной культуры?

Учитывая тот факт, что большинство учащихся школы из многодетных семей, нам не представило трудности провести опрос среди всех родителей учеников. Отвечая на вопросы анкеты, родители отмечают, что у детей появился неподдельный интерес к своим «корням», предкам, к своей стране (42%), Особый акцент родители делают на проявление трудолюбия у детей (64,4%). Родители замечают, что дети стали добрее и внимательнее (31%), они стали более спокойными, ласковыми (38%), ответственными (54%), уверенными в себе (28, 4%), у детей расширился кругозор (35,4%), они стали более общительными и любознательными (42,3%), изменился круг общения детей (28,6%), Также отмечается пополнение словарного запаса детей (38%), применение в речи пословиц, поговорок, знание народных примет. Общение со сверстниками и взрослыми происходит на более высоком культурном уровне (41,6%).

Некоторые выдержки из ответов родителей; «Воспитательная работа школы повлияла, прежде всего, на эмоциональное развитие моего ребёнка. Мой ребёнок стал общительным, чувствительным, ласковым. Воспитание средствами народной культуры привело к тесному контакту детей с родителями, родителей с учителями»; «...Расширился кругозор моего ребёнка. Поведение его стало более осмысленным, он не поддаётся влиянию детей с негативным поведением»; «Моя дочь очень много времени проводит в школе, занимаясь в кружках рукоделия и фольклора. Нам, родителям, в настоящей жизни очень сложно уделять достаточное количество времени для общения с детьми и организовать досуг ребёнка. Но сейчас я знаю, что моя дочь занимается с хорошими учителями и познаёт много важного для своей будущей жизни»; «...Разговаривая с сыном по вечерам, я понимаю, что сам многое не доучил, не дослушал в школьные годы. А теперь получаю информацию, как это ни странно, от своих детей, С большим интересом сын рассказывает о поделках, которые они готовят с руководителем кружка на праздник своей маме. А на столах, тумбочках в нашем доме появились всяческие салфетки, вазочки, игрушки, сделанные руками моей дочери»; «. ..Раньше мои дети с большим удовольствием проводили время у телевизора, просматривая боевики- Теперь же и сын, и дочери вечерами на репетициях, а мы с нетерпением ждём очередного концерта с их участием»; «.. .Катя -за последние три года очень выросла в моих глазах. Теперь я могу доверить ей любую работу по дому, знаю, что выполнит она её добросовестно»; «Занятия в школьных кружках нисколько не мешают моим детям хорошо учиться. Напротив, куда-то подевалась их рассеянность и неорганизованность. Они успевают и сделать уроки, и дома помочь, и сбегать в школу пообщаться с товарищами»; «Сын стал лучше учиться, но главное - у него появился интерес к учёбе, особенно к таким предметам, как история и краеведение. Домашняя библиотека пополняется книгами исключительно исторического характера».

Похожие диссертации на Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры