Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций Наранова Лариса Викторовна

Становление экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций
<
Становление экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций Становление экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций Становление экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций Становление экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций Становление экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций Становление экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций Становление экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций Становление экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций Становление экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Наранова Лариса Викторовна. Становление экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Чита, 2004 198 c. РГБ ОД, 61:04-13/1200

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА В КОНТЕКСТЕ БУРЯТСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ 13

1.1. Экологическая культура школьника в контексте бурятских национальных традиций как предмет педагогического анализа 13

1.2. Старший школьник - субъект становления экологической культуры 34

1.3. Состояние проблемы педагогического обеспечения становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций 60

Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В СТАНОВЛЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА В КОНТЕКСТЕ БУРЯТСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ 82

2.1. Реализация модели становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций 83

2.2. Обогащение содержания, методов и форм образования экологическим потенциалом бурятских национальных традиций 99

2.3. Эффективность опытно-экспериментальной работы 123

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 147

ПРИЛОЖЕНИЯ 173

Введение к работе

В новой социокультурной ситуации развития российского общества, в условиях необходимости преодоления социально-экономического и духовного кризиса, актуализируются проблемы образования человека, связанные с поиском культурологических основ его становления. В этой связи особое значение приобретает экологическое образование, направленное на становление человека культуры, экологическая составляющая которого должна стать основой его ценностно-смыслового самоопределения.

В «Концепции модернизации российского образования на период до г 2010 года» делается акцент на приобщение обучающихся к ценностям культуры через обновление содержания образования. Это выдвигает задачу дальнейшей разработки базовых элементов экологического образования, в котором особую актуальность приобретают философские идеи единства мира и человека как органичной связи биосферы и космоса (Б.И. Вернадский), понимания человека, его места и роли во Вселенной (Н.А. Бердяев), осмысления личной ответственности за свое окружение (Ж-П. Сартр), понимания диалога традиций во взаимодействии общества и природы (Г.Н. Волков).

В эпоху глобализации общества насущными становятся идеи сближения и взаимопроникновения культур западной и восточной цивилизаций, идеи уникальности и самобытности каждого народа - русского, бурятского и других. Спецификой бурятской национальной культуры, способствующей становлению экологической культуры человека, являются традиции особого отношения к природе как к ценности, понимание мира как целостного и синкретичного явления, признание активности человека в преобразовании своего внутреннего мира в соответствии с миром природы. В этой связи становление экологической культуры школьника, ориентированное на этнокультурные традиции, приобретает особое значение и становится предметом изучения педагогической науки.

Данная проблема исследуется многими авторами: аспекты понимания сущности экологической культуры как развития гуманистического, глобаль-ного миропонимания, построения новой аксиологический картины мира -А.А. Вербицкий, С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Н. Пономарева, Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина; становление экологической культуры школьника, основанное на идеях опережающего образования, рассмотрено в работах А.Д. Урсул, Г.П. Сикорской; проблемы ноосферного образования раскрыты в исследованиях Н.В. Масловой, Г.П. Сикорской.

Проблема становления экологической культуры школьника рассматривается в исследованиях основ непрерывного экологического образования

И.Д. Зверевым, И.Т. Суравегиной, Н.М. Мамедовым, системного подхода в [jg w экологическом образовании Г.Н. Каропой, В.А. Кобылянским, Ю.А. Либеро вым, вопросов базового экологического образования в школе А.С. Алексеевым, педагогических аспектов становления экологической культуры учителя С.Н. Глазачевым, Е.И. Ефимовой, диалектического способа познания в экологическом образовании B.C. Нургалеевым, А.А. Поляруш.

Осмыслению важности содержания образования в процессе становления экологической культуры школьника способствуют общетеоретические разработки В.В. Краевского, И.Я. Лернера, B.C. Леднева, М.Н. Скаткина, B.C. КА Шубинского, научно-теоретические положения о содержании экологического образования работы А.А. Вербицкого, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Н.М. Мамедова, И.Н. Пономаревой, И.Т. Суравегиной, Н.М. Черновой. Пониманию значимости внедрения этнических традиций в содержание образования способствуют выводы о представленности национально-региональных вопросов в содержании образования Д.М. Бурхинова, Д.А. Данилова, С.Д. Намсараева, об этнопедагогических аспектах содержания образования Л.С. Васильевой, Г.Н. Волкова, Т.Д. Замбаловой, Г.Е. Манзанова, З.П. Морохое-,. вой, Ж.Т. Тумунова, о регионализации содержания экологического образования В.П. Горлачева, Н.Ж. Дагбаевой, Е.А. Игумновой, Р.А. Махабадаровой.

Таким образом, в науке созданы теоретические предпосылки исследования обозначенной проблемы. Однако анализ научной литературы и изучение опыта образовательной практики в школе свидетельствуют о наличии противоречий между:

- пониманием необходимости обращения к ценностным основаниям народной культуры в процессе становления экологической культуры школьника и нереализованным потенциалом в образовательном процессе школы;

- потребностью в теоретическом изучении процесса становления экологической культуры старшего школьника и недостаточностью научных знаний об особенностях ее становления в этом возрасте;

- необходимостью становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций и неразработанностью педагогических условий, обеспечивающих данный процесс;

необходимостью построения целостной модели становления экологической культуры старшего школьника в контексте традиций бурятского народа и мозаичным характером школьного экологического образования.

Данные противоречия актуализируют проблему поиска педагогических условий, способов и средств, обеспечивающих становление экологической культуры школьника, основанное на национальных традициях. И хотя в науке накоплены значительные знания и созданы определенные предпосылки, необходимые для решения указанной проблемы, аспект рассмотрения становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций не являлся предметом специального изучения. В этой связи актуальность, теоретическая и практическая значимость и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Становление экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций».

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: педагогические условия становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций.

Цель исследования: выявить, обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем эффективность педагогических условий становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций.

Гипотеза исследования: становление экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций будет осуществляться эффективно, если в учебно-воспитательном процессе школы будут реализованы следующие условия:

- разработана и реализована модель становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций, предусматривающая целостность и взаимосвязь компонентов учебно- воспитательного процесса (целевой, содержательный, процессуальный и результативный), направленного на актуализацию знаний из области экологии и формирование отношения к природе как универсальной ценности;

- обогащены содержание, методы и формы учебно-воспитательного процесса экологическим потенциалом бурятских национальных традиций, характеризующихся: идеями абсолютной ценности природы; отношением к природе по принципу «Я в природе»; природосообразностью уклада жизни бурят; идеями этнопедагогического воспитания, обеспечивающими гармонизацию деятельности старших школьников с природой;

- «присвоение» старшим школьником бурятских национальных традиций, обогащающее и преобразующее субъектный опыт отношения к природе и тем самым влияющее на повышение уровня его экологической культуры.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

ш

1. Исследовать теоретические предпосылки становления экологиче- ской культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций и выделить основные идеи и принципы бурятских национальных традиций, обогащающих субъектный опыт ценностного отношения старшего школьника к природе.

2. Определить компоненты экологической культуры старшего школьника как субъекта её становления и разработать критериальные характеристики экологической культуры старшеклассника.

3. Разработать и реализовать модель становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций.

4. Обогатить содержание, методы и формы образования экологиче- ским потенциалом бурятских национальных традиций.

5. Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность выявленных педагогических условий становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций.

Теоретико-методологическими основами исследования явились гуманистические идеи русского космизма, русской религиозной философии, буддийской философии, идеи экзистенциальной философии; методологические подходы, включающие аксиологический, деятельностный, системный и синергетический. Особое значение для методологического обоснования проблемы исследования имеют педагогические принципы: принцип природо-сообразности, принцип культуросообразности, принцип системности. В качестве теоретических оснований исследования выделены научные основы моделирования (М. Вартофский, Б.А. Глинский, В.А. Штофф), педагогического моделирования (В.В. Краевский, Е.В. Романов, И.Г. Фомичева). Психолого-педагогическими основами изучения старшего школьного возраста явились исследования А.С. Белкина, Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Е.И. Исаева, И.С. Кон, Б.Т. Лихачева, Ф. Райе, В.И. Слободчикова, Д.И. Фельдштейна. Теоретическими источниками для выявления особенностей экологической культуры старшего школьника, отражающих закономерности процессов развития и саморазвития явились работы А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, Д.И. Фельдштейна и других ученых, процессов социализации и интеграции школьника - исследования А.В. Мудрика, Н.Д. Никандрова, А.А. Реана, М.И. Шиловой, процессов субъектификации и стереотипизации отношения к природе - исследования С.Д. Дерябо, А.Д. Карнышева, В.Г. Крысько, В.А. Ясвина.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, этнографической, программно-методической литературы, нормативно-правовых документов; изучение и обобщение педагогического опыта учителей по проблеме исследования; моделирование становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций и его опытно-экспериментальное апробирование; диагностические методы, беседа, анкетирование, опрос, анализ продуктов творческой деятельности старших школьников, анализ программ интегрированных курсов; качественный и количественный анализ результатов деятельности.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа -с 1992 по 2003 годы. На первом этапе (1992 - 1998 гг.) происходило накопление эмпирического материала, изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая, этнографическая литература по проблеме исследования во время работы соискателя учителем биологии и экологии; осуществлялся констатирующий этап исследования. На втором этапе (1998 - 2000 гг.) уточнялся понятийный аппарат исследования, разрабатывалась и проверялась в ходе опытно-экспериментальной работы гипотеза исследования относительно эффективности становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций. На третьем этапе (2001 — 2003 гг.) проводились систематизация и теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, анализ реализации разработанных

педагогических условий, формулирование выводов и оформление материалов

IA диссертационного исследования.

Г

Базой исследования явилась Агинская средняя школа № 4, где автор

диссертации работал учителем биологии и экологии, заместителем директора по научно-методической работе. Также опытно-экспериментальная работа под руководством автора диссертации осуществлялась в Угданской средней школе.

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими идеями и теоретическими положениями, применением взаимодополняющих исследовательских методов и методик, адекватных предмету и задачам исследования; подтверждаются данными опытно-экспериментальной работы, свидетельствующими о повышении уровня становления экологической культуры в контексте бурятских национальных традиций старшеклассников.

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные теоретические положения и опытно-экспериментальная работа исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики, кафедры экологии и экологического образования Забайкальского государственного педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, на конференциях «Экологическое образование на Востоке России» (Благовещенск, 1997), «Проблемы непрерывного экологического образования» (Чита, 1998), «Совершенствование естественнонаучного образования в образовательных учреждениях на современном этапе» (Улан-Удэ, 1999), «Экологическая культура современного общества» (Чита, 2000), «Экология и жизнь» (Пенза, 2002), «Образование в условиях модернизации: проблемы, направления и перспективы» (Чита, 2003).

Результаты исследования внедрены в практику средней школы № 4 п. Агинское, Угданской средней школы Читинской области. Основные результа 10

ты исследования заложены в содержание лекций и семинаров для педагогов школ, а также в основу учебной программы для студентов. Научная новизна исследования:

1. Раскрыта педагогическая сущность становления экологической культуры школьника и обоснована педагогическая целесообразность и возможность становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций.

2. Выделены основные идеи и принципы бурятских национальных традиций, обогащающие субъектный опыт старшего школьника:

природосообразность уклада жизни бурят (сакрализация Земли; Земля как космическое начало жизни; особенности традиционного хозяйствования бурят; абсолютный запрет на загрязнение экосистем; традиционное жилище бурят - юрта и т.д.);

идеи абсолютной ценности природы, отношение к природе по принципу «Я в природе» (анализ места личности в системе «человек и природа»; правило ахимсы, объясняющее не причинение зла живому; традиции поклонения и освящения местности и т.д.);

идеи этнопедагогического воспитания в бурятской культуре (идеи эстетического воспитания, отражающие восприятие и осмысление окружающей действительности; тендерный подход в воспитании и т.д.).

3. Определены компоненты экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций (общекультурный, этнокультурный и личностный), разработаны признаки и показатели уровня ее сформированности.

4. Доказано эффективное влияние на становление экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских народных традиций таких условий, как: реализация модели становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций; обога 11

щение содержания, методов и форм образования экологическим потенциалом

v бурятских национальных традиций;

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно

дополняет национально-культурный компонент экологического образования и открывает возможность дальнейшего исследования проблемы становления экологической культуры школьника в контексте ценностей народных традиций.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в образовательном процессе школы. Разработана программа элективного курса «Я и мир народной культуры» для старшей ступени общеобразовательной школы. Разработанные критерии, показатели и уровни становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций могут быть использованы при изучении уровня становления экологической культуры школьника. В целом материалы исследования могут быть использованы в процессе подготовки и переподготовки педагогических кадров.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Становление экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций обусловлено обогащением его

субъектного опыта этнокультурными традициями по отношению к природе, процессами его развития и саморазвития, социализации и интеграции, субъектификации и стереотипизации отношения к природе.

2. Становление экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций определяется развитием общекультурного, этнокультурного и личностного компонентов, характеризующихся проявлениями - знания в области экологии, активной экологической деятельностью, ценностным отношением к природе.

3. Модель становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций и ее реализация при условии целостности и взаимосвязи компонентов учебно-воспитательного процесса (целевой, содержательный, процессуальный и результативный) актуализирует знания из области экологии и формирует отношение к природе как универсальной ценности.

4. Обогащение содержания, методов и форм образования экологическим потенциалом бурятских национальных традиций обеспечивается внедрением элективного курса «Я и мир народной культуры», интегративного курса «Биология и экология», использованием проектной и исследовательской технологий, метода «погружения в природу», организацией деятельности старшего школьника в реальной природной среде, что позволяет активизировать деятельность старшего школьника и гармонизировать его отношения с

™ природой.

5. Реализация в учебно-воспитательном процессе школы модели становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций, обогащение содержания, методов и форм образования экологическим потенциалом бурятских национальных традиций обеспечивают «присвоение» старшим школьником бурятских национальных традиций, обогащают и преобразуют субъектный опыт отношения к природе и тем самым влияют на повышение уровня его экологической культуры.

S

j Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, за ключения, списка использованной литературы, приложений.

Экологическая культура школьника в контексте бурятских национальных традиций как предмет педагогического анализа

Целью настоящего параграфа является теоретический анализ понятия экологическая культура школьника; обоснование методологического значения философских, психологических и педагогических подходов в определении сущности экологической культуры школьника, процесса становления экологической культуры школьника в контексте бурятских национальных традиций; анализ и выявление основных идей, принципов бурятских национальных традиций, способствующих становлению экологической культуры школьника.

Ухудшение состояния окружающей среды является следствием технократического развития общества. Глубинная причина, как показывают исследования философов, педагогов, футурологов, заключается в утрате человеком f культурных основ и ценностей. Философский анализ экологических проблем позволяет выявить сущностные предпосылки проблем экологии, лежащие не вне человека, а в нём самом, не в среде обитания, а в дисгармонии во взаимоотношениях природы и общества. Поэтому в настоящее время экологическое образование должно быть направлено на понимание сущности экологической культуры, как построения новой аксиологической картины мира человека (И.Н. Пономарева), одним из важных условий которого может быть обращение к многовековым этнокультурным традициям отношения к природе как ценности.

Исходя из задач нашего исследования, для определения сущности ста новления экологической культуры школьника проанализируем понятия «культура», «экология», «экологический (-ая, -ое)», «становление».

Следует отметить, что вопрос определения понятия «культура» предельно сложный, который может стать предметом отдельного исследования. Понятие «культура» являясь общенаучной категорией, имеет свою историю и отражает достаточно сложную реальность и несет много смысловых оттенков. Анализ определений «культура» (М.М. Бахтин, Е.В. Бондаревская, В.Е. Давидович, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев и другие ученые) в рамках нашего исследо-щ вания позволил определить сущность культуры. Культура характеризует: качественное развитие человека, субъекта — активного носителя духовных и социальных норм общества; овладение человеком определенного уровня социального опыта; взаимосвязь культуры человека, социальной группы, всего общества; способ организации и развития человека, представленный в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Исходя из всего этого, культура человека в аспекте нашего исследования рассматривается как качество человека, характеризующее его отношение к природе, обществу и самому себе. Культура обусловлена субъектностью человека и характеризуется овладением им определенного уровня социального опыта, источником которого выступает взаимосвязь общекультурного группового (этнокультурного), личностного уровней культуры.

Понятие «экология» введено немецким зоологом Э. Гзккелем в 1860 г. Экология (гр. oikos - дом, родина) — наука о местообитании живых существ, их взаимоотношений с окружающей средой [69, с. 10]. Более широкое применение термина «экология» начинается с середины XX века в связи с необратимыми глобальными изменениями в природе. Н.Ф. Реймерс определяет «экологию» как науку — часть биологии, географии; как комплексную науку, изучающую экосистемные взаимоотношения со средой; как область знаний, исследующую совокупность предметов и явлений с точки зрения объекта, принимаемого за центральный в этой совокупности [211, с.300-302].

Спецификой экологии А.Ю. Либеров отмечает аспектный характер экологической науки, «это не столько изучение каких-либо объектов реальности (Что?), сколько способ познания, стиль мышления, общенаучный методологический подход (Как?)»; экология — наука «современной постнеклассической эпохи в развитии Культуры», которая через интеграцию знаний и ценностей проектирует «должное», приемлемое для человека будущее; экология — «ме-тапредмет» мировоззренческой направленности, основным содержанием которого является «способ познания» [162, с.36-37].

В контексте нашего исследования «экология» понимается в ее классическом значении как комплексная (био-, гео-, социо-, антропо-) экология -наука, изучающая взаимосвязи живых систем (организм - популяция — экосистема) с окружающим миром (природа — общество - человек), возможности их гармонизации и как метапредметное понимание сущности экологии, как способ познания.

Понятие «экологический (-ая, -ое)» объясняется как относящийся к природной среде, к среде обитания всего живого [196, с.907]. С.Н. Глазачев обосновывает введение понятия «экологический» с помощью метода работы над текстом, проанализировав массив определений «экология» от Э. Геккеля до Н.Н. Моисеева (около ста). Понятие «экологический» употребляется в значении целостный, не деструктивный, гармоничный и обозначает меру вписанности в универсум. Понятие «экологический» обогащается понятием «отношение» - целостное, гармоничное, субъект-субъектное, диалог, смысл, направленность и результативность взаимодействия с природой [65,66].

Состояние проблемы педагогического обеспечения становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций

Задачами данного параграфа является теоретический анализ состояния проблемы педагогического обеспечения становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций, на этой основе определение и обоснование педагогических условий, способствующих становлению экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций.

Теоретический анализ состояния проблемы педагогического обеспечения становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций включает: обоснование принципов по-строения образовательного процесса, способствующего становлению экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций; определение сущности экологического образования, анализ со-стояния экологического образования через рассмотрение целевого, содержа-тельного, процессуального и результативного компонентов образования.

Исследование состояния педагогического обеспечения проблемы становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций исходит из определения педагогических принципов построения образовательного процесса. Гуманистический и деятельно-стный подходы, определяющие сущность становления экологической культуры школьника, которое характеризуется субъектностью школьника и отношением к природе как ценности позволяют обосновать необходимость рассмотрения проблемы становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиции, исходя из принципа природосообразности. Аксиологический подход в выявлении сущности экологической культуры школьника, характеризующееся овладением им социальным опытом, определяет значимость принципа культуросообразности в построении образовательного процесса, способствующего становлению экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных. Системный и синергетический подходы, выявляющие аспект взаимосвязи обще- культурного, этнокультурного и личностного уровней культуры в становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных, соотносятся с принципом системности построения образова тельн Ри1Щйт?сйРйродосообразности или «естественный метод образования», по Я.А. Коменскому, заключается в том, что человек являясь частью природы, подчиняется ее универсальным законам. Это общие законы природы: законы окружающей среды, законы природы человека, законы природы воспитания. В этом мы находим единство позиций Я.А. Коменского с рус- ским космизмом, русской религиозной философией, с идеями воспитания человека, как части Природы и Вселенной в бурятской народной педагогике.

Так, например воспитание детей до 7 лет в бурятской семье соотносятся с идеями материнской школы Я.А. Коменского по «упражнению в нравах и добрых качествах»: умеренности во всем (в употреблении пищи, в одежде, во взаимоотношениях взрослого и ребенка и т.д.); опрятности во всем; почтительности к старшим; приучении к труду; терпении, в обуздании страсти [134, 210-211].

Идеи природосообразности развил К.Д. Ушинский — величайший русский педагог. В рассмотрении проблемы исследования мы основываемся на идеях К.Д. Ушинского о народности воспитания, об «особенной идее о воспитании, которая составилась у каждого народа» [252].

Значительный вклад в реализации идей природосообразной педагогики внесли теоретические работы и практическая деятельность Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова [75,76]. Дополняет и расширяет принцип природосообразности положения личностно-ориентированного образования, учитывающие аспекты развития природы ребенка, Е.В. Бондаревской [29, 30], В.В. Серикова [222], I И.С. Якиманской [288]. Непосредственное практикоориентированное осуществление принципа природосообразности предложены А.В. Хуторским [263, \ 264].

Современное воплощение идей принципа природосообразности обозна-ф чены в Законе РФ «Об образовании» (1996, 1997, 2000), в материалах Национальной Доктрины образования (2000), Концепции модернизации российского образования до 2010 г. (2002): уровневая дифференциация содержания образования; вариативность учебных планов, программ, учебников; построение индивидуальных образовательных траекторий т.д.

Реализация модели становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций

При реализации модели становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций на начальном этапе исследования был проведен опрос 52 учителей школы, цель которого было изучение реального состояния на практике проблемы становления экологической культуры школьника. Анализируя ответ на вопрос: «Какие Вы испытываете затруднения при определении и реализации условий становления экологической культуры школьника?», мы получили следующие результаты:

- 100 % учителей отметили трудности в определении понятия «экологическая культура школьника»;

- 100 % учителей - сложности при диагностировании становления эколо гической культуры школьника;

- 69,1 % учителей - сложности в обогащении содержания образования экологическими, региональными, национальными аспектами;

- 40,8 % учителей - особые затруднения в технологических аспектах образования (методы, формы, средства). i

Подводя итоги проведенного опроса учителей, мы пришли к выводу, что на практике существует необходимость в разработке методических рекомендаций по проблеме становления экологической культуры школьника в контексте бурятских национальных традиций: по выявлению сущности понятия «экологи- ческая культура школьника», по определению подходов и принципов, компонентов, векторов становления экологической культуры школьника, по разработке содержания образования, основывающегося на традициях бурятского народа, по проблеме диагностирования становления экологической культуры школьника.

Теоретический анализ проблемы становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций, а также названные проблемы в образовательной практике школы выявили несогласо- ванность компонентов образовательного процесса. Исходя из этого, важным аспектом реализации модели становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций является целостность и взаимосвязь компонентов педагогической системы.

Вариант взаимосвязи подходов, принципов, сущности, векторов и компонентов становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций и их реализация в образовательном процессе представлены в таблице 4.

Взаимосвязь подходов, принципов, сущности экологической культуры школьника, векторов и компонентов становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций определяется по доминирующему признаку по каждому аспекту. Так, системный и синергетический подходы, принцип системности обосновывали аспект экологической культуры школьника, характеризующийся взаимосвязью общекультурного, этнокультурного и личностного уровней культуры; определили вектор «развитие-саморазвитие», как основополагающее направление становления и развития человека в целом; определили общекультурный компонент становления экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций, как базовый компонент становления экологической культуры школьника. В образовательной практике школы взаимосвязь системного, синергетического подходов, принципа системности, аспекта становления экологической культуры школьника как взаимосвязи общекультурного, этнокультурного и личностного уровней культуры, вектора становления экологиче- ской культуры школьника «развитие-саморазвитие» и общекультурного компонента становления экологической культуры школьника реализуется через педагогическую систему, включающую компоненты целевой, содержательный, процессуальный и результативный.

Аксиологический подход и принцип культуросообразности обосновывали аспект экологической культуры школьника как важной составляющей общей культуры человека, который характеризуется овладением социальным опытом.

Похожие диссертации на Становление экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций