Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи Хасанали Мирзабеки Шабанали

Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи
<
Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хасанали Мирзабеки Шабанали. Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Хасанали Мирзабеки Шабанали; [Место защиты: Институт педагогических наук].- Душанбе, 2010.- 161 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы социально-педагогического анализа традиций обучения и воспитания в иранской семье

1. Социокультурная и этнопедагогическая система семейного воспитания 13-26

2. Из истории семейных традиций обучения и воспитания в Иране 26-52

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. Особенности традиций воспитания детей в современной иранской семье

1. Особенности традиций образования и воспитания в контексте современных проблем семейного воспитания 53-72

2. Духовно-нравственные ценности как фактор семейного воспитания в современном социокультурном пространстве Ирана 72

3.Современные тенденции трансформации этнопедагогическои системы воспитания детей в иранской семье 94-137

Выводы по второй главе

Заключение 138-145

Библиография 146-161

Введение к работе

Иран - страна с очень древней историей и великой культурой, которая ещё три тысячи лет тому назад считалась одним из важнейших центров цивилизации, внесшим большой вклад в развитие научной мысли и культуры человечества.

Семья в Иране изначально имела ярко выраженную педагогическую направленность, что было тесно связано с процессом культурного формирования личности.

Современная иранская семья существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций, что очень важно для нашего исследования Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий изменялись, стали все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанностью друг к другу, ибо для большинства числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. И это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет её.

Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребёнок, подросток, юноша.

Исследования показывают, что сегодня традиции семейного воспитания, столетиями жившие в народной культуре, практически утрачены. Представляется, что возрождение этих традиций в современных условиях не только имеет значение для укрепления семьи, её динамического развития и семейной подготовки, но и может способствовать профилактике негативных явлений среди детей и подростков, формированию их как личностей, укреплению семейных ценностей. Решение этой проблемы возможно только усилиями всего общества с помощью соответствующих государственных структур. Для возрождения традиций семейного воспитания необходима не только минимальная педагогическая подготовка, но ещё в большей степени — образование самих родителей, предполагающий набор знаний об особенностях функционирования детского организма и возможностях использования средств воспитательной культуры с целью рационального воздействия на него. Если у родителей не сформировался определенный минимум педагогической образованности во время обучения в школе и вузе, если они не занимались в этом аспекте самообразованием, тогда специалистам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях и в школах, следовало бы оказать им помощь.

Глубокие противоречия между объективной и субъективной потребностью семьи по трансформации традиций обучения и воспитания обусловили целесообразность осуществления комплексного теоретико-эмпирического исследования, цель которого - раскрыть современные проблемы семейного образования и воспитания в иранской семье.

Противоречия социального, педагогического характера, отсутствие новейших исследований, направленных на изучение традиции обучения и воспитания и выявлений современных проблем иранской семьи, свидетельствуют об актуальности данной работы. Таким образом, теоретическая и практическая значимость названной проблемы, отсутствие исследований, способствующих повышению эффективности использования традиций семейного образования и воспитания в современных условиях, определило тему диссертационной работы.

Степень научной разработки проблемы

Анализ трудов крупнейших педагогов, посвятивших свои исследования проблемам семейного воспитания, свидетельствуют о том, что они, безусловно, опирались на знания народной педагогики. Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.

Анализ педагогических идей великих просветителей - учёных, поэтов, педагогов убеждает, что гуманистические народные идеи воспитания широко отражены в их трактатах о воспитании человека. В книге Авиценны «Ва тадбири манзел», в разделе «Обучение и воспитание детей», приведено много примеров из практики семейного воспитания; в «Памятниках минувших поколений» Бируни речь идёт о традициях разных народов; в «Большой книге музыки» аль-Фараби приводит примеры из народной музыки; в «Книге просветления» и «Книге счастья» Носири Хусрав прославляет труд простых людей; творчество Абуабдулло Рудаки полностью перекликается с народным поэтическим творчеством.

Педагогические воззрения классиков таджикско-персидской литературы получили освещение в исследованиях Лутфуллоева М., Арипова М., Рахимзода X., Рахимова Б., Кадырова К.Б., Каримовой И.Х.ДІІарифзода Ф., а отдельные вопросы, педагогические и культурные традиции и обычаи, отражены в работах Сулаймони С, Нурова М., Маджидовой Б., Юлдашевой М.Р. и других таджикских ученых.

Проблемы семейного воспитания рассматривали Ю.П. Азаров, А.Ю. Гранкин, О.Л. Зверева, О.Д. Кавашкина, А.Г. Ковалёв, В.Т. Лисовский, Т.Б. Савина, А.Г. Харчев и др. Отдельные аспекты социокультурных и духовных трансформаций личности исследовали российские культурологи, социологи, философы, психологи - М.Ю. Арутюнян, А.И. Антонов, В.И. Добреньков, О.М. Здравомыслова, Н.И. Лапин, Г.И. Осадчая, М.Ю. Попов, Е.Н. Селезнёва, В.А. Тишков, Л.Б. Шнейдер и др. Этнокультурные проблемы воспитания подрастающего поколения успешно решали И.А. Арабов, Г.Н. Волков, A.M. Магомедов, Ш.А. Мирзоев, О.Д. Мукаева, Т.Г. Саидов, СБ. Узденова, З.Б. Цаллагова, В.Н. Цатуров, З.Я. Якубов и др. Этнопедагогические аспекты семейного воспитания разработаны

Дагестанскими учёными, и они разрабатывались в исследованиях Б.Ш.

Алиевой, Г.О. Бабаева, М.И. Гаджиевой, С.Ш. Гаджиевой, Р.С. Исрафилова, З.М. Магомедовой, P.M. Пашаевой и др.

Можно назвать ещё ряд интересных исследований важнейших проблем семейной педагогики. Среди них заслуживает внимания работа иранских учёных (Али Асгари Ахмади, Бехпажух, Шукухи Набовинажод, Богири Санои, Симин Хусейниян, Гулямалии Афруз, Тураджи Муроди, Надир Фатхи,Бахман Хурризадганджкар, Мухаммадризо Шарафи, Мевьрангези Кор и

ДР-)-

Особый интерес представляет ряд трудов и диссертационных работ Миртурсунова 3., Хусанходжаева И., Сабирова М., Ганиева А., Фаттаева М., Орифи М., Джалилова Дж., Назарова А.Х., Ашуралиева М., Ходжаева Ф., которые являются первой попыткой систематизировать мысли видных мусульманских философов, педагогов, писателей о семейном воспитании на уровне диссертационного исследования.

Плодотворными, отвечающими духу, концепции современной гуманистической школы, являются педагогические исследования, посвященные воспитанию подрастающего поколения на традициях, опыте старших поколений, так или иначе затрагивающих вопросы использования и религиозно-культурологических традиций Юнусова В.Н., Нигматова З.Г., Ханбикова Л.Й., Гатилова А.Ш., Камалова Т.Р., Хайрутдинова А.Г.

Однако сопоставление актуальности исследования и степени её научно-педагогической разработанности позволяет выявить ряд противоречий: между отсутствием социально - педагогически обоснованных концепций, задающих адекватное исследование современных тенденций и перспектив; эволюции традиций семейного воспитания детей; запросами образовательной практики в решении задач преобразования современного иранского общества, институтов семьи и воспитания; между этнокультурными факторами семейного воспитания детей; — направленностью на этнопедагогические традиции ради сохранения национальной идентичности и созданием необходимых условий для вхождения каждого ребёнка в мировое культурно-образовательное пространство в условиях глобализации мировых процессов.

Все сказанное позволяет дать следующую формулировку проблемы: каковы тенденции развития и условия использования семейной традиции образования и воспитания в современной иранской семье?

Объективная оценка, понимание истинной ценности воспитательного потенциала народной традиции и Ислама потребовали проведения анализа и синтеза педагогических знаний, накопленных к настоящему времени в педагогической науке по данному вопросу.

Цель исследования: раскрыть особенности семейной традиций образования и воспитания детей, выявить педагогические условия семейного воспитания в Иране.

Объект исследования: этнопедагогические традиции семейного образования и воспитания детей иранской семьи.

Предмет исследования: факторы и механизмы этнопедагогических традиций воспитания детей в иранской семье, обусловленные социально-экономическими условиями страны.

Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что можно будет оказывать педагогическое воздействие на процесс трансформации этнопедагогических традиций образования и воспитания детей в семье более значимо, если будут: а) учтены изменения социально-экономической базы и политических реформ в стране, которые обусловили объективные предпосылки трансформации духовной сферы жизни общества; б) учтены изменения приобретений и развитие новых тенденций семейного воспитания детей в условиях глобализации и интеграции мирового сообщества; в) выявлена сущность современной семьи как социокультурной и этнопедагогической системы; г) определены качественные периоды, содержание и тенденции этих трансформаций с учётом взаимосвязи и взаимовлияния этнопедагогики системы образования;

Задачи исследования: раскрыть сущность семьи как социокультурной и этнопедагогической системы, и охарактеризовать специфику семейных традиций образования и воспитания детей; проанализировать основные аспекты этнопедагогики иранских народов с точки зрения новых идейно - теоретических парадигм развития общества: ориентация на общечеловеческие ценности, демократизацию и гуманизацию общественных институтов; выявить педагогико-психологические факторы, влияющие на совершенствование семейного воспитания в современных условиях; разработать новые подходы в реализации традиций семейного воспитания в современной иранской семье.

Ведущие идеи исследования. Изучение и теоретический анализ педагогико-психологической и социологической литературы: анализ продуктов деятельности традиционных и современных семей. Значительное место в исследовании занимает анализ собственного педагогического опыта и работа с родителями и семьями.

Методологической базой исследования является положение диалектики общего, особенного и единичного, основополагающие идеи философии и социологии образования, культурологические и этнологические знания.

Были выделены следующие подходы: системный, позволяющий рассматривать этнорегиональную образовательную систему как целостное социокультурное и педагогическое явление; аксиологический подход, направленный на понимание образования как государственно-общественной, этнорегиональной личностной ценности; культурологический, выделяющий этнокультурные ценности образования, раскрывающий социокультурную основу развития образовательной системы; сравнительно-педагогический, обеспечивший всесторонний анализ процесса трансформации этнокультурных традиций воспитания в семье.

Методы исследования

Теоретический анализ литературных источников позволил рассмотреть отдельные направления традиций семейного воспитания, увидеть общие и частные закономерности тенденции развития, определить основные направления научного поиска.

Сравнительно-исторический анализ был использован при сравнении и изучении традиций семейного образования и воспитания в различные периоды и позволил выявить основные тенденции эволюции семейного образования и воспитания.

Беседы, интервьюирование, анкетирование и другие опросные методы, в том числе диагностический метод по разработанным автором анкетам;

Исследование проводилось тремя этапами.

На первом этапе (2003-2005 гг.) уточнялась тема, цель и предмет, выдвигались задачи и гипотеза исследования; разрабатывалась методика проведения экспериментальных работ, диагностические материалы по проблеме исследования; проводилась диагностика практического использования в иранских семьях этнопедагогических традиций образования и воспитания детей и выявление типичных форм традиций этнокультурного воспитания детей.

На втором этапе (2006-2007 гг.) осуществлялся теоретический анализ философской, психолого-педагогической и культурологической литературы, выделялся объект исследования, составлялся план первоначального социально-педагогического и этнокультурного обследования семейных традиций воспитания детей. Разрабатывался понятийно-терминологический и категориальный аппарат исследования.

На третьем этапе (2008-2009гс\) на основе исследования двух глав проводилась систематизация и обобщение результатов, вырабатывались практические рекомендации по итогам исследования.

Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась с родителями и учителями общеобразовательных школ городов Тегерана, Кашана и Шираза. Выборочные аспекты эксперимента осуществлялись в других регионах Ирана.

Научная новизна: сделаны новые выводы в результате проведённого научно-педагогического анализа и систематизации современных этнопедагогических аспектов теории семейного образования и воспитания детей на традициях; раскрыта специфика современного института иранской семьи как этнопедагогической системы и источника этнокультурной устойчивости духовной жизни общества.

Теоретическая значимость: выделены и обоснованы параметры и критерии социально-педагогического анализа традиций семейного образования и воспитания детей; результаты исследования позволили адекватно выявить динамику и тенденции традиций образования и воспитания детей в семье; представлена достоверная панорама отношения детей к традициям и к инновациям семейного образования и воспитания детей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что изучение традиций семейного воспитания, их тенденций и перспектив развития может быть использовано при построении продуктивной модели современной семьи.

Диссертация имеет прикладное научно - практическое значение, которое состоит в том, что: включает в себя значительный материал, который может быть использован в процессе образования родителей, а также в совершенствовании курсов педагогики и психологии для родителей; даёт обширный материал педагогам, психологам и социальным работникам, консультантам в изучении проблем, связанных с особенностями обучения родителей по воспитанию и образованию детей на семейных традициях иранского народа.

Материалы диссертации можно включать в качестве составной части курсов «Семейная педагогика», «Андрагогика», «Специальная педагогика», «Семейная психология», при разработке спецкурса «Традиция обучения и воспитания в иранской семье».

На защиту выносятся следующие положения:

1.Семья как социокультурная и этнопедагогическая система, подвергаемая происходящими в стране и обществе социально- экономическими, политическими радикальными изменениями, преобразуется, и вместе с тем трансформируется как структура семьи, так и реализация её основных социообразующих функций.

2.Разрушение национальных устоев и традиционных духовных взаимосвязей и взаимоотношений в обществе обусловило этнокультурные ценности и привело к модернизации этнопедагогических традиций воспитания детей в семье, с одной стороны, а, с другой, - к усилению возрождённых старых традиций под духовно-религиозным влиянием.

3.Семейные традиции обучения и воспитания иранцев рассматриваются в их органической связи с исламскими ценностями, раскрывается позитивная роль религии в духовно - нравственном становлении личности.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивалось использованием комплексных методов, адекватных объекту и предмету исследования, его задачей, подбором эмпирических материалов, необходимых и достаточных для качественной характеристики исследовательских процессов и явлений, что подтверждается анализом полученных результатов.

Она подтверждается многолетней опытной работой диссертанта над педагогической проблемой, проводимой в семейных кругах Ирана.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования проводились путём выступления автора на семинарах, конференциях, круглых столах и представлением мастер-классов.

Опубликованы монография, книги и статьи в центральных научных журналах, в вузовских и академических изданиях. Существенным фактором апробации результатов исследования стала экспертная оценка и общественные обсуждения монографии автора, выпущенной Таджикским государственным педагогическим университетом им.С.Айни: «Традиции воспитания и образования в иранской семье» — Душанбе:Ирфон,2007.-130 с».

По материалам исследования опубликовано более 25 научных работ.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Социокультурная и этнопедагогическая система семейного воспитания

У первобытных Ариев Бактрианы семейство является весьма уважаемым, а весьма могущественные связи его составляют основание общественной организации. Супружество символизирует соединение двух рук и которому предшествует сговор. Супруг в присутствии жреца, всё равно, будет ли это обособленный жрец или глава семейства, или же вождь племени, исполняющий обязанность жреца, супруг берёт правую руку своей жены в свою правую и произносит известные священные формулы; жена похищалась. Отец невесты предлагал своему зятю корову, которая сначала предназначалась для брачного пира, а позже посылалась в дом мужа; это -приданное. Раз приведённая к очагу своего мужа, супруга у первобытных арийцев пользовалась уважением и вниманием, свойственным той, через которую должны были продолжаться поколения. Они имели одну жену, ибо полигамия считалась пороком падения, который мог войти в Иран и в некоторые другие страны от соприкосновения с неиспорченной цивилизацией; но, вообще, потомки иафета, из всех других людей, вернее сохранили наставление, которое должно было ожить с Евангелием: положение женщины также было у них выше и уважаемое, чем у других племён. Она, без сомнения, подчинялась в своём доме власти мужа, но эта власть смягчалась взаимной любовью и почтением, с одной стороны и покровительством, с другой. Под счастливым влиянием этих чувств совершалось рождение дитяти, того «которое даёт радость», «которое увеличивает счастье», «которое прогоняет печаль», как называют его древнейшие гимны Индии. Эта нежность переходит от сына к дочери: последняя также названа индейцами «Та, которая радует» Во времени правления Ахеменидов и окончанием периода правления Сасанидов, этот период охватывает примерно пять с половиной веков до нашей эры и первой половины VII века н.э. Период правления Ахеменидов с точки зрения централизации политического управления, осуществления единства нации, развития экономики, промышленности, рынка, сельского, хозяйства, иранской культуры и создания истинно Иранских ценностей, является золотым веком в истории Иранского государства и его гордостью. Что касается периода правления Сасанидов, то оно отличается ярким расцветом национальной культуры, музыки и искусства и созданием истинно иранских шедевров. Ярким доказательством тому является соблюдение семейных традиций Ирана, встреча народных праздников, опиряющихся на духовную культуру религии зороастризма. Что касается общественного семейного строя Древнего Ирана и его социальных прослоек, следует отметить, что в Древнем Иране преобладало верховодство главы племени над другими его членами. Социальные прослойки иранского общества состояли из крупных дехкан, местных правителей, затем земледельцев, двухступенчатого правительства и наместников по жилищам. Все они имели непосредственное отношение к обучению и воспитанию, оказывали своё влияние на содержание образования и воспитания. Образование имело послойный характер. В школах учились только дети правящей прослойки приказчиков, аристократов и придворных [76, с.41]. В древнем Иране в семье дети были предметом гордости и мечтаний родителей. На них смотрели как на будущих руководителей, надеялись на то, что должность императора достанется именно их детям. В школах детей обучали правилам руководства и управления, детей учили говорить только правду. Обман, ложь считались позором. Любовь к правде и справедливости исходила от Бога Ахурамазды и соблюдение его постулатов дома и в школе было делом чести и достоинства [74, с. 123]. Семейное воспитание имело религиозное основу. Оно проводилось на основе учения Заратуштры учителем. В «Авесте» учитель упоминается как человек, обладающий высшим уровнем знаний, подлежащий всяческому уважению и признанию. Учение Заратуштры обязывало родителей ребёнка быть ответственным за его религиозное воспитание. Иранцы обучали своих детей искусству езды, стрельбы и говорить только правду [74, с.41]. Обучение и воспитание детей в иранской семье имели ещё и другие особенности: 1. Социальная и патриотическая направленность. Иранцы особое внимание уделяли воспитанию чувства патриотизма, любви к родине, матери. 2. Высоко ценили знания. Знание считалось величайшей ценностью древнеиранской славы. Вечность райской жизни виделась в знании: знание считалось подарком божества. 3. Воспитание ребёнка начиналось согласно закону семьи в храме огня Заратуштры. Дети должны были привыкнуть просыпаться до восхода солнца. С 7 до 15 лет учиться законам божьим. 4. Молодежь 17-и лет призывалась на военную службу. В армии солдат наряду с военным делом, учили как ненавидеть Ахримана, отказываться от всего плохого, обучали заботиться о своём физическом здоровье и здоровье духа. 5. В древнем Иране высокую культуру считали результатом развития высшего образования. Примером этому может служить Университет (Академия) Джунди Шопур, в котором воспитывались опытные военачальники, преподаватели, врачи, астрономы. Вопрос обучения и воспитания в Древнем Иране подробно рассмотрен в книге Хикмата Алиризо «Обучение и воспитание в Древнем Иране» [48]. Возраст и срок обучения Геродот по этому поводу писал: «Воспитание детей длится с 5 до 25 лет. За этот период их учат искусству езды на лошадях, стрельбе и др.» Первый младенческий иранский период воспитания длится до 16 лет. Страбон определяет этот период до 26 лет. Иранские аристократы, основываясь на определении Платона, с 14 лет сдают ребёнка учителям и воспитателям для достижения более высокого уровня воспитания.

Из истории семейных традиций обучения и воспитания в Иране

В целом, в обучении и воспитании выделялись две особенности. Первая особенность проявлялась в том, что процесс обучения и воспитания строился на основе учебных программ и за конкретный срок. Педагогов назначали на конкурсной основе. Выбор учебных материалов и организация учебного процесса были предоставлены в распоряжение самого учителя, т.е. был свободным.

Вторая особенность организации обучения и воспитания выражалась в государственном контроле над ходом учебного процесса. Государство, в зависимости от своей политики, определяло цель обучения и воспитания и представляло школам свою программу по привитию молодёжи определенных правил поведения и мышления.

Всё это свидетельствует о том, что в Древнем Иране в образовании и воспитании действовала шаблонная система — детей обучали и воспитывали в духе правящей религии. В соответствии с действовавшими в тот период суждениями, царь посажен на трон по желанию Бога и благодаря его любви к нему. Царь есть наместник Бога на Земле. Он управляет делами Земли по Его указанию. Всё это свидетельствует о единстве Его племён на Земле и необходимости объединения всех остальных родов и племён, подчёркивает силу и мощь Бога на Земле, т.е. царя [76, с.65]. В связи с отсутствием и дороговизной бумаги, недоступностью папируса, обучение и воспитание в Древнем Иране в основном проводилось в устной словесной форме. Основными материалами для письма были металлические пластинки, глиняные таблички и кожа.

Как сообщает Страбон, воспитанники управленческих школ рано утром просыпались под звуки ударов по медным посудинам. Они собирались на площади, разбивались на группы по пять человек и под руководством одного из царских сыновей ли владельца останов (местностей) бегали на расстояние до одного фарсаха (6км), затем садились завтракать. Их завтрак состоял из хлеба воды, зелени, сладостей, мёда и соли [94, с.87]. Учитель в процессе урока рассказывал ученикам разные сказки и предания, объяснял деяния великих людей прошлого. В школе большое значение придавали практическим занятиям: посадка деревьев, подготовка оружия к применению, стрельба и т.п. Начиная с 7 лет, детей учили правилам ведения войны и осуществления охраны. Словесная форма обучения — выучивание наизусть, запоминание, наряду с положительной стороной, имела и отрицательные моменты. Такая форма обучения с одной стороны формирует у ребёнка высокие моральные качества, укрепляет его физическое состояние, развивает в нём чувство самосознания и национальной гордости, а с другой стороны делает его послушным, зависимым и подчинённым воле старшего, учителя, руководителя, убивает в нём чувство самостоятельности и саморазвития. При такой форме организации обучения и воспитания, имеющей тысячелетнюю историю, воля правящего органа становится главной и обязательной для всех, социальная справедливость вовсе не будет браться во внимание. В период правления династии Ахеманидов особое внимание уделялось практическим моментам урока, учитель имел возможность при необходимости принимать и воспитательные меры по отношению к ученику, допустившему ошибку. В период правления Сасанидов воспитание имело классово — сословный характер. Тогда учителя больше внимание уделяли развитию памяти ученика. Что касается недостойного поведения ребёнка, то оно отмечалось выговором, штрафом, физическим наказанием. В воспитании царевичей, учителя - воспитатели стремились к тому, чтобы приучить их к дисциплине, воздержанию, трудностям, выносливости, выдержке, а также к голоду, холоду и жаре. Всё это было необходимо для того, чтобы закалить характер. Профессиональное обучение В Древнем Иране дети, как правило, изучали профессию отца, с тем, чтобы быть продолжателем его дела, ибо верили в то, что профессия отца переходит к ним по наследству. И благополучие общества зависело от того, как росли дети, т.е. как они продолжали дела своих отцов. Дети из высшего общества, ремесленников, торговцев под руководством мастера учились разным профессиям и ремёслам. С приходом шахиншахского (императорского) правления в Иране для управления этой огромной империей возникла необходимость в подготовке специалистов высокого класса: судей и хирбадов; дабиров — секретарей -руководителей организаций; инженеров, переводчиков, статистиков, бухгалтеров, врачей и т.д. Так, детей высокопоставленных лиц и аристократов с 16-17 лет направляли для обучения этим специальностям. По тем направлениям, в которых отсутствовали дворцовые специалисты, использовались специалисты с мест [131, с.54]. Установление связи с Грецией, значительно упростило взаимопонимание иранцев с эмигрантами из соседних стран, в частности из Византии (Рум) и Индии. В III веке н.э. Ардашер Бабакан на базе книг, привезённых из двух стран, организовал Академию (Университет) Джунди Шапура, названную в честь сына. По приказу Шахпура I эти книги были переведены на язык пахлави. В этот период для преподавательской работы из Греции были приглашены специалисты по медицине. Процесс продолжался до конца III века хиджры. Семейное воспитание девочек В семьях древнего Ирана на воспитание девочек больше всего обращалось внимание: на подготовку их к семейной жизни, и исполнению материнского долга. В священной книге Авеста по этому поводу говорится: «Девочки должны изучать искусство семейной жизни. Девочки также должны быть грамотными и играть в поло». Низами Генджеви в своей «Хамсе» (Пять поэм) рассказывает: «Хусрав Парвиз и Ширин играли в поло» [133, с.56].

Особенности традиций образования и воспитания в контексте современных проблем семейного воспитания

«Имам Хумейни на разных этапах развития Исламской Республики Иран среди прочих вопросов, стоявших перед страной, уделял большое внимание развитию иранской культуры, приданию ей самобытности...» Хомейни во многих своих выступлениях возвращался к вопросу воспитания личности. Он не раз повторял, что «процессы образования и воспитания должны быть организованы таким образом, чтобы они шли нога в ногу со всем нашим движением и преследовали те же цели, что и всё наше движение» [160:41]. При этом необходимо, чтобы «учебные заведения, начиная с начальных школ и заканчивая университетами, стали школами воспитания личности». Хомейни неоднократно заявлял, что в этом процессе особенно велика роль иранской женщины. Её задачу имам видит в правильном воспитании детей, как основы будущей иранской нации, в духе гуманистической исламской культуры и в русле благочестивости, набожности, моральной чистоты, аскетизма, готовности к самопожертвованию, соединёнными с такими человеческими чертами, как личное мужество, компетентность, великодушие, доброта, сострадание, верность, преданность. Думается, что эти высказывания относятся и к дошкольному образованию и воспитанию и роли женщины в этом процессе.

Вопрос формирования личности на дошкольном уровне и роли в нём женщины до настоящего времени получил весьма слабое отражение. Историю Ислама и основы вероучения дети изучают и в начальной, и в средней школе, и в высших учебных заведениях - согласно наставлениям пророка Мухаммеда, который говорит, что надо учиться с колыбели до конца своей жизни. Наши люди как будто постоянно проходят процесс совершенствования и духовного развития. Но самое главное, чтобы детей учили именно в семье, чтобы родители старались привить своему ребенку правильное понимание ценностей религиозного учения. Если ребенок оказывается в обществе, где присутствует разнообразие культур, разнообразие социальных кланов, родители должны вовремя ответить на все возникающие у него вопросы. Тогда не будет ситуаций, когда ребёнка учат дома одному, а он выходит на улицу и ведёт себя по-другому и черпает оттуда совсем иное. Эта проблема большого города актуальна сегодня для большинства стран традиционной культуры. Это, конечно же, зависит от слоя общества, зависит от того, живет ли девочка в городе или деревне. Если это не очень большой город, детей учат ковроткачеству - иранской национальной традиции. В больших городах работают разнообразные учебные центры, где детей учат и традиционным, и современным видам искусства, например рисованию и музыке. Чем может заниматься иранская женщина помимо выполнения домашних обязанностей? Везде ли она может работать? Одной из главных обязанностей женщины-мусульманки является воспитание детей. Но современная жизнь, конечно же, вносит свои коррективы в вековые устои, поэтому многие женщины в Иране сегодня работают - в учебных заведениях, медицинских и религиозных центрах, общественно-политических организациях. Сегодня присутствие женщины в иранском обществе очень заметно. И никаких официальных ограничений для ведения общественной деятельности для женщин нет. Насколько четко распределены обязанности мужа и жены в иранских семьях? Никакого разграничения для ведения домашнего хозяйства в современных иранских семьях не существует. Ведь брак означает сердечное соединение двух людей, любящих друг друга, поэтому между супругами должно быть некое партнерство и в ведении домашних дел. Но, согласно религиозному учению, а религия в нашем обществе - это часть жизни народа, мужчины в основном занимаются экономическим управлением семьи, обеспечивают жену и детей. А жены хранят семейный очаг, создают уют, воспитывают детей. Но, разумеется, в современном Иране некоторые женщины участвуют в ведении экономической деятельности наряду со своими супругами — конечно же, на основе взаимного интереса. Если посмотреть на нашу страну, в городах, поселках, деревнях мужчина и женщина в семье бок о бок стараются выполнять свои совместные обязанности и совместно управляют семейными делами. А в чем заключается роль отца в воспитании? Отец, через обеспечение материального достатка, установление спокойной обстановки в семье и правильных отношений со своей супругой, старается создать благоприятную атмосферу, которая очень важна при воспитании детей. В семье не только девочки смотрят на свою мать, берут с нее пример, но и сыновья стараются брать пример с отца. Поэтому отцы должны быть хорошим примером для своих детей. В нашей культуре поддержка, наставления, воспитание — это те обязанности, которые лежат на плечах и матери, и отца. Как проводит свободное время иранская семья?

Наше религиозное учение предписывает сохранять родственные связи. Поэтому иранцы в свободное время одни или со своими детьми ходят в гости. Или принимают гостей. Сегодня немногие семьи живут одним большим домом - молодые стараются отделиться после того, как вступают в брак. Но молодым важно использовать любую возможность, чтобы поддержать связь с отцом и матерью, с бабушками, дедушками, другими родственниками. Через такое общение со старшими продолжается религиозное воспитание, передается традиционное учение. В общении со старшими молодые затрагивают свои проблемы, рассказывают о своих трудностях. И именно во время этих встреч старшие стараются своей поддержкой, своей помощью как-то решить проблемы молодых. Семья - это то место, где передаются традиции от одного поколения другому. К сожалению, мы сейчас наблюдаем в некоторых странах, как молодежь живет самостоятельно и совершенно независимо от старших членов семьи - это первый разрыв, который происходит между поколениями. Когда существует такой культурный разрыв в семье, это может в конечном счете даже привести к ее распаду. А общение между старшим и молодым поколением способствует упрочнению фундамента молодой семьи.

Духовно-нравственные ценности как фактор семейного воспитания в современном социокультурном пространстве Ирана

Религия в сравнении с другими областями культуры всегда отстаивали брак как норму отношений между мужчиной и женщиной. Главной темой христианства и мусульманства были и остаются дети и их воспитание. Народные и религиозные традиции семейного воспитания дополняют и обогащают воспитательный потенциал педагогических традиций. Целеполагание как элемент воспитания семьянина-родителя, матери, отца расширяется до воспитания совершенного человека, человека нравственного. Семейное воспитание наполняется народным смыслом и религиозным содержанием. Религия связана с образом жизни людей, с их пониманием того, что следует считать добром, а что злом. Основой общества, его моральных ценностей является семья, и все традиционные религии нашей страны поддерживают нравственные ценности, необходимые для развития и существования семьи, цивилизации. Эти ценности - честность, целомудрие, уважение к собственности.

Религия учит этим нравственным категориям, наполняет их смыслом и показывает, как им следовать в жизни. Одной из целей религии является нравственное и духовное совершенствование каждого человека и общества. Раскрывая историю общества, мы видим, что семья всегда служила источником нравственных и этических принципов; в семье от поколения к поколению передавались основы религиозной веры, пути достижения мира, обычаи и традиции — все то, что составляет жизнь человека. В семье люди постигали ценность личностной целостности, верности, преданности и бескорыстной любви.

Касаясь религии, обратимся к статистике: как показывают социологические исследования, около 60 млн. граждан России считают себя православными, свыше 1 млн. верующих являются протестантами и около 12 млн. мусульманами. Социологические данные подтверждают факт роста числа верующих в России. Резко возросло посещение храмов. В них бывает много людей не только в праздники, но и в обычные дни. Стало привычным, что молодые венчаются в церкви. Некоторые люди считают религию, особенно в наше время, престижным средством для достижения успеха и всеобщего внимания. Здесь сразу приходят на ум строки из Евангелия: «Берегитесь пророков, приходящих в овечьих одеждах». Сура 52 из Корана гласит: «И не облекайте истину ложью, чтобы сокрыть истину» [119; с.52].

Ислам призывает к доброжелательности, взаимопониманию между народами, уважает традиции и обычаи всякого народа, если они гуманны и направлены на благо человека. Исламские ученые считают традиции и обычаи одним из источников шариата. Когда речь заходит о народах из «Ахли китаб», подразумеваются народы, владеющие священными книгами, евреи и христиане. К ним в исламе особое отношение. Мусульманам разрешается брать в жены их женщин. Объяснение этому дает строки из айята : «И ты, конечно, найдешь, что самые близкие по любви к уверовавшим те, которые говорили: «Мы христиане!». Любовь между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами составляют основу жизни, и формирует личность. Любая семья определяется взаимоотношениями. В семье каждый человек является частью единого целого, обладает уникальной личностью, но в то же время отражает в себе всю семью. Понимая это, все мировые религии сходным образом относятся к семье, подчеркивая важность чистоты, любви и справедливости взаимоотношений в семье. Религию можно назвать хранилищем коллективной мудрости и опыта человечества. Все мы осознаем, зачастую ценой собственного горького опыта, что быть человеком означает обладать нравственностью. Религия постигала и распространяла нравственные и духовные истины. Через религию можно унаследовать мудрость народа. Православная церковь накопила опыт, который позволяет регулировать семейную жизнь. Брак в православии и учение о нем является одним из приоритетных. Слово «пол» в русском языке означает «половина». Если существует мужской пол и женский, целым следует считать семью, тот уникальный союз, где чужие друг другу люди, не связанные кровным родством, становятся более близкими родственниками, чем со своими родителями. Основой понимания брака является православное осознание триединого Бога. Три лика Троицы - Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух -едины, и это единство основано на любви. Состоящие в браке мужчина и женщина являются образом триединого Бога. Таким образом, брак понимается как «союз двух существ в одном, единая плоть» или «союз единой души и тела, но двух человек». Семья представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития до современных форм семейных отношений. Семейное воспитание это ход последовательной и систематической деятельности рода, других членов семьи по передаче детям общественно исторического опыта, формированию ценностных отношений и подготовке их к жизни, труду. Семейное воспитание помогает осуществить развитие физических сил, умственных способностей, выработку норм нравственности. Непосредственное педагогическое воздействие включало в себя определенную систему средств и методов, используя которые родители решали образовательно-воспитательные задачи, готовили подрастающее поколение к жизни, в том числе и семейной. Если мы хотим знать, почему иранцы приняли ислам и пришли к исламскому обучению и воспитанию, то должны знать, что роль религии в жизни, в обучении и воспитание огромна. Исламское учение внесло большой вклад в формировании общечеловеческих ценностей. Именно иранцы будучи обладателями богатой древней культуры впервые взялись за комментария Корана и сделали его достоянием всего человечества (129:78). Например, Ибн Халдун пишет: «Когда арабы соприкоснулись с персидской цивилизацией, они убедились в богатстве искусства и науки персов» [129; с.124]. Даже Пророк ислама положительно отзывался о любви иранцев к культуре, искусству и науке.

Похожие диссертации на Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи