Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема совместной воспитательной деятельности школы и семьи в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского Бондарь Людмила Семеновна

Проблема совместной воспитательной деятельности школы и семьи в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского
<
Проблема совместной воспитательной деятельности школы и семьи в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского Проблема совместной воспитательной деятельности школы и семьи в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского Проблема совместной воспитательной деятельности школы и семьи в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского Проблема совместной воспитательной деятельности школы и семьи в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского Проблема совместной воспитательной деятельности школы и семьи в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского Проблема совместной воспитательной деятельности школы и семьи в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского Проблема совместной воспитательной деятельности школы и семьи в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского Проблема совместной воспитательной деятельности школы и семьи в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бондарь Людмила Семеновна. Проблема совместной воспитательной деятельности школы и семьи в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского : ил РГБ ОД 61:85-13/343

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА І. Теоеетико-штодологические основы совместной деятельности молы и семьи 18

I. Классики марксизма-ленинизма о воспитательной роли школы и семьи 18

2. Проблемы совместной воспитательной деятельности школы и семьи в трудах выдающихся советских педагогов 34

ГЛАВА II. Систем совместной воспитательной деятельности школы и семьи в педагогическом наследии в.а. Сухомлинского 60

I. В.А. Сухомлйнский о сущности школьно-семейного воспитания 60

2. Формы школьно-семейного воспитания в наследии В .А. Сухомлинского 86

3. Совместная деятельность школы и родителей по подготовке детей к-рбучёниюв практике работы Павлышской средней школы НО

ГЛАВА III. Творческая реализация идей в.а. сухомлинского о школьно-семейном воспитании в современной школе 132

I. Обобщение опыта общеобразовательных школ по использованию наследия В.А. Сухомлинского о школьно-семейном воспитании 132

2. Внедрение в практику работы .школ идей В.А. Сухомлинского о школьно-семейном воспитании 149

Заключение 165

Список основной использованной литературы 171

Введение к работе

В условиях совершенствования зрелого социализма предъявляются повышенные требования к воспитанию всесторонне развитой личности. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС отмечалось, что особое внимание необходимо обратить на идейно-воспитательную работу, используя богатый арсенал средств просвещения и воспитания, постоянно проявляя заботу не только о семье, но и об осуществлении возложенных на нее воспитательных функций, главнейшей из которых является воспитание детей1.

Именно содружество и единство школы, семьи И общественности является важнейшим условием успешного осуществления задач, выдвинутых развитым социалистическим обществом в области народного образования. Эта проблема приобретает особую значимость в свете решений ХХУІ съезда КПСС, июньского (1983 г.), апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, материалов первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созьша.

Действенную помошь учителям в претворении в жизнь предначертаний партии в области коммунистического воспитания подрастающего поколения призвана оказать семья, которая становится не просто помощником школы, но и равноправным заинтересованным союзником, отвечающим за выполнение чрезвычайно сложных воспитательных задач. В программе КПСС подчеркивается, что "воспитательное влияние семьи на детей должно все более органически сочетать-ся с их общественным воспитанием" .

В формировании личности нового человека большая и ответст-

См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14 - 15 июня

1983 года. - М.: Политиздат, 1983, с. 5, 6, 18.

Программа Коммунистической партии Советского Союза. - М.: Политиздат, 1976, с. 124.

венная роль принадлежит семье, школе, обществу. В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, одобренных Пленумом ЦК КПСС 10 апреля и Верховным Советом СССР 12 апреля, подчеркивается, что "повышение эффективности воспитания в большой степени зависит от согласованности усилий й единства требований к учащимся семьи, школы, общественности й трудовых коллективов" .

Советская педагогическая наука накопила богатый опыт в этом отношении. Еще в первые годы советской власти партия большевиков под руководством В.И. Ленина поставила перед органами народного образования важнейшую задачу - соединить усилия школы, семьи и общественности в воспитании подрастающего поколения. Со временем, по мере укрепления советского строя, эта связь углублялась и совершенствовалась.

Над данной проблемой трудится большая группа ученых, практических работников, все те, кого глубоко волнуют вопросы коммунистического воспитания подрастающего поколения. Этой проблеме были посвящены ІУ Всесоюзные Педагогические чтения, которые состоялись в 1976 г. в г. Киеве, и районные учительские конференции в Украинской ССР, проведенные в 1984 году. С каждым годом усиливается интерес к данной проблеме. В ноябре 1981 года в Москве на Всесоюзном совещании "Совместная работа родительских комитетов и педагогических коллективов школ по совершенствованию . обучения и коммунистического воспитания учащихся в свете решений ХХУІ съезда КПСС" председатели родительских комитетов, ученые-педагоги, учителя, медики, более 200 родителей-активистов, члены советов содействия семье и школе на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах, профсоюзные и комсомольские работники отме-

1 Правда, 1984, 14 апр.

тили, что совместные усилия школы и семьи должны стать залогом успехов во всестороннем и гармоническом воспитании молодых строителей коммунизма.

Проблема дальнейшего совершенствования совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности является весьма актуальной. Важная задача педагогической науки состоит в том, чтобы обобщить имеющийся опыт и дать всесторонне обоснованные рекомендации по организации работы школы, семьи и общественности в деле воспитания подрастающего поколения.

В имеющихся публикациях раскрываются различные стороны совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности. Советские ученые разработали научно-теоретические основы совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности (Ю.К. Бабанский, Л.К. Балясная, И.С. Марьенко, Э.И. Монос-зон, А.Г. Хрипкова и др.). Этой проблеме посвяшен ряд диссертаций (А.Г. Деминой, Т.П. Деусовой, В.Н. Колодезниковой, СМ. Кос-сой, Г.И. Легенького, Д.И. Перфильевской, А.И. Раку, A.M. Сафвда, А.Я. Свиридова, Н.П. Спицына, Г.М. Суходоловой, А.А. Тихонова, Г.К. Тохтасуновой, А.Т. Фонотовой, Л.А. Шашкова).

Данная проблема освещается и в работах философов и социологов (Г.М. Андреевой, В.Г. Афанасьева, Е.Г. Балагушкина, Ю.Е.Волкова, М.А. Кирилловой, В.П. Ключникова, Н.Я. Соловьева,Г.Л.Смирнова, Г.Н. Филонова, А.Г. Харчева). В них раскрыта взаимосвязь семьи и общества, определяется место семьи в социалистических общественных отношениях, ее роль в период совершенствования развитого социализма. Отдельным аспектом семейного воспитания посвящены работы известных психологов (Л.И. Божович, Л.В. Благона-дежиной, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясишева, Д.Ф. Николенко,Л.Н.Про-колиенко, С.Л. Рубинштейна, И.М. Соловьевой) и педагогов (Н.И. Болдырева, Н.Н. Булановой, А.Г. Григорьевой, P.M. Капраловой,

И.И. Кобыляцкого, И.В. Кошновского, С.Д. Лаптенок, И.А. Печер-никовой, Л.К. Пелипенко, М.Б. Рубцовой, В.А. Сидорчук, Н.А.Стародубовой, В.Я. Титаренко, В.М. Тихонова).

Большое внимание уделяется проблемам повышения педагогической культуры родителей как основы совершенствования семейного Боепитания (К.П. Галянова, И.В. Гребенников, М.С. Демидов,Г.К.Ма-медов, М.Д. Махлин, Р.Е. Пильдеш), вопросам теории и практики нравственной подготовки школьников к семейной жизни (И. Арабов, В.И. Барский, Н.С. Верещагина, Е.Ф. Ильяная, Д.В. Луцык,Э.МЛере-поЕа).

Эффективность решения актуальных задач коммунистического воспитания подрастающего поколения в значительной мере зависит от всестороннего изучения и творческого использования достижений ис-торико-педагогической науки, вобравшей в себя передовую педагогическую мысль своего времени й творческий опыт строительства соцй- эластической школы. В этой связи особую ценность представляют теоретические разработки и практический опыт Героя Социалистического Труда, Заслуженного учителя Украинской ССР, члена-корреспондента АПН СССР, директора Пэелышской средней школы - Василия Александровича Сухомлинского, который рассмотрел проблему единства школы, семьи и общественности в тесной взаимосвязи с другими компонентами теории воспитания: умственным, трудовым, нравственным, эстетическим.

При анализе педагогического наследия В.А. Сухомлинского по данной проблеме мы руководствуемся теоретическими положениями, содержащимися в трудах классиков марксизма-ленинизма, государственных деятелей - М.И. Калинина, А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, выдающихся педагогов - А.С. Макаренко, П.П. Елонского и СТ. Шацкого, а также опираемся на исследования современных советских педагогов, психологов, философов, социологов - Ю.П. Азарова,

Е.А. Аркина, H.K. Гончарова, Л.Ю. Гордина, Р.Г, Гуровой, М.А.Данилова, Б.П. БсипоЕа, Б.Т. Лихачева, М.Н. Колмыковой, М.И. Кондакова, Ф.Ф. Королева, В.М. Коротова, Г.С. Костюка, Е.Н. Медынского, А.А. Пинта, И.Ф. Свадковского, М.Н. Скаткина, Г.Н. Филонова, М.Ф. Шабаевой, Г.И. Щукиной, известных педагогов, которые работали и работают на Украине: А.Н. Алексюка, А.Ы. Бондаря, М.С. Гриценко, Н.М. Грищенко, А.Г. Дзеверина, И.С. Деминой, Н.П. Калениченко, Б.С. Кобзаря, А.П. Кондратюка, С.А. Литвинова, А.Р. Мазуркевича, В.З. Смаля, Д.Е. Стельмухова, С.Х. Чавдарова, Н.Д. Ярмаченко.

Разрабатывая проблему, автор опирается на исследования в области истории педагогики, на достижения советской педагогической, психологической, философской науки. При этом он постоянно руководствуется учением В.И. Ленина о том, что глубоко научные выводы по тому или иному вопросу можно сделать лишь на основании самого детального, глубокого изучения и "полного усвоения всего того, что дала прежняя наука". Именно с этой позиции исследуется педагогическое наследие В.А. Сухомлинского по проблеме совместной воспитательной деятельности школы и семьи в коммунистическом воспитании учащихся.

В.А. Сухомлинский внес значительный вклад в теорию и практику советской педагогики. Основные работы выдающегося педагога были изданы более чем на 30 языках народов СССР и зарубежных стран. В выступлениях члена Политбюро ЦК КПСС, первого секретаря ЦК Компартии Украины В.В. Щербицкого, министра просвещения СССР М.А. Прокофьева, Президента АШ СССР М.И. Кондакова, известных деятелей просвещения неоднократно указывалось на необходимость изучения и освоения богатейшего теоретического наследия В.А.Су-

Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. - Полн. собр. соч., т. 41, с. 304.

хомлинского. В журнале "Коммунист" (1977, № 13) подчеркивается, что произведения В.А. Сухомлинского должны, наряду с трудами Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, СТ. Шацкого, А.С. Макаренко и других видных педагогов, стать настольными книгами не только для педагогов, но и родителей, всей советской общественности.

Творческое наследие В.А. Сухомлияского интенсивно изучается и анализируется. Ему посвящены монографии, брошюры, статьи, художественные произведения (Ю.А. Азаров, E.G. Березняк, А»МБорисовский, Д.И. Водзинский, Г.Н. Волков, Л.В. Голованов, А.Г.Дзе-верия, СП. Заволока, Н.П. Калениченко, Е.И. Киричук, В.К. Кня-згак, Н.И. Кодак, Н.П. Кузин, М.И. Любицына, А.Р. Мазуркевич, И.Ф. Скрипченко, В.З. Смаль, СЛ. Соловейчик, Д.Е. Стельмухов, В.Ф. Шморгун, Н.Д. Ярмаченко и др.).

О неослабевающем вниманий к педагогическому наследию В.А. Сухомяинского свидетельствуют многочисленные исследования. Среди них ряд диссертационных работ, посвященных различным вопро-

сам воспитания и образования в наследии выдающегося педагога . Показательно, что педагогические произведения В.А. Сухомлинского изучаются также в странах социалистического содружества (У.Грош, В. Гюнтер, Р.И. Штейник - ГРД; А. Левин, М.Ю. Библюк - ПНР;Н.Ла-зарева - НРБ и др.).

В указанных публикациях отмечается большое значение теоретического и практического вклада В.А. Сухомлинского в развитие советской педагогической науки. В то же время указывается, что

1 См.: Абрамова Л.А. Индивидуальный подход к воспитанникам в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. - Дис. ... канд.пед. наук. - М., 1978; Базилевич Н.Г. Проблемы патриотического воспитания младших школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. - Дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1982; Биб -

разные стороны его многогранной научно-педагогической и публицистической деятельности еще не достаточно глубоко изучены.

люк М.Ю. Концепция педагогической системы воспитания В.А. Су-хомлинского. - Дис. ... канд. пед. наук. - ПНР, 1980; Буд-няк Т.Г. Проблемы эстетического воспитания младших школьников в педагогическом наследии Б.А. Сухомлинского. - Дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1977; Василенко В.А. Проблема совершенствования урока в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. -Дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1982; Веденская П.А. Проблема преподавания литературы в педагогическом наследий В.А. Сухомлинского. - Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1982; У. Грош. Опыт познания В.А. Сухомлинского при воспитании у старшеклассников коммунистического отношения к труду. - Дис. ... канд. пед. наук. - ГДР, 1982; Кривошеенко К.Е. Проблемы умственного воспитания школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. - Дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 19%; Левковский М.В. Единство и взаимосвязь компонентов коммунистического воспитания в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. - Дис. ... канд.пед.наук. - Киев, 1980; Лоскутов В.А. Проблемы идейно-нравственного воспитания школьников в педагогическом наследии А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. - Дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1976; Позшкевич Р.А. Теория и практика воспитания школьного коллектива в педагогическом наследии Б.А. Сухомлинского. - Дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1980; Свиридов В.Е. Проблемы предупреждения неуспеваемости школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. - Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1981; Сиднев Л.Н. Философские основы системы В.А. Сухомлинского. - Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1980.

Мало изученной является и проблема "школьно-семейного Боепитания", которая постоянно находилась в поле зрения Василия Александровича. В историко-педагогических исследованиях Л.А. Абрамовой, А.Г. Дзеверша, Н.П. Калениченко, М.В. Левковского, В.А. Лоскутова, Л.Н. Сиднева, В.З. Смаля и других упоминается о созданий В.А. Сухомяйнским системы школьно-семейного воспитания, но не раскрывается ее суть.

Следует отметить, что исследование проблемы единства школы и семьи по воспитанию учащихся, как ее понимал В.А.Сухомлинский, принципиально важно, так как позволяет выявить особенности воспитания детей в период дальнейшего совершенствования в СССР развитого социализма. Сложившиеся новые исторические условия создали почву для того, чтобы рассматривать воспитание в школе и семье как единую систему. Из этого исходил и В.А. Сухомлинский, освещая е своих произведениях вопросы школьной и родительской педагогики. Он писал: "школьно-семейное воспитание не только позволяет хорошо воспитывать молодое поколение, но одновременно является важнейшим условием совершенствования нравственного облика семьи, отца и матери. Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения и взаимного духовного обогащения взрослых и детей не' возможна сама семья как первичная ячейка общества, не возможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и не возможен моральный прогресс общества" .

Понятие "школьно-семейное воспитание" в существующих терминологических словарях не раскрывается. Между тем этим термином пользовались в дореволюционное время прогрессивные педагоги, в

Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - Избр. произвел.: В 5-ти т. / Редкол.: А.Г. Дзеверин (пред.) и др. Киев, 1980, т. 4, с. 14.

частности, П.Ф. Каптерев, который считал, что семья, школа и общество должны работать в тесном содружестве . В.А. Сухомлинский под "школьно-семейным воспитанием" понимал совместную деятельность школы и семьи по всем аспектам коммунистического воспитания подрастающего поколения. В нашем исследовании мы будем пользоваться термином, который употреблял В.А. Сухомлинский.

Созданная В.А. Сухомлинским целостная система школьно-семейного воспитания получила широкое признание. Член ЦК Компартии Уругвая, педагог А.Л. Арисменди в статье "Светлый талант Василия ? Сухомлинского" подчеркивает, что "разработанная Сухомлинским педагогическая система тесной взаимосвязи "школа - ребенок - семья" ... призвана с детства воспитывать самые благородные чувства Человека и Гражданина, является одним из самых больших достижений советской педагогики и одновременно достижением всего человече-

ства" .

Одна из первых работ педагога по этой проблеме "Школа и семья" была опубликована вше в 1946 г. Позже, анализируя работу учителей Павлышской средней школы в 1949/50 учебном году и составляя план работы на 1950/51 учебный год, В.А. Сухомлинский писал: "Наш педагогический коллектив решил перестроить систему, формы и методы работы с родителями с учетом того культурного и идейного роста семьи, что является итогом исторических побед со-циалистического общества по пути к коммунизму" .

1 Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии й воспитании детей. - Избр. пед. соч. / Под ред. A.M. Арсеньева. М.,

1982, с. 242. 2

Арисменди А.Л. Под знаменем ленинизма, 1977, ] 23, с. 72.

Сухомлинский В.А. Система, формы и методы работы с родителями. - ДТАОР УССР, ф. 5097, оп. I, д. 289, л. I. - Укр.

Проблема школьно-семейного воспитания - одна из самых жизненных проблем, над которой необходимо работать педагогам и родителям в теоретическом и практическом плане.

В период совершенствования зрелого социализма повышаются требования к личности, к ее нравственным качествам, образованности, культуре. Условия же формирования молодого поколения изменяются в сторону не только улучшения, но и существенного усложнения. Расширение форм общественного воздействия не только не снимает, а усиливает роль семьи в коммунистическом воспитании детей и молодежи. Если в прошлом основным источником информации являлись родители и педагоги, то теперь значительную роль играют средства массовой информации (телевидение, радио, кино, периодическая печать и мн. др.). Часто дети оказываются вне контроля первичной социальной среды. Коллизии между объективным воздействием микросреды и характером идеалов, внушаемых человеку родителями, школой, обществом, к сожалению, не всегда разрешаются в пользу общества. Новые сложности в сфере семейного воспитания возникли в связи с изменениями в содержании деятельности семьи. В ряде семей образовательный уровень детей выше чем у родителей, снизилось участие детей в домашнем труде, в современной семье ослабилась роль трудового примера родителей. Существуют семьи, в которых основное внимание уделяется материальным пот-, ребностям, а не формированию культуры общения и поведения, нравственной позиции ребенка, часто семья недооценивает значение контроля за учебной работой и посещаемостью школы. К сожалению, существуют семьи, которые "не могут" и семьи, которые "не хотят" правильно воспитывать детей. Характер обстоятельств, в которых живет и учится школьник, не всегда отвечает нормам социалистического образа жизни.

В современных условиях семейного воспитания первостепенное

значение имеет ответственная позиция родителей, их целенаправленная активность. Эффективно решить поставленные партией задачи молено путем повышения действенности всех звеньев воспитательного процесса - школы, семьи и общественности.

В сеоєй беседе с учителями Марийской АССР В.А. Сухомлинский подчеркнул: "Я считаю, что школа будущего - это семейно-школьное воспитание"1.

Исходя из вышеизложенного, темой нашего исследования избрана: "Проблема совместной воспитательной деятельности школы и семьи в педагогическом наследий В.А.Сухомлинского" .

Объе к том исследования является педагогическое наследие В.А. Сухомлинского.

Предметом - школьно-семейное воспитание в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского и возможности его использования в современных условиях.

Цель исследования заключается в том, чтобы дать научный анализ основных положений В.А. Сухомлинского по школьно-семейному воспитанию и наметить пути использования его в практике работы современной школы.

В соответствий с предметом и целью исследования были определены следующие з .а да ч и:

проанализировать наследие В.А. Сухомлинского и выявить созданную им систему школьно-семейного воспитания;

раскрыть основные звенья системы школьно-семейного воспитания в их взаимосвязи;

1 Беседа В.А. Сухомлинского с учителями Марийской АССР 4.БГ. 1967 г. (Магнитофонная запись). Хранится в мемориально-педагогическом музее В.А. Сухомлинского в Павлышской средней школе.

Изучить опыт использования наследия В.А. Сухомлинского в школах республики по данной проблеме;

осуществить направленную организацию опыта использования рекомендаций В.А. Сухомлинского по вопросам школьно-семейного воспитания;

наметить пути дальнейшего повышения эффективности школьно-семейного воспитания с учетом передового опыта использования рекомендаций В.А. Сухомлинского по этим вопросам и апробировать их в школьной практике.

Методологической основой исследования является учение классиков марксизма-ленинизма о коммунистическом воспитании, браке и семье в социалистическом обществе, соответствующие решения Коммунистической партии и Советского правительства; существенную помощь в определении методологических позиций автора оказало также изучение теоретического наследия выдающихся советских педагогов.

В процессе работы над диссертацией применялись следующие методы исследования:

теоретический анализ литературных источников;

систематизация и анализ архивных документов, сравнение и сопоставление добытых фактов;

беседы и интервью с учителями, работниками дошкольных учреждений, родителями;

систематические целенаправленные наблюдения за деятельностью ряда школ Черкасской области и организация опыта творческого использования рекомендаций В.А. Сухомлинского по школьно-семейному воспитанию;

анкетирование и обобщение собранных данных.

Источниковедче скую базу исследования составляют труды классиков марксизма-ленинизма о коммунистическом

воспитании, партийные документы о школе, теоретические работы по истории советской школы и педагогики, сочинения М.И. Калинина, Н.К. Крупской, Л.В. Луначарского, А.С. Макаренко, ПЛ.Блон-ского, СТ. Шацкого, а также исследования советских психологов, социологов, философов и педагогов, касающиеся проблем, рассматриваемых в диссертации.

Изучены печатные труды В.А. Сухомлинского, архивные материалы фонда В.А. Сухомлинского в Центральном государственном архиве Октябрьской революций и социалистического строительства УССР, партийного архива Кировоградского обкома Компартии Украины, Кировоградского областного архива, материалы мемориально-педагогического музея В.А. Сухомлинского в с. Павлыше, книги и статьи о жизни и педагогической деятельности В.А. Сухомлинского.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые проанализирована система школьно-семейного воспитания В.А. Сухомлинского в ее связях и опосредованиях, определен вклад ученого-педагога в теорию педагогики и школьную практику, в совершенствование форм работы школы с родителями, показана целесообразность организации "педагогической школы" для родителей, "психологических семинаров" для учителей и необходимость специально организованной психолого-педагогической подготовки шестилетних детей к обучению в школе.

Практическая значимость исследования состоит в разработке, научном обосновании и апробаций методических рекомендаций по использованию педагогического наследия В.А. Сухомлинского по вопросам школьно-семейного воспитания, в которых раскрывается содерокание работы школы с родителями И система организации совместной деятельности школы и семьи в коммунистическом воспитании подраста маего поколения.

Теоретические положения и обобщения, содержащиеся в иссле-

довании, могут быть использованы работниками народного просвещения для совершенствования воспитательного процесса; научными работниками, разрабатывающими проблемы совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности; преподавателями высших и средних специальных учреждений при чтений лекций по педагогике и истории педагогики, в лекциях и на семинарских занятиях системы повышения квалификации педагогических работников, а также представителями широкой обшеотвенности.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. В.А. Сухомлинским создана оригинальная, целостная, эффективная система школьно-семейного воспитания;

  2. Жизненность системы школьно-семейного воспитания обусловлена тем, что она предусматривает и в условиях нашей современности систематическую работу по повышению уровня психолого-педагогической подготовки учителей и родителей;

  3. Творческое использование рекомендаций В.А. Сухомлинско-го по вопросам школьно-семейного воспитания обеспечивает высокую эффективность учебно-воспитательного процесса.

Достоверность выполненной работы обеспечивается применением комплекса научных методов, соответствующих поставленным задачам; опорой на факты и данные, полученные в процессе историко-теоретического анализа, проведенного соответственно с принципами марксистско-ленинской методологии; положительной оценкой практических работников и применением на практике разработанных автором методических рекомендаций.

Апроба ция результатов исследования осуществлялась путем публикаций в научно-педагогических журналах, обсуждения на заседаниях отдела методологии и истории педагогики НИИ педагогики УССР, педагогических советах ряда школ гг. Киева и Черкассы, на конференции молодых ученых НИИ педагогики й НИИ пси-

хологий УССР "Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебно-воспитательном процессе" (1980 г.), на отчетной научной конференции НИИ педагогики УССР "Научные основы повышения эффективности обучения и коммунистического воспитания учеников в свете решений ХХУІ съезда КПСС" (5-7 апреля 1983 г.).

Автор выступал на конференциях, посвященных 65-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского в г. Кировограде ("Проблемы формирования всесторонне развитой личности в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского и практике работы современной школы" - 28 сентября 1983 г.) иг. Полтаве ("Творческое использование идей А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в формировании педагогического, мастерства" - 29 октября 1983 г.), на курсах повышения квалификаций учителей, директоров школ и их заместителей, заведующих методическиш кабинетами, которые организовывались Министерством просвешения СССР и Министерством просвещения УССР на базе областных, Центрального институтов усовершенствования учителей и педагогических институтов.

Классики марксизма-ленинизма о воспитательной роли школы и семьи

Учение К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании является составной частью теории научного коммунизма и принципиально важным для развития педагогической науки. Гениальные теоретики научного коммунизма вскрыли социальную природу воспитания, доказали валшость социальных условий в формировании подрастающих поколений. Они были сторонниками обшественного воспитания детей трудящихся потому, что видели в нем исторически прогрессивную форму становления личности человека. Учреждения общественного воспитания, считали классики марксизма, должны воздействовать на подрастающее поколение в полном единстве с социалистической семьей.

К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали семью как историческую категорию. Они высказали исключительно важные мысли о семье и семейном воспитаний, раскрыли классово-исторический характер семьи и органическую связь ее форм с различными этапами развития общества. Семья представляет "отношение между мужем и женой, родителями и детьми" . Важную роль в функционировании семьи играют также общественно-экономические, исторические, политические, национальные и другие условия. Семья изменяется и совершенствуется по мере развития общества.

Ф. Энгельс отмечал, что в разные исторические эпохи семья осуществляла главные свои функции: "производство самого человека, продолжение рода" и представляла перед нами "в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, Е которых двиржется общество" . В работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" он раскрыл содержание понятия "семья" и выделил следующие ее формы: кровнородственную, пуяалуальную, парную, моногамную. По его мнению, парная семья - "это характерная форма семьи для эпохи варварства, так же как групповой брак -для дикости, а моногамия - для цивилизации . Семья в антагонистическом обществе имеет ярко выраженный классовый характер.Каждый класс формирует свой тип семьи, и это дает нам основание говорить о буржуазной, мелкобуржуазной и пролетарской семье.

В ряде произведений, в частности, таких, как "Капитал","Манифест Коммунистической партии", "Положение рабочего класса в Англии", "Немецкая идеология", "Анти-Дюринг", "Происхождение семьи, частной собственности и государства", "Святое семейство" и других, К. Маркс и Ф. Энгельс дали уничтожающую критику буржуазной семьи, раскрыли существо воспитания подрастающих поколений в семьях при капитализме и определили содержание и пути воспитания детей при социализме.

В буржуазной семье, которую основоположники научного коммунизма называли "системой домашнего рабства женщины", главенствующее положение занимал мужчина, а подчиненное - женщина и дети, которые рассматривались как веши "при своем хозяине". "На чем основана современная буржуазная семья? - писали К. Маркс и Ф.Энгельс в "Манифесте Коммунистической партии". - На капитале, на частной наживе... Буржуазные разглагольствования о семье и воспитании, о нежных отношениях между родителями и детьми внушают тем более отвращения, чем более разрушаются все семейные связи в среде пролетариата благодаря развитию крупной промышленности1. В условиях капитализма буржуазная семья, в которой отсутствовала внутренняя связь между родителями и детьми, разлагалась, единственным обстоятельством, связывающим в таких семьях детей с родителями, является умственная ограниченность и деградация как родителей, так и детей, которые идут по стопам своих отцов. Разговоры бюргерской молодежи в таких семьях велись вокруг лошадей, собак и красивых женшин. 0 литературе молодые люди говорили раз в пятьдесят лет, да и то о литературе третьестепенных писателей2, - отмечал Ф. Энгельс.

Выступая в роли эксплуататора, буржуазия стремилась использовать все возможности для воспитательного влияния на детей. Воздействуя личным приглером и используя наемных воспитателей (гувернеров), буржуа стремились привить детям свои вкусы, взгляды, убеждения, выработать свою мораль и нравственность, готовить их к жизни в качестве эксплуататоров. Именно поэтому влияние родителей на детей в имущих семьях было, в определенной мере, достаточно сильным. Этому способствовала в значительной степени и буржуазная школа, которая была целиком подчинена интересам эксплуататоров. В буржуазных семьях, которые носили на себе печать внутреннего распада и разложения, не было противоречий со школой.

Во многих произведениях К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на то, что причины разложения и распада семьи могут исчезнуть только с уничтожением капиталистических производственных отношений. Они выступали за уничтожение эксплуатации детей и их родителей, за замену домашнего воспитания общественным.

Буржуазия обвиняла основоположников научного коммунизма в том, что они якобы в программу своих действий включили уничтожение семьи и задушевных отношений между родителями и их детьми. К. Маркс и Ф. Энгельс в "Манифесте Коммунистической партии" разоблачили нелепость подобных измышлений. Они действительно требовали уничтожения семьи, но семьи буржуазной, основанной на капитале, эксплуатации. Они говорили об отмирании семьи, которая базируется на частной собственности, подчеркивая, что на смену обреченной на гибель буржуазной семье придет новая, высшая форма семьи, свободная от антагонизма и противоречий, свойственных частнособственнической моногамии.

В.А. Сухомлйнский о сущности школьно-семейного воспитания

Советская школа накопила ценный опыт совместной работы с семьей и общественностью по коммунистическому воспитанию подрастающих поколений. Значительный вклад в решение этой проблемы внес выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский.

Исходной позицией для В.А. Сухомяинского были марксистско-ленинское учение о воспитаний и образовании, документы партии и правительства по вопросам коммунистического воспитания. Теория, по мнению выдающегося педагога,- это "средство повседневного улучшения практической работы". Поэтому он неоднократно подчеркивал, что "углубленное осмысление трудов основоположников марксизма-ленинизма сосредотачивает внимание на главном, ведущем, определяющем: идеологическом, идейно-политическом, нравственном приоритете всего, что делается в обществе и в школе для решения задач воспитания нового человека" .

Для В.А. Сухомяинского произведения К. Маркса, Ф. Энгельса,

В.И. Ленина - "ключ, помогающий осмыслить тысячи и тысячи стра р ниц трудов партийных и общественных деятелей, ученых-педагогов .

В.А. Сухомлинский постоянно изучал труда видных деятелей Коммунистической партии и Советского государства - М.И. Калинина и А.В. Лунанарского, работы выдающихся советских педагогов Н.К.Крупской и А.С. Макаренко, книги и статьи П.П. Еяонского, СТ. Шац кого и других. Он постоянно подчеркивал, что в их работах "не только обобщен опыт воспитания нового человека в процессе социалистического строительства, но и подвергнут глубокому анализу исторический путь человечества к всестороннему и гармоническому развитию личности"1. В своей практической работе Василий Александрович неизменно опирался на современные достижения как в области педагогики и психологии, так и в области философии, социологии и других наук.

Правильно оценив тенденции развития школы на современном этапе, В.А. Сухомлинский пришел к выводу, что в условиях строительства развитого социалистического обшества формирование нового человека как личности, обладающей коммунистическим мировоззрением, высокими нравственными качествами, творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главнейшую задачу школы и семьи, являясь необходимым условием построения коммунистического общества. Он отмечал, что становление личности ребенка происходит под влиянием самых разнообразных, прямых и косвенных воздействий школы, семьи, общественности и окружающей среды. Ведь "воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом. Все, что происходит вне человека, в той или иной мере отражается в нем - в его мыслях, взглядах, чувствах, отношениях к людям" .

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что до Великой Октябрьской социалистической революции сама жизнь, условия существования людей препятствовали осуществлению идеи единства школы и семьи. "Давно прошло то время, - писал выдающийся педагог, - когда общественность была лишена возможности вмешиваться в учебно-воспитательный процесс. Не те сейчас родители, что два-три десятка лет назад"1.- Современные родители воспитаны в условиях строительства социализма, в результате чего у них сформирована готовность заниматься воспитанием не только собственных детей, но и думать о воспитаний всего подрастающего поколения й, таким образом, активно способствовать дальнейшему развитию общества. Необходимость объединения усилий школы и семьи объективно связана с тем, что отдельно ни школа, ни семья в полной мере не могут обеспечить целостность и непрерывность процесса коммунистического воспитания. При этом В.А. Сухомлинский указывал, что семью в воспитании детей не могут заменить ни школа, ни общественные организации, так как у каждого из них своя социальная роль в этом процессе. Поэтому на протяжении всей своей педагогической деятельности Василий Александрович уделял пристальное внимание семейному воспитанию, рассматривая его как составную часть воспитания общественного. "Все школьные проблемы должны находить свое преломление в семье, все трудности, возникающие в сложном процессе школьного воспита-ния, уходят своими корнями в семью, - писал В.А. Сухомлинский. Он подчеркивал, что семья в социалистическом обществе - первый помощник школы и дошкольных учреждений, а воспитание детей - важнейшая воспитательная ее функция. Именно семья является основой формирования личности ребенка и самым влиятельным звеном воспитательного процесса, воздействующим на становление нового человека социалистического общества. Семейная педагогика объединяет в себе много ценного, что не всегда может быть реализовано в условиях школьного воспитания, так как семейному воспитанию присущи свои специфические особенности и своеобразный характер воспитательной деятельности. Если в школе в процессе воспитания, отмечал В.А. Сухомлинский, преобладают начала содеркательные, то в семье - эмоциональные. Ни одно обшественное учреждение не может привить ребенку таких качеств, которые формирует семья. Именно поэтому "учителя должны обращаться к семье как к такой благоприятной почве, на которой растет, развивается, воспитывается ребенок"1. В предисловии к книге "Родительская педагогика" В.А. Сухомлинский подчеркивал, что корни развития личности лежат в семейном воспитании, так как семья наилучшим образом способствует постепенному приобщению ребенка к социальной жизни, в семье "шлифуются саше тонкие грани человека-гражданина, человека-труженика, человека-культурной личности. Из семьи начинается общественное воспитание. В семье, образно говоря, закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. Семья - это родник, водами которого питается полноводная река нашего государства. На моральном здо-ровье семьи строится педагогическая мудрость школы".

Совместная деятельность школы и родителей по подготовке детей к-рбучёниюв практике работы Павлышской средней школы

Обучение ребенка в школе - новый этап в его жизни. Поэтому подготовка к нему должна начинаться заблаговременно, задолго до того, как он станет школьником.

Не случайно, еще в 1962 году темой Второго международного семинара по дошкольному воспитанию (Чехословакия) была "Подготовка детей к поступлению в общеобразовательную школу". В то же время начали интенсивно проводиться педагогические исследования на эту тему, в которых основное внимание уделялось вопросам развития речи, элементарных математических представлений. Актуальность данной проблемы привела к тому, что в начале 70-х годов была пересмотрена и усовершенствована "Программа воспитания в детском саду", которая предусматривала некоторую специальную подготовку их к дальнейшему обучению в школе (пропедевтика грамоты, начал математического развития, формирование навыков учебной деятельности и др.).

Вопрос о том, с какого возраста начинать обучение детей в школе, волнует многих - педагогов, психологов, медиков, родителей, всю общественность. Как известно, ХХУІ съезд КПСС указал на необходимость "создать предпосылки для постепенного перехода на обучение детей с шестилетнего возраста в подготовительных классах общеобразовательных школ .

Еше в первые годы Советской власти вопросы подготовки к школе детей из семей трудящихся были проблемой политического значения. Целенаправленная работа в этом направлении была важнейшим способом преодоления классового "расслоения", в школе, так как дети, выходцы из буржуазной среды, имевшие до Великой Октябрьской революции благоприятные условия для умственного развития, более успешно овладевали знаниями, а дети, родители которых были малограмотны, часто попадали в число неуспевающих. Поэтому Н.К. Крупская в ряде статей 20 - 30-х годов обосновала необходимость подготовки детей к обучению в детских садах и нулевых группах при школах

Вряд ли сейчас найдется педагог, который будет отрицать возможность и необходимость обучения шестилетних детей (не посещающих детские сады). В настоящее время в общеобразовательных школах всех союзных республик организованы экспериментальные подготовительные классы для шестилетних детей. Институты Академии педагогических наук СССР и другие научные учреждения проводят комплексные научные исследования и опытную проверку э ф-фективности обучения шестилетних детей в подготовительных классах школ и в подготовительных группах детских садов.

В Украинской ССР широко разворачивается сеть подготовительных классов при школах и подготовительных групп в дошкольных учреждениях. Как отмечается в докладе Министерства просвещения УССР на республиканской научно-практической конференции "Пути повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в начальных классах общеобразовательных школ УССР соответственно требований ХХУІ съезда КПСС и ХХУІ съезда Компартии Украины" (Львов, 24 - 26 марта 1983 г.),"на протяжении последних шести лет педагогические коллективы, районные отделы народного образования накопили значительный опыт работы с шестилетками. Создана материальная база, сформировано общественное мнение о целесообразности подготовки шестилетних детей к школе"1. В трех экспериментальных районах (Волновахском - Донецкой, Радеховоком - Львовской, Нежинском - Черниговской обл.) и г. Ордженикидзе Днепропетровской области шестилетки обучаются по единым экспериментальным учебным планам и программам, для них подготовлены и изданы учебники, учебные материалы, методические пособия для учителей.

Почти 20 лет выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский занимался подготовкой шестилеток к обучению в школе, создал для них "Школу радости", о которой рассказал в книге "Сердце отдаю детям" (1969 г.).

Руководствуясь полоненнями Н.К. Крупской о работе нулевок, В.А. Сухомлинский был одним из первых педагогов, которые так остро ставили вопрос о подготовке шестилетних детей к обучению в школе.

Многие педагоги считают Сухомлинского одним из зачинателей подготовки детей шестилетнего возраста к обучению в школе. "Разработанная им тонкая и отлично действующая в Павлыше система такой работы, рассчитанная на согласование действия семьи и школы в подготовке детей к новому периоду их жизни - школьным годам, крупное завоевание"х , - подчеркивали А.Г.Дзеверин и Н.П. Кузин во вступительной статье к трехтомному изданию избранных педагогических сочинений В.А. Сухомлинского. В период реформы общеобразовательной школы опыт павлышского учителя по обучению детей шестилетнего возраста заслуживает самого пристального изучения. Рациональное зерно опыта В.А. Сухомлинского состоит в том, что он не просто готовил детей к обучению в школе, но и осуществлял всестороннее развитие каждого, учил видеть, мыслить,читать. Он акцентировал внимание на тесном сотрудничестве школы и семьи. От единства их педагогических воздействий "зависит эффективность воспитания. Если нет этого единства, рушится, как карточный до-мик, вся система учебно-воспитательного процесса в школе , - писал В.А. Сухомлинский. Педагог считал "Школу радости" одной из форм школьно-семейного воспитания. Содержание всех его форм заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, в основе которого лежит постоянное внимание школы к развитию ребенка.

Обобщение опыта общеобразовательных школ по использованию наследия В.А. Сухомлинского о школьно-семейном воспитании

В числе важнейших направлений развития педагогической науки следует назвать изучение, обобщение и внедрение в практику работы современных школ передового педагогического опыта. В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы отмечается, что "все ценное, добытое трудом нескольких поколений педагогов, советской школой и педагогической наукой, все выдержавшее проверку временем должно быть бережно сохранено и активно использовано"1.

Особую значимость представляют теоретические положения и практический опыт Героя Социалистического Труда В.А. Оухомлинского, вобравшего передовые традиции отечественной и мировой педагогики .

Еше при жизни выдающегося ученого и практика его школа стала своеобразной лабораторией передового педагогического опыта.В ней побывало много учителей, родителей, журналистов, студентов с разных концов Советского Союза, гостей из Польши, ГДР,Болгарии и др. В "Книге гостей", которая ведется в Павлышской средней школе с 1955 г., польский ученый, профессор Варшавского университета Ян Тадеуш Вилех пишет: "Павлышская средняя школа и ее директор известны в Польской Народной Республике. Поэтому изучать советскую систему народного образования я приехал сюда, чтобы непосредственно ознакомиться с организацией учебно-воспитательной работы школы и трудом педагогического коллектива. Посещением школы я остался удовлетвореншй-:.. J меня нет сомнения, что Павлышская средняя школа может быть примером для школ Польши. Чудесный опыт этой школы мы обязательно используем...".

В 1967 г. в Павлыш приехала делегация учителей из Марийской АССР. Чтобы познакомить всех своих коллег с тем, что делается в Павлышской школе, марийцы записали беседу с Василием Александровичем на магнитную ленту и позже подарили мемориально-педагогическому музею В.А. Сухомлинского (при Павлышской средней школе). В этой беседе В.А. Сухомлинский, в частности, подчеркивал: "Мы считаем, что без семьи невозможна нормальная воспитательная работа. Семья - это важнейший очаг общества. Если в семье что-то неблагополучно, никакая школа возместить в полной мере семьи не может. Конечно, можно помочь ребенку, можно спасти ребенка, но в полной мере заменить семью никто не может. Я считаю, что школа будущего -это семейно-школьное Боепитание"1.

Тридцать три года напряженного педагогического труда, поисков и размышлений дали В.А. Сухомлинскому возможность обобщить накопившийся опыт учебно-воспитательной работы и написать книгу "Павлышская средняя школа". Этот опыт имеет большое значение для теории и практики обучения и воспитания подрастающих поколений в советской школе.

Вместе с тем педагогическое творчество В.А. Сухомлинского стало явлением международного масштаба. Его произведения переведены на многие языки мира. Его жизни и деятельности, анализу идей, воплощенных в его трудах, посвящены десятки книг, сотни статей и многие диссертационные исследования. Тем не менее опыт выдающегося педагога современности по школьно-семейному воспитанию еще не достаточно используется в практике работы учителей, воспитателей и родителей по коммунистическому воспитанию детей.

Еше в 1968 г. Кировоградский обком Компартии Украины принял постановление "Об опыте педагогического коллектива Павлышской средней школы Онуфриевского района по обучению и коммунистическому воспитанию учащихся", где говорилось: "Обязать областной отдел народного образования, горкомы, райкомы партии широко внедрять опыт педагогического коллектива Павлышской средней школы в практику работы всех школ области"1.

Изучению педагогического наследия й внедрению идей В.А. Су-хомлинского в практику современной школы уделяют должное внимание научные работники; С этой целью НИИ педагогики и НИИ психологии УССР провели ряд научно-теоретических и научно-практических конференций. В частности, на научно-практических конференциях в с. Павлыш (1972, 1978 гг.), в Кировограде (1983 г.) и Полтаве (1983г.) наряду с другими рассматривались и проблемы семейного воспитания, подготовки школьников к семейной жизни, внедрения идей В.А. Су-хомлинского по вопросам школьно-семейного воспитания в практику работы современных школ.

В 1983 г. Центральным институтом усовершенствования учителей совместно с Кировоградским областным отделом народного образования, ОИУУ при участии представителей ОИУУ республики проведен научно-теоретический семинар по проблеме творческого использования наследия В.А. Сухомлинского в практике коммунистического воспитания учащихся.

Похожие диссертации на Проблема совместной воспитательной деятельности школы и семьи в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского