Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема воспитания детей в семье в русской педагогике второй половины XIX-первой половины XX веков Зелевская Наталья Анатольевна

Проблема воспитания детей в семье в русской педагогике второй половины XIX-первой половины XX веков
<
Проблема воспитания детей в семье в русской педагогике второй половины XIX-первой половины XX веков Проблема воспитания детей в семье в русской педагогике второй половины XIX-первой половины XX веков Проблема воспитания детей в семье в русской педагогике второй половины XIX-первой половины XX веков Проблема воспитания детей в семье в русской педагогике второй половины XIX-первой половины XX веков Проблема воспитания детей в семье в русской педагогике второй половины XIX-первой половины XX веков Проблема воспитания детей в семье в русской педагогике второй половины XIX-первой половины XX веков Проблема воспитания детей в семье в русской педагогике второй половины XIX-первой половины XX веков Проблема воспитания детей в семье в русской педагогике второй половины XIX-первой половины XX веков Проблема воспитания детей в семье в русской педагогике второй половины XIX-первой половины XX веков Проблема воспитания детей в семье в русской педагогике второй половины XIX-первой половины XX веков Проблема воспитания детей в семье в русской педагогике второй половины XIX-первой половины XX веков Проблема воспитания детей в семье в русской педагогике второй половины XIX-первой половины XX веков
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Зелевская Наталья Анатольевна. Проблема воспитания детей в семье в русской педагогике второй половины XIX-первой половины XX веков : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Рязань, 2003 169 c. РГБ ОД, 61:04-13/875

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы воспитания детей в семье в философско-педагогической мысли ученых России второй половины XIX - первой половины XX веков 13

1.1. Анализ и характеристика категориального аппарата исследуемой проблемы 13

1.2. Педагогические ценности воспитания детей в семье в контексте светской и православной педагогической культуры России 27

1.3. Социально-педагогические условия и этапы развития социально-воспитательной функции русской семьи в исследуемый период 57

Резюме 83

Глава 2. Концептуальные идеи воспитания детей в семье в трудах отечественных мыслителей второй половины XIX - первой половины XX веков и предпосылки их дальнейшего развития в условиях современной России 86

2.1. Концептуальные философско-педагогические идеи воспитания детей в семье в контексте светской и православной педагогической культуры России исследуемого периода 86

2.2. Анализ и характеристика теории и практики воспитания детей в семье в современной России ... 115

2.3. Предпосылки и факторы развития концептуальных идей семейного воспитания отечественных мыслителей второй половины XIX - первой половины XX веков в решении современных проблем семейного воспитания в России 128

Резюме 140

Заключение 143

Список литературы 148

Приложения 167

Введение к работе

В начале третьего тысячелетия под угрозой исчезновения находится сама колыбель человечества, первооснова его духовной культуры - семья. Радикальные изменения, произошедшие в российском обществе за последние десятилетия, драматическим образом повлияли на судьбу семьи. Об этом свидетельствуют такие явления нашей жизни, как сокращение населения, рост числа разводов и незарегистрированных браков, малодетность семей, отказ от детей, беспризорность. Причины этих явлений носят духовный, социально-экономический, психологический характер.

Одной из главных причин распада современной семьи является духовный кризис, переживаемый нашим народом. Великий русский философ первой половины XX века И.А. Ильин назвал свое время эпохой «бессовестности, бесчестия, карьеризма и цинизма». Он писал: «В такие эпохи священное естество семьи не находит себе больше признания и почета в человеческих сердцах, им не дорожат, его не берегут, его не строят» [64, С. 200]. В наше время такое положение семьи еще более усугубилось. Происходит девальвация семейных ценностей, снижается социальная значимость материнства и отцовства. В силу экономической нестабильности в России большинство населения живет за чертой бедности, что порождает у многих неуверенность в завтрашнем дне и не только не способствует укреплению семьи, но и удерживает от ее создания. Нынешние молодые люди часто оценивают свою будущую жизнь относительно успешной карьеры в обществе, а перспектива создания крепкой семьи, как главной задачи и основы бытия, не является предметом их забот. Самым трагичным следствием духовного кризиса в обществе является растущая безнравственность молодого поколения в отношении к целомудрию и, следовательно, к ценностям семейной культуры России.

(#

4 Как известно, «стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влияний, и от внутреннего взаимодействия» [82, С. 231]. В настоящих социально-экономических условиях внешние влияния не способствуют гармоничному внутреннему взаимодействию в семье. Преобладающие в современном мире агрессивные отношения все больше проникают в семью и способствуют разобщенности между ее членами. Вместе с тем, основы будущей духовно богатой личности ребенка закладываются именно в семье. По словам И.А.Ильина, семья является не только первичным лоном человеческой культуры, где ребенок учится любить, верить и жертвовать, но и первоначальной ячейкой духовности, от которой человек должен подняться «к дальнейшим формам человеческого духовного единения - родине и государству» [64, С. 199]. Таким образом, семья как социальный институт воспитания обладает богатейшим духовным потенциалом, что предполагает осмысление путей его наиболее полной реализации.

Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко писал: «Семья —
важнейшая область, где человек проходит свой первый общественный
(4* путь» [113, С. 116]. Иными словами, социализация детей начинается

именно в семье в процессе усвоения ими родного языка, обычаев и традиций своего народа, самопознания, приобретения навыков общения, эмоционально-психического и интеллектуального развития. Именно в семье ребенок впервые проявляет свое нравственное лицо, и от того каким оно будет, во многом зависит от ценностной ориентации семьи. Отсюда, вопрос о выявлении ценностных оснований семейного воспитания приобретает актуальное значение.

С*

За последнее время в общественном сознании нашего народа произошли сдвиги в сторону более пристального внимания к проблемам семьи и семейного воспитания. Это, в частности, выразилось в том, что в ряде диссертаций последних лет исследовалась проблема семейного воспитания, и было высказано немало интересных идей относительно

5 путей ее решения. Так, ученые исследовали возможности совершенствования подготовки педагогических кадров к взаимодействию с семьями дошкольников и школьников (Шостакович О.А., Клушина Н.П., Рассказова Н.П., Ушенина Т.Н. и др.), анализировали опыт народной педагогики и возможности его эффективного использования в семейном воспитании (Ахмерова Н.М., Кущетерова Ф.Т., Хузина А.Г., Кесаева Р.Э., Баринова Т.М. и др.), изучали различные аспекты влияния семейного воспитания на становление личности ребенка (Шаграева О.А., Дугарова Э.Л., Азарова Л.Н., Ерещенко Ю.В. и др.). Наиболее значимыми для нашего исследования являются работы, рассматривающие процесс становления теории и практики семейного воспитания в различные периоды истории нашего государства (Даведьянова Н.С., Гранкин А.Ю., Трошина СВ., Марковичева Е.В., Борисова Е.В., Золотарева О.А. и др.).

Вместе с тем, анализ работ по данной проблеме показал, что проблема семейного воспитания остается недостаточно изученной. В частности, не выявлена система педагогических ценностей семейного воспитания в понимании как светской, так и православной педагогической культуры; не выявлены концептуальные философско-педагогические идеи семейного воспитания в представлении отечественных мыслителей прошлого и не определены предпосылки их развития в условиях современного российского общества.

Поскольку диалог с прошлым позволяет увидеть историческую глубину многих проблем современности, обнаружить содержательную и технологическую составляющие деятельности по их разрешению, то необходимо обратиться к исследованию проблемы семейного воспитания в развитии философско-педагогической мысли России во второй половине XIX - первой половине XX веков. В этот период на фоне судьбоносных социально-демократических преобразований в жизни страны семья приобретала новые социальные роли, а устойчивый рост общественного интереса к вопросам воспитания и стремительное развитие отечественной

философско-педагогической мысли создавали предпосылки для совершенствования практики семейного воспитания в России на основе органического синтеза ценностей светской и православной педагогической культуры.

Таким образом, существующие в современном обществе противоречия - между необходимостью восстановления системы педагогических ценностей семейного воспитания и их девальвацией; между низким воспитательным потенциалом современной семьи и острой необходимостью его повышения; между наличием в русской педагогике идей семейного воспитания и их недостаточной востребованностью в настоящее время - определили проблему научного исследования: каковы концептуальные философско-педагогические идеи воспитания детей в семье в контексте педагогической культуры России второй половины XIX - первой половины XX веков и каковы предпосылки и факторы их развития в решении современных проблем семейного воспитания в России.

Объект исследования - развитие русской философско-педагогической мысли во второй половине XIX - первой половине XX веков.

Предмет исследования - воспитание детей в семье в русской философско-педагогической мысли второй половины XIX - первой половины XX веков.

Цель исследования — выявить концептуальные философско-педагогические идеи воспитания детей в семье в трудах отечественных мыслителей второй половины XIX - первой половины XX веков и обосновать предпосылки и факторы их развития в решении современных проблем семейного воспитания в России.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что использование метода сравнительно-исторического анализа развития философско-педагогической мысли отечественных ученых второй

7 половины XIX - первой половины XX веков в контексте светской и православной педагогической культуры России позволит выявить концептуальные философско-педагогические идеи семейного воспитания и обосновать предпосылки и факторы их развития в решении современных проблем семейного воспитания в России.

Задачи исследования:

1) проанализировать категории семейного воспитания в
отечественной педагогической культуре второй половины XIX — первой
половины XX веков;

2) определить педагогические ценности семейного воспитания в
контексте светской и православной педагогической культуры России
исследуемого периода;

3) рассмотреть социально-педагогические условия и этапы развития
социально-воспитательной функции русской семьи в исследуемый период;

  1. выделить и проанализировать концептуальные философско-педагогические идеи семейного воспитания в представлении отечественных мыслителей исследуемого периода;

  2. обосновать предпосылки и факторы развития концептуальных философско-педагогических идей семейного воспитания в решении современных проблем воспитания детей в семье.

Методологическую основу исследования составляют: философские положения о всеобщей связи, целостности, взаимозависимости явлений и процессов окружающего мира; о биологической, психической, духовной и социальной сущности человека; о человеке как субъекте общественных отношений. Ведущими методологическими ориентирами избраны: аксиологический подход, рассматривающий человека как высшую ценность общества, а воспитание - как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей; биографо-

8 хронологический подход к изучению персоналий, предполагающий зависимость взглядов изучаемого автора от контекста эпохи и личностно-биографических особенностей; единство системного и целостного подходов в рассмотрении педагогических процессов; идеи педагогической антропологии; идеи христианской антропологии; рассмотрение исторического опыта в качестве возможного основания для решения проблем современности.

Методы исследования: сравнительно-исторический, ретроспективный и перспективный анализ историко-педагогических и теоретико-педагогических источников; систематизация и классификация; теоретическое моделирование основных положений изучаемой проблемы.

Источники исследования: философское и педагогическое наследие видных отечественных ученых; научные исследования по истории педагогики; историко-педагогическая и мемуарная литература; материалы периодической печати.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Ключевым категориальным понятием, методологически необходимым для решения проблемы воспитания детей в семье, является понятие «педагогические ценности семейного воспитания», которые следует понимать как духовно-нравственные ориентиры, отражающие воспитательный идеал и определяющие цели, содержание, методы, средства и условия семейного воспитания. Определение педагогических ценностей семейного воспитания и их классификация на личностные (вбирающие в себя личностные качества, соответствующие воспитательному идеалу) и ценности воспитательной деятельности (определяющие содержание, условия, средства и методы воспитания детей в семье) позволяют на аксиологическом уровне придать необходимую направленность совершенствованию современной теории и практики семейного воспитания в России.

2. Ценностный идеал, к которому стремится светское и
православное семейное воспитание, есть свободная, духовная, самобытная,
самодеятельная, активно участвующая в жизни общества личность,
патриот. Системообразующими педагогическими ценностями семейного
воспитания являются: духовно здоровая крепкая семья, любовь, теплота
семейных отношений, уклад семейной жизни, неприкосновенность
личности, свобода деятельности и творческого проявления, единство,
сознательность и целенаправленность воспитательного влияния обоих
родителей, положительный пример родителей, труд, патриотизм,
дисциплина, национальная культура, родной язык, природа, игра.

  1. В концептуальных философско-педагогических идеях семейного воспитания отечественных ученых второй половины XIX - первой половины XX веков представлен целостный процесс развития личности ребенка, дана характеристика основных сторон воспитания детей в семье и определены соответствующие задачи: духовно-нравственное воспитание; национально-патриотическое воспитание; социальная ориентация подрастающего поколения; развитие детской индивидуальности.

  2. Предпосылками развития концептуальных идей отечественных ученых второй половины XIX - первой половины XX веков в решении современных проблем воспитания детей в семье выступают: необходимость разработки современной теории семейного воспитания; потребность в создании педагогических условий для духовного оздоровления современной семьи; необходимость активизации факторов повышения воспитательного потенциала семьи; потребность в восстановлении востребованности отечественной системы педагогических ценностей семейного воспитания, центрированной на приоритеты национального воспитания.

  3. Факторами развития концептуальных идей семейного воспитания в современных условиях выступают: дальнейшее их исследование в

10 контексте светской и православной педагогической культуры; актуализация ценностей семейного воспитания в общественной жизни; формирование приоритета духовно-нравственных ценностей как необходимого условия духовного оздоровления семьи; целенаправленное просвещение родительской общественности.

Научная новизна исследования заключаются в том, что в нем:

- определено категориальное понятие «педагогические ценности семейного
воспитания» и дана их классификация;

- выделены и охарактеризованы системообразующие педагогические
ценности семейного воспитания в педагогической культуре России;

- раскрыты концептуальные философско-педагогические идеи семейного
воспитания в контекстном ракурсе светской и православной
педагогической культуры.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

охарактеризованы социально-педагогические условия и этапы развития социально-воспитательной функции семьи в России во второй половине XIX - первой половине XX веков;

обоснованы теоретические предпосылки развития концептуальных идей семейного воспитания в решении современных проблем воспитания детей в семье;

- определены факторы перспективного развития теории и практики
семейного воспитания в России.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в диссертации результаты могут быть использованы: при изучении курса «История образования и педагогической мысли» и курсов по выбору в образовательном процессе педагогического вуза; в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров; при разработке содержания семейного воспитания и организации системы просвещения родительской общественности.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1999-2001): изучение теоретической разработанности темы исследования; определение объекта, предмета, цели, задач, гипотезы исследования; анализ категориального аппарата исследуемой проблемы.

Второй этап (2001-2002): исследование развития русской педагогики
во второй половине XIX - первой половине XX веков; определение
педагогических ценностей семейного воспитания; анализ концептуальных
(& философско-педагогических идей семейного воспитания.

Третий этап (2002-2003): анализ современной теории и практики воспитания детей в семье; обоснование предпосылок и факторов развития концептуальных философско-педагогических идей семейного воспитания в контексте современности; обобщение и систематизация данных исследования.

Достоверность и обоснованность полученных выводов обеспечиваются использованием методологических принципов исследования, разработанных в философской, психологической и педагогической науке; основные выводы исследования являются результатом сравнительно-исторического, ретроспективного и перспективного видов анализа развития философско-педагогической мысли отечественных ученых второй половины XIX — первой половины XX веков и современной педагогической науки.

Апробация и внедрение результатов исследования

осуществлялись посредством: обсуждения выступлений диссертанта на
Всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях
по проблемам воспитания детей и публикации выводов исследования в
сборниках научных трудов участников конференций, проходивших в
городах Рязани, Ельце, Санкт-Петербурге (2000 - 2003 гг.); публикации
(*^ учебно-методического пособия «Семейный альбом» (2003 г.); внедрения

результатов исследования в образовательный процесс РГПУ при

12 изучении курса «История образования и педагогической мысли»; использования материалов исследования в работе лектория для родителей, организованного при Рязанском Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей ДЮЦ «Надежда»; внедрения результатов, полученных диссертантом, в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы № 40 города Рязани в ходе преподавания факультатива для старшеклассников в рамках курса «Этика и психология семейной жизни».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений.

Анализ и характеристика категориального аппарата исследуемой проблемы

Выявление концептуальных философско-педагогических идей воспитания детей в семье в представлении отечественных ученых второй половины XIX - первой половины XX веков, а также обоснование предпосылок развития этих идей в решении современных проблем семейного воспитания предполагает анализ и категориальную характеристику ключевых понятий исследуемой проблемы: семья; духовно-нравственные основы семьи; семейное воспитание; содержание воспитания в семье; средства, методы, условия семейного воспитания; уклад семейной жизни; традиции в семейном воспитании; педагогические ценности воспитания детей в семье. Данные категории требуют всестороннего осмысления не только с позиций разных человековедческих наук, но и в контексте как светской, так и православной педагогической культуры, поскольку проблема семейного воспитания связана с фундаментальными вопросами человеческого бытия.

Многообразие существующих определений семьи объясняется наличием различных подходов к ее исследованию. В толковом словаре русского языка под редакцией профессора Д.И. Ушакова «семья» представлена как «группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе» [175, С. 146]. В философском энциклопедическом словаре понятие семьи дается шире и определяется (по К. Марксу и Ф. Энгельсу) как «основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» [195, С. 602]. В кратком социологическом словаре семья рассматривается как «социальная система», которая «характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками» [92, С.301].

В контексте гуманистической педагогики второй половины XIX века мы находим определение семьи у педагога-психолога А.Н. Острогорского: «Нормальная семья представляется нам союзом, в котором, при всей индивидуальности ее членов, царят дружественные отношения, взаимная поддержка и помощь, неразделимость радостей и горестей, - словом, совместный труд с целью сделать жизнь и лучше, и легче» [132, С. 299].

Историк педагогики П.Ф. Каптерев, осуществивший на рубеже XIX -XX веков всесторонний анализ истории русского воспитания, дает следующее определение семьи: «Христианская семья есть организация не на началах подчинения и строгости как ветхозаветная, а на началах любви, взаимной помощи, относительного равенства и свободы всех членов семьи» [72, С. 67].

Исходя из религиозного понимания сущности семьи и ее предназначения, философ В.В. Розанов называет семью нравственной основой общества и считает, что «семья есть настоящее духовное отечество наше» [149, С. 65]. Близкий подход к определению семьи обнаруживается у И.А. Ильина, который утверждает, что «семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры; и прежде всего родины» [64, С. 215].

Богослов В.В. Зеньковский рассматривает семью как естественную форму соборности, подчеркивая, что уже в семье человек осознает невозможность обособленности своей духовной жизни от других. Философ отмечает: «Простейшей, но и важнейшей формой социального объединения является семья, наиболее глубоко несущая в себе тайну нашего софийного единства со всем человечеством» [61, С. 89]. Поскольку в многовековых традициях русской православной культуры создание крепкой здоровой семьи занимает одно из главных мест, то необходимо также рассмотреть определение семьи с позиций ценностей православия. С точки зрения православной педагогической культуры брачный союз мужчины и женщины является добровольным, благословляется Самим Творцом и является священным и неделимым. Со страниц Священного Писания к нам пришло выражение: «семья - малая . Церковь». Создают домашнюю Церковь любящие друг друга мужчина и женщина, которых объединяет живая вера в Бога. Условием христианского брака является добрачное целомудрие супругов и их взаимная верность. Православный взгляд на семью выражен в определении священника Глеба Каледы: «Брак свят, когда он, освященный Церковью, охватывает все три стороны человеческой жизни - тело, душу и дух, когда любовь супругов помогает им духовно возрастать и, когда их любовь не замкнута на себе, но, трансформируясь, распространяется на детей и согревает окружающих» [67, С. 19].

Педагогические ценности воспитания детей в семье в контексте светской и православной педагогической культуры России

Педагогика семейного воспитания в России во второй половине XIX — первой половине XX веков может быть представлена исследованием педагогических ценностей воспитания детей в семье в контексте светской и православной педагогической культуры России рассматриваемого периода. Системный анализ педагогических ценностей семейного воспитания позволит выявить то общее и различное, что было характерным для светской и православной педагогической культуры при рассмотрении сущности человека и целей его воспитания в исследуемый период.

На протяжении веков традиционная русская педагогика развивалась на основах православной культуры, стержнем которой является христианская антропология. Источниками утверждений в христианской антропологии служат Священное Писание, святоотеческие творения, труды православных психологов, педагогов, религиозных философов.

Христианская антропология исходит из представления человека как образа и подобия Божия, который являет собой абсолютную ценность и рассматривается как вершина Божественного творения. В.В. Зеньковский по этому поводу отмечает: «Православное сознание исходит по существу в понимании человека из глубокого чувства его ценности. Радость о человеке, живое ощущение образа Божия в нем, благословение бытию в нем открывающемуся - это пасхальное восприятие света и добра в человеке в Православии так сильно, что в нем тонет даже грех и ложь» [61, С.40]. Из этого следует, что в христианской антропологии идея самоценности человека является основополагающей.

Христианская антропология дает всеохватный образ человека, основанный на его трехсоставной сущности. Иерархическая конституция человека рассматривается в христианской антропологии как единство трех его сторон: духа, души и тела. Эта иерархичность состоит в примате духовного начала над всеми другими сторонами жизни человека. Данная идея получила свое развитие в наставлениях святых отцов и учителей русской православной Церкви во второй половине XIX — первой половине XX веков. Так, святитель Феофан Затворник Вышенский утверждал, что все стороны жизни человека (духовная жизнь, душевная и телесная) являются естественными и неотъемлемыми проявлениями его бытия, и на какой бы ступени своего духовного развития не находился человек он всегда имеет свободу выбора в своем движении вверх или вниз: «Человек всегда свободен. Свобода дана ему вместе с самосознанием, и вместе с ним составляет существо духа и норму человечности» [194, С. 43].

Согласно епископу Феофану, дух является характеристической чертой человека и представляет собой ту силу, «которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая его сотворение» [194, С. 31]. В соответствии с христианским учением, существует три проявления жизни духа: страх Божий, совесть и жажда Бога. Страх Божий проявляется в человеке как вера в существование верховного существа, создавшего все сущее, осознание его величия и своей зависимости от него. Совесть есть та сторона духа, которая указывает человеку путь праведной жизни в соответствии с законами Бога. Жажда Бога выражается в неудовлетворенности духа земным, преходящим и в его стремлении к небесному, вечному. Из вышесказанного следует, что, по мнению православного ученого, системообразующими педагогическими ценностями, интегрирующими в себе все другие, в том числе и ценности воспитания детей в семье, выступают: развитие в человеке духа, которое невозможно без развития его свободы и самосознания; воспитание веры в Бога и признание его заповедей как основ устроения своей жизни среди других людей; воспитание совести как руководителя на пути правильной жизни; стремление к самосовершенствованию в целях служения ближнему. Святитель Феофан учит, что душа человека, являясь по своей природе животной, вследствие соединения ее с духом, поднимается на более высокую стадию, богатеет во внутреннем содержании, т.е. одуховляется. Проявления этого одуховления видны во всех сторонах жизни души - мысленной, деятельной и чувствующей. Святитель так разъясняет пути возрастания души: «В мысленной части от действия духа является в душе стремление к идеальности... В деятельной части от действия духа является желание и производство бескорыстных дел, или добродетелей... В чувствующей части от действия духа является в душе стремление и любовь к красоте» [194, С. 37-39]. Таким образом, православный ученый указывает на необходимость единства воспитательного воздействия на «мысленную», «деятельную» и «чувственную» сферы жизни человека. По сути, это есть воспитание ума, воли к деятельности и чувств в их непосредственной взаимосвязи. Исключение одного из них есть нарушение естественного процесса воспитания человека. Здесь очевидна выведенная ученым закономерность эффективного воспитательного влияния на личность. В наставлениях Феофана Затворника раскрывается важная для православной педагогики идея о трех сторонах человеческой жизни: «...по естественному назначению человек должен жить в духе, духу подчинять и духом проникать все душевное, а тем паче телесное, - а за ними и все свое внешнее, т.е. жизнь семейную и общественную» [194, С. 46]. Эта идея христианской антропологии о действенной соотнесенности всех сторон жизни человека с его духовным началом является основополагающей для православной педагогической культуры.

Концептуальные философско-педагогические идеи воспитания детей в семье в контексте светской и православной педагогической культуры России исследуемого периода

В трудах отечественных ученых второй половины XIX - первой половины XX веков через призму философско-педагогического осмысления раскрывается совокупность теории, практики и многовекового опыта семейного воспитания в России. Анализ философско-педагогического наследия отечественных мыслителей позволяет выделить концептуальные идеи семейного воспитания, наиболее полно отражающие основные направления развития проблемы воспитания детей в семье в отечественной педагогической культуре исследуемого периода.

В центре внимания отечественной философско-педагогической мысли всегда были личность и истоки ее духовно-нравственного совершенствования. Так, К.Д. Ушинскии, высказывая мысль о том, что «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [183, С. 431], придавал первостепенное значение «образованию души» человека. Развивая мысль великого педагога, православный философ И.А. Ильин, пришел к выводу о том, что истоки душевного и духовного здоровья человека находятся в первоначальной ячейке духовности, семье. Анализируя этапы духовного роста ребенка, философ выводит концептуальную идею духовно-нравственного становления личности ребенка в условиях семейного воспитания. Определяя главную задачу семьи как духовное воспитание детей, И.А. Ильин указывает на важнейшее условие выполнения этой задачи: «ребенок должен иметь в своей семье очаг любви и счастья. Только тогда он сможет развернуть свои нежнейшие и духовнейшие способности» [64, С. 202]. Характеризуя детство как самое счастливое для ребенка время органической непосредственности, повышенной доверчивости, обостренной впечатлительности, душевной чистоты, искренности, бескорыстной доброжелательности, философ подчеркивает, что «чем любовнее и счастливее была родительская семья, тем больше этих свойств и способностей сохранится в человеке, ... тем неповрежденнее останется его душевный организм» [64, С. 202]. Философ утверждает, что такое важнейшее условие воспитания духовной личности, как счастливая семья, возникает только из духовной любви родителей, готовых во что бы то ни стало стать единым организмом и сохранить это единство не столько перед людьми, сколько перед Богом, в чем и заключается глубокий смысл христианского брака.

Определяя «дух» как «силу самоопределения к лучшему», И.А.Ильин высказывает убеждение в том, что «человеку от природы присуща способность распознавать и отличать духовное, а также склонность принимать дух и включать его в свою жизнь» [64, С. 308]. Вследствие этого, как отмечает философ, духовно-нравственное становление личности ребенка должно начинаться с его духовного пробуждения, а для этого необходимо, чтобы в семье «ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях» [64, С. 207]. Иными словами, философ выводит мысль о том, что духовное пробуждение ребенка происходит посредством религиозного воспитания. Через воспитание веры у ребенка ему постепенно открываются красота и величие природы, благородная радость истинного искусства, сочувствие к страдающим, любовь к ближнему, сила совестного акта, мужество национального героя, творческая жизнь национального гения, молитвенное обращение к Богу [64, С. 207]. Главное, подчеркивает философ, чтобы, получая доступ к духовному опыту во всем его многообразии, «ребенок, возрастая и входя в пору зрелости, привык искать и находить во всем некий высший смысл», и отзываться на происходящие события «и сердцем, и волей, и делом» ]64, С. 208]. Таким образом, И.А.Ильин указывает ценностные ориентиры воспитания духовной личности, а именно: воспитание веры, пробуждение сердца, раскрытие совести, развитие деятельной воли.

Анализ и характеристика теории и практики воспитания детей в семье в современной России

Определение предпосылок и факторов развития концептуальных философско-педагогических идей отечественных мыслителей второй половины XIX - первой половины XX веков в решении современных проблем семейного воспитания предполагает анализ и характеристику теории и практики воспитания детей в современной российской семье.

К началу XXI столетия теория и практика отечественной педагогики семейного воспитания претерпела значительные изменения, сущность которых становится понятной в контексте тенденций развития проблемы семейного воспитания в России, начиная с 50-х гг. XX века до настоящего времени. В период развивающегося и развитого социализма в СССР продолжился процесс отчуждения женщины от воспитания детей параллельно с отчуждением детей от семьи. Это происходило, главным образом, по причине большой востребованности женского труда на производстве и в социальной сфере, а также в результате продолжившейся тенденции в сторону общественного воспитания. В. Вершинин подчеркивает, что «государство при этом решало сразу две задачи: получало дополнительные рабочие руки и одновременно прибирало к рукам весьма ранний период социализации новых поколений через систему государственных (и только государственных) детских дошкольных учреждений» [36, С. 20]. Отрицательными последствиями такого раннего общественного воспитания были «запрограммированная одинаковость личностей, усредненный темп развития, бесконечный круговорот инфекционных заболеваний» [36, С. 21]. Это подтолкнуло энтузиастов к исследованию резервных возможностей семьи в воспитании и обучении детей (например, опыт семьи Никитиных). Поиск альтернативных путей воспитания вне общественных дошкольных организаций совпал с распадом Советского Союза, началом кризисных явлений во всех сферах нашей жизни, в результате чего семья осталась со своими проблемами без поддержки со стороны общественных организаций и государства.

В современной теории семейного воспитания семья рассматривается как «самоорганизующаяся среда воспитания детей» (М.М. Прокопьева), в которой «внутрисемейные отношения и уклад семейной жизни функционируют с опорой на трудовые, социальные, культурные и духовные ценности, образуя семейно-родовые традиции», являющиеся мощным фактором семейного воспитания [144,С6]. Сущностными чертами самоорганизации семьи выступают самостоятельность, целеустремленность, осознанность, планомерность и систематичность ее воспитательного влияния. При этом ориентация семейного воспитания на духовные ценности рассматривается как главное условие развития и саморазвития личности [144,С6]. Однако анализ работ современных педагогов по проблеме семейного воспитания не обнаруживает конкретного определения педагогических ценностей и их содержательных составляющих, на которые необходимо ориентироваться в воспитании детей в современной российской семье.

В современной семейной педагогике И.П.Подласый выделяет принципы воспитания и дает им характеристику: принцип креативности, предполагающий свободное развитие способностей детей; принцип гуманизма, подразумевающий признание личности в качестве абсолютной ценности; принцип демократизма, предусматривающий установление равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми; принцип гражданственности, предполагающий осознание места своего «Я» в обществе; принцип ретроспективности, позволяющий осуществлять воспитание на традициях народной педагогики; принцип приоритетности общечеловеческих ценностей [141,С237]. Однако сущностное определение каждого из принципов неконкретно, что затрудняет осуществление целенаправленного педагогического действия со стороны родителей и педагогов. Анализ теоретических идей современной семейной педагогики обнаруживает несовпадение теории и практики семейного воспитания, в которых обозначился ряд проблем и тенденций.

Преобладание агрессивных отношений в современном мире привели к обострению противоречий между личностью, семьей и социумом. В этой связи ученые указывают на активизацию защитно-восстановительной, стимулирующей функции семьи, на возрастание потребности ребенка в моральной поддержке, психологическом комфорте и признании его как личности именно в семье: «чем напряженнее и опаснее становится внешний по отношению к семье мир (а сегодня он движется именно в этом направлении), тем значимее защитно-покровительственное влияние семейного социума» [35,С26]. С другой стороны, современная российская семья, испытывая сильнейшее давление со стороны социума, «ведет неустанный поиск путей органичного включения в изменившуюся действительность» [51,С34]. Результатом такого поиска является активное включение семьи в предпринимательскую деятельность, что позволяет надеяться на повышение экономической стабильности семьи как хозяйственной единицы общества, и, следовательно, на укрепление как ее социального статуса, так и ее воспитательного потенциала.

Похожие диссертации на Проблема воспитания детей в семье в русской педагогике второй половины XIX-первой половины XX веков