Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические взгляды Зайниддина Хусайна Воиза Кошифи в контексте современных проблем воспитания Гафурова, Дилором Джаборовна

Педагогические взгляды Зайниддина Хусайна Воиза Кошифи в контексте современных проблем воспитания
<
Педагогические взгляды Зайниддина Хусайна Воиза Кошифи в контексте современных проблем воспитания Педагогические взгляды Зайниддина Хусайна Воиза Кошифи в контексте современных проблем воспитания Педагогические взгляды Зайниддина Хусайна Воиза Кошифи в контексте современных проблем воспитания Педагогические взгляды Зайниддина Хусайна Воиза Кошифи в контексте современных проблем воспитания Педагогические взгляды Зайниддина Хусайна Воиза Кошифи в контексте современных проблем воспитания
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гафурова, Дилором Джаборовна. Педагогические взгляды Зайниддина Хусайна Воиза Кошифи в контексте современных проблем воспитания : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Гафурова Дилором Джаборовна; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т пед. наук Акад. пед. наук Респ. Таджикистан].- Душанбе, 2010.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1623

Введение к работе

Актуальность темы исследования

В современных условиях развития Таджикистана понимание своеобразия национальной культуры, целостное восприятие богатства духовных ценностей своего народа невозможно без глубокого изучения проблем образования и педагогической мысли прошлого. Возрастающий интерес к таджикскому педагогическому наследию прошлого обусловлен вполне осознанной необходимостью восполнить пробел в объективном научном исследовании, имеющем особое значение в развитии национальной культуры и концептуальном осмыслении того, что было внесено выдающимися персидско-таджикскими мыслителями в развитие педагогики.

Подобные исследования способствуют формированию целостного и объективного представления о характере и направленности педагогических поисков в интеллектуальной среде мыслителей прошлых столетий, что может оказаться полезным в решении современных проблем обучения и воспитания подрастающего поколения.

Суверенное таджикское общество после приобретения независимости идёт по пути строительства демократического, правового и светского государства. В этих условиях стремительно растет национальное самосознание и тяга к своим идейным истокам. Как отметил Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, «...только через познание исторического прошлого, через национальное самосознание можно определить будущее новых поколений... И нам, таджикам, с приобретением политической независимости, важно проанализировать своё давнее и ближайшее прошлое, вынести уроки из истории, определить своё место и роль в мировом сообществе».

В этом плане раскрываются «белые пятна» в истории общественно-культурной жизни таджикского народа. В связи, с чем возникла возможность взглянуть по-новому на национальное, духовное наследие и культуру, образование и воспитание.

История - память народа, черпая из неё мудрость, она получает новую силу для социального развития и продвижения в будущее. В этом отношении особый интерес вызывает наследие одного из наиболее ярких представителей персидско-таджикской педагогической мысли Хусайна Воиза Кошифи.

Разработанные мыслителем основные принципы воспитания и обучения являются мощным стимулом в формировании национальной культуры, совершенствовании школьного образования и воспитания Исследование данной проблемы позволит расширить и обогатить курс истории, педагогики и образования в республике. Очевиден тот факт, что формирование сознания подрастающего поколения без учета национального и культурного наследия народа может оказать обратное влияние на этот процесс.

Изучение литературно-педагогического наследия Хусайна Воиза Кошифи проливает свет на многие стороны воспитания и обучения средневекового восточного общества. Как один из выдающихся моралистов XV в. в своих произведениях он раскрывает внутренний мир человека и даёт важные рекомендации по его воспитанию. Неслучайно, о его творчестве восторженно отзывались многие выдающиеся иранские мыслители, а его имя и произведения включены в многочисленные литературные антологии, в школьные учебники Республики Таджикистан. Кроме того, его педагогическое наследие о воспитании подрастающего поколения оказало огромное влияние на литературно-педагогическую мысль последующих поколений персоязычных мыслителей.

Степень научной разработанности проблемы. В научно-исследовательской литературе иранских народов имеется давняя

историческая традиция в изучении жизни и творчества выдающихся мыслителей прошлого, в том числе Хусайна Воиза Кошифи. Интерес к педагогическому наследию мыслителя проявился ещё при его жизни.

О нём писали общественный деятель, великий везир Алишер Навои, историк Хондамир, писатели и поэты Фахриддин Али Сафо, Абдуллах Кабули, Ходжи Халиф, Мухаммад Сурайа, Мирза Сафо и другие. В своих работах указанные мыслители попытались проанализировать некоторые аспекты жизненного пути и литературно-педагогической деятельности Кошифи, при этом уделяя особое внимания разработке литературных канонов поэтики и прозы, а также его проповеднической и ораторской деятельности.

Кроме того, учёными проведена определённая научно-исследовательская работа по анализу литературного творчества Хусайна Воиза Кошифи. Заслуживающими внимания для разработки данной темы являются научные труды востоковедов: Э.Брауна, Е.Э. Бер-тельса, Б.Гафурова, Е. Блоше, А. Деххуда, Р. Джафарийана, С. На-фиси, М. Муини, Р. Мусулмонкулова, М.Л. Рейспера, 3. Сафо, Ра-сула Ходизаде, Курбона Восе, Ч. Шеффера, Э. Эдварда, Г. Эте, М. Ахмедова, Д. Хушкадамова и др.

Эти учёные в своих работах проанализировали общественно-политическое и литературно-культурное развитие ираноязычных народов; определили общие и специфические особенности правления династии Тимуридов; вникли в историю культуры и общественно-политические мысли этого периода и выявили основные 4тенденции развития литературного творчества мыслителей этой эпохи, повлиявшие на процесс воспитания и обучения молодого поколения.

В Таджикистане значительный вклад в изучение литературно-педагогического творчества Хусайна Воиза Кошифи и педагогических идей прошлых мыслителей внесли З.В. Вазиров, М.К. Мирбо-

боев, М. Ахмедов, К. Восе, Д. Хушкадамов, X. Авзалов, Б. Рахимов, М. Лутфуллоев, Ф. Шарифзода, К.Б. Кадыров, С. Сулаймони и др.

В работе 3. В. Вазирова «Очерки социальной философии калама и футуввата» рассматриваются проблемы нравственности в «Фу-тувватномаи Султони» («Книга благородства султанов») Хусайна Воиза Кошифи. Придерживаясь морально-нравственного воспитания человека, в особенности, людей труда, в этой рамке рассматриваются проблемы свободного, разумного, воспитанного человека, а также принципы гуманизма, благожелательности, уважения учителя-наставника, родителей, родственников и друзей со стороны последователей футуввата (совершенных и благородных джентльменов).

В исследовании М. К. Мирбобоева «Этика Джалолиддина Даво-ни» даётся краткий обзор философско-этических воззрений Кошифи, касающихся проблем благополучия, совершенствования человека, справедливости, а также нравственных качеств правителя. Исследователь справедливо замечает, что Кошифи, опираясь на богатые социально-этические воззрения прошлого, разрабатывает этику правителей, царей, пронизанную идеями гуманизма. Своим учением мыслитель преследует цель улучшить жизнь бедняков, простого народа и благоустроить страну. Пути и средства к этому он видит, прежде всего, в просвещении, нравственном совершенствовании царя, строгом соблюдении им и государственными деятелями справедливых принципов.

Давлат Хушкадамов в работе «Этическое учение Хусайна Воиза Кошифи» анализирует некоторые аспекты философско-этического учения мыслителя. Автор проанализировал такие важные аспекты этики Кошифи, как сущность, принципы, нормы, идейные истоки, а также их воплощение в условиях социально-экономических, политических, правовых и культурных составляющих жизни персоя-

зычных народов Мовероуннахра, Хорасана и Ирана. Исследователь справедливо отмечает, что наряду с общими проблемами философии, политики, поэзии и суфизма большое значение поэт-мыслитель придавал разработке проблем этики.

В исследовании М. Ахмедова впервые проанализировано художественное наследие Хусайна Воиза Кошифи и показано их место в становлении персидско-таджикской художественной прозы, особенно, в развитии ритмизированного и рифмованного стиля в повествовательном жанре.

В кандидатской и докторской диссертации Курбона Восе анализируется течение джавонмарди в персидско-таджикской литературе. На основе достоверных литературных, исторических и философских источников автор выявляет сущность программы и концепцию джавонмарди в произведениях мыслителей Средневекового Востока, в том числе Хусайна Воиза Кошифи.

В работах учёных-педагогов X. Авзалова, Б. Рахимова, М. Лут-фуллоева, Ф. Шарифзода и других бегло рассматриваются вопросы педагогического наследия Хусайна Воиза Кошифи.

Безусловно, все перечисленные труды представляют определенный интерес, так как в них дана характеристика жизненного и творческого пути Хусайна Воиза Кошифи, описаны отдельные страницы его биографии, частично обозначены основные проблемы научных изысканий мыслителя, освещены отдельные аспекты его философских и педагогических воззрений. Несмотря на это, анализ историко-педагогической литературы, периодических педагогических изданий, диссертационных исследований даёт основание утверждать, что до настоящего времени не было выполнено самостоятельного исследования, рассматривающего педагогические идеи Кошифи.

Противоречие между актуальностью и значимостью данной проблемы для современной педагогической теории и практики, а

также недостаточная её разработанность в научно-педагогическом аспекте, определили выбор темы диссертационного исследования «Педагогические идеи Хусайна Воиза Кошифи в контексте современных проблем воспитания».

Целью исследования является анализ, обобщение и оценка педагогического наследия Хусайна Воиза Кошифи, выявление основных педагогических идей мыслителя и определение их значимости в развитии педагогической науки Таджикистана.

Объект исследования - процесс определения педагогических идей в трудах Кошифи.

Предмет исследования - педагогические взгляды и идеи Кошифи, их использование в практике обучения в современной общеобразовательной школе.

В основу исследования положена следующая рабочая гипотеза: объективная оценка педагогических идей Кошифи в деле обогащения и совершенствования учебно-воспитательной работы в школе позволяют разработать и внедрить концепцию национального школьного образования и воспитания, а также повысить уровень учебно-воспитательного процесса в современных условиях развития общества.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой рабочей гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

— проанализировать и выявить исторические, социально-
экономические, политические и культурные предпосылки, а также
литературные истоки формирования и развития педагогических
идей Хусайна Воиза Кошифи;

показать влияние мыслителя на процесс формирования и развития педагогической мысли последующих веков;

раскрыть и показать особенности педагогических взглядов Кошифи на воспитание и обучение подрастающего поколения;

— определить вклад Хусайна Воиза Кошифи в развитие национальной педагогики и наметить пути дальнейшего изучения и использования его педагогических идей в контексте требований современной образовательной системы.

Ведущие идеи исследования. Изучение и теоретический анализ педагогических идей мыслителя, выявление современных проблем воспитания. Значительное место в исследовании занимает анализ собственного педагогического опыта и работа с памятниками прошлого.

Методологической базой исследования являются положения диалектики общего, особенного и единичного, основополагающие идеи философии,нстории и социологии образования, культурологические и этнологические знания, а также положения, разработанные в трудах известных отечественных и зарубежных историков, востоковедов, педагогов, посвященных диалектическому единству анализа и синтеза как способов познания, роль принципа историзма в изучении современной постановки вопроса о специальном подходе к организации процесса воспитания и обучения, а также основополагающие законы, концепции и стандарты образования Республики Таджикистан, предполагающие изучение и использование наследия предшественников.

Методы исследования. Анализ литературных источников позволил рассмотреть отдельные направления исторического, социально-экономического, политического и культурного состояния, а также литературные истоки формирования и развития педагогических идей мыслителя; сравнительно-исторический анализ был использован при сравнении и изучении педагогических идей мыслителя; были применены методы беседы, интервьюирование, анкетирование и другие опросные способы. Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (2004-2005 гг.) - ознакомление с первоисточниками, научными материалами, отражающими состояние педагогической мысли таджиков в эпоху Тимуридов. Основное внимание было обращено на изучение истории общественно - политической, культурной и педагогической мысли XV в. и теоретическом обосновании исследуемой проблемы.

На втором этапе (2005-2006 гг.) были выявлены идейные истоки формирования и развития педагогических идей Кошифи на основе изучения его произведений; изучены литературно-педагогические, этические и политические взгляды и мысли отечественных учёных и восполнены пробелы, существующие в изучении педагогических идей в наследии таджикско-персидских мыслителей прошлых столетий. Анализ и оценка педагогических идей Кошифи позволили выделить ряд концепций и рекомендаций по воспитанию и образованию современной молодёжи.

На третьем этапе (2007-2009 гг.) были обобщены и систематизированы результаты проведенной научно-исследовательской работы, оформлены выводы и рекомендации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в ней впервые в истории таджикской педагогики:

даётся целостный анализ педагогических идей одного из известных мыслителей таджикского народа Хусайна Воиза Кошифи;

раскрыто значение наследия Кошифи в развитии национальной педагогической мысли таджикского народа;

определена роль и место педагогических учений Кошифи в воспитании современной молодёжи;

выявлены гуманистические и рационалистические идеи Кошифи о воспитании человека.

Теоретическая и практическая ценность исследования заключается в том, что она даёт возможность обогатить теорию и практику современной педагогической науки. Мы доказали обос-

нованность проблемы, методологические положения исследование, при этом подтвердив гипотезу и ведущие идеи научной работы.

Результаты исследования могут быть применены при разработке соответствующих тем лекционных курсов по общей педагогике, этнопедагогике, истории педагогики, методике воспитательной работы, спецкурсов, спецсеминаров, тематики курсовых и дипломных работ, при создании нового поколения школьных учебников, учебных пособий по истории школы и педагогики, а также воспитательной работе со школьниками и студентами. Достигнутые результаты исследования, рекомендации и выводы были применены в деятельности общеобразовательных школ городов Куляба, Душанбе, в Кулябском государственном университете имени Абуабдулло Рудаки, в Таджикском государственном институте языков имени Сотима Улугзода, использованы в работах зарубежных учёных, посвященных творчеству Кошифи.

Источниковедческую базу исследования составили:

  1. Литературно-педагогические труды Хусайна Воиза Кошифи в оригинале и в переводе, в особенности, «Анвори Сухайли» («Свет Канопуса»), «Ахлоки Мухсини» («Мухсинова этика»), «Футувват-номаи Султони» («Книга благородства султанов») и другие.

  2. Фундаментальные труды литературоведов, философов, историков и педагогов М. Ахмедова, Курбона Восе, Р. Мусулмонкуло-ва, 3. Вазирова, Д. Хушкадамова, М. Мирбобоева, В. В. Бартольда, Е. Э. Бертельс, Б.Гафурова, М. Орифи, А. Измайлова, М. Лутфул-лоева, X. Авзалова, Б. Рахимова, А. Пахлавонова, К. Б. Кодирова, Б. Кадырова и других, которые посвящены различным аспектам педагогических идей Кошифи.

  3. Антология педагогической мысли таджикского народа, таджикской прозы, Таджикская советская энциклопедия и др.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Всестороннее и глубокое изучение творческого наследия великих мыслителей, их педагогических идей дают возможность учесть их индивидуальные особенности и нравственные позиции в контексте созданных и написанных ими художественных произведений, которые в свою очередь, окажут позитивное влияние в процессе обучения и воспитания, качественном повышении уровня образовательного пространства.

  2. Творческое наследие и педагогические идеи Хусайна Воиза Кошифи представляют огромный интерес для анализа и рассмотрения состояния культуры и просвещения эпохи великого мыслителя. Его жизненный путь и педагогические идеи отражают основные тенденции состояния и развитая его времени, видения великого мастера художественного слова и мудрого наставника в формировании и развитии духовной жизни и культуры таджикского народа.

  3. Творческое использование педагогических идей Хусайна Воиза Кошифи имеют неоценимую роль в практике учебной и воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях страны, ибо они вытекают из нравственных постулатов и воззрений человека - поэта, писателя, мыслителя и мудреца. Его творческое наследие способствует воспитанию подрастающего поколения в духе благородства, взаимопомощи и взаимовыручки, оказания поддержки в трудные минуты жизни человека.

  4. Рекомендации великого мыслителя о методах воспитания и обучения, безусловно, являются важной предпосылкой для научно обоснованного подхода к решению многих актуальных и жизненно важных проблем воспитания и образования.

Достоверность и обоснованность результатов научной работы обеспечены изучением значительных литературных источников по истории, философии, литературным и педагогическим наукам. На-

учные материалы и выводы диссертационной работы внедрены в практическую деятельность общеобразовательных школ и педагогических вузов республики, а также применяются при чтении лекций на курсах повышения квалификации учителей, что свидетельствует об актуальности настоящей научной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования нашли отражение в научных статьях и трудах автора. Они изложены в период 2005-2009 гг. в НИИ педагогических наук Академии образования Республики Таджикистан, на научно-методических семинарах при кафедре педагогики и психологии Кулябского государственного университета имени Рудаки и Таджикского государственного института языков имени Сотим Улугзода. Результаты исследования в виде сообщений и докладов излагались на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава названных вузов. Существенным фактором апробации результатов исследования стала экспертная оценка и общественное обсуждение монографии автора, выпущенной НИИ педагогических наук АПН РТ «Педагогические идеи Кошифи». - Душанбе: Ирфон,2009.-130 с.

Структура и объём диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Содержание диссертации изложено на 151 странице компьютерного набора. Библиографический список насчитывает 161 наименование.

Похожие диссертации на Педагогические взгляды Зайниддина Хусайна Воиза Кошифи в контексте современных проблем воспитания