Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания Видов Станислав Владимирович

Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания
<
Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Видов Станислав Владимирович. Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Рязань, 2006.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-13/2856

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы духовно-нравственного воспитания в философско-педагогичсском наследии святителя Тихона Задонского 14

1.1. Проблема духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития отечественной философско-педагогической мысли 14

1.2. Теоретико-методологические основы педагогической антропологии в философско-псдагогических воззрениях святителя Тихона Задонского .. 34

1.3. Православная аксиология как фактор духовно-нравственного воспитания в учении святителя Тихона Задонского 51

Глава 2. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности в контексте философско-педагогических идей святителя Тихона Задонского и современных проблем воспитания 81

2.1. Система концептуальных идей о духовно-нравственном воспитании и развитии личности в педагогике святителя Тихона Задонского 81

2.2. Проблема духовно-нравственного воспитания в теории и практике современных образовательных программ 102

2.3. Предпосылки и педагогические ориентиры развития концептуальных философско-педагогических идей святителя Тихона Задонского в решении современных задач духовно-нравственного воспитания 124

Заключение 140

Список литературы 147

Приложения 168

Введение к работе

В современных условиях постоянных социальных изменений становится очевидным, что одной из ключевых проблем российского общества является его духовно-нравственное обновление. Преобразование всех сторон жизни молодого поколения оказывает определяющее воздействие на формирование его идеалов и ценностных ориентации. В общественном сознании общечеловеческие ценности, в условиях «духовного вакуума», постепенно заменяются псевдоценностями прагматического и меркантильного характера. На это указывает президент РАО Н.Д. Никандров, который видит подлинный кризис современного общества в угасании нравственности и подмене духовных ценностей [149, с. 3]. С ним согласен и Прокурор Российской Федерации В.В.Устииов: «.. .большинство наших проблем, какую бы сферу жизни не взяли, связаны с нравственностью. А точнее, — с её отсутствием» [228]. Однако нравственность в большей мере воспринимается как гражданская ответственность, законопослушность, социальная активность, направленная на улучшение собственного благосостояния. Такая позиция отражена в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: «Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда» [101, с. 5]. Одновременно с этим традиционные национальные идеалы Добра, Справедливости, Любви, Истины, Красоты нивелируются и искажаются, принципы, определяющие человеческое бытие, формируются стихийно, процесс воспитания перестает быть целенаправленным и зачастую не соответствует декларированной цели. В большинстве случаев умаляется значение вопроса разработки и внедрения в образовательный процесс духовно-нравственного воспитания.

Проблемы духовно-нравственного воспитания определяются еще и тем, что многие аксиологические понятия, необходимые для правильного восприятия цели воспитания, надолго были изъяты из области педагогических знаний. Традиционные идеалы, входящие в состав духовных ценностей личности, утратили в этих условиях свое исконное значение, непосредственно связанное с верой и религией, и потому не являются практически значимыми категориями в современном образовании и воспитании. Противоречие между социальной потребностью в нравственных людях, способных на позитивные преобразования в обществе, и пробелами в современной педагогической науке, связанными с теорией и практикой воспитания таких людей, определяет необходимость изучения отечественного фило со фско-педагогического наследия, освещающего вопросы духовно-нравственного становления и развития личности. Вместе с тем, проблемы духовной сущности человека, процесса его становления как полезного и полноценного члена общества являлись объектами пристального внимания ученых в различные исторические периоды развития философско-педагогической мысли.

В последнее время в отечественной педагогике наметилось существенное повышение интереса к наследию русских православных философов, антропологов, педагогов. Это обусловлено необходимостью научного поиска тех духовных идеалов, которые позволят ослабить социальную напряженность, положительно повлияют на систему современного отечественного воспитания. Учеными активно изучаются работы святителя Феофана Вышенского, святого праведного Иоанна Кронштадского, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, И.О. Лосского, К.Д. Ушинского, П.А. Флоренского, С.Л. Франка и других. Так, в 2000 г. была защищена диссертация Е.А. Карунина «Педагогическое наследие Сергия Радонежского (духовно-нравственный аспект)»; в 2003 г. - диссертация В.А. Калачевой «Гуманистическая направленность педагогических воззрений святителя Иоанна Златоуста в православной педагогике»; в 2004 г. -

диссертация А.В. Зайцевой «Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия Херсонского». Одновременно с историософским анализом персоналий Русской Православной Церкви, современные исследователи изучают вопросы общей христианской антропологии, аксиологии, психологии, культурологи, социологии. В 2000 году были защищены диссертация Ю.Б. Козловой «Проблемы влияния православия на духовно-нравственные процессы в российском обществе» и диссертация М.В. Махортовой «Духовно-нравственное воспитание личности на основе православной этики», в 2001 г. - диссертация В.А. Алексеевой «Русское православное мироотношение как феномен культуры» и диссертация Э.А. Чурсиной «Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики», в 2002 г. - диссертация Н.А. Пархоменко. «Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры», в 2003 г. - диссертация Н.Г. Лыковой «Возможности православного воспитания в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся», в 2004 г. - диссертация В.Е. Трухова «Педагогический аспект православно-ориентированной среды в отечественном образовании» и диссертация О.Б. Шелыгиной «Нравственное становление детей в православном семейном воспитании».

Эти работы являются результатом научных исследований многих педагогических школ. Елецкие ученые Е.П. Белозерцев, А.Е. Крикунов, И.Б. Стояновская, О.И. Тарасова, Э.А. Чурсина изучают влияние культурно-образовательной среды на формирование внутреннего мира человека [18; 107; 229; 249]. В состав этой среды входят образовательные учреждения, общественные и религиозные организации. Процесс становления мировоззрения человека рассматривается ими как включение его в культуру народа, цивилизации, неотъемлемой частью которой в России является православная вера. Проблемам духовной психологии посвящены также работы

Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, В.П. Зинченко, И.А.Ильина, Е.И. Исаева, Б.В. Ничипорова, В.И. Слободчикова, В.Д. Шадрикова и других [35; 78; 79; 80; 84; 85; 86; 87; 88; ПО; 154; 193; 195; 196; 197; 211; 254; 255]. Духовный опыт рассматривается в них как особая форма рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни. А.В.Кураев, А.И. Осипов, Л.В.Сурова, В.Ю.Троицкий и другие изучают проблемы православной антропологии и возможности современной школы в их решении [111; 112; 113; 209; 210; 211; 224; 225]. В.М. Меньшиков, Т.И. Петракова, В.А. Сластенин, В.А. Беляева рассматривают инновационные педагогические системы в контексте развития высшей школы как основу духовно-нравственного воспитания нового поколения, преемственности моральных ценностей общества, культурной идентификации современного человека [19; 20; 21; 22; 23; 131; 132; 133; 134; 135; 167; 193; 192; 248]. Изучению возможной реализации православной модели воспитания в современных условиях посвящают свои работы Л,Н. Голубева, А.И. Еремкин, В.И. Косик, С.С. Куломзина, СИ. Маслов, В.М. Меньшиков, Н.Д. Никандров [49; 131; 132; 133; 134; 135; 149; 150; 151; 152; 153; 263],

Анализ направленности диссертационных исследований определяет задачу расширения философско-педагогических знаний о духовно-нравственном воспитании личности как одну из основополагающих задач. Обращение к культурным и духовным истокам русской философско-педагогической мысли побуждает ученых к пересмотру педагогических стереотипов, поиску новых подходов к решеяию теоретических и практических проблем, осмыслению и анализу святоотеческого литературного наследия. В этом отношении труды святителя Тихона Задонского, представляют особый интерес. Уникальный человек, замечательный проповедник, видный мыслитель своего века, которого еще при жизни называли «русским Златоустом», оставил богатое философско-педагогическое наследие. Ученый-богослов анализировал

проблемы состояния и воспитания духовного мира человека, разрабатывал подходы к их решению.;Святителя волновало бытие человека, соотношение в нем духового и телесного, способы педагогического воздействия на процесс воспитания, посредством обращения к православной аксиологии. Все это определяет актуальность исследования философско-педагогического наследия православного ученого в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания личности.

По творениям святителя Тихона Задонского в 2000 году была защищена кандидатская диссертация диакона А.В. Иванова «Педагогическая система святителя Тихона Задонского», а также в разное время были написаны и защищены богословские магистерские и кандидатские диссертации «Раскрытие учения о христианской нравственности в произведениях святителя Тихона Задонского» В. Панкова, «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» схиархимандрита Иоанна (Маслова), «Христианская нравственность в раскрытии святителя Тихона Задонского» иеромонаха Николая (Павлыка). Однако следует заметить, что в данных работах рассматривался преимущественно богословский аспект литературного наследия Задонского Архипастыря. В них не исследовалось соотношение религиозной и секуляризованной традиций образования, не систематизировались педагогическая антропология и православная аксиология, описанные в работах святителя, а значит, и его воспитательная система не воспринимались как комплексное ф ил ософско-пед агоническое исследование, а освещалась фрагментарно. Существующее противоречие между потребностью в изучении и обогащении научно-теоретических знаний о духовно-нравственном воспитании личности и отсутствие полного и развернутого исследования философско-педагогического наследия святителя Тихона Задонского определяет проблему исследования: каковы концептуальные идеи духовно-нравственного воспитания в филососфско-педагогическом наследии Тихона Задонского и

предпосылки их развития в контексте современных проблем воспитания.

Объект исследования: философско-педагогическое наследие святителя Тихона Задонского.

Предмет исследования: концептуальные философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского о воспитании личности в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания.

Цель исследования: выявить концептуальные идеи духовно-нравственного воспитания в творчестве святителя Тихона Задонского и определить предпосылки их развития в контексте современных проблем воспитания.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать проблему духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития отечественной философско-педагогической мысли

  2. Раскрыть теоретико-методологические основы педагогической антропологии в воззрениях св. Тихона Задонского.

  3. Выделить и охарактеризовать категориальный инструментарий, рассмотрения проблемы духовно-нравственного воспитания посредством православной аксиологии в философско-педагогических воззрениях святителя Тихона Задонского.

  4. Систематизировать основные концептуальные положения духовно-нравственного воспитания в системе философско-педагогических идей святителя Тихона Задонского.

  5. Выявить предпосылки и педагогические ориентиры развития концептуальных идей святителя Тихона Задонского в условиях современных проблем духовно-нравственного воспитания.

В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что использование метода сравнительно-исторического анализа философско-педагогических идей святителя Тихона Задонского в контексте истории и

современности отечественной педагогической науки позволит существенно расширить представления о духовной сущности личности, ее духовно-нравственном воспитании и выявить предпосылки развития педагогических идей ученого в теории и практике современного воспитания. Источники исследования:

1. Опубликованные в открытой печати трудві святителя Тихона
Задонского.

  1. Первоисточники її архивные материалы святителя Тихона Задонского.

  2. Философская, историческая, историко-педагогическая и мемуарная литература по проблеме исследования.

  3. Труды отечественных педагогов, ученых, философов, антропологов, богословов.

  4. Публикации периодической печати, мемуарные материалы, дневники, энциклопедические словари.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

методологические принципы педагогического исследования (А.И. Кочетов, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин) [104; 105; 190; 193];

философские концепции личности (Н.Л. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, о. П. Флоренский, С.Л. Франк и др.) [25; 24; 36; 84; 85; 86; 87; 88; 240; 242];

антропологическая теория христианства (Б.П. Вышеславцев, А.В.Кураев, Л.В: Сурова, В.Ю. Троицкий, свт. Григорий Нисский и др.) [47; 111; 112; 113; 118; 188; 209; 210; 211; 224; 225];

философия и психология образоваиия{Ш.А. Амонашвили,
В.В. Зеньковский, Н.Б. Крылова, Л.М. Лузина, В.А. Разумный, Л.К. Рахлевская,
В.И. Слободчиков, Г.И. Челпанов и др.) [10; 11; 73; 74; 75; 76; 77; 195; 196; 197;

250];

культурологические подходы: к образованию (B.C. Библер,
Е.В. Бондаревская, В.А.Конев, Н.Б.Крылова, В.М. Розин и др.) [27; 31; 182:
259];

тенденции развития образовательных систем в условиях гуманизации
(И.В. Бестужев-Лада, З.И. Васильева, В.А. Караковский, Л.И. Новикова,
А.Н. Тубельский, Т.И. Шамова, Е.Я. Ямбург и др.) [25; 26; 96];

теории православной нравственности и изучение творений святых отцов но проблеме нравственного воспитания (архимандрит Платон Игумнов, Е.А. Карунин, архимандрит Иоанн Крестьянкин, Н.О. Лосский, В.М. Мальцева, М.В. Махортова, О.Н. Новоселов, митрополит Антоний Сурожский и др.) [82; 83; 98; 106; 121; 127; 138; 139; 140; 155; 187];

философские и богословские подходы к решению проблемы выбора методов, организации условий для духовно-нравственного воспитания в семье (о. Александр Ельчанинов, В.В, Зеньковский, Й.А.Ильин, С.С. Куломзина, митрополит Амфилохий Радович, о. Сергей Четвериков, свт. Иоанн Златоуст, свт. Тихон Задонский, свт. Феофан Затворник, св. Иоанн Кронштадтский, и др.) [67; 73; 74;75; 76; 77; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 137; 234; 235; 252; 263];

Ведущими методологическими ориентирами избраны: аксиологический подход, раскрывающий духовный мир человека посредством выявления и описания высших ценностей его бытия в мире; антропологический подход; единство системного и целостного подходов в изучении философско-педагогических идей о духовно-нравственном воспитании.

Основными методами исследования являлись: сравнительно-исторический и ретроспективный анализ философских, психологических и педагогических источников, характеризующих развитие мировоззренческих взглядов святителя Тихона Задонского, систематизация и классификация названных источников; теоретическое моделирование основных положений

изучаемой проблемы; анализ предпосылок и тенденций использования педагогических идей святителя в условиях современного образования.

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2003-2004 гг.) - изучение и осмысление творческого наследия святителя Тихона Задонского и оценка степени изученности темы исследования.

Второй этап (2004-2005 г.г.) - определение теоретико-методологических оснований исследования, выявление, анализ и систематизация концептуальных философско-педагогических идей ученого, рассмотрение их в контексте современных проблем воспитания.

Третий этап (2005-2006 г.г.) - систематизация итогов исследования, оформление текста диссертации.

Положения выносимые на защиту:

Проблема духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития отечественной философско-педагогической мысли

Современная педагогика переживает на данный момент эпоху культурного возрождения, обусловленного социально-экономическими и политическими переменами в стране, произошедшими за последние пятнадцать лет. Ведущими учеными и педагогами духовный компонент яшзни современного социума признается одним из наиболее значимых. В то же время прагматические ориентиры и эталоны морали «западного» образца, которые усиленно рекомендуются к внедрению в отечественное образование, входят в противоречие с национальными традициями и нравственными устоями жизни человека в обществе. Это вызывает кризис, нигилизм, утилитаризм и прагматизм в отношении учителей и родителей ко всему воспитанию и образованию в целом.

Существующее положение выявляет и актуализирует необходимость изучения основ духовно-нравственного воспитания, представленных в отечественной педагогической культуре, где традиционные этнокультурные идеалы и ценности бытия занимают свое достойное место. При решении данной проблемы необходимо сформировать систему нравственного воспитания подрастающего поколения. Опираясь на особенности российского менталитета, социальные, экономические и исторические факторы общественного развития, современная наука исследует пути оптимального решения проблем воспитательного характера. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» воспитание признается первостепенным приоритетом в образовании, «Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда» [101, с. 9]. Однако решение декларированных в Концепции задач осложняется многими проблемами. Это объясняется особенностями периода активного реформирования как государства в целом (что затрагивает большинство аспектов жизни нашего общества), так и системы образования в частности. «Эпоха перемен» породила множество ожидаемых и неожиданных сложностей в деле отечественного воспитания.

Одной из главных современных проблем отечественной педагогики является кризис семейного воспитания. В Концепции модернизации российского образования отмечается, что «исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье» [101, с. 9], но, в то же время, многие видные ученые, учителя, общественные и религиозные деятели признают, что качество семейного воспитания ухудшилось. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II считает, что за крушением атеистического государства «последовало торжество потребительской психологии. В результате традиционные основы русской жизни до сих пор многими не востребованы. Особенно пострадала семья, лишенная высшего - религиозного - идеала» [199, с. 3]. Семья испытывает, по мнению президента РАО Н.Д. Никандрова, тяжелые времена: существует проблема неуважения семейных ценностей, семья становится малодетной, средства массовой информации выпускают продукцию, идущую вразрез с миссией и задачами воспитания [151].

Вместе с тем, общество осознает необходимость и важность семейного воспитания: но социологическим исследованиям B.C. Собкина и Е.М. Марич 75,7 % родителей детей-дошкольников основной жизненной ценностью считают воспитание детей [200, с. 4]. В исследовании М.А. Меня утверждается, что становится все больше семей, считающих себя носителями православной веры [130]. Однако, как справедливо замечает архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, «именно в семье закладываются основы религиозного, нравственного и гражданского воспитания. Наша церковная задача - научить родителей, помочь им осознать, что нельзя потребительски относиться к тем институтам Церкви и школы, которые помогают им в образовании и воспитании их чада: «Я вам ребенка отдал, сделайте его хорошим». Такого не бывает. В деле воспитания необходимо сотрудничество всех заинтересованных сторон -школы и семьи, семьи и Церкви, Церкви и школы» [42]. Необходим адекватный и эффективный отклик современной педагогической науки, школы, государства, церкви, общества в целом на готовность родителей сотрудничать в деле духовно-нравственного воспитания их детей.

В свете поставленной перед учеными задачи разработки модели подобного сотрудничества представляется весьма актуальным обращение к многовековому религиозному опыту в деле воспитания. «.. .Всем своим вероучением, всей своей деятельностью, церковь всегда укрепляла авторитет семьи, выступала и выступает за семейное воспитание», - считает Н.Д. Никандров [151]. Это утверждение поддерживается мнением целой плеяды русских православных философов, теологов, священнослужителей. Семья считается «домашней церковью» (Рим. 16, 4; Кол.4,15), дело воспитания в которой становится одним из основных. Православная семья, являясь неотделимой от Церкви, становится источником первичной нравственности ребенка. В.В. Розанов писал, что «лишь семья, лишь она одна, может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить ее самые одухотворенные, эфирные частицы» [181, с. 222].

Семейное воспитание может восприниматься с разных точек зрения: это и привитие детям нравственных норм родителями, и христианские взаимоотношения в семье между родственниками, и определенное мироотношение, передающееся в семье от поколения к поколению. Священномученик Владимир Богоявленский отмечает, что «лучшее наследство, которое могут родители дать своим детям, есть доброе воспитание» [30, с. 9]. Ребенок в семье - радость, дар Болшй, святыня, и все эти его качества накладывают большую ответственность на родителей.

По мнению святителя Феофана Затворника, с появлением ребенка начинается «воспитание - дело родителей главнейшее, многотрудное и миогошгадное, от коего благо семейства, Церкви и Отечества» [174, с. 55]. Однако священник Михаил Шполянский справедливо замечает, что очень часто ребенок растет «не такой», каким бы хотелось его видеть родителям. «Субъективные и неоправданные претензии родителей к своему чаду не только сводятся к очевидным случаям несоответствия ребенка родительским амбидиям или самодурству, но чаще всего - непониманию родителями как специфики роста и развития ребенка, так и промысла Божиего над его жизнью» [263, с. 14].

Это означает, что при семейном воспитании необходимо учитывать физиологические, психические, возрастные особенности ребенка, а это невозможно без определенных знаний по психологии, педагогической антропологии, аксиологии, педагогике, философии, то есть без профессиональных знаний воспитателя. Многие родители, понимая необходимость самообразования в целях воспитания своих детей, активно изучают вышеперечисленные науки, считая, что «исторически привычное стихийное воспитание сегодня потеряло былую эффективность и что в него необходимо вносить профессионально-педагогическое начало» [40, с. 26]. Однако остальным не следует считать, что выход у них один - передать дело воспитания школе как, учреждению, призванному «взращивать полезных граждан России».

В.В. Розанов считает, что семья может привить патриотизм или религиозность более, чем школа. «По самым элементам школы - урок, учебник, учитель, выслуживающий 25 лет, - для этих элементов доступна работа только над внешними и механическими сторонами образования. Выучить по Катехизису столько-то страниц, не забыть пройти Пунические войны, неопределенные уравнения она может; но то, для чего все это, самая цель «прохождения», то есть, например, вера и вытекающая из нее молитва, любовь к отечеству и подвиг, неясный трепет перед таинственными высотами науки, -это недоступно ей по самому существу черствых, несколько деревянистых элементов, из коих она сложена и всегда останется сложена» [181, с. 223]. Он указывает, что родительское и семейное воспитание зиждется па другой основе, и решает поставленные задачи «неявно». Родители используют педагогический подход, который только осваивается современной школой. Это воспитание в со-бытийной деятельности. Н.М. Борытко считает, что «со-бытийный аспект воспитания обеспечивается таким эмоциональным состоянием, как сострадание - эмоция, означающая жалость, сочувствие, вызываемое чужими страданиями, трудностями» [34, с. 9]. Подобное состояние определяется тем, что «руководитель в воспитании детей -любовь» [174, с. 59].

Теоретико-методологические основы педагогической антропологии в философско-псдагогических воззрениях святителя Тихона Задонского

Основные проблемы духовно-нравственного воспитания личности, прежде всего, касаются основополагающих знаний природы человека, Это связано с тем, что природа человека противоречива по своей сути, в ней одновременно находятся разнополярные задатки и начала; духовное и телесное, творческое и деструктивное, рациональное и иррациональное. Однако эти характеристики внутреннего мира зачастую не противопоставляются друг другу, а находятся в определенном «согласии» между собой, их «развитие - это диалектическое единство регрессивных и прогрессивных преобразований» [123, с. 36].

Основатель педагогической антропологии К.Д. Ушинский считал, что воспитатель должен стремиться «приобресть всесторонние сведения о человеческой природе, за воспитание которой берется. Ни в чем, может быть, одностороннее направление знаний и мышления так не вредно, как в педагогической практике» [123, с. 84]. Основные требования к воспитателю ученый выражал так: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своею совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю

зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния - а средства эти громадны!» [123, с. 85]. Педагогическая антропология, как наука о человеке, как интегрированное знание о его личности, внутреннем мире, духовности, призвана дать воспитателю целостное представление о ребенке, как о полноправном участнике воспитательного процесса.

Вопросам педагогической антропологами и проблемам воспитания духовности и нравственности человека пытался найти решение выдающийся религиозный мыслитель, философ, ученый - святитель Тихон Задонский (1724-1783 гг.). Уникальность и ценность философ ско-гге даго гическ or о наследия ученого заключается в том, что его антропология, этика, аскетика и воспитательная система появилась за сто лет до работ великого основоположника научной педагогики в России К.Д. Ушиыского. Несомненно, что творения ученого-богослова послужили прологом к становлению и развитию философии, психологии и педагогической концепции К.Д. Ушинского.

Все творчество святителя пронизано глубоким осмыслением проблем духовно-нравственного воспитания и способов их решения на основании святоотеческой традиционной философии, собственного философско-педагогического мировоззрения и личного духовного опыта. В своих многочисленных научно-философских трудах он освещаеі такие феномены бытия, как поиск смысла жизни человека, его духовность, мировоззрение и способы его формирования, структура личности и составляющие ее качества. Внутренний мир человека является лейтмотивом основных работ ученого: «Плоть и дух», «Об истинном христианстве», «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Наставление христианское», «Краткие нравоучительные слова». В своих антропологических трудах святитель рассматривает духовную составляющую человека как основополагающую, более важную для человека, чем биосоциальная часть его бытия. Он всесторонне исследует духовный мир человека, особенности и последствия формирования добродетелей и пороков, методы православного христианского воспитания.

Указывая на тот факт, что «чем яснее познаются качества и свойства какой вещи, тем яснее сама вещь познается: что есть человек, или скот какой, или древо, или трава, или иное что», святитель считает необходимым для полного понимания феномена человека «прежде свойства познать тех вещей, и так от свойств к познанию самих вещей доходить» [221, с. 54]. Следуя данному правилу, Тихон Задонский делит качества личности на две группы: естественные, или «природные и от Бога данные», и приобретенные «свойства». Естественные качества человека присутствуют в нем изначально, и при их взаимодействии формируется личность человека, его духовный мир. Святитель выделяет пять подобных качеств - совесть (склонность к добру), потребность в вере, разум, воля и греховность (склонность к злу). Их взаимодействие на ранних стадиях формирует основополагающие принципы человеческого бытия. Основными источниками формирования личности Тихон Задонский считает «закон духа» и «закон плоти». «В человеке, христианскую веру восприявшем, два закона обретаются: закон плоти и закон духа ... плоть похотствует на духа, а дух на плоть, они друг другу противопоставляются» [217, с. 121]. Категорией, определяющей плотского человека, является грех, а духовного человека -совесть.

Рассматривая категорию совести, святитель отмечает, что «совесть не иное что как закон естественный или природный; почему и с законом Божием написанным совесть сходна» [216, с. 956]. Святитель утверждает, что духовно-нравственные нормы представлены человеку в двух ипостасях: внешне - Слово Божье, и внутренне - совесть. «И так слово Божие, написанное на хартии, и совесть человеческая в едино сходятся, намеревают и к единому концу, то есть чистому, святому и непорочному житию ведут человека» [219, с. 205]. Воспринимая покаяние как основу христианской православной веры и нравственности, святитель считает, что совесть побуждает человека к покаянию тем, что «за внутреннее худое дело и помысел, тем уязвленная и раздраженная, обличает человека» [218, с. 198]. Святитель считает, что для человека высоконравственного, духовного практически невозможно выносить муки совести, так как «лучше уязвленное тело иметь, чем грехами уязвленную совесть; лучше биение тела терпеть чем, биение совести; лучше всякие внешние беды принимать, чем эту одну внутри беду иметь» [218, с. 119]. «Сего ради христианам, когда не хотят против слова Божия и самого Бога грешить и тако милость Божию потерять и праведному его гневу попасть, должно берещи совесть свою чистую от таких дел, которые ее уязвляют, безпокойствуют и лишают благоприятного мира: все то, за что в Слове Божьем возвещается гнев Божий, и совесть безггокойствует и в страх приводит, которая чувствует в себе тот грех, за который гнев Божий означается» [216, с. 958].

Система концептуальных идей о духовно-нравственном воспитании и развитии личности в педагогике святителя Тихона Задонского

Одна из насущных задач нашей школы - ориентация подрастающего поколения на устойчивые, проверенные веками ценности, на те идеалы, которые в силу различных исторических обстоятельств в течение длительного времени либо целенаправленно искажались, либо предавались забвению [50, с. 9-Ю] Именно по этой причине сегодня происходит изучение работ многих незаслуженно забытых русских мыслителей, педагогов, духовных пастырей. Святитель Тихон Задонский практически каждый свой литературный труд посвящал проблеме образования души человека, его нравственному становлению, личностному росту и развитию всех его добрых начал. Духовно-нравственное воспитание и самовоспитание в работах святителя приобретает статус самой главной деятельности в жизни человека. Превосходный оратор, проповедник, человек богатой и чистой духовной жизни, святитель Тихон Задонский сформировал систему философско-педагогических взглядов, актуальных и востребованных сегодня.

Духовное возрастание человека и связанное с этим воспитание святитель считает обязанностью всех членов общества. Воспитание начинается с раннего детства христианина и продолжается всю его жизнь. Процесс духовно нравственного воспитания включает в себя определение цели, задач воспитания, описание средств, методов и форм воспитательной деятельности.

При попытке определить цель воспитания святитель отмечает, что самостоятельный поиск смысла жизни человека, эта вечная онтологическая проблема, может воспрепятствовать своевременному получению целостной картины мира, истинных нравственных ориентиров. Реализация человеческой потребности в вере должна начинаться с ответа на вопрос, в чем смысл жизни. Данный вопрос может быть освещен в объяснениях, различных по своим формам в зависимости от возраста человека. Так, дети младшего и среднего школьного возраста воспринимают окружающий мир как нечто живое, развивающееся вместе с ними. «Ребенок - не агностик, его восприятие духовного мира и живо и реалистично... Для ребенка ничего сверхъестественного нет. Для него чудо встроено в распорядок дня» [111, с. 13]. По этой причине ребенок очень живо поймет и, главное, сразу же примет основы вероучения, представленные святителем в его работе «Сокровище духовное, от мира собираемое».

В этом труде святителя есть множество жизненных примеров, которые имеют духовную интерпретацию. Вот как объясняет святитель важность пришествия в мир Христа: «.. .перед восходом солнца тьма и ночь пребывает, но как солнце взойдет, тьма отступает и свет воссияет. Так и до пришествия Христа, который есть солнце праведное, тьма всю вселенную покрывала и ночь глубокая была» [220, с. 2]. Далее святитель объясняет свойства Божий на примере солнца: «...под солнцем сияющим на небесах все люди ходят, и солнце на всех и на всякого смотрит: так и перед богом вездесущим и всевидящим люди ходят... Когда солнце сияет на небесах, все ясно бывает; всяк видит путь, по которому надобно идти и куда идти, что делать и от чего уклоняться ... так и в душе бывает, которую Христос - Солнце праведное - просветит... Без солнца никакой плод не растет и не совершается: так и без Бога, вечного Солнца, никакое доброе дело ни начинается, ни делается, ни совершается... Солнце сияет и теплоту свою испущает на злых и добрых: так и Солнце вечное - Бог - и добрым и злым, благочестивым и нечестивым благотворит» [220, с. 2-5].

Из этих аналогий ребенок понимает важные и смыслообразующие понятия о Боге: Он всевидящ и всеведущ, Он начало всему доброму в жизни человека, Он его любит, помогает, терпит, направляет на истинный путь. Ребенок, с которым играют в подобные аналогии, у которого спрашивают, какие ассоциации вызывают у него те или иные явления в его жизни, очень быстро приобретает опыт духовного наблюдения за окружающим миром, и затем легко принимает нравственные законы вероучения. Бог для ребенка -добрый Отец, который понимает, любит и поддерживает его во всем. И ребенок старается порадовать своего Отца добрыми делами, активной духовной жизнью, разумным и совестливым развитием своих талантов. И в этом находит смысл своей жизни.

Для подростков и взрослых людей основы вероучения даются Тихоном Задонским уже с философской точки зрения, опирающейся на известные православные истины и догматы: «Мы созданы и по падении искуплены к вечной жизни, Крещением святым обновлены и Словом Божиим позваны к вечной жизни, Святое Писание, данное нам от Бога, имеем для получения вечной жизни; Сын Божий, Иисус Христос в мир пришел и в мире пожил, пострадал и умер, чтобы мы получили вечную жизнь. Видишь, что первейшее и самое нужное христианское дело - это вечное спасение» [221, с. 241]. Здесь, по мнению святителя, уместно уже говорить о понимании времени, вечности, смерти. В детском возрасте время обычно не воспринимается как что-то конечное, смерть понимается как нечто далекое и одновременно страшное. В старшем возрасте уже понимается ценность времени, отпущенного человеку, его конечность, и поэтому акцент в воспитании делается на православную эсхатологию.

Однако вера в то, что человек не завершает своего бытия после смерти, что его жизнь земная будет определять его жизнь вечную, должна быть дана с самого начала. Именно идея спасения души для жизни вечной является основой православной педагогики. В диссертации А.В. Иванова «Педагогическая система святителя Тихона Задонского» особо отмечается, что «положения, относящиеся к пониманию человека, цели воспитания, педагогической деятельности, объединенные принципом сотериологизма, который предполагает их ориентацию на спасение души, образуют педагогическую систему...» [81, с. 7].

Проблема духовно-нравственного воспитания в теории и практике современных образовательных программ

Современное состояние системы образования в России вызывает озабоченность многих ученых, педагогов и государственных деятелей. Крах советского государства ознаменовал прекращение использования коммунистической идеологии в педагогической практике. В результате, воспитатели и педагоги лишились большинства ценностных ориентации, возможности воспитания детей через среду, позитивные примеры нравственного поведения. Воспитательная деятельность, связанная, в первую очередь, с идеологией, утеряла свое основание. Педагогические и воспитательные системы перестали соответствовать быстро изменившимся социокультурным условиям. Проблема разработки воспитательных систем в контексте современных образовательных программ является наиболее актуальной и востребованной различными педагогическими учреждениями.

Термины «педагогическая система» и «воспитательная система» широко применяются в современной научной литературе и часто очень близки по своему значению. В.А. Сластенин, Б.Г. Гершунский указывают на то, что термин «система» в отечественной педагогике во многом потерял свое истинное содержание. «Нередко это понятие персонифицируется (например, система Макаренко, система Сухомлинского и т.п.), иногда соотносится с тем или иным уровнем образования (система дошкольного, школьного, профессионально-технического, высшего образования и т.п.) или даже с образовательной деятельностью конкретного учебного заведения» [193, с. 84].

По мнению В.А. Сластенина и Ю.К. Бабанского, понятие педагогической системы очень тесно связано с понятием педагогического процесса. Педагогический процесс они описывают как «специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии. ...Под педагогической системой следует понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе» [193, с. 84].

Одновременно с этой точкой зрения на педагогическую систему существует мнение, что «воспитательная система создается для реализации педагогических целей и обеспечения развития личности учащихся. Основные структурные компоненты воспитательной системы: комплекс воспитательных целей; учитель, который реализует эти цели; отношения, которые возникают в процессе деятельности; среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы» [163, с. 7].

При несложном сравнительном анализе этих определений можно увидеть, что педагогическая и воспитательная системы практически не отличаются друг от друга. Попытку их разделить можно увидеть в учебном пособии «Теория и практика воспитания», выпущенном в 1997 году в Рязанском государственном университете. Педагогическая система, по мнению авторов, состоит из теоретической концепции, дидактической и воспитательной подсистем, подсистемы общения, освоенной школой среды и общества. Таким образом, воспитательная система воспринимается рязанскими учеными как более узкое понятие, входящее в структуру педагогической системы. Особое значение следует придать теоретической концепции, которая, являясь «ядром» педагогической системы, служит связующим звеном между воспитательной и дидактической подсистемами [222, с. 21].

В зависимости от выбранной школой или другим учебным заведением цели воспитания находится деятельность субъекта воспитания и его общение с окружающим миром. Проблема заключается в том, что часто воспитание считается лишь дополнением к обучению, воспитательные цели лишь декларируются, но не достигаются. Д.Г. Левитис считает, что подобная ситуация является предпосылкой для создания «общества потребителей». Социально-политические изменения в обществе ведут к обесцениванию многих нравственных ценностей и к снижению эффективности воспитания. Это ведет к ухудшению ситуации во всех сферах деятельности нашего общества. Так считает митрополит Калужский и Боровский Климент: «Возьмем любой процесс, начиная с развития экономики. Если в ней утрачены этические нормы хозяйствования и предпринимательства, очень многое из того, что происходит, не соответствует интересам государства и его народа. Если в социальной сфере будет продолжаться упор на детские дома как на форму существования беспризорных детей и сирот, а не будет укрепляться семья, то очень многие социальные вопросы, связанные с защитой детства, защитой подростков, не будут решены. Если библейская заповедь: «Чти отца твоего и мать твою» не станет нормой общественного сознания в стране, то старшее поколение будет жить бедно, без заслуженного внимания и заботы. Если ребёнок с малолетства не воспримет высокий христианский смысл заповеди «Не убий», то в утробе матери будут и дальше убивать зарождающуюся жизнь, а Россия все больше будет погружаться в демографический кризис» [100].

Перед воспитателями и педагогами встают вопросы соотношения воспитания и обучения, которые часто решаются в пользу обучения, так как либо нет сплоченного педагогического коллектива педагогов-единомышленников, либо освоенной воспитательной среды, либо возникают проблемы с выбором системообразующей деятельности, которой должны будут служить все другие виды деятельности педагогов, учеников, родителей. В данном случае многим представляется вполне приемлемым заменять воспитание обучением.

«В последние годы в качестве магистрального пути объявлен путь непрерывного образования, и хотя под ним теоретически понимается образование ума и нравственности, на практике речь идет о непрерывном учении» [96, с. 4]. Появляется все большее количество новых школьных предметов, призванных помочь делу воспитания: валеология, экономика, экология.

Однако проблему воспитания невозможно решить за счет подмены собственно воспитания новыми учебными предметами. В.А. Караковский считает, что «положение с молодежью таково, что ни уходом в чистую дидактику непрерывного образования, ни созданием новых учебных структур, ни усиленным занятием экономикой - ничем другим, кроме собственного воспитания, нашему поколению от ответа не уйти» [96, с. 5]. Д.Г. Левитис развивает эту мысль: «О каком правовом или экономическом воспитании молшт идти речь в стране, которая за 12 лет потеряла из-за коррупции 400 млн. долларов, где в лексикон первоклассников уверенно вошли такие слова, как «крыша» и «откат»? Уроки НВП или граждановедения в такой ситуации окажутся малоэффективными. Можно знать назубок уголовный кодекс (юридическое воспитание?) и сознательно нарушать его, совершая преступления. Можно на «отлично» сдать экзамен по экологии (экологическое воспитание?) и, не задумываясь, вырубить заповедный лес под собственную дачу. Можно выучить основы экономики (экономическое воспитание?) и совершать самые циничные финансовые махинации. Можно ли считать воспитанными людей, которые нажили свои первые капиталы за счет экономического невежества других людей? Почему знание не перерастает в отношение, а из него - в стиль поведения?» [116, с. 13].

Похожие диссертации на Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания