Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Отечественная культурно-педагогическая традиция в духовно-нравственном становлении личности школьника Куликов Александр Сергеевич

Отечественная культурно-педагогическая традиция в духовно-нравственном становлении личности школьника
<
Отечественная культурно-педагогическая традиция в духовно-нравственном становлении личности школьника Отечественная культурно-педагогическая традиция в духовно-нравственном становлении личности школьника Отечественная культурно-педагогическая традиция в духовно-нравственном становлении личности школьника Отечественная культурно-педагогическая традиция в духовно-нравственном становлении личности школьника Отечественная культурно-педагогическая традиция в духовно-нравственном становлении личности школьника Отечественная культурно-педагогическая традиция в духовно-нравственном становлении личности школьника Отечественная культурно-педагогическая традиция в духовно-нравственном становлении личности школьника Отечественная культурно-педагогическая традиция в духовно-нравственном становлении личности школьника Отечественная культурно-педагогическая традиция в духовно-нравственном становлении личности школьника
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Куликов Александр Сергеевич. Отечественная культурно-педагогическая традиция в духовно-нравственном становлении личности школьника : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Владимир, 2006 207 с. РГБ ОД, 61:06-13/758

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретическое осмысление основ духовно-нравственного воспитания личности школьника в православной и светской культурно-педагогической традиции

1 . Православная культурно-педагогическая традиция и ее роль в духовно-нравственном становлении личности школьника 15

2. Секуляризация содержания духовно-нравственного воспитания и образования как основа светской составляющей отечественной культурно-педагогической традиции 34

3.Соотношение светского и православного в моделировании со держания духовно-нравственного воспитания школьника в со временных условиях 48

Глава 2. Опытно-экспериментальная разработка системы светского духовно-нравственного становления личности школьника на основе традиционных для русской культуры этических ценностей

1. Ценности и ценностные ориентации личности современного школьника 62

2. Система диагностирования духовно-нравственного состояния личности школьника на основе этических ценностей Русского Православия 75

3 Технология обновления содержания современного светского воспитания и образования на основе традиционных для русской культуры этических ценностей 106

Заключение 132

Литература 137

Приложение 149

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная отечественная педагогика развивается по трем основным направлениям.

Первое преследует цель модернизации педагогических технологий, ориентированных на формирование у школьников знаний, умений и навыков. При этом сохраняется сложившаяся в современной школе методологическая основа деятельности, а усилия направлены лишь на ее корректировку в соответствии с требованиями времени.

Для второго характерно использование личностно ориентированных образовательных технологий. Этот безусловно прогрессивный подход связан с внедрением в школьную практику зарубежных образовательных проектов, использование которых не всегда проходит безболезненно, поскольку заимствованные модели подменяют традиционные, исторически сложившиеся в России формы обучения и воспитания.

Третье направление обращено к духовно-нравственным традициям дореволюционного отечественного образования и воспитания. Педагогическая практика показывает, что это направление наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта, с духовным обогащением общества.

В последнее время в отечественной педагогической науке актуализируется необходимость духовного воспитания и образования в светском его понимании (В.В. Айрапетова, А.Г. Андреева, Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, Л.И. Валиева, Т.И. Власова, Т.А. Криворотова, О.Е. Кучерова, Е.П. Логунова, Н.В. Рада, Е.А. Таран, СИ. Тарасова, Н.А. Пархоменко, Э.А. Чурсина, О.Б. Шелыгина и др.). Но в чем состоит сущность светского духовного воспитания и как его реализовать на практике, эта проблема еще не получила должного разрешения. В.Ю. Троицкий представляет задачу школы как задачу возрождения и утверждения русского национального и одновременно россий-

4 ского самосознания. Е.П. Белозерцев, обращаясь к идеям отечественных ученых прошлого и настоящего, выделяет то общее, что объединяет их суждения: образование - это историко-культурный феномен, процесс, результат и условие развития духовных начал конкретного народа и каждого человека, а его смысл - в развивающемся человеке, его духовном становлении. Он подчеркивает, что образование должно быть национальным по содержанию.и православным по духу.

Понятие «культурно-педагогическая традиция» в отечественном духовно-нравственном становлении личности школьника подразумевает оригинальную взаимосвязь исторически сложившихся светских наук и религиозного образования и определяет содержание национального образовательного идеала.

В настоящее время вопрос о роли отечественной культурно-педагогической традиции в духовно-нравственном становлении личности школьника в светской общеобразовательной школе является мало изученным современной педагогической наукой. Содержание национального образовательного идеала, основу которого на протяжении веков составляли этические ценности Русского Православия, сегодня, когда перед школой остро встала задача преодоления бездуховности учащихся, нуждается в особом теоретическом осмыслении и опытно-экспериментальной разработке.

Таким образом, проблема духовного самоопределения личности в условиях современной светской школы является инновационной.

Неразработанность концептуальных основ духовно-нравственного становления личности ученика, отсутствие целостной теории духовно-нравственного воспитания в системе школьного образования сдерживают и ограничивают качество духовно-нравственного воспитания учащихся в настоящее время.

Все перечисленное определяет проблему исследования: какова совокупность ведущих тенденций, принципов и педагогических условий духовно-

5 нравственного воспитания и образования личности современного школьника в контексте идей отечественной культурно-педагогической традиции?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - духовно-нравственное воспитание и образование школьника как будущего гражданина РФ.

Предмет исследования - ведущие тенденции, принципы и условия процесса духовно-нравственного становления личности школьника в логике отечественной культурно-педагогической традиции.

В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

  1. проанализировать теоретические и эмпирические подходы к процессу духовно-нравственного становления личности школьника в контексте отечественной культурно-педагогической традиции;

  2. выявить общее и особенное в отношении православного и светского подходов к обновлению содержания современного духовно-нравственного воспитания и образования;

  3. определить сущность и содержание образовательного процесса, ориентированного на формирование духовно-нравственной сферы личности, школьника;

  4. разработать концептуальные основы обновления системы духовно-нравственного воспитания и образования личности школьника;

5. обосновать модель диагностирования духовно-нравственного со
стояния личности ученика.

6. охарактеризовать технологические основы процесса обновления со
держания светского духовно-нравственного воспитания и образования лич
ности школьника.

Гипотеза. Автор предполагает, что процесс духовно-нравственного становления личности школьника в контексте отечественной культурно-педагогической традиции приобретет управляемый и эффективный характер, если:

используется гармоничное сочетание православной и светской составляющих культурно-педагогической традиции в духовно-нравственном воспитании и образовании ученика;

содержание учебно-воспитательного процесса в светском образовательном учреждении строится в соответствии с традиционными для отечественной культуры этическими ценностями Русского Православия;

применяется система обновленного содержания воспитания и образования, создающая атмосферу духовности как источника нравственного и эстетического самосовершенствования личности школьника;

формирование представления о нравственном идеале и его осознание учеником осуществляется в процессе деятельного приобщения к православным этическим ценностям;

включение ученика в созидательную атмосферу духовно-нравственного саморазвития происходит в условиях многообразия видов практической деятельности на индивидуально ориентированном содержательном уровне;

обеспечиваются субъект-субъектные отношения учителя и ученика в совместной поисково-преобразующей деятельности в области духовной культуры;

- система обновленного содержания духовно-нравственного становления
личности школьника предстает как целостная, вариативная, базирующаяся на
государственном образовательном стандарте и нормативных документах до
полнительного образования.

Общую методологию исследования составляют философские положения о всеобщей связи, целостности, взаимозависимости явлений и процессов окружающего мира, о биологической, психической, социальной и духовной сущности человека, о человеке как субъекте общественных отношений. Ведущими методологическими ориентирами избраны:

- культурологический подход, который вскрывает общее, особенное и еди
ничное в отечественной культурно-педагогической традиции, определяющей
духовно-нравственное становление личности школьника;

аксиологический подход, рассматривающий образ и подобие Божие в человеке как наивысшую этическую ценность, а воспитание и образование как процесс присвоения этических ценностей, традиционных для русской культуры;

личностно-деятельностный подход;

- единство системного и целостного подходов к изучению отечественной
культурно-педагогической традиции в духовно-нравственном воспитании и
образовании;

- идеи теоретического и эмпирического в педагогической антропологии.

В теоретико-методологическом плане исследование опирается на :

общую теорию культуры (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, В.В. Зеньковский, Э.В. Ильенков, И.А. Ильин, В.И. Несмелов, В.М. Розин и др.);

представления о психолого-педагогической культуре (К.А. Абульханова-Славская, Е.П. Белозерцев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Н.В. Кузьмина, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик, Н.И. Пирогов, В.А. Сластенин, С.Г. Спасибенко, К.Д. Ушинский, Е.Н. Шиянов и др.);

концепции личности в отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Е.И. Исаев, И.А. Ильин, В.В. Зеньковский, И.Б. Котова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Г.И. Челпанов и др.);

об индивидуальности и самореализации личности (К.А. Альбуханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.А. Вербицкий, В.В. Зеньковский, А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.В. Столин, К.Д. Ушинский и др.);

о педагогических ценностях и ценностных ориентациях (Е.П. Белозерцев, Е.И. Исаев, И.А. Ильин, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский, Е.Н. Шиянов и др.);

о целостности и технологии педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.Б. Беспалько, А.А. Вербицкий, В.В. Давыдов, В.И. Качан, В.А. Краевский, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, Л.В. Спирин и др.).

8 Методы и база исследования. Решение поставленных задач и проверка гипотезы обеспечивались комплексной методикой педагогического исследования:

методами теоретического анализа (историографический, биографический, метод моделирования);

диагностическими методами (анкетирование, беседа, прямое и косвенное наблюдение, обобщение независимых характеристик, анализ продуктов деятельности);

методом экспертных оценок;

педагогическим экспериментом;

изучением и обобщением передового педагогического опыта;

методами статистической обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования были общеобразовательные школы №№ 13, 39 г. Владимира. Исследованием было охвачено 153 учителя и 720 учеников.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

На первом этапе (1994/95 г.г.) осуществлялось теоретическое изучение ценностных ориентации и нравственных качеств у школьников в процессе их воспитания и социализации.

Второй этап (1995/96 г.г.) стал основой для глубокого и всестороннего исследования социально-педагогических условий и технологий формирования содержания современного духовно-нравственного воспитания учащихся: моделирования системы обновленного содержания светского варианта духовно-нравственного воспитания и образования.

В ходе третьего этапа (1996/2002 г.г.) осуществлялась экспериментальная апробация системы обновленного содержания духовно-нравственного формирования личности ученика в условиях взаимосвязи православной и светской составляющих отечественной культурно-педагогической традиции.

Четвертый этап (2002/2004 г.г.) был связан с систематизацией результатов опытно-экспериментальной работы и литературным оформлением диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Духовно-нравственное становление школьника рассматривается как процесс целенаправленного освоения и использования формирующейся личностью традиционных для отечественной культуры этических ценностей Русского Православия, определяющих содержание национального образовательного идеала.

  2. Совокупность этических ценностей, определяющих содержание национального образовательного идеала, выражает сущность духовно-нравственной сферы личности человека, в которой нравственные ценности выступают производными по отношению к духовным.

  3. Педагогическими условиями, обеспечивающими функционирование механизма духовно-нравственного воспитания школьника в образовательном процессе, являются:

- целенаправленность образовательного процесса на духовно-нравственное
становление личности ученика;

- представленность в «снятом виде» опыта отечественного духовно-
нравственного воспитании в содержании образования и педагогических тех
нологиях;

обеспечение органической взаимосвязи философско-культурологического и собственно педагогического потенциалов образования;

свобода выбора школьником содержания и форм духовно-нравственного самоопределения;

единство учебно-воспитательного (урочно-внеурочного) процесса и практической деятельности школьника по приобщению к традиционным для отечественной культуры этическим ценностям Русского Православия.

4. В процессе духовно-нравственного воспитания школьников с опо
рой на отечественную культурно-педагогическую традицию в структуре лич
ности происходят следующие изменения:

- формируется мировосприятие, в центре которого находятся представления
о духовной сущности и целостности личности;

- складывается убеждение в необходимости стремления к духовно-
нравственному идеалу и ответственности за каждый поступок;

- формируются навыки самоанализа внутреннего (духовно-нравственного)
состояния личности и моделирования своего поведения в конкретной жиз
ненной ситуации.

5. Процесс обновления содержания духовно-нравственного воспитания
в государственном светском образовательном учреждении базируется на сле
дующих принципах:

признания приоритета духовной сущности человека;

определения задачи воспитания как единой, целостной - воспитание в «вечной и земной жизни»;

ориентации в обновлении содержания духовно-нравственного воспитания и образования на «связь души» ребенка «с религиозными образами» и идеями (В.В.Зеньковский).

6. Основными принципами функционирования обновленной системы
светского духовно-нравственного воспитания и образования школьника яв
ляются:

открытость образовательного процесса для совместной работы всех заинтересованных лиц (светские и православные педагоги, ученые-богословы, деятели науки и культуры и др.);

целостность образовательного процесса и его соответствие ориентирам государственного образовательного стандарта и нормативным документам о дополнительном образовании;

технологичность содержания образования;

- использование личностно-деятельностного, культурологического, аксиоло
гического и диалогического подходов к включению школьника в процесс ин
дивидуальной творческой деятельности, развитию его духовно-нравственной
сферы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем:

вскрыто содержание понятий, входящих в проблемное поле исследования (духовность, нравственность, духовное становление, нравственное развитие, духовно-нравственная сфера и др.);

определены сущность и роль православной и светской составляющих отечественной культурно-педагогической традиции в духовно-нравственном становлении личности школьника;

выявлены принципы и психолого-педагогические условия образовательного процесса в светской школе, ориентированной на духовно-нравственное самоопределение личности школьника;

теоретически обоснована и экспериментально проверена целостная концепция духовно-нравственного становления личности ученика общеобразовательной школы;

- разработаны технологические основы обновления содержания светского
духовно-нравственного воспитания и образования школьника;

представлен системно-структурный анализ содержания и динамики процесса духовно-нравственного становления личности ученика на школьном этапе образования;

разработана и экспериментально проверена модель диагностирования духовно-нравственного состояния личности школьника.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем положения и выводы определяют концептуальные представления о диалектике отношений православного и светского в отечественной культурно-педагогической традиции. Результаты исследования могут непосредственно использоваться и находят реальное применение в педагоги-

12 ческой практике на национально-региональном (вариативном) уровне культурно-образовательного пространства РФ и обладают необходимым прогностическим потенциалом, определяют принципиальную возможность организации на его основе дальнейшего поиска путей и методов совершенствования системы духовно-нравственного воспитания и образования школьника. Достоверность исследования обеспечена:

методологической обоснованностью исходных позиций, теоретических положений, междисциплинарным подходом к решению поставленной проблемы;

длительным характером изучения педагогической практики и организацией опытно-экспериментальной работы в светских образовательных учреждениях;

соответствием концептуальных позиций тенденциям развития социально-педагогической реальности;

единством общенаучных и конкретных методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования;

репрезентативностью объема выборки, разнообразием источников информации, сочетанием количественного и качественного анализа, статистической значимостью экспериментальных данных, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.

Апробация и внедрение результатов исследования отражены в материалах диссертации и публикациях автора. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на инновационном совете областного департамента образования, на расширенном заседании кафедр педагогики и коррек-ционной педагогики ВГПУ.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе научно-методической и опытно-экспериментальной работы соискателя в общеобразовательных школах №№ 13, 39 г. Владимира, в образовательном процессе Владимирского областного института усовершенствования учителей (проблемно-тематические семинары, лекции, научно-методические консульта-

13 ции). Разработанные на основе диссертационного исследования научно-методические материалы и рекомендации, учебные программы широко используются в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений Владимирской области.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. В ней содержится 10 графиков, 4 таблицы и 1 схема. Список литературы составляет ... работ.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются проблема, объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвигается гипотеза, раскрываются этапы, методология и методы исследования, характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретическое обоснование основ духовно-нравственного воспитания личности школьника в православной и светской культурно-педагогической традиции» рассматриваются: 1. сущность культурно-педагогической традиции и ее роль в духовно-нравственном становлении личности школьника; 2. процесс секуляризации содержания православного воспитания и образования, определяющий содержание светской составляющей отечественной культурно-педагогической традиции; 3. соотношение православного и светского начал в моделировании содержания духовно-нравственного воспитания личности ученика в современных условиях.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная разработка системы светского духовно-нравственного становления личности школьника на основе традиционных для русской культуры этических ценностей» представлены и проанализированы результаты педагогического эксперимента: 1. определены педагогические условия для духовно-нравственного воспитания в государственном светском образовательном учреждении; 2. рассмотрены технологические основы обновления содержания светского духовно-нравственного воспитания и образования; 3. представлена апробированная

14 модель диагностирования духовно-нравственного состояния личности ученика.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, определены направления дальнейших исследований.

В приложении представлены методические и информационные материалы к диссертации: 1. программа духовно-нравственного воспитания и образования на основе этических ценностей отечественной культуры «Духовный посох», 2. учебный план обновленного содержания духовно-нравственного воспитания в государственном (светском) образовательном учреждении РФ (региональный компонент), 3. положение об общешкольной Неделе «Духовный посох», 4. положения об этических играх-путешествиях (с учетом возрастных особенностей учащихся), 5. пакет методик диагностирования духовно-нравственного состояния личности школьника.

Православная культурно-педагогическая традиция и ее роль в духовно-нравственном становлении личности школьника

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании воспитания и образования. Учитывая, что процесс воспитания и образования есть по природе своей процесс непрерывный от начала жизни человека до ее завершения и происходит этот процесс в определенной культурно-исторической: среде, следует говорить о воспитании и образовании не вообще, а применительно к конкретной культурно-исторической и культурно-педагогической традиции. Такой подход требует сочетания государственного, народного и национального воспитания и образования с тысячелетней православной традицией России, что является главной научно-педагогической проблемой последних двух веков в нашем Отечестве. Эта проблема остается нерешенной и в наше время.

Понятие «традиция» подразумевает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения, то есть передачу духовных (этических) ценностей (142, с. 459).

Отечественная культурно-педагогическая традиция в духовно-нравственном воспитании и образовании определяется передачей от поколения к поколению этических ценностей Русского Православия. В своей первооснове она - православная. Без ее теоретического осмысления и ее практического опыта, бережно охраняемого православной Церковью в Священном Писании, творениях святых отцов и учителей Церкви, работах православных педагогов, невозможно обоснованно выйти на уровень практического проектирования системы духовно-нравственного становления личности современного школьника.

Воспринимая жизнь человека как непрестанное развитие в процессе духовного становления (что, собственно, и обеспечивает личностный рост человека), назовем этот процесс «вхождением» в жизнь и рассмотрим его с точки зрения личностного роста.

Особенность жизни человека в свете православной культурно-педагогической традиции состоит в том, что он, единожды зародившись в материнской утробе, не единожды переживает процесс рождения: человек в процессе жизни возрождается и перерождается, становится другим, новым. Это присуще только человеку и даровано его природе как данность и как задание, которое без участия самого человека не может быть исполнено.

Явными границами жизнь делится на три этапа. Первый начинается в момент зачатия новой жизни и заканчивается рождением ребенка в земной мир. Второй этап - земное бытие человека, его онтологические границы -«рождение» и «смерть». Третий этап - жизнь за гробом, жизнь вечная. Человек рождается из небытия в бытие в момент зачатия. Через рождение приходит в этот мир. В миг смерти рождается для вечности.

Прежде чем родиться, необходимо созреть и сохраниться в материнской утробе. Созреть - значит соответствовать идеалу, сохраниться - явиться в следующий этап жизни неповрежденным. Неповрежденность заключает в себе соответствие идеалу.

Согласно позиции православного богословия, человек - существо духовно-душевно-телесное, воплотившийся дух. Идеалу должны соответствовать как телесная и душевная (психофизические), так и духовная сферы человека.

При рождении ребенка духовная сторона его жизни не является совершенной. Она повреждена наследуемым от прародителей первородным грехом, который проявляет себя как склонность ребенка ко греху. По В.Д. Шад-рикову, это повреждение - изначальное зло. «Констатация изначального зла в человеке, - пишет он, - имеет огромное прикладное значение для современной педагогики, формирования теории воспитания. Необходимо отметить, что в настоящее время отечественная педагогика такой теорией не обладает» (172, с. 66). Духовное исцеление совершается в таинстве крещения, таинстве духовного рождения человека. Идеалом для новорожденного является его неповрежденность. В рамках земной жизни человека идеалы меняются; таковыми могут быть лучшие представители человеческой природы. «Так что давайте изучать не калек, - писал А. Маслоу, - а наибольшее, какое сможем найти, приближение к целостному, здоровому человеку. Мы найдем у таких людей качественные отличия - другую систему мотивации, другие эмоции и ценности, другое мышление и восприятие. В некотором смысле только святые представляют собою человечество» (167, с. 116-117).

Святость - вот идеал, данный человеку в этой жизни, одновременно достижимый и недостижимый. Недостижимый в своей полноте, так как святость не ограничена объективным уровнем, и достижимый для конкретного человека в соответствии с его мерой и возможностями. Святость задает особую норму жизни человека. Нормой становится его постоянный рост, постоянное развитие. «Человеком нельзя быть, - справедливо замечает А.А. Ухтомский, - им можно лишь делаться» (153, с. 492).

Идеал святости выводит человека за пределы сравнения, на свой неповторимый жизненный путь. Показателем развития является сам человек - то, как он меняется по сравнению с собой. Это уже не только развитие как «организма», а как «личная история» человека, которая вплетается в историю человечества (133, с. 245).

«Личная история» человека определяет духовно-нравственную сферу личности, которая по природе своей двойственна и понимается в православной педагогике как: 1. развитие человека в процессе его «горизонтального» вхождения в жизнь общества, социума (социализация образа «я» личности: бытие «я» в социуме, в окружении себе подобных) и 2. развитие человека в процессе «вертикального» измерения жизни (духовное становление образа «я» личности: инобытие «я», вне социума, в общении с Творцом). Первое есть не что иное как линия развития плотского («земного») образа «я» личности, линия сознания, второе же - линия развития духовного («небесного») образа «я» личности, линия совести. «Человек стремится не только к развитию, но и духовному становлению. Он предчувствует, что истинное человеческое бытие - именно на пересечении горизонтальной и вертикальной составляющих его жизни. Точка соединения - крест - есть место реальной жизни человека. В момент пересечения линий развития и духовного становления человек совершает поступки. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, плотское и духовное - и есть крестная ноша каждого человека, призванного в этот мир» (174, с. 22).

Секуляризация содержания духовно-нравственного воспитания и образования как основа светской составляющей отечественной культурно-педагогической традиции

Для разработки и обоснования совокупности положений, определяющих теоретико-методологические основы исследования процесса духовно-нравственного становления личности школьника в контексте теории и опыта православной и светской культурно-педагогической традиции, необходимо обратиться к истории российской педагогической мысли и школы и охарактеризовать процесс секуляризации содержания отечественного образования. Именно он во многом определил сущность и содержание педагогического процесса, ориентированного на формирование духовно-нравственной сферы личности ученика.

В истории отечественной педагогики одним из не проясненных является вопрос о роли школы в Древней Руси. По мнению одних, всю Древнюю Русь покрывала сеть училищ, другие считают их исключением, одни признают, что грамотность была повсеместной, другие - что все поголовно были безграмотными. Различие мнений определяется двойственным пониманием: школы: во-первых, как традиции и, во-вторых, как способа передачи и сохранения этой традиции. Следует заметить, что в древнерусском языке рядом с понятием «книжное учение»от глагола «учить» стал складываться более удобный термин - «училище». Понятие «школа» впервые встречается в древнерусской письменности в 1382 году (5, с. 109).

Христианство, распространившееся на Руси, непременно должно было повлечь подготовку людей, способных вступить на служение Церкви, что и вызвало необходимость устройства училищ. Принятие веры и возникновение школы происходили практически одновременно. Школа готовила священнослужителей и городских чиновников.

Культура Древней Руси, на первый взгляд, была недостаточно интеллектуальной. Но она стремилась быть не только умной, но и мудрой. Разум, знания ценились очень высоко, но ясно виделась и опасность, которую представлял ум, ускользающий из-под контроля нравственности. Настоящая мудрость старалась применять ко всему в жизни нравственное отношение. Однако именно духовная мудрость требовала упорной учебы, постоянного и вдумчивого чтения книг, знакомства с мировой историей и осмысления своего собственного места и места своего народа в ней, требовала литературного, музыкального и эстетического развития, дополняющего нравственное. Одна школа такую задачу решить не могла. На помощь ей пришли церковный приход и семья, где книжная культура Древней Руси трансформировалась в некнижную мудрость ее народа.

В Древней Руси основную школу люди проходили у домашнего очага. Семейное воспитание, естественно, было нацелено на изучение житейских правил, а не на приобретение научных знаний. Важно отметить, что в древнерусском воспитании кодекс сведений, чувств и навыков, необходимых для усвоения этих правил, составлял науку о «христианском жительстве» - о том, как подобает жить христианину. Кодекс состоял из трех наук (или строений): строения душевного - учения о долге душевном (или дела спасения души), строения мирского - науки о гражданском общежитии, строения домового -науки о хозяйственном домоводстве. Усвоение этих трех наук и составляло задачу общего образования в Древней Руси. По свидетельству историка В.О. Ключевского, школой душевного спасения для мирян была приходская церковь с ее священником, духовным отцом всех прихожан. Его преподавательские средства заключались в богослужении, исповеди, поучении и примере собственной жизни. Курс обучения состоял из богословия - «како веровага», политики - «како царя чтити» и нравоучения - «како чтити духовный чин и учение его слушати, аки от Божиих уст». Учение, преподаваемое приходским священником, разносилось по домам отцами семейств и старшими детьми. Хозяин дома (отец семейства) был настоящим народным учителем в Древней Руси, потому что и семья была тогда народной школой или, точнее, народная школа заключалась в семье» (58, с. 9).

План воспитания был сведен в общую программу в «Домострое» священника Сильвестра. Грамотность не входила в состав общеобязательного образования как необходимое воспитательное средство. Она причислялась к техническим промыслам и рукоделиям и нужна была только на некоторых житейских поприщах, например, для духовного и приказного чина. Так смотрит на грамотность и современный «Домострою» «Стоглав». Позднее даже в азбуках приводилось строгое различие между книжною и истинною мудростью: «Не ищи, чел овече, мудрости, ищи кротости, аще обрящеши кротость, тогда одолеешь мудрость. Не тот мудр, кто много грамоте умеет, тот мудр, кто много добра творит» (58, с. 14-15).

Понятие «светское» возникает в России в ХУ111 веке и приобретает особый смысл спустя два столетия, став синонимом латинского «секулярис». Секуляризация понимается как процесс освобождения различных сфер общества, индивидуального, группового, общественного сознания от влияния религии. Особый смысл этого понятия заключается в том, что первоначально секуляризация рассматривалась как частичный отход от православной культурно-образовательной традиции, сложившейся в отечественной педагогической теории и практике к этому времени. Спустя два столетия - уже в советскую эпоху - оно подразумевает полный отказ от православного духовно-нравственного наследия: «светское» становится антиподом «православного» и воспринимается как «безрелигиозное».

Понятие «секуляризация» охватывает целый комплекс процессов, происходящих на уровне общества в целом, отдельных сфер общественной жизни и социальных институтов, социальных групп, личностей. Падение влияния религии выражается в изменении ее места в обществе, сужении круга выполняемых функций, в отчуждении церковной собственности в пользу государства, освобождении от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений, изъятии образования из ведения Церкви, развитии светского искусства, морали и т.п.

Существенное изменение православной культурно-педагогической традиции в духовно-нравственном становлении личности ученика стало особенно заметно с открытием в Москве в 1687 году Славяно-греко-латинской академии. Когда возникла потребность готовить обученных людей для государственной службы, царь Петр 1 в разговоре с патриархом Адрианом заявил, что академия - школа царская, а не патриаршая, не духовная, что она должна готовить не только служителей алтаря, но «во всякие потребы»: и чиновников, и офицеров, и докторов (52, с. 107). Свою мысль о расширении профессиональных задач академии Петр 1 не осуществил, но в 1701 году была учреждена «школа математических и навигационных наук, впоследствии уже в Петербурге переименованная в Морскую академию.

Ценности и ценностные ориентации личности современного школьника

В настоящее время можно говорить о возвращении и актуализации многих философских идей различных периодов развития гуманитарного знания, но особо следует, на наш взгляд, отметить своеобразный взрыв исследовательского интереса к проблеме ценностей, к углубленному и целостному рассмотрению проблемы. И это скорее жизненная необходимость.

Безусловно, существуют общие проблемы, принадлежащие одновременного разным историческим эпохам, разным культурам, - инвариантные проблемы, которые, по выражению Б.Л. Пастернака, «каждая эпоха получает от прошлого и переадресовывает будущему». Это прежде всего проблемы духовности, нравственности, ценности личности, ее свободы и ответственности и т.д.

Исторический опыт свидетельствует, что проблема ценностей всегда актуализировалась, ее постановка обострялась, приобретала широкое социальное и нравственное значение в сложные, переломные эпохи, когда культурные традиции обесценивались, прежние идеологические и этические устои общества подвергались дискриминации, начиналась поспешная их замена новыми идеалами и целями (130, с. 87-90). Подчеркивая историчность общечеловеческих аксиологических ориентиров, актуальных для системы обра 64 зования, З.И. Равкин пишет: «Они всегда принадлежат конкретной эпохе, но обладают способностью на новом витке исторического движения обретать новый смысл, вступать в контакт с ценностями последующего периода» (130, с. 87-88). Ценностные ориентации обусловливают избирательную активность индивида именно как субъектную, а не биологическую или автоматическую. Каждый выбор человека - это «внутреннее ценностное строительство» (19, с. 127).

Э. Фромм считал, что наиболее прекрасные и самые безобразные склонности человека представляют собой не компоненты фиксированной и биологически заданной человеческой природы, а результат социального процесса, который творит людей. Убеждения и ценности не даны личности в готовом виде, не приняты ею от общества пассивно, они являются результатом усилий и интеллектуальных достижений в процессе бесконечного жизненного экспериментирования. Именно поэтому необходимо «взращивание» таких ценностей, при наличии которых человек мог бы отказаться от социальной маски и обнажить свои подлинные потребности, ценности, которые будут способствовать его развитию.

Это особенно важно учитывать в системе образования, результаты деятельности которой будут определять будущее всей нашей страны и каждого человека в отдельности. «Реальная действительная сила ценностных ориентации ... исторически возрастает и возрастает биографически, что жизненно важно понимать на нынешнем критическом этапе жизни человечества - и для выработки оптимальной стратегии его выживания и развития, и для реорганизации в соответствии с нею всей педагогической деятельности» (49, с. 181).

Отличительной особенностью социокультурных процессов, происходящих в нашем обществе, является переоценка и переосмысление ценностей. То, что совсем недавно воспринималось в качестве незыблемых постулатов, сейчас либо полностью отвергается, либо вызывает сомнение в его «полезности», значимости. И у нас нет оснований не согласиться с Д.А. Леонтьевым: «Налицо ценностный нигилизм, цинизм, метание от одних ценностей к другим, экзистенциальный вакуум и многие другие симптомы социальной патологии, возникающей на почве перелома ценностной основы, смыслового голодания и вывиха мировоззрения» (84, с. 15). Утрачивая веру в старые ценности, человек теряет объекты для своей проекции вовне. Это приводит к тому, что он замыкается в себе, а окружающий мир становится для него чуждым и даже враждебным.

Кризис смыслообразующих жизненных ценностей ведет к кризису идентичности, который, в свою очередь, нередко сопровождается духовным вакуумом. И как результат этого - деформация самосознания человека, отчуждение личности от собственной истории, утрата смысла бытия, то есть перспектив будущего и ответственности.

Категория ценности, ценностных ориентации является одной из самых сложных в философии, социологии, культурологи и психологии. Ценности выступают основанием для осмысления, познания и конструирования целостного образа социального мира, для регуляции человеческого поведения во всех его проявлениях при принятии решения в ситуации выбора.

Смысл понятий «ценность», «ценностные ориентации», используемых в разных теориях, во многом определяется субъективной позицией исследователей. В результате получается не просто много определений одного и того же, а разные понятия, которые пересекаются, но не сводятся друг к другу и имеют разную смысловую нагрузку. Поэтому изучение проблемы ценностей должно быть связано с исследованием и уточнением специфики контекста, в котором употребляется понятие «ценности». В зависимости от смысловой нагрузки этих терминов возможно принципиально различное их осмысление. Понятия «ценности», «ценностные ориентации», очевидно, никогда не будут определены исчерпывающим образом, однако, это не должно препятствовать созданию рабочих понятийных конструкций.

В психологических исследованиях обнаруживается использование других понятий, сходных по содержанию с «ценностями», «ценностными ориентациями»: А.Н. Леонтьев - «личностный смысл», Д.Н. Узнадзе - «установка», В.Н. Мясищев - «отношение», В.А. Ядов - «диспозиция», Л.И. Божович - «внутренняя позиция личности» или «направленность», Б.Д. Парыгин -«умонастроение», Б.С. Братусь - «смысловые ценности», Д.А. Леонтьев -«смысл», А. Маслоу - «метамотивы», М. Рокич - «ценностные ориентации», «руководящие принципы жизни». Определение Д.А. Леонтьевым смысла как «структурного элемента процессов сознания и деятельности человека», на наш взгляд, имеет то или иное отношение ко всем вышеперечисленным понятиям. Взаимосвязь этих дефиниций легко обнаруживается в работах многих исследователей. Для М. Вебера в его «понимающей социологии» «смысл» является ключевым понятием в осознании человеческих действий и человеческой культуры, а по мнению Ю. Федорова, культура в широком плане и есть совокупность ценностей.

А. Маслоу считал, что, хотя духовная (ценностная) жизнь и «была исключена из реального мира классической бесценностной наукой, смоделированной по типу физики, она может быть возвращена в качестве предмета исследования наукой гуманистической» (94, с. 256). Эти слова ученого оказались пророческими, о чем свидетельствует огромный интерес к проблеме духовности и ценностей, которые стали, по существу, объектом междисциплинарных исследований философов, психологов, социологов, педагогов и т.д. «Всеобъемлющее определение полностью развитого «Я», или личности, включает систему ценностей, которая метамотивирует человека», - писал А. Маслоу (94, с. 299). Более того, ценностная жизнь, «возможно, является видимой надкультурной особенностью, хотя она и должна быть актуализирована культурой для того, чтобы обрести существование» (94, с. 309).

Система диагностирования духовно-нравственного состояния личности школьника на основе этических ценностей Русского Православия

Проблема личности в отечественной психологии первоначально рассматривалась как выявление индивидуальной неповторимости, выделения набора качеств, свойств, характеристик, особенностей человека. Такой подход можно назвать «коллекционерским» (174, с. 383), когда личность рассматривается как некая емкость, принимающая в себя темперамент, характер, преобладающие потребности и интересы, способности, склонности и проч.

С середины 60-х годов XX века предпринимаются попытки выяснить общую структуру личности, которая понималась как соединение биологически и социально обусловленных ее особенностей. С этого момента проблема соотношения биологического и социального занимает едва ли не центральное положение в психологии личности. А.В. Петровский рассматривает это соотношение следующим образом: «Биологическое, входя в личность, становится социальным... Природные, органические стороны и черты выступают в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. И для них нет необходимости выделять специальные несоциальные структуры. Биологическое существует в личности в превращенной форме как социальное» (124, с. 230).

К концу 70-х годов структурный подход к проблеме личности сменяется системным. Данный подход поставил вопрос о том, что представляет собою это особое системное качество индивида, которое обозначается термином «личность» и которое оказывается не сводимым к биологическим предпосылкам, включенным в природу его носителя - индивида. По мысли А.Н. Леонтьева, личность не равна индивиду, это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе во всей полноте отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. «Иначе говоря, - пишет автор, - личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный инди вид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами... С этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека; это - исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; это исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им...» (83, с. 385).

«Новым психологическим измерением», в котором изучалось соотношение индивида и личности, явилась концепция деятельного опосредования межличностных отношений. С этой точки зрения, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из ее участников. Межличностные связи практически нерасторжимы, они вполне реальны, но по природе своей «сверхчувственны»; они заключены в конкретных свойствах индивида, но к ним не сводимы. Индивид понимается как отдельный представитель человеческой общности. Личность характеризует индивида в аспекте его включенности в социальное целое.

Принимая во внимание факт единства, но не тождества личности и индивида, можно увидеть личность не в одном «психологическом измерении», а в трех не совмещающихся, но пересекающихся в социальной жизни индивида пространствах: - первое измерение: индивид выступает в своей нетождественности другим и через эту непохожесть выявляет себя как личность; - второе измерение: личность проявляется в деятельности и общении нескольких индивидов; - третье измерение: представление, которое складывается об индивиде у других людей (его «инобытие» в них), понимаемое как личность этого человека, как его персонализация.

«Инобытие» индивида в других людях - это активный процесс, своего рода «продолжение себя в другом». Так отмечается важнейшая психологиче екая особенность личности - ее стремление обрести имеющую свою динамику вторую жизнь в других людях, производить в них долговечные изменения. «Безличность» - это характеристика индивида, чье присутствие или отсутствие ничего не меняет в жизни других людей, не преобразует их поведение. Важно отметить, что в данном подходе допускаются не только полезные изменения, которые производит личность в других, но и вредоносные.

Психология вплотную подошла к открытию четвертого, духовного измерения. Необходимость рассмотрения личности в духовном пространстве уже осознавалась психологией, но сама проблема была философски поставлена И. А. Ильиным: «Человек призван овладевать своей душой и ее слабостями, освобождать себя из состояния духовной слепоты и творчески слагать свою новую судьбу перед лицом Божиим» (46, с. 383). Это есть творческая жизнь души, не просто душевное, душевно-духовное делание. Ильин писал: «Душа не то же самое, что дух. Душа - это весь поток нетелесных переживаний человека, помыслов, чувствований, болевых ощущений; приятных и неприятных, значительных и незначительных состояний; воспоминаний и забвений, деловых соображений и праздных состояний и так далее. Дух - это, во всяком случае, лишь те душевные состояния, в которых человек живет своими главными, благородными силами и стремлениями, обращенными на познание истины, на созерцание или осуществление красоты, на совершение добра, на общение с Божеством - в умозрении, молитве и таинстве; словом, на то, что человек признает высшим и безусловным благом. Этим различие между «душою» и «духом», конечно, не исчерпывается; но, в пределах человеческого опыта, оно начинается именно здесь. Дух - это то, что объективно значительно в душе...Стать участником в духовном делании - значит, прежде всего, создать в своей душе необходимый уровень внутренней жизни, отсутствие которого делает неизбежным совлечение и пошлость» (46, с. 23).

Похожие диссертации на Отечественная культурно-педагогическая традиция в духовно-нравственном становлении личности школьника