Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеучебной деятельности на традициях таджикской народной педагогики Умаров Абдусамад

Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеучебной деятельности на традициях таджикской народной педагогики
<
Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеучебной деятельности на традициях таджикской народной педагогики Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеучебной деятельности на традициях таджикской народной педагогики Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеучебной деятельности на традициях таджикской народной педагогики Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеучебной деятельности на традициях таджикской народной педагогики Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеучебной деятельности на традициях таджикской народной педагогики Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеучебной деятельности на традициях таджикской народной педагогики Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеучебной деятельности на традициях таджикской народной педагогики Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеучебной деятельности на традициях таджикской народной педагогики Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеучебной деятельности на традициях таджикской народной педагогики
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Умаров Абдусамад. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеучебной деятельности на традициях таджикской народной педагогики : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1998 152 c. РГБ ОД, 61:99-13/1250-9

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе вне учебной деятельности как педагогическая проблема

1. Идеи нравственного воспитания в педагогике 13

2 Содержание и основные средства духовно-нравственного воспитания в практике школ и внешкольных учреждений Таджикистана 32

ГЛАВА II. Использование содержания народной педагогики в нравственном воспитании старшеклассников во вне учебной деятельности

I. Организация опытно-экспериментальной работы по использованию народных традиций в духовно- нравственном воспитании старшеклассников 47

2. Пути и средства реализации содержания народной педагогики вне учебной деятельности учащихся (ход и результаты основной работы) 61

3. Результаты педагогического эксперимента 111

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 138

Введение к работе

Суверенное государство Республика Таджикистан переживает важный этап в своем историческом развитии; развернута перестройка всех сфер общественного и государственного развития, включающая экономическую реформу, преобразование политической системы и совершенствование образования.

Процесс общественного переустройства неразрывно связан с совершенствованием человека не только как главной производительной силы, но и как активного гражданина, духовно-нравственной личности.

Осуществляемая в Республике работа по улучшению деятельности школы требует создания такой системы, которая могла бы поднять все дело нравственного воспитания подрастающего поколения на уровень современных требований, определяемых новыми прогрессивными процессами, происходящими в нашем обществе. Совершенствование воспитательной системы является важной задачей, проводимой обществом по формированию человека, в том числе и средствами народной педагогики.

Нравственное воспитание молодого поколения всегда было одной из актуальных проблем общества. Древнейшая религия в мире зароаетризм считает, что "добрая мысль", "доброе слово", "доброе дело"' являются выражением благого начала.

Поиск содержания, методов и средств нравственного воспитания отмечается еще в античной педагогике (Демокрит. І Ілатон и др.)

В наследии великих мыслителей Востока Лбу Лбдулло Рудаки. Абу Али Ион Сины. Насрехшна Гуси. Ахмади Дониша и других

4 разрабатывались формы и методы нравственного воспитания, его содержание и цели.

Вопросам нравственного обучения и воспитания большое внимание уделяли социалисты-утоп исты (Томазо Кампанелла, Франсуа Рабле), основоположник теории обучения - Ян Амос КоменскиЙ, французские философы (Жан-Жак Руссо, Дени Дидро и др.), выдающийся швейцарский педагог-демократ Н.Г.Песталоцци и др. Цели и задачи нравственного воспитания широко рассматриваются в произведениях русских педагогов К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и др. Проблемам нравственного воспитания большое внимание уделяли Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский.

В исследованиях учен ых-педагогов Ю.К.Бабанского, Г.Н.Волкова,
А.Л.Бугаева, И.С.Кона, О.С.Богдановой, Н.И.Болдырева,

Д. И. Во дзи некого, Л.П.Иващенко, ЭИ.Моносзона, Б.Т.Лихачева, В.М.Коротова, М.И.Мухиной, М.Г.Тайчинова отражены аспекты нравственного воспитания учащихся в процессе обучения и воспитания.

Важный вклад в решение проблемы нравственного воспитания республик Средней Азии внесли исследования И.О.Обидова, М.О.Орипова, М.И.Криштул, Ф.Н.Репы. М.Лутфуллоева. Б.Рахимова. М.Касимова. М.М.Сайфуллоевой, Б.Кадырова, Э.Сафарова.

Анализ научных исследований по нравственному воспитанию дает возможность определить, во-первых, что воспитание молодого поколения в нашей стране всегда было процессом целостным, устойчивым, всесторонним и находилось в центре процесса обучения и воспитания: во-вторых, нравственное воспитание учащихся было одной из важнейших проблем подготовки подрастающих поколении: в-третьих, нравственное воспитание осуществляется прежде всего в процессе обучения, а также во

внеклассной и внешкольной воспитательной работе и в семье; в-четвертых, сегодня процесс возрождения национального самосознания, происходящий в республиках бывшего СССР, создал условия возврата к истокам национальной культуры, прогрессивным народным традициям, ценностям, духовным идеалам. Духовно-нравственное отчуждение, небрежное отношение к собственной культуре и национальным ценностям, охватившее значительную часть таджикской молодежи, а также нравственная неграмотность требуют определения новых целей, содержания и форм духовно-нравственного воспитания учащихся.

В последние годы значительно расширилось всестороннее изучение использования народной педагогики в процессе обучения и воспитания. Большой вклад в решение проблем народной педагогики внесли ученые Ф.Афанасьев, Г.Н.Волков, А.И.Гашимов, А.Ф.Кинтибидзе, А.Э.Исмаилов, А.К.Алиева, М.Сайфуллоева и др.

Успех нравственного воспитания зависит как от содержания и разнообразия методов и форм, так и от выбора средств воспитания.

Нравственное воспитание ведется в процессе изучения основ наук, во внеклассной и внешкольной воспитательной работе. Этим вопросам посвящены исследования И.С.Марьенко, И.С.Горской, Р.Т.Чураковой. В.Муллоджанова, Э.С.Сафарова и др. В них изучены содержание, методы и задачи внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

В.Муллоджанов и З.Сафаров обобщили опыт работы передовых учителей школ республики, применяющих различные средства, формы и методы нравственного воспитания в процессе обучения. В целом па важная тема привлекла внимание многих исследователей и в России, и в Таджикистане. Тем не менее, многие стороны проблемы использования народной педагогики в духовно-нравственном воспитании учащихся еще

не изучены. В ранее проведенных исследованиях прежде всего рассматривались содержание и методы реализации народных традиций в нравственном воспитании в процессе обучения. Объектом изучения, как правило, были учащиеся всех возрастов и городские школьники. А проблемы нравственного воспитания сельских школьников Таджикистана, имеющие свои особенности изучены недостаточно. Учитывая это, нами была избрана тема исследования: "Духовно-нравственное воспитание старшеклассников сельской школы во внеучебной деятельности на традициях таджикской народной педагогики". Мы акцентируем внимание на разработке менее исследованного аспекта деятельности учителей, классных руководителей и воспитателей внешкольных учреждений - на использовании народных традиций во внеучебной деятельности учащихся. Старшеклассники сельских школ привлекли наше внимание, потому что этот возраст находится на пороге социальной зрелости, формирования соответствующего мировоззрения, гражданской позиции, поиска своего места в обществе.

Кроме того, большинство школ в республике сельские, и в них значительно меньше материальных условии для организации внеучебной деятельности.

Цель настоящего исследования - выявление наиболее эффективных путей использования народной педагогики в процессе внеклассной и внешкольной воспитательной работы как сродства нравственного воспитания учащихся старших классов сельской местности

Объектом исследования был избран процесс организации нравственного воспитания учеников IX и X классов общеобразовательной школы сельской местности во внеучебной деятельности.

Предмет исследования - процесс нравственного воспитания учащихся IX-X классов с использованием средств народной педагогики в ходе внешкольной и внеклассной воспитательной работы.

Гипотеза исследования: духовно-нравственное воспитание старшеклассников школ Таджикистана будет успешным и результативным, если оно основывается на традициях таджикского народа и предусматривает единство целостного педагогического процесса в средней общеобразовательной сельской школе. То есть:

-осуществляется последовательное изучение таджикских народных
традиций как в процессе обучения, так и во внеурочной деятельности. В
учебно-воспитательном процессе ставится акцент на раскрытие духовных
ценностей историко-созидательной деятельности народа; осуществляется
интеграция учебной, внеучебной, созидательно-добротворческой

деятельности учащихся по освоению духовно-нравственных ценностей традиционной культуры.

-достигается единство педагогического воздействия окружающей природной и социальной среды в многоплановой деятельности школы.

Исходя из цели, предмета и гипотезы исследования, были определены следующие задачи:

1.Изучить и обобщить философскую, социологическую,

педагогическую, историко-угнографичеекую. психологическую

литературу по проблеме исследования.

2.Определить специфику практического использования духовных традиций народов Таджикистана как средства духовно-нравственного воспитания старшеклассников сельской школы.

3,Обобщить опыт работы учителей общеобразовательных сельских школ по организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы

4.На основе опытно-экспериментальной работы обосновать формы и методы использования народной педагогики в процессе внеклассной и внешкольной работы как средства нравственного воспитания учащихся ЇХ-Х классов сельской местности.

5.Разработать научно-практические рекомендации по

использованию народных традиций в духовно-нравственном воспитании старшеклассников в многоплановой деятельности.

Методологической основой исследования явились труды известных ученых-педагогов, философов, психологов по исследуемой проблеме, и прежде всего - философские представления о гуманизме и человеческих ценностях как основ формирования личности; концептуальные установки классиков педагогики и современных этнопедагогов о духовно-нравственном воспитании человека, об исторических корнях и своеобразии национальной культуры, отразившихся в народных традициях.

Для решения поставленных задач диссертации и проверки правильности выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:

-теоретический изучение трудов ученых в области философии, педагогики, психологии, социологии, отражающих современное состояние рассматриваемой проблемы, произведений таджикского народного творчества, исследований но истории, этнографии Таджикистана;

-научно-педагогический анализ учебных программ и пособий средней школы, и прежде всего, учебников по истории, литературе, географии; сбор и обработка этнографического материала, собранных в сельской местности; беседы с людьми старшего поколения - носителями

традиций; сбор и обработка материалов устного народного творчества, сказаний, песен, пословиц, сказок и т.д.:

-наблюдение и изучение работы учителей старших классов по внеклассной и внешкольной воспитательной работе;

-анкетирование и интервьюирование учителей и учеников;

-опытная работа;

-педагогический эксперимент.

В работе над диссертацией использован двадцатитрехлетний опыт автора в сельской средней школе пионервожатым, учителем истории и директором школы, а также десятилетний опыт работы преподавателем кафедры педагогики Душанбинского университета.

Научная новизна н теоретическая значимость предпринятою исследования заключается в том, что впервые выявлены эффективные формы реализации народной педагогики в процессе внеклассной и внешкольной воспитательной работы со старшеклассниками; экспериментально установлено, что использование народной педагогики способствует формированию проектируемых духовных и нравственных качеств личности учащихся сельской школы.

Установлены и подтверждены опытным путем эффективные педагогические условия реализации духовных ценностей народных традиций в процессе совершенствования всего образовательного и воспитательного процесса в условиях сельской средней школы Таджикистана, К ним относятся;

-осуществление гееной связи материала учебных предметов с содержанием народных трали пин;

-постоянное изучение учащимися народных традиций, обычаев, обрядов, песен, сказаний;

-создание благоприятных условий для приобщения учащихся к духовным ценностям народных традиций на практике и в общении с окружающей действительностью.

Практическая значимость работы определяется тем, что содержащиеся в ней выводы и научно-методические рекомендации реализованы в процессе внеучебной деятельности учащихся. Разработанные нами методические материалы успешно использоватись в организации многоплановой созидательной деятельности по освоению духовно-нравственных ценностей народных традиций.

Экспериментальная работа проводилась в школах сельской местности Таджикистана (в сравнительном плане отдельных городских школ) на базе школ №№23 и 200 Ленинского района, №№70 и 20 Канибадамского района, №№77 и 96 Турсунзадевского района, №№14 и 66 Гиссарского района, №№1, 15 и 19 Исфаринского района. Для сравнения изучалось использование народных традиций в учебной и внеклассной работе некоторых городских школ.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый (1992-1994 гг.), поисковый этап, был связан с изучением состояния исследуемой проблемы в теории и практике учителей с целью накопления материалов и определения возможных путей решения исследовательских задач. На этом этапе был проведен констатирующий эксперимент,

На втором (1994-1996 гг.) этапе были разработаны педагогические мероприятия по реализации народной педагогики в процессе внеклассной и внешкольной воспитательной работы с целью повышения эффективности нравственного воспитания учащихся IX-X классов сельской местности. В 1996 году проводилась работа в школе №23

Ленинского района. В ней участвовало 480 человек. В эти годы под руководством автора студенты старших курсов университета готовились к использованию народных традиций в организации учебных и внеучебных занятий со старшеклассниками в сельской школе.

В контрольных и экспериментальных классах внешкольная и внеклассная работа проводилась по одинаковым календарно-тематическим планам. В контрольных классах нравственное воспитание ограничивалось только содержанием программного материала, а народные традиции упоминались лишь фрагментарно. В экспериментальных классах были использованы элементы народной педагогики как средства нравственного воспитания учащихся.

Третий этап (1997-1998 гг.). Продолжение эксперимента, в котором были подведены итоги опытно-экспериментальной работы, сравнительный анализ результатов анкетирования экспериментальных и контрольных классов. Уточнены теоретические положения и педагогические рекомендации. Данные, полученные на первых этапах исследования, соотнесены с результатами последнего этапа.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической основой исследования, использованием разнообразных методов, соответствующих предмету исследования, сочетанием количественного и качественного анализа собранного материала. ,члительным характером опытной работы. Теоретические выводы и рекомендации подтверждены опытной и экспериментальной проверкой.

Апробации результатов исследования осуществлялась посредством вые пилений автора с лекциями перед учи гелями и на научно-практических конференциях преподавателей университета, в разработке спецкурсов по темам: "Таджикская народная педагогика".

12 "Отражение народных традиций в таджикской литературе", ''Народные традиции в физическом воспитании молодежи", которые проводились со студентами старших курсов университета. Основные теоретические выводы опубликованы в восьми работах.

На защиту выносятся следующие положения;

  1. Традиции таджикского народа содержат в себе богатый познавательно-прикладной материал, который оказывает существенное воздействие на духовное и нравственное развитие учащихся сельских школ Таджикистана.

  2. Усвоение национальной культуры и характера взаимоотношений в обществе на основе народных традиций зависит от приобщения учащихся к духовным ценностям, к соблюдению их в жизни.

  3. Творческое использование народных традиций во внеучебной, созидательной деятельности активно способствует духовному и нравственному совершенствованию личности учащегося.

  4. В целях эффективной реализации народных традиций в воспитательной работе со школьниками необходима специальная подготовка учителя в вузе, и прежде всего, изучение особенностей родного языка, истории, литературы, национального характера и условий жизни.

Объективные научные результаты, полученные в исследовании, систематизированы, обобщены и представлены в диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Идеи нравственного воспитания в педагогике

После распада Советского Союза в Таджикистане впервые, в условиях демократии и свободы в ноябре 1994 г., путем всенародного голосования была принята Конституция (Основной Закон) республики, и избран президент. Эти два события повысили авторитет республики на международной арене /74/.

Верховный Совет Таджикистана своим постановлением "О выполнении Закона Республики Таджикистан "Об образовании" утвердил республиканский Закон "О просвещении" (27 декабря 1993 г.), а 13 июня 1994 г. Совет Министров Таджикистана постановлением за №9 принял основные задачи национальной школы !5ll. Правительство республики определило стратегическое направление деятельности сферы образования. Его цель, как сказано в вышеупомянутом законе, "удовлетворение запросов человека о всестороннем развитии его способностей, незыблемости жизни, повышения ее уровня и улучшения качества работы и на этой почве - постижения экономического, культурного и духовного наследия для обеспечения социально-экономического развития Республики Таджикистан" 74, с. 11,12 . Из Конституции видно, что духовное воспитание выдвигается на передний план.

Национальная школа любого государства, в полной мере обладая присущими ей особенностями, должна в нынешних условиях играть важную роль в решении задач нравственного воспитания.

В Таджикистане, как в других государствах бывшего СССР, происходят кардинальные изменения и в идеологии, и в политике, и в экономике. Эти процессы протекают особенно ощутимо, можно сказать, даже болезненно. Переход на рыночные отношения, острая нехватка наличных денег, остановка предприятий, выпускающих необходимые для школ оборудование, мебель, учебные принадлежности, технические средства, нехватка учебников весьма обострили проблемы образования вообще и нравственного воспитания в частности.

Система обучения и воспитания всегда совершенствуется в связи с велением времени. Сегодня интересы независимого государства таджиков требуют, чтобы мы как можно скорее повернулись лицом к своей науке и культуре, овладевая ее ценностями. Отсюда не следует, что мы собираемся отказываться от общечеловеческих ценностей Запада, напротив, мы считаем необходимым постигать их наравне с изучением истории нашей национальной культуры.

В знаниях ( в философии, морали и педагогике) эпохи ислама или доисламских - невозможно отыскать идею, которая не бытов&па бы в совершенной или в зачаточной форме. А значит - чем скорее мы обратимся к изучению главных источников знания Востока, тем успешнее будут наши исследования, направленные на выработку основ морально здорового общества. Словом, вся система обучения и воспитания требует существенной переработки. Основная линия этого преобразования на первом этапе требует изучения методов и средств традиционного обучения и воспитания с целью рассмотрения содержания нравственного воспитания с новых позиций.

Нравственность, мораль по-таджикски - "ахлок" Это арабское слово, множественное число от "хулк" - т.е. характер, поступки. Мораль -одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность главных норм и правил человеческих взаимоотношении в семье и обществе. Мораль возникла в первобытном обществе, став важным средством для упорядочения отношений между людьми. Содержание морали определяют социальные и экономические отношения.

Нравственное воспитание - одна из важных составных частей воспитания человека, формирования духовных качеств и норм поведения.

Воспитанию и нравственному формированию человека уделялось серьезное внимание с древнейших времен. В одном из самых важных письменных памятников наших предков - "Авесте" - содержится объяснение трех основных установлений Заратуштры; добрые слова, добрые мысли, добрые дела. В 53-м яште (разделе "Авесты") сказано: "О, великий Ахурамазда, дай мне место под своим покровительством для представления о правде, чтобы повернулись ко мне добрые мысли и добрые дела"

Вопросам морали в "Авесте" уделяется основное внимание, дается характеристика ее содержания. Отмечается. во-первых, дисциплинированность и чистота тела; во-вторых, воспитание детей; в-третьих - стремление к благоустройству (Заратуштра говорил: святой мужчина тот, кто на тім свете строит дом. возжигает огонь; хорошо содержит жену, детей и стадо; сеет пшеницу, сажает плодовые деревья. Эти его дела равны сотне жертв Ахурамазде). В-четвертых - неприятие лени, в-пятых. - уничтожение вредных животных и защита полезных (v зороастрийцев собака занимала особое место, убивать ее запрещалось). Кроме того требовалось отказаться от клятв (в "Назиданиях Озарбада" сказано: "Не присягай ни ради правды, ни ради лжи"); неприязне лживости (Геродот отмечал, что для персов не было большею греха, чем вранье, невозвращение долга) Установления Заратуштры резко оеуждази такие человеческие качества, как самовосхваление, зависть, алчность, чванливость, гневливость, злословие. Установления эти внесли достойный вклад в воспитание человека.

Организация опытно-экспериментальной работы по использованию народных традиций в духовно- нравственном воспитании старшеклассников

Опираясь на анализ развития идеи нравственного воспитания в педагогике и на изучение практики реализации народных традиций в учебной и внеучебной деятельности старшеклассников, мы организовали опытно-экспериментальную работу в сельских школах Таджикистана, К ней были привлечены учащиеся и учителя школы № 23 Ленинского района. Один 9-й класс "А" был экспериментальным, другой "Б" - контрольным. Оба класса были сформированы из учеников данной школы и приблизительно равны и по успеваемости, и по поведению. Но так как уроки истории, географии и других предметов вели одни и те же учителя (лишь литературу вели разные преподаватели) и то, что два класса еще не могли представить достаточно убедительных показателей, мы привлекли к опытной работе две школы из Каниабадского района. Школа № 3 в качестве экспериментальной, а № 12 - контрольной. Школы расположены рядом. Контингент почти одинаков; девятые классы в той и другой школе были сформированы на базе этих школ и двух близлежащих восьмилетних. На констатирующем этапе опытной работы была поставлена задача - изучить подробнее учащихся, и прежде всего, их отношение к народным традициям, обычаям, к близким и товаришам.

Организуя опытно-экспериментальную работу, мы прежде всего выяснили по каким критериям оценивать нравственный уровень человека. В этом вопросе мы опирались на работы Б.Т. Лихачёва, В.М. Монахова, АД. Солдатенкова и др., а также народные традиции оценки личности. Все эти источники сходятся в одном - судить о человеке следует не столько по его высказываниям, сколько по поведению в различных ситуациях, по отношению к окружающему (отношение к учению, к труду, к людям, к своим поступкам, своему долгу перед Родиной и обществом). Учитывая ранее сформулированные критерии нравственности мы и проверяли в опытной работе изменения отношений учащихся контрольных и экспериментальных классов именно по этим направлениям.

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский не раз подчеркивал: прежде чем воспитывать ребенка, надо всесторонне познать его. Поэтому мы постарались более или менее полно изучить ребят, характеры и наклонности тех из них, которых привлекли для эксперимента. При этом мы опирались на "Примерную программу изучения развития нравственного и образовательного уровня учеников", составленную Академией педагогических наук СССР, и в соответствии с целями своего исследования внесли в содержание воспитательной работы некоторые изменения.

Программа изучения состояла из трех частей;

1. Общественно-бытовая жизнь школьника.

2. Главные факторы, воздействующие на нравственное формирование школьника.

3. План нравственного просвещения школьника.

В первой части ставятся такие вопросы: количество членов семьи; профессия отца и матери; главные признаки морального облика семьи; се культурный уровень; ее бюджет; наличие радио и телевизора; условия для приготовления уроков; домашние обязанности школьника.

Вторая часть охватывает индивидуальную сферу деятельности ученика: личный пример школьника; его взаимоотношения с окружающими; его друзья; приверженность тем или иным программам радио и телевидения; круг интересов.

Третья часть касается признаков нравственной культуры:

- отношение к занятиям: интерес, самостоятельность, честность усердие;

- отношение к труду: трудолюбие, забота о коллективе, инициативность, творчество в труде;

- отношение к общественной собственности: бережное сохранение, соблюдение порядка на рабочем месте, забота о книгах и учебных принадлежностях, бережное отношение к природе;

- отношение к коллективу: участие в жизни коллектива, выполнение его требований, забота о делах коллектива;

- отношение к себе: дисциплинированность, требовательность, верность слову, скромность;

- отношение к людям: к родителям, товарищам, учителям, взрослым, детям, к девочкам (мальчикам);

- отношение к нарушителям порядка: осуждение недисциплинированности, пьянства и наркомании, предупреждение проступков;

Моральные качества школьника: дисциплинированность, целеустремленность, воля, стойкость, смелость.

Для изучения школьников мы, кроме наблюдения, индивидуальных и общих бесед, использовали анкеты. В социологическом опросе участвовали ученики классов 9"А". Я "Б", 10 "А" и 10 "Б" школы № 23 Ленинского района Они должны были ответить на вопросы, составленных нами анкет.

Результаты педагогического эксперимента

Для определения окончательных результатов экспериментальной работы мы - на гипотетической основе - провели сравнения результатов учащихся контрольных классов с результатами учеников экспериментальных классов. Как явствует из ответов на традиционные анкетные вопросы, ученики экспериментальных и контрольных классов имели примерно одинаковый моральный и образовательный уровень. Почти все ребята, участвовавшие в педагогическом эксперименте, живут в колхозных семьях среднего достатка. Во внеклассной и внешкольной работе они участвуют мало, почти не читают газет и журналов; большинство из них за последние годы не прочли ни одного художественного произведения. Внимание этих школьников приковано к радио и телевизору. Они очень плохо знакомы с устным народным творчеством, с национальными обычаями и обрядами, с народными играми и даже игрушками. Столь же смутны их представления об искусстве и ремеслах, музыке и танцах. исторических памятниках таджикского народа.

В ходе эксперимента мы старались расширить представления о народных традициях и определить воздействие элементов народной педагогики на духовное развитие сельских школьников В заключение опытной работы ученики экспериментальных и контрольных классов писали сочинения на темы: «Устное народное творчество и его значение в сегодняшней жизни» и «Народные традиции таджикского народа» В итоге оказалось, что ученики экспериментальных классов знают об устном народном творчестве значительно больше: они проанализировали большое количество рубай, сказок, загадок, песен и т.п., хорошо объясняли их значение для наших дней. Вот что, например, написала Фируза Б. (10-й экспериментальный класс).

«Устное народное творчество содержит много видов. Но для меня нет ничего прекраснее народных рубай, в которых воплощаются мечты и желания, человеческая справедливость и честь, дружба, братство, гуманизм. Я - дочь народных рубай и навсегда останусь ею. Каждое слово в рубай символично. Тот, кто разгадает эти символы, сможет понягь рубай. Они представляют собой несравненный источник мудрости и красоты.

Страдающий народный поэт писал:

На вершите высокой горы был мой дом,

Судьба пронзила стрелой мою грудь.

Пронзила стрелой без острия.

Переполнилея печалью мой кубок. Вот еще одно рубай, хорошо известное нашему народ) , Трудно сочинить лучше.

Где друг, который знает пену истинного друга 7

Где страдалец, который знает сладость печали 1

Откуда человек, откуда человеческий прах?

Человек гот. кто знает цену человека!

Читая такие рубай, люди испытывают наслаждение и понимают, чш только народ, сочиняющий подобные стихи, мог дать миру Абуабдулло Рудаки.Абулкасыма Фирдоуси. Насыра Хисрава и многих других поэтов». Ученик 9-го экспериментального класса Нурулло Н. написал: «Народ - бесценное сокровище Каждый человек должен знать национальные обычаи и традиции своего народа. Я раньше ничего не знал о хашаре. А теперь мне хорошо известно, что у нашего народа много прекрасных традиций. Например, такая: встретившись на улице с кем-нибудь (знакомым и незнакомым) надо приложить руку к груди и поздороваться. Очень жаль, что большинство людей не знает этого хорошего народного обычая».

Приведем выдержку из сочинения Гульру Ш, (9-Й экспериментальный класс). «Народные сказки - это бесценная сокровищница. Через них человек познает лучшие людские качества. В нынешнем году я написала по одной из сказок сценку, которую мы поставили в школе. Было бы хорошо, если бы таджикские кинематографисты снимали фильмы по нашим народным сказкам».

Далер X. из 10-го экспериментального класса пишет в своем сочинении: «Народные назидания и поговорки - результат многолетнего жизненного опыта. Они служат воспитанию поколений. Например, назидание «Перенесший горе разбивает чашу счастья» содержит целый мир знаний. Молодые люди прежде всего не должны никому причинять зла, потому что это приносит большой вред. Поговорка «Бог презирает обидчиков» имеет тот же смысл».

Бахтигуль Н. из того же класса написала: «У таджиков существуют прекрасные народные ремесла. В нашей семье уделяют много внимания вышиванию. Мама научилась лому искусству у бабушки. А н у мамы научилась вышивать и шить подушки, платья, тесьму. Я вышиваю на платье цветы, сверкающие разными красками, и в это время пою народные рубай.»

Все ученики экспериментальных классов проявили глубокие познания о рубай, пословицах и других видах устного народного творчества. В контрольных же классах отличных оценок было меньше.

И в тех, и в других классах мы провели опрос по определению отношения школьников к знанию и труду, к товарищам и родителям после окончания 10 класса. Результаты опроса отражены в нижеследующих таблицах, (см. табл. 7,8,9).

Похожие диссертации на Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеучебной деятельности на традициях таджикской народной педагогики