Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственное воспитание в военно-учебных заведениях России XVIII - начала XX вв. Сушанский Артур Сергеевич

Духовно-нравственное воспитание в военно-учебных заведениях России XVIII - начала XX вв.
<
Духовно-нравственное воспитание в военно-учебных заведениях России XVIII - начала XX вв. Духовно-нравственное воспитание в военно-учебных заведениях России XVIII - начала XX вв. Духовно-нравственное воспитание в военно-учебных заведениях России XVIII - начала XX вв. Духовно-нравственное воспитание в военно-учебных заведениях России XVIII - начала XX вв. Духовно-нравственное воспитание в военно-учебных заведениях России XVIII - начала XX вв. Духовно-нравственное воспитание в военно-учебных заведениях России XVIII - начала XX вв. Духовно-нравственное воспитание в военно-учебных заведениях России XVIII - начала XX вв. Духовно-нравственное воспитание в военно-учебных заведениях России XVIII - начала XX вв. Духовно-нравственное воспитание в военно-учебных заведениях России XVIII - начала XX вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сушанский Артур Сергеевич. Духовно-нравственное воспитание в военно-учебных заведениях России XVIII - начала XX вв. : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2002 304 c. РГБ ОД, 61:03-13/248-9

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России XVIII - нач. XX вв . 20 - 88

1. Историко-педагогический анализ проблемы духовно- нравственного воспитания в военной школе России XVIII- нач. XX вв. 20-38

2. Условия и факторы духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России XVIII - нач. XX вв . 39 - 59

3. Сущность и структура духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России XVIII- нач. XX вв. 60 - 88

ГЛАВА 2. Основные тенденции духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России XVIII - нач. XX вв . 89 - 196

1. Организационно-педагогические тенденции духовно- нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России 89 - 119

2. Анализ содержания духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России 120-149

3. Характеристика основных тенденций методики духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России 150 - 178

4. Педагогические пути и условия использования исторического опыта нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России в подготовке курсантов (слушателей) в современных условиях 179-196

Заключение 197 - 204

Список использованной литературы 205 - 232

Приложения 233 - 306

Введение к работе

Актуальность проблемы. Проблема духовно-нравственного воспитания человека, воина не нова ни для науки, ни для общества в целом. Вопросам морали, воспитания гармоничной, высокодуховной, нравственной личности у большинства народов мира уделялось повышенное внимание. Большинство видных ученых, мыслителей, общественных, политических и церковных деятелей данные аспекты считали первостепенными1. В российской культуре исследуемого периода вопросы духовности и морали занимали особо значимое место и нашли свое отражение в трудах отечественных выдающихся мыслителей, писателей, педагогов, общественных деятелей1, среди которых: митрополит Киевский Илларион, Л.Е. Оболен ский, С. Осипов, А.Я. Острогорский, О. Пашкевич, М.Я. Малое, И.П. Скворцов, Н. Соколов, Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, Екатерина II, И.Т. Посошков, Г.С. Сковорода, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, П.Г. Редкий, В.Г. Белинский. Ф.М. Достоевский, П.Д. Юркевич, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, В.В. Зеньковский, М.А. Олесницкий, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, B.C. Соловьев, В.В. Розанов, Ё. Трубецкой, Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев, П.А.Флоренский, П.П. Блонский, СТ. Шацкий, И.А. Ильин, П.Ф. Лесгафт, С.И.Гессен, А.С. Макаренко, А.Ф. Лосев Л.С. Выготский, В.А. Сухо-млинский, Л.В. Ильенков, А.Ф. Лосев, М.Н. Скаткин, Л.И. Новикова и многие другие.

В современных условиях проблема обретает особое значение по следующим причинам: во-первых, выражаясь словами великого русского историка Н. Карамзина: "История предков всегда любопытна для того, кто достоин, иметь Отечество...";1 Ну а в нашей отечественной традиции всегда считалось, что: "русский по рождению - без знания своей истории - не русский";2 во-вторых, то, что проблема связана с понятием морального духа войск - традиционно актуального для нашей военной науки и государства в целом3, в-третьих, отношение к истории не всегда было объективным и имело много крайностей (включая классовый подход). Как показывает исследование, поступающие сегодня в Военный Университет и другие военно-учебные заведения России абитуриенты, по-разному понимают многие исторические факты и события; в-четвертых, что проблема, связана с обеспечением духовной безопасности - одного из важнейших факторов национальной безопасности страны. Не случаен тот факт, что в Концепции национальной безопасности Российской Федерации говорится о необходимости духовного обновления России и отмечается, что одна из приоритетных задач обеспечения национальной безопасности "включает в себя... защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, формирования государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения...

Интересы же государства состоят... в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества традиций патриотизма и гуманизма и культурного... потенциала страны" ; в-пятых, изменения в духовной сфере, также включали в себе и крайние меры, больше разъединяющие общество. Сегодня, с возрастанием духовных угроз обществу и государству необходимо более объединяющее понимание данной проблемы6; в-шестых, говоря словами В.Соловьева, для каждого гражданина "наша истинная патриотическая обязанность - желать и стремиться, чтобы наше Отечество было не только материальным, но главное - нравственно и духовно сильным", что обусловлено, историческим путем развития нашего государства, национальными традициями7.

Богатейший материал для новых теоретических и практических обобщений, с учетом объективной их оценки и современной обстановки для совершенствования духовно-нравственного воспитания будущих офицеров, дает нам история подготовки офицерских кадров в дореволюционной России, где накоплен большой опыт решения данной проблемы. В этих условиях обращение к историческому опыту подготовки офицеров русской армии в XVIII - начала XX вв. вполне очевиден. Использование опыта прошлого - важнейшее условие обеспечения преемственности в обучении и воспитании будущих офицеров, так, как "без исторических принципов, без приданий, без всего, что дает устойчивость и прочный порядок народной жизни общество, лишенное исторической опоры, подвержено всевозмож ным колебаниям, подобно кораблю без руля и якорей, оно носится стихийными силами, по воле слепого случая ..."8

Актуальность исследуемой проблемы для военной школы России обусловлена еще и сложившимся противоречием между требованиями к уровню духовно-нравственного воспитания, офицерского корпуса и современным его состоянием. Это подтверждает анализ мнений курсантов, выявивший основные факторы негативно влияющие на духовно-нравственное воспитание в ВУЗах России. Это разобщенность и отсутствие выручки в коллективе - около 25%, отрыв от учебных занятий, и несправедливость офицеров — по 20%, физическое оскорбление - 10%, другие причины - 25%9.

Вместе с тем потенциал для изменения ситуации существует. По данным исследования уровня значимости различных качеств личности и ценностей для будущих офицеров, проводимого в Военном Университете РФ, коэффициент нравственных и духовных компонентов, таких, как патриотизм, воспитанность, коллективизм, дружелюбие, добросовестность, профессионализм, компетентность, трудолюбие, доброта, тактичность и др., в среднем занимает от 0,54% до 0,87%10.

Решение задачи исследования духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России предполагает всесторонний анализ проблемы, в том числе и ее разработанность. Изучение литературных и архивных источников показывает, что различные стороны ее были объектом исследования многих авторов, а в последние годы интерес к проблеме усилился и не только педагогов, но и психологов, социологов, историков и философов. О внимании к вопросу говорит уже такой факт, что в фондах Российской государственной библиотеки духовно-нравственному воспитанию посвящено 17 диссертационных исследований (8 не посредственно по духовно-нравственному воспитанию и вопросам формирования духовности1 , 11 исследований по вопросам нравственности и нравственного

1 - воспитания), и более 1000 литературных источников и монографий, по различным аспектам проблемы14.

Говоря о разработанности проблемы военными авторами изучаемого периода, на основе исследования, можно сказать, что дореволюционные исследователи просто не успели выйти на уровень серьезных обобщений по истории военного образования и воспитания в России. Их труды охватили, в основном, два направления. В первом анализировалась текущая деятельность военно-учебных заведений. Во втором же описывались истории отдельных образовательных учреждений. В ряду трудов первого типа можно назвать работы Н.Н. Головина, Ф.В. Грекова, М.С. Лалаева, П.О. Бобровского и др15. К работам второго типа можно отнести труды А.Л. Антонова, А.Ф.Вечеслова, В.П. Викентьева, Н.Н. Жервэ, И.Н. Завадского, СЕ. Зверева, И.Н.Колчинского, А.Д. Крутецкого, Д.М. Левшина, Н.Д. Лес-секо, Т.В. Львова, Н.Мельницкого, А.Д. Ромашевича, В.Н. Строева, И.В. Химше-ва и др.

Различные стороны духовно-нравственного воспитания в ВУЗах России: нравственного воспитания в современных условиях; воспитание воинского долга; воинской, офицерской чести; морально-волевых качеств; профессионально-этического воспитания; эстетического воспитания; взаимоотношения воспитателей и воспитанников и т.д. нашли своё отражение в различных научных работах17, но в указанном, целостном аспекте специальных исследований не проводилось.

Таким образом, теоретическая и практическая значимость проблемы, ее актуальность и недостаточная разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Объектом исследования избраны историко-педагогические аспекты процесса духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведений России XVIII - начала XX вв., а его предметом - сущность, содержание, основные тенденции и особенности процесса духовно-нравственного воспитания в военной школе России XVIII - нач. XX вв.

Цель исследования: На основе изучения и анализа исторического опыта подготовки офицерских кадров, осуществить педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России XVIII - нач. XX вв.; выявить и раскрыть его сущность, структуру, содержание, основные тенденции и особенности данного процесса и на их основе выработать рекомендации по совершенствованию духовно-нравственного воспитания в современной высшей военной школе.

В соответствии с целью, в исследовании определялись и решались следующие основные задачи:

1. Исследовать теоретические основы духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России XVIII - нач. XX вв. определить его сущность, содержание и структуру.

2. Выявить и обосновать основные тенденции в области организации, содержания и методики духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России XVIII - нач. XX вв.,

3. Определить педагогические пути и условия использования исторического опыта в интересах совершенствования духовно-нравственного воспитания в ВУЗах МО РФ.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что в современных условиях подготовки офицерских кадров, обостряется противоречие между возрастающими требованиями к духовно-нравственному воспитанию курсантов, слушателей и реальным состоянием его в военной школе России. Предполагается, что разрешение данного противоречия возможно при внесении изменений в концептуальные основы духовно-нравственного воспитания в современной военной школе России на основе использования его исторического опыта: исследования сущности и содержания данного процесса, в обозначенный период период; определения основных тенденций и внедрения разработанных педагогических путей, условий, рекомендаций по его совершенствованию в современных условиях.

Методологическую и научно-теоретическую базу исследования составили принципы историзма и системности, положения научной диалектики, общенаучные подходы к изучению явлений и процессов (исторический, культурологический, личностно-деятельностный, системно-структурный, дифференцированный, комплексный, функциональный и др.), положения современной педагогической и психологической наук. В своей работе автор руководствовался, также концепцией факторного анализа и использовал комплексную методику, включающую скоординированное применение общетеоретических методов научного познания (анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, контент-анализ, классификация, и др.); сравнительно-исторических методов (исторического, историко-логического экстраполяции и др.); педагогических методов (изучение и анализ литературных источников, изучение документов и результатов деятельности, опрос, анкетирование, изучение и обобщение опыта работы, анализ результатов практической деятельности, беседа, обобщение независимых характеристик и др.) Источниковедческой базой исследования послужили документы и материалы Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Российского государственного архива (РГА); Российского государственного архива древних актов (РГАДА); Центрального Российского государственного архива ВМФ (РГА ВМФ); Российской государственной библиотеки (РГБ); Центральной публичной исторической библиотеки (ЦПИБ); Центральной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинско-го; библиотеки Московского Педагогического Государственного Университета (МПГУ); библиотеки Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (ПСТБИ); библиотеки Московской Духовной Академии (МДА), а также монографии, энциклопедическая и справочная литература, диссертационные исследования; периодическая печать и другие научные источники.

При решении задач исследования учитывались положения научных работ военных философов, педагогов, историков: Алехина И.А., Андреева В.И., Андро-щука В.А., Барабанщикова А.В., Байдакова Н.В., Богуславского В.В., Бордунова СВ., Вдовюка В.И., Герасимова В.Н., Городова П.Н., Давыдова В.П., Иванова В.Н., Иванова Е.С., Зюскевича Н.Е., Кравчуна Н.С., Кузнецова A.M., Кучерова В.Е., Лобача А.И., Лукьянца А.А., Лутовинова В.И., Машкина Н.Н., Муцынова С.С, Назарова А.В., Носкова Ю.Г., Осташкина В.Н., Петрия П.В., Савина А.А., Слепова В.Я., Струтинского В.Ф., Чижика П.И. и др., посвященные различным аспектам духовно-нравственного воспитания в Российской армии и флоте.

Были учтены материалы исследований гражданских ученых - педагогов, философов, историков: Андреевой А.Г., Аронова А.А., Бариновой И.Т., Белоус В.А., Беляевой В.Н., Гуляева А.А., Коваль Н.А., Корзинкина А.А., Метелягина А.С, Петраковой Т.И., Рябчуна Н.П., Смирновой Л.Н., Солдатенкова А.Д., Черновой И.П., Шелковой Н.В., и др., посвященные теоретико-методологическим, психолого-педагогическим, историко-педагогическим аспектам духовно-нравственного воспитания гражданской молодежи. В диссертации использованы материалы исследовании, проведенных на кафедрах педагогики, философии, культуры и искусства в рамках КНИР "Мораль", "Эффект", "Элита", "Душа"; Московского института интегральной педагогики; центра креативной педагогики Московской государственной технологической академии, факультета Новосибирского ВИ МВД "Русь Державная", ООД " Русь Православная", Московской Патриархии.

В исследовании учитывались государственный и социальный заказ по подготовке офицерского состава, требования приказов и директив Министра Обороны РФ к воспитанию курсантов, слушателей в военно-учебных заведениях России. Использовались материалы Концепции национальной безопасности, Концепции воспитания в ВС РФ, Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, теоретические и практические рекомендации педагогов и психологов, личный опыт службы в военно-учебных заведениях РФ.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап - (1999 - 2000 гг.) - подготовительный. В этот период определялась разработанность данной проблемы, выбор объекта и предмета исследования, формулировалась и уточнялась рабочая гипотеза и плана работы; определялась цель и задачи исследования; обоснование программы и моделирование методики исследовательской деятельности. Затем осуществлялось более углубленное изучение вопросов проблемы; сбор и накопление фактического материала, его обобщение систематизация, консультации с ведущими специалистами по исследуемой проблеме; участие в конференциях, методических семинарах и круглых столах по вопросам данной проблемы; написание статей в журнал "Ориентир" и сборник по материалам методологического семинара "Актуальные вопросы исследования духовности Российского офицера". На этом этапе использовались методы: научно-теоретический, историко-логический, изучения литературных источников (архивных документов, монографий, публикаций авторов дореволюционного периода), беседы с ведущими специалистами по проблеме исследования.

Было изучено и проанализировано около 300 различных источников, 150 архивных документов и материалов, более 50 диссертационных исследований, проведено более 35 целенаправленных бесед по проблеме исследования, изучены и проанализированы основные периодические военные издания России XVIII - начала XX вв.

Второй этап - (2000 - 2001 гг.) - основной. Он заключался в углубленном изучении архивных документальных, литературных и статистических источников по проблеме исследования, сбор и обобщение фактического материала, включал, систематизацию, обсуждение полученных результатов с научным руководителем, консультации, написание статей в сборник научных статей Военного Университета, в сборник материалов межвузовской научно-практической конференции Сыз-ранского военного авиационного института. На этом этапе использовались методы контент-анализа, отбора, обобщения и систематизации документов и материалов РГА, РГВИА, РГА ВМФ, РГАДА, МПГУ, ЦПИБ, ПСТБИ. МДА, изучения монографий и публикаций, уточнялся концептуальный подход к сущности и содержанию изучаемой проблемы.

Всего дополнительно было изучено и проанализировано более 150 литературных источников более 55 архивных документов, проведено около 40 тематиче ских бесед и консультаций по проблеме исследования. Были изучены основные энциклопедические издания России рассматриваемого периода.

Третий этап - (2001 - 2002) - заключительный. Его основной целью являлось обобщение и систематизация накопленного фактического материала, написание глав и параграфов уточнение теоретических выводов и практических рекомендаций, обсуждение на заседаниях предметно-методической комиссий и кафедр ВУЗов, участие в научно-теоретических конференциях, литературное оформление диссертационного исследования.

На этом этапе использовались методы: обсуждение результатов исследования, апробация основных теоретических результатов и практических рекомендаций в ходе учебно-воспитательного процесса ВУЗов, теоретический анализ.

Общий объем проделанной работы характеризуется следующими данными: проанализировано 205 дел архивных документов и материалов; около 250 источников современного и дореволюционного издания, в том числе 10 докторских и более 60 кандидатских диссертаций; около 60 нормативных документов приказов директив федерального и ведомственного значения, учебных планов и программ, планов воспитательной работы в ВУЗах; обобщен опыт факультетов, кафедр и органов воспитательной работы 6 Высших военно-учебных заведений страны; исследовались основные периодические военные и педагогические издания дореволюционной и современной России.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлены и проанализированы основные этапы становления и развития духовно-нравственного воспитания в военной школе России XVIII - нач. XX вв.

- определены сущность и содержание духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России XVIII - нач. XX вв.;

- выявлены основные историко-педагогические тенденции в области организации, содержания и методики духовно-нравственного воспитания в ВУЗах России XVIII - нач. XX вв.;

- обоснованы основные педагогические пути и условия использования исторического опыта духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России, в изучаемый период, в современной военной школе РФ;

- в исследовании введен в научный оборот ряд новых архивных материалов (документы, постановления, записки и т.д.)1, ранее неизвестных широкому кругу военных педагогов и имеющих ценность для практики духовно-нравственного воспитания в ВУЗах России в настоящее время.

-обоснованы рекомендации по использованию исторического военно-педагогического опыта в современных условиях.

На защиту выносятся следующие положения:

- результаты историко-педагогического анализа проблемы;

-условия и факторы духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России XVIII - нач. XX вв.

- уточненные сущность и содержание процесса духовно-нравственного воспитания в ВУЗах России XVIII - нач. XX вв.

- выявленные общие положения, основные тенденции и особенности организации, содержания и методики процесса духовно-нравственного воспитания в ВУЗах России XVIII - нач. XX вв;

-основные педагогические пути и условия использования исторического опыта духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России, в изучаемый период, в современной военной школе РФ.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе изучения историко-педагогического анализа выявлены и представлены основные тенденции духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России XVIII- начала XX века, и на основе полученных результатов выработаны рекомендации по развитию военно-педагогической науки, разработки концептуальных положений теории духовно-нравственного воспитания в современной военной школе РФ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что внедрение его результатов в деятельность органов воспитательной работы, военно-учебных заведений, факультетов и кафедр, позволит повысить эффективность процесса духовно-нравственного воспитания слушателей и курсантов ВУЗов; использовать диссертационные выводы для разработки модели личностно-ориентированного обучения и воспитания в военной школе России; ознакомить офицерский состав курсантов и слушателей с богатейшим историческим опытом духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России; формировать и совершенствовать развитию их педагогическое мышление, расширить военно-профессиональный кругозор, духовно-нравственные качества и сознание. А также, позволяют творчески использовать в педагогической деятельности, выявленные духовные и нравственные ценности.

Апробация и внедрение результатов исследования. В ходе работы над диссертацией, материалы исследования использовались в качестве дидактического обеспечения для лекционных, семинарских, практических занятий, докладов и сообщений автора на методологическом семинаре "Актуальные вопросы исследования духовности Российского офицера"; научно-практических конференциях в Академиях ФСБ и ФПС, Рязанском Педагогическом Университете по вопросам духовно-нравственного воспитания в высших учебных заведениях России; в Сыз-ранском военном авиационном институте: "Проблемы деятельности вузов и пути их решения в современных условиях"; круглом столе ООД "Русь Православная"; при подготовке и написании статей в журнал "Ориентир" и адъюнктский сборник научных статей. Часть материалов использованы при разработке комплексной научно-исследовательской работы "Душа".

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава I. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России XVIII - нач. XX вв.

Глава II. Основные тенденции духовно-нравственного воспитания в военной школе России XVIII - нач. XX вв.

Историко-педагогический анализ проблемы духовно- нравственного воспитания в военной школе России XVIII- нач. XX вв.

Исследование процесса духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России XVIII- нач. XX века проводилось с позиций современной военно-педагогической науки, как учения о методах познания и преобразования педагогической теории и практики, распространении принципов мировоззренческого характера на духовную и практическую деятельность всех участников педагогического процесса1. В тоже время, были учтены исторические и педагогические условия и факторы, влиявшие на изучаемый процесс и степень его развития в соответствующий период. Теория и практика духовно-нравственного воспитания возникла не на пустом месте, а складывалась в процессе подготовки командного состава для регулярной русской армии и флота, еще до XVIII века, на основе использования научных и практических достижений передовых европейских государств и российских национальных традиций.

Анализ исторической научной и специальной литературы показал2, что как такового понятия духовно-нравственного воспитания, в исследуемый период, не существовало. Лишь во второй половине XIX века появляется терминология близкая по смыслу. Используются.такие термины, как «нравственное воспитание»1, «нравственный элемент в воспитании»2, «военный дух» , «Воспитание духовное»4, «нравственное образование войск»5. Духовно-нравственное понятие дается в частных категориях, как-то: литература духовно-нравственного содержания, духовно-нравственное состояние общества, коллектива и т.д6. Как показывает анализ литературных источников, данное явление обусловлено следующими обстоятельствами: понятия «духовность», «духовный элемент» в воспитании в указанное время носили православный религиозный характер. В связи с тем, что православное учение имеет ярко выраженный нравственный характер («...Православная вера заключает в себе правила самой высокой нравственности».)7, «духовность» подразумевалась под термином «нравственность» как само собой разумеющееся понятие, как фундамент, необходимый и достаточный элемент православной нравственности. Нравственность в православном понимании не могла быть не духовной. Как свидетельствует исследование, введение термина «духовность» в формирование понятия нравственности связан с влиянием просвещения и трансформацией христианского нравственного идеала под влиянием просветительских гуманистических идей1.

Как показывают результаты исследования, многолетняя история развития идеи духовно-нравственного воспитания, была напрямую связана с историей подготовки офицерских кадров, и, несмотря на условность любой периодизации, может быть представлена следующими этапами.

1698 -1731 гг. - этап зарождения и становления военной школы России, создание условий для обучения и воспитания военнослужащих. На данном этапе сложились общие духовно-нравственные начала Российской армии, связанные с приоритетом воспитания любви к Отечеству, дисциплинированности, сознательного отношения к воинскому долгу и чести, национальному достоинству и многих других качественных характеристик.

1731-1862 гг. - этап развития разработки и апробации методов и способов осуществления духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России, обогащение их опытом великих полководцев; П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М. И. Кутузова и др., Отечественной войны 1812 года, года и идеями европейского просвещения. На данном этапе были разработаны "Наставления воспитателям", "Наставления молодому офицеру", составлены "Правила учтивости офицера" и др. Нравственные ориентации Российской Армии легли в основу "Науки побеждать" А.В. Суворова. Конец этого периода также можно характеризовать, как наступление реакции, особенно после выступления декабристов; ужесточение цензуры, усиление более жестких методов воздействия на воспитанников.

1862-1917 гг. - этап реформирования Российской армии, развития путей и способов духовно-нравственного воспитания в ВУЗах. На данном этапе было создано Главное управление военно-учебных заведений, учрежден педагогический музей, воспитательные комитеты военно-учебных заведений, вышел в свет воинский кодекс офицера; были определены основные направления воинского воспитания (умственного, физического и нравственного) и др. Актуализируется идея доверия подчиненных своим командирам, разработаны "Правила для воспитателей", "Советы молодым офицерам", начали работу курсы по подготовке офицеров-воспитателей. Определяются научные основы военно-педагогической науки и ее активное внедрение в практику духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях. Огромную роль в этом плане сыграли реформы 60-70-х годов XIX века и 1905-1912 годов, создавшие благоприятные условия для развития духовно-нравственного воспитания, а также контрреформа конца XIX века, породившая ряд негативных тенденции в духовно-нравственном воспитании будущих офицеров. Все эти мероприятия существенно обогатили содержание теории и практики духовно-нравственного воспитания в военной школе России.

Анализ исторических материалов (изучено более 200 исторических источников, 170 архивных дел, 70 писем, дневников, мемуаров того времени), показал, что зарождение элементов духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России связано с началом формирования регулярной армии и становлением системы подготовки офицерских кадров в Петровский период.

Россия в начале XVIII века становилась мощным, быстроразвивающимся государством с обширной территорией, населением 13 млн. человек, удобным геополитическим положением и богатейшими природными ресурсами1. В тоже время, не имея выходов к стратегически важным морям, но, имея свои территории под чужеземным владычеством, она являлась "лакомым куском" для многих захватчиков. Поэтому, Петр I начинает реформы по созданию регулярной армии и формированию единой системы подготовки офицерских кадров, с целью противостоять передовым армиям Европы в защите своих национальных интересов и решению внутригосударственных задач.

Развитие военного дела требовало специальной подготовки офицерских кадров, как высококвалифицированных профессионалов с высокими морально-нравственными качествами2. Поэтому воспитание и обучение будущих офицеров, при Петре I, было поставлено в прямую зависимость от практических задач, когда главное было, чтобы «из школы во всякие потребы люди, благоразумно учась, происходили в церковную службу и в гражданскую, воинствовать, знать строение и докторское врачебное искусство»3. Тем ни менее, выше всего Петр I ставил нравственное воспитание в армии. Он указывал, что все "... материальные условия есть не более, как ветвь для будущих плодов, корень же есть нравственный элемент ("безконфузство")4.

Условия и факторы духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России XVIII - нач. XX вв

Духовно-нравственное воспитание, как сложный, противоречивый, закономерный, диалектически развивающийся процесс, как показывает настоящее исследование, зависел от многих условий и факторов, без глубокого и всестороннего анализа которых невозможно правильное понимание сущности, содержания, организации и основных тенденций его развития.

Целенаправленный ретроспективный анализ исторических источников и специальных научных исследований (было изучено более 150 архивных дел, 135 литературных, исторических и мемуарных источников, 15 уставов, 20 инструкций, 100 писем, 37 диссертаций, 18 учебных пособий) позволил, выявить ряд условий и факторов духовно-нравственного воспитания, среди которых следует выделить следующие: социально-экономические; уклад жизни или общественная среда: семейные отношения, уровень общественного мнения, престиж военной службы, нравственное состояние правящих кругов общества и др.; политические: политические потрясения, войны, перевороты; проводимые политические, военные, религиозные и др. преобразования; проникновение гуманистических идей запада и их влияние на изменение нравственного идеала; рост революционного движения; отмена крепостного строя; активность политической жизни; рост политических партий и др.; религиозные: деятельность Русской Православной Церкви, религиозное состояние общества, воспитанников военно-учебных заведений; уровень культурного развития России, влияние научной, педагогической военно-научной и военно-педагогической мысли; военно-практическая деятельность армии; влияние войн, в которых воевала Россия; развитие военного дела и техники; организационные и структурные изменения в русской армии и ВУЗах в периоды военных реформ (1862-1874 гг.) и (1905-1912 гг.); опыт военного строительства зарубежных стран; комплексы социально-педагогических, психологических, индивидуально-личностных факторов; влияние выдающихся личностей; совершенствования отдельных содержательных (патриотического, эстетического, трудового, воспитания воинской чести и воинского долга и т.д.), организационных и методических элементов духовно-нравственного воспитания, и компонентов воинского воспитания (умственного и физического воспитания), способствующих укреплению изучаемого процесса и др...

Как свидетельствует исследование, изучаемый период, несмотря на свою неоднородность, характерен важнейшими кардинальными переменами во всех областях жизни государства и армии. Исходным пунктом являлись экономические условия, т.к. по словам Ф. Энгельса «ничто так не зависит от экономических условий, как именно армия и флот»1. Экономическое положение страны, стремление высших слоев власти остановить буржуазные преобразования, неудачные попытки решения крестьянского вопроса императорами Екатериной II, Павлом I, Александром I и Николаем Г, революционное движение заставили царское правительство отменить крепостное право, тормозящее развитие страны, и взять курс на капиталистические преобразования. Подготовка и переход к капитализму, явились одним из основных факторов определяющим развитие военной школы дореволюционной России и стимулирующие реформы, как в структуре ВУЗов, так в теории и практике подготовки офицерских кадров, организации, содержании и методике их духовно-нравственного воспитания. Возникшая мощная индустрия; рост промышленности, торговли и сельского хозяйства, выплавки чугуна и стали, добычи полезных ископаемых (и особенно каменного угля)1, стимулировали благоприятные условия для создания массовой армии, (с 1 млн. человек в начале XIX века, до 1917 г. - 7млн. чел. Из них 128208 офицеров и генералов)2, оснащение принципиально новым, передовыми вооружением и техникой, изменения в тактике и стратегии войн, боевых действий, развитие науки и культуры, стимулировали новые требования к офицерскому корпусу, к его морально-волевым, профессионально-этическим, духовно-нравственным качествам3.

Большое влияние на процесс духовно-нравственного воспитания в ВУЗах России сыграли политические факторы: весь уклад жизни в государстве, рост революционного движения, политические потрясения, войны, проводимые политические, экономические, военные, религиозные и др. реформы, отмена крепостного строя, рост политических партий и т.д. Известный военный теоретик конца XIX века А.И. Астафьев связывал состояние морального духа армии со строем государства, с состоянием его политической жизни4.

В результате исследования выявлено, что реформы Петра I, затронувшие все стороны государственной и общественной жизни, равно как и последствия этих реформ, сильно повлияли на облик русского народа, его духовную составляющую5. Петр I выдвинул на первый план понятие государства, одностороннюю политико-культурную ориентацию на Западную Европу, которая не было безоговорочно позитивной1. Ведь в России вплоть до XVIII в. мировосприятие и быт народа в полной мере формировались Церковью, патриархальными традициями и устоями, сословными отношениями. В послереформенное же время Россия утратила многие из своих традиционных духовных ценностей2. Процессом преобразований оказалась захвачена вся структура общества. С другой стороны, поскольку либеральные настроения питались философскими учениями Запада, русский либерализм и вытекавший из него радикализм очень легко переходили от собственно социально-политической критики к позитивистскому и материалистическому мировоззрению, приводившему их в конце концов к атеизму или даже к антирелигиоз-ным убеждениям". Так возник тот многочисленный общественный слой, представители которого формально числились православными, хотя фактически не поддерживали никаких отношений с Церковью4. После 1812 года русский царизм не только не поддерживал славные боевые традиции А.В Суворова и М.И. Кутузова, обеспечившие русским войскам исторические победы, в боях с врагом но, наоборот изгонял их из армии5. И только при М.И. Драгомйрове возрождается суворовское учение6. В периоды реакции на командные и воспитательные должности в ВУЗы назначались в основном малокомпетентные люди с низким уровнем нравственности, но верные существующему строю. В такие периоды, как правило, методы воспитания сводились к муштре и телесным наказаниям . Неизвестный автор на страницах «Военного сборника» так комментировал ситуацию «Кому из нас не обила ушей ходячая безнравственная и бессмысленная фраза: « Для русского солдата необходима палка: он хороших слов не понимает...» Бедный солдат ищет себе выхода в отчаянном буйстве и побегах... ». Автор делает вывод «... солдат не колеблется перед жерлами неприятельских пушек, не выдаст в трудную минуту своих, но он ненавидит существующие порядки в армии и их исполнителей»1. Все стороны жизни в ВУЗах подвергались контролю и цензуре2. Библиотеки формировались под строгим надзором военной цензуры и командования, подбиравшие литературу монархического и религиозного характера. В прессе свобода слова была резко ограничена и т.д. Судебное законодательство "дополняемое и изменяемое новыми статьями в течении многих десятилетий, являлось своеобразным «сводом противоречий», в нем нередко одна статья отменяла другую или по одной статье имелось несколько разноречивых толкований4. Церковный суд, тоже был далек от идеала, где часто за проступки нравственного характера, могли назначаться неадекватные наказания, порой формальные, а порой и уголовные5. Все это не могло не сказаться на духовно-нравственном состоянии воспитанников ВУЗов. В такие пе

Организационно-педагогические тенденции духовно- нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России

Ретроспективный и целенаправленный анализ архивных, исторических, мемуарных и диссертационных источников (изучено 144 архивных документа: докладов и отчетов Военного Министерства, ГУВУЗа и подотчетных им организаций, военно-учебных заведений, Священного Синода, Правительствующего Сената, канцелярии его императорского величества, писем, мнений, записок и т.д.; 221 источник исторической и мемуарной литературы; 21 исторический обзор ВУЗов; 45 учебных планов и программ; 19 инструкций; 47 диссертационных исследований) свидетельствует, что зарождение организационных начал духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России относится к периоду реформ Петра I, с появлением и становлением военной школы. Первыми военно-учебными заведения были школа «цифири и землемерия», при Пушкарском Приказе (1698г.), и Навигацкая школа (1701г.). А к 30-м годам XVIII века военно-учебных заведений было уже более десяти1.

17 февраля 1732г. по инициативе графа ЯгуЖинского П.И был открыт в Санкт-Петербурге «Корпус кадетов» , названный в 1800г. - первым кадетским корпусом. А в 1758 г. создан «Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус», ставший также в 1800 г. вторым кадетским корпусом1.

В начале XIX века подготовка офицерских кадров была сосредоточена в пяти ВУЗах - 1-м и 2-м кадетских корпусах, Гродненском корпусе, Военно-сиротском доме, и с 1802 г. в Пажеском корпусе2. В 1805 году на основе утвержденного императором Александром I «Плана военного воспитания», были образованы губернские кадетские корпуса, давшие с 1800 по 1825 годы - 4329 офицеров, а к 1856 году еще 17653 офицера . Своя система подготовки офицеров существовала на флоте4.

Координальные преобразования системы подготовки офицерских кадров и ее становление произошли в период реформ 60-х гг., когда произошло принципиальное разделение ВУЗов на подготовительные, или общеобразовательные, дающие общее образование и военно-специальные, непосредственно выпускающих офицеров (См. схему I)5.

С 1882 г. по инициативе генерала П.С. Ванновского, начинаются преобразования военных гимназий в кадетские корпуса с целями «...придать им военную организацию»1 и повышения профессиональной подготовки воспитанников2. С упразднением прогимназий и преобразованием юнкерских училищ в военные в начале XX века, система ВУЗов приняла единообразный и оптимальный вид3.

В организационном плане духовно-нравственное воспитание, как показывает исследование, напрямую зависело от назначения ВУЗов.

Целенаправленный, ретроспективный анализ архивных документов, исторической и научной литературы, выявил, что важнейшее место в структуре организации духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России занимали субъекты воспитания - т. е, те органы, организации, отдельные должностные лица и личности, которые участвовали в организации и проведении духовно-нравственного воспитания, в изучаемый период. Система субъектов духовно-нравственного воспитания формировалась весь изучаемый период и вполне законченный вид приняла во второй половине XIX века (См. схему 2).

Анализ архивных, исторических документов показал, что в организации духовно-нравственного воспитания в ВУЗах, принимали активное участие императоры и члены их семей. Многие из них имели воинские звания, были августейшими шефами ВУЗов1, а великие князья Михаил Павлович, Михаил Николаевич и Константин Константинович в разные годы достаточно успешно руководили ГУВУЗом. Императоры буквально холили и лелеяли воспитанников ВУЗов, интересуясь их заботами и потребностями, принимали меры по улучшению и усилению нравственного и религиозного воспитания в военно-учебных заведениях. Так императором в 1836 г. Главному начальнику ВУЗ были высказаны замечания о необходимости исполнения воспитанниками во время божественной литургии отдельных молитв и песнопений общим хором; по нравственной оценке воспитанников и многие другие наставления . Члены императорской фамилии участвовали в проведении государственных, церковных, парадов и юбилеев, праздников в военно-учебных заведениях; напутствовали выпускников, отмечали отличившихся в учебе и при участии в боевых действиях.2 В период нахождения воспитанников в летних лагерях, предоставляли воспитанникам для прогулок парки и сады императорской дачи/ лучшим «в науках и нравственности» позволяли участвовать на придворных балах и обедах, где им отводились особые места4. Близость Императора поднимало престиж ВУЗов, благотворно сказывалось на нравственном настроении заведений, задавало весь тон отношения к военно-учебным заведениям и их воспитанникам, давало мощный стимул для нравственного роста и совершенствования духовно-нравственного воспитания в них5.

В начале XIX в. немногочисленные в то время военно-учебные заведения управлялись по личному усмотрению своих непосредственных начальников. При Александре I было начато упорядочение военно-учебных заведений, приобретших при Николае I вид стройной системы. Вопросы духовно-нравственного воспитания находились в центре внимания правительства и Военного ведомства6. Центральным органом по руководству, организации и управлению духовно-нравственным воспитанием в ВУЗах страны было Главное Управление ВУЗов7, образованное 21.01.1863г8. В его ведении находился высший надзор за «направлением учебной части»9, контроль за ведением в ВУЗах воспитания и образования1, оказание помощи ВУЗам в подборе и замещению должностей воспитателей и педагогов2, обобщение и распространение опыта, в том числе и духовно-нравственного воспитания, в России и за границей3, и многое другое 4. Важнейшей же задачей в ГУВУЗе считали оказание помощи ВУЗам в стремлении в воспитании веры и нравственных начал 5. Круг вопросов, которое входило в компетенцию ГУВУЗа, был поистине всеобъемлющим (в РГВИА, к документации Главного управления военно-учебных заведений относится несколько фондов, 60 описей и около 67 томов архивных дел), значительную часть, из которых занимало духовно-нравственное воспитание в ВУЗах. Это, общие вопросы духовно-нравственного воспитания6; сбор научных разработок, тезисов и записок о подготовке к духовно-нравственному воспитанию воспитателей, преподавателей, командиров и т. д.; по составлению воспитателями журналов, аттестационых тетрадей7; вопросы чествования, поощрения за "благонравие" и успехи в учебе ; отчеты работы воспитательных, дисциплинарных комитетов ВУЗов, педагогического комитета ГУВУЗа, о применении 12 бальной системы оценки нравственности и поведения9; сведений о нравственных качествах воспитанников и офицеров ВУЗов, ГУВУЗа; поддержания высокого статуса воспитателей10 и др. Особое значение уделялось борьбе с нравственными пороками и отступлениями1 ; поддержания дисциплины и порядка1 ; вопросам преподавания Закона Божия и других дисциплин13. В религиозно-нравственном отношении: вопросы говения в

Анализ содержания духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ВУЗах, как было указано раньше, определяли и его содержание. Как показал анализ литературы, архивных источников, за время зарождения и становления системы подготовки офицерского корпуса, сформировались офицерская идеология, система поведения. Офицерская среда выдвигала определенные требования к каждому офицеру и офицерскому коллективу в целом, поддерживала уровень воспитанности, общего развития, моральных понятий, внешних манер и правил поведения. Строгость этих требований определялось тем, что для успешного выполнения боевых задач «офицерская семья полка должна быть в полном смысле семьей, в которой все одинаково мыслят, чувствуют и действуют и при том не только в строю и на службе, но и вне казармы, в частной жизни, в семейной жизни, в общественных местах, в общественной жизни»1. Основы офицерского мировосприятия закладывались в кадетских корпусах, военных гимназиях, прогимназиях, закреплялись в военных и юнкерских училищах, военных академиях.

В военной школе дореволюционной России, как показывает исследование, уже в XVIII веке сформировалась определенная модель духовно-нравственного поведения российского воина, являющаяся ориентиром и в воспитании будущих офицеров. Так, по словам М.И. Кутузова образцовый воин «наблюдает по всей вежливости, которая приобретает взаимное от других внимание; презирает людей сварливых, клеветников, обманщиков и сквернословов, как недостойных общества человеческого; гнушается всякими играми, основанными на удаче, хитрости и обмане, как страстию, являющего алчность и корысть и наносящего ближнему обиду; отвращается от пьянства, как порока самого скаредного, влекущего за собой бедность, болезни и безвременную смерть; убегает распутных женщин, как яда, поглощающего все душевные и телесные силы; разорять, истреблять, окрадывать или насильно отнимать чужие имущества и селения не только в своих, но и в неприятельских землях...; сохраняет около себя во всем чистоту и опрятность... Такой солдат, который, исполняя долг по своему званию, сохранит и гражданские добродетели, конечно, не останется без воздаяния, потому что добродетель никогда не померцает»1.

Целенаправленный ретроспективный анализ архивных и исторических материалов показал, что содержание духовно-нравственного воспитания сформировалось в определенную систему, обрело достаточно четкую структуру и выражение, вместе с оформлением системы подготовки офицерских кадров.

Питомцы ВУЗ воспитывались на представлениях о благородстве и почетности своей офицерской деятельности, ее особом предназначении и положения в обществе: «Офицер должен строго исполнять свои обязанности, постоянно стремиться к одной цели и безропотно приносить все пожертвования. В нем нравственная сила армии. Его дело сохранять священное сокровище военного духа, в котором заключена тайна прочных побед». Идеал офицера рассматривался, как фактор преданности своему долгу, «безукоризненной нравственности, безупречно честный, делающий и знающий ратное дело, энергичный и духовно развитый, способный в самые тяжелые минуты боя сломить упорство врага, подавав при этой пример храбрости, хладнокровия и распорядительности»"". На осознании этой миссии основывалось его положение в обществе: «Офицерское сословие - есть благороднейшее в свете, так, как его члены не должны стремиться ни к выгоде, ни к приобретению богатства или других земных благ, но должны всегда оставаться, верны своему высокому, святому призванию... преданности своим высшим военачальникам и отечеству».

Структура содержания духовно-нравственного воспитания в ВУЗах России, включала в себя цели и задачи духовно-нравственного воспитания и основные направления их реализации1. Место духовно-нравственного воспитания в системе воинского воспитания будущих офицеров на протяжении всего изучаемого периода было первостепенно , о чем свидетельствует, как содержание целей воинского воспитания, так и то, что в военной и общепедагогической и периодической литературе этому направлению в воспитании уделялось огромное значение3.

Воспитание в петровской армии включало нравственное и воинское . Нравственное воспитания заключалось во внушении страха Божьего, чтоб воины «...в сердцах своих страх Божий имели. Понеже и писание повелевает воину быть святу си житие иметь чистое"1.

С появлением различных видов ВУЗов, цели и задачи духовно-нравственного воспитания стали несколько различаться. Цель духовно-нравственного воспитания для кадетских корпусов и военных гимназий - была выражена в выработке у воспитанников благочестия власти над собой, воздержания, укрощения страстей, стремления к самосовершенствованию, деятельности, порядка, честности, бесстрастия, правдолюбия, справедливости, твердость духа, неустрашимости и скромности."

В военных и юнкерских училищах, военных академиях основной упор делался на дальнейшее закрепление общечеловеческих нравственных ценностей, знаний и навыков и формирование основных профессионально-этических норм и качеств личности офицерского состава . Такое распределение и увеличение нравственной нагрузки, в процессе прохождения воспитанником различных ступеней военного образования, позволяло более целенаправленно и качественно формировать и закреплять у воспитанников, как христианские и общечеловеческие ценности, так и профессинально-этические качества личности. Тем ни менее, по мнению современников, педагогов духовно-нравственное воспитание по организации и содержанию не всегда соответствовало нуждам армии4. Особо это касалось военных академий, о которых современники говорили, что «...души в академиях нет». В них «Не делают почти ничего, чтобы окончившие академию были бы людьми сильными духом, хорошими начальниками и товарищами. Наука все заслоняет и поглощает»5. Еще один из важнейших недостатков это то, что академии «... между собой разъединены совершенно. В них нет общей доктрины, направляющего начала, общих интересов и единения»1. В юнкерских и военных училищах также были свои недостатки: это низкое материальное обеспечение, откуда возникал порок «должа-ния», «понижающий характер воина»2. Отношения между воспитателями и учащимися были «часто формальные». «Нет обучения нравственности, нет иногда личного примера, нет обучения господству над страстями, а порою сухость, наказание, сопряженное с обидой»'. Бывали также случаи, когда воспитатели отмечали, что «...родители равнодушны к нравственному состоянию своих детей и даже очень часто сами способствуют неповиновению детей»4. Такое положение порождало у воспитанников скрытность, запирательство, ложь и обман воспитателей1.

Важно отметить, что помимо общих и дифференцированных целей, цели духовно-нравственного воспитания были и перспективные, которые реализо-вывались в процессе стремления к духовно-нравственному идеалу. Содержание этого идеала включали в себя общепринятые духовно-нравственные ценности общества, государства, армии6.

Похожие диссертации на Духовно-нравственное воспитание в военно-учебных заведениях России XVIII - начала XX вв.