Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Военно-патриотическое воспитание казаков Северного Кавказа Коновалов Алексей Викторович

Военно-патриотическое воспитание казаков Северного Кавказа
<
Военно-патриотическое воспитание казаков Северного Кавказа Военно-патриотическое воспитание казаков Северного Кавказа Военно-патриотическое воспитание казаков Северного Кавказа Военно-патриотическое воспитание казаков Северного Кавказа Военно-патриотическое воспитание казаков Северного Кавказа Военно-патриотическое воспитание казаков Северного Кавказа Военно-патриотическое воспитание казаков Северного Кавказа Военно-патриотическое воспитание казаков Северного Кавказа Военно-патриотическое воспитание казаков Северного Кавказа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коновалов Алексей Викторович. Военно-патриотическое воспитание казаков Северного Кавказа : 13.00.01 Коновалов, Алексей Викторович Военно-патриотическое воспитание казаков Северного Кавказа (XVIII - начало XX века) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Владикавказ, 2005 138 с. РГБ ОД, 61:05-13/1470

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Образование северокавказского казачества 11

1.1. Появление порубежного казачества на Северном Кавказе 13

1.2. Складывание казачества в военную организацию 26

1.3. Служба и военный быт казаков 35 Выводы 42

Глава II. Система, содержание, принципы, методы военно-патриотического воспитания казаков Северного Кавказа

2.1. Принципы и содержание военно-патриотического воспитания 48

2.2. Религиозно-нравственное воспитание 54

2.3. Боевые традиции казаков: место и роль в военно-патриотическом воспитании

2.4. Эстетические средства военно-патриотического воспитания 70

Выводы 83

Глава III. Образовательные учреждения и военное образование казаков Северного Кавказа в системе военно-патриотического воспитания

3.1. Военно-патриотическое воспитание в образовательных учреждениях казаков

3.2. Военное образование и боевая подготовка у казаков 102

Выводы 115

Заключение 117

Список литературы 126

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное общественное развитие Российской Федерации, совершенствование всех форм государственности выявило необходимость обновления системы патриотического воспитания. Главной задачей в этой связи является формирование личности, способной служению высоким духовным идеалам, жертвенности, проявлению бескорыстной любви к своей Родине. Именно поэтому рассмотрению проблематики поиска активных путей и форм государственно-патриотического воспитания требуется новый, более качественный подход, основанный на многовековой истории Российского государства и традициях народов, его населяющих.

Среди славных патриотических традиций России, представляющих основу для воспитания чувства патриотизма у молодежи, почетное место занимает система воспитания подрастающего поколения у казаков. Сама жизнь заставляла их вести вооруженную борьбу за свое существование, участвовать в сражениях за землю русскую, оберегать Родину от внешних врагов. Этот особый уклад жизни выработал у казаков и своеобразную систему воспитания, направленную на формирование и развитие высоких морально-нравственных и физических качеств личности.

В условиях активизации национального самосознания и вовлечения казачества Северного Кавказа в социально-экономическую и политическую жизнь региона возникла острая потребность его самореализации в деле подлинного служения Отечеству. Одной из составляющей такого участия казаков, не выходящей за рамки конституционного поля, является деятельность их объединений в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Этот факт заставляет нас обратить свое внимание на сложившуюся у казаков систему военно-патриотического воспитания, вычленения из неё элементов, способных интегрироваться в модель современ-

ного общества и пригодных к условиям сегодняшнего дня. Обобщение исторического опыта казачества по воспитанию воинов-патриотов, анализ свойственных ему противоречий и исторических уроков приобретают определенную теоретическую значимость и практическую ценность.

Рассматривая проблему военно-патриотического воспитания казачества, ее содержание, специфику и практику реализации как предмета специального историко-педагогического исследования, можно констатировать ее недостаточную исследованность и присутствие в научной литературе. Вместе с тем, в отечественной исторической и педагогической литературе имеется значительное количество научных трудов и разработок, в той или иной мере освещающих различные аспекты истории, этнографии казачества, а также специальных исследований в области этнического воспитания и военного образования, способствующих в методологическом плане раскрыть данную проблематику. Их многоплановость и содержание позволят сгруппировать и охарактеризовать исследования по следующим направлениям.

Историко-этнографическое. История российского казачества с точки зрения историко-этнографического анализа данной проблемы представляет большой научный и практический интерес, ее изучение имеет глубокие корни в дореволюционной историографии и тесно переплетается с новейшими исследованиями в области становления и развития русско-кавказских отношений. Фундаментом научных представлений о возникновении казачества, его развития как социального образования заложили российские историки конца XVIII- начала XX вв.: В. Броневскои, И.А. Бирюков, В.О. Ключевский, М.А. Караулов, И.Д. Попко, В.А. Потто, А.И. Ри-гельман, СМ. Соловьев, В. Сухоруков, Е.П. Савельев, Г.А. Ткачев, Ф.А. Щербина и др. В свете новейших изысканий проблемы казачества отмечаем работы таких ученых, как Ю. Бромлей, Н.Н. Великая, Л.Н. Гумилев, Л.Б. Заседателева, С.А. Козлов, И.Л. Омельченко и др.

Педагогическое. Монографии и диссертационные исследования, посвященные методологическому анализу педагогической проблемы. При рассмотрении данной проблематики в исследовании автор опирался на труды отечественных дореволюционных и современных педагогов: Ю.К. Бабанского, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, И.Ф. Харламова и др.

Историко-педагогическое. Работы, посвященные теоретическому осмыслению положений, традиций и закономерностей истории педагогики, таких авторов как А.П. Астапенко, Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, В.В. Макаев, В.Г. Прянникова, А.П. Певнев, СР. Чеджемова. и др.

Этнопедагогическое. По проблемам исследования народной педагогики: B.C. Виноградова, Г.Н. Волкова, А. Измайлова, Е.Е. Хатаева и др. Среди специальных изысканий по истории просвещения и развития педагогической мысли у казаков Северного Кавказа выделяем исследование А.В. Григорьевой, раскрывающее педагогическую культуру северокавказского казачества, Е.М. Перовой, рассматривающей гражданско-правовое воспитание казаков Северного Кавказа.

Военно-педагогическое. Представителей военной школы в педагогической науке: А.В. Барабанщикова, В.И. Вдовюка, В.И. Лутовинова, В.В. Макарова, СВ. Марзоева, Л.В. Рощина, Ю.В. Рунаева, СН. Шапки и ряда других ученых. Определенный интерес для нас представляет социально-философское исследование Ю.В. Рунаева, затрагивающее смежные вопросы исследования.

В целом анализ степени разработанности проблемы показал, что в отечественной историко-педагогической и этнографической литературе отсутствует целостное специальное исследование круга вопросов, посвященных военно-патриотическому воспитанию казаков Терека и Кубани в дореволюционный период.

С учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы общие и

б специфические тенденции, условия и факторы развития системы и методов военно-патриотического воспитания казаков Северного Кавказа. Решение данной проблемы и составило цель нашего исследования.

Объект исследования: педагогическая культура казачества Северного Кавказа.

Предмет исследования: система военно-патриотического воспитания казачества Северного Кавказа в XVIII - начале XX вв.

Задачи исследования:

  1. Выявить социально-исторические условия и факторы, оказавшие заметное влияние на особенности возникновения и становления системы военно-патриотического воспитания северокавказского казачества.

  2. Исследовать педагогическую культуру казачества, показать положительную роль семейно-общинных и воинских традиций в формировании особо значимых качеств у казаков.

  3. Провести анализ теории и практики воинского воспитания и обучения казаков Северного Кавказа, рассмотреть систему их боевой подготовки, показать целостность учебно-воспитательного процесса, определить основные этапы становления и развития казачьих образовательных учреждений в дореволюционный период.

  4. Обосновать и разработать практические рекомендации, способствующие более глубокому изучению и переосмыслению историко-педагогического опыта дореволюционного казачества, изыскать возможности его использования в современных воспитательных системах, в деле подлинного возрождения казачества.

Методологическая база исследования основывалась на общей теории познания, важнейших философских положениях о социально-исторической сущности воспитания, признании приоритета общечеловеческих ценностей, творческо-критическом отношении к духовному наследию прошлого.

В работе над диссертацией использовались следующие принципы научного познания: общенаучный принцип объективности в подборе и оценке изучаемых фактов, всесторонности изучения явлений и процессов, принцип историзма, принцип целостности изучения историко-педагогических явлений.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: эмпирические (изучение традиций и обычаев казаков, сбор источниковедческих сведений о терских и кубанских казаках, затрагивающих вопросы их воспитания, подбор и тщательный анализ историко-этнографической, историко-педагогической, этнопедагогической и философской литературы по исследуемой тематике, произведений устного народного творчества); сравнительно-сопоставительного анализа; исторической реконструкции и экстраполяции; обобщения и систематизации полученных результатов.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена его концептуальностью, теоретической и практической значимостью:

предпринята попытка объективного освещения проблемы казачества, его истории, духовно-бытовой культуры на основе анализа малоизученных фактов и новых данных;

к такому сложному явлению как военно-патриотическое воспитание применен комплексный подход и определена его гуманистическая направленность;

раскрыты слабо освященные в отечественной военно-педагогической науке вопросы военно-патриотического воспитания в армии дореволюционной России на примере казачьих формирований;

рассмотрена возможность использования форм и методов военно-патриотического воспитания в современном педагогическом процессе.

Теоретическая значимость исследования:

дан историко-ретроспективный анализ проблемы воспитания патриотизма как основополагающего направления в вопросах формирования

настоящего гражданского общества и преодоления кризисных явлений современности;

определена актуальность данной проблемы в современном образовательном процессе, в процессе военно-патриотического воспитания в целях укрепления морально-психологического климата в Вооруженных Силах России;

в рамках этнически неоднородного северокавказского казачества синтезирована и реконструирована система военно-патриотического воспитания, рассмотрены ее основные элементы, раскрыта сущность и структура воспитательного процесса, определены основные факторы, оказывающие влияние на формирование казака - воина-патриота;

в сравнительно-сопоставительном аспекте проанализирована проблема военно-патриотического воспитания в исследуемый период в воспитательных системах народов Северного Кавказа, а также иных казачьих образований России.

Практическая значимость исследования заключена в значительном расширении и систематизации наших сведений о сущности патриотического воспитания на Северном Кавказе, обогащении воспитательной практики формирования патриотического сознания современной молодежи традиционными формами и методами патриотического воспитания, присущими Российскому казачеству. Теоретические положения и выводы автора могут быть использованы при подготовке общих и специальных курсов по истории и культуре казачества в современном образовательном процессе Северо-Кавказского региона. Отдельные элементы исследования могут быть использованы как в общеобразовательной школе, так и кадетских корпусах, суворовских училищах.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена избранным методологическим подходом к решению исследуемой проблемы, широкой источниковедческой базой, соответствием исследования

применяемым теоретико-методологическим принципам, целям и задачам диссертационной работы.

Организация и этапы исследования. Исследование проведено в три этапа:

1997 - 1999 гг. - знакомство с проблемой, определение основного направления научного поиска.

1999 - 2001 гг. - сбор и изучение научной литературы по проблеме, оценка ее состояния, определение методологии и задач исследования, анализ первоисточников.

2001 - 2003 гг. - систематизация и обобщение собранных материалов, формулирование основных теоретических положений и выводов, их апробирование, научное и литературное оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Решение проблемы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, формирование гражданского общества невозможно без учета накопленного опыта и традиций народов нашей страны.

  2. Система военно-патриотического воспитания казачества Северного Кавказа возникла как закономерное историко-педагогическое явление под влиянием социально-объективных и субъективных факторов, главным из которых, на наш взгляд, является выполняемая в интересах государства социально-политическая функция.

  3. Сложившаяся у казачества система военно-патриотического воспитания представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов. Наиболее значимыми в этой системе являются религиозно-нравственное и военно-физическое воспитание, направленные на формирование у казаков высоких духовно-нравственных и физических качеств личности.

  4. Реконструкция модели военно-патриотического воспитания казачества, учет ее элементов позволят ей интегрироваться в современную социокультурную общность, отождествляющую себя с российским казачеством, будет способствовать процессу его подлинного возрождения и ус-

тановлению гармоничных межнациональных отношений на Северном Кавказе.

Апробация и внедрение результатов.

Полученные результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедр гуманитарных и социальных наук, военной педагогики и психологии Северо-Кавказского военного института внутренних войск МВД России, на межвузовском ежегодном научно-теоретическом семинаре «Актуальные, проблемы преподавания гуманитарных наук в свете современных требований» (Владикавказ, СКГТУ, 2002, 2003), на XXIX и XXXI научных конференциях студентов и молодых ученых Вузов Юга России (Краснодар, 2002, 2004), всероссийской научной конференции по проблемам военной реформы в России (Екатеринбург, 2002), всероссийской научной конференции по проблемам патриотического воспитания в России (Екатеринбург, 2003).

Появление порубежного казачества на Северном Кавказе

XVI столетие в истории России - время укрепления единого централизованного государства, борьба со своеволием удельных князей и крупных бояр-вотчинников, с независимым положением русской церкви; время дальнейшего закрепощения крестьян, острой классовой борьбы как ответной реакции на закрепощение; время массовых побегов, народных бунтов и городских восстаний - этих грозных предвестников грядущих крестьянских войн в истории России. Анализируя причины побегов крестьян на окраины Русского государства, в частности на «вольный Дон», который «был центром казачества», К. Маркс писал: «Причины побегов лежали в государственном гражданском порядке» [92, С. 106]. Уже не отдельные личности, как раньше, но целые семьи и селения со всеми своими «животами», со всем своим скарбом - крепостные крестьяне и холопы, бобыли и «гулящие люди», посадские и приборные низы («беглые сходны» из самых разных городов и сел России) - устремлялись на Юг и Юго-восток - в земли, не подвластные никакому государству или номинально подчиненные местным феодальным владетелям.

Об этих беглых от крепостной неволи людях, из которых образовывалось восточнославянское казачество, К. Маркс писал: «Казачество возникло тогда, когда удельная стихия пала под давлением единодержавия... Ряды казачества наполнялись недовольными элементами, которые не уживались в обществе, не могли переносить его уз. Русь тогда была разделена на два государства: Москву и Литву. В обеих половинах явилось казачество. Тогда как в южной Руси заложилось славное Запорожье, и дух казачества разлился по всей Украине, произошел такой же наплыв народа с севера на Дон... Отсюда казачество завладело берегами Волги, Терека, Яика (Урала) и проникло в далекую Сибирь» [92, С. 106]. «Казак» - слово нерусского происхождения и занесено на Русь, по-видимому, татарами. Эта догадка основана на том, что до татаро-монгольского нашествия слово «казак» в русской исторической литературе и в документальных источниках не встречалось. Точного перевода этого слова нет, но, вероятно, оно произведено от татарского: «ко» - значит латы, броня, панцирь и «закинчи» - сторож или «заха, зах» - межа. Если соединить эти слова, то получим «козакинчи» или «козах», что означает в прямом смысле - крепкий охранитель или военный сторож. Однако это слово у разных народов имело не одно и то же значение, так, например, в Туркестане под этим словом подразумевали всякого кочевника; киргизы же сами себя называли казаками, а у осетин и балкарцев казаками называли пленных рабов [54, С.6].

В русском языке слово «казак» употреблялось как в общем смысле -бездомник, бродяга, так и в более узком смысле - одинокий вольный человек, не имевший своего крова и отчизны [48, С. 175 - 176].

В отдельных исторических документах казаками называют вольных служилых людей, оказывавших своему хозяину определенные услуги [51, С.882 - 894]. Так, во время борьбы Ивана Грозного с Казанью и Крымом ногайский мурза после получения богатых подарков писал в Москву: «Я твой казак и твоих ворот человек». В уставной грамоте великого князя Василия крестьянам Моревской слободы упоминается о казаках как о вольнонаемных работниках. В качестве стражников для сопровождения торговых караванов казаки упоминаются в грамоте купцу Терехе Ситникову, подрядившемуся доставить из Нижнего Новгорода в Астрахань хлебный запас в 2500 четвертей и получившему разрешение набирать казаков для охраны и защиты судов. К числу стражников относились и ярыжные казаки, которых держали по найму, царские воеводы и употребляли их для «гоньбы», или для присмотра за работою холопов на господском дворе. В дальнейшем слово «казак» стало распространяться на весь вольный люд, «кто искал себе спасение от холопства невольного, от прикрепления к земле, к тяглу, к помещику».

Первое упоминание о казаках в русской исторической литературе мы встречаем в «Сказаниях» рязанского митрополита Стефана, составленных по мотивам народных преданий о Куликовской битве. Когда великий князь Дмитрий Иванович, говорится в «Сказании», возвращался с победою в Москву, то его встречал народ христианский воинского чину - «зовомии козаци». В русских летописях упоминание о казаках встречается при описании битвы с татарским царевичем Мустафой в 1444 году, когда на реке Листоши на царевича ударили: с одной стороны «ополчение мордвы..., а с другой - казаки рязанские» [97, С.49 - 51].

Образование вольных казачьих поселений происходило на обширных территориях по берегам крупных рек с их притоками, и все возрастающее население основывало более мелкие общины, существовавшие на равноправных началах. Река служила главным средством существования и сообщения между поселениями, и весь край иногда именовался «рекой» («все войско - река»). Поселения казаков, состоящие из турлучных казарм арочного типа, воздвигались в удобных для промысла местах и служили временным укрытием в случае неожиданного нападения противника [46, СЛ04-110].

По своему общественному устройству казачьи общины (независимо от их местоположения - будь то на Дону, Яике или на Тереке) имели чисто русские свойства: они строились по образу существовавших в Древней Руси Народных собраний (Вече) и имели в основе много общих черт. Это сходство видно, в первую очередь, в демократическом и организационном устройствах: подчинении меньшинства большинству, обязательном выполнении постановлений центрального собрания для всех остальных общинников, в свободном изложении своих мыслей при обсуждении важнейших вопросов. Московские князья, как известно, борясь за укрепление своей власти, а также против антифеодальных выступлений народных масс, стремились к уничтожению Веча, и с присоединением Новгорода и Пскова к Москве оно было повсюду запрещено.

Однако в периоды обострения социальных противоречий народные массы выступали под лозунгом реставрации Народных собраний и путем демократизации общества пытались ограничить произвол и гнет княжеской и боярской власти. В неорганизованной массе беглого люда создавались реальные условия для возрождения этой формы народовластия, хотя и с переходом к новым методам хозяйственной деятельности (военному промыслу, охоте, рыболовству и т. д.), произошли заметные изменения, как в порядке распределения захваченной добычи, так и в распределении общественного продукта и в самой системе складывающихся общественных отношений. Это заметно, в первую очередь, в развитии товарищества, верности коллективу, свободном взаимообращении и т. д., что придавало казачьей общине тот своеобразный внешне крикливый демократический оттенок, который так красочно воспет дореволюционными историками казачества.

Складывание казачества в военную организацию

Привлечение казаков на службу началось в период активной борьбы великих князей Московских с татаро-монгольскими захватчиками, для несения сторожевой и станичной службы. Первое упоминание о такой службе мы встречаем в грамоте митрополита Алексея в 1360 году, благословлявшей всех христиан,-«обретающимися в пределе Червленого Яру, и по караулам возле Хопер и Дону». По всей видимости, учреждение таких караулов, по мнению И. Беляева, началось незадолго до этого времени, так как в грамоте митрополита Феогноста, писанной между 1334 и 1353 гг. в Червленый Яр, о них не упоминается. Помимо сторожевой и караульной службы городовые казаки привлекались к походам в Крым для предупреждения разорительных набегов татар на Русские земли. Так, в 1556 году городовые казаки с атаманом Михаилом Трошевым совершили поход в Крым и возвратились с богатой добычей и с «языком» - знатным татарским мурзой. В 1566 году Иван Грозный для оказания помощи своему тестю князю Темрюку Идарову, направил князя Дашкова и дьяка Ржевского с казаками на Северный Кавказ «для Темрюкова челобитья, беречи его от недругов его» [97, С.49 - 51].

В зависимости от степени экономической и административной подчиненности правительственной власти казаки делились на городовых и вольных. Обычно на сторожевую службу, в разряд городовых казаков, Московское правительство приглашало всех желающих из числа вольных, бродячих и всякого рода гулящих людей, независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания. За службу им платили из казны «кормовое жалованье», наделяли землей, давали оружие и лошадей. Городовые казаки составляли в Московском государстве военное служилое сословие, что-то среднее между «детьми боярскими» и стрельцами, и находились в полной от него зависимости. Они имели такую же организацию, как и стрельцы и при совместной службе со стрельцами различие между ними совершенно стиралось, и их просто называли царскими ратными людьми. Во время царствования Ивана Грозного городовые казаки поступили в ведение Стрелецкого приказа и вместе со стрельцами составили особый разряд войска. В службе стрельцы относились к числу гарнизонных воинов и редко высылались за пределы городской черты, тогда как городовые казаки несли дальнюю службу в степи, по засекам, в дозорах, секретах и караулах [50, С.32 - 35].

В 1571 году князь Воротынский составил «Устав Сторожевой и станичной службы», определявший конкретные обязанности для каждого разряда войск, в том числе и для городовых казаков. По уставу, городовые казаки высылались в район Волго-Донской переволоки, в «дикое поле» и на Муравский шлях» для наблюдения за движением татар, для ловли «языков» и доставки их в ближайшие города. Во время разъездов казакам запрещалось без надобности ссаживаться с лошадей, дважды разводить огонь на одном и том же месте, останавливаться на открытых местах для ночлега и под страхом смертной казни запрещалось покидать пост до прибытия очередной смены. За небрежное несение службы виновники подвергались жестокому публичному наказанию. Здесь надо отметить, процесс обобщения и передачи опыта военного воспитания и обучения еще не имел признаков системности, а носил стихийный характер, и передавался из поколения в поколение в устных и практических формах.

В соответствии с новым Уставом организовывалась служба при русских крепостях как городовых, так и местных терских казаков.

В 1577 году вольные гребенские казаки организованно поступили на регулярную службу в гарнизон Терского городка, сформировали в его составе подразделение со своими командирами-старшинами. С этого года установлено старшинство Терского казачьего войска. В 1578 году казаки, заявившие о намерении охранять южные рубежи государства, получили первую жалованную грамоту от Ивана Грозного.

С образованием в 1586 году Терского во_еводства и постройкой в низовьях Терека новой крепости Терки, форпоста русских сил на Кавказе, началась регулярная служба терских казаков России. Помимо казаков на службу охотно шли и молодые горцы. Вступить в Терское войско мог любой подданный Российской Империи независимо от этнического происхождения и вероисповедания, в то время как в Гребенское войско принимались только христиане. Казаки этого войска и в дальнейшем отличались большой набожностью. В 1651 году закончилось строительство нового острога на реке Сунже, в составе его гарнизона также стали служить казаки [22, С.19].

Вольные казачьи общины поддерживали между собой взаимоотношения и при необходимости свободно перемещались по всей территории Северного Кавказа. В 1668 году около 700 терских казаков ушло в отряды Степана Разина, но их участие в крестьянской войне того периода не отразилось на остальных казачьих общинах вследствие удаленности от мест основных событий восстания. В 1680 - 1685 годах после ряда кровопролитных столкновении с чеченцами, Гребенское войско стало переселяться на мыс, образуемый слиянием рек Сунжи и Терека. Эти поселения, расположенные в местах основных караванных переправ, имели стратегическое значение для контроля за междуречьем.

По мере расширения русской колонизации на Северном Кавказе тер-ско-гребенские казаки все больше и больше попадали в сферу влияния московских воевод и постепенно утрачивали свою самостоятельность. В 1668 году, после разрушения Трехстенного городка морским прибоем, терские низовые казаки переселились на реку Копай, в Старый город (Тюмень) и оказались в ближайшем соседстве с Терской крепостью. И здесь тесная зависимость их от царских воевод установилась уже само собою, и «казаки 27 августа 1668 года были включены в общий состав гарнизона под именем Терского казачьего войска». Гребенские казаки еще сохраняли свою самостоятельность, хотя они, по неписаному соглашению, находились в номинальной подчиненности Терскому воеводе и принадлежали к местному гарнизону. Внутри своих городков они управлялись станичными атаманами, выбиравшимися из своей среды «погодно», и по штатному расписанию у них значились войсковые чины: атаман, писарь, есаулы и хорунжие [1, С.276].

В начале XVIII века среди кавказских народов быстро распространялся ислам, поэтому конфликты между славянами и горцами стали носить не только экономический, но и религиозный характер. Казакам приходилось быть в постоянной готовности для отражения нападений калмыков, кумыков, ногайцев, чеченцев и других «немирных» горцев. Так в 1701 году ожесточенной осаде подверглась станица Щедринская, но казаки мужественно защищали свою станицу и нанесли значительный урон нападавшим [22, С.23].

В 1712 году в связи с активизацией внешней политики России на юге и ее попытками выйти к Черному морю обострились отношения с Турцией. Сложившаяся ситуация требовала организации пограничной линии, поэтому астраханский воевода П.А. Апраксин переселил на левый берег Терека гребенских казаков, живших на реке Сунже. На протяжении 80 верст от Терской крепости вниз по течению Терека казаки создали 5 станиц: Червленная, Новогладковская, Старогладковская и Курдюковская. Таким образом, было положено начало казачьей 88-километровой кордонной линии и установлению постоянной связи между находившимися на Кавказе казачьими войсками.

Принципы и содержание военно-патриотического воспитания

Важнейшим фактором формирования военно-патриотического сознания казачества являлся образ жизни как особая форма человеческой жизнедеятельности, возникшей в результате сложного объединения и взаимодействия традиционно-бытового уклада и профессиональной воинской культуры. В основе воспитательной системы казаков лежали религиозно-нравственные и военно-патриотические традиции, передаваемые из поколения в поколение, уходящие корнями в духовные ценности русского народа, и обогатившиеся воспитательным опытом народов Северного Кавказа.

Нравственные ценности казаков строились на следующих казачьих заповедях, являвшихся своеобразными морально-этическими нормами. Казак, говоря о себе, издревле подчеркивал и выделял триаду: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть! Тогда обретешь Царствие Небесное и Славу в потомках!» Этот главный принцип казачьего мировоззрения нуждается в расшифровке. «Казаком нужно родиться!» - первая часть триединства, подчеркивающая этническую самобытность и национальное самосознание. Однако предполагаемое триединство существует только в целом. Каждого из этих постулатов, взятых отдельно, было недостаточно, чтобы считаться казаком. Так, одного казачьего происхождения, родства с казачеством по крови было недостаточно. Для казака самоидентичность - это состояние духа, образ мышления и норма жизни. «Казаком нужно стать!» - принцип, подчеркивающий, что существует некий нравственный идеал, к которому должно стремится каждому, ведущему свой род от казаков. Этот постулат повлек за собой и юридические нормы, существовавшие в казачьем обществе. Так, не казак по рождению мог стать казаком. То есть, заслужить это образом жизни, достойным идеала, добиться звания казака. При этом от кандидата никогда не требовалось, чтобы он отрекался от своего народа. Таким образом, традиционной нравственной почвой для казачества являлся подлинный патриотизм и интернационализм, выраженный в любви к своей Родине, уважении к людям различных национальностей, соблюдении этического такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов. В подтверждение данных слов можно привести слова из казачьей Памятки, имевшейся у большинства казаков, находившихся на действительной службе. «Господь сотворил человека по образу и подобию Своему! Все люди равны, и нет народов больших и малых! Потому никогда не гордись казачеством! Никогда не считай сына другого народа ниже или глупее себя, но будь ровно и открыт всем - как аукнется, так и откликнется! Будь прост, но не подобострастен! Доброжелателен, но не льстив! Храни достоинство, но не гордись! Помни, что каждое твое слово - слово народа твоего, да не будет оно в осуждение его!» Третий постулат «Казаком нужно быть!» подчеркивал самое главное в мировоззрении казаков. Пребывание на земле понималось как постоянное служение. «Только безупречным служением мы можем выслужить у Господа Царствие Небесное» - говорят казачьи заповеди [2, С.63]. Казачество немыслимо без Православия. Оно воспитывало казаков в небрежении к земным благам, в поиске подлинных духовных ценностей, в жертвенном служении своему народу и Отечеству. Ведь согласно православной традиции, воспитание должно было быть направленно на подготовку к жизни вечной, а ратная служба, тем более гибель за Родину, предусматривали спасение души. Церковь освящала служение Отечеству и благословляла на подвиг, почитала павших за Родину воинов как святых. Каждый казак был обязан помнить о той миссии, которая была на него возложена. В трудах, буднях, в праздниках, в войне, через служение своей Родине, своему народу казак обретал «царствие небесное», очищал свою душу. Таким образом, главные принципы казачьей нравственности основывались на нормах христианской морали и состояли из следующих казачьих постулатов. «Несть ни князя, ни раба, но все рабы Божий!» Да не будет тебе, казаку, кумира ложного. Всем служи Честно! Будь законопослушен, но помни - душа твоя принадлежит только Богу и да не проникнет в нее зло человеческое! Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью Волю! Но помни: воля твоя в воле Божьей, а потому, свободно выбрав путь свой, служи верно! Помни: воля не своеволие! Лихость не разбой, а доблесть не жестокость! Помни: храбрые - всегда добрые -потому как они сильны! Не мсти! Оставляй врага своего на суд Божий, и станет он скор и справедлив! Сказано Господом: «Мне отмщение, и Аз воздам!» Будь свободен душою, но страсти держи в оковах, да не владеют они сердцем твоим, да не ввергнут в пучину беззакония! Никогда не воюй со слабейшим, но только с тем, кто сильнее тебя! Сразив врага, - будь милостив! Победив его рукою крепкою, победи его милостивым и милосердным сердцем, иначе остановим мы ненависть человеческую! Прощай врагам своим, не трать своей души на ненависть и зависть, и Господь продлит дни твои в мире и радости! Любая служба твоя да будет службой народу и Богу, ради чего ты явился в мир. Почитай каждого старика отцом своим, престарелую казачку - матерью. Соблюдай правила и обычаи народа твоего. Никогда никого не поучай свысока, но объясняй и советуй и только тогда, когда у тебя совета спросят. Тогда станица - любое место, где б ты не находился, - станет домом тебе, отцом и матерью твоими» [2, С.65].

Военно-патриотическое воспитание в образовательных учреждениях казаков

Общеобразовательные учреждения, система образования у казаков Северного Кавказа прошли сложный путь развития. Его можно условно разделить на три этапа.

Первый (XVIII в. - 20-е гг. XIX в.) - период зарождения грамотности. В эти годы получения образования стало общевойсковой задачей, решение которой активно поддерживалось рядовым казачеством.

Второй этап (30-е - 80-е гг. XIX в.) - время возникновения новых типов казачьих учебных заведений (полковые школы, школы линейного казачества). В эти годы войсковые правительства казачьих регионов Северного Кавказа решали вопросы, связанные с повышением квалификации учительских кадров, привлечением внимания населения казачьих станиц к «школьному делу», вопросы финансирования и строительства специальных школьных зданий.

Третий этап (90-е гг. XIX в. - начало XX в.) - характеризуется открытием для казачьего населения кадетских корпусов, бригадных и воскресных школ. При содействии войсковых администраций и российского правительства на территории казачьих войск Северного Кавказа был открыт ряд высших учебных заведений, что способствовало дальнейшему повышению образовательного уровня казачьей молодежи. К началу XX в. в среде казачества сформировался слой интеллигенции, успешно занимающийся литературным трудом, изучением истории России и казачества, журналистикой, учительством, активно принимающим участие в просветительской деятельности.

Началом первого этапа становления системы образования у казаков Северного Кавказа можно считать приказ (1790 г.) об открытии в Черкасске народного училища [170, Л.5]. В его состав входили два учебных заведения, установленные Уставом 1786 года - малое и главное училища. Выпускники главного училища направлялись на работу учителями начальных классов, войсковыми писарями. Казаки заботились об устройстве первого учебного заведения. Благодаря их стараниям, библиотека учебной и научно-популярной литературы была по тем временам достаточной обширной (138 наименований): учебные книги, художественные произведения, литература на латинском, французском языках, Атласы России и Европы и т.п. В училищах были оборудованы учебные кабинеты физики, математики, естественной истории [70].

Помимо, этого в 1805 году в Черкасске было еще открыта одна из первых казачьих гимназий. При ней были организованы уездное училище и приготовительные классы. Гимназия стала культурным центром донского края. Учебный план гимназии был весьма насыщен. Согласно Уставу учебных заведений 1804 года [152, С. 102], он включал такие дисциплины, как география, история (дополнительно - мифология), философия и изящные науки, основы политической экономики, эстетика и риторика, физика и народное право. Помимо этих дисциплин в гимназии изучали судо- и делопроизводство, ветеринарию, военные науки (уставы, полевая фортификация, тактика, артиллерия, фехтование, гимнастика, верховая езда, стрельба). Юношей обучали пению конно-маршевых, молодецких и обрядовых песен. Таким образом, черкасская гимназия являлась интеллектуальной базой для формирования казачьей интеллигенции и послужила толчком открытия еще ряда учебных заведений. В 1805 г. была открыта Новочеркасская гимназия, а в 1836 г. - Усть-Медвидицкая и Нижне-Чигирская, а кроме них - Донской императора Александра III кадетский корпус [74, С.313].

Кадетский корпус был создан 15 февраля 1883 года, когда Государь Император Александр III утвердил соответствующее решение. Корпус был рассчитан на 400 интернов и 200 экстернов (т.е. на 400 кадет обучающихся и живущих в корпусе и на 200 только обучающихся, а живущих в своих или на частных квартирах). Согласно повелению Государя Императора с 1 августа 1883 г. 60 интернов начали занятия в нанятом и приспособленном для корпусных целей здании. Кадетский корпус было решено именовать Донским. Форма и чины в корпусе были казачьими. Донской корпус подчинялся военному министру и главному начальнику военно-учебных заведений, а непосредственное руководство возлагалось на Войскового наказного атамана [130, С.89]. Воспитание в корпусе основывалось «на любви к Богу, сыновей преданности России, бескорыстной любви к Отечеству, на душевном сознании семейного дома» и ставила целью сделать кадета добродетельным и благочестивым. Большое внимание уделялось физическому воспитанию. Степень нравственной воспитанности определялась по 12-балльной системе (отличное поведение - 12 баллов, дурное - 1 балл). За грубые проступки применялись снятие погон, занесение имени кадета на черную доску, одевание в серую куртку и в крайних случаях - розги. В качестве поощрения выдавались похвальные листы, подарки, заносили имена на красную доску, повышали в звании и др.[81, с.56-57].

В Донском кадетском корпусе преподавались следующие дисциплины: Закон Божий, русский язык с церковно-славянской словесностью, французский, немецкий (иногда английский), математика, начальные сведения по естественной истории, физика, космография (астрономия), химия, география, история, законоведение, чистописание, рисование и черчение, строевая подготовка, физические упражнения, фехтование, плавание, танцы, пение, музыка, ручной труд. С 1911 года вводилось преподавание техники стрельбы (начиная с 4-го класса). В это же время были введены прогулки - экскурсии (по программе «Юные разведчики»).

Далее, были созданы: 3 классические гимназии, православная и армянская духовные семинарии, 4 реальных училища, юнкерское училище, 1 военно-фельдшерская и 5 военно-ремесленных школ, 2 технических училища, 3 мореходных класса, учительская семинария, 527 окружных, городских и народных училищ, 759 церковно-приходских школ. Всего же на Дону насчитывалось 1550 учебных заведений. Из казенных средств Области Войска Донского в начале XX века на просветительские цели выделялось до 16% - столько выделяют в наше время лишь самые цивилизованные страны (Япония, США и др.).

Казаки оберегали и развивали любые ростки просвещения. Они внимательно относились к вопросам, касающимся воспитания и образования детей. Свидетельством тому является выписка из «Приговора станичного сбора Владимирской станицы Черкасского округа по школьному вопросу» (18 октября 1909 г.). В ней говорится, что «настоящее время при современной расшатанности нравов, проникающих в народ, и упадка религиозности учителям следовало бы напрячь все свои усилия и познания к тому, чтобы развивать в детских сердцах религиозное чувство и направлять волю по пути добра: пробудить в душе ребенка святое чувство любви к Родине, пленять детский ум и сердце обрисовкой исторических моментов, характеров и доблестных деяний отдельных героев, а чтобы достигать этих целей, нужно материал, изложенный в сухих школьных учебниках, оживить интересными объяснениями, трогать детские сердца» [65, С.99]. Даже в разгар гражданской войны (8 сентября 1918 г.) Донской войсковой круг принял 20 документов по развитию народного просвещения на территории Области Войска Донского. Заседание началось с обсуждения войсковым кругом доклада профессора А.Ф. Лебедева «Школа, как фундамент, единой, неделимой России», в котором содержалась развернутая программа строительства школьного образования в сложнейший период истории.

Похожие диссертации на Военно-патриотическое воспитание казаков Северного Кавказа