Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственный диалог в преодолении подростковой наркозависимости Помыткина Татьяна Ивановна

Духовно-нравственный диалог в преодолении подростковой наркозависимости
<
Духовно-нравственный диалог в преодолении подростковой наркозависимости Духовно-нравственный диалог в преодолении подростковой наркозависимости Духовно-нравственный диалог в преодолении подростковой наркозависимости Духовно-нравственный диалог в преодолении подростковой наркозависимости Духовно-нравственный диалог в преодолении подростковой наркозависимости Духовно-нравственный диалог в преодолении подростковой наркозависимости Духовно-нравственный диалог в преодолении подростковой наркозависимости Духовно-нравственный диалог в преодолении подростковой наркозависимости Духовно-нравственный диалог в преодолении подростковой наркозависимости
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Помыткина Татьяна Ивановна. Духовно-нравственный диалог в преодолении подростковой наркозависимости : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Новокузнецк, 2006.- 262 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/335

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Концептуально-методологические подходы к преодолению подростковой наркозависимости

1.1 . Психолого-педагогические особенности личности наркозависимых подростков 17

1 .2. Педагогический потенциал базовых идей православной педагогики в преодолении наркотической зависимости у подростков 37

1.3.Современная практика преодоления подростковой наркозависимости 62

Выводы по главе 1 79

Глава 2 Освоение духовно-нравственных ценностей как условие преодоления наркозависимости у подростков

2.1. Преодоление подростками наркозависимости в процессе духовно-нравственного диалога 82

2.2 Критерии, показатели и диагностический инструментарий успешного преодоления подростками наркозависимости 107

2.3 Организация педагогического эксперимента и анализ полученных результатов 115

Выводы по главе 2 154

Заключение 156

Библиография 163

Приложения 187

Введение к работе

Актуальность. Широкая доступность наркотиков стала реальностью нашего времени. По данным Всемирной Организации Здравоохранения суммарное количество наркозависимых в мире составляет более 500 млн. человек [96, С. 125] и их количество с каждым годом увеличивается. Среди множества потрясений и социальных бедствий ушедшего XX и наступившего XXI века наркомания является наиболее трагичным явлением, С 1992 года смертность среди наркоманов увеличилась в Германии в 5 раз, в Италии - в 4, во Франции- в 3, в России -в 12 раз [66, С.16].

Возрастные особенности подростков делают их наименее защищенными от вовлечения в сообщество наркоманов, именно поэтому особое распространение наркотические вещества получают в молодежной среде. Химическая зависимость стала частью «молодежной культуры».

В России количество больных наркоманией подростков «выросло в 10 раз», а смертность от наркотиков «среди детей - в 42 раза» [102, С.33], что делает проблему подростковой наркозависимости сверхактуальной. По данным Российского Государственного научного центра (ГНЦ) наркологии, около 10% подростков до 15 лет употребили хотя бы один раз наркотик (не считая табак и алкоголь). Реальное количество подростков, употребляющих наркотические вещества эпизодически или регулярно, не может назвать никто. Наблюдаются тенденции не только к неуклонному росту количества наркоманов, но и к омоложению их возраста: нижняя граница наркотического дебюта снизилась до 6-8 лет. По отчетным данным наркологического диспансера только в г. Новокузнецке на начало 2006 года состояло на учете 364 несовершеннолетних наркомана.

Рост числа потребителей наркотиков напрямую ведет к распространению СПИДа, вирусного гепатита и других серьезных заболеваний. Потребители наркотиков представляют социальную угрозу для общества, поскольку наибольшее число преступлений связано с употреблением наркотических и других психоактивных веществ.

Существует понятийная неустойчивость терминов «наркотики», «наркомания», а «термин "наркотическое вещество" включает в себя три взаимосвязанных критерия: 1) медицинский; 2) социальный; 3) юридический» [169, С.16].

Антинаркотическая работа осуществляется по двум направлениям: профилактика и лечение. Анализ специальной литературы и социальной практики показывает, что наибольший эффект ожидается именно от профилактических мероприятий. Так, министерство образования России приказом № 300 от 05.02.2002г. рекомендовало органам управления образованием и руководителям образовательных учреждений продолжить работу по профилактике злоупотребления наркотиками и иными психоактивными веществами среди малолетних и молодежи. В 2003-2005г,г. Управлением социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы» издана серия руководств и методических пособий по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и подростками.

Несмотря на то, что специалисты [168, ПО, 157] относят вопросы преодоления наркозависимости к третичной профилактике, их решению, на наш взгляд, уделяется недостаточно внимания. Существующие методы помощи желающим избавиться от наркотической зависимости не отвечают возросшим требованиям в условиях массовой наркотизации молодежи, эффективность их применения крайне низка.

Традиционно решением проблемы наркотической зависимости занималась медицина. Анализ медицинских научно-исследовательских работ по проблеме наркомании (Д.В. Горностаев, Е.И, Гришина, А.А. Колчев, Ю.В. Коробейникова, И.В. Саломатин, Р.Е. Ульфан и др.) показывает, что исследователей закономерно интересуют лишь соматические последствия употребления наркотиков.

С середины XX века наркоманию начали изучать с позиции психологии (А.С. Белиева, Л.Н. Блинова, И.Г. Ваикон, М.А. Васильев, С.А. Кулаков, Е.А. Назаров и др.) и педагогики (Е.В. Аверина, Т.Н. Бергалиев, Д.В. Колесов, А.Г. Макеева, Л.В. Макеева, Н.Ф. Михайлова, Л.Д. Набатникова и др.); основная масса работ посвящена исследованию причин наркотизации и вопросам профилактики наркомании. При этом одни исследователи (О.Л. Романова, Ю.Л. Арзуманов, Т.Н. Дудко и др.) акцентируют внимание на значении биологических факторов риска наркотизации, связанных с особенностями психофизического развития до момента вовлечения в наркотизацию, а другие специалисты (А.В. Соловьев, В.Д. Лисовский, Э.А. Колесников и др.) сосредотачивают внимание на социальных и социокультурных условиях формирования наркозависимости.

Отечественные исследователи рассматривают наркоманию как биопсихосоциальное расстройство (О.Н. Андрияненко, СБ. Вайсов, О.Н. Маренич и др.), а западные специалисты (J. Engel, Р, Weiner, I. Famry) воспринимают наркотическую зависимость как биопсихосоциодуховную проблему. При этом те и другие исследователи выражают сомнения в возможности полного преодоления наркозависимости.

Таким образом, сегодня в достаточной мере исследована проблема профилактики, и в литературе описаны медицинские способы лечения наркомании. Однако нам не удалось обнаружить научных исследований возможностей психолого-педагогической помощи в преодолении наркозависимости. Всё чаще специалисты и исследователи (О.Н. Андрияненко, И.Г. Ванкон и др.) утверждают, что при лечении наркомании требуется решение внутренних, мировоззренческих вопросов. Православные священнослужители, имеющие длительный опыт помощи наркозависимым подросткам (иеромонах Аатолий Берестов, игумен Евмений Перистый и др.), уверены, что успешное преодоление подростками наркотической зависимости возможно только при условии нравственного исправления и обретения высших ценностей жизни.

Наркомания - явление сложное. Современные психиатрия, наркология, социология, психология, педагогика и богословие исследуют проблему наркомании с разных позиций. Мы считаем, что подростковая наркоаддикция в любой стадии наркотизации есть нарушение нравственной регуляции поведения, основанной на искаженных ценностных ориентациях подростка.

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как гармоничное сочетание физического, психического и социального благополучия, не ограничивая это понятие лишь отсутствием заболевания. Полагаем, что существенным недостатком наркологической помощи является узковедомственный медицинский подход. Анализ существующей практики помощи наркозависимым подросткам показывает, что применяемые формы и способы, как правило, не касаются поврежденных наркотиками важных сфер личности: ценностной, духовной, нравственной, мотивационно-потребностноЙ, работа с которыми является прерогативой педагогической науки. Наркология и психиатрия по определению не могут разрешить проблему выхода из зависимого от наркотиков состояния, поскольку эти науки не оперируют понятиями «свобода», «нравственность», «духовность», «ценности».

В исторически короткие сроки в России изменилась социальная ситуация, совокупность ценностей и поведенческих стереотипов, что, как отмечают исследователи (И.М. Бочарова, ТА. Костюкова, М.Е. Кузнецов, Н.Д. Никандров, Г.И. Петрова, Т.Н. Петракова, В.И. Слободчиков и многие другие), особенно отразилось на молодом поколении. В структуре ценностных ориентации современной молодежи традиционные духовно-нравственные ценности, которыми жило предыдущее поколение, не являются ведущими. М.В. Аникеев, Б.С. Гершунский, С.Г. Макеева, Т.И. Петракова отмечают увеличение процента детей и подростков, которые определяют для себя как особо значимые ценности удовольствия, деньги, одежду, развлечения.

Л.И. Божович, Н.И. Болдырев, И.С. Марьенко, Л.А. Матвеева, Л.И. Рувинский и другие исследовали нравственное воспитание в различных аспектах. В последние годы появились исследования структуры и

7
возможностей духовно-нравственного воспитания (А.А. Корзинкин, Р.Х.
Лепехина, Н.Г. Лыкова, А.В. Нестеренко, Т.И. Петракова, В.М. Пустовалов,
А.С. Романова, В.В. Рыбников, А.Д. Солдатенков, Р.Я. Юсупова и др.)- Однако
работ, посвященных возможностям и практическому решению

аксиологических задач духовно-нравственного воспитания в процессе преодоления наркотической зависимости, нам обнаружить не удалось.

Отсутствие в обществе единых идеологических установок, предметно-деятельностный уровень современной педагогики, концентрация основного внимания на учебной деятельности и низкая востребованность ценностного и жизнесмыслового компонентов препятствуют осознанию и восприятию новых педагогических идей в социальной практике.

Актуальность настоящего исследования детерминирована обострением противоречий между:

масштабностью лечебно-профилактических мероприятий, широко развитой деятельностью медицинских наркологических учреждений и их крайне низкой положительной результативностью;

заинтересованностью общества в полной реабилитации личности наркозависимого подростка и ведомственной разобщенностью, узостью подходов к проблеме;

значительными преобразующими возможностями православной педагогики и их недостаточным использованием в практике реконструкции личности, поврежденной наркотической зависимостью.

Выявленные противоречия и недостаточная изученность педагогических условий, способствующих преодолению наркотической зависимости, обозначили проблему данного исследования: как организовать духовно-нравственный диалог, чтобы он стал условием преодоления подростками наркотической зависимости.

Это определило выбор темы исследования «Духовно-нравственный диалог в преодолении подростковой наркозависимости».

Цель исследования; выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий преодоления подростками наркотической зависимости средствами духовно-иравственного воспитания.

Объект исследования: организация процесса преодоления подростковой наркозависимости.

Предмет исследования: духовно-нравственный диалог как условие преодоления подростковой наркозависимости.

Изучение и анализ социологической, педагогической, психологической, медицинской литературы, публикаций, существующего опыта преодоления подростками наркозависимости, а также многолетние авторские исследования позволили сформулировать гипотезу исследования. Мы исходим из предположения, что преодоление подростками наркотической зависимости в контексте духовно-нравственных диалогов - это сложный процесс духовно-нравственного практического опыта постижения подростком самого себя. Духовно-нравственный диалог будет способствовать успешному преодолению подростковой наркозависимости, если:

изучены психолого-педагогические особенности наркозависимых подростков;

выявлен и реализован педагогический потенциал базовых духовно-нравственных ценностей и традиционных основ православной педагогики;

разработано и внедрено в практику содержание диалогов «педагог-подросток», «психолог-подросток», «подросток-носитель духовно-нравственных ценностей», «педагог- родитель», «психолог-родитель».

Эвристичиоеть выдвинутой гипотезы состоит в том, что она позволяет по-новому рассматривать организацию процесса преодоления подростковой наркозависимости, конструировать ее как ценностно-направленную и личностно-ориентированнуто.

Задачи исследования:

  1. Выявить потенциал методов, средств православной педагогики и значение духовно-нравственных ценностей в преодолении подростками наркозависимости.

  2. Разработать содержание диалогов «педагог-подросток», «психолог-подросток», «подросток-носитель духовно-нравственных ценностей», «педагог-родитель», «психолог-родитель» в преодолении подростковой наркозависимости.

  3. Разработать критерии, показатели и диагностический инструментарий успешности преодоления подростками наркотической зависимости.

Методологическую основу исследования составили:

теоретико-философские концепции формирования духовности и нравственного сознания личности (В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Д.С. Лихачев, И.О. Лосский, С.Л. Франк и др.);

теории нравственного воспитания личности (Н.И. Болдырев, В.А Караковский, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д.Ушинский и др.);

теории личностного взаимодействия в процессе воспитания (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Брудный, М.С. Коган, А.Н. Леонтьев, А.Б. Орлов, А.В. Петровский, Г.А. Цукерман и др.);

концепции ценностного отношения к миру (А.А. Гусейнов, А.В. Киричук, П.В. Конаныхин, И.С. Кон, Л.И. Новикова, Н.Е Щуркова и др.);

- концепции взаимосвязи общечеловеческого и национального в
воспитании прогрессивных богословов (митрополит Антоний Сурожский,
святитель Феофан Затворник, иерей Александр Мень и др.);

- теория традиционных для России христианских ценностей (Н.А.
Бердяев, И.А. Ильин, И.В. Киреевский, B.C. Соловьев, А.С. Хомяков и др.);

- базовые идеи православной педагогики (В.В. Зеньковский, ТА. Костюкова, Е. Шестун и др.) и святоотеческой психологии (Б.С. Братусь, М.Я. Дворецкая, Б.В. Ничипоров, Т.А, Флоренская и др.).

При этом одни ученые раскрывают особенности формирования и функционирования ценностных ориентации в подростково-юношеском возрасте (М.И. Бобнева, Е.С. Волков, А.Н. Елизаров, В.Г. Калашников, Б.С. Круглов, B.C. Мухина), другие - особенности взаимоотношений государственных и религиозных институтов воспитания (Б.Т. Лихачёв) и разграничивают религиозное просвещение и религиозное воспитание (Н.Д. Никандров), третьи - относят нормы, ценности и ценностные ориентации к механизмам регуляции социального поведения (М.И. Бобнева, О.И. Зотова, И.Д. Истошин, Е. В. Шорохова).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические - анализ психолого-педагогической, медицинской, философской и богословской литературы, материалов и публикаций педагогической и периодической печати, диссертационных работ по теме исследования, нормативной и учебно-программной документации; изучение, анализ и обобщение педагогического опыта;

- эмпирические - анкетирование, опросы, интервью, беседы, наблюдение,
тестирование, проективные методики, экспертные оценки, педагогический
эксперимент;

- праксеологические - анализ продуктов деятельности, проведение научно-
практических конференций и семинаров;

- метод ранжирования использовался для обработки эмпирических исследований.

Опытно-экспериментальной базой исследования были детско-подростковое стационарное отделение Новокузнецкого городского наркологического диспансера и общественная организация «Православное сестричество» г. Новокузнецк. В работе использован личный опыт профессиональной деятельности в качестве специалиста по социальной работе

1]

детско-подросткового стационарного отделения Новокузнецкого городского наркологического диспансера и консультанта общественной организации «Православное сестричество» г. Новокузнецк. Общее количество респондентов - 128 подростков в возрасте от 12 до 18 лет.

Обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, комплексом методов гуманитарного исследования, адекватных целям и задачам, опорой на эмпирические данные,

Личное участие состоит в определении и анализе проблемы исследования, выявлении теоретико-методологических и методических подходов к исследованию проблемы подростковой наркозависимости; выявлении и апробировании педагогических условий преодоления подростками наркозависимости; разработке критериев, показателей и диагностического инструментария успешного преодоления подростками наркотической зависимости.

Исследование осуществлялось с 1998 по 2006 годы в три этапа.

На первом этапе (1998-2001 г.г.) изучена и проанализирована медицинская, философская, психолого-педагогическая, социологическая и религиозная литература, диссертационные работы по теме исследования; выявлены основные направления современных подходов к преодолению наркозависимости у подростков. В ходе работы возник замысел проекта, определена тема, предмет, гипотеза исследования; проведена поисковая работа по выявлению педагогических условий преодоления подростками наркозависимости; разработаны критерии, показатели, диагностический инструментарий и спрогнозированы ожидаемые результаты (поисково-аналитический этап).

На втором этапе (2001-2004 г.г.) уточнена гипотеза, осуществлен анализ и отбор содержания духовно-нравственного диалога в процессе преодоления подростками наркозависимости, разработана и осуществлена программа педагогического эксперимента. В ходе эксперимента отслеживались

12 промежуточные результаты, исследована результативность духовно-нравственных диалогов (экспериментальный этап).

Третий этап (2005-2006 г.г.) включал систематизацию результатов, уточнение выводов. В это же время итоги теоретического поиска и опытно-экспериментальной работы были оформлены в виде диссертации и автореферата (заключительный этап).

Научная новизна исследования состоит в следующем:

разработаны, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия преодоления подростками наркозависимости: формирование у подростка желания преодолеть наркозависимость; учет индивидуальных психолого-педагогических особенностей подростка; диалогичность и доброжелательная атмосфера педагогического взаимодействия; наличие неравнодушного специалиста с устойчивым мировоззрением, с набором высоких профессиональных и личностных качеств; личностное осмысление подростком многосложности наркозависимости; согласованность педагогических действий специалистов и семьи; использование возможностей православной педагогики и духовно-нравственных ценностей; нравственное самоисправление подростка;

выявлены и проанализированы теоретико-методологические подходы к формированию духовно-нравственных ценностей у наркозависимых подростков;

разработано содержание диалогов «педагог-подросток», «психолог-подросток», «подросток-носитель духовно-нравственных ценностей», «педагог-родитель», «психолог-родитель»;

определены характер и динамика личностных изменений наркозависимых подростков в процессе формирования духовно-нравственных ценностей;

разработаны критерии, показатели успешного преодоления подростковой наркозависимости.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что разработаны пути, включающие духовно-нравственные диалоги в структуру

процесса преодоления наркозависимости у подростков; выявлено позитивное влияние духовно-нравственных ценностных ориентации на успешное преодоление наркозависимости у подростков; применен психолого-педагогический подход к преодолению подростковой наркозависимости; разработаны концептуальные подходы к выводу из наркозависимости подростков методами православной педагогики; обоснованы педагогические условия; определены роль и место специалиста в решении задач преодоления подростками наркозависимости.

Практическая значимость исследования состоит в разработке программы духовно-нравственного воспитания наркозависимых подростков, тематики и содержания диалогов «педагог-подросток», «психолог-подросток», «подросток-носитель духовно-нравственных ценностей», «педагог-родитель», «психолог-родитель», учебно-методического пособия «Наркомания как психолого-педагогическая проблема», которыми пользуются педагоги и психологи образовательных учреждений, преподаватели и студенты педагогических вузов, учреждений системы повышения квалификации, а также родители. Результаты исследования могут быть использованы широким кругом специалистов, занимающихся проблемой аддиктивного поведения и вопросами борьбы с наркоманией. Подростки в процессе жизненного и ценностного самоопределения, самовоспитания и самоисправления используют рабочий дневник «Жизнь без наркотиков».

Предлагаемые методические разработки применяются в сфере реабилитации наркозависимых, педагогами, психологами и родителями в целях первичной, вторичной и третичной профилактики наркомании; результаты исследования - в учреждениях системы образования, социальной защиты и в лечебно-профилактических учреждениях.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями; данными современной психолого-педагогической науки, педагогической, психологической, медицинской, социальной и философской литературы; адекватностью методов исследования,

14 соответствующих предмету и задачам; применением рекомендаций в педагогической практике; стенограммами аудио-видеозаписей; результатами опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Педагогические условия, направленные на преодоление наркотической зависимости у подростков: формирование у подростка желания преодолеть наркозависимость; учет индивидуальных психолого-педагогических особенностей подростка; диалогичность и доброжеательная атмосфера педагогического взаимодействия; наличие неравнодушного специалиста с устойчивым мировоззрением, с набором высоких профессиональных и личностных качеств; личностное осмысление подростком многосложности наркозависимости; согласованность педагогических действий специалистов и семьи; использование возможностей православной педагогики и духовно-нравственных ценностей; нравственное самоисправление подростка.

  2. В условиях постмедицинского преодоления наркозависимости потенциал православной педагогики и духовно-нравственных диалогов способен пробудить в подростке стремление к самоизменению, саморазвитию, самовоспитанию, интеллектуальной и личностной самореализации. Программа по духовно-нравственному воспитанию, формированию и освоению духовно-нравственных ценностей: человек, жизнь, здоровье, свобода, ответственность, любовь, терпение, труд - открывает подросткам путь обретения истинного смысла жизни.

3. Критерии и показатели успешного преодоления подростком
наркотической зависимости: когнитивный (степень осознания подростком
необходимости нравственного исправления, интерес к получению духовно-
нравственной информации), социальный (длительность устойчивой ремиссии,
успешность учебно-трудовой деятельности), эмоционально-волевой (уровень
тревожности, уровень агрессивности, общий уровень эмоционального
состояния), личностный (адекватная самооценка, редукция суицидальных
настроений, выраженность антинаркотических установок) и духовный

15 (осознание ценности себя, людей, жизни; практика духовной жизни; устойчивое желание избавиться от своих пороков и недостатков; умение различать добро и зло).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись непосредственно в ходе исследования в наркологических учреждениях г.г. Новокузнецк, Кемерово; пенитенциарных учреждениях: следственном изоляторе, колониях №№ 12, 16 пос. Абагур Лесной; общественных организациях: «Православное сестричество» г. Новокузнецк, «Матери против наркотиков» г. Березовский; муниципальном учреждении «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня» г. Березовский в виде лекций, бесед и консультаций наркозависимых подростков и членов их семей, а также в виде цикла лекционных занятий и семинаров для педагогов, психологов и специалистов по социальной работе в образовательных, социальных учреждениях и общественных организациях г.г. Кемерово, Новокузнецка и Березовского. Результаты и основные положения диссертации обсуждались на научно-практических семинарах, заседаниях кафедры теории и методики воспитательной работы, а также Центра духовно-нравственного воспитания и образования Новокузнецкого института повышения квалификации, заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования Кузбасской педагогической академии в 2001-2005 г.г,

Основные идеи диссертации нашли отражение в ходе выступлений на научных и научно-практических конференциях разного уровня, в том числе на международных - первой научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы» (Москва, 2004), научно-практической конференции «Толерантно-ориентированное образование в поликультурном мире» (Новосибирск, 2005); Всероссийских - научно-практической «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Челябинск, 2004), IX Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (Томск, 2005); межрегиональных - I Чтения, посвященные

памяти Р.Л. Яворского (Новокузнецк, 2005); региональных - научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования и воспитания в свете православной культуры» (Новокузнецк, 2003), научно-практической конференции «Христианские ценности в воспитании и образовании» (Новокузнецк, 2005), научно-практической «Зависимое поведение и опыт православного душепопечения» (Новокузнецк, 2006); образовательных чтениях - «Философско-педагогические основания образования в России: история и современность» (Рязань, 2006); духовно-исторических чтениях - XV Духовно-исторических чтениях в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия «Вызовы времени и православные традиции» (Томск, 2005); межвузовских - научно-практической конференции «Вопросы образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» (Новокузнецк, 2004). Теоретические и прикладные разработки были положены в основу учебно-методического пособия «Наркомания как психолого-педагогическая проблема».

Структура и основное содержание диссертации.

В соответствии с логикой исследования, полученные научные результаты систематизированы и обобщены в диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Работа иллюстрирована 5 рисунками, 8 таблицами. Гистограммы, графики содержат полученные в ходе эксперимента результаты исследования. 22 приложения включают в себя тесты, схемы, таблицы. Библиография состоит из 214 наименований. Общий объем 262 страниц.

Психолого-педагогические особенности личности наркозависимых подростков

Подростковый период является важным и одновременно трудным этапом в жизни человека. «Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе: «Кто я?», «Каким я должен быть?», по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно выбирает свое место среди категорий добра и зла» [128, С.420]. Как показывают исследования К.А. Альбухановой-Славской, М.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др,, подростковый возраст наиболее активен в процессе формирования устойчивого образа «Я», целостного отношения к себе, к другим людям, к предметному миру и собственным целям. Он создает для вчерашнего ребенка ряд кризисных ситуаций.

«Нестабильность личностного и социально-психологического развития подвергает жизнь подростка постоянному испытанию потоками встречных событий и действий социальных микросред» [51, С. 178]. В юном возрасте человек наиболее неустойчив психически. «Распространенность пограничных нервно-психических состояний среди детей и подростков достигла небывалых показателей - 79%. Повышенная нервность, возбудимость, эмоциональная лабильность, склонность к конфликтам, ухудшение сна - типичные симптомы, встречающиеся у 8 из 10 детей» [44, С.99]. Подростковому возрасту присущ дисморфофобический синдром, который характеризуют бредовые идеи мнимого физического недостатка, идеи отношения («все смотрят на мой ужасный нос»), депрессия с суицидальными тенденциями [138, С.72-75].

Мы согласны с утверждением Г.Б. Аскаровой, Г.С. Гершунского, А.Е. Лихачева и других, что в основе целешлагания и всей активной деятельности подрастающего человека лежат те или иные базовые ценности, которые осознаются и выступают в качестве ценностных ориентиров как в отдельных, конкретных ситуациях, так и в масштабе всего жизнеопределения. Ценностные ориентации - важнейший элемент личности, они структурируют мировоззрение и представляют собой смысловые ориентиры человека в жизни.

«Молодежь склонна к поиску экстремальных удовольствий и острых ощущений. Система их жизненных и духовных ценностей полностью еще не сформирована, представления о добре и зле размыты, чувство опасности приглушено, контролировать свои эмоции сложно. Если добавить к этому массу новых жизненных проблем, от экономических до сексуальных, первые личные драмы и разочарования, неумение справиться с собственными чувствами, то можно понять, почему именно подросток так уязвим для наркотиков» [1 ] О, С.64].

Поведение подростков в значительной мере определяется характерными для этого периода жизни реакциями эмансипации, группирования со сверстниками, увлечениями (хобби) и формирующимся сексуальным влечением. Обостренным проявлением реакции эмансипации служит особая форма поведения, названная А.Е. Личко «отравлением свободой», при которой поведение подростка меняется, и его привлекает запретное: алкоголь, наркотики. Особенно легко происходит наркотизация в том случае, если отсутствуют навыки активного преодоления жизненных трудностей и нет склонности получать удовольствие от самого процесса их преодоления.

Анализ различных взглядов в определении понятия «наркотик» позволяет нам уточнить его смысл. В узком смысле наркотик - это «химический агент, вызывающий ступор, кому или нечувствительность к боли», в юридическом -«вещество, признанное таковым в международных конвенциях и/или национальном законодательстве», в медицинском - «психоактивное вещество, вызывающее зависимость» [163, С. 5 77]. Для обозначения подростка, употребляющего наркотики, мы использовали понятие «наркозависимый», поскольку наркоман - это «характеристика человека, целиком и полностью подчиненного наркотикам», в то время как «наркозависимый - характеристика ситуации, в которой существует определенная связь между человеком и наркотиком» [168, С.172].

«Наркозависимость - это протест подростков против бездуховности, пустоты и обыденности жизни» [168, С.123]. У наркозависимых выявлено «нарастающее разрушение главных человеческих ценностей, которые составляют ядро всех этических отношений: ценности жизни, здоровья, свободы, целеустремленности, справедливости, любви, искренности, доверия, веры и пр.» [187, С.106]. Следовательно, для оказания психолого-педагогической помощи наркозависимым подросткам необходимо изучить их самооценку, интересы, ценности, потребности, мотивы поведения.

Исследователи (И.Г. Ванкон, Д.В. Колесов и др.) отмечают разносторонность и многообразие источников наркомании. Нам представляется целесообразным разделить все причины наркомании (Приложение № 1) на объективные и субъективные.

Одной из объективных причин является девальвация традиционных жизненных ценностей, которая произошла в России в XX веке. Деструктивные процессы в социуме повлекли изменения общественного сознания, при этом человек перестал быть сосредоточенным на внутриличностных задачах. Мы согласны с исследователем Т.И, Петраковой, отмечающей разрушительное влияние на россиян отказа от исторического уклада жизни, смены иерархии духовных ценностей, отрыва от вековых культурных и духовных традиций [152, С.68]. Пропаганда жестокости и насилия в средствах массовой информации, разрушение нравственных идеалов, ценностная дезориентация, культивирование западного потребительского образа жизни негативно отражаются на эмоциональном состоянии юных россиян. Очевидно, что мировоззрение последнего столетия нуждается в переосмыслении, поскольку научная парадигма сциентизма показала свою неспособность дать ответы на глубинные вопросы бытия.

Другой, не менее важной, объективной причиной являются особенности подросткового возраста, когда ребенок начинает ощущать себя личностью при слабой сформированности осторожности и часто полном отсутствии чувства опасности.

Всё многообразие субъективных причин подростковой наркомании мы разделили на духовно-нравственные, личностно-психологические, семейные, общественно-социальные, Исследования показывают, что в каждом отдельном случае имеет место свой индивидуальный набор субъективных причин употребления подростком наркотических веществ.

Педагогический потенциал базовых идей православной педагогики в преодолении наркотической зависимости у подростков

В современных научных исследованиях просматриваются тенденции к интеграции знаний и комплексному анализу разнообразных явлений социальной реальности. На этом фоне идет глубокое переосмысление педагогической науки, изучение взаимосвязи педагогики с философией, социологией, психологией, экономикой (Л.П. Буева, Р.Г. Гурова, В.А. Жамин, А.В. Петровский и др.). В настоящее время классическое разделение наук на науки о природе и науки о человеке признано устаревшим.

Всё более условными становятся границы между педагогическими теориями и общепсихологической концепцией личности. Так, Л.Ф. Шеховцева в своей монографии пишет: «Понятий какой-либо отдельной науки о человеке недостаточно для полного описания такого сложного феномена, как человек» [208, С.127]. Каждый человек - это особый, неповторимый мир, сложная и до конца не изученная система. Существуют различные, иногда полярно противоположные, позиции понимания человека. Например, «экзистенциализм как философское направление сосредоточен исключительно на человеческом существовании как бессущностном и принципиально противостоящем сущности» [33, С.99]. «В гуманистической парадигме предполагается, что личность формируется в процессе противостояния жизненным трудностям, опираясь на собственную волю и интеллект» [152, С.75]. Секулярный гуманизм освобождает человека от личной ответственности за свои поступки. Он предельно антропоцентричен, направлен на развитие индивидуальности и признает наличие души без признания её Создателя.

Немецкий философ М. Хайдеггер (1889-1976 гг.) считал, что образование — это воспитание мировоззренческих, духовно-практических, нравственно-эстетических потребностей и ценностей, определяющих жизненную направленность личности. Он обозначил сферу смыслов и ценностей как целостный способ отношения человека к самому себе и всему существующему. Нам близка позиция Ю.В. Сенько, что «суть образования не в наполнении, а в очищении, снятии наносного, случайного, в реставрации истинного, глубинного в человеке» [177, С,4].

Человек формирует личностный образ мира через систему культуры и традиций, поэтому именно мировоззренческие категории определяют характер жизнедеятельности людей. ME. Кузнецов пишет: «Социоцентрический «крен» традиционного образования привел к одному из основных его недостатков -обезличенности» [104, С.37].

Специалисты обеспокоены тем, что происходит подмена традиционных основ воспитания и образования западными: «христианские добродетели - общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда - развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение - вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование - западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре -исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям» [108, С.4].

Долгие годы государство, общество и школа умалчивали о таком важнейшем пласте всемирной культуры человечества, как религия, и о той роли, которую она играет в различных сферах, особенно в сфере становления личности. Сегодня исследователи говорят о непротиворечивости науки и религии, а также о необходимости переосмысления их взаимоотношений. Так, ссылаясь на американского ученого С. Яки, Т.И. Петракова именно в религии видит нравственную силу, способную справиться со многими проблемами человека и общества [152, С.70]. «Влияние духовного мира на научный проявилось в том, что в новой, гуманистической, парадигме была обретена такая абсолютная ценность, как человеческая душа, и получили развитие педагогический антропологизм и педагогическая аксиология» [там же, С.73]. Автор утверждает, что наблюдаемое в последнее время взаимодействие науки и религии по целому ряду проблем, в том числе общественно-политических, социальных, педагогических, разрешает давний спор между религией и наукой.

Современные ученые-педагоги уверены, что «обращение к традиционным духовным ценностям - по своей природе религиозным -способно значительно продвинуть нас в постижении этого феномена -внутреннего мира человека» [102, С.80]. Мы разделяем точку зрения старшего научного сотрудника Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания И.В. Метлика, что «религия является одним из основных типов мировоззрения, обладает регулятивными и нормативными функциями, обусловливающими те или иные тенденции поведения индивидов» [125, С.197].

На протяжении прошлого столетия все более четко обозначалась тенденция к интеграции педагогических теорий и понятий традиционной духовности. Так, в концепции образования, разработанной профессором Экспериментального центра научно-педагогических кадров высшей школы МГРА М.Т. Громковой, в понятие субъекта образования привнесена духовная составляющая. «Утвердившееся сегодня в педагогической теории и практике представление о субъекте образования, ограниченное биосоциальными детерминациями (индивид-личность), закреплено крайностями материалистического мировоззрения. Его сопоставление с целостным представлением об окружающем мире подтверждает необходимость еще одной составляющей - духовной, связывающей субъекта с духовным пространством окружающего мира. Именно там - разум, свобода, вера, надежда, любовь, мысль - все то, что поднимает его над материальным» [56, С.232].

Известный специалист в области педагогики В.П. Зинченко считает, что само понятие «образование» «обозначает ценность, цель, средство, деятельность, истину и путь, результат» [75, С.13]. Рассуждая о том, что Бог создал человека по своему образу и подобию, он спрашивает: «Принимает ли на себя образование божественную функцию образования человека, и если да, то по чьему образу, духу и подобию?» [там же, С.13].

В конечном счёте человеческими поступками в большом и малом движет менталитет - исторически традиционные, «корневые» духовно-нравственные ценности и мировоззренческие основания поведения, которые оказывают существенное влияние на формирование характера человека, стиля поведения, устремлений, ценностей и интересов. Мы разделяем уверенность Т.А. Костюковой в том, что «общечеловеческие ценности, значение которых нельзя ни умалять, ни преувеличивать, могут лишь задавать контекст, который, в свою очередь, должен быть наполнен определенным содержанием, вытекающим из диалектики взаимосвязи общечеловеческого и национального в воспитании» [102, С.100-101]. Многие ученые-педагоги поддерживают эту точку зрения, например, М.Е. Кузнецов утверждает: «Ценности культуры постигаются как через общечеловеческие ценности, так и через ценности своего народа, своей нации, своей страны, своей Родины» [104, С.21].

Преодоление подростками наркозависимости в процессе духовно-нравственного диалога

Не вызывает сомнения то, что наркомания не только соматическая болезнь, связанная с телесными страданиями, но и личностное душевно-духовное заболевание, поскольку, как было отмечено ранее, употребление наркотических веществ разрушает волевую, эмоциональную, чувственную, интеллектуальную и нравственную сферы личности наркозависимого подростка, негативно влияет на его мировоззрение, ценностные ориентации, поведение. Именно поэтому так важно при организации помощи подросткам в преодолении наркозависимости наличие элементов духовно-нравственного воспитания. Ю.В. Сенько, ссылаясь на мнение М.М. Бахтина, указывает, что «подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в неё, которому она сама ответно и свободно раскрывает себя» [177, СЛЗО].

Духовно-нравственное воспитание наркозависимых подростков осуществлялось через диалог подростка с другими, с самим собой, с голосом собственной совести. Путем диалога подросток волен сделать выбор образа жизни, за последствия которого он сам несет ответственность. Выбрать трезвый образ жизни - это значит «ощутить высший закон над собой» [186,С66], учиться забывать «себя ... для вслушивания в жизнь» [там же, С.65].

Диалог (греч. - беседа, разговор) - философский термин, используемый в современных теориях коммуникации для обозначения особого уровня коммуникативного процесса, в котором происходит слияние личностей участников коммуникации (Т.П. Лифинцева, 1998, с.244). В своем классическом виде диалог представляет собой свободный обмен мнениями равноправных собеседников, который строится по законам логики и исключает принуждение в восприятии чужого мнения. М.С. Байматова пишет, что педагогический диалог может осуществляться лишь в системе субъективных отношений, обращая внимание на наличие в нем «специфического межсубъективного пространства, в котором пересекаются индивидуальные смыслы и ценности» [20, С.19]. «Диалог ведет не только к познанию Другого, но и к самопознанию, более глубокому пониманию каждым ... "своего", выявленного благодаря взаимодействию с Другим» [177, С.130].

Под педагогическим воздействием мы понимаем «влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных педагогических целей» [169, С.425]. Оно рассматривается «не как трансляция информации, а как активизация и стимуляция процессов осмысленного обучения подростков - фасилитация, то есть как стимуляция и освобождение одновременно, по терминологии гуманистических психологов» [51, С.113]. Духовное начало является первичным в человеке; мы старались возродить его в наркозависимом подростке, дать возможность действовать и господствовать. Может показаться, что духовно-нравственное воспитание основано на массе запретов и отнятии у подростка остатков свободы. На самом же деле происходит актуализация ценности свободы, гармонизация личности, призыв к борьбе за свободу выбора подростком своего жизненного пути, который «осуществляется через соотнесение ценностей» [170, С.101].

Поскольку «духовный путь - это путь внутренней жизни» [186, С.50], нас интересовало в личности наркозависимого подростка всё: его внутренний мир, мнения, ценности, убеждения и взгляды, представления о добре и зле. В организации духовно-нравственного диалога мы ориентировались на «приближение» к подростку, на встречу с ним, участие в нём.

Специфика мировосприятия наркозависимого такова, что он всё делит на приятное и неприятное, при этом приятное подростком приемлется, а неприятное - отвергается. В духовно-нравственном диалоге мотивы удовольствия и неудовольствия отступали на задний план, уступая место новым знаниям, впечатлениям, изменяя эмоциональные реакции подростка. В процессе духовно-нравственных диалогов мы подводили наркозависимого к пониманию, что его прежняя жизнь была неправильной - она основывалась на ложных установках, идеалах, стремлениях. Мы предлагали подростку менять образ жизни коренным образом, осознавая свою духовную пустоту, и уже на новом фундаменте духовно-нравственных ценностей начинать строить здание жизни.

Духовно-нравственный диалог основан на взаимном доверии, педагогическом такте и центрирован на подростке, нацеливая его на поиск причин наркопотребления и смысла жизни. Подросток приобретал совокупность знаний о границах и ценности свободы, о традиционных христианских моральных нормах, о жизни святых как нравственном идеале. «Высота подвига другого человека вселяет ,.. бодрость, мобилизует силы» [186, С.86], «несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизирующую, вдохновляющую роль» [43, С.46]. Ориентируя себя на достижение нравственного (в контексте нашего исследования духовно-религиозного) идеала, подросток приобретал возможность «программировать» последующий полный отказ от употребления наркотических веществ.

Ещё И.Г. Песталоцци утверждал, что природа ребенка - это фундамент, на котором строится все здание. Целесообразность учета индивидуальных природных сил и способностей, которые у всех различны, предполагает индивидуальный подход к организации диалогового общения с наркозависимым подростком и/или родителями. Именно диалогичный, а не монологичный стиль педагогического общения, как показала практика помощи подростку в преодолении наркозависимости, наиболее продуктивен.

Выявлены две закономерности духовно-нравственного диалога. Первая заключается в том, что часть наркозависимых подростков (42%) легко входили в предлагаемые им новые диалоговые отношения, живо воспринимали духовно-нравственную информацию, активно включались в поиск преодоления своей ограниченности. Такую реакцию мы характеризовали как внутреннюю готовность к диалогу. Другая часть подростков во время тех же занятий категорически сопротивлялась самой возможности внутренних изменений, защищая свои индивидуальные представления, идеи, нравы, интересы, что не давало подростку возможности выйти на свободный контакт. Такая реакция свидетельствовала, что подросток стремится остаться в закрытом монологовом состоянии. Таким образом, одна часть подростков ждала самого действия встречи, другая же как будто и не нуждалась в ней.

Вторая закономерность проявилась в наличии тесной связи между готовностью к диалогу и способностью к личностному развитию, нравственному исправлению, самосозиданию. Исследование показало, что подростки, отличавшиеся способностью к взаимодействию в диалоговом режиме, и составили группу успешно преодолевающих наркозависимость.

Диалоговая ситуация требует от иаркозависимого подростка самостоятельной мыслительной активности, ответственного выбора трезвого образа жизни. Духовно-нравственный диалог стал формой развития личностного, индивидуально-неповторимого мышления подростка и его родителей. Абстрактные рассуждения, менторство, морализаторство и декларативная патетика не только неэффективны, но и вызывают протест, циничное презрение и равнодушие подростков.

Критерии, показатели и диагностический инструментарий успешного преодоления подростками наркозависимости

Процесс преодоления подростками наркотической зависимости непростой и длительный, при этом оценка его успешности является одной из самых сложных задач в исследованиях, посвященных рассматриваемой теме. Наркотическая зависимость имеет многоаспектный характер, потому приходится иметь дело не с отдельными характеристиками личности подростка, оценивание которых можно произвести эмпирическим путем, а с целым комплексом проявленных процессов. При оценке успешности реабилитационного процесса трудно определить, что повлияло на подростка: сложности периода абстиненции (боль, разочарование, отчаяние), ухудшение взаимоотношений с близкими, потеря авторитетности сверстников либо влияние и референтность кого-либо.

Лонгитюдные исследования показывают, что нравственное исправление подростка коррелирует с успешным преодолением наркотической зависимости и выражается в приобретении морально положительных качеств личности и духовности: гибкости (конформности) в сочетании с твердостью характера и решимостью, любви к ближним в сочетании с ответственной любовью к себе, целеустремленности в сочетании с доверием к промыслу Божьему, самостоятельности в сочетании с послушанием духовному наставнику. Мы связываем духовиость с религиозностью, которая позволяет подростку адекватно оценивать свое нравственное состояние.

О нравственном исправлении подростка можно делать обоснованные выводы по внешним проявлениям внутреннего духовно-нравственного состояния и по степени осознания им духовно-нравственных причин наркозависимости. Внутренние изменения в наркозависимом подростке проявлялись в поведении, суждениях, взаимоотношениях и психологических показателях. Судить о степени нравственного исправления наркозависимого подростка правомочен только священник, который принимал у него исповедь, имел возможность искренней, полной духовности, беседы с подростком.

Нами установлено, что процесс преодоления подростком наркотической зависимости будет успешным только тогда, когда будут созданы условия для экзистенциального и духовного самоопределения личности. Оно предполагает личное желание, внутренние усилия и субъективную ответственность наркозависимого подростка за решение проблем своего личного бытия: смысла жизни, ценностей и цели жизни. Длительные наблюдения выявили способ определения того, насколько наркозависимый подросток устремлен к нравственному исправлению: чем больше он недоволен собой и доволен окружающими, тем выше степень духовно-нравственного осознания и стремления к нравственному исправлению. И наоборот, чем больше он доволен собой и недоволен окружающими, тем меньше подросток устремлен к нравственному исправлению.

Нами была предпринята попытка адаптировать различные критериальные системы к условиям нашего исследования. Так, при определении критериев и разработке показателей успешного преодоления наркозависимости у подростков мы опирались на исследования Ходыревой А.В., которая детально изучила и проанализировала критерии и показатели оценки духовно-нравственной воспитанности [201, С. 72-73]. Нам близка обеспокоенность автора тем, что в советской педагогике произошло «смешение двух принципиально разных понятий - мораль и нравственность», а также обозначение важности «выявления не любых характеристик человека, а наиболее существенных, собственно человеческих». Однако нам представляется сомнительным утверждение, что этим человеческом в человеке являются только названные автором «ответственность, стремление к осознанию поступков, смысла своей жизни, потребность в творчестве и самоизменении, способность к самовыражению, ценностное отношение к человеку, к объектам проектирования». На наш взгляд, этим человеческим более всего является динамика личностного роста подростка: каким был «вчера», каков «сегодня», какова направленность на «завтра», что отмечено А.В. Ходыревой в ссылке на позицию Н.Е. Щурковой.

Поскольку результативность организации духовно-нравственных диалогов связана со степенью готовности подростка к духовно-нравственному образу жизни, то и критериальная система оценивания успешного преодоления подростком наркозависимости должна опираться на признаки успешности нравственного исправления. К ним мы отнесли: определённость, осознанность, действенность, устойчивость. Так, определённость выражается в фиксации направленности духовных интересов наркозависимых подростков на традиционную православно-христианскую духовность. Осознанность выбора нравственного образа жизни заключается в понимании мотивов этого выбора, в оценке своего духовно-нравственного состояния. Действенность предполагает наличие у подростка установки на необходимость совершения целенаправленных действий, которые приведут к выбору в пользу нравственности. Устойчивость проявляется в относительной стабильности нравственного состояния наркозависимых подростков независимо от ситуативных условий и характеризуется единством духовно-нравственных намерений, интересов, мотивов, притязаний. При более детальном рассмотрении сути указанных признаков в центре внимания нашего исследования находилась личность подростка с психическими процессами (познавательными, эмоциональными, волевыми), качествами (направленность, характер) и образовательным компонентом.

Суммируя вышесказанное, правомерно сделать вывод о том, что преодоление наркотической зависимости подростками на основе духовно-нравственных диалогов - явление многомерное. Поэтому разработана комплексная система критериев успешности анализируемого феномена, содержащая когнитивный, социальный, эмоционально-волевой, личностный и духовный критерии.