Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовное воспитание детей в русской народной педагогике Тарасова Светлана Ивановна

Духовное воспитание детей в русской народной педагогике
<
Духовное воспитание детей в русской народной педагогике Духовное воспитание детей в русской народной педагогике Духовное воспитание детей в русской народной педагогике Духовное воспитание детей в русской народной педагогике Духовное воспитание детей в русской народной педагогике Духовное воспитание детей в русской народной педагогике Духовное воспитание детей в русской народной педагогике Духовное воспитание детей в русской народной педагогике Духовное воспитание детей в русской народной педагогике
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Тарасова Светлана Ивановна. Духовное воспитание детей в русской народной педагогике : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Белгород, 2003 241 c. РГБ ОД, 61:03-13/1675-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Научно-теоретические основы духовного воспитания в русской народной педагогике

1.1. Духовное воспитание как педагогический феномен 14

1.2. Истоки духовного воспитания и духовных качеств русского народа 32

1.3. Сущность духовного воспитания в русской народной педагогике 55

Выводы по 1 главе 70

ГЛАВА 2. Содержание и методы духовного воспитания в народной педагогике (на материале Белгородской области)

2.1. Педагогические традиции как основа содержания духовного воспитания русского народа 72

2.2. Методы и формы духовного воспитания в русской народной педагогике 100

2.3. Использование народных традиций в учебно-воспитательном процессе современной школы Белгородской области 120

Выводы по 2 главе 142

Заключение 144

Библиографический список 150

Приложения 170

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена рядом факторов.

Во-первых, кардинальные перемены в политике, экономике, культуре, межнациональных отношениях, религии в конце XX — начале XXI вв. породили глубокие противоречия в обществе, которые привели к духовному кризису (спад интереса к труду, учебе, потребительское настроение среди подрастающего поколения, рост детской преступности, сокращение выпуска отечественной детской литературы и произведений искусства). Подтверждением этого могут служить цифры и факты, приведенные в "Независимом докладе Российского детского фонда о положении детей и реализации Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации" Председателем Российского детского фонда А.А. Лихановым (85, 60-62). Сложившаяся тенденция отхода молодого поколения от культуры, в том числе и от языка своего народа, от его традиционного образа жизни, привела к неустойчивости и потере духовных ценностей, утрате сформированных веками нравственно-этических понятий. Поэтому в Национальной доктрине образования в Российской Федерации одна из актуальных задач определена как преодоление духовного кризиса (105, 14), возвращение духовных основ в жизнь российского общества на всех его уровнях.

Во-вторых, будущее нашего Отечества зависит от духовного потенциала молодежи, от доброты, честности, справедливости, стремления к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к Родине каждого молодого человека. Осознавая эту истину, современная практика воспитания все чаще обращается к средоточию духовной жизни народа — наследию русской народной педагогики.

В-третьих, актуальность исследования обусловлена требованиями логики процесса развития самой педагогической науки. Современный этап этого процесса характеризуется активным развитием новой отрасли педагогического знания — этнопедагогики и формированием системы этнопедагогических зна-

ний. Эта система включает в себя ряд иерархически взаимосвязанных наук (97, 64-65), среди которых академик РАО Г.Н. Волков выделяет историческую, теоретическую, практическую этнопедагогики (33, 98).

Историография научных исследований по проблемам народной педагогики свидетельствует, что изучение опыта народного воспитания на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего. В.Г. Белинский, П.П. Блонский, В.И. Водовозов, Я.А. Комен-ский, И.Г. Песталоцци, Е.А. Покровский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский заложили всемирно известную культурную традицию уважения к народной педагогике, обогатили педагогическое мышление и педагогическую деятельность опытом осмысления и реализации возможностей народной педагогики. Эта традиция нашла продолжение в работах советских педагогов Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

Одним из первых к специальному научному исследованию проблем народной педагогики обратился известный профессор антропологии и этнографии Иркутского государственного университета Г.С. Виноградов (29), описавший сущность явления "народная педагогика". Обращение к опыту народного воспитания имеет важное место в системе педагогической науки благодаря исследованиям Г.Н. Волкова, Я.И. Ханбикова, А.Ф. Хинтибидзе и других ученых.

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, создающий теоретические предпосылки для дальнейшего исследования опыта воспитания в русской народной педагогике. Анализ исследований показал, что опыт народной педагогики изучался в нравственном (Е.В. Белоусова, Ю.З. Кутлугильдина, Г.Д. Сундуй, С.Н. Шакарян), патриотическом (Ж.Г. Коидзе), трудовом (У.Ш. Артангулов, Т.А. Крючкова, З.Г. Расулов) и других аспектах воспитания у разных народов: адыгского (А.И. Шоров); азербайджанского (A.M. Гасанов, А.Ш. Гашимов); армянского (В.А. Арутюнян), башкирского (А.Г. Абсалямова, С.А. Мухамедьямов); белорусского (А.П. Орлова); бурятского (Д.М. Бурхинов); грузинского (А.Ф. Хинтибидзе); дагестанского (Ш.А. Мирзоев); русского

(Б.А. Александров, В.А. Алексеев, З.П. Васильцова); татарского (З.Г. Ничматов, Я.И. Ханбиков); украинского (Т.И. Люрина, Н.И. Стельмахович, Е.И. Сявавко); чувашского (Г.Н. Волков, К.П. Овчинникова, И.В. Павлов); чеченского (Ш.М.-Х. Арсалиев); якутского (В.Ф. Афанасьев, А.Л. Бугаева) и других народов.

Вместе с тем, среди такого рода исследований не получили должного рассмотрения вопросы духовного воспитания в русской народной педагогике. Изучение научной литературы и практики школьного образования позволило выявить существующее сегодня противоречие между потребностью в современном осмыслении, организации процесса духовного воспитания, использовании опыта русской народной педагогики в целях духовной ориентации подрастающего поколения и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической науке.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: духовное воспитание подрастающего поколения в русской народной педагогике.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Данное исследование выполнено в русле этнопедагогики и направлено на развитие представления о духовном воспитании в русской народной педагогике, на определение его сущности и раскрытие содержания, характеристику методов и форм духовного воспитания, обобщение и систематизацию педагогического опыта использования народных традиций в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Основополагающими понятиями и терминами, отправными в настоящем исследования, являются "русский народ", "народная педагогика", "духовное воспитание". При толковании понятия "русский народ " мы опирались на положения и трактовки этого понятия B.C. Болбасом, В.А. Николаевым, И.И. Шангиной (21, 44; 106, 7; 203, 5). Под этим термином мы понимаем русское крестьянство, которое в наименьшей степени было подвержено различного

рода изменениям и к середине XIX века составляло большую часть населения страны. Аргументом могут служить статистические данные того времени, которые свидетельствуют о том, что на исторической территории (например, Белгородской области) "ко времени отмены крепостного права, по данным последней 10-й ревизии за 1858 г., крестьянское сословие насчитывало 809 679 человек — 84,3% общей численности населения" (160, 28). Аналогичные факты можно привести и по другим регионам России (135, 40-41). Крестьянская среда, ввиду патриархальной жизни, устойчивых нравов, консервативности взглядов, ограниченности социальных контактов, во многом сохранила исконно русские традиции, в том числе народного воспитания. Исходя из этого, русское крестьянство мы считаем хранителем и носителем традиционной культуры и духовности русского народа.

Данное обстоятельство позволяет рассматривать народную педагогику как исторически сложившуюся совокупность педагогических взглядов, идей, эмпирических знаний, присущих русскому крестьянству и сохранившуюся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил поведения и воспитания, обычаях, традициях. Одним из ее аспектов является духовное воспитание, которое в русской народной педагогике нами предполагается рассматривать как целостный педагогический процесс.

Объект исследования: русская народная педагогика, опыт воспитания народа, отраженный в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, традициях.

Предмет исследования: процесс духовного воспитания детей в русской народной педагогике.

В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования нами были выдвинуты следующие исследовательские задачи.

1.Раскрыть истоки, сущность и содержание духовного воспитания в русской народной педагогике.

2,Определить место традиций русского народа в содержании духовного воспитания.

3.Охарактеризовать традиционные народные методы и формы духовного воспитания.

4.Обобщить и систематизировать педагогический опыт использования народных традиций в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Хронологические рамки исследования охватывают 1-й период со 2-й половины XIX в. — по 1917 г. Выбор обусловлен тем, что в данный период Россия была развитым государством с развитой промышленностью, высоким научным и культурным потенциалом, в то же время она оставалась традиционно аграрной страной. Русское крестьянство составляло подавляющую часть населения (106, 7), и "к середине XIX в. практически сохранилось в своем первозданном виде" (23, 74), поэтому и народная педагогика понимается нами как педагогика русского крестьянства. Основные этнографические работы, исследовавшие быт и жизнь русских крестьян, их традиции, обряды, поведение, нравы, появились во второй половине XIX в. Ограничение периода 1917 годом объясняется тем, что в результате совершившейся в это время Октябрьской революции в стране произошли исторические — политические, социально-экономические — преобразования, что послужило началом нового этапа развития России.

Выбор 2-го периода (1990-е гг. — 2002 г.) обусловлен возросшим интересом к познанию педагогического опыта русского народа, воспитательных традиций в практике учебно-воспитательного процесса современной школы, началом перехода от эпизодического использования этнического материала в воспитании к созданию целостных учебно-воспитательных систем, базирующихся на народных традициях.

Методологическую базу исследования составляют общефилософские принципы историзма, всесторонности, конкретности исследования; важнейшие философские положения о диалектике общего, особенного и единичного, о все-

общей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов
& окружающей действительности; культурологический подход, позволяющий

рассматривать народную педагогику как неотъемлемую часть культуры определенной эпохи и определенного общества; системный подход, в свете которого духовное воспитание в русской народной педагогике нами рассматривается как целостный педагогический процесс, и выделяются его структурные компоненты; этнопедагогический подход, в соответствии с которым человек, ребенок живет в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу.

Теоретическую базу диссертации составили исследования отечественных ученых, в которых раскрываются плодотворные идеи и фундаментальные принципы по проблемам:

— духовного воспитания ученых-философов (Н.А. Бердяев,
В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, В.М. Кларин, Р.Л. Лившиц другие) и педагогов

(Е.П. Белозерцев, Э.Ф. Володин, СИ. Гессен, А.И. Еремкин, А.А. Корзинкин,

Б.Т. Лихачев, В.М. Меньшиков, М.М. Мукамбаева, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова, В.Ю. Троицкий, В.Д. Шадриков, Н.Е. Щуркова и другие);

— этнической и педагогической антропологии (К.Д. Ушинский,
Л.И. Божович и другие);

— системного подхода в воспитании (Ю.К. Бабанский, Т.И. Ильина,
Ю.П. Сокольников и другие);

народной педагогики (Ш.М.-Х. Арсалиев, В.Ф. Афанасьев, З.П. Васильцова, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, В.А. Маслова, Ш.А. Мирзоев, В.А. Николаев, М.И. Стельмахович и другие);

этнографии (В.И. Белов, М.М. Громыко, Д.К. Зеленин, А.А. Коринфский, СВ. Максимов, В.Я. Пропп, И.П. Сахаров, В.К. Соколова, А.В. Терещенко, Г.Н. Чагин и другие) и фольклористике (В. Аникин, А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, В.И. Даль и другие);

— истории (М.А. Барг, Н.М. Гальковский, В.Н. Демин, П.Н. Милюков, В.А. Руднев, Б.А. Рыбаков, СМ. Соловьев, С.А. Токарев и др.).

Приращение объема этнопедагогической информации в процессе исследования достигалось за счет многообразия этнопедагогических источников. В диссертации использованы опубликованные данные исторических, этнографических, этнопедагогических исследований; теоретические работы и сборники русского фольклора; архивные материалы, отражающие жизнь и быт русского народа; сведения, полученные в ходе опроса старожилов; материалы, собранные во время этнографических экспедиций по Белгородской области; педагогический опыт учителей и воспитателей школ Белгородской области.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использована совокупность взаимодополняющих методов: методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, логический, сравнительно-исторический); структурно-функциональный метод, системный метод; методы изучения и обобщения передового опыта (наблюдение, анализ продуктов деятельности); методы обобщения и систематизации полученных результатов.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.

  1. 1996-1998 гг. — была сформулирована эмпирическая база исследования, проводился анализ педагогической, философской, этнопедагогической литературы, рассматривалась степень изученности темы, были определены цель, задачи и методы исследования.

  2. 1998-2000 гг. — осуществлялось изучение процесса духовного воспитания в русской народной педагогике, анализировался собранный материал, формировалась основная часть текста.

  3. 2001-2002 гг. — обобщались и систематизировались результаты исследования, формировались основные теоретические выводы, завершалось литературное оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

Истоками духовного воспитания в русской народной педагогике являются отношение человека к природе, дохристианские представления славян, православно-христианские воззрения, уклад семейной жизни.

Сущность духовного воспитания в русской народной педагогике заключается в формировании и развитии у ребенка качеств (трудолюбия, религиозности, добротолюбия, чести, любви к Родине, преданности семейному очагу), которые проявляются в системе ценностных отношений (к людям, самому себе, труду, Родине, Богу, окружающей действительности) и выражаются в действиях, суждениях, оценках и самооценках.

Содержание духовного воспитания в русской народной педагогике формировалось на основе воспитательного опыта народных масс, их житейской философии, а также вековых представлений, идеалов, традиций в области воспитания. Ядро содержания духовного воспитания образует система традиций: религиозных (материнская молитва, крещение, приучение к молитве, исповедь и первое причастие, посещение церкви, хождение на богомолье, участие детей в религиозной обрядовой жизни деревни и др.); трудовых (игра "в труд", поощрение желания ребенка трудиться, приобщение детей к трудовым функциям, уважительное отношение, любовь к крестьянскому труду, "помочи"); праздничных (колядование — славление, ряженье, гаданье, посеванье, катание яиц, гуляния (качели, хороводы, игры), трапеза, обход домов церковным причтом и

ДР-)

Методы духовного воспитания вытекают из народных традиций и обра
зуют стройную систему, включающую методы воспитания: словом (назидание,
благопожелание, убеждение, принуждение, порицание, упрек, запрет); общест
венным мнением (одобрение, поощрение, благословение, намек, осуждение,
внушение чувства страха, наказание); трудом (показ, разъяснение, объяснение,
упражнение, включение в деятельность); религией (церковное богослужение,

молитва, исповедь, пост, личный пример). Формы духовного воспитания основаны на двух видах деятельности — индивидуальной и групповой.

Использование традиций в школах Белгородской области осуществляет
ся по следующим направлениям: корректировка учебных программ, введение в
вариативную часть базисного плана соответствующих предметов, факультати
вов и разработка программ воспитания школьников, основанных на народных
традициях.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Выявлены истоки духовного воспитания в русской народной педагогике: отношение человека к природе, дохристианские представления славян, православно-христианские воззрения, уклад семейной жизни русского человека.

Определена сущность и откорректировано рабочее определение духовного воспитания в русской народной педагогике.

Определено содержание и представлена новая классификация и характеристика традиций как стержня содержания духовного воспитания, к которым отнесены религиозные, трудовые, праздничные традиции и дана их педагогическая характеристика.

Охарактеризованы методы и формы духовного воспитания.

Обобщен и систематизирован опыт по использованию народных традиций в учебно-воспитательном процессе современной школы Белгородской области.

Практическая значимость исследования заключается в том, что факты, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть использованы при чтении лекций для студентов вузов по курсам "История образования и педагогической мысли", "Педагогика межнационального общения", "Этнопедагогика"; могут стать основой педагогического курса по выбору; также могут использоваться в учебно-воспитательном процессе учителями и родителями учащихся при организации практической работы по духовному воспитанию.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, опирающихся на культурологический, системный, этнопедагогический подходы; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету и задачам исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики (апрель, май 2002 г.) Белгородского государственного университета, на конференциях по итогам научной работы в том же университете (2001-2002 гг.). Материалы исследования докладывались и получили одобрение: на Международных научно-практических конференциях (Белгород, 1998 г.; Брянск, Казань, Москва, 2001 г.), на Международной интернет-конференции молодых ученых (Самара, 2002), на Всероссийских научно-практических конференциях (Белгород, Москва, 2000 г.; Белгород, Курск, Москва, 2001 г.), на региональной научно-практической конференции (Белгород, 2000 г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось путем их публикации в печати. Всего по теме исследования опубликовано 18 научных работ. Материалы исследования являются основой педагогического курса по выбору "Духовное воспитание в русской народной педагогике", используются при чтении лекций для студентов дневного и заочного отделений по специальности "Дошкольная педагогика и психология" педагогического факультета БелГУ по курсу "Этнопедагогика", а также — в процессе проведения занятий с классными руководителями в Институте повышения квалификации и переподготовки специалистов БелГУ.

Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографического списка, приложений.

Во введении обоснованы актуальность, проблема и выбор темы исследования; определены объект, предмет, цель, задачи, методология и методы иссле-

дования; сформулированы научная новизна, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Научно-теоретические основы духовного воспитания в русской народной педагогике" определены и охарактеризованы истоки духовного воспитания в русской народной педагогике, выявлены сущность, особенности и структура духовного воспитания.

Во второй главе "Содержание и методы духовного воспитания в народной педагогике (на материале Белгородской области)" дана классификация и охарактеризованы традиции русского крестьянства; выявлены и проанализированы созданные народом традиционные методы и формы духовного воспитания; обобщен и систематизирован педагогический опыт по использованию традиций русского народа в учебно-воспитательном процессе школ Белгородской области.

В заключении подведены итоги исследования, представлены обобщенные выводы и сформулированы перспективные задачи дальнейших исследований изучаемой проблемы.

В библиографический список включены 264 наименования научных трудов и исследований, в т.ч. и архивных материалов.

В 12-ти приложениях диссертации помещены материалы по использованию народных традиций в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ Белгородской области, не вошедшие в основной текст.

Духовное воспитание как педагогический феномен

Будущее нашего Отечества зависит от духовного потенциала молодежи, от ее доброты, честности, справедливости, стремления к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к Родине. Поэтому возвращение духовных основ в жизнь российского общества является актуальной задачей на всех его уровнях. Главным, на наш взгляд, при решении этой задачи является обращение к средоточию духовной жизни народа — наследию русской народной педагогики.

Народная педагогика — это исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившаяся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил поведения и воспитания, обычаях, традициях, детских играх и игрушках (70, 107); это естественное явление, неотъемлемая часть жизни народа, представляющая собой "педагогическое бытие" народа как единство его педагогического сознания и его повседневной воспитательной практики, "народного воспитания". Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, народная педагогика сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитательных традициях разных народов. Источниками изучения народной педагогики являются народный фольклор, этнографические и антропологические материалы, археологические находки, мемуарная литература и др. Нормативные требования народной педагогики преимущественно извлекаются из устного народного творчества (традиционная, народная, фольклорная педагогика). Представленная в фольклорных текстах и обрядности, народная педагогика в совокупности составляет целостную воспитательную концепцию (38, 6).

На современном этапе в науке наблюдается отсутствие единства в толковании понятия "народная педагогика", которое понимается как: совокупность педагогических взглядов, идей, эмпирических знаний, накопленных народом; многовековой воспитательный опыт народа или народно-воспитательная практика; синтез народно-педагогической мысли, эмпирических народно-педагогических знаний и воспитательной народной практики; наука о народном воспитании. Эта неоднозначность в толковании народной педагогики свидетельствует о развитии науки и, по мнению B.C. Болбаса, на современном этапе изучения этнопедагогики вполне допустима (21, 43). Но в пределах конкретной научной работы нельзя допускать многозначности термина (75, 48). В связи с этим, а также принимая во внимание особенности накопленной народом педагогической мудрости (возникла и развивалась на основе размышления, осмысления и обобщения поступков отдельных людей; включает в себя вековые обычаи и требования к воспитанию детей; предполагает передачу эмпирических знаний, умений, навыков, социального опыта, норм поведения, традиций), разделяя точку зрения Г.Н. Волкова, считаем возможным представить народную педагогику как исторически сложившуюся совокупность воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение в виде определенных требований к воспитанию молодежи.

При строгом научном подходе к использованию термина "народная педагогика" отмечается следующая особенность: нередко значение термина географически и исторически сужает исследование опыта воспитания рамками самых крупных и позднейших этнических образований, чем допускается игнорирование изучения более мелких и ранних этнических общностей (рода, племени, народности). Поэтому представляется вполне правомерным научно обоснованное строгое разграничение Г.Н. Волковым (33, 37, 38, 39) и Т.Н. Петровой (122) понятий "народная педагогика" и "этнопедагогика".

Понятие "этнопедагогика" Г.Н. Волков трактует как науку об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально- этнических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Как подчеркивает Г.Н. Волков, этнопедагогика: выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию нового человека; делает достоянием педагогов опыт трудящихся многих народов и стран, содействуя превращению эмпирики в коллективный эксперимент, в коллективную мысль, в науку (сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделить наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики).

Народную педагогику ученый понимает как совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, сведений, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме, как продукт исторического и социального опыта народных масс, сохранившийся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и т.п. (37, 11-12).

На первый взгляд эти понятия выступают как идентичные. Но при более детальном изучении мы можем найти следующие отличия.

Этнопедагогика — "наука о народной педагогике, своеобразии целей, содержания, процесса воспитания и развития личности, как гибридная наука связана с антропологией, этнологией, культурой, социологией, психологией, этнопсихологией, фольклористикой" (38, 6). Примером связи этнопедагогики с антропологией является этнопедагогическая антропология как наука о воспитании человека, о его целостном формировании как представителя своего этноса, носителя его духовных ценностей. Существует система этнопедагогических знаний. Она включает в себя ряд иерархически взаимосвязанных наук, в рамках которых проводятся этнопедагогические исследования (97, 64-65).

Понятие "этнопедагогика" шире, чем понятие "народная педагогика". Этнопедагогика, как отрасль педагогической науки, занимается не только исследованием своеобразия целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для конкретных народов (чем занимается народная педагогика), но и

— сравнительным изучением специфики обучения и воспитания, существующей у различных народов;

— анализом влияния национальной психологии на обучение и воспитание представителей тех или иных этнических общностей;

— учетом закономерностей этого процесса в организации и осуществлении педагогического и обучающего воздействия (214, 307).

Таким образом, понятия "этнопедагогика" и "народная педагогика" в контексте нашей работы находятся в соотношении как общее и частное.

Народную педагогику как явление педагогической действительности определяют идеи, которые служат исходным моментом систематизации знаний. Идея как отражение сущности дает целостное представление об объекте (в нашем случае — о народной педагогике). Идея абстрактна, но в ходе ее развития выводятся эмпирические знания. Вычленение ведущих идей науки освобождает от необходимости познавать все частные явления конкретной области. По мнению В.А. Сластенина, можно ограничиться некоторыми из них, но при условии изучения не отдельных особенностей, а той сущности, проявлением которой они являются (148, 71).

Истоки духовного воспитания и духовных качеств русского народа

Человек жил среди природы и постоянно общался с ней с самого рождения. Вся жизнь человека была тесным образом связана с природой и выстраивалась в соответствии с природными ритмами. При этом всегда существовало два аспекта в отношении человека к окружающей природе: польза и красота.

Первый аспект в отношении человека к природе проявлялся в том, что природа кормила, поила, одевала человека. Большая часть населения нашей страны постоянно находилась в прямом контакте с природой. Это связано с тем, что Россия была в основном аграрной страной. Человек прилагал свой труд в хозяйстве, которое максимально зависело от местных ландшафтных особенностей, климата, сезонных смен и повседневных перемен погоды. Благополучие собственное и всей семьи зависело от умения человека внимательно присмотреться к природно-хозяиственным условиям, заметить и учесть конкретные связи явлений, открывающиеся при многократном повторении.

"Однообразие природных форм исключало ... привязанности, вело народ к однообразным занятиям; однообразность занятий производило однообразие в обычаях, нравах, верованиях; одинаковость обычаев, нравов и верований исключало враждебные столкновения, одинаковые потребности указывали одинаковые средства к их удовлетворению..." (158, 56). Этим объясняется миролюбивый характер русского народа, высокое трудолюбие. Хлеб можно было добыть только путем постоянного и упорного труда. Природа, скупая на свои дары, требовала от человека напряжения не только физических, но и умственных сил, настойчивости и достижения цели, что способствовало формированию волевых качеств, изобретательности, активности.

Жилище, интерьер, предметы быта, орудия труда, одежда, костюм, праздничные ритмы орнаментального и музыкального искусства — все рождалось из природы — источника гармонии, меры и красоты. Взаимодействие природного и народного реализовывалось и в образе жизни: чередование будней и праздников, которые ритмически следовали один за другим с происходящими изменениями в природе подобно тому, как весна следует за зимой, а лето венчает осень. В русских семьях издавна существовали оптимальные взаимоотношения с природой. Несмотря на обширные территории и огромные природные ресурсы, постоянно ощущался их дефицит из-за сложившейся диспропорции в плотности населения. Почти полная зависимость от природы не оставляла перед населением выбора. Исследователи (80, 249) отмечают, что в перенаселенных районах России крестьянская семья могла существовать только при условии соблюдения принципов рационального природопользования и охраны окружающей среды. Например, лес использовался для строительства (ГАКО. — Ф.401. Оп.29. — Д.8.); дрова (малоценные породы — черемуха, ольха, валежник) — для обогрева изб. Вместе с тем, при вырубке леса сохранялся подрост, шло быстрое лесовозобновление. Внутри общины осуществлялся строгий контроль над использованием леса (ГАКО. — Ф.398. Оп.5. — Д.1., Оп.16. — ДА). Запрещалось рубить деревья возле рек, ручьев и других водоемов. Сенокос велся на неудобных местах — в лесу, на склонах, в низинах. (ГАБО. — Ф.76. — Оп.1. — Д.20., Ф.76. — Оп.1. — Д.22.; ГАКО. — Ф.398. Оп.1. —Д.1., Оп.13. —Д.З.).

Жизнь в гармонии с природой способствовала укреплению здоровья, благотворно влияла на умственное развитие подрастающего поколения. На лоне природы ребенок имел возможность подолгу наблюдать одно и то же явление. В результате этого в нем воспитывались сосредоточенность и глубина мысли, он усваивал знания об изменениях, происходящих в окружающей природе. Детей учили наблюдать за растениями, которые ежегодно в одно и то же время начинали новую стадию развития, перед изменениями погоды выделяли сок, нектар, меняли позицию листья, лепестки и т.п. На основе таких наблюдений в народе были сформулированы краткие изречения: "С березы обильный сок — на дождливое лето", "Летом на деревьях желтый лист — ранняя осень", "Поздний гриб — поздняя зима" и др. Из поколения в поколение передавались народные приметы, предсказывающие погоду: "Туман сядет на землю —- к ведру (ясной погоде), поднимется вверх — к дождю", "Солнце садится в тучу завтра дождь" и др. Таким образом, природа обогащала детский ум важными знаниями и интересными сведениями и благодаря этому способствовала более широкому и всестороннему росту интеллектуальных сил детей.

Второй аспект в отношении человека к природе — красота — всегда влияла на душу человека, порождая в ней удивление, преклонение и восторг. При созерцании ее в душе человека возникали самые возвышенные, чистые, светлые чувства, высокие помыслы. Все разнообразие природы, ее красота служили в народной педагогике "пособием для наглядного обучения нравственности" (2, 163). На важность такого источника, как природа, указывал К.Д. Ушинский, который считал, что природа — "один из могущественных агентов в воспитании человека..." (181, 328).

Используя накопленное народом знание, В.А. Сухомлинский в своих трудах отмечал: "Красота — это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева перед горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника — увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту" (166,222).

Красота русской природы, а также наблюдения за природными явлениями, жизнью животных и растений формировали у человека чувство прекрасного, чуткое отношение ко всему живому. Это помогало осмысливать великое право всего живого на жизнь. Поэтому для народной педагогики было естественным абсолютное неприятие негативных действий по отношению к природе: будь то сорванный цветок, посаженная в клетку птичка или животное. Умение любоваться и наслаждаться их красотой формировалось с детства. Это выражалось, к примеру, в культе божьей коровки, водных источников, священных рощ, в ловле только крупной рыбы.

Природа — это не только среда обитания, но и двор отцовского дома, родная сторона, Родина. Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве одного человека могла быть речка, зеленый косогор с березами и тропинкой. У другого — это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей. Природа Родины имеет огромную власть над человеком. Близкие сердцу картины родной земли связаны у человека с самыми первыми радостями узнавания жизни, с ощущением жизни как таковой, с неосознанной еще благодарностью за эту жизнь. Они имеют "такое громадное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога" (К.Д. Ушинский).

Итак, природа, как исток духовного воспитания, определяла традиционный образ жизни человека, и оказывала воспитательное воздействие на формирование человека. Природа формировала у русского человека такие качества, как миролюбие, трудолюбие, воздержанность, уверенность, терпеливость, способность переносить различные тяготы, склонность к более полезному, чем к приятному, доверчивость, добродушие, простосердечие, гостеприимство, бескорыстие, скромность, свободолюбие. Посредством ее у человека воспитывались бережное отношение ко всему живому, окружающему миру; любовь к Родине, чувство прекрасного; формировалось чувство рачительного хозяина, заботящегося о земле-кормилице и использующего в хозяйстве фенологические знания и наблюдения.

Педагогические традиции как основа содержания духовного воспитания русского народа

Содержание воспитания в народной педагогике, как было отмечено в разделе 1.З., включает воспитательный опыт народа, его педагогические воззрения, взгляды, идеи, традиции в области воспитания. В диссертации мы подробно останавливаемся на традициях, которые, с нашей точки зрения, содержат в себе все составляющие содержания и поэтому выступают в нашем исследовании ядром содержания духовного воспитания в русской народной педагогике.

В основу II главы исследования взята историческая территория Белгородской области — территория 7 дореволюционных уездов, входивших в Курскую губернию (Белгородский, Грайворонский, Корочанский, Новооскольский, Ста-рооскольский) и в Воронежскую губернию (Бирючанский, Валуйский). Основной массив народной культуры, осевшей на территории области, первоначально формировался в разных местах России, а уже потом был "пересажен" на историческую территорию Белгородской области. В этой связи здесь в силу гео-исторических и экономических причин образовался неповторимый культурно-национальный комплекс, характеризующийся особым южнорусским укладом народной жизни; упорядоченностью пространства (обустройство его всеми доступными русскому человеку видами строений); традиционным представлением о мире: земле, небе, человеке.

На географическом пространстве области народная культура приобрела то своеобразие, которое сформировалось на основе исторических событий последних 400 лет. Началом этих событий считается момент формирования Бел- городской "Засечной линии", защищавшей новое государство, а завершением — образование России.

Особенность "залегания" и формирования культур, попавших на территорию "Засечной линии", характеризуется наличием: 1) культуры степняков и проживавших здесь народностей в V-XI вв; 2) остатков культуры Киевской Руси; 3) завезенной вместе с переселенцами в XVI-XVII вв. культуры, образовавшей в результате диалогового взаимодействия русской, украинской, белорусской, польской, литовской способу взаимодействия (точнее приспособления) с окружающей средой: климатическими условиями, местным ландшафтом; 4) сложившегося синтеза "новых" и "старых" культур (68, 63-64).

Особенности культурно-национального комплекса, а также широкий охват видов народной культуры, сохранившихся на территории области, открывает возможности изучения и систематизации традиций духовного воспитания, сформировавшихся на исторической территории Белгородской области. Поэтому содержание духовного воспитания рассматривается через народные традиции исторической территории Белгородской области. С целью наиболее полного раскрытия содержания духовного воспитания в русской народной педагогике через традиции, необходимо последние распределить по группам, т.е. классифицировать, а затем охарактеризовать каждую группу.

В научной литературе существует различные классификации традиций. Изучая домашнюю жизнь и нравы русского народа XVI-XVII вв., Н.И. Костомаров выделяет следующие русские традиции: государственные, городские и сельские, семейные (76, 231). В XIX веке профессор Д.К. Зеленин попытался дать классификацию славянским традициям, разделив их на территориальные, национальные, семейные (57, 89).

Современные исследователи традиции классифицируют по различным основаниям. В.И. Новиков подразделяет традиции на политические, философские, религиозные, нравственные, на традиции литературы и искусства (108, 10). Е.В. Белоусова по социальной значимости выделяет общественные (политические, религиозные, экономические); частносоциальные (народные — национальные, семейные, коллективные); государственные (патриотические, трудовые, боевые) (16, 33).

Духовное воспитание ребенка начиналось задолго до его появления на свет. Для женщины, "находящейся в тягости", главной была забота о будущем малыше. Внимательное отношение к своему состоянию, выполнение определенных несложных правил поведения будущею матерью было направлено на обеспечение легких родов, рождение красивого, физически и психически здорового малыша с хорошим характером, обладающего многими способностями и талантами. Из рассказа крестьянки К.А. Тепляковой (с. Шелаево Валуйского района): "Считалось, что женщине во время беременности полезно смотреть и любоваться на маленьких здоровешеньких ребятенков. И часто взглядывать на мужа, чтобы ребятенок был на него похож и в него хорош и пригож. А коли мужа долго нет, то смотреть на себя в зеркало. Раньше-то думали и так говорили: коли эта женщина будет обращать внимание только на одно хорошее и красивое, то это ей поспособствует появлению правильного ребенка — пригожего и здоровенького" (212, 25). Женщина в период вынашивания младенца должна была часто молиться Богу и святым угодникам. Христианская молитва, считалось, могла защитить ее будущего ребенка от всех несчастий. Итак, первой религиозной традицией духовного воспитания была материнская молитва о благополучии и здравии ребенка.

С появлением новорожденного в семье главным событием считалась традиция крещения ребенка в православной церкви. В крестьянском представлении ребенка полагалось крестить в день рождения. По рассказам крестьянки У.П. Корягиной (с. Беленихино Белгородского района), ребенка, родившегося ночью, утром уже несли крестить. "На некрещенного сглаз и напуск легче находит, вот и старались скорей покрестить. Крестили, пока младенец впервой материну грудь не сосал, некормленный был, так считалось сподобней для него".

Чаще всего по каким-либо причинам ребенка не крестили в первый день его жизни. В этом случае до крестин, по рассказам крестьянки В.Ф. Булгаковой (с. Подольхи Прохоровского района), "чтобы не опризорили (не сглазили) родившегося младенца, мать шесть недель оберегала его от чужого глаза, не подпускала к нему никого, кроме ближних родных. А то придет, какой гость, глянет на дитя и начнет выхваливать, а потом он не спит, всю ночь кричит, мает-ся .

Православные люди верили в то, что крещение снимет с ребенка первородный грех, сделает его невинным перед Богом, поставит под защиту и покровительство Иисуса Христа. Крещение считалось крестьянами необходимым и для преобразования ребенка — пришельца из "иного мира" — в дитя "нашего", земного мира. Ребенок получал имя, которое выбиралось священником по святцам (церковному календарю дней памяти православных святых) или давалось родителями. Из рассказа крестьянки П.А. Пыриной (с. Песчанка Староос-кольского района): "Давали имя на крестины. Брали имя того святого, в какой день родился или поблизости к этому. Родился в Егорьев день — значит, Егор, а в Петров день — Петр. А часто было и так, что своему ребенку давали имя любимого или особенно богатого родственника, чтобы их дитя таким же богатым и счастливым был. Давали имя и в память деда или бабки, называлось это: "по обычаю имя давать". В Алексеевском районе (и не только) имя новорожденному давал батюшка по святцам или старшие дети.

Методы и формы духовного воспитания в русской народной педагогике

Приступая к выявлению и анализу традиционных методов и форм духовного воспитания в русской народной педагогике, сделаем три пояснения.

Во-первых, в народной педагогике выражение "методы и формы воспитания" не используется как особый термин. Эти и другие термины такого рода, например, факторы, источники, средства воспитания, спустя длительное время были оформлены, использованы и внесены в педагогическую литературу научной педагогикой. То есть как термин они сформулированы научной педагогикой. Но известно и то, что при воспитании своих детей родители руководствовались определенными методами и средствами, облекая их в различные формы, что давало возможность передавать им свои знания, опыт, умения, навыки, приобретенные эмпирическим путем. Это можно подтвердить, обращаясь к устному народному творчеству, так как "народная педагогика как свод не зафиксированных в письменных источниках целей, приемов и средств воспитания может быть понята через исследование устного народного творчества" (165, 89).

Во-вторых, в деле воспитания народом часто использовались те или иные методы (показ, поручение, доверие, приучение, упражнение, испытание, включение в деятельность, требование, приказ, свободное общение, рассказ, беседа, разъяснение, совет, намек, убеждение, внушение, наставление, назидание, приказ, просьба, увещевание, уговор и др.); средства (труд, слово, религия, общественное мнение); а также источники (труд, быт, жизненный уклад, нравы русской семьи, народные праздники, традиции, обычаи, обряды, ритуалы, различные игры и игрушки, произведения народного искусства, украшающие дом, посуду, одежду, интерьер жилища, фольклор) (107, 107-109). С этой целью в диссертации возникла необходимость говорить об одном и том же виде деятельности или же продукте мышления в двух-трех местах. Это может показаться повторением. Но, в сущности, в данном случае повторения не происходит, так как об одном и том же факте говорится с различных точек зрения, т.е. или как об истоке, или как о методе и средстве.

В-третьих, в народной педагогике, так же как и в научной педагогике, использовали те же методы, средства, источники и т.д. и не только одна сторона воспитания, но и все его компоненты. Так как воспитание является комплексным процессом, а личность формируется разносторонне, то между составными частями воспитания и его методами, средствами, источниками нельзя проводить разделительную черту, изолировать друг от друга. В нашем случае, в виду того, что процесс духовного воспитания в народной педагогике является предметом нашего исследования, то к методам, средствам, формам воспитания мы должны подходить с точки зрения нашей темы.

Для выявления традиционных методов и средств духовного воспитания в русской народной педагогике нами были рассмотрены фольклорные, этнографические и другие исторические источники. В результате, в материалах русской народной педагогики были выделены и объединены в группы методы духовного воспитания:

— словом (назидание, благопожелание, убеждение, принуждение, порицание, упрек, запрет);

— общественным мнением (одобрение, поощрение, благословение, намек, осуждение, внушение чувства страха, наказание);

— трудом (показ, разъяснение, объяснение, упражнение, включение в деятельность);

— религией (церковное богослужение, молитва, исповедь, пост, личный пример).

При организации духовного воспитания народом использовались в большинстве своем методы каждой из четырех групп.

Методы духовного воспитания словом. В русской народной педагогике слово стоит на недосягаемой высоте. Его сила невероятна в человеческой жизни. Поэтому в народе о слове говорят, что им можно убить, можно и воскресить. "Что значило для народной жизни слово вообще? Слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, оно было для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечного будущего. Вместе с этим (и, может быть, как раз поэтому) оно утешало, помогало, двигало на подвиг, заступалось, лечило, вдохновляло. И все это происходило само собой, естественно, как течение речной воды или как череда дней и смена времен года" (14, 222).

Многообразны в народной педагогике словесные методы воспитания. Самый распространенный метод воспитания словом — назидание. В старинных памятниках есть назидание старшего младшим, учителя ученику, отца сыну, мудреца молодежи. Примером назидания является "Юности честное зерцало", где четко и конкретно прописаны все правила "хорошего тона". У народа также издревле существовали правила этикета, в которых более пятисот пунктов для неукоснительного выполнения детьми и подростками: как вести себя со старшими, младшими, гостями, на улице, в чужом доме. Эти правила воплощают в себе нравственный дух и мудрость народа.

К назиданиям тесно примыкают различного рода благопожелания. О весомой и действенной значимости благопожеланий говорит стремление человека получить пожелание блага в ответственный момент жизни, безусловная вера в благопожелания старших, силу их напутственных слов. Такая вера способствовала успеху, удачливости ребенка, повышала убежденность в собственной значимости, уверенность в своих силах. Особое магическое значение придавалось родительскому благословению, в то время как людей, заслуживших родительское проклятие, чурались, приводили в качестве отрицательного примера.

Благопожелание ребенку, способствует установлению особого контакта между людьми, как бы программирует судьбу, поведение ребенка. Осознавая это, крестьяне давали детям имена, являющиеся усеченными или рудиментарными пожеланиями. Использование такой формулы в качестве имени повышало частоту его применения, чем достигалось его действенность, более глубокое проникновение в подсознание. Общеизвестен смысл многочисленных русских имен: Любомир, Владимир, Святослав, Любомудр. Имена Надежда, Вера заключают не только утверждение, но и благословение — будь надеждой, опорой, верой. Имена - благопожелания служили средством выражения ласки, благорасположения ребенку. Взрослого человека эти имена обязывали соответствовать имени, блюсти его.

Самой сильной формой благопожеланий было родительское или общинное благословение: "Благослови вас всех на ратные подвиги, да не посрамите вы землю Русскую!". "Пусть будет благословен дом твой", — скажет гость, входя в дом. "Благословляю тебя, сын мой, на борьбу за правду и справедливость", — говорил отец сыну. Усилению воспитательного воздействия пожеланий блага способствовало их произнесение в особые моменты психофизической жизни ребенка: в праздники, в минуты пробуждения и засыпания, при травмах, когда словесное воздействие особенно значимо и сродни внушению.

Похожие диссертации на Духовное воспитание детей в русской народной педагогике