Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Физическое воспитание детей в семье в адыгской народной педагогике Карамурзина Марина Эдуардовна

Физическое воспитание детей в семье в адыгской народной педагогике
<
Физическое воспитание детей в семье в адыгской народной педагогике Физическое воспитание детей в семье в адыгской народной педагогике Физическое воспитание детей в семье в адыгской народной педагогике Физическое воспитание детей в семье в адыгской народной педагогике Физическое воспитание детей в семье в адыгской народной педагогике Физическое воспитание детей в семье в адыгской народной педагогике Физическое воспитание детей в семье в адыгской народной педагогике Физическое воспитание детей в семье в адыгской народной педагогике Физическое воспитание детей в семье в адыгской народной педагогике
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карамурзина Марина Эдуардовна. Физическое воспитание детей в семье в адыгской народной педагогике : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2004 168 c. РГБ ОД, 61:04-13/2176

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Общие вопросы воспитания в адыгской народной педагогике 10

1.1 Цель воспитания — многостороннее развитие личности 10

1.2 Факторы и принципы формирования личности 21

1.3 Непосредственное этнопедагогическое воздействие семьи на воспитание детей 33

Выводы 73

Глава 2. Физическое воспитание в адыгской народной педагогике 76

2.1 Адыгская народная педагогика о целях и задачах физического воспитания 76

2.2 Средства и формы физического воспитания 90

Выводы 100

Глава 3. Детская игра как средство воспитания будущего джигита 104

3.1 Народная оценка физического воспитания 104

3.2 Физическое развитие младших детей и подростков в играх и упражнениях 117

Выводы 146

Заключение 149

Библиографический список использованной литературы 157

Введение к работе

В современном российском обществе наблюдаются негативные тенденции падения духовности народа. Кризис в какой-либо отдельной области жизни общества не наступает обособленно, как правило, он затрагивает и другие стороны. Государством в настоящее время уделяется должное внимание развитию этнически ориентированных программ воспитания и развития подрастающего поколения. В этом контексте представляется уместным использование народного опыта воспитания. В самом начале своего возникновения оно осуществлялось в самых примитивных формах: уход за детьми, обучение их приемам и способам добывания продуктов питания, изготовления предметов одежды, строительства жилища. Вместе с развитием производительных сил и производственных отношений, развивалось и осложнялось воспитание, усложнялось то, чему надо было учить и то, как надо было учить, т. е. содержание, а также методы и средства образования и воспитания. Таким образом, со времени появления воспитания до наших дней человеческие общества накопили огромный опыт воспитания и выработали свои взгляды, убеждения, идеи относительно этой важнейшей сферы человеческой деятельности. Иначе говоря, у народов сложились определенные системы воспитания подрастающих поколений. Эту народную систему воспитания деятели педагогической науки назвали народной педагогикой.

В настоящее время существуют различные подходы к определению «народной педагогики». Справедливо писал по этому поводу выдающийся исследователь народной педагогики Г.Н.Волков, «в отличие от педагогической науки народная педагогика не имеет ни законченных «чисто» педагогических трудов, ни сохранившихся в народной памяти имен талантливых педагогов». Во всех определениях подчеркивается, что народная педагогика - это «совокупность и взаимозависимость» навыков, приемов, путей, средств, целей, задач воспитания, использовавшихся народом; что народная педагогика - это «совокупность эмпирических

4 сведений и знаний» и т.д. Конечно, все эти определения отмечают какие-то специфические характеристики этого сложного явления, уточняют значение уже давно существующего в педагогической науке термина.

Представляет интерес определение данное исследователем народной педагогики Дагестана Ш.А. Мирзоевым: «Народная педагогика - это исторически выстраданная теория и практика прогрессивного воспитания, обучения и благоразумного управления народными массами», - пишет он. Деятельность людей всегда направляется определенной совокупностью знаний.

Народная педагогика - это система обобщенного знания о воспитании подрастающих поколений, неразрывно связанная с воспитательной практикой людей; выработанная тем или иным народом на протяжении своей многовековой истории; состоящая из взаимосвязанных элементов, а именно: осознание необходимости воспитания для развития личности и общества, цель, задачи, содержание, принципы, методы и средства воспитания; получившая отражение в народном творчестве; «имеющая неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой она проявляет свою целостность».

Народная педагогика, как и всякая система, включает в себя подсистемы - умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание. В связи с тем, что российское государство, в настоящее время заинтересовано в усилении физического и патриотического воспитания, представляется уместным использование опыта народа в физическом воспитании подрастающего поколения.

Актуальность темы исследования заключается в использовании положительных методологических подходов и характеристик литературных памятников как источников народной педагогики, а также необходимость использования национальных традиций в целях повышения эффективности современного физического воспитания.

Теоретическая и практическая значимость названной проблемы для

5 современной науки, недостаточная разработанность проблемы физического воспитания в адыгской народной педагогике, использование устаревших методологических подходов и характеристик литературных памятников как источников народной педагогики, а также необходимость использования национальных традиций в целях повышения эффективности современного физического воспитания обусловили выбор темы настоящей диссертации: «Физическое воспитание детей в адыгской народной педагогике».

Проблема исследования заключается в раскрытии содержания, средств и методов физического воспитания адыгского народа и определение его значения для модернизации современного воспитания в семье и школе.

Объект исследования: физическое воспитание в адыгской традиционной педагогике.

Предмет исследования: специфика содержания физического воспитания в народной педагогике адыгов.

Цель исследования: выявить и обосновать возможности прогрессивного опыта физического воспитания в адыгской народной педагогике.

Задачи исследования:

- обосновать, что традиционное физическое воспитание адыгского народа
может оказать положительное влияние на общее воспитание;

- раскрыть цель, задачи и содержание физического воспитания в
адыгской народной педагогике;

показать актуальность традиций народной педагогики в физическом воспитании для современной педагогической науки и практики;

выявить и обосновать основные народные средства и методы физического воспитания детей.

Методологические основы исследования:

- аксиологический подход к воспитанию, означающий признание
человека наивысшей ценностью в обществе;

- изучение педагогических явлений в их диалектическом единстве,

взаимосвязи и взаимообусловленности;

конкретно-исторический подход к изучению педагогических фактов и явлений;

связь логического и исторического, объективного и субъективного, прошлого и современного.

Методы исследования: изучение первоисточников, сравнительно-исторический и ретроспективный анализ, обобщение и систематизация полученных результатов, наблюдение, беседы, изучение и обобщение опыта физического воспитания.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:

- сущность педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, В.С.Ильин,
Т.А.Ильина, И.Ф.Исаев, Б.Т.Лихачев, А.И.Мищенко, Н.Д.Никандров,
И.П.Подласый, С.А.Смирнов, В.А.Сластенин, К.Д.Ушинский);

историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть культурного развития (Г.Н.Волков, Л.Н.Гончаров, А.Э.Измайлов и другие);

этнопедагогический процесс (И.А.Арабов, Х.Х-М.Батчаева, К.И.Бузаров, К.Б.Семенов, И.А.Шоров и др.).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

охарактеризованы идеал, цель, средства и методы физического воспитания, нашедшие отражение в традиционной культуре и в устном народном творчестве адыгов;

установлено, что физическое воспитание детей в народной педагогике адыгов отражало менталитет этноса, его представления о физически и нравственно совершенном человеке, и имело природосообразную и культуросообразную направленность;

- раскрыты основные факторы и принципы содержания физического
воспитания детей в адыгской народной педагогике;

- выявлены средства и методы физического воспитания в адыгской народной
педагогике.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что народный опыт воспитания, накопленный адыгами представляет собой совокупность понятий и идей, составляющих фундамент народной педагогики, включающий в себя идеал, цель, задачи, средства, методы воспитания подрастающего поколения, результаты воспитательного процесса в этой сфере, а также формы социализации личности. Результаты исследования способствуют раскрытию историко-педагогического процесса в адыгской народной педагогике как движения к гуманистической педагогике.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования основных фактов, положений, выводов в решении задач физического воспитания в адыгской семейной педагогике. Теоретические положения и методические материалы могут использоваться в школе на уроках литературы, истории, на факультативах, во внеклассной работе (организации занятий, вечеров, утренников, способствующих повышению физической культуры). Положения и выводы диссертационного исследования могут использоваться в подготовке студентов высших и средних педагогических учебных заведений к работе с родителями учащихся, в повышении квалификации учителей, работников образования. Материалы диссертации представляют интерес для работников системы дошкольных учреждений и родителей для воспитания детей в семье.

Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии,
педагогическая и документально-художественная литература,

педагогическая периодическая печать, учебные программы и учебники, методическая литература.

Этапы исследования: Первый этап - разработка теоретико-методологических подходов к исследованию, сбор, изучение и анализ материалов.

Второй этап - осмысление и обобщение полученных результатов, проводилась их апробация, оформлялся текст диссертационной работы.

8 Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой базой источников, соответствием методов исследования целям и задачам работы, апробацией полученных результатов. На защиту выносятся следующие положения:

  1. Цель физического воспитания в народной педагогике адыгов, детерминировалась социальными, экономическими условиями, своеобразием национальной культуры и состояла в формировании человека, соответствующего идеалу воспитания адыгов, т.е. физически красивого и крепкого, способного защитить свою семью и родину, обладающего высокими нравственными качествами.

  2. Характеристика, созданных народом основных средств, методов физического воспитания доказывает достаточно высокий уровень сформированности педагогической культуры адыгов.

3. Сложившиеся в адыгской народной педагогике традиции по
физическому воспитанию детей могут быть успешно использованы в
семейном воспитании, в воспитательной работе дошкольных
образовательных учреждений и средних общеобразовательных школ.
Апробация и внедрение в практику. Основные идеи, результаты и

выводы исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий (2000-2003гг.), на конференциях по итогам научной работы в Карачаево-Черкесском государственном университете (2002, 2003гг.), на Всероссийских научных конференциях «Современные геоэкологические проблемы горных регионов России» и «Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий» (2003, 2004гг.). Опубликованные материалы использовались членами кафедр педагогики Карачаево-Черкесского и Адыгейского государственных университетов на занятиях по дисциплинам педагогического цикла, при выполнении студентами учебной и научно-исследовательской работы.

Основные положения диссертации отражены в 5 публикациях, общий

9 объем которых 1.4 печ.л.

Основное содержание работы:

В первой главе анализируются материалы, раскрывающие сущность воспитания, и дается его определение в понимании народа. Воспитание — многостороннее явление, которое объединяет уход за ребенком, защиту его жизни и здоровья, сознательное воздействие на него со стороны других людей с целью привить ему определенные качества и подготовить к жизни.

По адыгской народной педагогике основная цель физического воспитания заключается в подготовке всесторонне развитых людей, способных преодолевать любые трудности в жизни. Эта идея выражена в многочисленных фольклорных материалах: пословицах и поговорках, свадебных и колыбельных песнях, народных приметах, сказках и т.д. Далее в главе излагаются взгляды адыгов на задачи воспитания, на содержание понятия «всестороннее воспитание».

Во второй главе излагается, что физическое воспитание является важным фактором развития человека, народная педагогика выработала определенные положения, которые определяли направление физической подготовки, методы воспитания. Их можно назвать принципами воспитания. К ним относятся: природосообразность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, уважение и требовательность к личности ребенка, связь воспитания с жизнью, гуманизм. Адыгская народная система физического воспитания имела свои средства и формы физического воспитания. В самобытной системе физического воспитания одной из главных идей является идея связи физического воспитания человека с умственным, нравственным, трудовым, эстетическим воспитанием. Адыгская народная педагогика всегда выступала против одностороннего физического воспитания человека.

В третьей главе «Детская игра как средство воспитания будущего джигита» приводится народная оценка физического воспитания и различные развивающие народные игры.

Факторы и принципы формирования личности

В материалах народной педагогики адыгов мы встречаем мысли о том, что формирование личности имеет свои закономерности. Народ задумывался над тем, какие факторы являются определяющими в развитии личности. Обращает на себя внимание тот факт, что герои эпических произведений, борющиеся за интересы народа, рождаются необыкновенно сильными. Таковы герои нартских сказаний: Соусорыко, Щэбатыныко. Хорошие физические данные дети получают по наследству от родителей. В сказании «Детство Щэбатыныко» будущий герой вскакивает из люльки, хватает копье и размахивает им. Увидев это, старейшина нартов говорит, что это означает признание наследственных данных[68, С. 180].

В примете «Если ребенок после рождения сразу откроет глаза, он будет умным» отразился вывод народа из многовековых наблюдений, что человек рождается на свет с определенным запасом готовых к употреблению сенсорных способностей, помогающих его дальнейшему познавательному и интеллектуальному развитию. Наблюдения народа установили и биологическое неравенство этих задатков и способностей, которое может оказать благоприятное или неблагоприятное влияние на интеллектуальное развитие человека. Если народ замечал детей, которые после рождения сразу открывают глаза, естественно, он замечал и таких младенцев, которые проявляли вялость.

Народ, признавая наследственные физические признаки, считает, что сами по себе они не оказывают фатального влияния на развитие человека, а получают развитие в деятельности. Это видно на примерах героев, которые достигли больших успехов в своем физическом развитии систематической тренировкой под руководством воспитателя. Требование учета природных физических данных детей в процессе воспитания отразилось и в сказании «Меч и конь Соусорыко». К кузнецу пришли три брата - нарта и принесли косу, которая сама косила траву, деревья, резала камни, и попросили сделать из нее меч. Кузнец посмотрел на косу и сказал, что меч, который будет сделан из нее, должен держать тот, кто поднимет его наковальню и поставит на свое место (кто-то наковальню ночью передвинул с места и поставил у входа в кузню так, что кузнец не мог войти в нее). Братья стали пробовать. Но ни один из них не справился с задачей. Соусорыко, к удивлению всех, поднял ее, отнес на прежнее место и вогнал в землю. Кузнец сказал, что меч по праву принадлежит ему, а братьям он сделал мечи из другой стали. Тем самым подчеркнута мысль о том, что перед теми, кто обладает большими задатками, в процессе воспитания надо ставить более сложные задачи [68, С. 190].

О явлении наследственности говорится и в пословицах: «Посмотри на мать и женись на ее дочери»,- говорят адыги. Видимо, здесь имеется в виду то, что наследственность сказывается больше всего на внешности. Правда, эту пословицу употребляют еще и тогда, когда хотят подчеркнуть влияние примера родителя на формирование нравственных, волевых и других качеств его ребенка. В адыгских пословицах: «Разве овца рожает козлят, а коза - ягнят?»; «На яблоне груши не растут, а на груше яблоки не растут» [118, С. 87].

Идеи, выраженные в этих примерах, можно истолковать с двух точек зрения — и с идеалистической, и с материалистической. Объяснение этих идей с первой точки зрения, идеалистической, приводит к выводу, что физические и умственные способности человека передаются по наследству, развитие личности обусловливается только природными задатками; в развитии человека определенную роль играет его происхождение - «корень», родовитость и другие подобные факторы. Наследственность человека возводится в абсолют, ей придается решающее значение в определении судьбы человека: «Каждый встретится с тем, что написано у него на лбу». Духовенство всячески старалось обосновать эту мысль и пропагандировать в массах. Об этом говорится в адыгских пословицах и поговорках: «Не сможешь уйти от того, что предопределено богом»; «Несчастливого и на верблюде собака укусит» [118, С. 87].

В свете теории наследственности и судьбы особенности ребенка даются ему от рождения, передаются по наследству и т.д. Объяснить принадлежность ребенка к высшему обществу или к низшему, а также храбр он или трус, честен или бесчестен, умен или глуп, можно лишь обратившись к родителям, его роду, или же сославшись на судьбу. Ничто, в том числе среда и воспитание, не может изменить жизненный путь человека, который предопределен заранее, поэтому среда и воспитание в формировании личности никакой роли не играют.

Рассматривая интересующий нас вопрос с материалистической точки зрения, т. е. так, как понимало его большинство трудящихся, нельзя не отметить правдивости наблюдений, нашедших свое отражение в народной педагогике. Действительно, ребенок от родителей получает определенный биологический фонд, наследует общечеловеческие и индивидуальные природные задатки. Человек как живое существо «наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений...». Таким образом, представления людей о наследственности, возникшие в результате их жизненных наблюдений и отраженные в памятниках народной педагогики, являются прогрессивными.

Признавая роль природных задатков, народ ставит на первое место в развитии человека, даже физическом, среду и воспитание. Об этом свидетельствуют сказки, в которых дети, взятые на воспитание великанами и медведями, становятся физически сильными, несмотря на то, что при рождении не отличались особенными задатками. Эта идея ярко выражена в сказке «Кто не работает, того не кормят». Красивая дочь князя не умела и не хотела ничего делать. Выйдя замуж за бедняка, который жил один, она поняла, что без труда жить невозможно. Народ считает, что каждый нормальный человек рождается со способностями к труду, но жизнь в семье отца сделала девушку лентяйкой, воспитала у нее презрение к труду, лишь попав в трудовую среду, она перевоспиталась.

Идея зависимости характера человека от условий жизни и воспитания содержится и в пословицах: «Если конь водится с ослом, то он приобретает ослиные повадки»; «Если будешь водиться с хорошим человеком, переймешь что-то хорошее»; «Твой сын будет вести себя так, как ты воспитаешь, а муж — как воспитан»; «Привычки матери - у дочери» [118, С. 84]. Как видим, народ, признавая природные данные, подчеркивал преобладающую роль воспитания в развитии этих данных.

Огромное количество памятников народной педагогики говорит о влиянии на ребенка среды, людей, среди которых он вращается. В этом отношении пример отца и матери, как лиц, наиболее близко стоящих к ребенку, особенно играет большую роль. Их жизнь, характер, постоянные влечения — все отражается на детях: «Привычки матери - у дочери». Используя принцип природосообразности воспитания народ очень наглядно представил влияние родительской среды на детей в следующих примерах из жизни животных: «Бычок, который вращается среди многих быков, становится хорошим быком», «Собака гав, и щенята гав», «Кобылка брык, и жеребенок брык». Анализ приведенных материалов говорит о том, что самым главным элементом непосредственно окружающей ребенка среды являются люди, в кругу которых проходит его жизнь и деятельность. Влияние людей, с которыми общается человек, на формирование его личности трудно переоценить. Поэтому народ и говорит: «Не общался с людьми - все равно - что не родился», только в общении с людьми в процессе деятельности и воспитания получают развитие задатки человека, он обогащается духовно, получает определенные знания, трудовые умения. Привычки, черты характера не наследуются, а приобретаются человеком в процессе воспитания и под влиянием окружающих людей и условий жизни.

Такая точка зрения народной педагогики является правильной и показывает, что проявление и развитие природных задатков определяется условиями жизни и воспитанием ребенка, вовлечением его в актуальную деятельность.

Считая воспитание ведущим фактором развития, народ руководствовался твердо установленными положениями, которые определяли общее направление воспитательного процесса, методы воспитания. Такие основополагающие требования в научной педагогике называются принципами воспитания. К ним народные педагоги относят: природосообразность воспитания; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; уважение и требовательность к личности ребенка; связь воспитания с жизнью; гуманизм.

В народной педагогике, конечно, нет определения понятия природосообразности воспитания, но изучение материалов фольклора и опыта народного воспитания убеждает в том, что народ стремится установить общие закономерности природы, одинаково проявляющиеся, с его точки зрения, в жизни растений, животных и людей, и делает, как ему кажется, выводы по отношению к воспитанию из этих мнимых закономерностей природы.

В соответствии с природосообразностью адыги пришли к выводу о том, что воспитание человека нужно начинать с раннего детства: «Будущего быка узнаешь еще теленком»; пословица имеет в виду не врожденные способности, а результат воспитательного воздействия в раннем детстве. Народ считает, что лучшее время формирования человека - это детство: «Сгибай лозу, пока она молодая, вырастет - не согнешь» и т.д.

Адыгская народная педагогика о целях и задачах физического воспитания

В подготовке многосторонне развитых людей, способных преодолевать любые трудности в жизни, народная педагогика адыгов физическому воспитанию отводила важную роль.

Об этом свидетельствуют произведения фольклора, герои которых наряду с высокими умственными и нравственными качествами обладают и хорошим физическим развитием. Таковы герои эпоса «Нарты», которые побеждают великанов с помощью хитроумных методов, но нельзя забывать, что народ, воздавая должное разуму героя, иронизирует над его физической слабостью. Умственно и нравственно слабые герои, если даже они физически и сильны, легко терпят поражение в произведениях устного народного творчества, но и в незавидном положении оказываются и физически слабые персонажи [68, С. 208].

Поэтому народ считает, что физическая подготовка в сочетании с умом и высокой нравственностью является одним из необходимых условий победы того или иного героя.

Этнографические материалы также показывают, что адыги всегда придавали большое значение физической подготовке подрастающих поколений. Так, например, И. Дебуа писал, что адыги «при воспитании детей приучают их быть бодрыми, смелыми, живыми и проворными. По прошествии семи лет учат владеть конем, стрелять из лука и ружья».

Мальчики и юноши в старину воспитывались очень строго: из них воспитывали воина, главу семьи, свободного и свободолюбивого члена своего государства. Мальчики воспитывались на женской половине, в «хозяйской», до семи лет. После семи лет мальчики и девочки воспитывались отдельно. Мальчика воспитывал отец и вся мужская половина дома, а девочки оставались с матерью в женской половине дома. Отец тогда упражнял сына в метании ножа, копья, камня, кинжала, в стрельбе в цель, сначала в неподвижную, затем в движущуюся. Затем следовали верховая езда, джигитовка со всеми ее головоломными упражнениями. Идя на охоту, отец брал сына с собой и приучал его ко всем охотничьим хитростям.

Адыги отличались необыкновенной чуткостью, ловкостью в преследовании добычи, мышечною силою: они зачастую в одиночку отправлялись на опасную охоту за зубрами, барсами и медведями. Без сомнения, мальчик, выросший в подобной охотничьей и боевой обстановке, сам становился отважным охотником [123, С. 119].

О большом внимании адыгов к физическому воспитанию подрастающего поколения писали и многие другие исследователи.

Хотя почти все они носят описательный характер они рассматривают отдельные стороны вопроса, тем не менее, представляют большой интерес для общей характеристики физического воспитания в народной педагогике адыгов.

Изучение фольклорных материалов, историко-этнографической литературы, наблюдений русских и иностранных путешественников и ученых и других документов приводит к выводу, что физическое воспитание у адыгов преследовало разрешения следующих задач:

1. Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и закаливанию молодежи.

2. Формирование двигательных навыков и умений, необходимых для овладения трудовыми навыками и защиты Родины.

3. Воспитание основных физических качеств — силы, быстроты, выносливости и ловкости,— необходимых в жизни.

4. Воспитание морально-волевых качеств. При всех условиях жизни адыги внушали подрастающему поколению любовь к жизни. В фольклорных материалах мы встречаем много мыслей о ценности жизни. Так, например, в адрес преждевременно умершего человека адыги говорят: «Несчастен тот, кто покинул свет, а те, которые остались как-нибудь проживут»; «Не доживший до старости», т. е. безвременная кончина, «Да, короткая жизнь была у несчастного!». В благопожеланиях молодым людям часто встречаются такие пожелания: «Чтобы ты нарадовался белым светом!», «Чтобы твоя жизнь была долгой!».

В этих словах заключена идея о том, что человеку надо прожить на земле возможно больше, чтобы он мог успеть принести как можно больше пользы для людей и чтобы он мог насладиться жизнью[118, С. 76].

Адыги здоровье считали самым большим счастьем человека: «Здоровье выше всякого счастья»; «Дороже здоровья нет ничего на свете». И призывали беречь его, говоря: «Болезнь приходит легко, но уходит трудно», что равнозначно русской пословице: «Болезнь входит пудами, а выходит золотниками».

Во многих адыгских сказаниях и сказках народ приписывает малолетним детям огромную физическую силу и исключительные подвиги в борьбе с врагами родины. Например, в сказании о нарте Щебатыныко говорится, что однажды, когда пела старуха-воспитательница колыбельную песню, маленький Щебатыныко «встал, выпрыгнул из люльки и снял со стены меч. Он сразу научился владеть нартским мечом, он приручил орлов, он укротил собак из породы самыров».

Почему народ наделяет огромной физической силой младенца, который еще находится в люльке? Потому, что он желает, чтобы молодое поколение выросло способным защищать родину от врагов. А для этого оно должно иметь хорошую физическую подготовку. Воспитатели поклялись его матери, что вырастят «нарта, сильного духом, крепкого телом, могучего в битве». .

Когда Щебатыныко был еще младенцем, над его колыбелью пели песню, в которой более отчетливо выражена идея народа о необходимости физической подготовки молодого поколения к защите родной земли: Ясноокий мужественный нарт, Кого называю «солнечный день»,

Пусть сбудутся все мои пожелания ему!

Вместе с нартом готовы к походу его собаки-самыры,

Выезжает он на тонкостанном хуаре,

Чья кольчуга кована из золотых колец,

Двумя мечами бьется он поочередно,

В битве он выделяется среди нартов,

Ты созовешь тысячу нартов и посадишь их на коней,

Налетишь на предводителя чинтов, словно маиса,

Тебе, кому старая мать принесет себя в жертву,

Тебе, в чью честь старый отец тост произнесет, том, что она позабыла о нем [68, С. 289].

Во многих произведениях адыгского фольклора о высоких моральных качествах народных героев говорится в связи с воспеванием их физических качеств. Таков, например, Соусорыко, когда он вступает в борьбу с великаном за огонь для нартов. В сказании подчеркивается героизм Соусорыко, его воля к победе, нежелание отступить перед какими бы то ни было препятствиями, опасностями [68, С. 267].

В ряде произведений фольклора содержится мысль о том, что хорошая физическая подготовка не принесет пользы без высоких моральных качеств. Например, герой сказки «Казбек» обладает огромным ростом и необыкновенной физической силой, но эти качества не приносят пользы потому, что он - трус; он заплакал, когда в бою ему отрубили мизинец, вместо него в бой с врагами родной земли вступила его жена.

Приведенные примеры доказывают, что народ еще с древнейших времен считал одной из задач физического воспитания молодежи - воспитание высоких моральных и волевых качеств. Эти примеры нас убеждают еще в том, что народ считал самой важной стороной этих качеств их общественную направленность. Они должны формироваться в борьбе высших общественно ценных мотивов деятельности с низшими, узколичными интересами.

Эти материалы свидетельствуют о том, что в воспитании физических и моральных качеств народных борцов против несправедливости, эксплуатации немалую роль играла самобытная народная система физического воспитания.

О физическом развитии молодого поколения адыги, как и все народы, начинали заботиться очень рано. Серьезный подход к браку, к созданию семьи говорит о том, что народ проявлял заботу о физическом развитии будущего поколения. Она начиналась с выбора будущей жены. Жена должна была иметь хорошие физические данные. Профессор Ф. И. Леонтович писал, что «кавказские горцы при покупке невесты, из какого бы сословия она ни была, берут наиболее во внимание ее красоту, здоровье, телосложение...». В свадебных песнях перечисляется, какими качествами должны обладать новобрачные, в том числе и физическими. Например, имеются пожелания, чтобы невеста обладала стройным и крепким телосложением, чтобы она не уставала от работы и т. д.

Средства и формы физического воспитания

Народная педагогика решала задачи физического воспитания молодежи с помощью определенных средств. Одним из средств физического воспитания детей в раннем детстве являются колыбельные песни, которые составляют часть лирических семейно-бытовых песен адыгов. Песни эти выражали заботы и тревоги матери о будущем ребенка. Основная цель колыбельных песен — усыпление ребенка. Поэтому коренными мотивами их является сон, покой, питание, рост. В подавляющем большинстве их мы слышим обращение к ребенку «спать-почивать»:

Лэу делай, мой мальчик,

Сладкий как мед, мой родной!

Негромкое ритмичное пение в унисон равномерным движениям адыгской люльки и частые повторения одних и тех же слов действуют успокаивающим образом на ребенка и усыпляют его.

Народ из многовекового опыта знал, что сон имеет важное значение для ребенка. Сон, не нарушаемый ничем, очень важен для здоровья. Иначе он не может быть восстановителем сил ребенка, может развиться нервозность. Резкие негармоничные звуки неблагоприятно действуют на ребенка. Г.Добряков в статье «О колыбельных песнях», помещенной в восьмом номере журнала «Вестник воспитания» за 1914 год, ссылаясь на академика Бехтерева и других, писал, что будить ребенка не следует даже для его кормления, так как голодный ребенок спать не будет сам. С этим удивительно перекликается содержание адыгской пословицы: «Если ребенок не плачет, то ему не дают грудь сосать». Здесь ясно, что адыги имеют в виду спокойный сон новорожденного ребенка, которого не следует нарушать даже для кормления и который нужен для его здоровья. Из этого нельзя заключить, что адыги не понимали значения режима для кормления ребенка и не соблюдали его.

Для усыпления ребенка поются песни про кота. С образом кота связаны представления о домашнем тихом уюте. У адыгов существовал обычай, по которому в приготовленную для новорожденного колыбельку сначала клали кота на несколько минут, а после этого совершали торжественное укладывание ребенка в кроватку. Считалось, что ребенок не будет плаксивым, будет лучше спать.

Помимо колыбельных песен исполнялось много разных песенок и прибауток для вызывания и поддержания у ребенка радостных эмоций. К ним относится, например:

Червячок идет,

Идет,

Червячок ползет,

Ползет,

Червячок к шее Подползает,

Подползает,

Кыл, кыл-кыл!

С помощью такой прибаутки вызывают у ребенка веселое настроение. Исполняется медленно, в такт песни, начиная от ноги или руки ребенка передвигают пальцы до шеи. Последняя строчка произносится живо и при этом чуть щекочут шею ребенка, от чего он начинает смеяться. После сам ребенок понемногу привыкает к этому и сам начинает с тобой играть, передвигая пальчики.

Песенки, которые уже в более старшем возрасте поются самими детьми и сопровождаются подыгрыванием, подплясыванием и т. д. имеют также не малое педагогическое значение для их воспитания в здоровой жизнерадостной атмосфере. К ним относятся песенки «Бабочка», «Зайчик» и др. [38, С. 78].

Большую роль в развитии физической подготовки играли детские подвижные игры, которые различались по половозрастным признакам. Большинство из них проводились на свежем воздухе во все времена года. Больше всего были в почете игры, в которых надо было прыгать, бегать, бороться и т. д. Это — «Жмурки», «Игра в мяч», «Чижик» и другие. Все эти игры способствовали развитию у детей силы, ловкости, точности, функции равновесия.

У адыгов были распространены детские игры, связанные с метанием или бросанием предметов по определенному направлению. Такие игры способствовали укреплению мускулов рук и ног, развитию их ловкости, выработке точного глазомера. Метание производилось либо рукой, либо с помощью какого-либо приспособления. С целью бросания рукой употреблялись такие игры, как рикошет. Мальчики, стоя на берегу реки, озера или моря, рукой бросали камешки в воду, причем так, чтобы камешки скользили по поверхности воды. Дети часто соревновались, чей камень сделает больше прыжков по поверхности воды. Метание грецких орехов — мальчики соревновались сбивать грецкими орехами монету или какой- нибудь небольшой предмет с колышка, вбитого в землю и т. д.

Среди детских игр, по которым устраивались состязания на праздниках, свадьбах, в дни народных собраний широко применялось лазание по шесту. На верху чисто выструганного столба ставится корзина с различными предметами предназначенными для того, кто без всякой помощи влезет на верх столба и снимет корзину. Столб вымазан снизу до верху салом и поэтому он скользит из рук. И вот начинается игра, «Одни, взобравшись кое-как до половины, стремглав летят долой; другие, попирая упавших ногами, начинают лезть и падают также, шумят, кричат, бранятся; хохот зрителей заглушает стоны подавленных. Однако же нашлись мальчики, которые, наполнив свои карманы и пазухи золою или песком и натирая ими насаленный столб, успели докарабкаться близко к корзине, и вот-вот добыча готова упасть им в руки, но зависть, кипящая досадою, следила их зоркими очами: внизу стоящие мальчики начинают потрясать тонкий столб, и влезшие падают на головы виновников их неудачи...»,— так описывает эту игру исследователь [57, С. 45].

Многие из этих игр в различных вариациях были известны и другим народам. Все они способствовали выработке у молодежи двигательных умений и навыков, а также двигательных качеств, которые могли ей пригодиться в разнообразных условиях трудовой жизни.

Для молодежи хорошей школой физической закалки являлись многочисленные народные игры, по которым проводились соревнования во время традиционных праздников в честь окончания пахоты весной - Игры в честь пахарей и после окончания уборки урожая осенью - игры в честь плодородия.

Устанавливали призы, назначались специальные комиссии для определения победителей. К этим состязаниям тщательно готовились все молодые люди аула, племени.

Такие состязания проводились также на свадьбах, на пирах по случаю окончания аталычества, по случаю выдачи замуж дочерей знатных людей, а также на народных собраниях.

Программа соревнований на таких праздниках была очень разнообразной. На первом плане стояли конные состязания, что соответствовало увлечению адыгской молодежи конным спортом.

Что же представляют эти игры? В разгар свадьбы, в определенное время группа молодых всадников дружным натиском врывается в толпу с целью прорваться к дому. Но большое количество пеших воспрепятствует этому. Такая игра давала молодежи хорошую физическую закалку, воспитывала смелость и мужество, настойчивость и упорство. Адыги говорили, что тот, «кому не страшно в день этой игры, тот не устрашится и битвы». Выражение это лишний раз свидетельствует о том, что физические упражнения и игры в адыгском обществе рассматривались как могучее средство физического воспитания молодежи. Следует здесь отметить и то обстоятельство, что игра эта коллективная, в которой принимали участие большие группы людей с обеих сторон. Помимо того, что игра прививала необходимые для воина физические и боевые навыки, она вырабатывала у молодежи чувство коллективизма, упорство и настойчивость, мужество. Поэтому воспитательное значение таких массовых игр было огромно.

Физическое развитие младших детей и подростков в играх и упражнениях

Те периоды детства, которые в народе обычно характеризуют как «свободно бегающих» (4-5 лет), «которых за дровами да по воду можно посылать» (6-7 лет), «способных серьезные поручения выполнять» (8-12 лет), «готовых пастухов» (10-12 лет), богаты такими играми, которые требуют для своего проведения определенных правил. Особого внимания в связи с темой нашего исследования заслуживают подвижные игры адыгских детей.

Они богаты по своему содержанию и предназначены в своей совокупности для физического развития всех частей тела. Они имели также назначение быть средством нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания. Мы лишь условно обособляем их как средство физического развития и оздоровления молодого поколения, чтобы особо выделить их значение в народной практике организации физического воспитания детей.

Многие виды игр детей, особенно подвижные, начинаются с жеребьевки и завершаются поощрением победителя, наказанием проигравшего или нарушителя правил. Жеребьевка устанавливает справедливость и порядок, устраняет возможность корыстных устремлений игроков, не желающих водить.

Жеребьевка - своеобразное вступление в игру - была широко применяема во всех населенных пунктах Северного Кавказа. О ней напоминают многие фольклорно-этнографические памятники культуры горских народов Северного Кавказа. Жеребьевка не менее популярна среди детей и в современных условиях препровождения ими досуга.

Жеребьевка проводилась в различных формах. Наиболее популярными из них были считалки. Игроки становились в круг, вытянув кулаки, а «счетовод», включая и свои кулаки, вел по кругу счет, слегка ударяя по выставленным кулакам в ритм произносимым слогам или словам. На чей кулак падало последнее слово или слог, тот убирал кулак. Так продолжалось до тех пор, пока не оставался последний кулак, обладатель которого становился водящим. Если игроков было мало, выставлялось не по одному, а сразу два кулака, чтобы дольше шел счет.

Текстовое содержание считалки, применяемой для жеребьевки, могло быть связным изложением, или оно составляло набор слов. Однако соблюдение ритма при этом было строго обязательно. Ритмика выступала в данном случае главным содержанием считалки. Так, адыгские дети считали: «Один - один есть, один два есть, два три есть, три шесть есть, шестнадцать есть, еще один прибавь, получается семнадцать». Тот, на кого падали два последних слога, при «семнадцать», выходил из круга, а счет вновь повторялся, пока не выбывали из круга все, кроме одного игрока, который становился водящим.

Так же обыгрывалась величина «пятнадцать» в считалке: «Пятнадцать, пятнадцать, пятнадцать. Я посчитаю - пятнадцать. Ты посчитаешь - пятнадцать. Считай иль не считай, а все же - Пятнадцать, пятнадцать, пятнадцать».

Жеребьевки довольно часто проводились и с помощью палки. Палка, в зависимости от количества игроков в первую очередь, могла быть различной длины. Однако могли пользоваться при этом и соломинкой любой длины, стебельком растения или ремешком мальчика, заменявших палку.

Поскольку палка являлась важнейшим атрибутом в жеребьевках адыгских детей, рассмотрим некоторые формы ее применения. Участники игры поочередно брались снизу доверху за палку, переставляя поочередно руки, чтобы взяться за палку выше. Тот, чья рука обхватывала последней верхний конец палки, становился ведущим («командиром», «пастухом», «царем», «судьей»). Эта форма использования палки как инвентаря известна всем горским народам. Она нередко сопровождалась считалкой, в которой счет ведется не числительными, а ритмическими ударениями.

В зависимости от характера деятельности, цели действия считалки также могли трансформировать свое назначение. Так, при жеребьевке на палке вышеуказанным способом, проводимой у адыгов, произносится диалог:

— Салам алейкум!

— Алейкум салам!

— Куда идешь?

— В темный лес.

— Зачем идешь?

— В поисках кнута для кнутовища.

— Найдешь пару - Один себе возьмешь, Другой мне отдашь. Хочешь найди, Хочешь нет.

Этот же диалог применялся при определении длины прута для изготовления кнута. Обычно при этом за палочку двумя пальцами, указательным и средним, поддерживаемыми и большим пальцем, брались взрослые мужчины. Отмерив ритмически, обрезали ее, строгали, полировали, а иногда и надрезами украшали. Итак, считалка и палка служили и взрослым, и детям, и труду, и игре.

Определяли ведущего, также забрасывая палку с линии границы. Чья палка оказывалась заброшенной дальше всех, тот становился водящим или, наоборот, освобождался от роли более пассивного игрока и включался во все двигательное содержание игры.

Палку забрасывали различными приемами: рукою вперед, ногою назад, через голову, занося руку с палкой назад и оттуда забрасывали вперед. Брали также палку на ладонь стоймя и забрасывали как можно дальше. Кроме того, клали палку на землю и старались своей забрасываемой палкой попасть по лежащей палке и т. п.

Значительными компонентами большинства детских игр являлись поощрения и наказания, выносимые в основном в финале игры. Формами поощрения служили присуждаемые очки, выигранные альчики, пронесение «победителя» на спине побежденного, благодарственные возгласы в честь победителя-игрока или команды-победительницы. Однако по своему многообразию количество наказаний, на наш взгляд, превалирует над разновидностями поощрений. Видимо, недостаток в ловкости, сметливости, силе, решительности вызывал серьезную озабоченность и привлекал больше внимания, нежели сложившиеся навыки движений и ориентировки.

В большинстве случаев формы наказаний в детских играх северокавказских горцев являются весьма сходными, подчас и общими. Какие же формы наказания выделяются в народной практике физического воспитания как типичные, как самые популярные?

Отступившего от общепринятых и строго соблюдаемых правил игры или проигравшего участника били с определенного расстояния мячом в спину; щипали тыльную сторону кисти руки определенное количество раз; «женили» мальчика условно на самой отвратительной, некрасивой, безобразной «невесте» или на тех же условиях девочку «отдавали замуж»; ершили волосы на голове у мальчика; заставляли на спине пронести победителя или одного из игроков на определенное расстояние; палкой придавливали к дереву; драли ухо; щелкали по лбу, по носу или по голове; заставляли имитировать голоса животных; приказывали выполнить поручения, сопряженные с трудностями различного характера, например, «сбегать без передышки до определенного места и обратно», «поцеловать прохожего», «стащить незаметно какой-либо предмет в так же незаметно вернуть его на место», «съесть луковицу», «ходить на своих руках», «станцевать», «спеть смешную песенку», «надеть на голову лопух - «колпак позора», «оказаться внизу «кучи мала» и т. д. Конечно, эти наказания применялись не к каждой игре подряд, они в таком порядке и не подошли бы как меры наказания[138, С. 257].

Традиционные детские игры адыгских детей включали в себя арсенал многообразных двигательных качеств. Они включали в себя и бег, и прыжки» и перегибания всего тела, напряжение почти всех мышечных групп детского организма. Они представляли собой великолепное средство для привития волевых качеств. В играх всегда присутствует цель. Достижение цели обычно сопряжено с препятствиями. Беря эти препятствия, чтобы достигнуть игровой цели, ребенок исподволь учится брать препятствия в своей жизни, достигать жизненных целей, трудовых успехов, бороться за свои идеалы, без страха и с умением ориентироваться. В игре он учится соблюдению общественных правил поведения, руководствуется мнением большинства, учится различать добро и зло, дозволенное и недозволенное. К этому его хорошо готовят неукоснительные правила парной и групповой игры. .

Похожие диссертации на Физическое воспитание детей в семье в адыгской народной педагогике