Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование духовно-нравственных ценностей студентов (На занятиях по физической культуре) Рыбников Валерий Викторович

Формирование духовно-нравственных ценностей студентов (На занятиях по физической культуре)
<
Формирование духовно-нравственных ценностей студентов (На занятиях по физической культуре) Формирование духовно-нравственных ценностей студентов (На занятиях по физической культуре) Формирование духовно-нравственных ценностей студентов (На занятиях по физической культуре) Формирование духовно-нравственных ценностей студентов (На занятиях по физической культуре) Формирование духовно-нравственных ценностей студентов (На занятиях по физической культуре) Формирование духовно-нравственных ценностей студентов (На занятиях по физической культуре) Формирование духовно-нравственных ценностей студентов (На занятиях по физической культуре) Формирование духовно-нравственных ценностей студентов (На занятиях по физической культуре) Формирование духовно-нравственных ценностей студентов (На занятиях по физической культуре)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Рыбников Валерий Викторович. Формирование духовно-нравственных ценностей студентов (На занятиях по физической культуре) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Саратов, 2003 134 c. РГБ ОД, 61:03-13/2239-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические проблемы формирования духовно-нравственных ценностей студентов

1.1 Сущностная характеристика формирования духовно-нравственных ценностей студентов 14

1.2 Основные факторы формирования духовно-нравственных ценностей студентов 34

Глава II. Разработка системы формирования духовно-нравственных ценностей студентов и проверка ее эффективности

2.1 Обоснование педагогической системы формирования духовно- нравственных ценностей студентов 60

2.2 Анализ экспериментальных данных по определению эффективности педагогической системы формирования духовно-нравственных ценностей 86

Заключение 118

Список использованной литературы

Введение к работе

В настоящее время широкомасштабных социально-экономических изменений в России, коренных перемен в массовом сознании людей, смены идеологий происходят важные процессы в педагогической науке, характеризующиеся усилением гуманизации образовательных и воспитательных систем, ориентацией на качественные изменения воспитательно-образовательных программ. Перемены, связанные с переходом на рыночные отношения, предъявляют к человеку новые требования, расширяющие его возможности. В то же время эти перемены включают человека в ситуацию известной конкуренции, которая требует значительного напряжения его физических и духовных сил, постоянного профессионального и культурного роста, предоставляемых возможностями непрерывного образования. В этих условиях в значительной мере актуализируется проблема формирования у человека системы ценностей, сочетающих высокоразвитую духовную культуру с деловой активностью, инициативой, целеустремленностью, трудолюбием, предприимчивостью. Однако в настоящее время мы становимся свидетелями некоторого притупления у молодежи, обучающейся в современных вузах, гражданских, патриотических чувств; становятся весьма заметными меркантилизм, равнодушие и скептицизм. У большой части студенчества утрачивается доверие к старшему поколению, наблюдается рост бездуховности, пассивности в усвоении важных нравственных ценностей, снижение общего уровня образованности.

Таким образом, налицо противоречия: между требованиями общества в формировании духовно-нравственных ценностей личности и недостаточной работой вузов в этом направлении; между запросами

общества на духовно-нравственную и физически развитую личность и недостаточным использованием резервов физического воспитания.

В этой обстановке становится необходимостью сосредоточенная и целенаправленная педагогическая работа, ориентированная на воспитание личности, способной к восприятию культурных ценностей и нравственных идеалов, определяющих многие положительные качества в характере и поведении человека.

Поиск путей формирования духовно-нравственных ценностей студентов, определяющих их последующую профессиональную деятельность и активное участие в созидании нового общества и составляет проблему данного диссертационного исследования.

Сегодня вновь на первый план должны выйти субъекты образовательного процесса - личность педагога и личность студента. В содержании деятельности педагога существенную роль играет процесс формирования духовно-нравственных ценностей у студентов, отвечающих современным требованиям социального поведения, морали, образования и воспитания в целом. У преподавателя есть один инструмент, с помощью которого он может осуществлять это формирование - его учебный предмет. В диссертации рассматриваются возможности учебной дисциплины «физическая культура», с помощью средств которой преподаватель может выполнять свою гуманную и столь необходимую функцию — формировать духовно-нравственные ценности студентов.

Степень разработанности проблемы. Проблема воспитания личности студента вуза, формирования у него системы духовно-нравственных ценностей носит комплексный и межотраслевой характер, находясь на пересечении проблемных полей педагогики, общей и социальной психологии, философии, физиологии, физической культуры и спорта,

биологии и медицины. Многие представители этих наук, опираясь на
религиозные доктрины о теле человека, считают, что оно является средством
выражения, инструментом, который нужен душе для выявления скрытых в
человеке возможностей и полного их проявления. В физической культуре и
спорте душа и тело вместе стремятся к достижению совершенства
физических и духовных проявлений человека. В рамках педагогики, следуя
традициям, заложенным выдающимся теоретиком физической культуры
и педагогом-практиком П.Ф. Лесгафтом, были созданы работы, в которых
физическая культура рассматривалась в качестве фактора формирования
духовной культуры молодежи. Учеными педагогами были выполнены
работы, рассматривающие содержание физического воспитания как об
щественного явления (Н.П. Новоселов, Ф.П. Щувалов, В.Я. Элашвили ), роль
физической культуры в формировании социально активной и гармонично
развитой личности (И.Д. Беляев, А.С. Игнатьев, А.В. Лотоненко), влияние
физической культуры на индивидуальность молодого человека (С .А.
Жуковская, СМ. Оплавин, Ю.Т. Чихачев). Необходимо отметить, что
проблема формирования духовно-нравственных ценностей в студенческой
среде также не могла не рассматриваться специалистами в самых различных
ее аспектах . Однако ее анализ показывает, что до сих пор исследования
проблем учащейся молодежи, связанных с их духовно-нравственными
ценностями, не имеют комплексного и скоординированного

общенационального масштаба, и явно ощущается острый дефицит

1 Напр.: Масленникова В.Ш, Формирование нравственных убеждений студентов в учебно-воспитательном процессе средствами искусства: Автореф. дис. ... канд. философ, наук. Казань, 1982; Арчажныкова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. M., 1986; Быстрое Г.А. Идей но-нравственное воспитание студентов средствами музыки: Автореф, дис. ... канд. пед. наук. Минск, 1986; Никитина Н.И. Единство нравственного и эстетического воспитания в формировании профессионально-ценностных ориентации будущего учителя: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. M., 1988; Дышлевая Е.П. Формирование нравственных качеств будущего учителя музыки в процессе занятий музыкой: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Минск, 1989; Абдуллин Э.В. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.: Прометей, 1990.

современных исследований, посвященных проблеме духовно-нравственного мира студентов, представляющих собой специфическую социально-демографическую группу общества. Чаще всего исследователи обращаются к изучению проблемы нравственного воспитания в связи с воспитанием эстетическим. Особо необходимо отметить тот факт, что в огромном количестве научной и методической литературы, посвященной вопросам подготовки учителей физической культуры, проблемы формирования духовно-нравственных ценностей у студентов на занятиях физической культурой поднимаются явно недостаточно, чаще — лишь косвенно1. Принципиальной опорой для такого рода исследований может служить вступивший в силу 6 мая 1999 года Закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", в первой статье которого говориться о воспитательной функции физической культуры .

Осмысление рассмотренного исследовательского материала приводит к убеждению в необходимости поиска новых подходов к применению физической культуры в качестве весьма весомого инструмента в руках преподавателя, с помощью которого он может воспитывать личность современного выпускника вуза, формировать его духовно-нравственные ценности. Поскольку в настоящее время вопрос включения физической подготовки в число инструментов воспитания духовности является не достаточно разработанным, автором была сформулирована тема диссертационного исследования «Формирование духовно-нравственных ценностей студентов (на занятиях по физической культуре».

Напр.: Пономарчук В.А., Аяшев О.А. Физическая культура и становление личности. М„ 1991; Пономарев Н.А. Гуманизм, духовность и физическая культура // Теория и методика физической подготовки. СПб., 1994.

2 Российская газета. 1999. 6 мая, С.4.

Цель исследования — разработать педагогическую систему

формирования у студентов духовно-нравственных ценностей с помощью физической культуры.

Объект исследования ~ образовательная система современного вуза.

Предмет исследования - педагогический процесс формирования духовно-нравственных ценностей студентов.

Гипотеза исследования. Процесс формирования духовно-нравственных ценностей студентов будет продуктивным, если:

— занятия физической культурой будут сопряжены с уяснением студентами
философско-теоретических представлений о личности человека, его
биосоциокультурной сущности, что позволит им глубже осознать суть
изучаемых явлений и процессов;

— подготовка студентов в профессиональном отношении будет
осуществляться в рамках специальной педагогической системы,
предназначенной для целенаправленного формирования у них духовно-
нравственных ценностей;

- в процессе учебно-воспитательной деятельности будет выработана педагогическая установка на формирование способности студентов к освоению морального смысла категорий физической культуры и, как результат, под воздействием содержательной направленности занятий, возникнет соответствие сформированности духовно-нравственных ценностей характеру профессиональной работы будущих учителей-предметников.

Цель и гипотеза диссертационного исследования обусловили следующие его задачи:

теоретически осмыслить сущность духовно-нравственного воспитания студентов в условиях современного вуза;

уяснить педагогический характер и специфическую направленность физической культуры как фактора формирования духовно-нравственных ценностей студентов;

выявить педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей студентов с помощью учебной дисциплины «физическая культура» и разработать педагогическую систему данного формирования;

провести экспериментальную проверку эффективности разработанной педагогической системы формирования духовно-нравственных ценностей студентов с помощью физической культуры.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют, в
первую очередь, труды известных исследователей в области педагогики,
психологии, философии, социологии и других наук о человеке. Это:
Б.Г.Акчурин, Н.А.Бердяев, Б.Л.Вульфсон, Л.С.Выготский, Л.Г.Вяткин,
И.Г.Дубов, А.П.Зинченко, Ж.-П.Сартр, В.Н.Саяпин, З.Фрейд, Э.Фромм,
К.Д.Ушинский. В работе используются педагогические идеи о роли личности
в учебно-воспитательном процессе, концепции современного высшего
образования, разработанные, в том числе, Л.Г.Вяткиным, Б.С.Гершунским,
А.Н.Джуринской, В.А.Сластениным. Кроме того, используются

теоретические положения, касающиеся профессионально-прикладной физической подготовки студентов (Р.Г.Гостев, С.П.Евсеев), научные труды по теории и практике восточных единоборств (Ю.М.Чумаков, Б.П.Корякин, А.А.Долин, М.Нахаяма, Ким Су, К.Гиль).

Методы исследования. В работе использовался комплекс методов педагогического исследования, адекватных его предмету и задачам: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, позволивший раскрыть сущность формирующих действий субъектов образовательного

процесса, определить теоретическое и практическое значение тех новообразований в личности студента, которые происходят в процессе формирования у него духовно-нравственных ценностей; теоретическое моделирование, позволившее разработать педагогическую систему формирования духовно-нравственных ценностей студентов, В ходе исследования был проведен педагогический эксперимент, в ходе которого осуществлялся количественный и качественный анализ промежуточных и конечных результатов процесса формирования у студентов духовно-нравственных ценностей. Для проверки гипотезы и решения поставленных в диссертации задач применены методы тестирования и анкетирования, статистической обработки полученных данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись: Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского и Поволжский кооперативный институт г. Энгельса.

Этапы исследования охватывали 1999-2003 годы. Первый этап (1999-2000 г.г.) был связан с изучением и анализом психолого-педагогической, философской, социологической и культурологической литературы, выяснением степени разработанности проблемы, определением целей и задач диссертационного исследования.

На втором этапе (2001-2002 г.г.) выяснялась сущностная характеристика духовно-нравственного воспитания студентов, систематизировались принципы воспитательного процесса в соответствии с условиями функционирования современного вуза; выявлялись основные факторы, влияющие на формирование духовно-нравственных ценностей студентов; разрабатывалась педагогическая система формирования духовно-нравственных ценностей студентов с помощью учебного предмета «физическая культура».

Третий этап (2002-2003 г.г.) заключался в определении продуктивности разработанной педагогической системы формирования духовно-нравственных ценностей студентов. На данном этапе обобщались данные экспериментальной работы, интерпретировались результаты, делались выводы, оформлялась диссертация.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

осуществлен системный анализ наработок в области психолого-педагогических знаний о проблеме формирования у студентов духовно-нравственных ценностей средствами физической культуры;

выявлены условия формирования духовно-нравственных ценностей студентов средствами физической культуры;

теоретически обоснована и спроектирована педагогическая система формирования духовно-нравственных ценностей студентов, основанная на целенаправленной совместной деятельности субъектов образовательного процесса во время занятий восточными единоборствами.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно дает новый импульс в исследовании процессов формирования ценностей студентов современного вуза средствами учебных предметов. В ходе исследования были выявлены закономерности формирования духовно-нравственных ценностей студентов в ходе занятий физической культурой, в частности системой занятий восточными единоборствами.

Постановка и решение задач, касающихся проблемы поиска возможностей физического воспитания для формирования духовно-нравственных ценностей студентов, способствует реализации идей личностно ориентированной педагогики; разработанная педагогическая система формирования духовно-нравственных ценностей студентов

соответствует основным положениям новой парадигмы образования и вносит определенный вклад в теорию развития личности.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования разработанной педагогической системы в практике работы преподавателей физкультуры со студентами вузов, а также с учащимися муниципальных образовательных учреждений с целью формирования у них духовности и нравственности и, кроме того, укрепления их здоровья, подготовки к участию в спортивных соревнованиях.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечиваются: четким выбором фундаментальных методологических позиций; комплексным использованием методов педагогического исследования; соответствием научного аппарата объекту и предмету исследования; проведением опытно-экспериментальной работы в контролируемых условиях; позитивными результатами применения * разработанной педагогической системы в практике образовательных учреждений; согласованностью научных позиций с данными других исследователей; опорой на личный опыт работы диссертанта в высшем учебном заведении. Кроме того, они обусловлены объективностью данных опытно-экспериментального исследования, научностью подходов к изучению темы, соответствием выводов современным представлениям о формировании гармонически развитой личности в условиях занятий физической культурой и, в частности, восточными единоборствами.

Положения, выносимые на защиту.

1) Духовно-нравственные ценности человека составляют содержание его духовной культуры в сфере отношений, чувств и деятельности. Их характеристика и функции основаны на признании гуманности, добра, справедливости как основных критериев нравственности. Физическая

культура, как никакая другая сфера культуры, содержит наибольший потенциал воспроизводства личности как целостности, представляющей собой единство телесного и духовного. В связи с этим смена образовательных парадигм связывает цели образования с изменением ценностей человека, который стремится воплотить идеал подлинного единства его сущностных сил, духовного и физического совершенства.

2) Для формирования духовно-нравственных ценностей студентов
должны быть созданы условия, предполагающие комплекс методов и средств
воспитательного характера, обусловливающих рост их сознания, признания в
каждом из них человеческого достоинства, укрепление и развитие у них
чувства товарищества, коллективизма и одновременно здорового духа
конкуренции. Наиболее эффективно эти условия проявляются в период
занятий по физической культуре, особенно во время занятий восточными
единоборствами.

3) Формирование духовно-нравственных ценностей студентов
наиболее продуктивно в такой педагогической системе, которая основана на
целенаправленной совместной деятельности субъектов образовательного
процесса в период занятий физической культурой. Причем данная система
должна быть открытой, то есть ее результаты должны быть обеспечены
системой измерения с целью коррекции деятельности обучаемых.

Апробация и внедрение результатов, полученных в ходе диссертационного исследования, осуществлялись в процессе неоднократных выступлений автора с докладами на заседаниях кафедры педагогики Педагогического института Саратовского государственного университета, кафедры педагогики и психологии Поволжского кооперативного института, на научно-методических и научно-практических конференциях этих вузов. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в виде

публикаций в сборниках научных трудов, а также непосредственно на занятиях со студентами.

Основные положения диссертации опубликованы в шести печатных работах автора.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

(

*

Сущностная характеристика формирования духовно-нравственных ценностей студентов

Пожалуй, ни одно явление социальной жизни — ни наука, ни политика, ни право, ни религия — не истолковывались столь разноречиво, как мораль, духовно-нравственная составляющая человека. По разнообразию определений, которые получила на протяжении всей своей истории мораль, то есть нравственная область существования человека, с ней может соперничать, вероятно, только искусство. Трактовок сущности морали множество, и в каждом из определений находили отражение действительно важные стороны этого сложного понятия. Его содержание довольно часто интерпретировалось следующим образом: как опыт житейской мудрости, школа воспитания в человеке добродетельных свойств и качеств; исполнение божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; высшее наслаждение, удовлетворенность индивида своим поведением; наикратчайший путь к обретению счастья; самоценное, возвышенное служение чести, исполнение непререкаемого долга; инструмент сохранения порядка в обществе и требование общественной пользы, внешнее общественное установление, накладывающее на человека необходимые обязанности служения идеалу и утверждение справедливого жизнеустройства; обличение пошлой, несправедливой действительности; как суд над жизнью и самим собой, как условия, сковывающие личную инициативу и волю; как особый прием познания и сумма правил, обуздывающих животные инстинкты у человека; и как успокоительная иллюзия, помогающая человеку влачить свое бесцельное существование; и как определение смысла жизни.1

Уже из этого видно, как сложно очертить своеобразие духовно-нравственной сферы человека, которая зависит от множества факторов. Поэтому мораль, нравственность как духовные явления нелегко поддаются научному анализу, а недостаточная изученность духовно-нравственной сферы человека, тонкость многих психологических и социальных механизмов внутри нее, еще более затрудняют определение ее специфики. И все же определение выше названных понятий, на наш взгляд, вполне возможно при условии учета тех наработок, которые накоплены сегодня психолого-педагогической и философской школами. Опираясь на исследования отечественных и зарубежных ученых - педагогов, психологов, философов и социологов, посвятивших свою жизнь и деятельность проблемам образования, можно увидеть, что, во-первых, понятие «духовный мир» человека значительно шире понятия «нравственность». Суть духовного мира составляют общие эмоционально-интеллектуальные свойства человека, связанные с его психическими способностями, мышлением на уровне абстракций, его сознанием, мировоззрением. Над самыми элементарными потребностями человека возвышается комплекс сложных духовных потребностей: в музыке, любви, защите чести, общении с другими людьми и во многом другом. Богатый внутренний мир способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию человека. Духовно развитая личность способна с гораздо большей эффективностью управлять своей жизнедеятельностью. Формирование личности происходит не только в результате биологического созревания, хотя и сопровождается им, а в процессе накопления духовного багажа, посредством общественного взаимодействия, приобщения к культуре, искусству, усвоения опыта предшествующих поколений, обучения и т.д. Именно в этом процессе происходит становление человека, его сущности. Вопросам духовности, этой, по словам знаменитого русского философа Н.А.Бердяева, величайшей реальности на фоне видимого преобладания материальной основы мира, необходимо уделять первостепенное внимание, НА.Бердяев исследовал проблемы человека на протяжении всей своей жизни, утверждая: «...универсальное находится в индивидуальном, а не над ним».1 Таким образом, он высоко ценил духовно-нравственное начало.

Следует отметить, что духовность, находясь во взаимосвязи с образованностью, вовсе не равнозначна ей.2 Духовность предполагает нравственность, веру, гуманизм, однако она невозможна без знания. Любой интеллектуально неразвитый человек неизбежно будет совершать в силу своего невежества нравственные ошибки. В результате духовно-нравственного развития человек становится самодостаточен, он способен жить своей внутренней жизнью, не прибегая к пустым развлечениям и бессодержательному времяпрепровождению. У него не может возникнуть немотивированная агрессивность, стремление утвердить свое «Я» за счет других, унизить человека и т.д. В зависимости от того, какую сторону морально-нравственного аспекта брали те или иные мыслители, они высказывали самые различные точки зрения на мораль и нравственность как составляющие духовности.

Нравственность - одна из важнейших форм, способов проявления духовного мира, она является сердцевиной духовности, определяет качество духовной культуры в сфере отношений, чувств и деятельности людей. Нравственность основана на признании гуманности, добра и справедливости, являющимися главными критериями добропорядочности личности. Когда речь идет о нравственных предписаниях людям вести себя подобающим образом в быту и обществе, зачастую прибегают к понятию «мораль». В сущности мораль и нравственность во многом синонимичны. Современный словарь русского языка отмечает два значения понятия «нравственность»: первое - совокупность норм поведения человека в обществе; второе - моральные качества человека. В своем первом значении понятие «нравственность» совпадает с толкованием понятия «мораль»1. Все, что способствует росту гуманности и прогрессу общества, то и нравственно, то есть соответствует определенным моральным правилам и требованиям. Все, что разрушает личность и социум -безнравственно, аморально. Таким образом, духовно-нравственный мир человека - это ценностные ориентации, это чувства, интересы, настроения, помыслы, отношения, стереотипы поведения и жизненного самоопределения в сфере интеллектуально-чувственной деятельности каждого2.

Особенностью духовно-нравственной сферы является то, что она не локализуется в какой-то одной области человеческой деятельности (как, например, наука - в сфере познания; социология - в сфере общественных отношений). Духовно-нравственная сфера обладает всепроникающей способностью,

Основные факторы формирования духовно-нравственных ценностей студентов

Формирование и развитие личности, гуманизация, демократизация входят в число основных направлений современных реформ в сфере образования, являются их ключевыми идеями1. Образование по своей сути должно не только давать знания, но и изменять отношение человека к окружающей его социальной, культурной, географической среде. Обучение и гуманистическое воспитание должны представлять органический процесс целенаправленного формирования личности, результаты которого проявляются в единстве демократически-гуманистических, трудовых и культурно-нравственных позиций будущих выпускников. Поэтому, безусловно, актуальной является необходимость качественной постановки воспитательного процесса в школе, будь то высшая или средняя школы.

Феномен воспитания «многомерен», и потому в педагогической литературе можно встретить множество его определений в зависимости от функции воспитания.

Согласно педагогической энциклопедии, в широком смысле воспитание включает воздействие на личность общества в целом, в узком смысле трактуется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у обучаемых систему качеств личности, взглядов и убеждений1. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении (например, воспитание общественной активности, коллективизма и др.). Воспитание в широком смысле - функция общества, обеспечивающая его развитие посредством передачи новым поколениям людей социально-исторического опыта предшествующих поколений в соответствии с целями и интересами тех или иных социальных групп. Воспитание в узком смысле - процесс целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемых в рамках социальных институтов (семьи, воспитательных или учебных заведений, учреждений культуры, общественных организаций, средств массовой информации и др.) с целью ее подготовки к жизнедеятельности в различных сферах социальной политики (профессиональной, общественно-политической, культурной, семейно-бытовой и др.). Произнося в педагогической практике слово «воспитание», мы говорим, по крайней мере, о трех разных понятиях, ибо воспитание может рассматриваться в нескольких плоскостях: как социальное явление, как процесс и как деятельность. В социальном плане воспитание — это специально организованное, целенаправленное включение подрастающих поколений в освоение и преобразование мира человеческой культуры. Оно осуществляется через систему общественного воспитания, социально-политическая и организационно-управленческая направленность которой может быть различной. Педагогическое влияние этой системы рассчитано на поколение в целом, на крупные социальные группы населения. Воспитание как социальный феномен, воспитательный процесс, воспитательная деятельность — педагогические системы разной степени сложности. Наиболее стабильной выступает в этом ряду система общественного воспитания. На ее уровне во многом закладываются эффективность социально-педагогического влияния на личность, ощущение его комфорта и дискомфорта в системе отношений «отцы-дети». Здесь конкретизируются цели образовательных систем с учетом типа культуры, динамики развития общества, системы производства, человеческих отношений. Все это отражается в соответствующих нормативных документах, например, в Конституции, Законе РФ «Об образовании», президентских указах и др.1

Воспитание осуществляется не ради воспитания, не только для того, чтобы личностью положительно воспринималось воспитательное влияние, хотя это и является важным критерием успешности воспитания. В процессе воспитания возникают изменения в целостной структуре личности, что влечет за собой изменения и во всей структуре отношений индивида к действительности как определенному способу жизнедеятельности личности. Здесь необходимо подчеркнуть, что целью воспитания является формирование не законченной личности, а личности, развивающейся на протяжении всей ее жизни. Воспитание, кроме того, регулирует процесс самовоспитания, развития отношения самой личности к собственному формированию. Так трактовали сущность воспитательного процесса А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский.

В педагогической литературе широко применяется определение воспитания как целенаправленного управления процессом развития личности. Именно это определение положено в основу концепции, разработанной коллективом авторов под руководством З.А. Мальковой и Л.И. Новиковой «Концепция воспитания учащейся молодежи в современном мире», а также встречается в книге В.А. Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой «Воспитание? Воспитание... Воспитание!», отмеченной премией Президента РФ.

Наше исследование опирается на нормативную парадигму, основой которой является функция воспитания, направленная на формирование духовно-нравственных качеств личности, востребованных обществом и государством в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (статья 2): «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (то есть воспитание определенных качеств личности обучающихся, связанных нормами и ценностями). На современном этапе перед системой образования встают принципиально новые задачи.

Обоснование педагогической системы формирования духовно- нравственных ценностей студентов

В единстве с рассмотренными специфическими задачами в процессе физического воспитания решаются задачи формирования личности, воспитания членов общества, преданных его идеалам и отстаивающих его интересы, то есть, общепедагогические задачи. Эти задачи выдвигаются обществом перед всей социальной системой воспитания как особо значимые. Они решаются независимо от узкопрофессиональной специализации преподавателя, в этом смысле их и можно назвать «общепедагогическими». От того, насколько целеустремленно, последовательно и действенно обеспечивается в процессе воспитания формирование активной жизненной позиции личности в соответствии с высокогуманными идеалами, принципами и нормами поведения, в решающей мере зависит общий социально полезный эффект каждого отдельного вида воспитания, в том числе и воспитания физического. Какими бы значимыми ни представлялись результаты, достигаемые воспитанием физических качеств и двигательных способностей индивида, они могут оказаться, по меньшей мере, бесполезными для общества, если обладатель их не воспитан нравственно, если у него не выработаны твердые моральные принципы и нет активного стремления приложить свои силы на благо общества.1 Иначе говоря, общественно полезный эффект физического воспитания определяется тем, насколько тесно соединено физическое и духовно-нравственное воспитание. В процессе физического воспитания решаются и определенные задачи по воспитанию воли, позитивных качеств характера, эмоций и эстетических потребностей личности. Многогранное формирование личности обеспечивается не только в процессе физического воспитания — это общесоциальная проблема, однако полноценно решить ее без физического воспитания, на наш взгляд, невозможно. Только в единстве они становятся действительными гарантами духовно-нравственного развития человека.

Известно, что конкретизация задач в многолетнем процессе физического воспитания идет в аспекте практических профилирующих направлений, принятых в системе физического воспитания, и вместе с тем в аспектах, которые вытекают из необходимости дифференцированной постановки задач применительно к реальным особенностям, отличающим различные контингенты воспитываемых и каждого индивидуально. В соответствии с практическими профилирующими направлениями системы физического воспитания, решаемые в ней общие задачи получают конкретное преломление по профилю общей физической подготовки, профессионально-прикладной физической подготовки и спортивной тренировки.1 Иначе говоря, руководствуясь в качестве исходных общими задачами, на реализацию которых нацелена вся система физического воспитания, надо соотносить их с названными профильными направлениями, сложившимися в практике физического воспитания, и соответственно дифференцировать. Так, типичными в общей физической подготовке являются задачи, предусматривающие широкое физическое образование и достижение (или поддержание) базового уровня всестороннего развития жизненно важных физических способностей. В рамках профессионально-прикладной физической подготовки и спортивной тренировки особое внимание уделяется задачам избирательного углубленного совершенствования двигательных умений, навыков и способностей, необходимых для достижения достаточно высоких результатов в деятельности, избранной в качестве предмета профессионально-трудовой либо спортивной специализации, что, однако, не исключает дальнейшей реализации задач общей физической подготовки.

Индивидуализированная конкретизация задач, решаемых в физическом воспитании, предполагает детальное соотнесение их с теми индивидуальными возможностями и особенностями воспитываемых, от которых зависит реализация выдвигаемых задач. Суть дела заключается в том, чтобы, исходя из общих целевых установок, в каждом конкретном случае поставить индивидуально доступную задачу, трудность решения которой соответствовала бы реальным возможностям индивида на текущем этапе его развития и вместе с тем стимулировала бы его развитие. Такая конкретизация задач — дело, конечно, не простое, особенно при организации учебно-воспитательного процесса в форме широко практикуемых коллективных занятий, но необходимое и возможное при условии квалифицированного учета индивидуальных, возрастных, половых особенностей и уровня подготовленности воспитываемых. Конкретно поставить каждую отдельную задачу можно лишь в конкретной ситуации ее решения. В унифицированных программах физического воспитания, рассчитанных на широкие контингенты (школьные, вузовские), задачи формулируют в обобщенном виде, более конкретно их ставят в рабочих планах и других материалах планирования занятий, организуемых для определенной группы занимающихся, наиболее конкретно — при выработке индивидуальных установок-заданий. Конкретность в постановке задач должна получать свое выражение не только в четкой определенности их смыслового содержания, но и в четкой очерченности тех количественных результатов, каких требуется достичь, чтобы решить задачи (когда, конечно, есть к тому реальные возможности). Однако далеко не все задачи в воспитании могут быть выражены в количественно-нормативной форме; например, задачи по формированию духовно-нравственных ценностей личности достаточно трудно подлежат количественно-нормативной формализации.

Похожие диссертации на Формирование духовно-нравственных ценностей студентов (На занятиях по физической культуре)