Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея Кондратюк Татьяна Александровна

Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея
<
Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кондратюк Татьяна Александровна. Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Кондратюк Татьяна Александровна; [Место защиты: Краснояр. гос. пед. ун-т].- Красноярск, 2008.- 203 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/571

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки формирования духовно- нравственных ценностей учащихся в учебно-воспитательном процессе профессионального лицея 14

1. Духовно-нравственные ценности личности как предмет психолого- педагогического анализа 14

2. Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся как педагогическая проблема . 37

3. Специфика организации учебно-воспитательного процесса по формированию духовно-нравственных ценностей в профессиональном лицее 64

Выводы по первой главе

Глава 2. Реализация педагогических условий формирования духовно- нравственных ценностей учащихся профессионального лицея.. 89

1. Разработка и реализация курса «Основы нравственности» в учебно воспитательном процессе профессионального лицея . - 96

2. Создание культурно-досуговой среды профессионального лицея . 114

3. Включение учащихся профессионального лицея в волонтерскую деятельность 132

Выводы по второй главе 152

Заключение 155

Библиографический список 157

Приложения 171

Введение к работе

Актуальность исследования определяется необходимостью духовно-нравственного воспитания современного квалифицированного рабочего, способного возродить экономику, обращенную к человеку. Это выражено в социальном заказе общества образованию и отражено в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, Законе «Об образовании», Концепции модернизации профессионального образования. Духовно-нравственная деградация разрушает личность, создает угрозу национальной безопасности и делает бессмысленными все социально-экономические преобразования.

Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно останавливался на значении нравственных ценностей для успешного развития страны в своем послании Федеральному собранию (2007) он заявил: «Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров».

В педагогических исследованиях проблема духовно-нравственного
воспитания подрастающего поколения отражена в исследованиях
Г.С.Абрамова, Ю.В.Азарова, Н.Н.Баркова, В.А.Беляевой,

Е.В.Бондаревской, В.С.Безрукова, М. Г.Гинзбурга, В.И.Додонова, А.Г.Здравомыслова, Н.В.Мацуй, Н.В.Мартишиной, Т.В.Певчевой, В.А.Сластенина, А.П.Черных. Особую актуальность приобретает проблема формирования духовно-нравственных ценностей в отроческие годы (И.А.Зимняя, Д.И. Фельдштейн, Д.Б.Эльконин), так как в этот период осуществляется формирование самосознания, «выкристаллизовывается» личность. Таким образом, перед педагогами стоит задача наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Ш.А. Амонашвили и В.И.Загвязинский считают, что необходимо «по-настоящему видеть, ценить и сохранять вечные человеческие ценности в качестве

4 стратегических ориентиров образования».

Содержание понятия «ценность» большинство отечественных ученых-философов характеризуют через выделение ряда признаков, свойственных различным формам развитого общественного сознания (С.Ф.Анисимов, Е.В.Беляева, Л.П.Буева, Г.Н.Гусейнов, О.Г.Дробницкий, Б.И.Додонов, А.Г.Здравомыслов, И.Л.Зеленкова, М.С.Каган, Н.Н.Лукин, Н.С.Розов, В.П.Тугаринов, И.Т.Фролов, Э.Г.Юдин и другие).

В отечественных психологических исследованиях ценность
рассматривается в качестве важнейшего психологического фактора,
регулирующего и детерминирующего мотивацию, поведение человека
(Б.Г.Ананьев, А.И.Донцов, Ю.М.Жуков, А.Д.Леонтьев, А.Н.Леонтьев,
В.Н.Мясищев, и другие); ценности определяют как социальные и
культурные доминанты, ориентация на которые формирует в личности
высоконравственные потребности и осмысленные («философские» по
М.М.Бахтину) поступки (В.А.Караковский, Н.Д.Никандров,

А.В.Кирьякова, Т.И.Петракова, З.И.Равкин, О.А.Сидоренко, Е.Н.Шиянов, В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова).

Проблемам воспитания учащихся начальных профессиональных образовательных учреждений, к которым принадлежат профессиональные лицеи, посвящены исследования Э.Ф.Зеера, Л.Г.Новикова, А.И.Таюрского, И.П.Смирнова, Е.В.Ткаченко.

Анализ научной литературы, основных государственных документов в области образования показывает, что в настоящее время назрела необходимость разрешения ряда противоречий между:

возросшей потребностью общества в возрождении российской духовности и недостаточно выраженной духовно-нравственной направленностью образовательной политики в учебных заведениях начального профессионального образования;

потребностями начального профессионального образования в педагогическом обеспечении образовательного процесса, способствующего

5 формированию духовно-нравственной личности и недостаточно выраженной ориентацией учебно-воспитательного процесса направленного на подготовку рабочих, имеющих систему осознанных и личностно принятых духовно-нравственных ценностей;

- заложенными в содержание образования гуманистическими ценностями и недостаточным использованием их потенциала в учебно-воспитательном процессе начального профессионального образования;

Данные противоречия актуализируют проблему поиска путей
духовно-нравственного воспитания учащихся в учебно-воспитательном
процессе профессионального лицея. Следует отметить, что наукой
накоплены значительные знания и созданы определенные предпосылки,
необходимые для решения данной проблемы, однако формирование
духовно-нравственных ценностей учащихся в учебно-воспитательном
процессе профессионального лицея не являлось предметом специального
рассмотрения. Это обусловливает выбор темы исследования:
«Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся

профессионального лицея».

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в профессиональном лицее.

Предмет исследования: педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея.

Цель исследования: теоретически обосновать педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея и опытно-экпериментальным путем проверить их эффективность.

Гипотеза исследования: формирование духовно-нравственных ценностей учащихся будет осуществляться более эффективно, если в учебно-воспитательном процессе профессионального лицея в единстве и взаимосвязи реализуются следующие условия:

разработан и реализован элективный курс «Основы нравственности»,

направленный на уяснение учащимися лицея сущности и содержания духовно-нравственных ценностей;

организовано культурно-досуговое пространство лицея, нацеленное на становление духовно-нравственных предпочтений учащихся;

включение учащихся лицея в волонтерскую деятельность, способствующую их самореализации в соответствии с духовно-нравственными ценностями.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть «духовно-нравственные ценности» как предмет педагогического анализа, выявить их сущность и конкретизировать содержание данного понятия.

  2. Проанализировать существующие в отечественной теории и практике основные модели педагогической деятельности и возможности их применения по формированию духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея в современных условиях.

3. Выявить специфику учебно-воспитательного процесса
профессионального лицея, определяющую формирование духовно-
нравственных ценностей учащихся.

  1. Выявить критерии и их показатели для изучения состояния сформированности духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея.

  2. Проверить эффективность формирования духовно-нравственных ценностей учащихся в учебно-воспитательном процессе лицея.

Методологическую основу исследования составили: аксиологический подход, раскрывающий природу ценностей (С.Ф.Анисимов, М.Г.Гинзбург, Б.И.Додонов, М.С.Каган, В.П. Тугаринов), формирование ценностей (Н.Д.Никандров, З.И.Равкин, В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова, Е.Н.Шиянов); деятельностный подход, как основа присвоения личностью духовно-нравственных ценностей (А.Н.Леонтьев, Р.С.Рубиншейн).

Теоретическими основами исследования явились научные труды в области: психологической антропологии раскрывающие сущность человека (Б.Г.Ананьев, Б.С.Братусь, В.П.Зинченко, Е.И.Исаев, В.И.Слободчиков); духовно-нравственного воспитания (Е.В.Бондаревская, В.В.Игнатова, А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франки, М.И.Шилова); идеи о диалогической сущности образования (М.М. Бахтин, В.С.Библер, А.И. Шемшурина); положения возрастной психологии о новообразованиях юношеского возраста (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.А. Зимняя, Д.И.Фельдштейн).

Методы исследования: общетеоретические (анализ философской,
социологической, психолого-педагогической, справочно-

энциклопедической литературы по проблеме исследования; понятийно-
терминологической системы, нормативно-программной документации,
методических пособий); построение гипотез, прогнозирование,
моделирование; эмпирические (наблюдение, беседа, педагогический
консилиум, изучение и обобщение педагогического опыта);
социологические (анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы и
сравнения); математические (ранжирование, шкалирование, корреляция);
описательные (эмпатическое слушание, интерпретация,

библиографический метод, самохарактеристика); статистические (качественный и количественный анализ).

Организация научного исследования: Базой исследования явился Профессиональный лицей № 9 города Красноярска. Исследованием было охвачено 763 учащихся в период с 2003 по 2007 гг. Опытно-экспериментальная работа проводилась в экспериментальной группе в состав которой входило 53 человека.

Личное участие соискателя состоит: в теоретическом обосновании формирования духовно-нравственных ценностей учащихся в учебно-воспитательном процессе профессионального лицея; в разработке и реализации курса «Основы нравственности»; организации культурно-досугового пространства, создание проектной программы внеклассной

8 работы, разработке способов включения учащихся в волонтерское движение, определении критериальных признаков формирования духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея; в реализации и опытно-экспериментальной проверке эффективности педагогических условий исследуемого процесса.

Основные этапы исследования. На первом этапе (2003-2004 гг.) осуществлялась изучение и анализ проблемы духовности и нравственности в психологической и педагогической литературе, в практике начального профессионального образования. Определялись исходные теоретические положения, анализировался категориальный аппарат исследования, выявлялись противоречия. Осуществлялась постановка проблемы исследования, определялись цель, задачи исследования, формулировалась рабочая гипотеза, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы,

На втором этапе (2004 - 2006 гг.) проводился целенаправленный опрос учащихся профессионального лицея №9 г. Красноярска на предмет выявления духовно-нравственных ценностей. Осуществлялась выработка критериев сформированности духовно-нравственных ценностей учащихся, разработка диагностических методик. Определялись методы изучения исследуемого явления. Апробировались педагогические приемы, формы и методы работы по формированию духовно-нравственных ценностей учащихся, анализировалась их эффективность. Обобщался опыт работы диссертанта в качестве преподавателя профессионального лицея.

На третьем этапе (2007 - 2008 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по формированию духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея, проводился качественный и количественный анализ опытно-экспериментальной работы, обобщение результатов исследования; уточнялись теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работы; осуществлялось оформление текста диссертации и автореферата.

9 Научная новизна исследования:

1. Конкретизировано содержание понятия «духовно-нравственные
ценности» как качественной совокупности базовых общечеловеческих
ценностей, которые отражают в единстве духовный и нравственный смысл
существования человека, основываются на знании духовно-нравственных
ценностей (ценность-знание), выражают его особо чуткое отношение к
миру, людям, самому себе (ценность-отношение), проявляются в духовно-
нравственной деятельности (ценность-деятельность) и в целом придают
жизни человека высший и утонченный смысл.

2. Раскрыта сущность процесса формирования духовно-нравственных
ценностей учащихся профессионального лицея как организации
педагогической деятельности, гуманистически направленной на
обеспечение усвоения ими сущности духовно-нравственных ценностей,
становление духовно-нравственных предпочтений и самореализацию в
соответствии с данными ценностями в деятельности.

3. Обоснованы основные критерии и выявлены показатели
сформированности духовно-нравственных ценностей: познавательно-
ориентационный, эмоционально-оценочный, рефлесивно-поведенческий.

4. Доказано, что в единстве и взаимосвязи педагогические условия
(разработка и реализация элективного курса «Основы нравственности»,
направленного на усвоение учащимися лицея сущности и содержания
духовно-нравственных ценностей; организация культурно-досугового
пространства лицея, нацеленное на становление духовно-нравственных
предпочтений учащихся; включение учащихся лицея в волонтерскую
деятельность, способствующую их самореализации в соответствии с
духовно-нравственными ценностями) способствуют формированию
духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены теоретические предпосылки формирования духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея, раскрыта

10
сущность духовно-нравственных ценностей, разработаны критериальные
характеристики и уровни сформированности данных ценностей, описаны
условия их формирования, что расширяет аксиологические знания о
духовно-нравственном воспитании учащихся начального

профессионального образования.

Практическая значимость исследования: разработан и реализован
курс «Основы нравственности», описана методика организации культурно-
досугового пространства лицея, предложены способы включения
учащихся лицея в волонтерскую деятельность. Все это может быть
использовано в учебно-воспитательном процессе образовательных

учреждений, в процессе повышения квалификации инженерно-педагогических работников. Результаты исследования по формированию духовно-нравственных ценностей внедрены в образовательную практику профессионального лицея № 9 г. Красноярска (экспериментальная площадка Федерального института развития образования) и рекомендованы Федеральным агентством по образованию для внедрения в учебные заведения начального профессионального образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных его предмету, цели и задачам; опорой на современные данные педагогической науки, сочетанием количественного и качественного анализа, подтвержденного результатами опытно-экспериментальной работы; положительными результатами апробации внедрения структуры и содержания деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей учащихся в условиях профессионального лицея.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования были изложены и получили положительную оценку на всероссийских научно-практических конференциях, семинарах-совещаниях Федерального агентства по

образованию, Федерального института развития образования, Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева: «Проблемы нравственного и патриотического воспитания учащихся» (Москва, 2006г.), «Проблемы воспитания в учреждениях начального профессионального образования» (Анапа 2006г., 2007г.), «Инновационная деятельность учебных заведений России» (Москва, 2007г.), «Духовно-нравственное становление современного поколения в процессе социализации» (Красноярск, 2007г.), «Образование и социализация личности в современном обществе» (Красноярск, 2007г.).

Ход и результаты диссертационного исследования периодически заслушивались на заседаниях научных советов Федерального института развития образования (г. Москва 2006, 2007гг.), кафедре педагогики и психологии Сибирского государственного технологического университета. Разработанная программа «Нравственное просвещение и воспитание на основе общечеловеческих ценностей» стала победителем всероссийского конкурса воспитательных систем «Искусство воспитания» (2007г).

На защиту выносятся следующие положения: 1. Духовно-нравственные ценности как качественная совокупность базовых общечеловеческих ценностей отражают в единстве духовный и нравственный смысл существования человека, придают жизни человека высший и утонченный смысл и основываются на значимости духовно-нравственного знания (ценность-знание), выражают его особо чуткое отношение к миру, людям, самому себе (ценность-отношение), проявляются в духовно-нравственной деятельности (ценность-деятельность). В структуре духовно-нравственных ценностей выделяются: Человек - как самоценность во всей полноте своего потенциального и актуального бытия; Жизнь - как непрерывный процесс становления человеческого в человеке; Деятельность - как основополагающая характеристика активного человеческого существования.

12
2. Формирование духовно-нравственных ценностей осуществляется
последовательно: от этапа усвоения к этапу предпочтения и далее к этапу
личной самореализации. Этап усвоения предполагает восприятие учащимся
духовно-нравственных ценностей, понимание их сущности. Этап
предпочтения характеризуется положительной личной оценкой данных
ценностей и признанием их в качестве ориентиров жизнедеятельности.
Этап самореализации связывается с проявлением учащимся духовно-
нравственных ценностей в процессе жизнедеятельности. Сущность
формирования духовно-нравственных ценностей учащихся

профессионального лицея - педагогическая деятельность, гуманистически
направленная на обеспечение усвоения ими сущности духовно-
нравственных ценностей, становление духовно-нравственных
предпочтений и самореализацию в соответствии с данными ценностями.
3. Выявление степени сформированности духовно-нравственных ценностей
учащихся профессионального лицея возможно на основе анализа критериев
(признаков) их проявлений.

Познавательно-ориентационный критерий раскрывается через показатели и выражается в способности учащихся ориентироваться в духовно-нравственной сфере, соотносить духовно-нравственные ценности с общечеловеческими, в осознании значимости данных ценностей в жизни, понимании необходимости сознательного и осмысленного выбора духовно-нравственных ценностей.

Эмоционально-оценочный критерий раскрывается в показателях и отражается в заинтересованности духовно-нравственной проблематикой, предпочтительном отношении к духовно-нравственным ценностям в сравнении с другими, способности эмоционально переживать . данные ценности, переводить информацию о духовно-нравственных ценностях в потребностно - мотивационную сферу.

Рефлексивно-поведенческий критерий выражается в показателях способности самостоятельно выбирать и осваивать духовно-нравственные

13 ценности, активно включаться в духовно-нравственную деятельность, руководствоваться духовно-нравственными ценностями в общении, самореализовываться как духовно-нравственная личность. 4. В качестве педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея выступают:

- разработка и реализация элективного курса «Основы
нравственности». Данный курс представлен семью разделами: «Основы
общечеловеческой морали», «Мораль и верования языческого общества»,
«Становление монотеизма и его мораль», «Этическое учение Иисуса
Христа», «Ислам», «Великие учителя человечества», «Единство этических
учений», обеспечивает усвоение уяснение учащимися лицея сущности и
содержания духовно-нравственных ценностей;

- организованное культурно-досуговое пространство лицея через
осуществление проектной деятельности учащихся, работы студии
художественного творчества способствует становлению духовно-
нравственных предпочтений учащихся;

- включение учащихся лицея в волонтерскую деятельность,
посредствам организации дискуссионного клуба, акций, добровольной
трудовой деятельности, лицейскую газету, ученического соуправления
содействует их самореализации в соответствии с духовно-нравственными
ценностями.

В целом эти педагогические условия в совокупности и взаимосвязи способствуют формированию духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея.

Публикации. По теме диссертации опубликовано десять научных статей общим объемом 12,3 п.л. Три статьи опубликованы в журналах из перечня ВАК, авторский вклад 1,8 п.л.

Структура диссертации: диссертация состоит из Введения, 2 глав, Заключения, списка литературы, Приложения.

Духовно-нравственные ценности личности как предмет психолого- педагогического анализа

В настоящее время на рынке труда востребованы профессионально-компетентные, высокообразованные, культурные молодые люди, способные осознано принимать нравственно ориентированные решения, обладающие развитым духовно-творческим потенциалом, принимающие духовно-нравственные ценности как ориентир профессиональной деятельности и личной жизни. Данные требования в полной мере относятся к выпускникам профессиональных лицеев.

В связи с изменением социальной ситуации и собственного статусного положения молодые люди приходят обучаться в профессиональный лицей с определенным ценностным отношением к миру. От того, какими ценностями они руководствуются в жизни, зависит их духовно-нравственная самореализация в социуме и будущей профессиональной деятельности.

В этой связи одной из частных задач данного параграфа является родовидовой анализ понятия «духовно-нравственные ценности». Духовно-нравственные проблемы становления личности привлекают внимание многих ученых ( Абрамов Г. С, Беляев В. А., Черных А. П., Певчев Т. В., Гинзбург М. Г., Здравомыслов А. Г., Игнатова В.В., Мацуй Н. В., Мартишина Н. В., Сластенин В. А.). Анализ философских и психолого-педагогических идей, отраженных в данных работах позволил нам определиться с направлением поиска предпосылок формирования духовно-нравственных ценностей личности. При этом, мы исходим из основополагающей идеи, что формирование духовно-нравственных ценностей личности возможно на основе ценностного сознания, ценностного отношения, ценностного поведения (Г.И.Чижакова). Данный подход позволил нам ограничить теоретический поиск и обратить внимание при выявлении сущности и содержания духовно-нравственных ценностей как компонента структуры личности.

Анализ научной литературы показывает, что категория «ценность» является общенаучной категорией. Это понятие используется в философии, этике, социологии, психологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, абстрактных идей, воплощающих общественные идеалы, выступающих эталоном должного, целевого. Ценность является одним из ключевых нравственно ориентированных понятий, выступает как культурный образец, условие полноценного бытия. Ценность есть «то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением» [213.С.507].

Ценности, по мнению С.Ф. Анисимова, являются смыслообразующим моментом жизни людей [11]. Они являются базовым структурным компонентом личности, задают ориентацию на будущее - считает М.Г. Гинзбург [63]. По мнению А.Г. Здравомыслова, содержание ценности обусловлено культурными достижениями общества, в ценностях выражается мера духовного богатства личности [83]. Б.Г.Ананьев отмечает, что ценности в психологии выступают как центр духовного развития личности [9]. Ценности, декларируемые образованием, должны поддерживаться обществом, в противном случае ценности утрачивают свою значимость -утверждает Н.Д. Никандров [144]. Убедительно доказал актуальность ценностной проблематики в этике и эстетике В.П.Тугаринов [208]. Таким образом, проблема формирования ценностей личности находится в поле зрения ученых - представителей разных областей знаний.

Во многих языках есть слова, обозначающие объект ценностного отношения, субъективное его переживание и понимание - ценность, оценка, достоинство и другое. В русском языке слово «ценность » вероятно, связано со словом «цена». По мнению лингвистов, цена, означает ценить высоко -ставить, придавать достоинство. Исследуемое понятие проанализировано К.Марксом. Он изучил значение слова «ценность» на санскритском, латинском, готском, английском, французском и многих других языках. Он сделал вывод, что слово «value» выражает не что иное, как потребительскую стоимость вещей для человека. Эти свойства делают их полезными и приятными, необходимыми для человека.

Краткий экскурс показывает, что понятие «ценность» становится центральным понятием в различных философских теориях: Платон и Аристотель за основу ценностей принимают Божественный авторитет. Аристотель в учении о благах рассуждает о том, что «к одним вещам люди стремятся ради них самих, к другим же - как к средствам для первых» [13]. Аристотель вводит понятие «высшее благо», называя высшим благом «разумную деятельность души», отвечающую предназначению человека [Там же]. Все остальное имеет смысл и ценность только относительно такого понимания.

Целенаправленно изучением ценностей занимается философская наука аксиология (от греческого «axia» - ценность). Однозначной трактовки понятия «ценность» аксиология не дает. Аксиология рассматривает вопрос ценностей как применительно к этике, так и к психологии. Экзистенциальная психология (Е. Джендлин вслед за М. Хайдеггером) объясняет «ценность» как целостность жизни, придающей ей направление, связывая ценность с переживанием, чувствованием. Гуманистическая психология (А. Маслоу) выделяет бытийные ценности как ценности полноты бытия - добро, красота, справедливость, правдивость, самодостаточность, подчеркивая, при этом, необходимость личности отдавать, дарить ценности миру [131.С.132-151].

Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся как педагогическая проблема

В современной поликультурной ситуации принципиально не существует единого подхода к формированию духовно-нравственных ценностей. Это связано с тем, что, с одной стороны, произошла девальвация прежних ценностей, с другой - не выстроена система новых. Противоречивый характер, сложившейся в мировой и отечественной педагогической практике, указывает на необходимость глубокого осмысления лучших образцов духовно-нравственного воспитания и последовательного их «привнесения» в образовательный процесс современной школы. Исторически сложилось различные модели педагогической деятельности, которые отражают основные направления духовно-нравственного воспитания личности. Анализ данных моделей и направлений духовно-нравственного воспитания личности позволяет выявить педагогические идеи, которые определяют проблемное поле исследуемого процесса. Осмысление данных идей позволяет проектировать формирование духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея с учетом исторически сложившегося российского опыта и с ориентацией на лучшие педагогические традиции. В этой связи логика настоящего параграфа ориентирована именно на решение данной задачи.

Поскольку в основе различных направлений формирования духовно-нравственных ценностей лежат разные представления о данном процессе, то, прежде всего, необходимо обратиться к его анализу как педагогической деятельности. С точки зрения педагогической теории существует классификация моделей педагогической деятельности [30; 59], в основу которой также, как и в нашем исследовании, положены аксиологический и культурологический подходы. Автор (Л.А. Беляева) выделяет два типа таких моделей: объективно-всеобщий и субъективно-индивидуальный. Разновидностями первого типа, в соответствии с данной классификацией, являются: социоцентрическая модель, рассматривающая человека как продукт социальной среды и видящая его на значение в служении обществу и государству; теоцентрическая модель, основанная на объективно-идеалистическом понимании человека как продукта божественного творения. Разновидностями второго типа, по мнению автора, являются: натуроцентрическая модель, образования и воспитания, где человек рассматривается, как часть природы, и акцент делается на признании врожденного характера всех его качеств; смысл жизни понимается, как следование своей природе; антропоцентрическая модель, основанная на признании самооценки личности, ее самодостаточности в опоре на свою нравственную сущность [29; 61].

В современной отечественной педагогической практике, так или иначе реализуются все типы приведенных моделей. Каждая из представленных моделей педагогической деятельности может выступать в качестве некоторой формы организации данной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей учащихся. Деятельность всегда связана с определенным содержанием, наполняющим данную форму в соответствии с философским представлением о взаимосвязи формы и содержания. Мы считаем, что педагогическая деятельность по формированию духовно-нравственных ценностей учащихся, реализуемая в соответствии с той или иной моделью, будет иметь свою специфику при решении конкретных педагогических задач.

Кроме того, в каждой из моделей могут быть реализованы разные подходы к формированию духовно-нравственных ценностей учащихся (культурологический, деятельностный, знаниецентрический, личностный и другие). Опираясь в построении педагогической деятельности на культурологические основания, рассмотрим содержание моделей по формированию духовно-нравственных ценностей личности учащихся с этих позиций.

Например, социоцентрическая модель в истории отечественной педагогики имела максимальное развитие в советский период, когда в качестве «культурных оснований» использовались ценности, исходящие из философии марксизма-ленинизма, она также может проявиться и в других исторических условиях, имеющих аналогичные основания. Натуроцентрическая модель бу дет связана с возрождением этнопедагогических традиций, исходящих из связи человека с миром природы, ее одухотворением и принятием зависимости человека, его судьбы от многообразных («злых» и «добрых») духовных сущностей, наполняющих мир. Теоцентрическая модель будет иметь в российской культуре православную, мусульманскую или другую ориентацию в зависимости от региональных особенностей. Антропоцентрическая модель проявляется в отсутствии крайних педагогических проявлений выражаясь в гуманистической ориентации образования, [41] опирается на поликультурные основания, представляющие собой сложный комплекс идей об человеческой культуре, как системе этических, деятельностных, коммуникативных, эстетических и других норм.

В основе педагогической деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей личности учащихся лежат определенные ценности, ориентирующие конкретную педагогическую деятельность в том или ином направлении. Опираясь на аксиологические основания в анализе образовательной практики и используя теоретические концепции (модели педагогической деятельности), нам удалось выявить основные направления формирования духовно-нравственных ценностей учащихся.

Учитывая деятельностную природу личности, мы считаем необходимой в педагогической деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей личности учащихся профессионального лицея специально организовать работу по самоопределению личности в нравственной сфере. Деятельность по самоопределению личности, как следует из теории деятельности, может быть организована как процесс соотнесения собственных потребностей, мотивов и ценностей с другими разными ценностями, потребностями, мотивами. Для осуществления этого процесса, по мнению И.И.Сулима, необходимыми являются процедуры понимания себя (самоонализ) и «Другого» [196; 201].

Разработка и реализация курса «Основы нравственности» в учебно воспитательном процессе профессионального лицея

В настоящем параграфе дано описание опытно-экспериментальной работы по созданию первого педагогического условия: разработке и реализации элек тивного курса «Основы нравственности», взаимосвязанных с ним классных часов и обогащение содержания образования через реализацию межпредметных связей данного курса с предметами общеобразовательного и профессиональных циклов. Целью разработки и реализации элективного курса «Основы нравственности» является нравственное просвещение, направленное на уяснение учащимися лицея сущности и содержания духовно-нравственных ценностей.

Организация и содержание данного этапа опытно-экспериментальной работы связывались с тем, что освоение учащимися знаний о духовно-нравственных ценностях способствует осознанию, принятию их как приоритетных, то есть происходит уяснение учащимися сущности данных ценностей и затем они руководствуются ими в деятельности и общении. Была поставлена цель — повышение уровня информированности учащихся профессионального лицея о духовно-нравственных ценностях как жизненно значимых, содействие оцениванию своего поведения с духовно-нравственных позиций.

Курс «Основы нравственности» относится к элективным курсам теоретиче ского обучения, реализуемого в рамках национально-регионального компо нента учебного плана профессионального лицея. Была разработана программа дисциплины, тематический план, определено содержание и формы (например, классные часы, встречи, экскурсии), определены межпредметные связи курса. Программа элективного учебного курса «Основы нравственности» (Приложение № 1) предусматривала изучение культурных традиций, отра жающих возникновение и становление духовно-нравственных ценностей, вы текающих из учений Конфуция, Лао Цзы, Моисея, Будды, Сократа, Платона, Аристотеля, Иисуса Христа, Мухаммада, А.Меня, Л.Толстого,

Ф.Достоевского изложенных в литературных источниках духовного наследия разных народов: Торе, Дхаммападе, Евангелии и Коране. Эти культурологические знания служат основой формирования духовно-нравственных ценностей. Именно из них человечество на протяжении тысячелетий черпало свои ценностные ориентации о добре, справедливости, гуманизме, свободе и равенстве людей. На них сформировались современные представления о правилах общежития и нравственном поведении людей.

При разработке программы элективного учебного курса «Основы нравственности» В.А.Мальцевым учитывались общие положения, которые определили характер его реализации:

Во-первых, светский характер изложения материала заключался в рассмотрении не религиозных вопросов, которые касаются культа, исполнения обрядов, а нравственных норм, которые изложены в священных книгах как культурных источниках нравственного знания. Принцип светскости преподавания курса «Основы нравственности» предполагал учет разнообразия мировоззренческих подходов в системе образования, поэтому необходимо уважительное отношение к пониманию религии как основы традиционной культуры семьи, народа, нравственного развития и формирования личности учащегося. При изучении курса преподаватель проявлял максимум такта, чтобы не превращать изучение курса в пропаганду или навязывание какого-то религиозного культа, не выходить за рамки закона «Об образовании», определяющего светский характер обучения в государственных учебных заведениях Российской Федерации. Одновременно изучение культурно-исторических традиций, связанных с религиозными праздниками, обычаями и особенностями жизненного уклада являлось необходимым, так как неразрывно связано с культурой народов, населяющих нашу страну.

Во-вторых, этическая направленность подразумевала, что курс является не абстрактной дисциплиной, изучающей религиозные культы, а руководством по усвоению норм нравственного поведения.

В-третьих, основная цель исторического подхода состоит в том, чтобы проследить, как происходила в течение всей истории человечества духовная эволюция и выработка духовно-нравственных ценностей и на них основанных норм поведения.

Создание культурно-досуговой среды профессионального лицея

В качестве условия формирования духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательном процессе профессионального лицея мы рассмотрим организацию культурно-досугового пространства. Это педагогическое условие соотносится со вторым этапом усвоения личностью духовно-нравственных ценностей - этапом предпочтения.

Для практического решения задач этапа мы опирались на теоретические положения педагогической аксиологии (В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова) о сущности ценностного отношения: ценность получает актуальное существование в деятельности, когда субъект во взаимодействии с объектом, формирует эмоциональное отношение, выражает предпочтение и внутреннюю ценностную позицию, признает преимущество духовных ценностей перед другими. Ценностное отношение возникает под влиянием реальной жизненной практики и требует внутренней активности человека [182].

В формировании духовно-нравственных ценностей через создание культурно-досугового пространства важное место занимала группа средств, направленных на формирование духовно-нравственных суждений, оценок, понятий, убеждений. На протяжении всего времени обучения в лицее с учащимися проводились нравственные беседы, лекции, диспуты по проблемам этики и морали. Особенностью проведения данных бесед и диспутов являлось то, что они не носили назидательный характер, а состояли из обсуждения жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Выбор тематики бесед зависел от возрастных особенностей детей и уровня нравственной подготовленности.

Особая важность в создании культурно-досуговой среды в учебной группе принадлежала мастеру производственного обучения. Совместно с мастерами учебных групп разрабатывали цели воспитательной работы, прогнозировали результат своей деятельности по воспитанию духовно-нравственных ценностей учащихся, осуществляли индивидуальный подход, создавали психологически комфортную среду в учебной группе. С целью оказания помощи и поддержки учащимся в духовно-нравственном становлении личности изучались их склон ности, интересы, субъективное мнение, жизненный опыт.

Для создания культурно-досугового пространства в учебной группе совместно с мастерами производственного обучения проводилось: изучение традиций и обычаев народов мира, своей страны, города, в котором они проживают; выпуск лицейных газет, постановка спектаклей, посещение театров, музеев, выставок, обеспечивающих встречу учащихся с духовно-нравственными ценностями; фестивали, концерты, демонстрирующие примеры нравственности, образы освоения и преобразования нравственной культуры. Большое значение в организации культурно-досугового пространства лицея имела демонстрация и поощрение талантов учащихся. С этой целью проводились тематические групповые программы, концерты, творческие отчеты, вечера, дни открытых дверей.

Главной задачей по организации культурно-досугового пространства по формированию духовно-нравственных ценностей была педагогическая деятельность по выстраиванию отношений между учащимися с позиции гуманизма и уважения. Своеобразие воспитательных систем групп во многом было обусловлено индивидуальными особенностями, возрастом учащихся, профессиональной направленностью учебной группы. Но во всех лицейных группах, при создании культурно-досуговой среды по формированию духовно-нравственных ценностей мы учитывали важность педагогической поддержки лицеистов. Ученые О.С. Газман, Д.В. Григорьев, Н. Крылова, Н.Е. Щуркова, выделяют педагогическую поддержку, как особую сферу целенаправленной педагогической деятельности и рассматривают ее как средство создания культурной среды для формирования духовно-нравственных ценностей учащегося.

Опираясь на теоретические исследования и практику работы в лицее, мы разработали алгоритм создания психологически комфортного климата учебной группы, способствующего усвоению духовно-нравственных ценностей.

На первом этапе мастер акцентировал внимание лицеистов на духовно-нравственной проблеме, требующей осмысления, обнаружения в ней личного смысла. Обнаружение нравственной проблемы осуществлялось на основе взаимодействия учащихся с другими людьми или раскрытия многообразия культурных ценностей литературы, искусства, кино и других.

Второй этап - эмоционально-ориентационный. Педагог постоянно, с первых минут обучения в лицее учащихся демонстрировал свое эмоциональное чуткое, внимательное, доброе отношение к учащимся. Многие учащиеся лицея отмечали, что внимание, поддержка и принятие их такими как они есть со стороны педагогов изменяли их привычное мнение о себе и оценки их окружающими людьми. Учащиеся, вчерашние «неудачные троечники» теперь становились будущими квалифицированными рабочими, имели возможность проявить себя в новом педагогическом и ученическом коллективе. Большое внимание уделялось формированию личностных комфортных отношений в учебной группе, через коммуникации всех участников учебно-воспитательного процесса. Для создания культурно-досуговой среды в лицее активно использовались приемы формирования духовно-нравственных ценностей в коммуникациях педагогов и учащихся на учащихся по формированию духовно-нравственных ценностей (Таблица №.6).

Эти педагогические приемы способствуют созданию в группе культурной среды, созданию и развитию ученического коллектива; организации досуга.

Третий этап - диалогический, был направлен на поиск учащимися своей позиции среди сверстников. Взаимодействие на этом этапе стало возможным только «как объединение людей на основе общих ценностей и смыслов». На этом этапе учащийся имели свою индивидуальную духовно-нравственную позицию среди других, сравнивали ее, реализовали тем самым нравственные ценности.

Похожие диссертации на Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея