Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эстетической культуры учащихся профессионального лицея Малыгина Татьяна Маркияновна

Формирование эстетической культуры учащихся профессионального лицея
<
Формирование эстетической культуры учащихся профессионального лицея Формирование эстетической культуры учащихся профессионального лицея Формирование эстетической культуры учащихся профессионального лицея Формирование эстетической культуры учащихся профессионального лицея Формирование эстетической культуры учащихся профессионального лицея Формирование эстетической культуры учащихся профессионального лицея Формирование эстетической культуры учащихся профессионального лицея Формирование эстетической культуры учащихся профессионального лицея Формирование эстетической культуры учащихся профессионального лицея Формирование эстетической культуры учащихся профессионального лицея Формирование эстетической культуры учащихся профессионального лицея Формирование эстетической культуры учащихся профессионального лицея
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Малыгина Татьяна Маркияновна. Формирование эстетической культуры учащихся профессионального лицея : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Оренбург, 2000 131 c. РГБ ОД, 61:01-13/1458-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицея 11

1. Формирование эстетической культуры личности как педагогическая проблема 12

2. Специфика формирования эстетической культуры в профессиональном образовании лицеистов швейного профиля 29

3. Критерии формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицея 42

Глава II. Опыт формирования эстетической культуры учащихся в условиях профессионального лицея 60

1. Создание эстетически подготовленной среды в профессиональном лицее 61

2. Обогащение содержания профессионального образования компонентами эстетической культуры 74

3. Взаимодействие профессионального лицея с учреждениями дополнительного образования и семьей по формированию эстетической культуры учащихся 90

Заключение 104

Литература 107

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. Демократическое обновление общества на современном этапе, объективная потребность совершенствования системы образования, обогащения содержания, методов и форм работы обуславливают изменившийся характер социальных требований, предъявляемых к специалисту. Целостное педагогическое осмысление сложившейся ситуации приводит к необходимости ориентации деятельности образовательных учреждений на общечеловеческие ценности. Идет активный поиск путей перехода от массово-репродуктивных к личностно-ориентированным педагогическим технологиям, все отчетливее просматриваются гуманистические основы воспитания, возрастает потребность в активизации творческо-эстетического потенциала личности.

Обозначенные требования особенно актуальны применительно к сфере начального профессионального образования, которая призвана решать сложнейшие проблемы личностного становления своих воспитанников в постоянно изменяющихся условиях рыночных отношений, когда развитие способности творить мир по законам красоты, формирование высокой эстетической культуры учащихся является важнейшим условием жизненного самоопределения растущего человека, успешностью реализации им своих жизненных планов.

В настоящее время в науке накоплен определенный фонд знаний, позволяющий всесторонне исследовать обозначенную проблему. Это труды выдающихся педагогов, посвященные вопросам формирования эстетической культуры личности (П.П.Блонский, П.Ф.Каптерев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.). За последние годы в педагогических исследованиях усилился интерес к общим вопросам эстетического воспитания учащихся профессиональных училищ и лицеев (Л.А.Волович, Л.Р.Вишнякова, И.И.Зарецкая, А.Е.Ларин, Т.И. Левашова, А.П. Сейтешев, Б.А.Эренгросс и др.). Наметился более диффе- ренцированный подход к задачам эстетического воспитания через формирование отдельных компонентов эстетического сознания личности будущего рабочего (В.А.Андреева, СП. Кудрявцева и др.). Появились работы, посвященные вопросам эстетического отношения учащихся к труду (Б.А. Адаскин, В.Д.Баранов, Е.Д. Варнакова, А.П.Грай, Э.К.Зыкова, И.В. Фичора и др.).

Вместе с тем педагогический анализ проблемы эстетического воспитания учащихся учреждений профессионального образования выявил ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать повышению эффективности формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицея. Прежде всего, это противоречия между: необходимостью развития эстетической культуры учащихся и не достаточной подготовкой руководителей, преподавателей, мастеров про изводственного обучения к решению обозначенной задачи в профессио нально-педагогической практике; потребностью заказчиков иметь красивые и добротные, эстетически выполненные швейные изделия и отсутствием у части выпускников такого вида профессиональных лицеев высокого уровня эстетической культуры; потребностью предприятий текстильной и легкой промышленности иметь эстетически подготовленных рабочих и специалистов и недостаточной разработкой в общей и профессиональной педагогике теоретических предпосылок, позволяющих целенаправленно формировать эстетическую культуру учащихся в условиях профессионального лицея.

Недостаточная научная и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование эстетической культуры учащихся профессионального лицея».

Цель исследования: выявить педагогические условия, которые повышают эффективность формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицея.

Объект исследования: образовательный процесс профессионального лицея.

Предмет исследования: процесс формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицея швейного профиля

Гипотеза исследования:

Формирование эстетической культуры учащихся профессионального лицея будет осуществляться более успешно, если: эстетическая культура будет рассматриваться как интегральное качество личности, включающее в себя когнитивный, эмотивный и дея-тельностный компоненты и дающее возможность творческой самореализации личности в разнообразных видах производственной деятельности; будут разработаны критерии и уровневые показатели формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицея; будет создана эстетическая подготовленная среда профес сионального лицея; содержание профессионального образования в лицее будет обогащено компонентами эстетической культуры; будет осуществлена совместная деятельность с учреждениями дополнительного образования и семьей по формированию эстетической культуры учащихся.

Сформулированная цель и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:

Изучить степень теоретической разработки поставленной проблемы и обозначить понятийный аппарат исследования.

Определить специфику и обосновать критерии формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицея.

3. Выявить педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицея.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: философские аспекты формирования эстетической культуры (Ю.Б.Борев, А.И.Буров, В.В.Ванслов, Э.В.Ильенков, М.С.Каган, А.Ф. Лосев, В.А.Разумный, Л.Н.Столович и др.); педагогические основы формирования эстетической культуры учащихся (П.П.Блонский, М.А.Верб, ПФ.Каптерев, Е.В. Квятковский, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, СТ. Шацкий, А.Б.Щербо и др.); - теоретические положения в области развития профессионального образования (П.Р.Атутов, СЯ.Батышев, А.П.Беляева, A.M. Новиков и др.); - педагогические вопросы формирования эстетической культуры учащихся профессиональных образовательных заведений (Л.А.Волович, И.И.Зарецкая, Е.А. Климов и др.); - особенности творческого формирования личности в обра зовательном процессе (А.В.Кирьякова, А.Н.Ксенофонтова, В.Г.Рындак, С.В.Сальцева).

Для проверки гипотезы и решения обозначенных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме; социологические методы (анкетирование, беседа); наблюдение (прямое, косвенное, включенное); экспериментальные методы (констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента); изучение и обобщение передового педагогического опыта.

База исследования: учреждения начального профессионального образования швейного профиля, профессиональный лицей № 18.

Этапы исследования: исследования проводилось поэтапно в течение 1994-2000 годов.

На первом этапе (1994-1995 гг.) была обоснована теоретическая база исследования; осуществлен анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; сформулирована рабочая гипотеза; составлена программа и определены методы исследования; критически осмыслен передовой педагогический опыт деятельности в обозначенном направлении.

Второй этап (1996-1997 гг.) был связан с проведением констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы; определением и проверкой педагогических условий повышения эффективности формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицея; апробацией и корректировкой программно-содержательного обеспечения формирующего эксперимента.

На третьем этапе (1998-2000 гг.) проводился формирующий педагогический эксперимент; анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлялось оформление диссертационной работы и автореферата.

Теоретическая значимость исследования: результаты проведенного исследования расширят научно-педагогические представления о сущности становления эстетической культуры личности и позволят осуществить более широкий подход к решению проблемы развития учащейся молодежи в плоскости формирования эстетического отношения к окружающей действительности.

Научная новизна исследования: уточнено понятие «эстетическая культура учащихся профессионального лицея» за счет обогащения креативной стороны деятельностно-го компонента; определены структурные компоненты эстетической культуры учащихся профессионального лицея (когнитивный, эмотивный и деятельно-стный, включающий в себя конструктивные, технологические и визуаль-но-презентативные умения); обоснованы критерии формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицея (содержательное обогащение когнитивного компонента; смысловое расширение эмоционального компонента; структурная дифференциация деятельностного компонента); выявлены педагогические условия повышения успешности формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицея (создание подготовленной эстетической среды; обогащение содержания, форм и методов профессионального образования компонентами эстетической культуры; взаимодействие профессионального лицея с учреждениями дополнительного образования и семьей).

Практическая значимость исследования заключается: в разработке методических рекомендаций по проектированию учебно-производственной деятельности, способствующей повышению эффективности формирования эстетической культуры учащихся профес сионального лицея; в возможности использования результатов опытно- экспериментальной работы для разработки спецкурсов по специальным дисциплинам технологии швейного производства и сбыта.

Достоверность результатов исследования обусловлена реализацией комплекса теоретических и экспериментальных методов, адекватных природе исследуемого объекта, целям и задачам исследования; репрезентативностью материала, разнообразием источников информации, а также личным участием автора в качестве организатора опытно-экспериментальной работы и преподавателя спецкурса: «Эстетическая культура учащихся профессионального лицея».

9 Положения, выносимые на защиту:

1. Эстетическая культура учащихся профессионального лицея пред ставляет собой интегративное личностное качество, включающее в себя когнитивный, эмотивный и деятельностный компоненты и дающее воз можность творческой самореализации личности в разнообразных видах производственной деятельности.

2. Пдагогическими условиями, повышающими эффективность формирования эстетической культуры учащихся профессионального ли цея являются: создание эстетически подготовленной среды профессио нального лицея; обогащение содержания профессионального образования компонентами эстетической культуры; взаимодействие профессионально го лицея с учреждениями дополнительного образования и семьей по фор мированию эстетической культуры учащихся.

3. Критериями, позволяющими судить об успешности формирова ния эстетической культуры учащихся профессионального лицея, являют ся: содержательное обогащение когнитивного компонента, смысловое расширение эмоционального компонента и структурная дифференциация деятельностного компонента.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования освещались в докладах на заседаниях кафедр общей педагогики, теории и методики профессионального образования Оренбургского государственного университета (1998-2000); педагогических чтениях (Оренбург, Орск 1997-2000); семинарах-совещаниях директоров профессиональных лицеев швейного профиля Оренбуржья (Оренбург, 1999; Орск, 2000), а также на педагогических советах, методических объединениях руководителей профессиональных школ (Оренбург, 1997; Орск, 1998, 1999); на научно-практических конференциях Оренбургского государственного университета: «Социокультурная динамика региона. Культура. Образование. Наука». Оренбург, 2000); региональной конференции молодых уче-

10 ных и специалистов (Оренбург, 1998); международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании, науке, экономике России на пороге XXI века» (Оренбург, 1998).

Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось при проведении открытых учебных занятий преподавателями и мастерами производственного обучения профессиональных лицеев № 18 г. Оренбурга, № 39 г. Оренбурга, № 2 г. Орска посредством публикаций, в процессе проведения педагогических советов для профессионально-педагогических работников Оренбургской области (Оренбург, 1998-2000).

Формирование эстетической культуры личности как педагогическая проблема

Для нашего исследования важно рассмотреть соотношение человека и культуры в плоскости социальной дуальности человеческого существа. С одной стороны, человек выступает как культурное существо, а с другой стороны представляет собой природную данность. Восхождение человека к социальной сути связано, главным образом, со становлением способности полноценно осваивать культуру как свою опредмеченную сущность.

Культура аккумулирует в себе потенциальную энергию развития общества, концентрирует опыт социальной деятельности, оформляет и закрепляет уровень развития творческих сил человека как субъекта общественного развития. Предметный мир, созданный человеком, система закрепленных традиций, опыт общественного поведения представляют собой своеобразные программы развертывания реальной жизнедеятельности человека. Особенности процесса овладения человеком социокультурными программами, свернутыми в системах материальной и духовной сторонах культуры, во многом определяются сущностью культуры как таковой.

Термин «культура» имеет очень древнее происхождение. Он состоит из двух основ: «культ» (лат. поклонение, почитание, хвала) и «ур», означающее «свет». Последнее определение было расшифровано в текстах глиняных клинописных табличек шумеро-ассирийских народов Древнего Двуречья 3-го тысячелетия до нашей эры.

Известный русский философ Н.Бердяев по этому поводу отмечал, что «культура родилась из культа» и истоки ее «сакральны», священны. К тому же слово «свет», начиная с далекого прошлого, во многом определяло смысл культурного становления человека, раскрывало суть его воспитания и образования как про-свещения, т.е. прежде всего, связывалось с деятельностью человека, учителя, «несущего свет». Понятие «свет» в греческих, а позднее - в богословских учениях средневековья включало в себя наряду с множеством толкований источника «света внешнего» (солнце), также и характеристики «света внутреннего», отражающего состояния «просветленной» души человека, его духовного возвышения. Внутренняя регуляция во имя Абсолюта связывалась с восхождением по пути постоянного сравнивания себя с образцом-идеалом («по образу и подобию»), задаваемого религиозными учениями, к более высоким степеням духовности. Не в последнюю очередь это было обусловлено вертикальным положением человека, а потому и переводилось как «восходящий вверх», обретающий «нимб» как символ света веры, и святости и любви.

В древнем мире латинское слово cultura первоначально означало «возделывание земли». Позднее (1 в. до н.э.) в трудах знаменитого римского оратора и политического деятеля Марка Туллия Цицерона слово культура обретает свое расширительное и, можно сказать, педагогическое толкование - «обработка, совершенствование души» (cultura animi). В дальнейшем сущность «окультуривания» понималась как преодоление в человеке его «натуры» - природного, грубого, «варварского» начала в пользу воссоздания образа человеческого, человечного, нравственного, гуманного.

Таким образом, в педагогическом истолковании «культура» понимается как итог, результат образования, а также как намеренное и целенаправленное формирование «образа человека» в единстве его внутренних и внешних качеств, что во многом связано со становлением эстетической (выразительной) стороны «человека культурного», Человека культуры.

Культура является сущностным условием человеческой жизни, представляя собой совокупность достижений человечества в производственной, общественной, умственной и творческой деятельности. Духовную сторону содержания культуры определяют Истина, Добро, Любовь и Красота.

Подобное понимание сущности человеческой культуры сложилось не сразу и является результатом довольно позднего времени - главным образом временного периода XX столетия.

В самом широком смысле понятие «культура» охватывает все то, что определяет специфику человеческого существования в мире, в отличие от существования всех других живых и неживых тел. В более узком смысле этим термином обозначают только сферу духовной жизни людей. (235,167) Именно к последней принято относить культуру эстетическую.

Культура эстетическая представляет собой часть культуры общества и характеризует состояние общества с точки зрения его способности обеспечивать развитие искусства и эстетических отношений. К структурно-функциональным элементам эстетической культуры относят, в частности, совокупность функционирующих в обществе художественных ценностей, в которых объективированы эстетические отношения и ценности. Кроме того, эстетическая культура охватывает социальную сферу жизнедеятельности человека - быт, досуг и др.

Являясь осуществленной эстетической деятельностью, эстетическая культура проявляется как в сфере практически-духовной (создание произведений искусства, фольклор, дизайн и др.), так и в сфере чисто духовной (специфика эстетического восприятия, особенности эстетического вкуса, развитость воображения и др.).

Специфика формирования эстетической культуры в профессиональном образовании лицеистов швейного профиля

Настоящий момент в истории нашей страны являет собой этап инноваций в педагогике как ответ на потребность в изменениях. Актуальным для педагогической науки стал переход от понимания человека как Homo habilis (человек умелый) и пониманию его как Homo pictor (человек

- художник, человек, творящий образы). (203,10) Согласно точке зрения А.М.Новикова, начальное профессиональное образование может и должно развиваться в направлении его гуманизации и гуманитаризации. (156,12)

В период радикального реформирования общества начальная профессиональная школа в виде училищ и лицеев стремится в полной мере соответствовать требованию времени.

Одно из основных направлений поиска резервов - изучение и переосмысление содержания начального профессионального образования, его форм, внедрение современных педагогических технологий.

Профессиональное образовательное учреждение начальной ступени

- лицей швейного профиля - это сложнейший социальный институт, который занимается подготовкой портных, закройщиков, модельеров. Будущие портные, закройщики, модельеры должны удовлетворить интересы заказчиков, прежде всего сфере реализации эстетических потребностей.

Поэтому формирование эстетической культуры учащихся в профессиональных лицеях швейного профиля становится не столько производственной проблемой, сколько проблемой педагогической.

Для нашего исследования особое значение имеет то обстоятельство, что эффективная организация эстетической деятельности в профессиональном лицее, активное формирование эстетической культуры позволит будущим рабочим устанавливать с окружающей действительностью многогранные содержательные отношения, творчески использовать свои эмоциональные и интеллектуальные силы, проявлять созидательные способности.

Поскольку учащиеся профессионального лицея выполняют различные производственные операции при изготовлении и реализации швейных изделий, то столь обширная эмоционально-практическая деятельность с необходимостью предполагает активное проявление эстетических

знаний, умений и навыков, чувств. Этим процессом необходимо управлять. Он должен стать в полной мере педагогическим.

Смысл созидательно-практической деятельности определяется творческой активностью учащихся при решении производственных заданий. Эстетическое совершенство производимой продукции становится не столько профессиональной задачей, сколько - педагогической, так как организация в процессе профессионального обучения различных видов практической деятельности учащихся по законам красоты стимулирует стремление к труду, развивает способность к творческому моделированию продуктивной деятельности, приводит к достижению высокого качества производимых швейных изделий.

Формирование эстетической культуры учащихся как составляющей их духовной культуры должна стать объектом управления в профессиональном лицее, который занимается профессиональной подготовкой портных, закройщиков, модельеров. Причем важно отличать эстетическую культуру от художественной, поскольку последняя отражает отношение человека к искусству и, тем самым, является содержательно более узкой.

Художественная культура имеет свои специфические функции. Первая - это функция передачи социального опыта. Вторая - регулятивная. С одной стороны, художественная культура транслирует и утверждает множество исторических интерпретаций социального идеала, способствуя, тем самым, выработке личностных представлений об идеальном. С другой стороны, она формирует личностную толерантность к их разнообразию, укрепляя способность личности к культурной адаптации. Важнейшими функциями художественной культуры являются семиотическая, аксиологическая и, одна из важнейших, - креативная или творческая.

Эстетическая культура не имеет столь четкой предметной локализации. Поэтому в нашем рассмотрении речь может идти о формировании своеобразного ядра, основы индивидуальной эстетической культуры учащихся профессионального лицея. Основная задача профессиональной подготовки лицеистов - это не просто освоить эстетические знания, умения, навыки, но ввести их в «конструкцию» личности, перевести в убеждения, потребности, чувства.

В системе непрерывного профессионального образования профессия портного относится ко второй ступени квалификации. Рабочий выполняет технологические операции по изготовлению изделий ассортиментных групп из различных материалов по индивидуальным заказам, по пошиву моделей и образцов швейных изделий.

Создание эстетически подготовленной среды в профессиональном лицее

Значимая роль в формировании эстетической культуры учащихся профессионального лицея принадлежит соответствующим образом устроенной среде обитания лицеистов. Эстетически подготовленная среда представляет собой расширяющееся педагогически организованное по законам красоты пространство, которому присущи содержательное обогащение и структурное усложнение межкомпонентных взаимосвязей. Статус «подготовленности» эстетическая среда получает в том случае, когда она охватывает максимально достижимый на данный момент содержательно-предметный уровень, необходимый для развития тех или иных личностных качеств. Подготовленная эстетическая среда профессионального лицея сущностной стороной включает в себя постоянную тенденцию к обогащению и расширению, прежде всего, за счет творческой созидательной деятельности самих лицеистов и педагогов.

Чрезвычайно важным для понимания педагогической значимости специальным образом организованной социальной среды является закон о решающей роли среды (окружения) в формировании человеческой личности. Согласно этому закону, сущность человека определяется теми общественными отношениями, которые он усваивает в процессе своей жизнедеятельности. Поэтому среда всегда подразумевает «того», кто в ней существует и на что она воздействует, поскольку вне самого факта такого воздействия окружающая человека действительность не может называться средой.

Проблема среды как педагогического фактора рассматривалась в работах видных ученых (Е.П.Белозерцев, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, В.ИХинецинский, П.Ф.Каптерев, А.В.Мудрик, С.Л.Рубинштейн, В.А. Су-хомлинский, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий и др.). Л.С.Выготский подчеркивал, что среда по-своему преломляет и направляет и всякое раздражение, действующее извне к человеку, и всякую реакцию, идущую от человека вовне. К.Д.Ушинский отмечал определяющую значимость для воспитания среды, пропитанной народными традициями и культурой. Именно среда выступает доминирующим способом трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, формирует отношение к базовым ценностям, помогает приобретению качеств, необходимых для жизни в социуме.

Эстетически подготовленная среда включает в себя две взаимосвязанные сферы - пространственно-предметную (производственная, бытовая) и духовно-эмоциональную (социальную, сферу межличностных отношений). Именно последняя сфера связывается с утверждением красоты человеческих взаимоотношений между пребывающими в среде субъектами (учащимися, педагогами), что становится возможным лишь тогда, когда эти отношения являются гуманными по своей сути, основаны на доверии, взаимном уважении и любви. Только в этом случае возникает феномен воспитывающей ситуации, позволяющий говорить об эффективности формирования эстетических качеств учащихся как содержательных компонентов эстетической культуры личности. Чрезвычайно важным для этой сферы является ее насьпцение искусством, формирование эстетического отношения учащихся к музыке, литературе, поэзии и др.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что влияние средовых условий не носит непосредственного, безусловного характера и приобретает значение фактора формирования личностных качеств только в том случае, когда опосредуется собственной деятельностью учащихся в рамках задаваемых обстоятельств, соответствует потребностям, интересам и направленности личности. Особая роль в формировании эстетической культуры учащихся профессионального лицея отводилась нами производственной среде, т.е. тем условиям, в которых непосредственно осуществлялась учебно-трудовая деятельность лицеистов. Мы стремились к тому, чтобы эта среда, начиная от интерьера помещения, мебели, одежды, инструментов и т.п., была бы максимально удобной для работника и отвечала высоким эстетическим требованиям. «Рабочее место и условия труда должны отвечать физическим и эстетическим требованиям и быть организованы так, чтобы они способствовали развитию профессиональных способностей». (20,142)

Теоретический анализ позволил нам определить основные направления опытно-экспериментальной работы по совершенствованию эстетической среды лицея как важнейшего педагогического условия повышения эффективности формирования эстетической культуры учащихся. К этим направлениям мы отнесли:

- выявление исходного уровня значимости эстетической среды для учащихся в различных сферах деятельности (учеба, производство, быт, досуг);

- определение характера взаимоотношений учащихся с окружающей эстетической средой;

- выявление роли искусства в формировании эстетической среды, окружающей лицеиста;

- степень развитости умения видеть других людей красивыми;

- обеспечение положительной динамики развития отношения учащихся к эстетической среде профессионального лицея.

Похожие диссертации на Формирование эстетической культуры учащихся профессионального лицея