Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование экологической культуры будущих социальных педагогов в педвузе Калинина Ольга Евгеньевна

Формирование экологической культуры будущих социальных педагогов в педвузе
<
Формирование экологической культуры будущих социальных педагогов в педвузе Формирование экологической культуры будущих социальных педагогов в педвузе Формирование экологической культуры будущих социальных педагогов в педвузе Формирование экологической культуры будущих социальных педагогов в педвузе Формирование экологической культуры будущих социальных педагогов в педвузе Формирование экологической культуры будущих социальных педагогов в педвузе Формирование экологической культуры будущих социальных педагогов в педвузе Формирование экологической культуры будущих социальных педагогов в педвузе Формирование экологической культуры будущих социальных педагогов в педвузе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калинина Ольга Евгеньевна. Формирование экологической культуры будущих социальных педагогов в педвузе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Тула, 2005 195 c. РГБ ОД, 61:05-13/995

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование экологической культуры студентов как социально-педагогическая проблема 12

1.1 Сущность и особенности экологической культуры социального педагога 12

1.2 Ведущие тенденции развития экологического образования студентов в вузе 33

1.3 Основные подходы к процессу формирования экологической культуры студентов 55

Глава II. Пути совершенствования процесса формирования экологической культуры будущих социальных педагогов 93

2.1 Экологизация дисциплин общепредметной подготовки 94

2.2 Включение экологической составляющей в социально-педагогическую практику 121

2.3 Расширение участия студентов в общественных экологических движениях 137

Заключение 152

Библиография 156

Приложения 174

Введение к работе

Современное общество хорошо осознает необходимость оздоравливания окружающей природной среды, поскольку ухудшение экологической обстановки вызывает уже не меньшую тревогу, чем состояние экономики, нравственности и культуры общества. Экологические проблемы и социальные последствия, которые они вызывают, требуют подготовки специалистов социальной сферы, способных уменьшить это влияние на уровне как социума в целом, так и личности.

Решение социально-экологических проблем невозможно без изменений в культуре поведения человека, в его отношении к окружающей среде. Процесс развития экологической составляющей современной культуры, соответствующей сущности человека и возможностям природы, начинается с экологического образования подрастающего поколения.

Качественные изменения образования актуализируют проблему подготовки экологически компетентных специалистов, владеющих основами экологии с позиции целостного понимания мира. От экологической культуры социального педагога, призванного способствовать гуманизации отношений человека и природы, во многом зависит развитие у подрастающего поколения чувства ответственности за состояние окружающей среды. Экологическая культура будущего специалиста определяет и направляет способ его жизнедеятельности, содержание и продуктивность его работы.

Вопросы профессионального образования социальных педагогов в высшем учебном заведении рассматриваются в работах В. Г. Бочаровой, Б. 3; Вульфова, Ю. Н. Галагузовой, Р. А. Литвак, С. А. Маврина,

A. В. Мудрика, Н. М. Назаровой, В. А. Никитина, Л. П. Пачиковой,

B. А. Сластенина, В. А. Фокина. Разработаны модели подготовки социальных
педагогов в колледже, вузе (В. М Басова, М Д. Горячев, М. П. Гурьянова,
Н. В. Карташев, И. А. Липский, В. Ш. Масленникова).

В современных условиях формирование экологической культуры включается в практику работы школы и профессиональную подготовку студентов в вузе. В научной литературе существуют различные трактовки понятия «экологическая культура», раскрываются проблемы экологического образования учащихся общеобразовательных школ, студентов.

Теоретические основы экологического образования рассмотрены в работах А. Н. Захлебного, Н. М. Мамедова, Д. Ж. Марковича, В. К. Рахилина, И. Т. Суравегиной. Обоснование нравственно-эстетического аспекта экологической культуры содержится в научных трудах Р. К. Баландина, С. Д. Дерябо, Д. С. Лихачева, В. А. Левина.

В работах С. Н. Глазачева, А. В. Миронова, Е. С. Сластениной определена цель вузовского этапа экологического образования. Оценочный и прогнозирующий компонент готовности студентов к экологической работе в школе отражен в работах И. Д. Зверева, В. С. Ильина, Н. С. Карташовой, С. С. Кашлева, В. М. Назаренко, Л. В. Романенко, Е. С. Сластениной. Проблемы формирования культуры личности проанализированы в работах психологов: Е. Н. Богданова, В. Г. Зазыкина, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой.

Изучению процесса формирования экологической культуры будущих педагогов посвящен ряд публикаций и диссертационных работ. С. Н. Глазачев1 трактует сущность экологической культуры как органическую, неотъемлемую часть культуры, которая отражается на мышлении и деятельности человека в отношении окружающей среды. В работах Н. М. Мамедова процесс формирования экологической культуры рассматривается как собственно экологическое образование. В публикациях Н. Ф. Винокуровой2 и В. В. Николиной экологическая культура исследована в качестве регулятора отношений общества и природы.

'Глазачев С. Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя'. Дис. в виде науч. докл. д-ра пед. наук: 13.00.08. -М., 1998. -68 е.

' Винокурова Н. Ф. Теория и методика изучения глобальных экологических проблем на основе геоэкологического подхода в школьной география'. Дис.... д-ра пед. наук: 13.00.02-- М., 2000. - С. 34.

В последнее время все чаще экологические проблемы приобретают социальный аспект, что актуализирует экологическую составляющую подготовки социальных педагогов. Однако проблема формирования экологической культуры будущих социальных педагогов, как компонента профессиональной культуры специалиста, еще недостаточно исследована.

Налицо противоречия между требованиями к экологической культуре, которой должны обладать социальные педагоги, и степенью ее сформированности; между необходимостью развития экологической культуры у студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки и отсутствием научно-методического обеспечения этого процесса. Преодоление данных противоречий определяет проблему исследования: каковы сущность экологической культуры социального педагога и организационно-педагогические условия процесса ее формирования в ходе профессиональной подготовки студентов в педвузе? Это и обусловило выбор темы нашего исследования - «Формирование экологической культуры будущих социальных педагогов в педвузе».

Объект исследования - экологическая культура будущих социальных педагогов в контексте предстоящей профессиональной деятельности.

Предмет исследования — процесс формирования экологической культуры у студентов педвуза — будущих социальных педагогов в ходе профессиональной вузовской подготовки и внеаудиторной деятельности.

Цель исследования - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить модель процесса формирования экологической культуры будущих социальных педагогов в педвузе.

Гипотеза. Формирование экологической культуры у социальных педагогов в ходе профессиональной подготовки в педвузе становится эффективным, если:

-выявлены сущностные характеристики и разработаны теоретические основы процесса формирования экологической культуры у будущих социальных педагогов;

- определены роль и место формирования экологической культуры в
процессе изучения дисциплин предметной подготовки социальных
педагогов;

осуществляется междисциплинарная интеграция путем реализации проблемно-ориентированной технологии обучения в процессе изучения специального курса «Экологическая культура социума»;

целенаправленно используется экологический потенциал социально-педагогической практики, который способствует развитию операционно-деятельностного и мотивационно-ценностного компонентов экологической культуры студентов;

создаются организационно-педагогические условия для самостоятельного выбора будущими социальными педагогами общественной экологической деятельности как в вузе, так и за его пределами.

Задачи:

  1. Раскрыть сущность, структуру и особенности экологической культуры социального педагога.

  2. Проанализировать тенденции формирования экологической культуры у студентов вузов и основные подходы к этому процессу.

  3. Разработать и обосновать модель процесса формирования экологической культуры будущих социальных педагогов.

  4. Выявить организационно-педагогические условия формирования экологической культуры у будущих социальных педагогов.

Методологическую основу исследования определили теории и концепции взаимодействия общества и природы (В. И. Вернадский, В. И. Данилов-Данильян, Д. С. Лихачев, Н. Н. Моисеев, Н. Ф. Реймерс, А.Д.Урсул); идеи экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо,

A. H, Захлебный, В. А. Ситаров", М. Черноушек, В. А. Ясвин); теории формирования профессиональной культуры педагога (И. Ф, Исаев, Е, А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. А. Орлов, В. А. Сластенин, А. Н. Ходусов, Н. А. Шайденко); исследования по проблемам социально-педагогической деятельности (В. Г. Бочарова, А. В. Мудрик, В. А. Никитин, Г. Н. Филонов, В. А. Фокин).

Методы исследования: теоретические методы (историко-сравнительный, сравнительно-сопоставительный, моделирование); эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, экспертная оценка, изучение документации и продуктов деятельности студентов, обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа), методы математической статистики, изучение ресурса сети Internet.

Исследование включало в себя несколько взаимосвязанных этапов:

На первом этапе (1997-1999 гг.) изучалась научная, учебно-методическая литература, определялись методологические, теоретические подходы к данной проблеме, составлялась программа опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (1999-2002 гг.) анализировались тенденции экологического образования студентов в вузах страны, осуществлялась опытно-экспериментальная работа, обсуждались ее первые результаты.

На третьем этапе (2002-2004 гг,) обобщались данные, полученные в ходе исследования, оформлялись его результаты, разрабатывались научно-методические рекомендации по их внедрению в практику.

Исследовательской базой явились Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тульский профессионально-педагогический колледж, Тульский кризисный центр для женщин и семьи, общероссийское общественное движение «Мир без насилия». Апробация спецкурса «Экологическая культура социума» проходила и на базе Высшей

школы социальной работы и социальной педагогики «Аттистиба» (г. Рига) — во время стажировки соискателя в 2000 г.

Научная новизна. Уточнена сущность экологической культуры социального педагога в единстве мотивационно-ценностного, гностического, операционно-деятельностного и эмоционально-волевого компонентов. Выделены особенности экологической культуры социальных педагогов. Разработана модель процесса формирования экологической культуры у будущих социальных педагогов в педвузе.

Теоретическая значимость. Обосновано содержание процесса формирования экологической культуры у социальных педагогов в условиях целостного подхода к организации учебно-воспитательного процесса в педвузе. Выявлен и экспериментально проверен комплекс организационно-педагогических условий формирования экологической культуры социальных педагогов в педвузе.

Практическая значимость. Разработанное научно-методическое обеспечение процесса формирования экологической культуры у социальных педагогов может быть использовано в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы в условиях как вузовского, так и начального профессионального образования, в процессе переподготовки специалистов и повышения их квалификации. Прикладное значение имеют представленные в диссертации содержание и технология формирования экологической культуры у социальных педагогов, базирующиеся на проблемно-ориентированном и личностно-деятельностном подходах.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Экологическая культура социального педагога - это компонент профессиональной культуры специалиста, включающий в себя сформированное научное экологическое мировоззрение, ценностные ориентации и морально-этические нормы поведения, реализуемые в профессиональных умениях организации экологически целесообразной

деятельности в социуме, направленной на развитие ответственного отношения к окружающей среде.

  1. Формирование экологической культуры социального педагога в педвузе может происходить при учете целостного подхода к учебно-воспитательному процессу в рамках дисциплин предметной подготовки, специальных курсов, социально-педагогической практики, участия студентов в деятельности экологических движений.

  2. Специальные экологические курсы содержат знания, методы и технологии экологического образования студентов. Отбор и структурирование содержания курсов осуществляется на основе социально-педагогической деятельности участников учебно-воспитательного процесса как совокупности субъект-субъектного, проблемно-ориентированного и личностно-деятельностного подходов.

4. Участие будущих социальных педагогов в деятельности
экологических движений способствует развитию у студентов экологической
субъектности, восприятия экологических проблем как личностно значимых.

Достоверность научных результатов исследования обусловлена выбором методологических позиций, позволяющих рассматривать проблему экологического образования студентов в философском, социальном и психолого-педагогическом аспектах; комплексным использованием теоретических и эмпирических методов, адекватных цели, задачам, предмету исследования; репрезентативностью выборки обследуемых студентов; результатами опытно-экспериментальной работы, показавшей эффективность предлагаемых подходов.

Личный вклад автора состоит в обосновании организационно-педагогических условий эффективного функционирования процесса формирования экологической культуры будущего социального педагога; в определении особенностей и уточнении сущности экологической культуры социального педагога; в разработке учебно-методического обеспечения курса

«Экологическая культура социума» на факультетах психологии, психологии
и педагогики развития ребенка ТГПУ

им. Л. Н. Толстого и распространении позитивного опыта в других образовательных учреждениях г, Тулы.

Результаты исследования обсуждались на ежегодных научных и учебно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула, 1997—2004 гг.). Международных педагогических чтениях, посвященных 175-летию К. Д. Ушинского (Ярославль, 1998 г.), Международной научно-практической конференции «Педагогика как наука и как учебный предмет» (Тула, 2000 г.), ежегодных всероссийских студенческих толстовских чтениях «Движение к экологической культуре мира» (Тула, 2001-2004 гг.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении дано обоснование актуальности выбранной темы исследования; определены цель, объект, предмет, задачи и гипотеза исследования; рассмотрены научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе - «Формирование экологической культуры студентов как социально-педагогическая проблема» — раскрывается сущность и особенности экологической культуры социального педагога. Анализируются тенденции развития экологического образования студентов вуза в историко-логическом и сравнительно-педагогических аспектах. Выделяются основные подходы к процессу формирования экологической культуры у студентов вуза, основываясь на анализе массовой практики экологического образования в высшей школе.

Во второй главе - «Пути совершенствования процесса формирования экологической культуры будущих социальных педагогов»— раскрывается

модель процесса формирования экологической культуры социальных педагогов в педвузе, в которой реализуется потенциал учебного процесса, социально-педагогической практики и деятельности будущих социальных педагогов в общественно-экологических движениях. Предлагаются методические рекомендации по усовершенствованию процесса профессиональной подготовки социальных педагогов.

В заключении представлены выводы по исследованию, определены перспективы дальнейшей разработки поставленной проблемы.

Приложения содержат методические материалы, характеризующие организационно-педагогические условия формирования экологической культуры социальных педагогов в педвузе.

Сущность и особенности экологической культуры социального педагога

Слово «культура» произошло от латинского «culture» - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура характеризует отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни на различных этапах общественного развития.

Изучение истории зарождения и развития культур помогает человеку оценить то, что создал он сам, восхищаться богатством и разнообразием мира культуры, который его окружает. «Ощутить себя наследником прошлого значит осознать свою ответственность перед будущим», говорил Д. С. Лихачев об общечеловеческой значимости познания культур других народов и культур прошлого, что позволяет сделать свою культуру более многообразной и гибкой, а также поднять ее уровень [100,399]. Культура предполагает особенности поведения, сознания и деятельности людей в различных сферах общественной жизни.

Первоначально понятие «культура» подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. Корни культуры уходят вглубь истории и связаны с происхождением человека.

Противопоставление природы и культуры, которое было свойственно в целом античной философии, во времена средневековья сменяется доминированием духовного начала над натуралистическим в культурном развитии человека.

В новое время, западноевропейская и русская философская мысль развивает концепции, связывающие культуру с духовным и нравственным совершенствованием человека (Ж.-Ж. Руссо, И. Кант) [78]. В. С. Соловьев видит в стремлении к духовному совершенству объединяющее начало для мировой культуры, считает культурные успехи условием прогресса [159].

По мнению Л. Е. Кертмана, в мировой научной литературе насчитывается свыше 400 определений понятия «культура», которые условно можно разделить на несколько групп [56].

Представители философско-антропологического подхода (А. Гелен, Ж. Маритен, Э. Тейлор) рассматривают культуру как совокупность знаний, морали, права, искусства, обычаев, присущих человеку как члену общества [165].

Философско-исторический подход определяет культуру как синоним интеллектуального, нравственного, эстетического, то есть разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции (И. X. Аделунг, И. Г. Гердер, И, Кант) [78]. И. Г. Гердер истолковывал культуру как второе рождение человека, отграничение его от животного и переход в цивилизованное состояние [41].

В каждом обществе, согласно социологическому подходу, имеются некоторые культурологические составляющие, которые направляют его развитие. Каждый человек культурен в том смысле, что участвует в культуре того или иного общества (V. Беккет, М. Вебер, К, Юнг) [26]. Культура является не только наиболее возвышенной сферой деятельности личности, но и реальной силой, которая направлена на утверждение человеческого в человеке.

В отечественной научной литературе существует различное понимание культуры человека.

Аксиологическое исследовательское направление рассматривает культуру как социальное явление, как совокупность материальных и духовных ценностей, как инструмент формирования нравственно-экологической доминанты личности (А. И. Арнольдов, И. А. Громов, А. Л.

Заворкин, Г. Г. Карпов, В, Н. Тугаринов, Г. П. Францев, Н. 3. Чавчавадзе) [5,6].

Во всех явлениях культуры мы всегда найдем воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради которой эти явления созданы или уже существовали ранее. Именно ценности превращают части действительности в объекты культуры и выделяют тем самым их из природы. «Ценность, - по П. С. Гуревичу, - выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования» [56,91]. Поляризация ценностей ставит человека в положение выбора собственных жизненных установок. В разные эпохи ценностные ориентации могут возрождаться, обретать новое звучание. Каждая культура несет на себе отпечаток ценностно-нравственного ядра развития общества.

Ряд отечественных ученых, выявляя взаимосвязь между человеком и обществом, понимают культуру как процесс творческой деятельности людей (П. К. Анохин, А. Г. Асмолов, Э. А. Баллер, Н. С. Злобин, М. С. Каган, Л. Н. Коган, А. Н. Леонтьев, О. В. Ханова и другие). По мнению А. И. Арнольдова, культура настойчиво и неуклонно перемещается в центр социальной жизни и уже сегодня рассматривается как первичное в деятельности человека [6]. Приоритетность культуры начинается с того, что именно она выступает эффективным фактором создания и освоения механизмов совершенствования многогранного мира, инструментов самопознания и самоосвоения личности [5,7,12,73,77,94].

Исследована личностно-творческая природа культуры (К. А. Абульханова-Славская, Д. Б. Богоявленская, Н. С. Злобин, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Э. В. Соколов и другие), которая является социальной совокупностью, организованных при помощи норм и ценностей, форм деятельности и формируется путем суммирования опыта многих поколений в результате материальной и духовной деятельности человека [20,73]. Мы придерживаемся этого подхода и рассматриваем культуру как совокупность ценностей, осознаваемых самим индивидом и включенных в контекст природы человека, как особую характеристику всех видов деятельности личности [1].

Ведущие тенденции развития экологического образования студентов в вузе

Чтобы понять сущность процесса формирования экологической культуры студентов вузов, обратимся к рассмотрению ведущих тенденций развития экологического образования в России и за рубежом.

Тенденция - направление развития какого-либо явления или процесса. В одном и том же явлении могут содержаться различные и даже противоположные друг другу тенденции [171,674].

Формирование экологической культуры детей и молодежи средствами природы имеет давние традиции. Это обусловлено как развитием мировой педагогической мысли, так и экологической науки.

В последнее время многие ученые связывают между собой природные явления с состоянием общественного сознания, психики людей, т.е. такие макрофакторы среды как космос, климатические условия и природные явления непосредственно или опосредованно влияют на процесс социализации человека. Включение данных вопросов в содержание процесса профессиональной подготовки социальных педагогов способствует их социальной адаптации и гармонизации отношений между человеком и окружающей средой. Специальность 031300 - Социальная педагогика введена в классификатор профессий для педагогических вузов в 1991 году. Были разработаны учебные планы, включающие следующие специализации для социальных педагогов: «Организатор технического творчества учащихся» (Б. М. Игошев, М. А. Галагузова); «Организатор физкультурно-оздоровительной работы» (М. Ф. Черкасова); «Экологическое воспитание в социуме» (Г. П. Сикорская) [137].

Решение социально-экологических задач в ходе учебно-воспитательного процесса в вузе.развивает у будущих социальных педагогов умения устанавливать благоприятный социально-психологический климат в семье, школе и на рабочем месте, а также принимать участие в экологическом образовании подрастающего поколения. Встает вопрос о состоянии экологического образования самих социальных педагогов.

Обращаясь к анализу педагогических, философских и психологических аспектов единства человека и природы в процессе становления личности, отметим, что экологическое образование социального педагога не явилось предметом отдельного рассмотрения в других работах. Поэтому в ходе нашего исследования будут выделены ведущие тенденции экологического образования в отношении будущих социальных педагогов.

Культура взаимодействия общества и природы существовала на всем протяжении истории человечества. Еще в Древней Греции и Риме ученые и мыслители проявляли большой интерес к вопросам происхождения и развития жизни на Земле и к выявлению связей предметов окружающего мира как фактора образования. После крушения древнеримской цивилизации и установления в Европе господства догматического христианства в течение многих веков наука о природе и человеке не имела никакого развития. И только в эпоху Возрождения ученые средневековья Роджер Бэкон, Николай Коперник, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Галилео Галилей своими открытиями произвели переворот в представлении людей о мире и понимании в нем своего места, что нашло отражение в образовательных программах первых университетов.

Исторический обзор педагогических взглядов эпохи Возрождения на развитие свободы и самостоятельности ребенка (К. А. Гельвеций, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо) позволяет рассматривать образование подрастающего поколения, опираясь на принципы природосообразности, культуросообразности и личностно-деятельностного подхода, как воспитание в человеке любви к природе родного края и общению с ней.

Исследования английского ученого Ч. Дарвина, русских представителей естественных наук В. В. Докучаева, А. Т. Болотова, Н. И. Вавилова, В. Н. Сукачева внесли весомый вклад в развитие экологической науки. Изначально термин «экология» имел биологический аспект. Так Э. Геккель в 1866 году называл экологией «общую науку об отношениях организмов и окружающей среды» [143]. Человек, исходя из этого определения, тоже организм.

В русской философской мысли начала XX столетия экологический интерес прослеживается в трудах В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, где личность, народ рассматриваются как сила, которая обеспечит в будущем экологическую гармонию между обществом и природой, таким образом все живое будет совершенствоваться благодаря духовным усилиям людей [159,172].

В исследованиях русских космистов Н. А. Бердяева [15], В. И. Вернадского [29], П. А. Флоренского, К. Э. Циолковского [76], А. Л. Чижевского [182] человек, природа и общество рассматривается в их единстве. Проанализировано влияние разума на Космос, природу и обратное воздействие космических факторов на естественную и социальную историю. В их понимании Космос и живой человек - единая система.

На основе обобщения различных подходов взаимодействия общества и природы В. И. Вернадский [29] создал учение о ноосфере - «сфере разума», в которую превращается биосфера под воздействием человечества. При этом ученый рассматривал человечество как новую преобразующую природу силу, под влиянием которой возникают новые формы обмена веществом и энергией между обществом и природой.

Отечественные и зарубежные ученые, учитывая экологические особенности человеческой эволюции, разрабатывали проблематику экологии человека, которая через некоторое время сформировалась в двух направлениях - экология человека и социальная экология. Анализ работ А.А. Горелова [52], Д. Ж. Марковича [106], Н. Ф. Реймерса [142,143] показал, что экология человека рассматривает индивида, репродуктивную группу и т.д., а социальная экология анализирует социальный ряд личность - семья и т.д. Таким образом, экологию человека можно ограничить действием природных факторов и данные вопросы являются содержательным компонентом учебных планов биологических и медицинских специальностей вузов. А в качестве предмета изучения социальной экологии рассматриваются социально-экономические факторы, влияющие на взаимодействие общества и природы, и «социальная экология» как дисциплина изучается студентами различных специальностей, в том числе и будущими социальными педагогами.

Экологизация дисциплин общепредметной подготовки

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа основывалась на результатах теоретического анализа основных подходов к процессу формирования экологической культуры студентов и способствовала выявлению организационно-педагогических условий для реализации модели профессиональной подготовки будущих социальных педагогов в педвузе. Задачи опытно-экспериментальной работы заключались в следующем: - выявить и оценить исходный уровень экологической культуры будущих социальных педагогов; - определить сравнительную эффективность отбора содержания образования и организации деятельности студентов педвуза в процессе формирования экологической культуры будущих социальных педагогов; - обосновать организационно-педагогические условия формирования экологической культуры будущих социальных педагогов; - разработать методические рекомендации по совершенствованию процесса профессиональной подготовки будущих социальных педагогов. Используя целостный подход к процессу формирования экологической культуры будущих социальных педагогов, мы проводили исследование по таким направлениям, как оценка качества изучаемых дисциплин профессиональной подготовки студентов, выявление взаимосвязи между мотивационно-ценностным, гностическим, операционно-деятельностным, эмоционально-волевым компонентами экологической культуры личности в ходе образовательного процесса, апробация модели процесса формирования экологической культуры социальных педагогов в педвузе. Основные направления исследования учитывали следующие условия проводимой опытно-экспериментальной работы: - экологизацию дисциплин профессиональной подготовки социальных педагогов и введение спецкурса «Экологическая культура социума»; - включение заданий экологической направленности в программу социально-педагогической практики; - участие будущих социальных педагогов в экологической деятельности в социуме.

Базой исследования стала подготовка студентов II-V курсов факультетов педагогики и психологии развития ребенка, исторического, психологии, физической культуры Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, которые получают дополнительную специальность 031300 - Социальная педагогика. Основные характеристики выборки: пол, возраст, курс, факультет, жители городского или сельского социума, участие в экологической деятельности.

Базовыми учреждениями для организации социально-педагогической практики в Тульском регионе, в которых студенты выполняют задания экологического содержания, явились школа № 36 г. Тулы, Тульский кризисный центр для женщин и семьи, общероссийское общественное движение «Мир без насилия», Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Тульское отделение общественной организации участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС «Союз Чернобыль».

Для оценки качества нашего исследования мы использовали такие критерии, как новизна, комплексность, эффективность, возможность использования другими вузами.

В процессе профессиональной подготовки социальных педагогов происходит формирование у студентов теоретических представлений о человеке как продукте социальной среды и принятых в ней культурных моделей поведения. Включение в образовательное пространство личности технологий взаимодействия с различными социальными институтами позволяет будущему социальному педагогу формировать профессиональные умения и навыки, личностно значимые профессиональные качества.

Для эффективной реализации цели и задач процесса формирования экологической культуры студентов важно знать их уровень экологических знаний, насколько глубоко будущие социальные педагоги владеют информацией об источниках загрязнения окружающей среды в стране и регионе.

На диагностическом этапе опытно-экспериментальной работы нами был определен исходный уровень экологической культуры студентов II-V курсов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» на факультетах педагогики и психологии развития ребенка (80 человек), историческом (92 человека), физической культуры (30 человек), факультете психологии (28 человек) Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого.

Среди 230 студентов очной формы обучения проводилось тестирование, анкетирование, включенное наблюдение в ходе аудиторных занятий по социально-педагогическим дисциплинам, анализ продуктов деятельности будущих социальных педагогов (см. приложение 1,2).

От понимания студентами особенностей своей будущей профессиональной социально-педагогической деятельности и роли в ней экологической культуры личности зависит успешное решение социально-экологических проблем в регионе. Проведенное тестирование и анкетирование студентов ТГТГУ им. Л. Н. Толстого показало, что 75 % опрошенных не могут дать определение понятия «экология» и отличить ее от других родственных дисциплин. Студенты продемонстрировали неплохие знания основных источников загрязнения (63,5 % респондентов выделили промышленные предприятия и транспорт). На вопросы о роли экологического образования и Степени экологической опасности, 91,3 % опрошенных отметили важное значение экологических знаний для бережного отношения к окружающей среде, 35,5 % респондентов считают, что экологические знания являются условием здорового образа жизни.

Включение экологической составляющей в социально-педагогическую практику

Рассмотрение вопросов составления социального паспорта учреждения в рамках дисциплин «Основы социальной работы» и «Методика и технология работы социального педагога» являлось основой для формирования социально-педагогической характеристики социума учреждения (задание №2 на социально-педагогической практике). Выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, учет их особенностей будущими социальными педагогами, способствовало формированию нравственных качеств личности студента, умений и навыков работы в кризисных ситуациях. Выполнение студентами следующих упражнений с детьми помогало выявлению социальных проблем, которые они решали в период практики: «Кто я?», «Что приносит мне счастье?», «Карта моего жилища», «Мои биоритмы» и др. Рассматривая сущность социально-педагогической работы в государственном секторе, студенты знакомились с нормативно-правовыми документами регламентирующими деятельность социальных педагогов: в школе, вузе, в досуговом центре, в подростковом клубе, в социально-реабилитационном центре, в социально-психологическом центре, в центре социального обслуживания, в центре планирования семьи, в комитете по делам молодежи, в комитете по образованию, в комитете социальной защиты населения. Осуществляя деятельность социального педагога в общественных организациях, студенты анализировали специфику работы специалистов по социальной работе и социальных работников в государственном и общественном секторе. Ознакомление с полем деятельности общественного движения «Мир без насилия» позволило будущим социальным педагогам принять участие в волонтерской деятельности и внести предложения по расширению сферы работы организации. Студенты совместно с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, написали письма Деду Морозу (в рамках акции, проводимой газетой «Известия» при информационной поддержке интернет-ресурсов), в которых изложили свои пожелания и мечты. В результате девочка Лена Ф., 11 лет, получила подарок на Новый Год.

Работая в рамках социального проекта, студенты реализовывали социальные программы помощи различным группам населения, осуществляли экологически целесообразную деятельность в социуме. Проводя социальный маркетинг общественной организации, студенты приобретали умения и навыки работы с добровольными помощниками, собирать информацию и налаживать взаимодействие между различными социальными структурами, а также использовать зарубежный опыт социальной работы в некоммерческом секторе в рамках социальных программ (см. в приложении 8 проекты, разработанные студентами).

Одним из заданий на период социально-педагогической практики было определение совместно с социальным педагогом возможностей данного учреждения по организации экологической работы в социуме. Это задание органично дополняло знания, полученные студентами в рамках курса по выбору «Экологическая культура социума». Студенты во время прохождения практики участвовали в организации и проведении различных форм экологического образования: беседы и диспуты на экологические темы, экскурсии в природу, обзоры экологической литературы, проведение викторин и выставок экологического содержания, тематических праздников.

Мероприятия, которые были проведены студентами, можно разделить на три группы по характеру участия в них различных социальных институтов региона, что способствовало развитию творческого отношения к профессиональной деятельности и исследовательских навыков у будущих социальных педагогов: - круглые столы с привлечением государственных и общественных организаций, где студенты выступали в качестве соучастников в планировании и проведении мероприятий («Партнерство учреждений здравоохранения и образования», «Социально-правовое обеспечение детей-инвалидов», «Конструктивное разрешение конфликтов в организации», «Пути взаимодействия общественных и государственных организаций в социально-экологической сфере», «День толерантности»); - мероприятия, организованные студентами для детей в учреждении, которое являлось базой прохождения практики («Школа толерантности», «Успехи цветоводства», «День птиц», «День осени»); - круглые столы и семинары, организованные представителями учреждений для студентов, где будущие социальные педагоги совершенствовали свои знания и умения в качестве участников тренингов («Юридические клиники», «Тренинг по формированию толерантного поведения», «Ока Поленова»),

При проектировании социально-экологических мероприятий учитывались следующие условия: целостность реализуемого проекта; доминирование творческой деятельности участников проекта по отношению к репродуктивной; экологическая целесообразность получаемого результата; многообразие форм взаимодействия с различными социальными институтами в рамках проекта; взаимосвязь реализуемого проекта с процессом развития экологических знаний, умений, личностно значимых качеств будущих социальных педагогов.

Задания на период практики индивидуализировались в зависимости от учреждения, в котором будущие социальные педагоги формировали свои профессиональные умения, навыки и качества. Базами практики выступали образовательные учреждения общего и дополнительного образования, учреждения социальной защиты семьи и детей, общественные организации г. Тулы и Тульской области, центры социально-психологической помощи, центры социальной реабилитации, в которых студенты могли бы в полной мере проводить экологическую работу в социуме учреждения.

После получения профессиональных знаний студенты в процессе изучения таких дисциплин, как «Методика и технология работы социального педагога», «Основы социальной работы», «Методология и методы психолого-педагогических исследований», совершенствовали свои экологически значимые умения и качества на базе основных понятий (факторы среды, средства природы, посткатастрофические условия и др.). Процесс формирования основных экологических понятий учитывал следующие этапы: 1) когнитивный (формирование первоначального представления о понятии); 2) ориентировочный (постепенное вычленение существенных признаков, сравнение понятий, установление межпредметных связей, включение экологических терминов в содержание социально-педагогической деятельности); 3) поведенческий (включение студента в ситуации практического выбора в экологически ориентированных проектах). Основные задачи социально-педагогического практикума: закрепление у студентов знаний о работе социального педагога в социуме; формирование умений и навыков, а также эмоционально-волевого отношения к реализации основных функций социального педагога; развитие научного подхода к изучению, самостоятельной разработке и реализации социальных проектов экологической направленности.

Похожие диссертации на Формирование экологической культуры будущих социальных педагогов в педвузе