Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование экранной культуры студентов университета Ивлев, Андрей Анатольевич

Формирование экранной культуры студентов университета
<
Формирование экранной культуры студентов университета Формирование экранной культуры студентов университета Формирование экранной культуры студентов университета Формирование экранной культуры студентов университета Формирование экранной культуры студентов университета
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ивлев, Андрей Анатольевич. Формирование экранной культуры студентов университета : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ивлев Андрей Анатольевич; [Место защиты: Оренбург. гос. ун-т].- Оренбург, 2010.- 205 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/409

Введение к работе

Актуальность исследования. Экранная культура, возникшая вследствие вхождения человечества в новую информационную эру своего существования и появления экрана как главного носителя и передатчика текстов, является важнейшей составляющей компетент-ностного развития личности и неразрывно связана с формированием новой культуры мышления, чувств, поведения.

Выступая продуктом информационного развития личности человека XXI века, экранная культура подчеркивает определяющую значимость средств массовой коммуникации (масс-медиа) в жизни современной молодежи, определяет характерные черты нравственного облика современного специалиста, оказывая существенное влияние на эффективность профессионально-коммуникативной деятельности.

В период вузовского обучения, когда потребность в образовании и общении выступает личностно значимой ценностью, развитие экранных умений и навыков, используемых в учебной, повседневной и будущей профессиональной деятельности, становится особенно актуальным. В этой связи необходимость формирования экранной культуры студентов в образовательном пространстве современного социума вполне очевидна и педагогически значима.

В условиях глобальной информатизации социума и усиления идеологической значимости медиакультуры формирование экранной культуры студентов является перспективным вектором развития современного вуза в связи с компетентностным характером образования и мультимедийным характером медиаобразования. Кроме того, процесс формирования экранной культуры студентов университета опосредован не всегда благоприятной множественностью воздействий факторов массовой коммуникации, ведущее место среди которых занимают Интернет и телевидение, что, со своей стороны, обуславливает педагогическую актуальность обозначенной медиаобразовательной проблематики.

К настоящему времени в науке накоплен определенный фонд знаний, раскрывающий основные направления педагогического исследования обозначенной проблемы.

Анализ сущностных признаков медиакультуры и выявление специфики ее субъектной интерпретации во взаимодействии с окружающим миром представлены в работах отечественных и зарубежных ученых (А. Базен, М.М. Бахтин, Д. Белл, В. Беньямин, B.C. Библер, Д.Брайант, Е.В. Ищенко, М. Кастельс, Ю.М. Лотман, М. Маклюэн,

Г. Маркузе, В.Г. Михалкович, Р.Пацлаф, С. Томпсон, Э. Тоффлер, Ю.Н. Тынянов, А.А. Урбанович, В.П. Шейнов, Е.Я. Шипнягова).

Особенности функционирования «элитарной» и «массовой» культуры в современном российском обществе отражены в трудах B.C. Агеева, Е.В. Александрова, Л.И. Акимовой, С.Н. Артановского, Г.К. Ашина, В.Ю. Борева, Ю.П. Буданцева, Т.Г. Грушевицкой, М.С. Кагана, А.В. Коваленко, А.П. Мидлера, В.Д. Попкова, А.П. Садо-хина, А.В. Федорова.

Педагогические аспекты эстетического развития личности средствами кинообразования рассмотрены в трудах О.А. Баранова, И.Н. Гращенкова, И.С. Левшина, СМ. Одинцовой, С.Н. Пензина, Г.А. Поличко, Ю.Н. Усова, Г.А. Усовой, А.В. Шарикова.

В своей работе мы опирались на основополагающие идеи в области зрительного восприятия и культурно-образовательной специфики визуальных искусств, представленные в фундаментальных исследованиях Р. Арнхейма, И.В. Вайсфельда, Е. Вейцмана, Д.А. Вертова, Л.С. Выготского, С.А. Герасимова, П.С. Гуревича, А.Ф. Еремеева, СИ. Ильичевой, Е.В. Ищенко, Ж.В. Карагановой, Н.Б. Кирилловой, В.Ф. Колейчука, Н.В. Лысенко, С.А. Муратова, Н.М. Мухамеджано-вой, Б.Н. Нащекина, И.А. Негодаева, П.К. Огурчикова, СВ. Потемкина, К.Э. Разлогова, М.И. Ромма, Ю.Н. Усова, А.В. Федорова, Н.Ф. Хилько, В.Б. Шкловского, СМ. Эйзенштейна.

Вместе с тем следует отметить, что педагогические составляющие проблемы формирования экранной культуры личности в современном культурно-образовательном социуме недостаточно раскрыты в научно-практическом отношении, что обусловлено существующими противоречиями между:

постоянно возрастающей ролью средств экранной коммуникации в жизни информационного общества и необходимостью научной разработки многогранной проблематики экранного образования современного человека - представителя формирующегося поколения с «клиповым» восприятием действительности;

имеющимся уровнем объективных знаний студентов в области экранной культуры социума и субъективными трудностями, связанными с адекватным характером получения, обмена и потребления медийной информации;

потребностями современного общества в специалистах, обладающих высоким уровнем мультимедийной компетентности и недостаточно реализуемым образовательным потенциалом вуза в формировании экранной культуры будущих профессионалов на основе ин-

терактивного взаимодействия с масс-медиа.

Таким образом, проблема исследования заключена в поиске оптимальных педагогических условий формирования экранной культуры студентов университета, выступающей не только важнейшей составляющей компетентностного развития современного специалиста, но и позволяющей в известной мере противостоять возможным негативным воздействиям средств масс-медиа на личностное становление взрослеющего человека путем адекватного, критического декодирования информационной многозначности медиатекстов и освоения механизмов защиты от идеологически-манипулятивного воздействия, прежде всего, телевидения и Интернета.

Актуальность проблемы исследования и необходимость образовательного преодоления выявленных противоречий обусловили тему исследования: «Формирование экранной культуры студентов университета».

Объект исследования: экранная культура студентов университета.

Предмет исследования: формирование экранной культуры студентов в образовательном процессе университета.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия формирования экранной культуры студентов университета.

Гипотеза исследования: формирование экранной культуры студентов в университетском образовательном взаимодействии будет происходить с большей эффективностью, если:

обеспечивается повышение уровня медиаграмотности личности;

осуществляется эстетизация форм и методов культурной организации учебного и свободного времени студентов;

актуализируется субъектная позиция студентов в массмедий-ном пространстве образовательного социума на основе развития информационно-коммуникативных умений.

Цель, объект, предмет и гипотеза содержательно обусловили задачи исследования:

  1. Уточнить содержание и сущность базовых понятий и категорий исследования.

  2. Выявить особенности формирования экранной культуры студентов университета.

3. Определить компоненты, обосновать критерии и уровневые
показатели сформированности экранной культуры студентов универ-

ситета.

4. Разработать модель формирования экранной культуры студен
тов университета.

5. Подготовить методические рекомендации для работников
высшего образования по формированию экранной культуры студентов.

Теоретико-методологические основы исследования базируются на философских, культурологических и психологических закономерностях личностного становления человека, а также педагогических теориях, раскрывающих многогранность проблемы экранного и аудиовизуального развития личности в условиях образовательного взаимодействия:

теория развития личности в деятельности (К.А. Абульхано-ва-Славская, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин), в том числе в контексте ком-петентностной интерпретации результирующей составляющей (И.Д. Белоновская, И.А.Зимняя, А.К. Маркова, Н.С. Сахарова);

философское обоснование содержания и сущности феномена культуры (С.С. Аверинцев, Р. Барт, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, Е.М. Верещагин, Л.Н. Гумилёв, М.С. Каган, В.Г. Костомаров, Д.С. Лихачёв, Н.О. Лосский, Ю.М. Лотман, А. Маслоу, П.Н. Милюков, М. Хайдеггер, О. Шпенглер);

- культурно-историческая концепция развития личности
(Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, И.А. Стернин, Е.В. Тарасов);

образовательные идеи аксиологического подхода (А.П. Андреев, А.С. Гаязов, Ю.Н. Давыдов, В.А. Караковский, Н.А. Каргаполь-цева, А.В. Кирьякова, И.Б. Котова, Л.В. Моисеева, В.А. Сластенин, В.П. Тугаринов, Г.И. Чижакова, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ям-бург);

культурологический подход в аспекте единства культурно-коммуникационных теорий и принципов действия механизмов социокультурной трансляции (Ю.М. Лотман, И.М. Быховская, М.С. Каган, К.Э. Разлогов);

коммуникативный подход к обучению (Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов, В.А. Скалкин, В.Л. Темкина);

теория эстетического развития личности, отраженная в трудах отечественных и зарубежных философов, педагогов, психологов, социологов, искусствоведов (Ш.А. Амононашвили, Г. Анабель, Г.В. Белая, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, Л.И. Божович, Ю.В. Борев, И.В. Вайс-фельд, М.А. Верб, Б.А. Грушин, Ю.Н. Давыдов, Б.Т. Лихачёв, А.Ф.Лосев, Ю.М. Лотман, М. Мартино, Л. Мастерман, А. Моль,

Б.Н. Неменский, В.Г. Рындак, Л.Б. Соколова, B.C. Соловьёв, Л.Н. Сто-лович, К.Д. Ушинский, Ю.У. Фохт-Бабушкин);

Основные положения диссертации опираются на выводы специалистов в области экранной культуры (Е.В. Ищенко, И.А. Негодаев, П.К. Огурчиков, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, Н.Ф. Хилько).

Исследование осуществлялось на основе теоретико-

практического единства деятельностного, культурологического и аксиологического подходов, где системообразующая роль принадлежала деятельностному подходу.

Для проверки основных положений гипотезы и решения обозначенных задач применялись следующие методы исследования: анализ философской, культурологической и психолого-педагогической литературы по проблеме; изучение и обобщение педагогического опыта; теоретические (сравнительно-сопоставительный анализ, моделирование, конкретизация и обобщение); диагностические (анкетирование, тестирование, беседа, интервьюирование, интернет-опрос, метод фокус-групп); эмпирические (изучение опыта работы вузов, нормативной и учебно-программной методической литературы, отчетной документации, систематическое педагогическое наблюдение); экспериментальные (диагностико-поисковый, констатирующий, формирующий); математическая обработка данных.

База исследования: государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет», Центр эстетического воспитания «Диалог», Ассоциация «Оренбургский университетский (учебный) округ».

Диссертационное исследование осуществлялось в содержательно-смысловой логике трех этапов.

На первом этапе (2007-2008) был проведен анализ философской, психологической, педагогической, социологической, культурологической, методической литературы по теме исследования, сформулирована концепция экранной культуры, предложена рабочая модель формирования экранной культуры студентов университета, осуществлены диагностико-поисковый и констатирующий эксперименты.

Второй этап (2008-2009) включал работу по апробации модели формирования экранной культуры, ориентированной на субъектное развитие личности студентов университета, также проводился сравнительный анализ результатов формирующей работы в экспериментальной и контрольной выборке.

На третьем этапе (2009-2010) осуществлялась обработка, анализ и обобщение результатов опытно-педагогической деятельности,

разрабатывались методические рекомендации по внедрению модели формирования экранной культуры в образовательную практику, оформлялся текст диссертации и автореферата. Научная новизна исследования:

уточнено содержание понятия «экранная культура студентов университета», которая понимается как характеризующая современный уровень информационного развития будущего специалиста инте-гративная совокупность информационных компетенций личности, основанных на опыте решения профессионально-жизненных задач посредством адекватной интерпретации медиатекстов и оптимизирующих процессы получения, использования и передачи аудиовизуальной информации с учетом эстетической специфики экранного взаимодействия;

выявлена специфика формирования экранной культуры студентов университета, содержательно обусловленная креативной составляющей будущей профессиональной деятельности и избираемой социальной ролью в культурно-образовательной парадигме «созидатель-потребитель»;

определены компоненты (когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный), разработаны критерии (понятийно-сенсорный, мотивационно-оценочный, креативно-действенный), обоснованы уровни (адаптивно-ситуативный, репродуктивный, творческий) и показатели (частота общения с предпочитаемыми видами экранных искусств, степень культурологической просвещенности; характер мотивации контакта с экранными искусствами в парадигме личностного выбора; способность к аудиовизуальному мышлению и самостоятельному анализу, уровень творческого начала в образовательно-профессиональной деятельности) сформированности экранной культуры студентов университета, в том числе в зависимости от принадлежности к группе «созидателей» или «потребителей»;

- разработана модель формирования экранной культуры студен
тов университета, логика построения и реализации которой заключает
ся в педагогической идее усиления комплексного воздействия комму
никативно-образовательного потенциала вуза на личность будущего
специалиста на основе актуализации развивающих возможностей ин
терактивного взаимодействия с современными масс-медиа.

Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении педагогических представлений об особенностях и специфике компетентностного развития личности современного специалиста в образовательном пространстве интерактивного масс-медиа взаимодей-

ствия; полученные результаты могут выступить основой для дальнейшего изучения путей совершенствования форм и методов формирования экранной культуры студентов университета.

Практическая значимость исследования: разработана и внедрена в образовательный процесс вариативная программа курса «Основы формирования экранной культуры студента университета»; полученные результаты могут быть использованы в качестве программно-методических материалов курсов повышения квалификации преподавателей и работников образования.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных положений; реализацией оптимального набора теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам исследования; завершенностью опытно-педагогической работы, подтверждающей первоначально выдвинутую гипотезу, ва-лидностью выборки с целью получения опытно-экспериментальных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Педагогическими условиями формирования экранной культуры студентов университетском образовательном взаимодействии выступают:

- повышение уровня медиаграмотности личности;

эстетизация форм и методов культурной организации учебного и свободного времени студентов;

актуализация субъектной позиции студентов в массмедий-ном пространстве образовательного социума на основе развития информационно-коммуникативных умений.

  1. Повышение уровня медиаграмотности личности осуществляется посредством педагогического проектирования и образовательной реализации элективного курса «Основы экранной культуры студента университета», содержательное освоение которого предполагает, прежде всего, актуализацию и интеграцию культурологических знаний, способствующих обогащению когнитивного компонента экранной культуры в аспекте оптимизации процессов приобщения студентов к миру экранных средств массовой коммуникации, содействия успешной социализации будущих специалистов вследствие получения новых знаний, освоения компетенций адекватного восприятия и критического анализа медиатекстов, развития способности оказывать сопротивление медийным манипуляциям поп- и масскуль-туры.

  2. Эстетизация форм и методов культурной организации учебно-

го и свободного времени студентов осуществляется в образовательном контексте всестороннего обогащения эмоционально-ценностного компонента экранной культуры и представляет собой комплекс педагогических воздействий и взаимодействий, ориентированных на «визуальное облагораживание» социально-образовательного пространства университета, совместную реализацию развивающего потенциала эстетических категорий (красота, прекрасное, возвышенное, безобразное) путем организации специальных акций, конкурсов и проектов, а также использования на учебных занятиях фильмов, телевизионных и интернет-программ, связанных с целенаправленным воспитанием художественно-эстетического вкуса и способствующих сохранению и возвышению духовно-нравственной ориентации личности в содержательно-смысловом пространстве индивидуальной зрительской концепции.

4. Актуализация субъектной позиции студентов в массмедий-ном пространстве образовательного социума на основе развития информационно-коммуникативных умений повышает уровень медиа-компетентности личности и происходит в деятельности учебного взаимодействия, предполагающей практикоориентированный обмен информацией в ходе активного использования экранных медиасредств в ситуациях осознанного профессионально-жизненного и образовательного выбора, что способствует обогащению и структурной дифференциации деятельностного компонента экранной культуры студентов в функциональных аспектах потребления и созидания.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступлений на международных (Оренбург, 2009-2010; Ульяновск, 2010; Москва, 2010; Пятигорск, 2009), всероссийских (Санкт-Петербург-Казань, 2009; Нижний Новгород, 2010; Оренбург, 2008-2010) и межрегиональных (Санкт-Петербург: 2009, 2010; Оренбург: 2008, 2009, 2010) научно-практических конференциях. Результаты обсуждались на аспирантских семинарах на кафедре теории и методологии образования Оренбургского государственного университета.

Личный вклад автора заключается в проведении научно-теоретического анализа заявленной проблемы, осуществленного с учетом опыта педагогической деятельности и практической работы автора на телевидении, выявлении и обосновании совокупности педагогических условий формирования экранной культуры студентов в образовательном пространстве современного университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Похожие диссертации на Формирование экранной культуры студентов университета