Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эстетической культуры школьника в процессе физического воспитания Зиамбетов Владик Юсупович

Формирование эстетической культуры школьника в процессе физического воспитания
<
Формирование эстетической культуры школьника в процессе физического воспитания Формирование эстетической культуры школьника в процессе физического воспитания Формирование эстетической культуры школьника в процессе физического воспитания Формирование эстетической культуры школьника в процессе физического воспитания Формирование эстетической культуры школьника в процессе физического воспитания Формирование эстетической культуры школьника в процессе физического воспитания Формирование эстетической культуры школьника в процессе физического воспитания Формирование эстетической культуры школьника в процессе физического воспитания Формирование эстетической культуры школьника в процессе физического воспитания
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зиамбетов Владик Юсупович. Формирование эстетической культуры школьника в процессе физического воспитания : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Зиамбетов Владик Юсупович; [Место защиты: Оренбург. гос. пед. ун-т]. - Оренбург, 2007. - 179 с. : ил. РГБ ОД, 61:07-13/2381

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования эстетической культуры в системе физического воспитания 15

1.1. Эстетическая культура как социально-педагогическая проблема и предмет исследования в физическом воспитании 15

1.2. Эстетическая культура личности: понятно и структура 34

1.3. Ценностный потенциал физического воспитания в формировании эстетической культуры учащихся 50

Глава 2. Организационно-диагностическое и программно-содержательное обеспечение процесса формирования эстетической культуры школьника 70

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы и методика диагностики эстетической культуры школьника 70

2.2. Программно-содержательное обеспечение формирования эстетической культуры школьника 79

Заключение 113

Список использованной литературы 118

Приложения 140

Акты внедрения

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена фундаментальными изменениями социокультурной ситуации российского общества, требующими восполнения его культурного потенциала, повышения уровня эстетического развития молодежи, формирования способности к коррекции ценностных ориентации на основе понимания прекрасного в жизни, искусстве и деятельности.

Важную роль как источник социокультурных ценностей приобретает школьное образование. Системообразующим принципом образования должно стать развитие и укрепление духовных и физических сил личности как определяющее условие ее самореализации, самосовершенствования н успешной социализации.

Одна из приоритетных задач школьного образования — формирование личности и се базовой культуры, в том числе эстетической. Наряду с обще-социальным л ценностями и образовательном процессе не должным образом используются ценности культуры физической. В то же время установлено, что направленное использование ценностей физической культуры обеспечивает становление личности, ее биосоциальных начал, сущностных характеристик телесной, душевной и духовной природы человека, различных ее способностей и потребностей (В. К. Бальсевич, Н. Н. Визитей, С. С. Коровин, Л. И. Лубышева, Л. П. Матвеев, А. А. Тер-Ованесян).

Именно содействие физического воспитания, включающего ценности физической культуры и эстетического воспитания как процессов, оказывающих позитивное воздействие на биосоциальую сферу личности, приводит к итоговому интегральному образованию — эстетической культуре личности, В содержательном плане процесс физического воспитания гармонично воздействует на становление телесной и духовной составляющих личности, ценностных ориентации, обеспечивающих направленность личности на освоение культуры социальной и физической, а равно становление эстстиче-

5 ской культуры личности как уникального личностного- образования (Г. А. Барыкина, В. А. Беликов, И. А. Беляев, В. В. Кузин, Л. Д. Назаренко, И. П. Подласый, М. Я. Сараф, В. А. Сластеннн, В. И. Столяров, А. А. Френки», Г. И. Щукина). Проблема становления эстетической культуры личности школьника в образовательном процессе (в аспекте физического воспитания) нуждается в разработке и внедрении технологий » практико-ориентированных программ, направленных на формирование эстетической культуры школьника как базисного образования.

Однако существующая система школьного физического воспитания пока не способна в полной мерс разрешить проблему становления данного личностного- образования. Тому подтверждение — неуклонное Снижение культурно-образовательного уровня значительной части учащейся молодежи. Тем не менее и создавшихся условиях процесс физического воспитания может сыграть значительную роль в плане использования ценностей физической культуры для целенаправленного формирования эстетической культуры личности.

Различные стороны проблемы формирования эстетической культуры нашли отражение в работах, раскрывающих частные вопросы эстетического, художественного образования и воспитания (Н. И. Княщспко, А. Ф. Лосев, В. К. Скатерщнков, Л. Н. Столович); эстетическую потребность (Е. С. Акоподжаняи); эстетическое сознание (Е. В. Волкова, Л. П. Печко, У. Ф. Супа); эстетические взгляды и идеал (В. Н. Липскнй, rL А. Ястребова); содержание эстетического воспитания школьников (М. А. Верб, Б. Т. Лихачев, Г. И. Щукина); аксиологический аспект эстетической культуры (В. Ф. Асмус, Л- Б. Кабалевский, С. М. Каргапольцев, А. В. Кирьякова, Б. М. Йеменский, Л. Б. Соколова); различные аспекты эстетики жизнедеятельности человека (А. С. Егоров, И. П. Подласый, Н. II. Румянцева); способность восприятия и понимания личностью прекрасного в искусстве и жизни (В. А. Сластеиин, И. Ф. Харламов); принципы эстетического воспитания (Е. В.

Квятковским); познавательный потенциал эстетической деятельности (10. В. Борев, М. А. Верб, Д. М. Гришин).

Широкое освещение в педагогической литературе получили различные аспекты эстетики физической культуры (Г. А. Барыкина, А. А. Френкин); взаимосвязи спорта, эстетики и искусства (В. В. Кузин, Б. Лоу); эстетики спорта (М. Я. Сараф, В. И. Столяров); физической культуры и спорта как средств эстетического воспитания (А. Д. Калинин, В. М. Колоколова, Н. И. Пономарев, А. П. Родионов); эстетического воспитания и эстетики физических упражнений (Л. Д. Назаренко, 10. И. Насырова, Т. Т. Ротерс).

Однако необходимый ценностный и содержательный потенциал физического воспитания, который может быть успешно применен в системе формирования эстетической культуры школьника, требует теоретико-методологического обоснования и разработки условий становления эстетической культуры школьника в образовательном процессе.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена наличием противоречий между:

- необходимостью восполнения культурного потенциала социума п не
достаточной ориентацией общею образования на становление основ базовой
культуры личности и общества;

-объективной потребностью общества в личности, обладающей эстетической культурой, отражающей красоту телесной и духовной сфер человека, и недостаточным использованием ценностей физической культуры в формировании эстетической культуры личности;

- высоким содержательным потенциалом физического воспитания в ста
новлении базовой культуры личности школьника и недостаточной разрабо
танностью методик, технологий и программ реализации содержания физиче
ского воспитания и системных педагогических воздействий в формировании
эстетической культуры личности школьников.

В исследовании введено ограничение: педагогические условия формирования эстетической культуры школьника обоснованы для детей 15—16 лет в силу наиболее благоприятных биосоциальных предпосылок для осознанного восприятия ценностей общесоциальной и физической культуры в становлении эстетической культуры личности (В. К. Бальссвич, Е. П. Ильин, Г. И. Щукина).

Объект исследования: процесс физического воспитания школьников.

Предмет исследования: становление сущностных характеристик эстетической культуры школьника.

Цель исследования: разработать и обосновать комплекс педагогических условий формирования эстетической культуры школьника в Процессе физического воспитания.

Гипотеза исследовании: процесс физического воспитания окажется эффективным в формировании эстетической культуры школьника при реализации следующих педагогических условий:

- разработанности структуры эстетической культуры личности, опреде
ляющей сущностные направления использования ценностного потенциала
физической культуры в процессе физического воспитания;

-усилении теоретической составляющей процесса физического воспитании школьников, обеспечивающей системное становление теоретической готовности учащихся к освоению ценностей эстетической культуры;

создании эстетической среды, сопровождающей процесс физического воспитания школьников и включающей интегративнос освоение школьником совокупности ценностей общесоциальной и эстетической культуры;

подборе содержания физкультурио-спортивной деятельности, определяющего системные психолого-педагогические воздействия в аспекте становления компонентов эстетической культуры школьника.

В соответствии с поставленной целью, предметом и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

  1. Выявить теоретико-методологические и методические основания формирования эстетической культуры в системе физического воспитания.

  2. Уточнить структуру и содержание структурных компонентов эстетической культуры личности.

  1. Определить программно-содержательное и дидактическое обеспечение формирования эстетической культуры школьника в процессе физического воспитании.

  2. Выявить эффективность использования педагогических условий формирования эстетической культуры школьника в процессе физического воспитания.

Методологическую основу исследования составили: положения о диалектике общего, особенного и единичного (Р. Барт, А. Баумгартен, Г. Гегель, И. Кант, Н. К. Рерих, Н. Г. Чернышевский, Ф. Шиллер); системный (В. Г. Афанасьев, И. В. Блаубсрг, М. С. Каган, Э. Г. Юдин), культурологический (В. Л. Бенин, М. Я. Внленский, Л. А. Волович, В. И. Столяров), личностно-деятелыюстпый подходы (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,

A. В. Мудрнк, С. Л. Рубинштейн, В. В. Сериков, Г. И. Щукина); философские
и культурологические положения о культуре, эстетическом образовании, ис
кусстве (Ю. Б. Борсв, Л. П. Буева, М. А. Верб, Л. Н. Каган, Б. Т. Лихачев,

B. А. Разумный); теории культуры и диалога культур (Ю. А. Афанасьев,
М. М. Бахтин. А. В. Бездухов, А. Ф. Лосев, А. Б. Фролова); философско-
культуролотческие концепции осмысления единства телесных и духовных
сил человека (И. М. Быховская, М, Я. Сараф, В. И. Столяров); концептуаль
ные положения о целостности педагогического процесса (10. К. Бабанскнй,
И. П. Подласый, В. А. Сластении); педагогические концепции базовой куль
туры и творческого развития личности (В. И. Андреев, А. А. Деркач, В. П.
Зинченко, В. А. Сластеннн, И. Ф. Харламов); психолого-педагогпческие уче
ния о влиянии искусства на личность (А. П. Валицкая, Д. Б. Кабалевский,

C. М. Каргапольцев, Д. С. Лихачев, В. М. Розни, Л. Н. Столоппч); теории ста-

новлепия личности (Л. И. Божович); теоретико-методологические основы физической культуры и физического воспитания (Б- А. Ашмарин, В. К. Баль-ссвич, А. А. Гужалонский, С. С. Коровин, 10. Ф. Курамшин, Л. И. Лубышева, Л. П. Матвеев, А. Я. Наин); психолого-педагогические основы физического воспитания и спорта (Е. И. Гогунов, Е. П. Ильин, М. И. Станкин, А. А. Тер-Ованссян, Н. А. Фомин); научные концепции эстетики физической культуры и спорта (Г. А. Барыкина, О. В. Дивненко, Л. Д. Назаренко, М Я. Сараф, В. И. Столяров).

Экспериментальной базой исследовании явились средние общеобразовательные школы № 31,32, 57 г. Оренбурга.

Исследование осуществлялось в три этапа с 2004 по 2007 год.

На первом (теоретико-поисковом) этапе (2004—2005 гг.) анализировалась философская, научно-педагогическая литература и педагогическая практика по проблеме исследования, в том числе в сфере физического воспитания; выявлялись теоретические социально-педагогические предпосылки формирования эстетической культуры личности. Уточнена структура и разработана методика диагностики сформнрованиости характеристик эстетической культуры школьника. Разработано программно-содержательное и определено дидактическое обеспечение физического воспитания в становлении эстетической культуры школьника. Спроектированы педагогические условия реализации формирования эстетической культуры учащихся. Проведен констатирующий педагоги чески й эксперимент. Основными методами исследования явились; анализ и обобщение литературных данных, схематизация, прогнозирование, беседа, опрос, скрытое и прямое наблюдение, психолого-педагогическая диагностика, констатирующий педагогический эксперимент, математнко-статистический анализ эмпирических данных.

На втором (опытно-экспериментальном) этане (2005—2006 гг.) проведен формирующий педагогический эксперимент. Процесс формирования эстетической культуры школьника осуществлялся в строгом соответствии с

10 разработанными основными педагогическими условиями и задачами исследования. Использовались следующие методы исследования: педагогическая психодиагностика и тести ро ваш і с, формирующий педагогический эксперимент, математнко-статистическнй анализ экспериментальных данных, сравнительный анализ, схематизация.

Сущность ТрепеїЧ) (заключительного) этапа (2006—2007 гг.) заключалась в апробации результатов исследования, внедрении его результатов в практику общеобразовательных школ; в завершении всех видов экспериментальной деятельности и в оформлении диссертационной работы. Использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, математико-статистическая обработка экспериментальных данных, схематизация, формализация.

Научная новизна исследования:

-уточнены структура и содержание эстетической культуры школьника, включающие когнитивный компонент (сформировапность знаний в сфере эстетической и физической культуры, творческое отношение к фнзкультурно-спортнвной деятельности, эстетический интерес); двигательный компонент (оптимальное телосложение, динамичность двигательных действий, отражающая ритмичность, пластичность, амплитудность движении); аксиологический компонент (сформировапность личной эстетической позиции, включенность в процесс эстетического самосовершенствования, состояние эстетическою идеала); дсятельностный компонент (сформированное! ь мотивов эстетической деятельности, состояние эстетического вкуса, наличие навыков эстетического поведения, способность к «переносу» эстетического опыта в повседневную практику);

- обоснованы педагогические условия формирования эстетической культуры школьников в процессе физического воспитания: разработанность структуры эстетической культуры личности; усиление теоретической состав-

ляющей процесса физического воспитания; создание эстетической среды; подбор содержания физкультурно-спортивной деятельности;

-выявлено основное дидактическое обеспечение физического воспитания в формировании эстетической культуры шкап.пика: принципы (всестороннею развития, сознательности и активности, наглядности и доступности, систематичности и последовательности, возрастной адекватности, непрерывности и комплексности); средства (элементы гимнастических упражнений, танцевальные упражнения, музыкальное сопровождение, природная среда, гигиеническая обеспеченность, специально-подготовительные упражнения, строевые упражнения); методы (строго регламентированного упражнения, Соревновательный и игровой, наглядного воздействия, вербального воздействия, пдеомоторного и пенхорегулирующего упражнения, формирования сознания, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; формы организации (уроки физической культуры по типовой и видовой принадлежности, в режиме дня (утренняя гимнастика эстетической направленности), внеклассные (секции по видам спорта, неклассификационные соревнования, массовые спортивно-оздоровительные мероприятия).

Теоретический зпачнмоегь исследования:

- уточнено понятие эстетической культуры личности как специфического интегрального личностного образования, отражающего сформированность системы духовных и двигательных потребностей и способностей в полноценном восприятии и адекватном понимании прекрасного, освоенности способов поведения и деятельности в практике образовательной, физкультурно-спортивной и повседневной жизни и деятельности;

-выявлен ценностный потенциал физического воспитания, заключающийся в определении совокупности ценностей физической культуры, наиболее действенных для конкретных психолого-педагогических воздействий, II позволяющий наилучшим образом разработать содержание физкультурно-

12 спортивной деятельности, совершенствовать концепции становления компонентов эстетической культуры школьника. Практическая значимость исследования:

- определено диагностическое обеспечение сформированиостн эстетиче
ской культуры школьника для эффективного контроля, оценки и коррекции
процесса физического воспитания в контексте его влияния на становление
эстетической культуры школьников;

-разработано программно-содержательное обеспечение процесса формирования эстетической культуры школьника в физическом воспитании, позволяющее адекватным образом реализовать систему психолого-педагогн-ческих воздействий эстетической направленности;

- выявлены методические приемы физического воспитания в формиро
вании эстетической культуры школьника, позволяющие обогатить эстетиче
ское и физическое воспитание в их ценностном воздействии на учащихся
ценностями физической культуры.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена совокупностью исходных положений; адекватностью применяемых методов объекту, предмет)' и задачам исследования; подтверждается экспериментальной работой, результаты которой свидетельствуют об эффективности использования педагогических условий формирования эстетической культуры школьника.

На зашиту выносится следующие положения:

1. Основными компонеігтами и сущностными характеристиками эстетической культуры школьника являются: когнитивный, отражающий сформи-рованпость знаний в сфере эстетической н физической культуры, творческое отношение к физкультурио-спортивной деятельности, эстетический интерес; двигательный, включающий телосложение — наличие правильной осанки, пропорциональность форм, весоростовон показатель, динамичность двигательных действий — ритмичность, пластичность, амшштудность движений;

аксиологический, обуславливающий сформирован и ость личной эстетической позиции, включенность в процесс эстетического самосовершенствования, состояние эстетического идеала; деятеяьпостпый, отражающий сформировап-ность мотивов эстетической деятельности, состояние эстетического вкуса, наличие навыков эстетического поведения, способность к «переносу» эстетического опыта о повседневную практику,

  1. Эффективность формирования эстетической культуры школьника в процессе физического воспитания обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: разработанность структуры эстетической культуры личности; усиление теоретической составляющей процесса физического воспитания школьников; создание эстетической среды; подбор содержания физ-культурно-спортивной деятельности.

  2. Основу дидактического обеспечения физического воспитания в становлении эстегической культуры школьника составили: принципы (всестороннего развития, сознательности и активности, наглядности и доступности, систематичности и последовательности, возрастной адекватности, непрерывности и комплексности); средства (элементы гимнастических упражнений, танцевальные упражнения, музыкальное сопровождение, природная среда, гигиеническая обеспеченность, специально-подготовительные упражнения, строевые упражнения); методы (строго регламентированного упражнения, соревновательный и игровой, наглядного воздействия, вербального воздействия, (ідеомоторного и психорегулируюшего упражнения, формирования сознания, оріанизацпи деятельности и формирования опыта общественного поведения); формы организации (уроки физической культуры по типовой и видовой принадлежности, в режиме дня — утренняя гимнастика эстетической направленности, внеклассные — секции но видам спорта, неклассификаии-онные соревнования, массовые спортивно-оздоровительные мероприятия).

Апробации и внедрение результатов исследовании. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались па между-

народных (Ставрополь, 2005—2006; Орел, 2006; Оренбург, 2007); всероссийских (Уфа, 2005; Санкт-Петербург, 2005; Челябинск, 2005; Оренбург, 2005— 2006, Ижевск, 2006); межрегиональных (Омск, 2004; Шадрипск, 2005) и ежегодных внутривузонских научно-практических конференциях (Оренбург, 2004—2007), отражены в 24 опубликованных работах.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложении, содержит таблицы и рисунки, а также акты внедрения научно-исследовательских разработок.

Эстетическая культура как социально-педагогическая проблема и предмет исследования в физическом воспитании

В одном из множества определений культура рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей, процессов деятельности и отношений, созданных человечеством в ходе его исторического развития, в отличие от того, что создано природой [130, с. 27]. В нашем представлении культура выступает также и в качестве активной образовательной деятельности человечества, где приобщение человека к культуре, в частности эстетической, является существенной проблемой и задачей образования. Данная проблематика затрагивает различные сферы деятельности человека, в том числе и физическое воспитание.

Остановимся на существующих в современной науке различных подходах н определении содержания и сущности понятия «культура». Совокупность теорегических представлений о культуре образует особую область научного знания, отдельные положения которой отражены в основном в философии, культурологии, аксиологии, истории, эстетике, социологии, педагогике и психологии.

Большинство ученых (М. М. Бахтин, М А. Верб, М. С. Каган, Н. И. Княщепко, Б. Т. Лихачев, Д. С. Лихачев, В. К. Скатерти ков) понимают культуру как многомерное, многофункциональное и многоаспектное явление, как гот социум, в котором происходит развитие личности в целом и становление ее в общечеловеческом и культурном плане. Понятие «культура» содержит представление об определенных достижениях разного рода, относящихся прежде всего к человеку и его духовному потенциалу. Современные концепции культурологических исследований определяют культуру как все то, что создано людьми, как ценностное образование, как совокупность норм, как технологии адаптации человека к окружению, как способы трансляции социально значимой информации, как коммуникационные системы и обществе и т.п. [164, с. 345; 183, с. 284]

М. С. Каган рассматривает категорию «культура» в системе категорий высшего порядка: «природа — общество — культура». Так как выделенные основные компоненты отвечают критерию необходимости и достаточности, между ними выявляются достаточно строго определенные связи И взаимозависимости, Рассмотрение категории «культура» во взаимосвязи с каким-либо из компонентов данной системы (культура — природа, культура — человек, культура — общество) будет правомерным в качестве взаимно дополняющих элементов по отношению к целостной структуре бытия [74, с. 166].

В культуре проявляются и формируются сущностные силы общества, социальных групп, отдельных личностей. В силу этого в науке принято выделять нескольких уровней анализа культуры: всеобщий уровень анализа — культура общества, формации; особенный — культура социальных групп; единичный — культура личности. Овладевая ценностями культуры, человек формирует свое «Я». Личностный — единичный — уровень анализа культуры зависит от уровня анализа культуры целого общества, от степени культуры его членов. Поэтому и функционирование культуры есть постоянное превращение индивидуального богатства во всеобщие формы культуры и этих форм — вновь в индивидуальное богатство личности. Ряд исследователей (10. Б. Бореи, В. В. Давыдов, Д. С. Лихачев, И. П. Подласый) выделяют аксиологический аспект понятия «культура» и трактуют последнюю как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

В исследовании проблем взаимосвязи культуры человека и картины мира Л. И. Арнольдов дает обобщенную характеристику понятию культуры как исторически развивающейся системы социокультурных норм, способов организации поведения и общения, обусловленной способом материального производства в процессе развития сущностных сил человека, его самореализации [171, с. 107].

Рассмотрение культуры в связи с понятием деятельности стало доминирующим направлением в исследованиях М. Абдуллаева, 10. А. Афанасьева, М. С. Кагана и др. В философском словаре под редакцией И. Т. Фролова понятие «культура» определяется как социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания [232]. М. С. Каган определяет культуру и как целостное единство способов и продуктов человеческой деятельности, в которой реализуется его активность и которая служит его самосовершенствованию, удовлетворению и повышению потребностей, гармонизации отношений между человеком и обществом, человеком и природой, обществом и природой [75, с. 36].

В научной литературе сложилось понимание культуры и как процесса человеческой деятельности и ее результатов [2, с. 253; 237, с. 99]. При этом культура как явление социально-историческое на каждом этапе своего развития выступает как определенный способ, «образец» деятельности, как определенная система субъектно-объектных отношений, проявляющаяся в различных сферах общественной жизни.

Исследователи именно в деятельности усматривают фундаментальную основу культуры [48, с. 112; 153, с. 69]. Но они осознают, что культура все же не своди гея к одной только деятельности. Содержание культуры не может быть отождествлено и с продуктами человеческой деятельности. Так, 10. А. Афанасьев определяет поиск сущности культуры «внутри» деятельности, понимая ее как некую имманентную человеческой деятельности мобилизующую и организующую силу. Мы согласны с точкой зрения 10. А. Афа иасьева, что культура — не совокупный способ деятельности, взятый сам по себе, но способ освоения человеком собственного мира — мира человеческой действительности, человеческой чувствительности и субъективности [7, с. 92]. Эстетическая культура является необходимым компонентом базовой культуры личности, обеспечивающим чувственное освоение действительности, в том числе и в процессе физкультурной деятельности.

Эстетическая культура — обширный сложный комплекс теоретических знаний и представлений об искусстве, эмпирико-эмошюиального опыта и навыков творчества, позволяющих осуществлять эстетическое освоение мира в теории и на практике. В основе эстетической культуры лежит понятие эстетика (от греч. «эстезис» — «ощущение», «чувственное восприятие»). D ходе развития человечества оно претерпевало естественные качественные изменения, тонко реагируя па общественный строй, этническую культуру, развитие наук и искусств, условия быта и деятельности людей, индивидуальность личности [93, с. 201]. Многочисленные культурные пласты, оставленные нам в наследство, характеризуют эстетику как науку общечеловеческого достоинства.

Для эстетики создано немало определений, самое лаконичное из них звучит так: эстетика - - это наука о прекрасном. Эстетика традиционно понималась как «философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, восприятии, оценке и освоении, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии о действительности и в искусстве, о сущности и законах бытия, восприятия, функционирования и развития искусства» (57, с. 41].

Эстетическая культура личности: понятно и структура

Эффективность процесса направленного использования ценностей физической культуры в ходе физического воспитания для целенаправленного становления эстетической культуры школьника может быть обеспечена па основе выявления структуры эстетической культуры личности, определения составляющих ее компонентов и показателей сформировапностн. Однако вначале важно уточнить сущность самою понятия «эстетическая культура личности» и рассмотреть подходы и основания в понимании данного личностного качества в педагогической науке.

Известный ученый Б. Т. Лихачев выделяет критерии эстетической воспитанности: эстетическая восприимчивость, фактический уровень образованности в обласні культуры, наличие эстетического идеала, вкуса, представлений о совершенстве в искусстве и действительности; способность аде кватного воссоздания в воображении художественных образов, развитая способность любоваться красотою, общая способность к глубокому переживанию чувств, способность эстетического суждения, способность к художественно-эстетическому творчеству в искусстве и жизни, поведении, отношениях [255, с. 124]. Ш. М. Герман и В. К. Скатерщиков отметили в качестве критериев эстетической культуры два показателя: широту художественных интересов и глубину понимания искусства [49, с. 39].

Кроме того, измерение эстетической воспитанности может осуществляться с помощью педагогических и социальных критериев; к числу первых относятся доведение исполнительских навыков до автоматизма и сосредоточение внимания на творчестве нового образа, гармония развитого тела, пластичность, изящность движений облагораживают жизнь и поведение человека, образ его мыслей (Б. М. Йеменский, И. П. Подласый). К группе социальных критериев принадлежит наличие широких интересов к искусству, а также весь комплекс поведения человека: поступки, трудовая деятельность, отношения с людьми в общественной и личной жизни, отношение к одежде и внешнему виду.

В научной литературе исследователи дают различные трактовки понятию «эстетическая культура личности». Так, например, II. И. Кияшепко и Н. П. Лейзерюв под эстетической культурой понимают всю сферу материализации способностей человека осваивать и преобразовывать природу и общественную жизнь по законам красоты [213, с. 165].

По мнению Л. Н. Москвичевой, эстетическая культура — некое освоение человеком эстетических ценностей и мера его деятельности, направленной на осознание таких ценностей. Осуществляя технологический подход к определению эстетической культуры, В. И. Мазепа раскрывает это понятие как способность человека «адекватно» распредмечивать смысл произведения искусства, воспринимать эстетические качества и свойства природных обь ектов, эстетически оцсшшать действительность в каждом сфере жизнедеятельности, а также эстетическую образованность человека [141, с. 9].

Ю. В. Іїорев определяет эстегнческую культуру как совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью [25, с. 320]. По мнению В. С. Русановой, эстетическая культура есть вид культуры, которая обеспечивает потребность и способность человека осваивать и преобразовывать свое «Я», природу и общественную жизнь «по законам красоты» сконцентрированным в искусстве {189, с. 10J.

Эстетическая культура как принадлежность духовной культуры становится предметом изучения фундаментальных и прикладных наук. Термин «эстетическая культура» все чаще встречается па страницах философской, социологической литературы (М. С. Каган, Н. И. Киященко, 10. А. Лукин, Г. А. Нсдошнвип, П. В. Соболев, У. В. Суна, Л. П. Чурнна, Э. В. Шмкунова). У. Ф. Суна и А. В. Пирадов обоснованно соотносят эстетическую культуру личности с эстетической культурой общества, подчеркивая социальную обусловленность индивидуальной эстетической культуры человека. Однако истолкование этого понятия у них неоднозначно. Так, по мнению У. Ф. Суны, личная эстетическая культура есть мера освоения человеком эстетических ценностей и мера его участия в их создании. Несколько иного мнения придерживается А. В. Пирадов, который выделяет в структуре индивидуальной эстетической культуры и анализирует ряд личностных свойств, без которых невозможно активное участие человека в эстетическом познании и творчестве [240, с. 171].

Заслуживает внимания определение М. А. Верба: эстетическая культура — интегральное образование, в котором взаимодействуют сознание, чувства, способности личности. Ученый включает в состав эстетической культуры такие компоненты, как эстетическая образованность, система ценностных ориента ций, эмоциональная восприимчивость к красоте, художественно-творческие способности. Перечисленные качества можно рассматривать как направляющие элементы духовно-практического эстетического опыта [36, с. 92].

Являясь в строгом смысле частью или структурным компонентом общей культуры, эстетическая культура может рассматриваться как се качественная характеристика, грань, аспект каждой стороны поведения и деятельности. Сущность эстетической культуры человека не в наличии набора стереотипов отношения к красоте, а в готовности и способности к эстетическому восприятию, переживанию, творчеству. При уточнении сущности понятия «эстетическая культура личности» нами учитывался комплексный подход к толкованию данного термина. За основу было взято определение М. А. Верба, который под эстетической культурой личности понимает стержневое базисное качество личности, позволяющее ей полноценно понимать, общаться с прекрасным в жизни и активно участвовать в его созидании [36].

Организация опытно-экспериментальной работы и методика диагностики эстетической культуры школьника

Основной целью исследовательской работы явилась проверка эффективности разработанных нами педагогических условий формирования эстетической культуры школьника в процессе физического воспитания, программно-содержательного и дидактического обеспечения: данного процесса.

Организационно-диагностическое исследование проблемы формирования эстетической культуры школьника в процессе физического воспитания осуществлялось с 2004 по 2007 год и включало три этапа.

Первый этап исследования (теоретико-поисковый, 2004—2005 гг.) был посвящен изучению и анализу научной литературы, связанной с темой диссертационного исследования. Конкретизировалась тема исследования, объект, предмет, цели и задачи, гипотеза; разработана структура эстетической культуры личности, позволяющая определить дидактическое и программно-содержательное обеспечение физического воспитания; разработаны педагогические условия физического воспитания в становлении эстетической культуры школьника; подобран диагностический инструментарий выявления и оценки сформированное эстетической культуры личности.

На первом этапе исследования решались следующие задачи: -разработать, обосновать структуру и содержание компонентов эстетической культуры личности; - выявить педагогический потенциал процесса физического воспитания в формировании эстетической культуры школьника при широком использовании всего содержания и ценностей физической культуры; - осуществить теоретическую разработку и обосновать педагогические условия формирования эстетической культуры личности, обеспечивающие целенаправленность психолого-педагогнчсских воздействии в формировании эстетической культуры личности на основе адекватного программно-содержательного и дидактического обеспечения содержания физического воспитания; - провести констатирующий педагогический эксперимент и осуществить подготовку к проведению формирующего педагогического эксперимента (содержание, организация, методы, научно-методическое обеспечение, исполнители, база).

В констатирующем педагогическом эксперименте, проведенном как в лабораторных, так и в естественных условиях образовательной среды, приняли участие ученики девятых классов (98 человек). По окончании констатирующего эксперимента были сформированы опытная (п( - 26) и контрольная (п: = 26) группы.

На данном этапе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы и нормативных документов, педагогический (констатирующий) эксперимент, беседа, опрос, анкетирование, наблюдение, тестирование, моделирование, математическая обработка исходных результатов констатирующей части педагогического эксперимента.

В ходе второго, опытно-экспериментального, этапа (2005—2006 гг.) был проведен формирующий педагогический эксперимент. Использовались следующие методы исследования: теоретический анализ нормативных документов образовательной практики, схематизация, формирующий педагогический эксперимент, анкетирование, психолого-педагогическая диагностика, математическая обработка результатов тестирования.

Основные задачи второго этапа — экспериментальное обоснование педагогических условий формирования эстетической культуры личности II вы явление эффективности нх реализации. Для экспериментального обоснования педагогических условий формирования эстетической культуры школьников были задействованы опытная и контрольная группы, сформированные в констатирующем педагогическом эксперименте.

На протяжении всего экспериментального периода процесс формирования эстетической культуры школьников осуществлялся в строгом соответствии с основными положениями, разработанными педагогическими условиями, программно-содержательным, научно-методическим обеспечением физического воспитания.

Сравнительный анализ и оценка показателей сформированное; и эстетической культуры учащихся осуществлялись по идентичной для всех исследуемых групп программе. Диагностика показателей эстетической культуры школьника в формирующем педагогическом эксперименте проводилась каждые полгода эксперимента в течение двух лет. Существенные сдвиги в показателях удалось явно проследить по исходным и итоговым результатам формирующего педагогического эксперимента.

Контроль за ходом экспериментальных исследований осуществлялся: администрацией школы (директором школы, его заместителями), медицинскими работниками, учителями физической культуры, а также специалистами кафедры теории и практики физического воспитания института физической культуры и спорта Оренбургского государственного педагогического университета.

Содержание трегьего, заключительного, этапа (2006—2007 гг.) экспериментального исследования включало: - апробацию результатов исследования; - внедрение результатов исследования в практику общеобразовательных школ; завершение всех видов экспериментальной деятельности и оформление диссертационной работы. Использовались методы исследования: анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, математическая обработка конечных показателей тестирования. Для диагностики показателей сформирован пості і основных компонентов (двигательного, когнитивного, аксиологического, деятель постного) эстетической культуры личности использовались следующие методы исследования: - теоретического анализа и обобщения научной, спортивной и методической литературы по проблеме исследования; - педагогической психодиагностики и тестирования, позволяющие выявить и оценить сформироваииость компонентов эстетической культуры учащихся; - педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий); - математической статистики.

Методы теоретического анализа и обобщения. Анализ литературных источников, беседа, интервьюирование и педагогическое наблюдение составили основу для реализации обозначенных методов в нашем исследовании.

Изучение и анализ отечественной научно-методической литературы, связанной с темой диссертации, позволили определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи исследования, разработать и обосновать педагогические условия формирования эстетической культуры школьника.

Существенный интерес представляло изучение практической учебной документации по формированию эстетической культуры учащихся в условиях образовательной среды, однако анализ документов показал, что большинство рекомендаций не имеет прочной методической основы, поэтому их использование в процессе физическою воспитания школьников весьма некорректно.

Программно-содержательное обеспечение формирования эстетической культуры школьника

Рациональное использование ценностей физической культуры в ходе физического воспитания в отношении формирования эстетической культуры школьника возможно при условии разработанности педагогических условий, а также специфического программно-содержательного и дидактического обеспечения становления данного личностного качества. В свою очередь, мето дол отческую основу процесса формирования эстетической культуры учащихся должны составлять системный, культурологический и личностно-деятелыюстиый подходы [36; 74; 90; 1II; 137; 145; 161].

Структурная характеристика системы строится на основе выделения в ней компонентов и определения их роли (функции) относительно друг друга, предполагает правильное определение исходных элементов системы и их свойств. Именно компонентный состав обуславливает возможность построения системы и ее устойчивость, позволяет подвергнуть анализу нижележащие компоненты, их взаимодействие между собой и метасистемой. При этом важен развивающий потенциал системы, обуславливающий не только статические явления и вещи, но и свойства, состояния, фазы, связи и отношения, циклы, этапы и уроани функционирования и развития системы (В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, М. С. Каган). Также системный подход предусматривает некий упорядоченный характер физкультурно-спортивной деятельности учащихся, введение новых прогрессивных элементов системы с целью получения нового «качества» системы, а также системных педагогических воздействий.

Культурологический подход предполагает: вовлечение школьников в разнообразные виды физ культурно-спортивной деятельности, содержание которых связано с иными видами культур (нравственной, эстетической); рассмотрение физического воспитания как процесса приобщения к общесоциальным и физкультурным ценностям (развитие культуры и формирование личности в целом возможно только в деятельности и включенности человека в социокультурное пространство) и творческой деятельности; реализацию образования через культуру; создание социокультурной среды и подбор содержания, которое служит человеку и помогает ему в культурном самоопределении и освоении общесоцнальных ценностей (жизнь, труд, красота, познание, Отечество и т.д.) (В. Л. Бенин, М. Я. Вилеиский, В. И. Столяров).

Направленность на достижение личностно и социально значимой цели, познание и преобразование себя, социума задастся лнчностио-деятельност-ным подходом. Любая деятельность есть процесс отношения личности с окружающей действительностью. Преобразовательный характер и ориентация образования (физического воспитания) па личность рассматриваются как цель и результат эффективности указанного процесса (Л. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн» В. В. Сериков, Г. И. Щукина).

Говоря о педагогических условиях, следует изначально исходить из понимания их как своеобразной среды и обстановки, в которой осуществляется какое-либо действие или процесс, и без реализации которых это действие или процесс не может существовать либо существует неэффективно [232]. В педагогике условия, не являясь сами по себе причиной события, в то же время усиливают или ослабляют действие причины, С такой позиции условия определяются как факторы, обстоятельства, от которых зависит оптимальная эффективность функционирования педагогической системы.

Под педагогическими условиями понимается процесс и результат по обеспечению целенаправленною подбора содержания (элементов) деятельности, совокупности методов п методических приемов, средств, форм организации процесса усвоения ценностей культуры, а также материально-пространственной и социокультурной среды, обеспечивающих достижение педагогической цели (В. И. Андреев, С. С. Коровий, Л. Я. Наин).

Именно и таком контексте понимания категории «условие» и «педагогические условия» предлагается ннжепредставлсиный материал. Необходимо отметить, что представленные основные методические приемы и правила реализации педагогических условий обусловлены двумя факторами: стремлением детализировать процесс формирования каждого из компонентов эстетической культуры личности, придать ему более прикладной характер; раз-нонаправленностыо одного и того же методического приема на становление характеристик эстетической культуры личности.

Формирование эстетической культуры школьника в процессе физического воспитания обеспечивается за счет реализации следующих основных педагогических условии: I) разработанность структуры эстетической культуры личности, определяющая сущностные направления использования ценностного потенциала физической культуры в процессе физического воспитания; 2) усиление теоретической составляющей процесса физического воспитания школьников, обеспечивающей системное становление теоретической готовности учащихся к освоению ценностей эстетической культуры; 3) создание эстетической среды, сопровождающей процесс физического воспитания школьников и Включающей ннтеГратнВПОе освоение школьниками совокупности ценностей общесоцналыюй и эстетической культуры; 4) подбор содержания физкультурно-спортивной деятельности, определяющего системные психолого-педагогичсскис воздействия в аспекте становления компонентов эстетической культуры школьника.

Похожие диссертации на Формирование эстетической культуры школьника в процессе физического воспитания