Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование научного мировоззрения старшеклассников в современной общеобразовательной школе Малинин Валерий Анатольевич

Формирование научного мировоззрения старшеклассников в современной общеобразовательной школе
<
Формирование научного мировоззрения старшеклассников в современной общеобразовательной школе Формирование научного мировоззрения старшеклассников в современной общеобразовательной школе Формирование научного мировоззрения старшеклассников в современной общеобразовательной школе Формирование научного мировоззрения старшеклассников в современной общеобразовательной школе Формирование научного мировоззрения старшеклассников в современной общеобразовательной школе Формирование научного мировоззрения старшеклассников в современной общеобразовательной школе Формирование научного мировоззрения старшеклассников в современной общеобразовательной школе Формирование научного мировоззрения старшеклассников в современной общеобразовательной школе Формирование научного мировоззрения старшеклассников в современной общеобразовательной школе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Малинин Валерий Анатольевич. Формирование научного мировоззрения старшеклассников в современной общеобразовательной школе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Н. Новгород, 2006 204 с. РГБ ОД, 61:07-13/436

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования мировоззрения школьников в отечественной философско-педагогической мысли XX века 15

1.1. Мировоззрение как философская и психолого-педагогическая категория 15

1.2. Формирование мировоззрения учащихся в советский период развития общества 35

! .3. Состояние проблемы формирования мировоззрения учащихся в постсоветский период 56

1.4. Психолого-педагогические особенности формирования мировоззрения старшеклассников 79

ВЫВОДЫ по первой главе 91

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию научного мировоззрения старшеклассников в инновационной педагогической деятельности современной школы 93

2.1. Концепция развития школы с углубленным изучением отдельных предметов социально-экономического направления 93

2.2. Формирование мировоззрения старшеклассников в процессе внеучебной воспитательной работы школы 113

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию научного мировоззрения старшеклассников 133

ВЫВОДЫ по второй главе 165

Заключение 167

Библиографический список 170

Приложения 185

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная общеобразовательная

школа, являясь одним из важнейших социальных институтов общества, развивается как школа «вариативная», стремящаяся удовлетворить образовательные потребности ребенка, семьи, государства. Не случайно в Концепции модернизации российского образования па период до 2010 года подчеркивается, что: «школа - в широком смысле слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических oi ношении, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, самостоятельно принимающие решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание» [72, с. 18].

Воспитание и формирование такой личности особенно значимо сегодня, когда процесс социализации учащейся молодежи проходит в условиях радикальной смены ценностных ориентации и идеалов. На сознание молодежи значительно влияет крайне низкий жизненный уровень значительной части населения, социальное расслоение общества, разорванные отношения между поколениями, отказ от системы коммунистического воспитания, недостаточное внимание к вопросам воспитания в школе. Учебно-воспитательный процесс в школе зачастую строится так, что учащиеся оказываются недостаточно вовлечены в реальную повседневную жизнь общества, а иногда и просто оторваны от реальных жизненных проблем.

Изменить эту ситуацию, решить эти социально-педагогические проблемы, сформировать научное мировоззрение и духовно-нравственные ценности школьников призвана современная школа, основной целью которой

является содействие личностному и профессиональному самоопределению растущего человека.

В России на рубеже XX - XXI веков появилось много новых типов и видов учебных заведении (лицеи, гимназии, колледжи, школы с углубленным изучением отдельных предметов, и т.д.), образовательно-воспитательный потенциал которых дает возможность для реализации инновационных образовательных программ, что позволяет выпускникам образовательных учреждений занять достойное место в мире информатизации и глобализации XXI века. При этом появляются реальные возможности сделать школу значимой и престижной для детей и родителей, полезной для государства и общества. В этой ситуации на первый план выдвигаются не политика и идеология, а образование, сам человек, его духовно-нравственные качества, его способность к самосовершенствованию, обновлению самого себя по мере того, как формируется его мировоззрение.

Анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы показал, что проблеме формирования мировоззрения школьников серьезное внимание уделялось в советской школе. В исследованиях Б. В. Гпеденко, Б. С. Гершунского, П. Л. Котлякова, П. Т. Лихачева, А. В. Мудрика, Э. И. Мопосзопа, В. С. Овчинникова, І'. М. Роговом, В. А. Сластепипа, В. И. Слободчикова, В. С. Шуби некого и других ученых достаточно глубоко рассматривалась сущностная характеристика коммунистического мировоззрения, его структурные компоненты, содержание и уровни сформированмости; раскрывались задачи и основные пути формирования мировоззрения школьников в процессе учебной, трудовой и виеучебиой деятельности.

Проблеме разработки критериев сформированмости мировоззрения школьников были посвящены работы В. Н. Жуковой, Н. К. Журавлева, Г. Е. Залесского, Э. М. Кузьминой, И. Я. Лернера, Я. И. Поскова, И. В. Сысоенко,

Г. И. Школьник и другие. Так-, И. Я. Лерпер [89, с.11] считал, что критерии сформированное мировоззрения можно сформулировать как:

а) объем усвоенных мировоззренческих знаний и умение ими
пользоваться;

б) соотнесенность знаний с адекватной им системой ценностей и
жизненных принципов, ставших личной установкой, позицией человека.

Г. П. Залесский предлагал «диагностировать научные убеждения через оценочные суждения учащихся». [56, с. 127]

Э. И. Моиосзон подчеркивал, что «важно установить, при каких педагогических условиях знания и опыт ведут к формированию правильных и устойчивых взглядов и убеждений, к единству сознания и поведения». [99, с. 206]

В работе «О процессе формирования коммунистическою мировоззрения у учащихся в обучении» И. В. Сысоепко выделял пять этапов формирования взглядов и убеждений учащихся:

- восприятие и осмысление содержания научных понятий и
мировоззренческих идей;

проявление личностного отношения к идее;

выработка уверенности в истинности и справедливости идеи;

закрепление и применение идеи в практических действиях;

обобщение и систематизация понятия мировоззренческих идей.

В советский период отечественной истории идеологическая работа была важнейшим средством решения задач коммунистического строительства, способствовала росту политической и трудовой активности, коммунистической сознательности советских людей и была направлена на формирование марксистко-ленинского, коммунистического мировоззрения, которое считалось единственно верным, и во всех нормативных документах партии и правительства акцепт делался на формирование именно этого типа мировоззрения.

Сложные социально-экономические проблемы общества, отказ от формирования у учащихся коммунистического, марксистско-ленинского мировоззрения остро ставит вопрос о выработке общей системы взглядов на мир, о формировании иного типа мировоззрения. Современная российская школа ориентирована на формирование у школьников научного мировоззрения в широком смысле этого слова, что позволяет говорить и о духовно-нравственном, гуманитарном, религиозном (в конфессиональных школах) типах мировоззрения.

Анализ теории и практики педагогической деятельности общеобразовательных школ по формированию научного мировоззрения учащихся позволил выявить противоречия:

между актуализацией проблемы формирования научного мировоззрения старшеклассников в современных условиях и недостаточной разработанностью эгой проблемы в педагогической теории и практике;

между потребностью в научно-обоснованной разработке инновационной педагогической деятельности современной школы и отсутствием концептуальных основ ее развития, в частости, развития школы с углубленным изучением отдельных предметов социально-экономического направления;

между повышением роли знаний по предметам углубленного изучения и снижением значимости для учащихся мировоззренческой функции образовательных предметов;

между объективной необходимостью осуществления целостного учебно-воспитательного процесса по формированию научного мировоззрения старшеклассников и отсутствием педагогических условий его реализации в жизни.

Эти противоречия и обусловили проблему исследования: каковы педагогические условия формирования научного мировоззрения

старшеклассников в инновационной педагогической деятельности современной школы. Проблема определила тему диссертационного исследования: «Формирование научного мировоззрения старшеклассников в современной общеобразовательной школе».

Цель исследовании: разработать научно-педагогические основы формирования мировоззрения старшеклассников в современной общеобразовательной школе.

Объект исследовании: формирование научного мировоззрения сіарпіекласспиков в современной общеобразовательной школе.

Предмет исследовании: педагогические условия формирования научного мировоззрения старшеклассников в инновационной педагогической деятельности современной школы.

Гипотеза исследовании основана на том, что резулыативпость формирования научного мировоззрения старшеклассников в современной общеобразовательной школе определяется инновационным характером ее образовательной деятельности и будет успешной, если:

разработана Концепция развития инновационной педагогической деятельности школы;

реализуются Программы по учебно-воспитательной работе со школьниками, основанные па инновационном подходе, с целью формирования их научного мировоззрения;

формируется мировоззрение учащихся в учебной и внеурочной деятельности, котрая рассматривается как целостный процесс; развивается процесс непрерывного образования «школа-вуз», основанный по принципу вертикальной интеграции. Задачи исследовании: I. Выяснить и уточнить сущность понятий: «мировоззрение», «педагогическая деятельность», «инновационная деятельность».

  1. Выявить состояние исследования проблемы формирования мировоззрения учащихся в советский и постсоветский период развития общества, провести их сравнительный анализ.

  2. Раскрыть психолого-педагогичсскис особенности учащихся старшего школьного возраста, значимые для развития их мировоззренческого сознания.

  3. Разработать концептуальные основы развития школы с углубленным изучением отдельных предметов социально-экономического направления.

  4. Экспериментально проверить комплекс педагогических условий эффективного формирования мировоззрения старшеклассников в условиях инновационной педагогической деятельности современной школы.

Методологическую основу исследования составляют:

системный подход как направление методологии научного познания и социальной практики (В.П. Беспал ько, А.А. Бодалев, Л.И. Бож'ович, Л.В. Загрскова, 10.А. Лебедев, Л.В. Филиппова и др.);

личиостно-ориентированныи подход (Б.Г. Ананьев, П.В. Бондаревская, М.А. Викулина, Л.С. Выготский, Е.Н. Дмитриева, А.II. Леонтьев, Ф.В. Повшедная, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков и др.);

деятельностиый подход к формированию личности (И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Элькопип и др.);

аксиологический подход (Е.В. Бондаревская, Н.Д. Никапдров, В.її. Николина, П.Н. Осипов, В.А. Сластении и др.);

акмеологичеекпп подход к воспитанию учащихся (Б.Г. Ананьев, П.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, А.А. Реан и др.);

Теоретическими основами исследования являются:

- философия образования, основанная на принципах гуманизации и
гуманитаризации образования; взаимосвязи образования, культуры и

социума {С,И.Гессем, Б.С.Гершупский, В.А.Глуздов, А. А.Касьян, П.Д.Никандров, П.ПЛІиіцулина, А.Н.Шммина, В.С.Шубииский и др.);

концепция развития личности в онтогенезе (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Мудрик, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейи и др.);

инновационные процессы в образовании (А.Апгеловских, В.И.Безруков, В.И.Загвязипский, Ю.А.Конаржевский, Н.В. Кузьмина, В.С.Лазарев, Л.С.Подымова, В.А.Сластепин, В.И.Слободчиков, Н.Р.Юсуфбекова и др.).

Методы исследования:

Для решения поставленных задач использовались следующие методы
исследования: теоретический анализ философской, социологической,
исторической, психолого-педагогнческой и методической литературы по
проблеме исследования; наблюдение, анкетирование, педагогический
эксперимент; качественный и количественный анализ полученных данных,
математический метод обработки результатов педагогического

эксперимента; обобщение опыта практической работы школы в аспекте изучаемого вопроса; анализ собственной учебно-воспитательной деяіельности в качестве директора школы.

Поняііііінп-каїеіорнальшлм аппарат исследования. Ведущими
категориями нашего исследования являются: «мировоззрение»,
«деятельность», «педагогическая деятельность», «инновация»,

«инновационная деятельность».

Мировоззрение - система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющее отношение человека к эюму миру, другим людям, самому себе и формирующая его личностные структуры [112, C.425J.

Дсіпелмюсть - основа развития личности; в ней развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер (А.П. Леоіпьев, С .Л. Рубинштейн, В.МТеплов).

Педагогическая деятельность - это профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащегося решаются задачи их обучения и воспитания (А.К. Маркова).

Инновация - введение нового в учебно-воспитательный процесс.

Инновационная деятельность-личностная категория, созидательный процесс и результат творческой деятельности (В.Л.Сластении, Л.С.Подымова).

Научная и о німі іа исследования заключается в том, что в нем:

впервые рассматривается динамика постановки и решения проблемы формирования мировоззрения старшеклассников;

выявлены предпосылки, актуализирующие необходимость формирования научного мировоззрения старшеклассников в современных условиях: девальвация нравственных ценностей у молодежи, различные подходы к понятию «мировоззрение», изменение в целях и задачах воспитания, включение школы в инновационную педагогическую деятельность;

разработаны концептуальные основы развития школы с углубленным изучением предметов социально-экономического направления;

разработана и внедрена «Программа развития школы с углубленным изучением предметов социально-экономического направления», которая получила в 2006 году Грант Президента РФ в рамках национального приоритетного проекта «Образование»;

обоснованы и апробированы педагогические условия, способствующие эффективному формированию научного мировоззрения старшеклассников в инновационной педагогической деятельности современной школы.

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в разработку теоретических основ формирования мировоззрения

старшеклассников в условиях инновационной учебно-воспитательной
деятельности школы. Уточнены и конкретизированы понятия

«мировоззрение», «инновация», «деятельность», «педагогическая деятельность», «инновационная деятельность». Выяплено и обосновано место и значение системного, личностно-ориептированпого, аксиологического, акмеологического подходов в теоретическом осмыслении проблемы формирования научного мировоззрения старшеклассников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе Концепции развития школы, педагогики-сотрудничества разработана технология формирования научного мировоззрения старшеклассников в учебно-воспитательной инновационном деятельности современной школы. Полученные результаты исследования могут быть использованы в широкой образовательной практике и в системе повышения квалификации учителей и директоров школ.

Опмтно-эксперпментальнан база исследования.

Диссертационное исследование выполнялось на базе МОУ COLLI № 187 г.Нижнего Новгорода. В эксперименте приняли участие 580 учащихся старших классов и 40 учителей школы.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 2000 по 2006г.г.

На первом этапе (2000-2002г.г) изучалось состояние проблемы в философских, социологических, педагогических и психологических исследованиях и в практике общеобразовательных школ; осуществлялась разработка понятийного аппарата; был проведен констатирующий этап эксперимента.

На втором этапе (2002-2004г.г.) разрабатывалась Концепция развития школы с включением всего педагогического коллектива в инновационно-методическую работу; проведен формирующий этап экспериментальной работы; создавалась система учебно-воспитательной работы школы;

усиливалась роль классных руководителей, родителей, психолога; шло взаимодействие с учеными вузов города; осуществлялась аналитическая деятельность по обслуживаю промежуточных результатов, их коррекция.

На третьем этапе (2005-2006г.г.) проводилось контрольно-корректирующее обобщение результатов деятельности школы, обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы; литературное оформление диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследовании осуществлялись
диссертантом через практическое руководство учреждением образования в
качестве директора школы. Результаты исследования докладывались па
заседаниях кафедр: социологии управления Нижегородского
государственного университета им. Н.И. Лобачевского, общей педагогики,
философии Нижегородского государственного педагогического

университета, педагогических советах школы, на Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 2002г), Международной научно-практической конференции (Н. Новгород, 2003г.), Региональных научно-практических конференциях (II. Новгород, 2004г., 2005г.).

Достоверное и» и обоснованность результатов исследовании
обеспечивается четкими методологическими позициями, комплексом
теоретических и эмпирических методов, адекватных логике и задачам
исследования; применением методов математической статистики.

Программа Концепции развития школы с углубленным изучением отдельных предметов социально-экономического направления прошла проверку в ходе эксперимента.

Положении, выносимые на защиту:

I. Научное мировоззрение старшеклассников мы рассматриваем как

обобщенную систему взглядов, убеждений и идеалов, в которых

человек выражает отношение к окружающему социуму, к миру, к

самому себе. Показателями сформированное научного

мировоззрения являются: система научных взглядов
мировоззренческого характера, мировоззренческие знания, особенно
по предметам гуманитарного и социально-экономического
направления, умение аргументированно высказывать свои суждения,
вести диалог, отстаивать свои взгляды и убеждения.
Концепция инновационной образовательной деятельности школы с
углубленным изучением отдельных предметов социально-

экономического направления является механизмом, обеспечивающим
эффективность формирования научного мировоззрения

старшеклассников.

Эффективность формирования научного мировоззрения

старшеклассников в инновационной педагогической деятельности современной школы обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий:

наличие Программы развития школы с учетом целей и задач формирования научного мировоззрения учащихся, в которой сложный длительный процесс формирования мировоззрения старшеклассников является неотъемлемым компонентом целостного инновационного педагогического процесса;

создание в школе образовательно-воспитательной среды, способствующей формированию научного мировоззрения старшеклассников;

вовлечение старшеклассников в разнообразные виды инновационной педагогической деятельности школы, активное участие в жизни своего города, общества и государства;

целенаправленный отбор предметов социально-экономического направления, который дает систему взглядов мировоззренческого характера и форм внеклассной воспитательной работы.

4. Соїюкунность методов оценки анализа сформированное научного

мировоззрения старшеклассников Структура диссертации, Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложении.

Мировоззрение как философская и психолого-педагогическая категория

Теоретический анализ литературы показал, что в настоящее время термин «мировоззрение» широко используется в философской, психологической и педагогической науке для определения системы взглядов человека на окружающий мир, природу, трудовую деятельность.

В отечественной философской и психолого-педагогической литературе универсального принятого всеми определения понятия «мировоззрение» пока не существует. Так, в Российской педагогической энциклопедии подчеркивается, что «мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества» [146, с.575]. При этом отмечается, что в основе мировоззрения лежит миропонимание, т.е. совокупность определенных знаний и представлении о мире, которые соединяют в единое целое духовный мир людей. Мировоззрение включает в себя такое понятие, как мировосприятие, которое выражается в определенных идеалах, моделях и образцах реальности. Мировоззрение всегда насыщено эмоциональным отношением человека к миру. В нем может проявляться как догматизм, так и скептицизм человека. Мировоззрение всегда связано с убеждением. У каждого человека его мировоззренческие взгляды складываются в течение всей его жизни в результате длительной, сложной, интеллектуальной работы.

Характеризуя понятие мировоззрение, В.И.Купцов [146, с. 575] особое внимание уделяют истории вопроса, этапам, по которым складывалось в истории цивилизации мировоззрение, обращает внимание на мировоззрение отдельной личности, социальной группы, определенного общества или эпохи. Анализируя процесс становления проблемы мировоззрения, исследователь обращается к древнегреческой эпохе, когда мировоззрение несло на себе отпечаток мифологического сознания. В этот период, например Пифагор, рассматривая мир как гармонию чисел, вместе с тем верил в бессмертие, единство всех живых существ. Мировоззрение в Средние века рассматривалось как синтез христианства и античной культуры. Раисе христианство утверждалось в жизни общества в ожесточенной борьбе с ересями, языческими культами. В Библии содержались все истины, необходимые человеку, таким образом, в Средние века наивысшим авторитетом было Священное писание и мировоззрение формировалось на религиозной (христианской) основе. И лишь в эпоху Возрождения, а затем Просвещения в обществе сознательно утверждается вера в силы человека, его разум, в науку. В это время интенсифицировался процесс секуляризации культуры.

Проблема формирования мировоззрения в XX веке тесно связана с достижениями в пауке. Современное представление о мире сложилось целиком на достижениях пауки. Ни в одном столетии в прошлом для понимания мира человечество не претерпело столь значительных изменений. Вместе с тем, В.И.Купцов считает, что па формирование мировоззрения большое влияние оказывает не столько паука, сколько реальная история. Широкое применение науки и техники раскрыло не только их огромные созидательные возможности, по продемонстрировало всем, что они способны обернуться против человека, поэтому безоговорочная вера в прогресс пошатнулась. Облик духовной жизни в XX веке имел множество переломных точек; сейчас на рубеже веков переживается еще один поворот в мировоззренческих ориентация. Сегодня существует огромное многообразие философских направлений, однако лишь немногие из них претендуют на создание целостного мировоззрения.

В Советском энциклопедическом словаре мировоззрение определяется, как: «система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а так же обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности». [155, с.820]

В философском словаре под редакцией М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина мировоззрение представлено как «система взглядов, понятии и представлений об окружающем мире». Данное определение включает в себя два понятия: мировоззрение в широком смысле слова и мировоззрение в узком смысле слова. Первое понятие включает в себя «совокупность всех взглядов человека на окружающий мир; философские, общественно-политические, эстетические, естественно-научное воззрение». Второе понятие основывается исіспючитсльио на философских взглядах, когда главный акцепт делается па идеологический аспект, выделяя при этом материалистическое и идеалистическое мировоззрение. Исследователи утверждают, что высшая форма истинного мировоззрения - это марксистско-ленинское мировоззрение, с их точки зрения это «подлинно изученное мировоззрение, т.к. оно выражает интересы пролетариата, всех трудящихся, совпадения с объективными законами развития общества. Возникшее как мировоззрение рабочего класса, марксистско-ленинское мировоззрение в социалистическом обществе, становится мировоззрением всего народа» [168, с.219].

В «Новейшем философском словаре» Л.Л. Грицаиовым мировоззрение рассматривается как «система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющее отношение человека к этому миру, другим людям, самому себе и формирующая его личностные структуры» [112, с.425].

В современном осмыслении понятия мировоззрения, па наш взгляд, отчетливо прослеживается линия деилогизапии; «Мировоззрение -относительно автономная и устойчивая система внутренних детерминант в жизнедеятельности человека» [112, с.425]. В системе мировоззрения слиты воедино мысли и чувства, побуждения и действия, сознательное и бессознательное, слово и дело, объективное и субъективное.

В Большом психологическом словаре понятие «мировоззрение личности» рассматривается, как «комплекс обобщенных представлений (взглядов) данной личности об окружающем мире и себе, о своих отношениях к окружающей действительности и к себе» [21, с.294]. Ученые-психологи Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко считают, что в содержании мировоззрения входят знания, необходимые для самоопределения, поэтому они подробно останавливаются на самом понятии самоопределения, утверждая, что человеку самоопределятся приходится во многом: в социокультурных ценностях, в идеалах, в мировоззренческих вопросах, в собственном самосознании, в своих отношениях к миру. Рассматривая этапы формирования мировоззрения, они утверждают, что «поиску и формированию мировоззрения предшествуют неудовлетворенность в бессистемности, беспочвенности, банальности и неустойчивости своих чувств, взглядов и поступков». [21, с.294]

Нередко психологи соотносят понятие мировоззрения и менталитет. Они считают, что «менталитет» генетически предшествовал мировоззрению, а затем интегрируется с ним в единую систему сознания. Кроме того в менталитете ведущая роль, как утверждает, Б.Г. Мещерякова, принадлежит переживанию, а в мировоззрении - знанию.

Формирование мировоззрения учащихся в советский период развития общества

Историко-педагогический анализ состояния проблемы формирования мировоззрения показал, что уже в начале XX века она теснейшим образом была связана с идеей воспитания нового человека, с воспитанием всесторонне развитой личности.

Особое внимание этой проблеме уделялось после Октябрьской революции 1917 года, так как одной из важнейших задач школы и государства в первые годы советской власти была задача воспитания «нового человека», патриота и гражданина. И, как подчеркивает Э.И. Мопасзон: «советская школа должна формировать у подрастающего поколения основы коммунистического мировоззрения, диалсктико-материалистическое понимание закономерностей развития природы, общества и познания, убежденность в познаваемости объективного мира, сознания активной роли человека в преобразовании общественной жизни». [99, с. I74-175J

Поэтому с первых дней Советской власти правительство издает директивы, в которых церковь отделяется от государства, школа от церкви, образование приобретает светский характер, при этом полностью запрещается преподавание каких-либо религиозных вероучений. Так, в Декрете СНК РСФСР «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (20 января 1918 г) подчеркивается: «Церковь отделяется от государства... каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишепия, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или не исповеданием никакой веры, отменяются». [105, с. 12]

В постановлении Государственной комиссии по просвещению «О советской школе» 18 февраля 1918 г. утверждается: «Российская Республика предоставляет каждому гражданину полную свободу выбирать любое вероисповедание пли вовсе не принадлежать ни к одному из вероисповеданий в зависимости от его убеждений. Считая религию делом совести каждого отдельного человека, государство is деле религии остается нейтральным, т. е. не становится на сторону ни одного вероисповедания, не связывает с ним никаких особых прав или преимуществ, не поддерживает материально или морально ни одно из них. Из этого само собой вытекает, что государство не может брать на себя религиозное воспитание детей». [105, с. 1321

В Положении об единой трудовой школе РСФСР, утвержденном на заседании ВЦИК 30.09.1918г. [105, с.45] были сформулированы основные идеи развития «политехнической школы и всесторонне развитом личности». Достичь этой цели можно было при помощи следующих средств: 1) Всеобщее обязательное среднее образование. 2) Бесплатное образование для всех. 3) Светский характер образования при принципиальном отделение школы от церкви. 4) Обязательное совместное обучение во всех типах школ. 5) Единая ступенчатая система для всех сословий. 6) Свобода местной инициативы при максимальной децентрализации управления. 7) Активные и свободные методы обучения.

Вопросам образования и воспитания было уделено значительное место в Программе партии, принятой на VIII съезде РКП(б) в 1919 году: «В области народного просвещения РКП ставит своей задачей довести до конца, начатое с Октябрьской революции 1917 г. дело превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммупиртического перерождения общества. В период диктатуры пролетариата, т. е. в период подготовки условии, делающих возможным полное осуществление коммунизма, школа должна быть не только проводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм. Ближайшей задачей на этом пути является в настоящее время дальнейшее развитие установленных уже Советской властью следующих основ школьного и просветительного дела:

- Полное осуществление принципов единой трудовой школы, с преподаванием на родном языке с совместным обучением детей обоего пола, безусловно светской, т. е. свободной от какого бы то ни было религиозного влияния, проводящей тесную связь обучения с общественно- производительным трудом, подготовляющей всесторонне развитых членов коммунистического общества.

- Подготовка новых кадров работников просвещения, проникнутых идеями коммунизма. - Развитие самой широкой пропаганды коммунистических идей и использование для этой цели аппарата и средств государственной власти)). [105, с.45]

В этом документе большое внимание уделяется не только вопросам формирования «нового», т.е. коммунистического мировоззрения, по и говорится о подготовке новых кадров, «проникнутых идеями коммунизма», и сделай акцепт па развитие самой широкой пропаганды коммунистических идей. При этом, если в первых двух вышеназванных документах, принятых 20 января и 18 февраля 1918г., говорится, что любой гражданин может исповедовать выбранную им религию или вообще никакой не исповедовать, то в программе РКП (б) уже говорится о том, что нужно полностью освобождать трудящиеся массы от «религиозных предрассудков», организовывая антирелигиозную пропаганду.

Таким образом, анализ основных партийных документов того времени показал, что вопросам формирования мировоззрения личности «нового» человека партия уделяла особое внимание с самых первых дней советской власти. Идеологическая работа считалась одним из главных и приоритетных направлений ее деятельности; вопрос формирования нового мировоззрения был одним из главных, а диалектико-матсриалистическая философия сформировалась как методологическая основа нового мировоззрения. Классики марксизма-ленинизма /[оказывали, что при социализме возникнут условия для всестороннего развития личности, и одной из важных сторон такого развития должно стать материалистическое мировоззрение. При этом важнейшее условие всестороннего развития виделось в соединении воспитания с материальным производством. Это соединение обеспечивает, как считали классики марксизма-ленинизма, и преодоление разрыва теории с практикой, с жизнью. В. И. Ленин писал, что этот разрыв составлял негативную черту старого буржуазного общества. Поэтому важно было связан» в то время дело обучения и воспитания молодежи с борьбой всех трудящихся за «коммунистическое общество».

Концепция развития школы с углубленным изучением отдельных предметов социально-экономического направления

Образовательная система России сегодня функционирует и развивается в условиях общеполитических, экономических и социальных изменений в стране. Успех в их позитивном изменении во многом зависит от того, насколько ответственно и качественно будут выполнять свои образовательно-воспитательные задачи общеобразовательные учреждения, которые являются ведущими социальными институтами воспитания и развития личности ребенка.

Развитие современной школы немыслимо без освоения тех или иных инноваций. Однако мы учитываем, что не всякая инновация ведет образовательное учреждение к дальнейшему развитию как целостной воспитательной системы. Только когда самоцелью развития школы является прогрессивное развитие, тогда могут быть достигнуты определенные, реальные, желаемые результаты.

Для осуществления инновационной педагогической деятельности в нашей школе сложились объективные предпосылки. К ним мы относим следующие:

- Первая предпосылка связана с тем, что сегодня школа развивается как школа «вариативная»; т.е. она ориентируется на реальные потребности учащихся, их родителей, общества, государства, национальных объединений. Школа, как социальный институт, пытается развивать педагогическую деятельность, в которой идет процесс целостного становления человека;

- Вторая предпосылка связана с процессом интеграции практики и науки, школьного образования и воспитания с современной философской и психолого-педагогической наукой. Сегодня практически любая школа пытается определить актуальную педагогическую проблему направления своей деятельности, решение которой повысит как качество образования учащихся, так и эффективность учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в целом.

- В качестве третьей предпосылки для инновационной педагогической деятельности школы выделим образовательно-воспитательную среду, как компонент самой учебно-воспитательной системы.

- Четвертой предпосылкой явилось понимание педагогическим коллективом необходимости введения углубленного изучения предметов социально-экономического направления с целью формирования научного мировоззрения учащихся.

В рамках инновационно-педагогической деятельности школы проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для целостного развития личности учащихся, используются в воспитании и развитии школьников разнообразные формы и виды деятельности, в широком спектре которой в качестве системообразующего фактора выделено формирование научного мировоззрения старшеклассников в условиях углубленного изучения предметов социально-экономического направления.

Именно в этих социокультурных условиях, опираясь на инновационную педагогическую деятельность школы, появляются реальные возможности сделать общеобразовательную школу значимой и престижной, сформировать личность интеллектуальной, нравственной, экономически грамотной, с подлинно научным мировоззрением.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, введение нового. Понятие «инновационная деятельность» в педагогике и психологии употребляются в широком и узком смысле. В широком смысле - это многоэтапный процесс введения чего-то нового на уровне общества, станы. В узком смысле - внедрение нового на уровне школы, коллектива; разработка и реализация программы развития школы в конкретном направлении.

Как справедливо подчеркивает В.Л. Иноземцев, «сегодня ни естественные ресурсы, ни дешевый труд не способны стать основой прорыва к постиндустриальным рубежам, поскольку обеспечиваемое ими ускоренное накопление имеет естественный предел и не носит самоподдерживающего характера... Единственным источником стабильного процветания страны является... лишь интеллектуальный потенциал нации и раскрепощенность ее граждан. Интеллектуальная собственность обеспечивает прорыв в будущее». [61, с. 49-50]

При переходе к постиндустриальному обществу принципиально меняется отношение к знаниям, которые становятся основным товаром и важнейшим экономическим ресурсом развития. Однако при этом они не перестают быть и духовной категорией. О растущей значимости знаний в современном мире свидетельствует появление таких новых терминов, как информационное общество, общество, основанное на знаниях. Современное состояние общества исследователи характеризуют как информационную революцию, которая не только вносит кардинальные изменения в мировой экономический порядок, по и коренным образом меняет духовную жизнь общества и структуру социальных отношений. В обществе, основанном на знаниях, происходит сдвиг от технических навыков к интеллектуальным, характер и формы работы претерпевают радикальные изменения: баланс сметается от физической деятельности к умственной, от манипулирования материальными предметами к обработке символьной информации.

Переход к информационному обществу ставит перед образовательными учреждениями принципиально новые задачи и определяет новые приоритетные направления их деятельности. Четко выражена необходимость формирования у учащихся школы системного мышления, правовой, информационной, коммуникативной и мировоззренческой культуры, экономической, предпринимательской и творческой активности, самостоятельности и высокой ответственности, потребности в постоянном обновлении полученных знаний.

Несмотря па то, что в нашей стране уже ведется работа по формированию информационной культуры учащихся общеобразовательных учреждений, все еще недостаточное внимание уделяется вопросам применения современных информационных технологий, прежде всего мультимедийных, в то время как зарубежные специалисты отмечают доступность и демократичность такого обучения, приводя конкретные примеры использования новых возможностей, такие как электронная почта, телеконференции, чаты, обучающие программы и. т.п.

В программах общеобразовательных учреждений России всех уровней пока еще слабо представлен такой важный в рыночной экономике аспект знаний, как правовые основы современного законодательства в области охраны интеллектуальной собственности. Его необходимо включать в содержание курсов общеобразовательных и специальных дисциплин, в частности технических и компьютерных.

Формирование мировоззрения старшеклассников в процессе внеучебной воспитательной работы школы

Известно, что школа оказывает огромное воспитательное влияние па учащихся, формирование их мировоззрения, общественно-политических взглядов и убеждений, нравственного, экономического и эстетического идеала не только в процессе обучения, по и во внеучебиос время, во внеклассной деятельности.

Однако в последние десятилетия проблема воспитания подрастающего поколения как бы оставалась вне поля компетентности школы, учителя. Это связано прежде всего с тем, что из социально-педагогического лексикона, и, что еще хуже, из общественного сознания постепенно вымывалось одно из ключевых понятий педагогики - понятие «воспитание».

Второе. Существующая система воспитания в общеобразовательных учреждениях оказалась малоэффективной, так как в большинстве случаях в школах отсутствовала образовательно-воспитательная среда учебного заведения, которая способствовала бы воспитанию духовно-нравственных ценностей, общей культуры личности, формированию мировоззренческих идеалов.

Третье. Долгие годы отсутствовала программа воспитания учащейся молодежи. Разрабатывались различные концепции и подходы к воспитанию, но не было самой программы. А воспитательный пронесе как основной, ведущий фактор становления и развития личности, игнорировался. Все это не могло не сказаться на формировании мировоззрения человека, его взглядов, убеждений, духовно-нравственных, эстетических идеалов.

Радикальные процессы нашей жизни резко и не всегда в лучшую сторону изменили взгляды и ценностные ориентации личности, что отчетливо проявляется в среде учащейся молодежи. Утрачиваются такие качества личности, как вера в добро, добросовестность, справедливость, доброжелательность, И, что особенно опасно, такие понятия как «Родина», «патриотизм», «нравственность» употребляются с иронией.

В сложившейся ситуации процесс воспитания осложняется тем, что сегодняшние школьники, как говорилось выше, во многом другие. Это отмечают практически все исследователи, занимающиеся проблемами юношеского возраста (И.С. Кон, А.В. Мудрик, 10.М. Орлов, А.Л. Терентиев, Д.И. Фельдштейн и др.), а также и учителя-практики: «Сегодня старшеклассники сильно изменились: усилился практицизм, индивидуализм; они стали более раскрепощенными в поведении; критичны по отношению к учителям, родителям, друзьям, себе; отмечается падение социальной ценности труда; снижается престиж ряда профессий. На первые места в мотивационной сфере деятельности вышли материальные благополучия и деньги. А 80% учащихся в возрасте от 16 до 19 лет указывают, что вообще не стали бы работать, если были материально обеспечены». [ 134 ;с. 20]

В целом, старший школьный возраст, - это особый этап развития самосознания; это возраст, когда образ «Я» складывается в единую систему; формируются убеждения и более адекватная самооценка личности. Вместе с тем, эта категория ни в психологическом, ни в педагогическом отношении достаточно хорошо не изучена. Не исключено, что сделать это в полной мере просто невозможно, поскольку учащаяся молодежь находится в постоянном движении и изменении. При этом некоторые исследователи считают, что учащиеся старших классов - это взрослые, полностью сформировавшиеся люди. Другие убеждены, что это второй этап юности. Третьи доказывают, что у них только идет развитие личностных качеств, заложенных ранее. При этом надо учитывать, что наши сегодняшние старшеклассники - это новое поколение, которое выросло в постперестроечнос время. Многие учащиеся слабо знают себя, свои склонности и возможности, не умеют выступать перед аудиторией (28,8%), вести диалог (18,6%). 75% учащихся чаще всего свободное время проводят у компьютера или телевизора.

Труд как общественная категория утрачивает свою значимость. 80% молодых людей считают, что деньги можно делать любыми путями. Только 1,2% юношей и девушек после II класса школы выражают желание идти работать. Выпускники лицеев, колледжей, гимназий, еще меньше - 0,7%. 26,7% молодежи в возрасти до 30 лет ориентированы па западный образ жизни (Б.Н. Грушин).

Конечно, у современных старшеклассников достаточно нигилизма, нетерпимости, отрицания авторитетов, желания достичь цели как можно быстрее и с минимальными затратами. Вместе с тем, как считают Ф.В. Повшсдная и О.В.Лебедева «они раскрепощены, независимы, свободно и откровенно высказывают свое мнение, открыты в диалоге с преподавателями, требуют уважения своей позиции, готовы к личностному и профессиональному самоопределению». [137, с. 27]

В сложившейся ситуации остро необходима консолидация усилий всех институтов воспитания. И прежде всего нужно обозначить конкретные, четкие цели воспитания и параметры воспитанности, ориентируясь па которые образовательные учреждения могут строить модель выпускника школы. Эти параметры в определенной мере оіраженьї в структуре базовой культуры личности ( О.С. Газмап), из которой па нынешнем этапе прежде всего выделим: - образованность, профессионализм; - общечеловеческие ценности; - чувство собственного достоинства; - ответственность за поступки; - духовную и нравственную культуру; - патриотизм и гражданственность.

И конечно, самоопределение и саморазвитие, основой которых, по мнению Ф.В.Повшедной, является позитивная «Я-концспция» личности. Сам себя познай, сам за себя отвечай, за свое настоящее и будущее, что при переходе от учебно-дисциплинарной к личпостпо-ориептированной модели нельзя не признать сутью воспитания.

Итак, желаемый облик современного выпускника школы - это патриотично настроенный, понимающий нужды своего общества и откликающийся на них, трудолюбивый, деловой, конкурентпоспособный, готовый к принятию самостоятельных решений человек.

Воспитание такой личности в современных условиях - чрезвычайно сложная и трудная задача. Но решение се возможно благодаря тому, что российская система образования находится на новом этапе - этапе модернизации, которая заявлена как государственная образовательная политика, как генеральная стратегическая линия.

Модернизация предполагает новое качество образования, инновации в образовательной системе, обращение к нравственным ценностям России, проникновение в исторические корни отечественной культуры. Отсюда так-важны основные направления модернизации российского образования: доступность, высокое качество и эффективность. При этом, что особенно значимо, воспитание рассматривается как приоритетная сфера социальной жизни страны.

Похожие диссертации на Формирование научного мировоззрения старшеклассников в современной общеобразовательной школе