Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование нравственной культуры будущего учителя в учебном диалоге Тихонова Вера Ивановна

Формирование нравственной культуры будущего учителя в учебном диалоге
<
Формирование нравственной культуры будущего учителя в учебном диалоге Формирование нравственной культуры будущего учителя в учебном диалоге Формирование нравственной культуры будущего учителя в учебном диалоге Формирование нравственной культуры будущего учителя в учебном диалоге Формирование нравственной культуры будущего учителя в учебном диалоге Формирование нравственной культуры будущего учителя в учебном диалоге Формирование нравственной культуры будущего учителя в учебном диалоге Формирование нравственной культуры будущего учителя в учебном диалоге Формирование нравственной культуры будущего учителя в учебном диалоге
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Тихонова Вера Ивановна. Формирование нравственной культуры будущего учителя в учебном диалоге : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Воронеж, 1998 190 c. РГБ ОД, 61:98-13/770-7

Содержание к диссертации

Введение

Г Л А В А 1. Нравственная культура в структуре личности будущего учителя

1.1. Нравственная культуры как профессионально значимое качество личности учителя

1.2. Динамика нравственного становления личности в учебно-профессиональной деятельности студента педвуза 25

1.3. Учебный диалог как социокультурная среда в нравственном формировании личности будущего учителя 4'

Г Л А В А 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственной культуры будущего учителя в учебном диалоге

2.1. Исследование уровней нравственного поведения студентов педвуза 59

2.2. Разработка методики присвоения нравственной кулыуры в учебном диалоге 75

2.3. Контроль эффекгивносги работы по становлению личности учителя в учебном диалоге 110

3 А КЛЮЧЕЙ И Е 123

Л ИТЕРАТУРА 125

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение к работе

Преобразования, происходящие в современном обществе, определяют перспективы развития науки, которая в последнее время акцентирует свое внимание на изучении человека, раскрытии его ценностной сущности. Нестабильность и противоречивость нравственной атмосферы характерны для наших дней. Сегодня само общество стоит перед качественно новыми моральными ситуациями, необходимостью их оценки и выбора, где каждый человек должен научиться свои ценности связывать с общечеловеческими (гуманностью, добротой, нравственностью и др.).

В новых условиях проблема формирования нравственной культуры . будущего учителя средствами педагогического общения приобретает особую актуальность. Эффективность решения даиноіі проблемы связана с преобразованием учебно-воспитательного процесса, который является наиболее динамичным фактором воздействия на личность обучающегося и призван обеспечить связь получаемых студентами нравственных знаний с будущей профессией, а также предполагает формирование у них взгляда на человека как высшую ценность.

Целостный характер подготовки будущего учителя обеспечивается в целенаправленном учебно-воспитательном процессе, где решаются проблемы уровня квалификации, профессионализма и продуктивности будущей педагогической деятельности студентов.

Такая подготовка требует интеграции социально-педагогического и психологического знания, которые обеспечат глубокое знание природы человеческой личности, закономерностей ее развития, формирования профессиональных умений, овладения методологией педагогической деятельности.

Значительное место в подготовке будущих специалистов отводится гуманизации образования, направленной на формирование человека культуры, способного с позиции нравственных ценностей воспринимать мир, на - 4 -систематическое освоение новой информации и технологий, необходимых ему в профессиональной деятельности.

Исследования показывают, что именно нравственность более чем другая сфера внутреннего мира человека обеспечивает социальную устойчивость системы отношений человека с обществом, с другими людьми, эффективно влияет на формирование сознания, самосознания, профессиональных качеств.

Значимость нравственной культуры определяется тем, что она выполняет функцию регулятора поведения человека. К сожалению, иногда приходится наблюдать разрыв между личностными ориентациями и сложившимся в новых общественных условиях поведением студентов, которых отличает энергия, одаренность и вместе с тем неопределенность своей духовной жизни.

На необходимость решения проблемы нравственного становления студентов в педвузе указывают "Требования к квалификации педагоіиче-ских работников учреждений образования" при присвоении им квалификационных категорий, отмечая среди показателей уровня квалификации "профессионализм", необходимость владеть и применять на практике основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры воспитанников.

Важным выступает формирование педагогической направленности будущего учителя. Учитель не может быть хорошим специалистом, шая отлично свой предмет, но не используя достижения педагогики, психологии, методики в организации отношений учащихся, их культуры общения.

Задача вуза помочь будущему учителю овладеть коммуникативной стороной своей работы, проявляющейся в общении на основе нравственных ценностей.

Разработка проблемы формирования нравственной культуры будущего учителя потребовала пристального изучения работ ученых-философов - 5 -(К.Л.Бердяев, В.С.Библер, Э.В.Ильенков, М.С.Коган, В.М.Межуев, Э.В.Соколов, А.Г.Харчев и др.). которые рассматривают' личность как социальное качество индивида во взаимосвязи с общественными отношениями.

Обращение к трудам Б.Г.Ананьева, А.А.Бодилева, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.И.Леонтьева, В.И.Мясищева, Н.В.Кузьминой, С.Л.Рубинштейна, раскрывающим закономерности формирования личности как системы отношений, способствовало видению личности как целостного образования, реализации ее возможностей.

Ознакомление с работами ученых, разработавших собственные технологии в системе развивающего обучения (Ш.А.Амонашвили, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, В.В.Рубцов, В.В.Слободчиков, Ю.Н.Громыко, Н.Б.Шумакова и др.) позволило изучить подходы к пониманию процесса воспитания в современных условиях, когда на первый план выдвигается задача воспитания человека культуры, главными ценностями которого являются он сам, его культура и творчество.

Определенный интерес при разработке нами проблемы вызвали исследования (Т.Ф.Белоусовой, С.Г.Вершловского, И.А.Колесниковой, С.В.Кульневича, А.К.Марковой, Н.И.Пилюгина, Л.А.Струценко), посвященные формированию профессиональной компетенции будущего учителя (механизмам ее становления и функционирования), которую авторы признают как показатель, оказывающий влияние на выбор личностью деятельности, поведения, общения.

В поиске путей и средств управления процессом формирования нравственной культуры будущих учителей мы опирались на педагогические исследования (Ю.П.Азарова, Ю.К.Бабанского, О .С. Богдановой, Ф.Н.Гоноболина, Л.Ю.Гордина, В.А.Кан-Калика, В.А.Крутецкого, И.С.Марьенко, А.Ф.Никитина, В.А.Сластенина, Г.Н.Филонова, И.Ф.Харламова, А.И.Щербакова), изучающих проблемы педагогического образования, профессионально значимых личностных качеств педагога, культуры личности.

Важное значение для нашего исследования имеют труды ученых М.Н.Аплетаева, В.В.Богатова, Е.Н.Богданова, Е.В.Бондаревской, Д.М.Гришина, Н.М.Магомедова, А.Ф.Никитина, Н.М.Трофимовой и др., в которых достаточно подробно осиещаегея проблема формирования нравственного сознания и поведения учащихся. В них подчеркивается значение социокультурной среды, в которой воспитывается личность обучающегося, обозначаются подходы, способствующие творческой реализации личности, даются экспериментальные разработки данной проблемы.

В последнее время в научной литературе наблюдается возросший интерес ученых к проблеме нравственного развития будущих специалистов. (В.С.Библер, А.А.Бодалев, В.А.Кан-Калик, Г.А.Ковалев, В.В.Колесов, А.Ф.Копьев, Г.М.Кучинский, Т.А.Флоренская, А.У.Хараш и др.).

Однако до сих пор недостаточно исследуются возможности диалогического общения в целях формирования и развития нравственной культуры будущих учителей педвуза.

Анализ учебно-воспитательного процесса в вузе показывает, что воспитание нравственной культуры будущего учителя довольно часто остается за пределами решаемых преподавателями задач. Следует отметить ряд противоречий, которые приводят к возникновению несформированности такого важного показателя профессионализма как нравственная культура будущего учителя: разрыв между реальным уровнем нравственной культуры учителя и квалификационными требованиями к нему; недостаточный учет накопленного нравственного опыта студентов в ходе профессионально-педагогической подготовки и отсутствие целенаправленной работы преподавателей в этом направлении. Уровень развития профессиональных умений и навыков, проявляющихся в культуре отношений "преподаватель-студент", указывает на необходимость разработки проблемы формирования нравственной культуры будущего учителя, от профес- - 7 -сиональной деятельности которого зависит общая культура личности и общества.

В связи с этим, нами выбрана тема исследования "Формирование нравственной культуры будущего учителя в учебном диалоге".

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - разработка и реализация педагогических средств, обеспечивающих преобразование накопленного опыта нравственной культуры личности будущего учителя в новый уровень профессионального воздействия.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс формирования нравственной культуры личности в учебном диалоге.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Успешное формирование нравственной культуры личности будущего учителя обеспечивается, если: профессиональная подготовка основывается на обеспечении движения личности к профессии, а не исходит из требований профессии к личности; организация и содержание учебно-воспитательного процесса базируется на единстве элементов развития личности: Движение - Образ - Речь; содержание и методика занятий предполагает использование учебного диалога; -динамика формирования нравственной культуры студентов осуществляется через продуктивную обобщенность социальных и педагогических явлений и нравственные достижения личности, обеспечивающие готовность будущего учителя к профессиональной деятельности. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Выявить уровни сформированности нравственной культуры студентов педагогического вуза.

Определить педагогические условия, способствующие формированию нравственной культуры студентов в учебном диалоге.

Разработать методику организации учебно-профессиональной деятельности, обеспечивающую совершенствование нравственной культуры будущих учителей.

Определить уровни готовности будущих учителей регулировать профессиональное поведение и общение личностным образованием - нравственной культурой.

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ явились труды ученых в области нравственного становления личности будущего учителя, теория ценностей, идеи диалога культур, акмеологический подход к развитию личности, рассматривающий человека как высшую ценность.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы; анализ и обобщение педагогической деятельности работников педвуза; констатирующий и формирующий эксперименты; тестирование; анкетирование учителей, преподавателей педвуза, ВГУ; методики определения эмоциональных состояний в учебном диалоге; анализ педагогических ситуаций.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА - неязыковые факультеты (физико-математический, исторический, филологический, художественно-графический, естественно-географический, физической культуры) Воронежского госпедуниверситета, средняя школа № 26 г. Воронежа. Исследование проводилось в три этапа. Первый этап (1993-1994) был посвящен изучению и анализу литературы по проблеме. Определено главное направление исследования. Проведен констатирующий эксперимент, определяющий исходный уровень нравственной культуры студентов неязыковых факультетов педвуза, участников контрольной и экспериментальной групп. Второй этан (1994-1995) был связан с разработкой методики экспериментальной работы по формированию нравственной культуры будущего учители в учебном диалоге. Формирующий эксперимент, проводимый на данном этапе, был направлен на определение условий, способов и средств, активизирующих процесс формирования нравственной культуры будущих - 9 -учителей. Третий этап (1995-1997) включал дальнейшее проведение формирующего эксперимента в ходе исследования, использование его результатов в практике, проведение констатирующего эксперимента на завершающем этапе исследования, подведение итогов работы, обработку и обобщение полученных, данных, внедрение результатов в учебно-воспитательный процесс вуза и школы, проверку теоретических подходов к формированию будущего учителя.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит: в определении места нравственной культуры в структуре личности учителя; в разработке приемов и средств, обеспечивающих формирование нравственной культуры студентов в учебном диалоге; в определении уровней готовности будущих учителей регулировать профессиональное поведение и общение личностным образованием - нравственной культурой.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выделены значимые педагогические условия, способствующие формированию нравственной культуры будущего учителя; разработана методика организации учебно-профессиональной деятельности "Ступень к выбору", активизирующая динамику нравственного становления личности; даны методические рекомендации по организации диалогического общения, обеспечивающего личностный выбор, а также развитие Я-концепции будущего учителя. Данные рекомендации могут быть использованы в практике преподавателей педвузов и учителей школ.

ДОСТОВЕРНОСТЬ ВЫВОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется использованием комплекса методов теоретического и эмпирического познания, их адекватностью предмету и задачам исследования, опыгно-экспериментальной проверкой выводов и рекомендаций. - 10 -НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

Нравственная культура будущего учителя является неотъемлемым компонентом его ценностного самоопределения в профессиональной деятельности и выражается в выборе Образа "Я - будущий учитель", создании Образа "Моя будущая профессиональная деятельность"".

Учебный диалог представляет собой наиболее благоприятное условие нравственного развития будущего учителя, способствует продуктивному усвоению студентами нравственных знаний, обогащает их нравственный опыт, помогает1 осуществлению ценностного выбора, оценочному отношению, рефлексии, формирует способность творческого решения педагогических задач.

Работа по формированию нравственной культуры будущего учителя включает различные приемы воздействия на студентов в процессе диалогического общения, которые способствуют присвоению студентами нравственных норм в зависимости от опыта нравственной культуры, проявляющемся в поведении и эмоциональном отношении к будущей профессиональной деятельности, оценочном отношении к происходящему, а также готовности решать проблемные ситуации.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ, Основные положения диссертационного исследования были представлены в цикле лекций, прочитанных автором на неязыковых факультетах Воронежского госпедуниверситета, на заседаниях кафедры психологии, педагогических советах школ, конференциях. - II -

Нравственная культуры как профессионально значимое качество личности учителя

Кардинальные изменения общественной и культурной жизни затрагивают как общество в целом, так и профессиональную сферу каждого человека. Усиливается тенденция к углубленному поиску общечеловеческого содержания в современном культуротворчсском процессе, что вызывается необходимостью переосмыслить деятельность, отношения, имеющиеся образцы и нормы поведения, реализуемые в социальной практике, приходящие в противоречие с социальными условиями.

Особое значение приобретает сфера педагогической деятельности, где трансформируются требования как общественного и государственного уклада жизни, так и личности к себе и другим.

Возникает необходимость ориентации будущего учителя на совершенствование в сфере профессиональной деятельности уже с самого начала подготовки к будущей профессии.

Ориентация человека на личностное совершенствование в профессии реализуется лишь в ходе его собственного развития. Подняться на уропень современных требований он может только опираясь на развитие социальных наук, на благотворные культурные традиции, содержательность учебно-воспитательного процесса, прибегая к творческому подходу и использованию отечественного и зарубежного опыта работы.

Сегодняшнее время - пора поисков и экспериментов. Оно требует формирования типа личности, способного перестраивать содержание своей деятельности и себя в зависимости от меняющихся профессиональных функций, ориентироваться на творческий подход к профессии. Этому способствует уверенность в правильности профессионального выбора, формирование самосознания личности, ответственное отношение к труду, развитие коммуникативных умений педагога, иными словами, - расширение профессионального репертуара поведения учителя, повышение уровня его общей и профессиональной культуры.

При рассмотрении темы "Формирование нравственной культуры будущего учителя в учебном диалоге", важным представляется уточнение соотношения понятий "культура", "духовная культура", "нравственная культура", используемые в современной философской, психологической и педагогической литературе.

В философской литературе духовное начало человека, как правило, связывают с общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры.

Культура характеризует особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. Поскольку она всегда выполняет функцию защиты человека и человеческой духовное!и, в ней всегда остается сакральное пространство высших ценностей и идеалов.

Весьма перспективным для рассмотрения вопросов культуры можно считать социокультурологический подход, который связывают с пониманием культуры как общей внеприродной системы жизнеобеспечения сообщества, включающей такие компоненты,как социальные нормы и ценности, которые регулируют деятельность и поведение людей.

Изучение философских работ показывает, что понятие "культуры" претерпевает изменения.

Для развития человека важным представляется ситуация "встречи с культурой", что характеризует динамику культурного развития и обшесіва, и человека. Исследуя данную проблему, В.А.Крутиков (58) предлагает авторскую модель анализа различных ситуаций "человека культуры".

Первую ситуацию автор рассматривает как "погружение индивидуальности в культуру, в ходе которой происходит самоопределение личн-сти. Однако человек приходит к выводу, что жизнь не имеет смысла, так как культура, по его мнению, выступает негативным опытом человечества. Тогда оказывается, что история ничему не учит, что человек не способен разумно устроить свою жизнь, что идеалы, выработанные им, разрушаются, а жизнь абсурдна. Абсурдист живет в бессмыслице, во зле, не имея надежды.

Во второй ситуации, встречаясь с культурой и самоопределяясь, человек устанавливает для себя, что смысл жизни в самой жизни, что жизнь наполнена смыслом. Социальную значимость Деятель получает в процессе и результате своей деятельности, а культурно значимым становится уже потому, что соотносится с вопросом о смьгсле жизни и в сверхчувственном переживании решил этот вопрос для себя.

Встреча человека с культурой не ограничивается выявлением индивидуальности и самоопределением.

Третья ситуация протекает как диалогически бесконечный процесс. В этой ситуации человек решает, что ценность - это поиск. Смысл жизни в том, чтобы находить и создавать этот смысл. В процессе этой встречи человека с культурой человек формирует себя как Творца.

Он также, как и Деятель, постоянно находится в процессе деятельности, но его деятельность имеет больший диапазон. Он переживает "акт призвания".

Особенности четвертой ситуации состоят в том, что человек приходит к выводу, что смысл жизни заключен не в абсурдности бытия, не в деятельности, не в поиске (творчестве), а лежит вне жизни. Человек-Фантаст избегает вопроса о смысле жизни, но не может избавиться от необходимости отвечать на него. Все существующие уже ответы не удовлетворяют его.

Ответ на данный вопрос Фантаст ищет, обращаясь к культуре. Таким образом, В.А.Кругликов подчеркивает значимость сложившейся ситуации культуры для формирования типа личности: Абсурдист, Деяіель, Творец, Фантаст.

Исследуя проблему культуры, ТИ.М .Шибаева считает, что главная причина, которая заставляет исследователей обращаться к анализу культурной динамики, заключается в "богатстве ценного содержания самой культуры" (175).

Анализируя содержание понятия "культура", она делает акцент на должном и нормативном в отношении людей к социокультурным образцам, ценностям, нормам. Прослеживая реализацию человека в культуре, автор подчеркивает поэтапность данного процесса, главной чертой которого является личностное самоопределение. Характер личностного самоопределения находит выражение в социокультурной ситуации и включает выработку ценностных ориентации, формирование представлений о том, что есть добро и зло, справедливость, долг, красота и т.д.

Современная культура - это культура, ориентированная на самоценность человека как уникальности, как единственного источника продуктивного деяния. Она несет в себе образ человека, нацелена на формирование его личности, способной в своих действиях воплотить накопленный сообществом опыт жизнедеятельности.

Реальное состояние культуры в обществе, в первую очередь молодежи, можно обозначить как глубокий кризис, который философы связывают с резким изменением коммуникативного поля между традиционными локальными культурами.

Победа личности над опасными для нее импульсами зависит от успехов воспитания. Здесь ведущая роль должна принадлежать педагогу-воспитателю, который призван помогать воспитанникам преодолевать отчуждение от культуры, способствовать интериоризации культурных ценностей. Тенденция высшей школы, проявляемая в направленности на гуманизацию образования, состоит в духовно-личностной востребованности всех богатств культуры.

Среди многих проблем, касающихся культуры личности, вопрос о ее духовности часто связывают с религиозностью.

В теоретическом плане эта проблема разрабатывалась П.А.Флоренским, Н.А.Бердяевым, К.Н.Леонтьевым. Авторами признается, что духовное не важнее материального, а как бы выше. Они определяют духовность и как воплощение в человеческой личности нравственного закона бытия, и как синтез высших нравственных качеств человека (167, 13, 74).

Динамика нравственного становления личности в учебно-профессиональной деятельности студента педвуза

Современная социокультурная среда предъявляет новые требования к профессии учителя: преобразование ценностных ориентации, формирование культуры сознания и самосознания, личностное самоопределение, выработка специальных способностей, развитие рефлексии и т.д.

Возникает необходимость формирования специалиста, вписывающегося в современную социокультурную среду. Однако в условиях изменяющейся социокультурной среды, когда происходит деформация ее социально значимых функций, формировать общественно и личностно значимые духовные потребности и обеспечивать их удовлетворение в соответствии с социальными и культурными нормами, решение проблемы нравственного становления будущего учителя затрудняется.

В этой связи особо значимым представляется вклад ученых в разработку данной проблемы. Ими справедливо подчеркивается, что процесс нравственного становления будущего учителя связан с вхождением будущего специалиста в новую социальную роль, с процессом его взросления (О.А.Абдулина, Л.М.Архангельский, Е.П.Белозерцев, Н.В.Кузьмина, Б.Ф.Ломов, В.А.Сластенин, Н.В.Соловьева, А.И.Щербаков и др.).

Исследуя процесс профессионального становления будущего учителя в условиях изменяющейся социокультурной среды, Н.В.Соловьева (166) рассматривает профессиональное становление как систему, развивающуюся и имеющую определенные закономерности, в структурах которой закладываются основы будущих изменений социокультурной среды.

Анализируя социокультурную среду современного студента, автор выделяет два таких важных элемента личностной среды, как студенческий контингент и преподавателей вузов.

Студенческий контингент в условиях изменяющейся социокультурной среды, по мнению автора, отличается ориентацией на конкурентноспособность: критическим отношением к качеству образования, приобретением по возможности 2-3 специальностей, мотивацией "на работу", склонностью совмещать несколько работ и т.д., вызванной влиянием преподавателей вуза.

Ученый предлагает авторскую концепцию профессионального становления будущего педагога, которая должна помочь молодому специалисту легче адаптироваться к профессиональной деятельности, стать компетентной и конкурентноспособной личностью. Данная концепция предполагает включение будущих учителей в научно-исследовательскую работу, что позволяет изменять восприятие студентами профессиональной деятельности учителя в сторону осознания его социальной значимости.

Вузовская среда - это особая, специфическая среда. Она является компонентом социокультурной среды и микросредой отдельного воспитательного учреждения (вуза). Процесс освоения студентами вузовской среды сложен и противоречив (особенно когда студенту приходится сталкиваться с отнюдь не позитивными факторами воспитания).

Перед высшей школой возникает целый ряд проблем: что из компонентов вузовской среды следуег активно использовать в жизни студентов вуза, от каких явлений студентов целесообразно изолировать, и т.д.

Изменения, происходящие в современной социокультурной среде, изменили ориентиры молодежи. У одной ее части усилилась тяга к творчеству, овладению богатствами культуры, созидательному самоутверждению, у другой - углубилась бездуховность, безнравственность, индивидуализм.

В этих условиях резко возрастает воспитательная роль вузовской среды, которая должна работать на развитие социально ценных потребностей, склонностей и творческого потенциала будущего учителя, поставить барьеры негативным явлениям и вызвать у студентов стойкое сопротивление тем влияниям, которые тормозят ее развитие.

Сегодня вузовская среда ставит будущего учителя в позицию активно действующего субъекта, образовывающего и воспитывающего себя, осваивающего профессию "учитель". Это становится возможным в условиях развивающего образования, когда в системе "студент-преподаватель" обеспечивается субъект-субъектный тип взаимодействия, когда каждый его участник становится средством развития другого. Необходимой предпосылкой данного процесса является формирование у студента и преподавателя рефлексивного отношения к самому себе (к тому, что я делаю - предметное содержание, как я делаю - способы моей деятельности, ради чего я делаю -ценностные ориентации личности).

Работы, освещающие психологические особенности студенческого возраста, достаточно подробно описывают характерные особенности этого возраста и его психические новообразования (Т.К.Ахаян, З.И.Васильева, И.А.Зязюн, М.Г.Казакина, А.В.Кирьякова, Н.В.Кузьмина, П.П.Лебедик, М.М.Поташник, В.В.Сериков, В.А.Сластенин и др.).

Студенческий возраст - это возраст закрепления достигнутого личностью нравственного опыта, его осмысления и обогащения. Реальная сложность взросления в постепенно нарастающей волне самосознания, самопознания, самоощущения себя в огромном мире социальных отношений, развитии нравственного сознания и мышления.

В процессе учебно-профессиональной деятельности у студентов происходит усвоение профессиональных форм поведения, которое влечет за собой развитие их нравственного мышления и обогащения нравственного сознания. Нравственное мышление и сознание помогают будущему учителю сознательно проделывать путь от интереса к привычке, уверенно разбираться в нравственных ситуациях и формировать социально устойчивое, нравственное поведение.

Приобретенные профессиональные формы поведения рождают новые интересы и потребности, расширяют и углубляют кругозор и духовный мир будущего учителя.

В студенческом возрасте возникают реальные условия для нравственного совершенствования личности.

Возникающее противоречие между готовностью к овладению профессиональным опытом и реальной организацией учебно-воспитательного процесса не обеспечивают необходимые условия для нравственного становления личности, ограничивают в возможности самостоятельно действовать, принимать решения. Такое положение дел рождает у некоторых молодых недостаточно ответственное отношение к труду, затрудняет процесс их нравственного становления, препятствует процессу приобретения нравственного опыта.

Рассматривая студенческий возраст, как период социальной зрелости, как определеннуго степень освоения культуры (нравственной, професснональной и др.), дающей человеку возможность жить и трудиться среди людей, И.А.Зязюн и Н.П.Лебедик считают, что уровень социальной зрелости будущего учителя представлен наличием оптимальных взаимосвязей социального самоопределения, социальной активности, социальной ответственности. Процесс формирования социальной зрелости неразрывно связан с процессом формирования педагогического мастерства будущего учителя. Социальная зрелось и педагогическое мастерство рассматриваются авторами как обобщенные характеристики личности, как показатели ее нравственного воспитания и социализации. Авторы приходят к выводу, что педагогическое мастерство усваивается будущими учителями поэтапно, в зависимости от достигаемого уровня социальной зрелости, а не курса обучения в педвузе.

Обеспечить нравственное становление личности будущего учителя невозможно без осмысления и учета теоретического и практического опыта обучающих технологий, разработанных известными психологами и педагогами (Ш.А.Амонашвили, А.Г.Асмолов, В.С.Гіиблер, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, И.С.Якиманская и др.).

Остановимся подробнее на организации процесса нравственного становления будущего учителя. Этап нравственного становления личности будущего учителя обеспечивает его теоретическую готовность к будущей профессиональной деятельности. Он включает в свое содержание приобретение студентами нравственных знаний, умений, навыков.

Обучение и воспитание в вузе это две стороны процесса нравственного становления личного будущего специалиста. Управление целенаправленным нравственным воспитанием студентов в учебном процессе представляет собой организованное, педагогически контролируемое воздействие на моральное сознание личности в соответствии с избранной целью.

Анализ содержания работ по изучаемой нами проблеме показывает, что нравственное знание сформировать нетрудно, так как оно отражает закономерное объективное явление. Соответствующее поведение тоже можно получить: через поощрение, наказание, давление и т.д. Но отношение, как субъективное образование, самим воспитанником производимое, требует тонких и длительных воздействий.

Прежде всего у студентов должны быть сформированы нравственные отношения, так как отношение к человеку является стержневым отношением, поскольку сам человек предстает наивысшей ценностью общества. Отношение формируется только проявляя себя.

Исследование уровней нравственного поведения студентов педвуза

Опытно-экспериментальная работа проводилась на неязыковых факультетах Воронежского госпедуниверситета. В исследовании приняло участие 60 студентов исторического, филологического, естественно-географического, физико-математического, психологического, художественно-графического факультетов и факультета физической культуры. Было образовано две экспериментальных и две контрольных группьт, куда были включены студенты первых и вторых курсов.

Задача исследования состояла в том, чтобы проследить какие изменения происходят в личностных отношениях студентов в ходе овладения ими профессиональным поведением и деятельностью под воздействием целенаправленного учебно-воспитательного процесса с первого по третий курс. Изучались отношения студентов первого и второго курсов, в которых отражались особенности их взаимодействия с окружающими, опосредованные внешней (двигательной) и внутренней (образы, мышление, речь) активностью. Перспективный план исследования предполагал формирование профессионального поведения будущего учителя, важным компонентом которого выступала нравственная культура личности.

В своем исследовании мы стремились реализовать принцип Движение - Образ - Речь (160) в условиях вуза, рассматривая его как элемент нравственной культуры, проявляющийся в поведении будущего учителя. Используя содержание учебной деятельности как средство движения личности к совершенствованию, мы предположили, что данный подход способствует ее переходу на более высокий уровень развития (расширение мировоззрения студентов, обретение ими новых смыслов деятельности, изменение отношения к процессу профессиональной педагогической деятельности, понимание своего профессионального назначения).

Присвоение студентами речевой, двигательной и образной культуры осуществлялось в целенаправленном учебно-воспитательном процессе на занятиях иностранного языка, где находясь в новом языковом пространстве, студенты приобщаются к культуре народа, язык которого они изучают, обогащают свою речевую культуру, поднимаются на новую ступень духовного развития.

В основу опытно-экспериментальной работы по формированию нравственной культуры будущего учителя был положен акмеологический подход, базирующийся на принципе единства сознания и деятельности.

В связи с этим важной представляется мысль о том, что деятельность человека обусловливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя организацию человеческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения (129). Это позволяет утверждать, что содержание профессионального образа будущего учителя предполагает осознание самой личностью тех значимых качеств, которые обеспечат ей успех в будущей профессиональной деятельности.

Акмеологический подход позволяет рассматривать зрелость как особо продуктивный в творческом отношении период жизни человека и использовать закономерности психического развития взрослого человека для его физического, интеллектуального и нравственного совершенствования.

На этот период приходится не только выбор профессии, но ее освоение, достижение вершин профессионализма. Субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению профессионализма, следует учитывать в организации обучения будущих специалистов, коррекции их деятельности и совершенствовании.

Рассматривая нравственную культуру в рамках акмеологической теории, мы исходим из того, что феномен нравственной культуры как системное образование, имеет функциональную особенность - регуляцию поведения, связанную с изменением системы ценностей.

Нравственная подготовка будущего учителя в педвузе осуществляется с позиции его профессиональной деятельности и предполагает получение и усвоение студентами нравственных знаний, выработку умения управлять своей деятельностью и своим поведением на основе присвоенных нравственных ценностей.

Используя акмеологический потенциал учебно-воспитательного процесса в ходе занятий, изучался выбор образа "Я", становление "Я-концепции" учителя и построение образа будущей деятельности.

Учебная ситуация постоянно побуждает студента к выбору поступка, что требует готовности к продуктивному обобщению. Продуктивное обобщение, закрепленное в виде понятий, знаний, умений, норм поведения в учебном процессе воплощается в реальном действии, помогая студентам решать достаточно сложные задачи морального выбора.

В своем исследовании мы исходим из положения о том, что выбор -это механизм самоориентации личности, показатель соотношения внешнего и внутреннего плана жизнедеятельности личности. Выбор в цепочке "поиск - оценка - выбор" всегда обращен в настоящее. Таким образом, выбор действия в учебной ситуации является показателем-прогнозом будущего действия. Выбор сделан - он предверие действия (118).

Выбор представляет собой педагогическое явление. Его необходимо учитывать, так как он позволяет осуществлять действие важного психологического механизма формирования личности - сдвига мотива на цель. Учет способности студентов к выбору возможен лишь при условии овладения ими опытом общения с другими людьми.

На начальном этапе констатирующего эксперимента нами определялся исходный уровень сформированности нравственной культуры студентов.

Первоначально мы постарались определить в какой мере испытуемые различают, осознают и понимают сущность качеств, отражающих нравственные и профессиональные проявления учителя. Испытуемым был предложен набор качеств (23 наименования), которые надо было разделить на 2 группы (нравственные и профессиональные). Проранжировав результаты, мы получили следующую картину: подавляющее большинство студентов (16,6 %) в качестве главных нравственных проявлений выделяют "любовь к детям", а также "доброту, чесгносгь, отзывчивость" (15 %), на 3-е место студенты ставят "уважение к личности учащегося" (13,3 %), 4-е - "добросовестность1' (II,7 %), на 5-ом месте - "чувство собственного досгоинеіва" (10 %), 6-е место отводится "единству слова и дела" (6,7 %), на 7-ом - "справедливость" (10 %), на 8-ом - "требовательность к себе и другим" (6,7 %), на 9-е место студенты поставили "чувство долга" (5 %) и на 10-е - "чувство ответственности11 (5 %).

Нравственные понятия "чувство долга", "чувство ответственности" оказались сложными для понимания студентов, так как они не смогли объяснить их сути. Это подтверждает наше предположение о необходимости систематической работы по формированию нравственной культуры в учебно-профессиональной деятельности. Сложные нравственные понятия могут быть осмыслены студентами на более продвинутом этапе учебно-воспитательной работы по развитию нравственного сознания.

Из 60 опрошенных работу выполнили: правильно - 3 чел. (5 %), частично правильно - 17 чел. (28,3 %), неправильно - 40 чел. (66,7 %).

Анализ результатов показывает, что 95 % слабо ориентируется в сути понятий нравственно-профессиональной номенклатура проявлений учителя. Возникла необходимость уточнить, по каким признакам эти понятия различаются, в какой мере осознаются и насколько адекватно воспринимаются в зависимости от смысла и значения.

Разработка методики присвоения нравственной кулыуры в учебном диалоге

Необходимость повышения нравственной культуры студента педвуза обусловлена задачей формирования учителя, способного нести ответственность за свою работу перед обществом, перед учащимися, перед самим собой.

Анализ высказываний студентов-первокурсников показывает, что сформировавшийся, обобщенный образ отношений "учитель-ученик" и "преподаватель-студент" не совпадают между собой.

Задача состояла в том, чтобы, сохранив положительные признаки образа отношений "учитель-ученик", углубить, расширить и профессионально сориентировать студентов на присвоение способов общения, которые бы улучшали результат педагогической деятельности.

Качество обучения и воспитания студентов в значительной мере определяет морально-психологическая атмосфера учебно-воспитательного процесса, стиль поведения и уровень развития нравственной культуры преподавателей и студентов,

В деятельности педагога роль нравственности особо велика, так как педагог формирует духовный мир учащегося. Практика нравственных отношений в сисіеме "иреподаватель-сгудент" недостаточно изучена, а ведь именно она способна обогатить теорию нравственного воспитания молодежи, дать материал для анализа механизма, лежащего в основе перехода от нравственных норм к нравственному поведению студентов.

В практической деятельности студентам необходимы нравственные ориентиры, дающие общее направление их поведения.

Однако для того, чтобы выработать у студентов потребность в профессионально-нравственном поведении, нужна предварительная работа по выбору форм и методов воспитательных воздействий.

Человек идет по жизни к нравственной зрелости сложными путями. Ему нужно преодолевать противоречия и расхождения между нравственным знанием и личным побуждением, между переживанием за себя и переживанием за другого, между необходимостью осознавать свои побуждения и стремлением вытеснять их из сознания. Сумеет ли он в конечном итоге овладеть своим поведением, обрести целостность личности, зависит прежде всего от содержания и характера его общения с другими людьми.

Целью формирующего эксперимента была апробация программы формирования нравственной культуры будущего учителя в учебном диалоге.

Эксперимент предусматривал решение следующих задач:

1. Формирование учебных действий по усвоению и присвоению студентами нравственных понятий, норм поведения;

2. Формирование учебных действий по реализации в поведении студентов присвоенных ими нравственных знаний, умений (в ситуациях морального выбора).

Учитывая накопленный нами материал по воспитанию студентов в процессе обучения на неязыковых факультетах, нами была разработана методика организации учебного диалога с целью нравственного развития студентов, которая должна была обеспечить глубокое и органичное воплощение требований нравственности в профессиональной деятельности будущего учителя, а именно: выработку единства знания, убеждения и действия, сформированность готовности осуществлять моральный выбор.

Данная методика предполагала педагогическое руководство деятельностью студентов в учебно-воспитательном процессе.

Для того, чтобы умело регулировать педагогический процесс, необходимо в ходе наблюдения за работой студентов осуществлять текущий контроль за содержанием и проявлением в учебной группе эмоциональных ситуаций, возникающих в результате педагогических воздействий.

В основу разработанной методики формирования нравственной культуры будущего учителя в учебном диалоге был положен основной принцип педагогической деятельности - принцип единства обучения и воспитания.

Мегодика "Ступень к выбору" включает три блока: I) Культура общения, 2) Межкультурное общение, 3) Профессиональная культура общения.

Каждый блок имеет свой ведущий тип диалога и ряд дополни і ель-ных. Ведущие типы диалога: 1-й блок - "диалог - информация"; 2-й блок - "диалог - взаимодейегвие"; 3-й блок - "диалог - взаимосовершенегвование".

Поскольку язык, как средство коммуникации, является одновременно и способом поведения личности, отправной точкой каждого урока является речевое поведение студентов.

Первый блок работы - "Культура общения" является подготовительным этапом. На данном этапе проводилась работа с текстом, так как текст является главным носителем нравственной информации, В тексте важно выделить нравственный компонент. Например, при работе над художественным текстом особое внимание обращается на композиционно-психологические средства, которые используются при описании взаимоотношений людей, их поступков, эмоциональных реакций и т.д.

Изучая иноязычный текст, студенты как бы пропускают его через себя, через свои эмоции, оживляя его образы, делая его понятным для себя. Образы фиксируют признаки новых явлений, преобразуя их в понятия. Это подтверждает высказывание А.А.Бодалева: "... образы и понятия субъекта о личности других людей перерабатываются в командную информацию, которая регулирует выработку у него определенных форм поведения по отношению к этим людям" (20).

Затем студенты оценивают полученную информацию и не по отдельным словам-понятиям, а целиком, мгновенно схватывая общий образ-смысл сообщения.

Таким образом, Эмоция - Образ - Понятие нерасторжимо слиты и воспринимаются в общении всегда вместе.

Слова становятся логически точными терминами только предварительно наполнившись образами национальной культуры.

Похожие диссертации на Формирование нравственной культуры будущего учителя в учебном диалоге