Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование нравственной культуры межполовых отношений старших школьников Максименко Наталья Анатольевна

Формирование нравственной культуры межполовых отношений старших школьников
<
Формирование нравственной культуры межполовых отношений старших школьников Формирование нравственной культуры межполовых отношений старших школьников Формирование нравственной культуры межполовых отношений старших школьников Формирование нравственной культуры межполовых отношений старших школьников Формирование нравственной культуры межполовых отношений старших школьников Формирование нравственной культуры межполовых отношений старших школьников Формирование нравственной культуры межполовых отношений старших школьников Формирование нравственной культуры межполовых отношений старших школьников Формирование нравственной культуры межполовых отношений старших школьников Формирование нравственной культуры межполовых отношений старших школьников Формирование нравственной культуры межполовых отношений старших школьников Формирование нравственной культуры межполовых отношений старших школьников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Максименко Наталья Анатольевна. Формирование нравственной культуры межполовых отношений старших школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2000 196 c. РГБ ОД, 61:00-13/1215-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Социально-педагогические предпосылки формирования нравственной культуры межполовых отношений старшеклассников

1.1 Формирование нравственной культуры межполовых взаимоотношений - главная цель полового воспитания старших школьников. Генезис проблемы 13

1.2 Социальные и психофизиологические предпосылки формирования нравственной культуры межполовых отношений старшеклассников 34

1.3 Диагностика уровня сформированности нравственной культуры возраста 59

ГЛАВА II. Педагогические условия формирования нравственной культуры межполовых отношений старших школьников

2.1 Развитие нравственной культуры межполовых отношений старшеклассников в учебно-воспитательной работе 82

2.2 Формирование нравственной культуры межполовых отношений старшеклассников во внеклассной работе 117

2.3 Взаимодействие школы и семьи в формировании нравственной культуры межполовых отношений старшеклассников 136

Заключение 156

Библиография 159

Приложение 172

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

В последние годы, в связи с реформированием страны, переходом к новым социально-экономическим условиям жизни, происходят кардинальные изменения в моральном климате общества.

Гуманизация всех сфер жизни общества ведет к изменению сложившихся общественных отношений, стереотипов взглядов и поведения.

Однако происходящие изменения не во всех областях оцениваются как позитивные. Особенно это относится к нравственно-половому воспитанию молодежи.

Интерес к формированию у молодежи нравственных основ взаимоотношений полов^вызван многими обстоятельствами.

Моральный климат общества резко изменился. Истинные моральные ценности стали подменяться ложными, получили распространение «этиче ский нигилизм и релятивизм», разрушаются многие устоявшиеся в течение тысячелетий культурные ценности и в области взаимоотношения полов: Час то не без сарказма сегодня слышится о супружеской верности, целомудрии, чистоте взаимоотношений юношей и девушек, издревле присущих россий- # скому менталитету.

Катастрофически быстро растет число преступлений, совершаемых мо-.лодежью вследствие оскудения нравственных защитных механизмов. Количество тяжких насильственных и корыстных преступлений резко увеличилось. Возросла заболеваемость венерическими болезнями, увеличилась детская преступность, безнадзорность, бродяжничество.

Пропаганда средствами массовой информации, а также людьми, далекими от педагогики и психологии, «безопасного секса», отодвигает нравственные качества на второй план, создает ситуацию психологического дискомфорта, ускоряет процесс нравственной деградации молодежи. Появляются программы, как, например, «Половое воспитание российских школьников», инициатором которой выступает Российская ассоциация планирования семьи, ослабляющие принципы половой морали, что в сочетании с недостаточной компетенцией в вопросах воспитания пола может стимулировать самые негативные процессы, первыми жертвами которых окажутся дети и подростки.

Это становится причиной неврозов и стрессов в процессе полового созревания. В результате, сексуальное просвещение, «не ориентированное на принятые в обществе системы нравственных ценностей ... из проблемы педагогической перерастает в проблему идеологическую, в. проблему национальной безопасности России».1

Решение этих проблем в значительной степени зависит от своевременно-го и у^ло_огл;анизованного процесса формирования культуры межполовых отношений.

Значительную роль в исследовании проблемы нравственно-полового воспитания сыграли работы Н.К. Крупской, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. ' -

Различные стороны проблемы взаимоотношения полов нашли отражение в работах философов (Е.Г. Балагушкин, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, Н.Д. Шилин и др.); социологов (СИ. Голод, С.Ф. Лаптенок, И.В. Бестужев-Лада, В.В. Бойко, И.С. Кон, В.Я. Титаренко и др.); демографов (В.А. Белова, Д.И. Валентей, Б.Ц. Урланис и др.); юристов (Н.Г. Юркевич), физиологов (Д.В. Колесов, Н.Б. Сильвестрова).

Исследования этих авторов раскрывали социальные аспекты нравственно-полового воспитания молодежи.

Теоретико-методологические основы нравственно-полового воспитания нашли отражение в работах представителей психолого-педагогической нау- 1 Стурова М.П. Система образования и молодежная преступность. //«Педагогика», 1998, №6, сб. ки: Н.И. Болдырева, О.С. Богдановой, А.А. Бодалева, И.В. Гребенникова, И.В.Дубровиной, В.Н. Колбановского, Б.Т.Лихачева, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, А.Г. Хрипковой, Т.И. Юферевой и др.

Работы этих авторов представляли интерес с точки зрения раскрытия механизмов нравственно-психологического развития школьников, закономерностей общения полов, условий нравственной подготовки школьной молодежи к семейной жизни и воспитанию детей.

Большой интерес представляют работы авторов (И.В. Гребенников, Т.П. Разумихина, А.Я. Студенте, А.Т. Суворова), в которых представлен ана-литико-синтетический материал о путях и формах реализации опыта нравственных взаимоотношений и подготовки старшеклассников к самостоятельной семейной жизни. ^ ^Исклюаителідр^^ажньши^ля определения собственно концепции исследования были диссертационные работы, защищенные за последние три десятилетия по разрабатываемой нами проблематике. В некоторых из них (Т.Ф. Абаева, Е.Н. Богданов, В.М. Вызова, М.Я. Верб, В.Т. Карликов, О.Р. Кунд, П.Ф. Постолатьев, М.Н. Тимощенко и др.) раскрывались близкие к нашей теме вопросы взаимосвязи полового и нравственного воспитания, формирования нравственных чувств, культуры взаимоотношений юношей и девушек, формы и методы организации дифференцированного подхода к ним в условиях учебно-воспитательной работы.

Другая часть авторов (И.А. Арабов, В.И. Барский, Р.И. Байчорова, Н.С. Верещагина, Е.Ф. Ильяная, Р.А. Иремашвили, Р.Н. Лемехова, Д.В. Луцык, М.И. Пашкова, Н.Е. Разенкова, И.А. Элыпанская и др.) разрабатывали основные пути и средства подготовки учащихся образовательных школ, профтехучилищ, вечерних школ к семейной жизни.

Анализ педагогических исследований в данном направлении показал схожесть и единство взглядов по вопросу необходимости ведения специальных образовательно-воспитательных действий по формированию у школьни- ков культуры межполовых отношений и подготовки к семейной жизни. Наиболее рациональными признаются для реализации этой цели учебная и вне-учебная работа при активной поддержке родителей, окружающей среды. В целом, вышеназванные исследования вносят существенный вклад в разработку проблемы полового воспитания и подготовки будущих отцов и матерей.

Вместе с тем, появившиеся новые социально-педагогические реалии требуют качественно иных решений, даже при выборе традиционных путей нравственно-полового воспитания школьной молодежи. В первую очередь, требует кардинальных изменений содержательный аспект воспитания, выбор которого должен быть адекватным изменившимся условиям. Они требуют изменения форм и методов работы со старшеклассниками и их родителями. ____тВ_шсііе^ние^адьі_наблюдается ослабление работы школы в плане педагогического руководства семейным воспитанием. Ни вузовские программы, ни программы ИУУ не содержат в себе достаточных методических указаний по подготовке и переподготовке педагогических кадров к работе со старшеклассниками и семьей в исследуемом направлении.

Кросскультурный анализ воспитательных возможностей городской и сельской школы за последние годы не представлен ни одной диссертацион- ной работой или монографическим исследованием.

Возникло противоречие между все более возрастающими потребностями старшеклассников в овладении знаниями о нравственных взаимоотношениях полов и обилием в стране никем не контролируемой литературы по данной проблеме, воспитательно-образовательными возможностями школы.

С разрешением этого противоречия связана проблема исследования -каковы основные условия формирования у старшеклассников нравственной культуры межполовых отношений в динамично меняющейся социально-педагогической ситуации.

Решение этой проблемы составляет цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить основные пути, формы и методы формирования у старшеклассников нравственной культуры межполовых отношений в современной общеобразовательной школе.

Объектом исследования является процесс нравственно-полового воспитания учащихся старшего школьного возраста.

Предметом исследования мы избрали педагогические условия формирования у старшеклассников нравственной культуры межполовых отношений в системе учебной и воспитательной работы школы.

Гипотеза исследования: мы исходили из предположения о том, что процесс формирования у старшеклассников нравственной культуры межполовых отношений в школе будет успешным при соблюдении следующих ус- довий^^. ....... организации его как цело определения общепедагогических и дидактических условий формирования нравственной культуры межполовых отношений в учебной и во внеклассной работе; выполнения требований, предъявляемых к отбору содержания дидактического материала, включаемого в учебно-воспитательные системы, а также к формам и методам учебно-воспитательного процесса, создающим основу для развития нравственно стабильной личности; обеспечения преемственности в образовательно-воспитательной работе, проводимой в данном направлении с учетом возраста учащихся, учебной и внеучебной деятельности, школы и семьи; создание соответствующих условий для профессиональной подготовки педагогов и формирования педагогической культуры родителей в этом направлении.

Задачи исследования:

Определить сущность и содержание нравственной культуры межполовых отношений и ее значимость для достижения цели полового воспитания старшеклассников.

Раскрыть социальные и психофизиологические предпосылки формирования у старшеклассников нравственной культуры межполовых отноше-ний.

Изучить состояние нравственно-половой воспитанности старшеклассников и практический опыт формирования у них культуры межполовых отношений в школе и семье.

Разработать и экспериментально проверить условия, обеспечивающие эффективное формирование у старшеклассников нравственной культуры „ ЖеЖПОЛОБЫХ^ЭТТ10ГПеГШЙ^_ _^

5. Разработать научно-методические рекомендации по формированию у старшеклассников нравственной культуры отношений между полами и вне дрить их в учебно-воспитательную деятельность общеобразовательной шко лы и семьи.

Общую методологическую основу исследования составляет аксиоло гический подход, в рамках которого человек является высшей ценностью и самоцелью общественного развития, а его нравственная культура как одна из главных ценностей жизни.

В качестве конкретных методологических принципов исследования выступают культурологический подход, рассматривающий нравственную культуру личности как часть общей культуры личности и раскрывающий взаимосвязь и взаимообусловленность культурогенеза, с антропогенезом и социогенезом; целостный подход, позволяющий рассматривать нравственную культуру в контексте гармонического формирования личности; личностно-деятельностный подход, определяющий значимость нравственно культурной ориентации школьников для формирования в них качеств, необ- ходимых для гражданской и семейной жизни; индивидуально-творческий подход, требующий учета и раскрытия индивидуальных возможностей каждого школьника в осознанном освоении культуры взаимоотношений полов как нравственной потребности.

Теоретическая основа исследования базируется на идеях о нравственных взаимоотношениях полов как условия подготовки молодежи к браку и семейной жизни, обоснованные в трудах А.С. Макаренко, П.П. Блонского, В.А. Аркина, СМ. Ривес, Л.В. Равкина, В.А. Сухомлинского; положениях о влиянии социокультурных факторов на нормы половой морали (И.С. Кон, Ю.Б.Рюриков, СИ. Голод, А.Г. Харчев); о нравственно-психологических и педагогических основаниях межличностных отношений (Л.А. Богданович, ИВ. Гребенников, В.И. Дубровина, Г.П. Разумихина, СП. Тылкина, JJL йердом^АГ^ришсова^JIM. Якобсон); учениях о механизме развития личности в контексте культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская); положениях по проблемам общения (А.А. Бодалев, А.Б. Добрович, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик).

Методы исследования. В ходе исследования использовался комплекс следующих методов:, методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный); диагностические (тестирование и метод экспертных оценок); обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение); социологические (опрос, стандартизированное интервью); праксиметрические (изучение и обобщение передового опыта); экспериментальные (формирующий эксперимент); методы математической статистики.

Экспериментальная база и этапы исследования

Эксперимент проводился в общеобразовательной школе №34 г.Ставрополя и Ипатовской средней общеобразовательной школе №6 им.Голубовского Ипатовского района Ставропольского края. В нем приняло участие 180 учащихся (135 в городе, 45 в селе), из них 92 учащихся старших классов в экспериментальных школах.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1995-1996 гг.) характеризуется как поисковый. Анализировалась психо л ого-педагогическая и специальная литература по теме исследования, разрабатывалась программа исследования, определялся понятийный аппарат, осуществлялось накопление опыта и вычленялись подходы в теории и на практике по формированию у школьников нравственной культуры межполовых отношений.

Второй этап (1997-1998 гг.) являлся экспериментально-аналитическим. Проводилось теоретическое и экспериментальное изучение возможностей реализации нравственно-полового воспитания старшеклассников в процессе обучения и во внеучебной деятельности, в современной работе школы и семьи.

Третий этап (1999-2000 гг.) являлся обобщающим, проверялись и уточнялись результаты исследования, проводился их количественный и качественный анализ, осуществлялась их систематизация, делались теоретические выводы и разрабатывались практические рекомендации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заклю- * чается в раскрытии сущности нравственной культуры межполовых отноше- ний и обосновании необходимости ее реализации в старшем школьном возрасте; в показе единства и взаимообусловленности общей нравственной культуры, полового воспитания и подготовки к семейной жизни; разработке критериев, показателей и уровней сформированное у старшеклассников содержания, форм и методов работы в этом направлении в общеобразовательной школе и во взаимодействии педагогов и родителей.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и обосновании практических рекомендаций по формированию у старшеклассников нравственной культуры межполовых отношений в образовательно- воспитательном процессе школы; разработке и внедрении в учебный процесс специального курса «Нравственная культура взаимоотношений полов», предполагающего обогащение знаний учащихся об этических проблемах по ла, способствующего развитию общей культуры и подготовке старшекласс ников к будущей семейной жизни. Результаты исследований могут быть ис- * пользованы в проконсультационной работе ИУУ работников образования, в подготовке учительских кадров, в работе школ с родителями учащихся.

Достоверность проведенного исследования и обоснованность выводов подтверждается методологической обоснованностью исходных позиций, количественным и качественным анализом данных, полученных в результате опытно-экспериментальной работы, свидетельствующих о повышении у старшеклассников уровня нравственной культуры межполовых отношений, подготовленности педагогов и родителей для ведения этой работы. Она """^"'"""""обесггёчивается также использованием совокупности ^методов исследования, адекватным его задачам, репрезентативностью выборок испытуемых, ис-пользованием математических методов при анализе полученных результатов и статистической значимостью экспериментальных данных.

Основные положения, выносимые на защиту: - нравственная культура межполовых отношений представляет собой ш высокий уровень овладения системой морально-педагогических понятий, на правленных на формирование соответствующих чувств, сознания и поведе ния, гармонирующих с потребностями личности и общества; формирование у старшеклассников нравственной культуры межполовых отношений происходит значительно успешнее при наличии у них доста-точных знаний и опыта таких отношений, приобретённых в младшем школьном и подростковом возрасте, соблюдения преемственности в учебной и воспитательной работе, в деятельности школы и семьи; ведущим условием формирования у старшеклассников нравственной культуры отношений между полами является создание атмосферы для лично- стного взаимодействия «учитель - ученик», «семья - ученик», «школа - семья»; развитие нравственной культуры межполовых отношений у старшеклассников находится в непосредственной зависимости от принятия образовательно-воспитательной деятельностью общеобразовательной школы и семьи личностно-ориентированного подхода и реализации на его базе культу-росообразности, диалогизма, индивидуализации; обеспечение когнитивных потребностей в овладении знаниями о нравственных основах взаимоотношений полов обеспечивается как путём изучения дисциплин гуманитарного цикла, так и введением в старших классах специального курса, вооружающего их небходимым тезаурусом представлений о проблемах общей культуры личности, пола, брака и семьи.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседании кафедры педагогики и педагогических технологий, на научных конференциях «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 1996, 1998, 2000 гг.), региональной научно-практической конференции «Этнос, культура, образование в контексте современных социально-педагогических реформ» (Ка-рачаевск, 1998), республиканской научной конференции «Личностно ориентированное образование: феномен, концепции, технологии» (Волгоград, 2000), педагогических советах школ.

Результаты исследования внедрены в учебню-воспитательный процесс / образовательных школ г.Ставрополя и Ставропольского края.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Формирование нравственной культуры межполовых взаимоотношений - главная цель полового воспитания старших школьников. Генезис проблемы

Проблема формирования нравственного отношения к браку и семье в течение длительного времени педагогической наукой не рассматривалась. Причин тому множество, самая основная - отсутствие равноправия между мужчиной и женщиной. В лучшем случае половое воспитание подменялось половым просвещением и рассматривалось в сугубо физиологическом плане.

Так обстояло дело до Великой Французской революции 1789 года, одним из завоеваний которой было равенство, в том числе и в женском вопросе. К этому времени общество уже достигло высокого уровня интеллектуального и духовного развития, потребности которого в области равенства представителей разных классов, народов и рас не обошли и вопрос равноправия полов.

Значительно возросли и личностные потребности слабого пола, многие представительницы которого не могли ограничиться только рамками семейных интересов и пытались вырваться на широкие просторы социально-политической и культурной жизни. В этот период большой вклад в разработку этого вопроса внесли Жан-Жак Руссо и немецкий педагог Кристиан Гот-хильф Зальцман.

В русской педагогике горячими поборниками равноправия были В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев. Кроме того в защиту прав женщины на одинаковое образование и равное участие в общественной жизни высказывались К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт. Продолжением и конкретизацией требования равноправия полов явилось требование совместного обучения. Оно имело своих сторонников и противников, между которыми шла острая полемика. Можно разграничить три основных концепции в зависимости от доводов по вопросу совместного обучения.

Первую концепцию можно назвать биологизаторской. В ее основу была заложена идея анатомо-физиологического различия полов и обуслав- ливаемые этим глубокие различия в психическом складе мужчин и женщин в направлении их интеллектуального и нравственного развития. Вторая концепция настаивала на существующей разнице в жизненном призвании мужчины и женщины, а третья убеждала отрицательным влиянием совместного воспитания на развитие полового чувства, мотивируя тем, что в этом случае «будет происходить обострение половой чувствительности со всеми вытекающими из этого последствиями.»

Сторонники совместного обучения и воспитания, напротив, видели, в нем важнейшее средство разрешения проблемы полового воспитания. Об этом, в частности, шла речь на 1 съезде по семейному воспитанию в конце 1912 - начале 1913 года. Однако сторонники смешанного обучения обходили стороной тот факт, что духовная близость необходима не только для семей ной жизни, но она нужна и для совместной производственной и общественной деятельности. Их ограниченность.заключалась в том, что они часто общие интересы полов рассматривали в рамках семьи, а это влекло за собой не совпадение, а расхождение интересов. Их не столько интересовало установление равноправных отношений между полами, как то обстоятельство, что такие отношения способны тормозить проявление у молодежи половых чувств. Зачастую все сводилось лишь к благотворному влиянию девочек на мальчиков, которым теперь приходится сдерживаться. На совместное обучение они смотрели как на волшебное средство решения проблемы полового воспитания, не сознавая того, что необходимо для этого изменить содержательную основу школы.

Следующей веской причиной серьезного интереса к разработке вопросов полового воспитания был катастрофический рост половой распущенности. Моральное разложение, захватившее значительную часть молодежи, заставило бить тревогу педагогическую общественность и не только ее. Об этом свидетельствует тот факт, что в этот период вопросами полового воспитания стали заниматься не только педагоги, но и многие ученые из других областей науки. Кстати, это стало одной из причин одностороннего подхода к проблеме полового воспитания. Она рассматривалась как чисто медицинская, гигиеническая, а не педагогическая проблема. Крен в сторону физиологии привел к извращениям самой сути полового воспитания, в силу которой разрабатывались преимущественно медицинские аспекты полового воспитания - изучались источники пробуждения половой чувственности и меры предупреждения ее преждевременного проявления, половое воздержание и вопросы предупреждения и борьбы с половыми извращениями. Весьма популярным являлся вопрос о методах первоначального ознакомления детей с физиологической стороной половых отношений людей.

Справедливости ради надо отметить, что в разработку этих вопросов был внесен очень ценный вклад. Главным недостатком следует признать то, что чрезмерное увлечение этими исследованиями привело к недооценке половых взаимоотношений и их организации в решении всей проблемы полового воспитания.

Социальные и психофизиологические предпосылки формирования нравственной культуры межполовых отношений старшеклассников

В последние десятилетия педагогическую науку справедливо упрекали в пренебрежительном отношении к антропоцентрическому подходу. В настоящее время ребенок наконец-то занял подобающее ему место в образовательно-воспитательном процессе. Однако, все еще приходится сталкиваться на практике с тем, что игнорируются половые различия школьников. Между тем они есть и наблюдаются не только в физическом, но и в нравственном развитии.

Юношество - это возраст, когда углубляются и приобретают остроту жизни играют эти взаимоотношения? Насколько правомерно рассматривать их вне социальных условий лишь как запрограммированный природой слепой инстинкт? В какой мере сексуальное поведение людей является стихийным и может ли оно контролироваться сознанием, нравственно-этическими нормами? Должно ли обществе регулировать и направлять интимную жизнь мужчин и женщин, заботиться о создании материальных и духовных предпосылок для личного счастья своих граждан? Решение этих вопросов издревле волновало философов, психологов, педагогов, врачей.

Эти взгляды берут свое начало в философских теориях Ницше, Шопенгауэра, Фрейда. Так, Шопенгауэр в трактате «Метафизика половой любви» утверждал, что «в основе всякой половой любви всегда лежит инстинкт, направленный на благо имеющегося родиться существа».1 Сила половой любви - интересы породы и будущих поколений: воля породы в неизмеримой степени сильнее воли индивидуума, - считает А. Шопенгауэр и отрицает полностью для человека возможность свободного выбора, так как им руководит высшая воля, заставляя устремляться, в своей чувственности на лиц — которые вне половых отношений могли бы возбуждать в любящем ненависть, презрение и даже отвращение.

Согласно учению 3. Фрейда, структура человеческой личности включает три компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» - биологические, бессознательные реакции, стихийные влечения человека к удовольствию, наслаждению. «Я» - сознательное начало, учитывающее требования общества. «Сверх-Я» - моральные запреты и нормы, внушенные индивидууму в детстве. Самым сильным в человеке («лошадью») 3. Фрейд считает инстинкт, который должен сдерживаться «Я» («всадником»).

В своей книге «Психология масс и анализ человеческого Половое влечение признается настолько мощным фактором, что оно, будучи неуправляемым, парализует тормозную функцию коры больших полушарий головного мозга и устраняет выработанное культурой умение человека управлять своими чувствами. Личность вступает в непримиримое противоречие с обществом. Вся социальная жизнь людей была сведена Фрейдом к сексуальным конфликтным ситуациям.

Вслед за 3. Фрейдом ряд ученых (Ш. Кюн-Беренс, М. Мид, X. Хунгер, Ван-де-Фельде и др.) рассматривают различие полов как следствие врожденных свойств, отрицая или сводя до минимума роль социальных факторов.

На этой же позиции стоят представители «естественной школы» (X. Эллис и др.),которые утверждают, что половые проявления носят сугубо частный характер, как и прочие естественные потребности человека. Они требуют отвергнуть всякий официальный контроль за сексуальным поведением членов общества, признавая лишь стихийно сложившиеся естественные нормы. Действительно, личность свободна в самостоятельном выборе поведения и любой ориентации, которая соответствует ее потребностям и физиологические процессы, безусловно, влияют на поступки индивидуума, но они не могут быть абсолютно автономными от социальных явлений окружающей общественной практики.

Сами по себе природные инстинкты не в состоянии формировать в де вушке, будущей женщине - матери, а в юноше, - достойного мужчины - отца. Совершенно необходимо в этих целях проводить специальную образователь но-воспитательную работу с учетом психофизиологических особенностей то го и другого пола. Знание и учет этих особенностей на практике как педаго гами, так и родителями нужно для того, чтобы сблизить развитие интересов и потребностей у мальчиков и девочек. Способствуя социально- психологическому сближению полов, мы, тем самым создаем основу для подлинного-равноправия мужш и семье. С другой стороны, учитывая физиологическую организацию мужчин и женщин и их специфические роли в выполнении функции рождения и воспитания детей, требуется в соответствии с этим сформировать определенные нравственные установки поведения юношей и девушек по отношению к человеку другого пола.

Развитие нравственной культуры межполовых отношений старшеклассников в учебно-воспитательной работе

Основные пути педагогического влияния на формирование нравственного отношения между старшеклассниками - юношами и девушками, нашедшие обоснование в нашей опытно-экспериментальной работе, следующие: - половое просвещение и его роль в формировании нравственной позиции учащихся; - вовлечение старшеклассников в совместную деятельность, создающую —условия-для организации.правильных взаимоотношений между юношами и девушками; - системный подход к формированию межполовых отношений старшеклассников, обеспечивающий его неразрывность с другими сторонами педагогического процесса; - адекватность используемых педагогических форм, методов и технологий возрастным особенностям старшеклассников, специфике проблемы и задачам подготовки новой личности; - прогностический подход к анализируемому явлению, раскрытие его именно в контексте подготовки будущего семьянина.

Направленность деятельности человека, его гражданская позиция, взгляды, поведение определяется его мировоззрением, которое формируются на основе научных знаний. В процессе овладения основами наук, обогатившись тысячелетним опытом человечества, учащиеся открывают для себя возможность продолжения творческого поиска, применения своих знании в жизни, с целью дальнейшего совершенствования своей личности и служения социальному прогрессу. Знания помогают глубже осмыслить процессы, происходящие в окружающей действительности, правильно определить свое к ним отношение, сформировать установки для практической деятельности и реализовать их.

Не существует ни одной сферы деятельности, где бы можно было получить положительные результаты без знания основ наук. Когнитивный заряд необходим человеку, особенно формирующемуся, в вопросах, касающихся личной, семейной жизни, чтобы не скатиться к фатализму, релятивизму, субъективизму.

Развитие личности в этом направлении должно идти не путем расширения объема школьных программ, а путем отбора минимума того познавательного материала, который в состоянии в направлении рассматриваемого вопроса пробудить чувства, вызвать соответствующие переживания, эмоцио-Тїальную"отзьівчивоеть и стимулировать наатом дне формирование личностных качеств, необходимых будущему гражданину и семьянину. Содержание образования должно проектировать свободную, интеллектуально развитую, нравственно стабильную, гуманную личность, у которой бы внутренние потребности не создавали угрозу существованию социальных норм, а гармонировали с ними. Однако, усвоение учащимися нравственных понятии еще не гарантирует соответствующие нравственные оценки и отношения. Необходимо учесть два важных, тесно связанных между собой момента: если переживание, вызванное знанием, закрепляясь в сознании, создает более или менее стойкое эмоциональное отношение к тому или иному явлению, то знание нравственных понятий, оценок, в свою очередь, способствует обогащению морального чувства. Успешное воспитание в процессе обучения может достигнуть цели тогда, когда оно проводится не от случая к случаю, а систематически и последовательно. И в его основании лежит осмысленное желание - в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса достичь формирования нравственных черт и качеств характера новой личности. При этом необходимо учитывать, что изучение основ наук должно быть нацелено на формирование у учащихся способностей к самостоятельному анализу и синтезу и принятию соответствующих решений. Школа не может дать воспитаннику рецепты, пригодные на все случаи жизни и ученик сам должен уметь отбирать из опыта жизни то, что человечно и правильно, что соответствует его жизненной ориентации.

В формировании нравственной культуры межполовых отношений старшеклассников особое место отводится половому просвещению как части, более широкой программы полового воспитания. При разработке программы полового просвещения мы придерживались концептуальных положений по вопросу полового воспитания, изложенных в работе Д.В. Колесова и Н.Д. Сельверовой, суть которых заключается в том, что:

- половая принадлежность является важнейшим стержнем формирова-ния линноститкак„в.плане„Є5„сещуального развития, так социализации;

- половое влечение не должно подавляться, а наоборот, поощряться, но удовлетворение оно должно найти не в сексе, а в педагогически разумных способах межполовых отношений;

- следует предупреждать у детей преждевременные проявления сексуального развития, но не путем угроз, а терпеливого обсуждения с подростками этих вопросов, вдумчивого полового просвещения.

Естественно мы не исключаем из этого ряда указаний на взгляды этих авторов о назначении полового воспитания в развитии более общих установок личности, как то: сохранение личного здоровья в широком его понятии; создание полноценной здоровой семьи; способности учитывать и уважать специфические особенности полов в процессе деятельности.1

Формирование нравственной культуры межполовых отношений старшеклассников во внеклассной работе

Процесс формирования нравственной культуры межполовых отношений старшеклассников как составная часть общего воспитательного процесса, направленного на воспитание гармонически развитой личности, должен протекать непрерывно, как того и требует логика нравственного развития личности: от формирования нравственных чувств к сознанию, результатом взаимовлияния которых является образование опыта поведения. Преемственность этой работы обеспечивается непрерывным трудом педагогов и родителей на всех этапах развития личности подрастающего человека. Например, если в младшем школьном возрасте внимание воспитателей в основном сконцентрировано применительно к разрабатываемой нами проблеме на сообщении морально-гигиенических знании и формировании элементарных навыков правильного поведения между полами, то уже в старших классах должно быть уделено внимание формированию нравственной культуры межполовых отношений, подготовке к браку и организации самостоятельной семейной жизни.

Бесспорно и то, что преемственность должна соблюдаться не только в возрастном плане, но и применительно к содержанию совместно осуществляемой работы школы и семьи, к содержанию учебной и внеучебной работы школы.

Формирование нравственной культуры межполовых отношений не ограничивалось только просвещенческой работой в процессе обучения и только учителями-предметниками. Мы привлекали к этой работе классных руководителей, используя разнообразные формы внеклассной работы.

Внеклассная работа при умелом подходе к ее организации может явиться мощным фактором в реализации цели нравственно-полового воспитания старшеклассников. Крайне важно, чтобы в этой работе нашло свое продолжение формирование у школьников научного мировоззрения, личной и социальной активности, развитие интересов, потребностей и стремления к самосовершенствованию. Это, в свою очередь, поможет развитию нравственной культуры личности как непременного условия любви и уважения к другому человеку, к представителю другого пола.

Большие возможности у внеклассной деятельности в совершенствовании личности школьников путем формирования любви и уважения к труду как к физической и духовной потребности человека. Умелое вовлечение юношей и девушек в домашний и общественный труд, формирование у них ответственности за результаты своего труда стимулирует развитие интереса к жизни, к соблюдению норм культуры здоровья.

, Важным аспектом внеклассной работы является формирование товарищеского отношения меаду" пол ам«/- "иособности-_г.ло1щмщъ_ нравственную красоту половых взаимоотношений. Половое воспитание как особая часть нравственного воспитания, по словам А.С. Макаренко, «должна быть воспитанием именно любви, т.е. большого и глубокого чувства, украшенного «единством жизни, стремлений и надежд». «Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым - это значит научить уважать себя, научить человеческому достоинству».

В этом возрасте процесс нравственного воспитания должен быть направлен на глубокое осознание учащимися проблемы личного и общественного, сущности гуманизма и альтруизма, умения руководствоваться ими в личной жизни. Более глубокое осознание старшеклассниками нравственных категорий: чести, благородства, верности, чуткости, скромности и т.д., понимание нравственной чистоты отношении между юношами и девушками, высоких моральных представлений о любви и формирование на этой основе соответствующих взглядов - также одна из ответственнейших задач, стоящих перед школой в целом, внеклассной ее деятельностью, в особенности.

В связи с этим, весьма кстати вспомнить советы А.С. Макаренко о том, что мы должны воспитать наших детей так, чтобы они только по любви могли наслаждаться половой жизнью и чтобы свое наслаждение, свою любовь, свое счастье они реализовали бы в семье.

Весьма важной стороной внеклассной работы является активизация стремления учащихся к самовоспитанию, самопознанию в нравственном оздоровлении и совершенствовании развивающейся личности. Из стремления быть лучше и чище в глазах понравившегося юноши или понравившейся девушки старшеклассники, усилиями воли подавляют свои слабости, стремятся к самоконтролю, самовоспитанию. При отсутствии же должного внимания эти отношения могут привести к преждевременной половой близости. Во внеклассной деятельности у педагога достаточно средств воспитывать в молодых людях -эщетических отношений -дружбы, товарищества, любви и создания на их основе семьи. В.А. Сухомлинский пишет: «Любовь - это, образно говоря, цветок, венчающий благородство всего человеческого, и о красоте этого цветка надо думать задолго до того, как к человеку само собой придет половое влечение, надо облагораживать его чувства».

Похожие диссертации на Формирование нравственной культуры межполовых отношений старших школьников