Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование нравственной культуры студентов средствами массовой информации Махова Наталья Валерьевна

Формирование нравственной культуры студентов средствами массовой информации
<
Формирование нравственной культуры студентов средствами массовой информации Формирование нравственной культуры студентов средствами массовой информации Формирование нравственной культуры студентов средствами массовой информации Формирование нравственной культуры студентов средствами массовой информации Формирование нравственной культуры студентов средствами массовой информации Формирование нравственной культуры студентов средствами массовой информации Формирование нравственной культуры студентов средствами массовой информации Формирование нравственной культуры студентов средствами массовой информации Формирование нравственной культуры студентов средствами массовой информации
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Махова Наталья Валерьевна. Формирование нравственной культуры студентов средствами массовой информации : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2004 188 c. РГБ ОД, 61:04-13/2641

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ 13

1.1. Нравственность как теория и основа воспитания и развития личности 14

1.2. Виды средств массовой информации, их функции и влияние на формирование личности 30

1.3. Педагогические возможности средств массовой информации 66

ВЫВОДЫ 86

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА 88

2.1. Критерии и уровни нравственной культуры студентов 89

2.2. Содержание и методы организации процесса формирования нравственной культуры студентов с помощью средств массовой информации 103

2.3. Результаты экспериментальной работы по формированию нравственной культуры студентов 122

ВЫВОДЫ 142

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145

БИБЛИОГРАФИЯ 148

ПРИЛОЖЕНИЯ 167

Введение к работе

Реформированное обновление всех сторон жизнедеятельности человека и общества пробудило в настоящий момент повышенный интерес к проблеме нравственной культуры. Нравственная культура как духовный феномен требует осмысления как в общественном, так и в личностно-индивидуальном плане. Все чаще предпринимаются попытки проследить основную тенденцию развития современных представлений о нравственной культуре в аспекте ее передачи молодежи и усвоения ею. При этом появляется возможность прослеживания постепенной трансформации нравственного сознания как составной части общей культуры в нравственную культуру.

В литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «нравственная культура». Так А. Эвейниекс считает, что нравственная культура - стимулирующее начало развития общественной и личной нравственности в конкретно-исторических условиях [130, с.42]. По мнению С.Ф. Ани-симова, реальная нравственная культура в современном обществе может быть представлена деятельностью, направленной на утверждение во всех сферах человеческой активности принципов человечности [15; с. 67]. В.А.Блюмкин предлагает следующее определение: «Нравственная культура - неотъемлемая часть духовно-практической культуры общества, отдельных социальных групп, индивида. Ее сущность состоит в органическом единстве этических знаний, моральных чувств, качеств, принципов, убеждений, а также навыков и способностей к нравственной деятельности, активности их проявлений в реальных действиях, отношениях» [28; с. 16].

Несмотря на разные подходы к определению понятия «нравственная культура», все исследователи единодушны в мнении о том, что нравственная культура - важнейшая составляющая процесса становления будущего специалиста, так как профессия и нравственность - органически взаимосвязанные феномены (Б.Г. Ананьев, С.Ф. Анисимов, Г.Л. Смолян и другие).

Начиная с 60-70 гт. XX века, в нашей стране наблюдается повышение интереса к проблемам нравственной культуры. В работах Л.М. Архангельского,

В.И. Бакштановского, В.А. Бачинина, Д.Ж. Валеева, Л.Б. Волченко, В.Т. Ган-жина, А.А. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, Л.Н. Когана, В.П. Коблякова, Ф.Б. Садыкова и других был заложен фундамент для системного анализа понятия нравственной культуры. Многие из авторов нравственную культуру в основном оценивают в плане исследования нравственного сознания.

В 80-е гг. в изучении нравственной культуры произошел поворот в сторону исследования проблем духовности. Работы С.Ф. Анисимова, А.И. Арнольдова, В.А. Бачинина, B.C. Библера способствовали выявлению существующих связей между понятиями нравственности, культуры и духа.

Необходимость разработки проблем нравственной культуры стала особенно остро ощутимой на этапе коренных преобразований в современном мире. Иные общественно-исторические реалии, смена ценностных ориентации изменили горизонты разработки различных аспектов духовного, нравственного и социального в жизни человека и общества. Появились исследования, посвященные анализу современной нравственной культуры личности и особенно проблеме ее формирования в студенческие годы. В этом плане можно выделить работы Н.Б. Крыловой, Л.И. Недели, Л.И. Рувинского, в которых освещены отдельные аспекты нравственной культуры студенчества.

Отечественной педагогикой накоплен богатый опыт нравственного воспитания учащейся молодежи. Наиболее весомый вклад в исследование формирования нравственной культуры молодежи внесли работы В.И.Астахова, P.M. Байгильдина, А.П. Ветошкина, Б.С. Галимова, Г.Е. Збровского, Э.А. Карамышева, В.Т. Лисовского, М.Н. Руткевича, В.Н. Гурченко, И.П. Яковлева и других.

Проблемы воспитания нравственной культуры школьников и студентов рассматривалась в работах Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьева, Ю.П. Азарова, А.А. Бодалева, В.П. Борисенкова, Л.В. Волченко, И.И. Зарецкой, В.К. Елма-новой, Л.А. Журавлева, A.M. Зимичева, Р.Б. Камаева, Н.Д. Никандрова, Б.Т. Лихачева, СП. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского и других.

В условиях современного общества, для которого характерна высокая степень сложности протекающих в нем изменений, проблема формирования нравственной культуры приобретает особенную актуальность. Сегодня уже нет альтернативы перерастанию индустриального общества в постиндустриальное, информационное. Этот процесс влечет за собой существенные изменения в духовной жизни общества, мышлении людей, их образе жизни. Поэтому особую значимость приобретают средства, способствующие формированию нравственной культуры молодежи, в частности средства массовой информации.

Широкие возможности СМИ вызывают необходимость изучать механизмы их функционирования и развития, эффективность влияния на аудиторию. В связи с резким усилением роли средств массовой информации в образовательном процессе появилось новое направление в педагогике - медиаобра-зование (Л.С. Зазнобина, А.А. Журин и другие), нацеленное на объект воздействия СМИ - молодого человека, формирующее у него компетентность в отборе и восприятии подаваемой информации, умение определять негативную информацию, проводящее политику анализа молодежью информационного потока и тем самым являющееся мощным вспомогательным средством для молодежи по выработке своего мнения о происходящих явлениях, что должно существенно снижать эффект влияния негативной информации на формирующуюся личность. Авторы предполагают интеграцию медиаобразо-вания в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины, конкретизировав цели медиаобразования до уровня учебных задач преподаваемого предмета. Иными словами, медиаобразование реализуется через точки соприкосновения «внешних» информационных потоков и учебного предмета [81, 84].

Критическое мнение о роли масс медиа в современной культуре можно часто услышать как в западном, так и в отечественном научном и социальном дискурсе. Уже возникли и утвердились различные направления исследования средств массовой информации, выработавшие различные методологические подходы и концептуальный аппарат. Наибольшее количество источников и

6 теоретических концепций связано с темой истории методологических концепций и методологии массовой коммуникации. Ряд научных трудов посвящено анализу процесса передачи информации и ценностей культуры. К ним относятся работы Р.Ф. Авдеева, Н. Винера, Ю.И. Воронцова, В.Ю. Борева, А.В. Коваленко, Л.В. Петрова, Г.Г. Почепцова, П. Кууси, К. Леви-Строса, А. Моля и других.

Отсутствие единого методологического подхода к проблемам средств массовой информации привело к разобщенности в области их исследования. Культурный опыт нации, особенности традиционной культуры в значительной степени игнорируется. Разработка концепции формирования культурных ценностей личности под воздействием средств массовой информации может способствовать созданию научных основ оперативной диагностики продуктивности средств массовой информации и эффективной регуляции этого процесса.

Необходимость исследования роли средств массовой информации определяется требованиями современного общества и обусловлена следующими обстоятельствами:

обращение к проблеме формирования нравственной культуры сту
денчества поможет выявить источники и многие противоречия современной
духовности, ее различные проявления, компоненты, одним из которых явля
ется культура формирующейся личности, особенно внутреннее ядро этой
культуры - нравственность;

в студенческой среде налицо усиление мировоззренческого и нрав
ственного кризиса. Катализатором этого разрушительного процесса высту
пают средства массовой информации, и не только молодежные, пропаганди
рующие преимущественно западный образ жизни, индивидуалистическое
поведение. В сознание молодежи внедряются сомнения по поводу прошлых
успехов нашей страны в разных областях. Вследствие этого растет отчуж
денность многих студентов от культурно-исторического прошлого, разруша
ется привлекательность нравственных идеалов.

Эти обстоятельства делают необходимой выработку новой системы использования СМИ для формирования нравственной культуры студентов, в частности педагогического вуза, так как это важная составляющая процесса становления будущего педагога. Необходимо органически связать профессиональную подготовку и формирование более высокого уровня нравственной культуры. Только в этом случае молодой специалист будет способен участвовать в процессе воспитания подрастающего поколения.

Таким образом, актуальность избранной нами темы исследования определяется недостаточной теоретической разработанностью проблемы и практической необходимостью выяснения роли средств массовой информации в процессе формирования нравственной культуры студентов.

На основе всего изложенного выше была сформулирована проблема исследования: какие педагогические условия могут обеспечить эффективность процесса формирования нравственной культуры студентов средствами массовой информации?

Цель исследования: выявить и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования нравственной культуры студентов педагогического вуза средствами массовой информации.

Объект исследования: процесс формирования нравственной культуры студентов средствами массовой информации.

Предмет исследования: условия формирования нравственной культуры студентов с использованием средств массовой информации и средств их реализации в педагогическом процессе.

Гипотеза исследования: эффективность формирования нравственной культуры студентов с использованием средств массовой информации может быть обеспечена, если:

осуществляется актуализация социальных ожиданий личности в деятельности средств массовой информации;

учитывается положительное и отрицательное воздействие содержания средств массовой информации на студентов;

обобщаются достижения процесса формирования нравственной культуры студентов в учебном процессе, и внедряется позитивное влияние средств массовой информации в практику образовательного учреждения;

достигается интегрирование педагогических принципов в систему специфически профессиональных, регулирующих деятельность средств массовой информации.

В ходе исследования решались следующие задачи:

проанализировать теоретические исследования, посвященные проблеме формирования нравственной культуры личности;

раскрыть положительное и отрицательное воздействие средств массовой информации на формирование нравственной культуры студентов.

раскрыть критерии нравственной культуры личности;

определить содержание, формы и методы формирования нравственной культуры студентов с использованием средств массовой информации;

разработать и экспериментально проверить методический комплекс формирования нравственной культуры с использованием средств массовой информации;

Для решения поставленных задач в исследовании применялся комплекс методов исследования:

Теоретические: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы и диссертационных исследований.

Эмпирические: опросно-диагностические (анкетирование, эксперимент, опрос, беседа), экспертная оценка, изучение педагогической документации, анализ выполнения текстовых заданий, наблюдение и анализ педагогического опыта воспитания студентов и продуктов деятельности студентов и преподавателей.

Статистические: аналитическая и статистическая обработка данных. Методологическая основа исследования. Данное исследование базируется на основных положениях философии образования и воспитания, на идеях, содержащихся в трудах отечественных и зарубежных философов, со-

циологов, педагогов по проблеме психологических и духовных основ нравственности человека, на теоретических положениях и методологических принципах исследования роли образования и воспитания в формировании нравственной культуры.

Теоретическую основу исследования составляют философские теории ценностей (Г.П. Выжлецов, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов и другие); исследования психологов по формированию ценностных ориентации личности (В.Г. Алексеева, А.В. Кирьякова, Д.А. Леонтьев, В.Франкл); теория деятельности и развития личности (В.В. Давыдов, А.Н.Леонтьев, А.В. Петровский, Л.С. Рубинштейн и другие); методология и теория информатизации образования (Б.С. Гершунский, А.П. Ершов, А.А.Кузнецов, М.П. Лапчик, Е.И. Машбиц, С. Пейперт, С.А. X ристочевский и другие); разработанный в отечественной педагогике культурологический подход (Е.В. Бондаревская, Н.Д. Никандров, Н.Е. Щуркова и другие), идеи гуманизации, гуманитаризации и культуросообразности образования (Е.В.Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и другие).

Теоретико-экспериментальная работа проводилась в период с 2001 по 2004 г.г. в 3 этапа.

На первом этапе (2001-2002 г.г.) изучалась философская, психологическая и педагогическая литература, диссертационные исследования по проблеме формирования нравственной культуры студентов. В ходе данного этапа изучались особенности влияния средств массовой информации на воспитание ценностных основ нравственной культуры студентов как фактора, оказывающего положительное и негативное воздействие на этот процесс. На этом этапе была разработана рабочая гипотеза.

Велась разработка программы исследования, выявлялись и теоретически обосновывались условия воспитания ценностных основ нравственной культуры студентов, проводился констатирующий эксперимент по выявлению уровня влияния средств массовой информации на мировоззрение студентов.

На втором этапе (2002-2003 г.г.) была проведена экспериментальная работа по реализации условий воспитания ценностных основ нравственной культуры с целью проверки их эффективности. Был разработан и апробирован курс по выбору «Медиаобрзование в вузе».

На третьем этапе (2003-2004 г.г.) обрабатывались и систематизировались полученные результаты, оформлялись в законченном виде теоретические и практические выводы, осуществлялось внедрение полученных результатов в практику работы вуза.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось с 2001 по 2004 гг. на базе Шуйского государственного педагогического университета. В нем приняли участие 580 студентов всех факультетов вуза.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается методологически обоснованной логикой исследования; корректным использованием методов и форм организации экспериментальной работы, адекватных объекту, целям и задачам исследования; способами сбора и статистической обработки информации, внедрением полученных результатов в практику воспитательной работы вуза.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

уточнены критерии нравственной культуры личности;

определены содержание, формы и методы формирования нравственной культуры студентов с использованием средств массовой информации;

разработан и экспериментально проверен методический комплекс формирования нравственной культуры с использованием средств массовой информации.

Теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии сущности, содержания, характера и особенностей нравственной культуры личности, выявлении основных факторов, средств, методов и форм, воздействующих на формирование нравственной культуры студентов, их соотношения и взаимозависимости, что может быть использовано в выработке теоретико-

11 методологических основ формирования нравственной культуры и в процессе проведения научных исследований.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в совершенствовании процесса воспитания нравственной культуры студентов, в разработке учебных планов, программ, учебных пособий, в дальнейшем научно-методическом и организационно-педагогическом обосновании гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения. В процессе исследования разработан курс по выбору «Медиаобразование в вузе», который может быть реализован в воспитательной системе вуза.

Личный вклад автора состоит в самостоятельном изучении рассматриваемой проблемы, разработке программы опытно-экспериментальной работы и ее осуществлении, обобщении и интерпретации, полученных результатов, разработке и проведении курса по выбору «Медиаобразование в вузе».

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Средства массовой информации как фактор формирования нравственной культуры, культурных ценностей личности, характером и направленностью своей продукции воздействуют на студента и определяют состояние его нравственной культуры.

  2. Историческое информационное развитие человеческого общества оказало влияние на поведение индивида в социальной среде. Деятельность личности зависит от приобретения адекватной информации об окружающем мире, ее правильной оценки и обработки, способности руководствоваться ею и передавать последующим поколениям.

  3. Положительный или отрицательный характер влияния средств массовой информации на личность зависит от выбора коммуникаторами принципиального способа воздействия: манипулятивного или формирующего. Мани-пулятивный способ ориентирован на создание управляемой массы, формирующий — содействует созданию самоценной, ответственной личности, обладающей высокой нравственной культурой.

4. Формирование нравственной культуры личности студента средствами массовой информации будет эффективно при реализации следующей совокупности организационно-педагогических условий:

интегрирование педагогических принципов в систему специфически-профессиональных принципов, регулирующих деятельность средств массовой информации;

организация содержания формирующего воздействия СМИ на основе законов перцепции в контексте личностно-ориентированного подхода;

актуализация социальных ожиданий личности в деятельности средств массовой информации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на международных научно-практических конференциях: «Философские и психолого-педагогические проблемы нравственной жизни личности» (Воронеж, 2003г.), «Дальний Восток: наука, образование. XXI век» (Комсомольск-на Амуре, 2003 г.); «Инновации в психолого-педагогической теории и практике» (Шуя, 2002 г.); «VII Царско-сельские чтения» (Санкт-Петербург, 2003 г.); всероссийской научно-практической конференции «Молодая наука в классическом университете» (Иваново, 2002 г.), межрегиональных научно-практических конференциях «Проблемы лингвистического образования в дошкольных учреждениях, школе и вузе» (Шуя, 2003 г), «Наука и образование глазами молодых ученых» (Шуя, 2003 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 274 источника и приложения.

Нравственность как теория и основа воспитания и развития личности

Нравственная культура занимает особое место в системе культуры. Известно, что виды культуры изоморфны основным видам человеческой деятельности. По этому признаку выделяются культура производства и быта, физическая, политическая, эстетическая, правовая и другие виды культуры. Однако этот признак не может быть положен в основу выделения нравственной культуры, так как особой «нравственной деятельности» как вида деятельности не существует, а нравственный аспект входит в любой вид человеческой деятельности. Нравственная культура выступает своеобразной «сквозной» системой культуры, которая «пронизывает» все без исключения виды культур, раскрывая нравственную ценность любой человеческой деятельности. Вот почему нравственную культуру было бы неверно рассматривать как рядоположенную другим видам культуры; она, скорее, представляет собой своеобразный «срез» всей культурной деятельности людей.

Проблема формирования нравственной культуры является одной из важнейших в современном образовании. В педагогической литературе разработаны различные ее аспекты, накоплен значительный опыт ее решения. Не ставя перед собой цели освещения всех имеющихся подходов, наметим общее понимание указанного феномена.

В монографиях, посвященных исследованиям культуры как целостного феномена, нравственная культура рассматривается как ее структурная часть. Как самостоятельное явление она еще не нашла своего монографического воплощения, хотя уже многие авторы сделали нравственную культуру предметом повышенного внимания. Данный феномен рассматривается в трудах таких ученых, как Л.С. Айзерман [3], С.Ф. Анисимов [14], М.Н. Ачилов [21], В.А. Блюмкин [28], О.Г. Дробницкий [74], О. Лармин [128], B.C. Леднев [130], В.Т. Лисовский [134], С. Нетопина [160], С .Ш. Пашаев [174], А.И. Титаренко [227], И.Ф. Харламов [238] и других. Трудность определения понятия «нравственная культура» заключается в неоднозначности точек зрения на этот предмет разных авторов, что свидетельствует о неоднозначности и сложности самого предмета.

В вопросах теории нравственного воспитания первостепенное значение имеет понятие «нравственность», которое составляет его исходную основу. Знание сущности, структуры нравственности как системы, имеет важное значение для правильной организации воспитания личности.

В отечественной культурной традиции нравственное совершенствование полагалось непременным условием для постижения истины. Так, директор Московского университета И.И. Мелиссино в начале 19 века утверждал: «Кто богатеет в науках и скудеет в нравственности, тот больше скудеет, чем богатеет» [243; с.76]. Классики отечественной педагогики (К.М. Вентцель, П.Ф. Каптерев и др.) нравственное воспитание называли стержнем личности и считали его более важным, чем развитие интеллекта. По мнению И.А. Ильина, основная задача образования — «не в наполнении памяти и в не образовании интеллекта, а в зажигании сердца. Вот почему образование без воспитания есть дело ложное и опасное» [96; с.306-307].

Л.С. Айзерман дает следующую трактовку понятия «нравственность»: «Это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [3; 423]. «Нравственность регулирует человеческое поведение и сознание человека в той или иной мере во всех без исключения сферах общественной жизни. В силу обобщенности своих принципов нравственность отражает более глубинные слои социально-исторических условий бытия человека...» пишет О.Г. Дробницкий [74; с. 15].

С.Ф. Анисимов считает, что реальная нравственная культура в современном обществе может быть представлена деятельностью, направленной на утверждение во всех сферах человеческой активности принципов человечности [15; с. 67]. Как часть культуры нравственная культура выступает мерой развития нравственности, хранительницей положительного нравственного опыта в форме ценностей и рекомендаций человеческого поведения, является самостоятельным фактором нравственной жизни. От ее уровня зависит реальное функционирование морали. «Специфика нравственной культуры, — писал Л.Г. Гринберг, - определяется в первую очередь способностями морали как нормативно-оценочной работы общественного сознания и соответствующих идеологических общественных отношений. Каждое проявление нравственной культуры несет в себе нормативность, характеризующую нравственную культуру как общества в целом, так и отдельной личности» [130, с.56].

В работах А. Эвейниекса нравственная культура выступает в форме показателя творческого отношения субъекта морали к объективной действительности. Он считает, что «о нравственной культуре можно судить не по степени осуществления господствующих ценностей, а по степени уникальности, превращения самого себя в субъекта деятельности, проявляющегося в том, насколько человек способен превратить природные и социальные условия в условия своего деятельного существования, в объективные предпосылки своего бытия как субъекта истории» [130, с.42]. А . Эвейниекс специально подчеркивает мысль о свободном самопроявлении личности в качестве господства над природными и социальными обстоятельствами, как творца собственной жизни, как развития в себе собственно человеческой сущности, как осамоочеловечивании.

Таким образом, вслед за А. Эвейниексом мы делаем вывод, что нравственная культура - стимулирующее начало развития общественной и личной нравственности в конкретно-исторических условиях. Свое активное социальное значение она приобретает в той мере, в какой становится достоянием большинства, входит в практические отношения людей, проникает в их сознание и чувства.

«Совпадение выбора нравственной парадигмы с объективной тенденцией бытия, - пишет Я. Розин, - условие успеха нравственной деятельности. Целостная нравственная парадигма субъекта в случае его нравственной деятельности становится достоянием всей нравственной культуры общества, организованной также как целое» [130, с.41].

Автор рассматривает парадигму как принцип построения системы нравственных ценностей субъекта и критериев его поведения. Нравственная парадигма обеспечивает саму ориентацию личности в обществе. Кульминацией нравственного развития личности, по мнению Я. Розина, является превращение ее нравственной парадигмы в общезначимую и общепринятую. Следовательно, нравственная культура заключается, прежде всего, в гармонии культуры нравственного сознания, ценностей и моральных аспектов поведения.

А.И. Титаренко утверждает, что комплексный подход позволяет анализировать нравственную культуру как неотъемлемый компонент формирования духовного мира личности. Исходя из этого, механизм ее функционирования можно представить в виде определенной системы: формирование нравственного мировоззрения (знания, взгляды, убеждения) влечет за собой духовное обогащение личности, а это позволяет выработать верные целевые установки и основы нравственного мировосприятия, которые в свою очередь способствуют формированию социально-ценностной мотивации деятельности [227; с. 26].

Итак, под нравственностью мы будем понимать систему внутренних прав человека, основанную на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.

Выработка у личности нравственной культуры как составной части процесса формирования ее духовного мира преследует одну цель: формирование духовно развитой личности.

Нравственная культура, являясь многоплановым феноменом, порождает в процессе его познания различные целевые установки и научные интересы. Каждая трактовка улавливает ту или иную грань нравственной культуры и схватывает частицу истины. Целенаправленное формирование у студентов нравственных качеств, соответствующих социально значимым ценностям общества, позволяет выработать единый, направляющий стержень моральной и социально творческой позиции личности. В этой области фундаментальными являются исследования М. Ачилова [21], Н.Б. Крыловой [124], Л.И. Неделя [159], С.Ш. Па-шаева[174]. и др.

Критерии и уровни нравственной культуры студентов

Нравственная культура, являясь существенной стороной развитой личности, в то же время выступает в качестве предпосылки ее дальнейшего развития. Постановка проблемы в таком аспекте на первый план выдвигает определение критериев, по которым можно выделить нравственную культуру личности. При этом нами был изучен следующий комплекс показателей (таблица 3).

Уровень нравственной культуры представляет собой целостную характеристику знаний, оценочных нравственных представлений и правил поведения, а также меры участия субъекта в распространении и увеличении нравственных ценностей.

В структуре нравственной культуры личности выделяют три основных компонента или уровня (таблица 4). Процесс формирования нравственной культуры личности (овладения личностью нравственной культурой) протекает на этих трех уровнях одновременно, но не всегда синхронно и равномерно. Формирование теоретического нравственного сознания - это только первый уровень овладения субъектом нравственной культурой. Второй уровень — превращение знаний в убеждения личности. Третий уровень - деятельный, то есть реализация знаний и убеждений в нравственной деятельности, поведении. Второй уровень движения к овладению нравственной культурой представляет собой переходную ступень от теории к практике. Убеждения (да и некоторые навыки нравственной деятельности, и качества личности) — это только потенциальная готовность к нравственному действию, его возможность, а не само действие, и формируются убеждения только в процессе деятельности.

Обобщение признаков по всем показателям позволило определить уровни нравственной культуры у студентов.

Высокий уровень предполагает глубокие знания о сущности и структуре нравственной культуры, ее особенностях в условиях чрезвычайных обстоятельств; верную самооценку уровня подготовки к профессиональной деятельности, устойчивый интерес при высоком настрое и положительном эмоциональном отношении к повышению уровня нравственной культуры; развитые умения постановки целей совершенствования культуры и преодоления трудностей на пути к ним; развитые навыки организации и проведения процесса формирования нравственной культуры; умения понимать сокурсника, вносить новизну в процесс формирования нравственной культуры и поведения у студентов на основе доброжелательности и уважения их личного достоинства.

Средний уровень предполагает хорошие знания о сущности и структуре нравственной культуры, особенностях ее проявления в условиях чрезвычайных обстоятельств; в основном верную самооценку подготовки к профессиональной деятельности; неустойчивый интерес при осознании потребностей к профессиональной деятельности, постановку в основном ближайших и последующих профессиональных целей, реализация которых при значительных трудностях слабая; навыки организации процесса формирования нравственной культуры в несложных ситуациях; в основном владеет вербальными и невербальными средствами коммуникативного общения, нравственная культура проявляется недостаточно.

Низкий уровень предполагает слабые знания процесса формирования нравственной культуры, ее особенностей, осуществление изучения педагогического процесса на обыденном уровне; проявление интереса в виде любознательности и слабом осознании потребности в повышении уровня нравственной культуры и нейтрально-безразличном эмоциональном отношении к ней; постановку только ближайших целей профессиональной деятельности, реализация которых слабая при наличии трудностей; умение организовать процесс формирования нравственной культуры в основном по образцу вуза; слабо владеет (не владеет) вербальными и невербальными средствами коммуникативного общения. Нравственная культура мало проявляется, допускаются срывы, нетактичность в отношениях с однокурсниками, унижение их личного достоинства.

Итак, уровень нравственной культуры студента характеризует целый ряд ее качеств, отношение к другим людям и к социальной действительности. Достаточно высокий уровень культуры (в студенческом коллективе) является основой положительного нравственно-эмоционального отношения к учебе, будущей профессии, развитию творческих способностей.

Содержание и методы организации процесса формирования нравственной культуры студентов с помощью средств массовой информации

Современное педагогическое сообщество пытается преодолеть технократические подходы в области образовательной подготовки молодого поколения. На фоне уверенно выстраивающихся гуманистических ориентиров в сфере образования мы все чаще говорим не о жестком управлении образовательной деятельностью, а об организации взаимодействия субъектов в образовательном процессе, вследствие чего происходят прогрессивные личностные изменения каждого члена учебного коллектива.

Таким образом, на современном этапе развития общества главные цели образования сводятся к тому, чтобы студенты не столько усваивали предлагаемую им информацию, сколько развивали в себе навыки самостоятельного критического мышления, делая свой интеллект пластичным, способным к восприятию нового знания, что дает возможность воспитать в них личность социально и морально-зрелую. Этими целями мы и руководствовались в процессе экспериментальной работы.

Разработка системы формирования нравственной культуры студентов опиралась на проведенный анализ литературы по исследуемой проблеме и на результаты констатирующего эксперимента. Принимая во внимание полученные данные мы сделали вывод о том, что средства массовой информации можно и нужно рассматривать в качестве эффективного средства воспитания нравственной культуры студентов. Под средствами воспитания мы вслед за О.А. Завьяловой подразумеваем предметы материальной и духовной культуры, которые используются воспитателем при решении педагогических задач с одной стороны, с другой - совокупность приемов воспитания, как индивидуальных, педагогически оформленных действий педагога, направленных на сознание, чувства, поведение воспитанников [83; с. 99].

Мы считаем, что воспитательный процесс будет более эффективным, если организовывать его с учетом тех изменений, которые имеют место в мире, окружающем современного человека. Наиболее значительные изменения происходят в настоящее время в информационной области. Благодаря широкому распространению средств массовой информации, к которым относят газеты, журналы, книги, телепередачи, видео- и звукозаписи и др., молодой человек оказывается в центре множества информационных потоков. Учебная информация, которая передается в образовательном учреждении, занимает в общем информационном потоке все менее значительное место. Причинами этого является то, что, во-первых, многие СМИ берут на себя обучающие, просветительские функции, во-вторых, время, проводимое молодыми людьми перед TV, видео или в Интернете по продолжительности уже приблизилось или превосходит время, которое отводится на пребывание в вузе. Большинство студентов простым нажатием кнопки получают доступ к нескольким телевизионным каналам. Каждый может выбирать тот или иной информационный поток. Например, только спорт, детективы, развлекательные шоу и др. Студенты могут сознательно избегать серьезных образовательных передач, никогда не смотреть передач, связанных с социальными проблемами, политическими движениями, событиями, происходящими в мире. По бытующему сейчас образному выражению человек может «свить» себе своеобразный «информационный кокон», отгородиться от реального мира, жить в иллюзорном информационном пространстве.

Таким образом, процесс взаимодействия студента со средствами массовой информации можно охарактеризовать как двусторонний: СМИ оказывают значительное влияние на ценностные ориентации личности, в то же время, сформированные ценностные ориентации лежат в основе выбора информационных средств. Вуз не может повлиять на содержание информационных потоков, исходящих от СМИ, но в его компетенции - повлиять на ценностный выбор студента.

В последнее время в массовом сознании утвердилось мнение о негативном влиянии средств массовой информации на подрастающее поколение, однако не стоит забывать, что именно СМИ сообщают нам о результатах новейших научных исследований, знакомят с новыми именами в искусстве, позволяют быть в курсе последних исторических событий. Весь вопрос в том, какую именно информацию черпает для себя человек из этого богатого источника. Ясно, что ограниченное информационное поле не способствует быстрому становлению личности и устойчивости ее нравственных качеств, «искаженное» информационное пространство может привести к формированию нежелательных «образований» в нравственном поведении воспитанника. Все вышесказанное делает обоснованным, на наш взгляд, рассмотрение СМИ в качестве источника воспитания и формирования нравственной культуры личности.

Но в условиях усиления коммуникационной инфраструктуры возможным это становится лишь при условии достаточной компетентности человека в области средств массовой информации. Под этим подразумевается нами обладание умениями эффективно отбирать и концентрировать информацию, на основе собранных сведений ставить задачу построить алгоритм - логическую процедуру решения задачи, концентрировать информацию, перерабатывать её и создавать новую, отделять полезное от бесполезного, выявить проблемы, пути и программы их решения. Это и есть медиа-коммуникативная образованность, которой должен владеть каждый человек. Достичь этой цели помогают специальные технологии медиа-образования, разработанные и широко применяемые за рубежом (Оспенникова Е.В., Брун-нер Дж., Холодная М.А. и др.).

Возникновение термина «медиа-образование» относят к середине XX века. Этот термин пришел в Россию из зарубежной педагогики. Там же возникло и предложение о необходимости ввести в высшей и средней школе обучение СМК. Тогда же впервые (1973 г.) в документах ЮНЕСКО было раскрыто и его понятие: «Под медиа-образованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике» [94, 38]. В российских официальных источниках термин «медиа-образование» был введен позднее: на симпозиуме по вопросам образования, проходившем в Рязани в 1986 году А.В. Шариковым.

Похожие диссертации на Формирование нравственной культуры студентов средствами массовой информации