Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование нравственности у подростков национальной культуротворческой школы (На материале республиканской школы-интерната Кабардино-Балкарской Республики) Энеева Лидия Адыхановна

Формирование нравственности у подростков национальной культуротворческой школы (На материале республиканской школы-интерната Кабардино-Балкарской Республики)
<
Формирование нравственности у подростков национальной культуротворческой школы (На материале республиканской школы-интерната Кабардино-Балкарской Республики) Формирование нравственности у подростков национальной культуротворческой школы (На материале республиканской школы-интерната Кабардино-Балкарской Республики) Формирование нравственности у подростков национальной культуротворческой школы (На материале республиканской школы-интерната Кабардино-Балкарской Республики) Формирование нравственности у подростков национальной культуротворческой школы (На материале республиканской школы-интерната Кабардино-Балкарской Республики) Формирование нравственности у подростков национальной культуротворческой школы (На материале республиканской школы-интерната Кабардино-Балкарской Республики) Формирование нравственности у подростков национальной культуротворческой школы (На материале республиканской школы-интерната Кабардино-Балкарской Республики) Формирование нравственности у подростков национальной культуротворческой школы (На материале республиканской школы-интерната Кабардино-Балкарской Республики) Формирование нравственности у подростков национальной культуротворческой школы (На материале республиканской школы-интерната Кабардино-Балкарской Республики) Формирование нравственности у подростков национальной культуротворческой школы (На материале республиканской школы-интерната Кабардино-Балкарской Республики) Формирование нравственности у подростков национальной культуротворческой школы (На материале республиканской школы-интерната Кабардино-Балкарской Республики) Формирование нравственности у подростков национальной культуротворческой школы (На материале республиканской школы-интерната Кабардино-Балкарской Республики) Формирование нравственности у подростков национальной культуротворческой школы (На материале республиканской школы-интерната Кабардино-Балкарской Республики)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Энеева Лидия Адыхановна. Формирование нравственности у подростков национальной культуротворческой школы (На материале республиканской школы-интерната Кабардино-Балкарской Республики) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Пятигорск, 2000 238 c. РГБ ОД, 61:00-13/1536-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Адыгский этикет - основа содержания формирования нравственно целостной личности в национальной культурно творческой школе II

1.1. Национальный и общечеловеческий характер морали адыгского этикета . 11

1.2. Задачи и содержание формирования нравственности у учащихся на основе норм и требований адыгского этикета 28

Глава II. Воспитание нравственности у подростков в процессе обучения .60

2.1. Воспитывающий характер обучения 60

2.2. Нравственное воспитание в обучении подростков гуманитарным дисциплинам 78

2.3. Изучение основ адыгского этикета в 5-8-х классах .120

2.4. Воспитание нравственности у подростков в обучении труду 145

Глава III. Нравственное воспитание подростков во внеклассной работе 159

Глава ІУ. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы .190

Заключение 221

Список использованной литературы 230

Введение к работе

Актуальность и проблема исследования. Одной из основных задач современной школы Российской Федерации является нравственное воспитание учащихся. Его важнейшим фактором становится культура. Многие исследователи отмечают, что молодежь не готова к освоению общечеловеческих и национальных культурных, духовно-нравственных ценностей и народных традиций (Е.П.Белозерцев, А.П.Валицкая, Б.Т.Лихачев, Е.Н.Шиянов).

Наиболее благоприятные педагогические условия развития личности, формирования ее нравственности создаются в куль туро творческой школе. В такой школе, как убедительно показала философ и педагог А.П.Валицкая, "образование осознается как сфера гуманитарно й-щтJgpjlpJreннoй практики, как с от о куль ту тэный Феном єн. в котором совершается становление человека как биопсиходуховного существа, личности, способной адекватно ориентироваться в современном мире, понимать, оценивать и действовать в нем".

При этом учитывается, что основное содержание образования и воспитания в куль туро творческой школе ориентировано не государством, не идеологией политиков, не рыночными отношениями, а национальной духовной культурой как составляющей мировой культуры. Такая школа выступает опосредующим звеном в системе отношений "культура - социум" и становится одним из основных условий самореализации культуры и экономики, подготовки нравственной, творческой личности.

Педагогический процесс в школе Северо-Кавказского региона требует учета социокультурной ситуации в национальных республи-

I. Валицкая А.П. Образование в России: стратегия выбора. СПб., 1998, с.105-106.

ках - гармонического сочетания культуры предков, национальных обычаев и традиций с достижениями мировой культуры. Эта особенность связана, в частности, с выполнением кавказского (адыгского) этикета - совокупности исторически сложившихся и функционирующих норм и правил взаимоотношений между людьми. Знание и выполнение адыгского этикета - признак высокой культуры, хорошего воспитания у горских народов.

В научно-педагогической литературе недостаточно освещена проблема нравственного воспитания подростков в национальной школе. Известно, что подростковый возраст отличается тем, что достигнутый уровень развития, возросшие возможности ребенка характеризуются чувством взрослости, вызывают естественную потребность в самостоятельности, самоутверждении. Новообразования сознания подростка, обусловливающие его социальную активность, позволяют формировать нравственные убеждения, которыми он руководствуется в повседневной жизнедеятельности. В то же время эти новообразования создают определенные трудности в решении задач нравственного воспитания, особенно в национальной школе.

В этой связи нами следующим образом сформулирована проблема исследования: какова совокупность педагогических условий, при которых содержание, формы и методы воспитания выступают действенным фактором формирования нравственно целостной личности подростка культуротворческой национальной школы?

Решение данной проблемы является целью настоящего диссертационного исследования. Необходимость теоретической разработки проблемы определила тему нашего диссертационного исследования: "ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРО-ТВОРЧЮКОЙ ШКОЛЫ (на материале республиканской школы-интерната Кабардино-Балкарской Республики)".

Объектом исследования явился педагогический процесс в национальной куль туро творческой школе - особом социокультурном институте общества и государственном образовательном учреждении.

Предмет исследования - процесс формирования нравственно целостной личности подростка в культуротворческой школе.

Теоретический анализ литературы и личный педагогический опыт работы в национальной школе позволили сформулировать гипотезу: высокий уровень сформированное ти нравственно целостной личности подростка культуротворческой национальной (кабардино-балкарской) школы достигается, если:

задачи и содержание нравственного воспитания учащихся определяются нормами и требованиями адыгского этикета, включающими национальные и общечеловеческие компоненты морали;

в качестве одного из ведущих средств нравственного воспитания используется воспитание в обучении дисциплинам гуманитарного цикла, в том числе основам адыгского этикета, а также национальным ремеслам, декоративно-при к ладным искусствам;

проводится разносторонняя культуротворческая внеклассная работа, включающая нравственную деятельность учащихся.

Цель исследования, объект, предмет и гипотеза определили следующие задачи исследования:

определить содержание формирования нравственно целостной личности учащихся культуротворческой национальной (кабардино-балкарской) школы на основе адыгского этикета;

выявить педагогические условия формирования у подростков в национальной культуротворческой школе нравственного сознания и поведения в соответствии с нормами и требованиями адыгского этикета, общечеловеческой морали в процессе изучения ими гуманитарных дисциплин, в том числе основ адыгского этикета, в обучении

национальным ремеслам, декоративно-прикладным искусствам, а также в системе внеклассных занятий, предусматривающих активную нравственную деятельность;

разработать конкретные методики исследования уровня сфор-мированности нравственно целостной личности подростка;

подготовить научно-практические рекомендации по совершенствованию нравственного воспитания в национальной культуротвор-ческой школе и апробировать их на практике.

Исследование проводилось на основе следующих методологических принципов:

признание равноправия использования различных философских, гносеологических взглядов в системе гуманистических духовных и культурных ценностей;

аксиологический подход, признающий человека наивысшей ценностью;

изучение педагогических явлений в их диалектическом единстве и взаимосвязи;

объективность в подборе и оценке фактов и явлений;

связь логического и исторического, объективного и субъективного, исторического и современного.

Использованы также личноетно-деятельностный, системный и культурологический подходы к воспитанию.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:

сущность педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, П.Ф.Ка-птерев, А.С.Макаренко, Н.Д.Никандров, В. А. С лас тени н, Т.А.Стефа-новская, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, Е.Н.Шиянов);

процесс нравственного воспитания (О.С.Богданова, .А.И.Ду-лов, И.П.Иванов, Э.П.Козлов, В.О.Кутьев, И.С.Марьенко, Л.И.Нови-

кова, В.И.Слуцкий, Л.М.Фридман, И.Ф.Харламов, Н.Е.Щуркова);

обусловленность культурного, социально-нравственного и профессионального развития личности воздействием социокультурной среды (Е. В. Бондареве кая, СИ.Гессен, И.Б.Котова, Л. Л.С упру нова, С.А.Смирнов, Е.Н.Шиянов);

учет культурно-исторических традиций народа в формировании базовой культуры подрастающего поколения (А.П.Валицкая, Г.Н.Волков, З.А.Малькова, В.В.Макаев, Е.Е.Хатаев);

открытость образования как ориентация на создание школы, не зависящей от политических и идеологических приоритетов, обращенной к общечеловеческим ценностям (Д.А.Белухин, Ю.В.Громыко, Н.И.Капустин, В.А.Караковский, В.А.Сластенин, З.И.Равкин).

При изучении вопросов психологии воспитания и обучения подростков автор использовал труды таких ученых, как Б.Г.Ананьев, В.В.Белоус, В.В.Давыдов, А.Г.Ковалев, А.В.Крутецкий, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, К.К.Платонов, П.М.Якобсон.

Для решения поставленных задач использованы следующие основные методы исследования:

изучение теоретического наследия видных педагогов;

анализ нормативных материалов федерального и республиканского министерств образования, местных органов образования;

анализ монографий» сборников трудов по проблемам философии, социологии, культурологии, этики, психологии, педагогики;

систематическое целенаправленное наблюдение за деятельностью учителей, учащихся в различных ситуациях школьной жизни;

письменный и устный опрос учащихся;

опытно-экспериментальная работа: констатирующий эксперимент, преобразующие (созидательные) естественные педагогические ситуации, поддающиеся объективным оценкам (измерениям);

изучение и обобщение передового опыта учителей, воспитателей, теоретическое осмысление этого опыта;

анализ личного 33-летнего опыта работы в качестве учителя начальной школы, учителя биологии, инспектора гороно, научного сотрудника исследовательского института, директора школы;

систематическое обсуждение результатов исследования в педагогическом коллективе школы-интерната, с руководителями органов образования КБР, деятелями педагогики (в г.Нальчике, Пятигорске, Санкт-Петербурге, Москве).

Этапы исследования.

Первый этап (1994-1996) - сбор фактического материала, его систематизация и выявление предварительных результатов.

Второй этап (1996-1998) - теоретический анализ материала; изучение реального опыта учителей и уровня воспитанности подростков; вьявление условий, определяющих эффективность содержания и организации нравственного воспитания подростков; проведение опытно-экспериментальной работы.

Третий этап (1998-2000) - завершение опытно-экспериментальной работы, обобщение ее результатов, вьявление нового. Внедрение результатов в практику в целях уточнения содержания и установления наиболее эффективных форм и способов нравственного воспитания подростков. Теоретические обобщения и выводы.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в следующем:

- определены задачи и примерное содержание воспитания нрав
ственно целостной личности учащихся младшего, среднего и старшего
школьных возрастов в национальной (кабардино-балкарской) культу
ро творческой школе на основе норм и требований адыгского этикета
и общечеловеческой морали;

раскрыты особенности воспитывающего характера регионального компонента образования в культуротворческой школе;

выявлены особенности формирования у подростков нравственности в обучении дисциплинам гуманитарного цикла (родной, русский, иностранный языки, родная и русская литература, история, основы адыгского этикета), национальным ремеслам, декоративно-прикладным искусствам;

обоснованы педагогические условия успеха в воспитании у подростков нравственности в процессе их разносторонней деятельности в системе внеклассных занятий, приобщающих учащихся к национальной культуре, народным обычаям и традициям.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что основные научные и научно-методические положения и выводы реально воплощены в школьной практике и способствуют формированию нравственно целостной личности учащихся. Разработанные автором "Примерное содержание нравственного воспитания учащихся" и формы и методы этого воспитания, методы диагностики уровня нравственной воспитанности подростков могут использоваться в общеобразовательной школе в целях повышения эффективности нравственного воспи тания.

Достоверность и обоснованность теоретических выводов и практических результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими положениями; системой методов исследования, адекватных поставленным задачам; позитивным влиянием на формирование нравственности подростков разработанных рекомендаций; апробацией полученных результатов.

Основные положения« выносимые на защиту:

I. Содержание воспитания нравственно целостной личности учащихся младшего, среднего и старшего школьных возрастов националь-

ной (кабардино-балкарской) культуротворческой школы.

  1. Идея полноценного формирования нравственности подростка путем реализации в содержании образования национального и общечеловеческого компонентов морали (в процессе овладения подростками базовой культурой на уроках гуманитарных дисциплин, основами адыгского этикета, а также в обучении национальным ремеслам, декоративно-прикладным искусствам).

  2. Система личностно ориентированной внеклассной работы, в процессе которой приоритетное направление имеет организация нравственной деятельности подростков: коллективные дела, общение, система упражнений в поведении, соответствующая нормам и правилам адыгского этикета, приобщение к национальной культуре, обычаям и традициям, самодеятельность, творчество.

  3. Критерии уровня воспитанности у подростков патриотизма, отношения к труду, коллективизма, культуры поведения и общего представления об адыгском этикете.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на межрегиональном семинаре "Культуротворческая школа" в г.Санкт-Петербург (1995 г.); на межвузовской научно-практической конференции в КБГУ (1996 г.); на заседаниях педагогического совета школы-интерната (1997-2000 годы); на заседаниях кафедры педагогики ПГЛУ (1998-1999 гг.); на Всероссийской научно-практической конференции по проблеме "Поликультурное образование в современной России" (1997 г., г.Пятигорск); на П Международном Конгрессе "Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру" (1998 г., г.Пятигорск); на республиканской научно-практической конференции "Актуальные проблемы воспитания" в КБІУ (1999 г.). По результатам исследования опубликовано 7 работ, подготовлено 9 докладов.

- II -

Национальный и общечеловеческий характер морали адыгского этикета

Необходимость регулирования взаимоотношений людей в обществе и семье, требование соблюдения общественного порядка обусловили возникновение и развитие морали как одной из форм общественного сознания. Мораль обращена к разуму и чувствам людей. Призванная защищать общие интересы, она в то же время удовлетворяет и интересы каждой отдельной личности. Моральное сознание направлено на обеспечение общественного блага и поддержание общественных устоев путем регулирования поведения во всех сферах жизнедеятельности. Моральные нормы включают определенное ограничение индивидуального поведения. Будучи осознанным как необходимое, нравственное сознание становится основой выбора такого поведения, которое наиболее целесообразно с точки зрения как общества, так и личности. Функционирование морали предполагает высо= кий уровень индивидуального сознания. Нормы и требования морали исторически воспроизводятся народной мудростью, силой массовых привычек, обычаев, обрядов, традиций, общественным мнением, убеждением масс. Большую роль в утверждении морали играет устное народное творчество. В произведениях фольклора из поколения в поколение передаются нравственные идеалы, понятие о добре и зле, о справедливости и совести. Народная мудрость о морали и нравственном воспитании подрастающего поколения нашла отражение в таких памятниках старины, как предания, богатырские поэмы, сказки, пословицы и поговорки, народные песни.

Замечательным памятником духовной культуры кабардинского, балкарского, карачаевского, адыгского народов эпохи феодализма и последующего времени является адыгский этикет - "адыгэ хабзэ" -совокупность норм и правил поведения человека, п которых отражается его отношение к людям, труду, собственности. Этот этикет по сути дела характериэует повседневную культуру человека, его поведение в целом. Правила этикета носят характер строго регламентированного народом церемониала. Как национальный этикет народов Кабарды и Балкарии, Адыгеи и Карачая и др., адыгэ хабзэ представляет собой свод неписаных законов, правил, обычаев, на основе которых регулируется поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности. Этот свод свидетельствует об этнической общности, близости материальной и духовной культуры горцев Северного Кавказа. Адыгский этикет в основе своей и до настоящего времени не потерял жизненного значения. Он является фундаментом нравственного воспитания горских народов, поскольку зиждется на общечеловеческих моральных ценностях. Вместе с тем адыгский этикет непрерывно обогащается новейшими, современными нормами поведения, складывающимися у горских народов под воздействием гуманизации российского общества и мирового прогресса. Он ориентирует человека на его моральную ответственность перед самим собой, перед обществом и окружающей природой. При этом образ жизни, нормы и правила жизнедеятельности и законы природы в адыгэ хабзэ слиты воедино. Безнравственными оцениваются не только негативное отношение к отдельному человеку, обществу в целом, но и негативные действия по отношению к природе. Подчеркивается естественность и природосообразность поведения, признание природного равенства людей и уникальности личности каждого. Правила этикета не только выступают условными ритуалами, формами реализации поведения, но в то же время отражают содержание основных принципов морали. Исследователь Б.Х.Бгажнонов с полным основанием утверждает, что "этикет - ядро, организующий центр традиционно-бытовой культуры общения", что ядро включает в себя нравственные убеждения. Осознание сущносш и сознательное следование правилам адыг- ского этикета в народе называют "нэмыс". В этой связи кабардинцы говорят:"Нэмыс хэлъщ" (он корректен, деликатен); "Нэмыс здэщымы-1эм насып щы1экъым" (где нет нэмыс, там нет счастья). Это означает, как убедительно показал исследователь М.Г.Загазежев, что адыгский этикет подразумевает необходимость превращения нравственных норм в личные убеждения, в поведение.

В карачаевском языке есть слово "адамлыкъ". Оно не имеет точного перевода. Суть его заключается в том, что в нем слиты воедино такие основы нравственное їй, как преданность своему народу, справедливость, гуманность, честность, трудолюбие, взаимопомощь, т. е. по существу заключен нравственный идеал - конечный, достижимый возвышенный образ совершенного человека. В этом идеале воплощена нравственная сущность личноечи: человек должен быть свободным в удовлетворении своих потребностей, обладать равными правами с окружающими его людьми, он должен строить свою жизнедеятельность в соответствии с интересами общества, посвящать свои дела благополучию и счастью других. Анализ адыгэ хаб-зэ, произведений устного народного творчества, сложившихся традиций, опыта воспитания горских народов позволяет утверждать, что формирование совершенного человека включает, прежде всего, развитие добродетели и трудолюбия как фундамента нравственности.

Наряду с этим, высоко ценятся такие нравственные качества, как патриотизм и национальная гордость, гражданский долг, честь и совесть, терпимость, сопереживание к ближайшему, коллективизм, культура поведения, проявление самообладания и др.

Патриотизм, национальная гошость как содержание нравственности в адыгском этикете характеризуется такими чертами, как любовь к родному очагу, родному краю, его прошлому и настоящему, его природе, знание жизни и деятельности прославленных земляков, гордость за свой народ, чувство дружбы ко всем народам, готовность защищать свободу и независимость Родины, следовать в своих делах, поступках обычаям и традициям народа.

В произведениях фольклора, в заповедях адыгского этикета ге- рои изображаются патриотами, готовыми жертвовать собою во имя счастья и благополучия народа. Бескорыстные мужественные защитники народа пользовались глубоким уважением у трудящихся, своим благородным примером вдохновляли людей на борьбу за свободу, справедливость. Чувство патриотизма народ связывал с национальным достоинством. Исследователь адыгского этикета М.Г.Загазежев справедливо отмечает:"Любовь к Родине - это высшее звено в цепи, образуемой системой патриотического воспитания: родной дом, семья, ближайшие родственники - родная местность, круг соплеменников и близких людей - родной край, свой народ, Отчизна. Это последовательно отражено в изречениях назидательного плана:"Уи ад-занэм и напэр тумых" (не позорь честь отца и матери); "Лъэпкъ напэр тумых" (не. позорь честь рода); "Адыгэ напэр тумых" (не позорь честь адыгского народа)".

Задачи и содержание формирования нравственности у учащихся на основе норм и требований адыгского этикета

В законе Российской Федерации "Об образовании" (1992, 1996) указано, что воспитание как часть образования направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, на интеграцию личности в системе мировой и национальных культур. Отсюда вытекает, что целью формирования нравственно целостной личности является освоение морали, превращение ее нори и требований в нравственные качества воспитуемого. Результатом такого формирования выступает поведение, нравственная устойчивость, активная жизненная позиция, невосприятие аморальных воздействий.

Формирование нравственных качеств личности есть относительно самостоятельный процесс, имеющий свою специфику. Эта специфика заключается в том, что рассматриваемый процесс целенаправлен. Цель формирования нравственности воспитанников определяется идеалом как "регулятивным принципом и масштабом оценки человечеекого поведения". Процесс нравственного воспитания - мнегофактор-ное и непрерывное явление. Видная роль в этом процессе принадлежит педагогу, поскольку данный процесс представляет собою специально организованную деятельность педагогов и воспитанников по реализации задач воспитания.

В современных условиях российской действительности основными задачами фоциирования нравственно целостной личное то являются следующие: - развитие нравственного сознания; - воспитание нравственных чувств; - выработка нравственных убеждений; - выработка навыков и привычек поведения; - формирование умений и навыков самовоспитания; - воспитание нравственной устойчивости, умения противостоять аморальным влияниям.

В условиях куль туро творческой школы эти задачи имеют некоторые особенности, обусловленные тем, что основанием модели педагогического процесса является становящаяся личность. Это означает, что ученик выступает как носитель особого культурного мира, существенно отличающегося от мира взрослых. В этих условиях возрастает уровень сознания учащихся по сравнению с уровнем учащихся массовой общеобразовательной школы. В культуротворче-ской школе учитель для ученика - прежде всего "суверенный субъект педагогического творчества", носитель нового типа мышления, способного к самостоятельному конструированию образовательного и воспитательного диалога с учеником, а это дает более широкую содержательную базу развитая нравственного сознания воспитанников. Как отмечает А.П.Валицкая, "важно помнить, что особенность возрастного психо-интеллектуального развития ребенка - действие, движение, опережающая кинетическая реакция: мысль рождается вместе с движением. Поэтому здесь освоение знаний идет преимущественно в игровой методике, соответствующей синкретизму возрастно-го мировосприятия". Это означает, что выработка нравственных представлений и понятий, оценок, формирование нравственного идеала у учащихся должны осуществляться не столько словесными методами, сколько путем наблюдения образцовых примеров поведения окружающих, анализа жизненных ситуаций и включения воспитанников в разностороннюю жизнедеятельность вместе со взрослыми. Учитывается то обстоятельство, что в культуротворческой школе нравственное сознание формируется в процессе познавательной деятельности, направленной на "обживание" миров общечеловеческой (мировой) и отечественной (национальной) культуры. Формирование нравственного сознания включает в себя развитие способности анализировать изменяющиеся жизненные явления, события, факты, находить причины этих изменений, устанавливать следствия. Говоря словами А.П.Валицкой, речь идет о выработке умения обобщать, самостоятельно аргументировать суждения, относящиеся к сфере нравственности, т. е. о культуре объяснения. Наряду с обучением, средством выработки сознания нравственных фактов, явлений, представлений, понятий, суждений, норм и правил поведения выступает нравственное просвещение.

Воспитание нравственных чувств осуществляется, с одной стороны, как развитие положительных эмоций и чувств и, с другой стороны, как подавление отрицательных. Богатство и разнообразие чувств и умение ими управлять характеризуют культуру чувств воспитанников. Выдающийся польский педагог Я.Корчак рекомендовал воспитателям вместе с детьми чувствовать, "по-детски радоваться и грустить, любить и сердиться, обижаться, и стыдиться, опасаться и доверять". Нравственные чувства развиваются в разносторонней самостоятельной продуктивной деятельности, во взаимоотношениях детей между собой и со взрослыми.. Переживание нового чувства возникает в результате осуществления ребенком поступка, который по своему характеру противоречит некоторым чувствам, присущим ему (таким, как страх, неуверенность, раздражение).

Воспитывающий характер обучения

Современная педагогика рассматривает обучение как совместную деятельность учащихся и учителя, осуществляемую под управлением последнего и направленную на достижение целей образования и формирования личности. В процессе обучения учащиеся овладевают определенным кругом систематизированных научных знаний, умений и навыков, развивают творческие силы и способности, вырабатывают черты и качества личности. Результаты обучения детерминируются отношением школьников к учению, их активности)и самостоятельностью, творчеством. Ученик является не только объектом обучающих воздействий, но и субъектом специально организованного познания, т. е. субъектом педагогического процесса. В процессе обучения движущей силой на пути ученика от незнания к знанию, от неумения к умению является противоречие между его стремлением к активному участию в жизни, определенным видам деятельности и отсутствием у него необходимых для этого знаний, умений и навыков. Побудительные причины познавательной деятельности учащихся обусловлены прежде всего возможностью устранения этого противоречия путем овладения знаниями и навыками, необходимыми для удовлетворения жизненных потребностей.

Наряду с образовательной и развивающей функциями, обучению присуща воспитательная функция. Она проявляется как закономерность, действующая в любые времена и в любых условиях. Это означает, что в одних случаях обучение может воспитывать гуманного, культурного человека, в других - религиозного фанатика, в третьих - бизнесмена и т. д. Учитель, управляя процессом обучения, выполняет социальный заказ общества, государства - систематически и целенаправленно реализует закономерности воспитывающего обучения, усиливая или ослабляя его эффект.

Целью обучения в современной России является не только приобщение учащихся к культурный, в том числе научным достижениям, но и одновременно формирование высоконравственной, свободной и самостоятельной личности. Однако воспитывающая функция обучения проявляется не сама по себе, не автоматически, а при соблюдении определенных требований к содержанию образования, организации и методам учебного процесса, при выработке у учащихся мотивов учебной деятельности и др.

В 90-е годы, после развала СССР, стало бытовать мнение о том, что воспитание в процессе обучения утратило свое значение, при этом, как показало исследование С.А.Смирнова и А.И.Парамонова, обычно ссылаются на то, что государство перестало проводить четко выраженную политику в области воспитания, а поэтому нет надобности осуществлять воспитательное воздействие на учащихся в процессе обучения. Часть педагогов утверждает обратное и делает следующий вывод: воспитание необходимо, но оно уже заложено в обучении (поскольку обучение носит воспитывающий характер) и, следовательно, нет надобности организовывать его преднамеренно: школа не нуждается в воспитательной работе, ее основная функция -обучение.

Ориентирами, определяющими основные направления воспитания в процессе обучения в современной школе России, являются общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав ребенка, основные положения Закона Российской Федерации "Об образовании". В этих документах подчеркивается также необходимость самостоятельного поиска решения воспитательных задач в процессе обучения на основе достижения главной цели формирования личности - воспитания человека, способного к Жизнедеятельности в демократическом обществе и приносящего пользу этому обществу.

Это означает, что процесс обучения на всех возрастных этапах развития школьника должен способствовать осознанию им личной и общественной значимости необходимости овладения знаниями, системой ценностей, принимаемых обществом, усвоению необходимого социального опыта. Воспитательная сила образования и обучения сказывается и в том, что в процессе овладения системой научных знаний у учащихся формируются представления и понятая, взгляды и убеждения, способствующие усвоению норм и правил поведения, соответствующих требованиям общечеловеческой морали, а также эстетические понятия, вкусы, чувства, идеалы. В конечном итоге у учащихся вырабатываются потребности личности, мотивы социального поведения, ценностные ориентации, мировоззрение.

Современные отечественные деятели педагогической науки глубоко раскрыли систему методов обучения и организационных форм процесса обучения с точки зрения их воспитательного воздействия на учащихся (Ю.К.Бабанский, В.А.Караковский, В.М.Коротов, Б.Т.Лихачев, Д.О.Лордкипанидзе, П.И.Пидкасистый и др.), а также характер общения учителя и школьника, психологический климат в классе, эмоциональность обучения (В.А.Кан-Калик, В.А.Леонтьев, А.В.Мудрик, А.В.Петровский, М.Г.Яновская и др.). Названные педагоги показали, что реализация воспитательной функции обучения учителем включает в себя следующее: - анализ и отбор учебного материала с точки зрения наиболее результативного достижения воспитательных целей; - построение процесса обучения таким образом, чтобы имели место научно-доказательный характер выводов, обобщений, связь теории с практикой; - стимулирование личностного восприятия учебного материала, создание эмоционального фона ситуаций, вызывающих глубокие переживания; - организацию самостоятельного умственного труда, предоставление учащимся возможности самостоятельно мыслить, отстаивать общественно значимые нравственные и мировоззренческие убеждения; - выработку потребности в знаниях, стремления к непрерывному расширению и углублению культурного достояния, накопленного человечеством; - развитие сознательного отношения к знаниям как нравственной черты личности; - организацию применения учащимися знаний, умений и навыков в жизни, их повседневной разносторонней деятельности; - формирование нравственных представлений и понятий, нравственного идеала; - развитие нравственных чувств; - выработку умений, навыков и привычек нравственного поведения.

Нравственное воспитание подростков во внеклассной работе

Внеклассная работа с учащимися представляет собой добровольно организованные целенаправленные виды их деятельности и занятая, проводимые во внеучебное время под руководством учителей. Она включает также организацию отдыха, свободного времени школь- ников и является составной частью целостного педагогачёшюго процесса школы. Строится эта работа с учетом интересов и увлечений детей, ориентируется на личность школьника,- охватывает широкие круга учащихся. Внеклассные занятия в их многообразных формах выступают действенным средством гармонического развития личности, подготовки ее к жизни, труду. В то же время они являются эффективным средством формирования нравственно целостной личности. Разновидностью внеклассной работы является деятельность учащихся в объединениях, создаваемых как в школе, так и вне ее -в клубах по интересам, во внешкольных учреждениях и организациях, объединяющих учеников для отдыха, (физического развития, занятий искусствами, развлечения и др. Различают однопрофильные и многопрофильные клубы, любительские объединения, самодеятельные коллективы. Особенностью клубной работы в культуротворческой школе является развитие творческой культурной самодеятельности учащихся, их участие в формировании культуры своего свободного времени, а также создание здоровой культурной среды в учебном заведении. Клубная работа позволяет удовлетворять потребности учащихся в неформальном общении. Нравственному воспитанию учащихся во внеклассных занятиях, клубной работе способствуют возникающие во внеучебное время не- . посредственные контакты учащихся и учителей, позволяющие ученикам чувстювать себя прежде всего человеком, гражданином, а не объектом воспитания. В этой обстановке создается весьма благоприятная ситуация для осуществления индивидуального подхода к учащимся в неформальной обстановке, располагающей воспитанников к откровению, доверию, проявлению сокровенных чувств, к выработке собственной нравственной позиции. Клубная работа расширяет нравственный кругозор учащихся на основе включения их в конкретные будничные, но жизненно важные дела, в ходе которых они вступают в отношения взаимной зависимости, деловитости, проявляют самостоятельность, творчество. їїрл этом педагогам предоставляется возможность незаметно побуждать воспитанника к нравственному действию, поступку, самовоспитанию, вырабатывать у него умение самостоятельно разбираться в конкретной ситуации с нравственных позиций. Огромные резервы расширения и углубления клубной работы заключает в себе рациональная организация жизнедеятельности воспитанников в школе-интернате на основе режима дня, который разрабатывается с учетом специфики данного типа учебно-воспитательного учреждения. Официально установленный режим дня учащихся интернатных учебных заведений предусматривает утренний подъем, физические и водные процедуры, завтрак, уроки, обед, послеобеденное свободное время, самоподготовку с 16.00 до 18.00 часов. После этого (с 18.00 до 19.00 часов) режим дня включает свободное время, с 19.00 часов - ужин и время подготовки ко сну, с 21.00 часов - сон. Распорядок дня четкий. Каждый воспитатель для своих питомцев организует развлекательные мероприятия. Рабочее время воспитателей - с 7 часов утра до 21 часа вечера (перерыв - с 9 часов до 13 часов дня, т. е. до окончания уроков). Для того, чтобы строить педагогический процесс на культуро-творческой основе, в ходе опытно-экспериментальной работы нами был пересмотрен режим дня воспитателей таким образом, чтобы высвободить ставки для учителей профессиональной подготовки, а свободное время учащихся заполнить в некоторой мере занятиями по интересам. В этой связи часы самоподготовки, выполнение домашних заданий учащимися были перенесены на вечернее время. Для занятой вечером в спальном корпусе отведены комнаты, оснащенные всем необходимым для самостоятельной работы. Режим работы воспитателей разделен на три части: совместная работа воспитателя и учителей-профессионалов (хореографов национального и классического танца) проводится с 7 часов утра, т. е. в то время, когда де чи должны делать утреннюю гимнастику. Такие занятия дают заряд бодрости детям на целый день, способствуют эмоциональному настрою воспитанников, формируют умения и навыки культуры поведения.

Похожие диссертации на Формирование нравственности у подростков национальной культуротворческой школы (На материале республиканской школы-интерната Кабардино-Балкарской Республики)