Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия развития этнического самосознания подростков (На материале якутской школы) Иванов Афанасий Валерьевич

Педагогические условия развития этнического самосознания подростков (На материале якутской школы)
<
Педагогические условия развития этнического самосознания подростков (На материале якутской школы) Педагогические условия развития этнического самосознания подростков (На материале якутской школы) Педагогические условия развития этнического самосознания подростков (На материале якутской школы) Педагогические условия развития этнического самосознания подростков (На материале якутской школы) Педагогические условия развития этнического самосознания подростков (На материале якутской школы) Педагогические условия развития этнического самосознания подростков (На материале якутской школы) Педагогические условия развития этнического самосознания подростков (На материале якутской школы) Педагогические условия развития этнического самосознания подростков (На материале якутской школы) Педагогические условия развития этнического самосознания подростков (На материале якутской школы)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Иванов Афанасий Валерьевич. Педагогические условия развития этнического самосознания подростков (На материале якутской школы) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Якутск, 2001 155 c. РГБ ОД, 61:02-13/420-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы этнического самосознания личности

1.1 Философский аспект проблемы этнического самосознания личности 12

1.2 Психолого-педагогические аспекты этнического самосознания личности 31

Выводы 65

Глава II. Пути и условия развития этнического самосознания подростков

2.1. Общая характеристика опытно-экспериментальной работы 67

2.2. Концептуальные основы развития этнического самосознания в процессе обучения в школе 87

2.3. Развитие этнического самосознания подростков в процессе приобщения к национальной культуре 93

2.4. Рашитие самосознания подростков в процессе игровой деятельности 112

2.5.Результаты опытно-экспериментальной работы 126

Заключение 136

Библиография 140

Приложение 151

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях социально-экономической нестабильности и неопределенности жизни, когда старая система ценностей рушится, а новая еще не сформировалась, значительно возрастает роль этнической культуры, ценностей, правил поведения, выработанных за многие столетия адаптации к природной и социальной среде. Любые изменения, происходящие в нашей стране, в первую очередь сказываются на этническом самосознании подростков, которые являются наиболее сенситивными к проявлениям общественной и политической жизни, а также к межэтническим отношениям, Именно в подростковом возрасте закладываются основы личностных отношений к своей собственной и к другим этническим группам, актуализируется проблематика своего жизненного самоопределения. Поэтому изучение закономерностей становления этнического самосознания подростков, знание его психологических закономерностей и методов педагогического воздействия является необходимым условием организации процесса межэтнического контакта.

Воспитание этнического самосознания у подрастающего поколения выступает неразрывной частью всего многомерного и противоречивого процесса этнизации. Известно, что этнизация содействует приобщению личности к общечеловеческим ценностям без отчуждения от собственных этнических ценностей. К сожалению, некоторая часть якутских подростков, как показывают результаты исследования, в этническом смысле маргинализована, не имеет знаний и представлений об историческом прошлом, об этнокультурных особенностях своего народа. Следовательно, культурное богатство народа, его духовные ориентиры и нравственные ценности утрачивают свою воспитательную силу, столь необходимую для растущего человека. Преодоление подобного состояния является одной из важнейших педагогических задач.

В этом плане актуальность нашего исследования заключается в том, что возникает необходимость разработки эффективных путей и средств воспитания

в подростках здорового этнического самосознания, чувства достоинства и привязанности к своему пароду, уважения истории, культуры своего и других народов, Это возможно только в условиях внедрения в систему образования народных традиций, этнической культуры, духовно-нравственных ценностей своего народа. !УГы исходим из тезиса о том, что только человек, знающий культуру, ценности своего народа, уважающий свой народ, сможет понимать и уважать другие народы.

Педагогический опыт свидетельствует, что лишь при особой организации учебно-воспитательного процесса создаются благоприятные условия для развития не только личностных, но и этнических качеств. Поэтому педагогический аспект решения этой проблемы состоит в выявлении оптимальных социально-педагогических условий формирования и развития этнического самосознания подростков. В результате у учащихся складываются целостные представления об этнических особенностях народов, формируются умения и навыки межнационального общения. Воспитание в человеке высокой культуры этнического самоопределения и межнационального общения невозможно без создания и реализации планомерной, постоянно корректируемой образовательной программы, методики воспитания, посвященных изучению этнонациональиых процессов.

Несмотря на то, что в отечественной науке проблеме национального, межнационального воспитания посвящено огромное количество работ, формирование педагогики этнического и межэтнического воспитания на современном этапе наталкивается на целый ряд методологических трудностей. Во-первых, в связи с пересмотром сложившихся ранее в отечественном обществознании научных догм и стереотипов произошел заметный «слом» традиционных концепций и логических схем этнонационального развития. И сегодня основные термины и определения, относящиеся к теории национального вопроса, находятся в отечественной науке только на этапе становления.

Во-вторых, дискуссии, как среди теоретиков, так и политологов-практиков, развернувшиеся в последние годы, не завершились пока формированием общепринятой концепции национального развития и регулирования межнациональных отношений в России. Отсутствие основных ориентиров и моделей национального развития в стране ведет, таким образом, к возможной путанице и в педагогическом осмыслении данной проблемы.

Вместе с тем проблема этнического самосознания рассматривается в самом широком аспекте и выступает предметом целого ряда научных дисциплин: философии, этносоциологии, этнопсихологии, этнополитологии и т.д. Здесь необходимо отметить, прежде всего, таких авторов, как А.Г. Агеев, Э.Г. Алек-сандренкова, Ю.В, Арутюнян, Ю.В. Бромлей, П.И. Кушнер, Д.С. Лихачев, В,В. Мавродин, В.Н. Павленко, ИИ. Потехин, В.А. Тишков? С.А. Токарев, Г.Н. Шелепов, СМ. Широкогороа, Н.Н. Чебоксаров, и др. В их работах на материале новейших исследований с использованием передовых методологических подходов разрабатываются важнейшие теоретические проблемы этничности, межнациональных отношений, этнического самосознания, этноязыковых тенденций общественного развития. Однако как показывает анализ трудов, исследователи, занимающиеся проблемами этничности, довольно часто не уделяют должного внимания роли и значению педагогического воспитания личности в становлении и развитии -этнического самосознания. Все проблемы теории этнического самосознания рассматриваются в ракурсе философских, исторических, социологических, этнографических и психологических концепций.

Этнопсихологические аспекты формирования и развития этнического самосознания, феномены национального характера и этнических стереотипов, этнические особенности народов отражены в работах А.О. Боронена, З.Г. Гасано-ва, Л.М. Дробижсвой, И.С. Кона, B.C. Мухиной, Э,А. Саракуева, Г.В. Старовойтовой, В.Ю. Хотинца и др. Ими проведен глубокий анализ развития исторического сознания народов, рассмотрены особенности его функционирования на разных этапах развития общества, изучены особенности самосознания пред-

ставителей различных этнических групп, характеристики межэтнического взаимодействия, возникновение этнических стереотипов и т.д. Однако вопрос о возрастных изменениях в осознании своей этнической принадлежности, о социальных и педагогических условиях его формирования и развития остается в то же время малоизученным.

Собственно педагогические работы относительно проблем национального и межнационального воспитания мы находим в трудах В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Волкова, А.Э. Измайлова, З.Г. Нигматова, В.И. Ханбикова и др.

Региональные аспекты проблемы национального воспитания в нашей республике исследуются такими авторами, как Д.А. Данилов, А.Г, Корнилова, А,А. Григорьева, Н.Д. Неустроев, И.С. Портнягин, А.Д. Семенова и др. Работы указанных авторов отличаются новаторским подходом, многосторонним анализом проблемы национального воспитания. Тем не менее вопрос о собственно педагогических условиях развития этнического самосознания у подростков остается все еще открытым и требует специального изучения. В педагогической литературе практически отсутствуют исследования методов и способов воспитания этнического самосознания в процессе образовательной деятельности, В теоретическом аспекте этническое самосознание как фактор и условие развития личности и гармонизации межэтнических отношений еще не ставилось объектом специального исследования. До конца еще не выяснены содержание этнического самосознания, структура, механизмы формирования, не выделены факторы, способствующие его развитию.

Таким образом, в современной отечественной педагогике наблюдаются противоречия между необходимостью разработки рациональных педагогических условий развития этнического самосознания учащихся и недостаточной теоретической разработанностью этой проблемы. Все вышесказанное с достаточной необходимостью аргументирует выбор темы нашего исследования: ((Педагогические условия развития тишческого самосознания подростков (па материале якутской школы)».

Объект исследования - процесс развития этнического самосознания школьников.

Предмет исследования: педагогические факторы развития этнического самосознания подростков.

Цель исследования - научное обоснование рациональных условий, способов и средств развития этнического самосознания подростков.

Гипотеза исследования. Успешное развитие этнического самосознания подростков возможно, если:

приобщить подростков к культуре своего народа, учитывая возрастные особенности, желания и интересы;

актуализировать в сознании подростков все структурные компоненты этнического самосознания (когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого);

повысить общий уровень самосознания подростков посредством познания своих индивидуально-психологических особенностей, формирования адекватной самооценки и самоотношения;

Задачи исследования:

  1. Определить теоретические основания для решения проблемы развития этнического самосознания подростков.

  2. Выявить наиболее значимые этноинтегрирующие факторы, способствующие этнической идентификации, и разработать модель педагогического обеспечения этнического самосознания подростков.

  3. Обосновать опытно-экспериментальным путем педагогическую модель развития этнического самосознания подростков.

  4. Научно обосновать систему педагогических условий развития этнического самосознания.

Методологической основой исследования являются теоретические положения психологов и педагогов о целесообразности приобщения учащихся к этнической культуре с тем, чтобы развивать этническое самосознание и куль-

туру межнационального общения; положения гуманистической теории развития личности. С этой точки зрения, теоретической базой исследования явились работы, рассматривающие проблемы формирования личности и ее самосознания (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, А.Н, Леонтьев, B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столиц и др.); изучавшие проблемы теории этноса (В.П. Алексеев, Ю.В. Арутюнян, Ю.В. Бромлей, В.Ф. Дашдамиров, Л.М, Дробижева, Н.Н. Чебоксаров, СМ. Широкогоров и др.); исследовавшие теоретико-методологические проблемы этнического самосознания (Л.А. Альшевская, Д.С. Лихачев, П.И. Кушнер, В.В. Мавродин, О.М. Петерич, В.Ю. Хотинец, Г,Н. Шелепов и др.); разрабатывавшие идею народного воспитания (Г.И. Батурина, Г.Н. Волков, А.Ш. Гашишова, С1,Д. Намсараев и др.); национально-региональный компонент обучения и воспитания (В.М, Анисимов, В.Ф. Афанасьев, Д.А. Данилов, Н.Д. Неустроен и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы следующие общепедагогические и психологические методы: а) теоретический анализ решений проблемы развития этнического самосознания личности; б) социологические методы; в) метод педагогического эксперимента; г) методика исследования самоотношения (СР. Пантилееа); д) проективный метод депри-вации структурных звеньев самосознания личности (B.C. Мухина, К.А. Хвостов).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

  1. Уточнены сущность, понятие и структурные компоненты этнического самосознания.

  2. Разработана теоретическая модель развития этнического самосознания подростков, включающая целевой, содержательный и оценочно-результативный компоненты.

  3. Выявлена взаимосвязь этнического самосознания с развитием личности и с адаптацией к межэтническим взаимодействиям (высокий уровень развития этнического самосознания ведет к всестороннему развитию личности, адек-

ватно-лояльному отношению к представителям другого этноса, стремлении к сотрудничеству, отсутствии агрессии и межэтнической конфликтности).

  1. Определены критерии и уровни развития этнического самосознания подростков, включающие в себя: этнические знания, этническую самоидентификацию, осознание себя в качестве активного субъекта этнической общности, адаптированность к межэтническим взаимодействиям.

  2. Определены психолого-педагогические условия, способствующие успешному развитию этнического самосознания (приобщение учащихся к национальной культуре; создание условий, когда учащиеся являются активными участниками педагогического процесса, проявляя отношение к элементам этно-культуры; комплексное воздействие на все структурные компоненты этнического самосознания; повышение общего уровня развития самосознания личности подростков.

Практическая значимость исследования. Результаты и рекомендации исследования используются для практического построения системы национального воспитания, в организации учебно-воспитательной работы средних школ. Предложенные пути и условия, способы развития этнического самосознания учащихся, разработанный диагностический материал, игровой практикум и учебная программа по приобщению учащихся к национальной культуре могут быть использованы психологами и педагогами в учебно-воспитательном процессе.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечена: опорой на современные данные фундаментальных психолого-педагогических и эт-нопедагогических исследований; использованием комплекса методов исследования, адекватных целям, задачам исследования; результатами опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры управления образованием, кафедры возрастной и педагогической психологии педагогического инстигута

Якутского госуиивереитета. С докладами и выступлениями по проблеме исследования автор участвовал на республиканских научно-практических конференциях: «Шаг в будущее ~ Интеграция» (1998 год), «Высшее образование в первой четверти 21-1 века» (1999 год), «Преемственность дошкольного и начального образования» (2000 год), «Этнопедагогические аспекты воспитания детей» (2000 год), «Интеллект молодых ученых в 21 веке» (2000 год), «Социально-психологические аспекты формирования личности» (2000 год), «Социально-психологические инновации образовательных учреждений сельского социума» (2001 год).

База исследования. Базой научного исследования стали школы №31, №2 г, Якутска, а также школы Сунтарского улуса.

Исследование проводилось поэтапно с 1997 по 2001 год. Первый этап (1997-1999). Изучение психолого-педагогической и философской литературы по проблеме исследования. Создание опытной программы по развитию этнического самосознания.

Второй этап (1999-2001). Экспериментальная работа по проверке положений гипотезы исследования, выявление эффективности содержания, форм и методов работы.

Третий этап (2001). Обобщение результатов, полученных в ходе теоретического и экспериментального исследования, уточнение и коррекция теоретических положений и научно-методических рекомендаций, оформление диссертации.

На защиту выносится следующие положения:

  1. Этническое самосознание является необходимым условием личностного саморазвития подростков, овладения ими культурой межнационального общения и адаптации к межэтническим взаимодействиям.

  2. Этническое самосознание подростков - интегративное образование, включающее когнитивную, эмоционально-оценочную и поведенческую составляющие. Базовой основой развития этнического самосознания является этническая самоидентификация.

3. Основными условиями развития этнического самосознания являются: приобщение учащихся к культуре своего народа с учетом их возрастных особенностей, желаний и интересов; повышение общего уровня самосознания, посредством самопознания, адекватной самооценки и самоотношения; ознакомление с культурами других народов, с целью формирования культуры межнационального общения.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Философский аспект проблемы этнического самосознания личности

На фоне современных социально-политических преобразований проблема взаимоотношений этнических групп, воспитания этнического самосознания становится объектом изучения различных научных дисциплин, таких, как этнография, этносоциология, этнопсихология, этнопедагогика и т.д. Среди них особое место занимает философия, т.к. она дает, во-первых, целостное понимание места и роли человека в сфере этносоциальной среды, во-вторых, формирует общую методологическую основу «опроса, и, в третьих, позволяет понять сущность этнического самосознания, его структурное содержание, главные детерминирующие факторы. Исходя из этого, необходимо сначала рассмотреть философский аспект проблемы.

Одной из главных проблем вышеназванных наук стала проблема соотношения понятий «этнос» и «нация». Теоретическое осмысление этих понятий позволит нам утвердить свои принципиальные позиции к их определению, столь необходимые, особенно в условиях терминологической путаницы. Понятия «этнос», «нация» в последнее время прочно вошли в общественно-политический лексикон и стали применяться широкими кругами населения. Поэтому смысл этих понятий воспринимается произвольно, каждый понимает и трактует их по-своему. Следовательно, на современном этапе проблема соотношения этноса и нации, этноса и этничности, этнического самосознания и этнической самоидентификации приобретает в значительной мере терминологический характер. До сих пор не определены как содержание этих понятий, их структура, так и закономерности формирования и главные этнообразующие факторы. Для некоторых исследователей понятия «нация» и «этнос» предстают как синонимичные, идентичные или пришли на смену как бы «устаревшим» понятиям «народ» и «народность». Петь исследователи, утверждающие, что эти понятия представляют собой разные реальности и относятся к разным социальным сферам,

В. Семенов утверждает, что «сущность этнической общности наиболее ярко проявляется в этнических процессах этнической ассимиляции (этнического втягивания), этнического слияния (консолидации), этнического включения (инкорпорации) и этнического расщепления (дивергенции)» (1 16), По мнению автора, в этносе люди объединяются на основе этнических признаков (культуры, языка, традиций, обычаев и т.д.). А нация показывает совсем другую реальность, где массы людей объединяются на основе политических экономических целей.

В отечественной науке долгое время проблемы этноса исследовались в философском и историческом контекстах. Многие историки рассматривают этнос как результат длительного исторического развития. В.Р. Кабо считал исторически, первой и элементарной этнической единицей первобытную общину (60, с.43), В.П. Алексеев усматривал в «малочисленных эндогамных образованиях первобытности» выражение начальных стадий процесса этнообразования (5, с. 136). Как видно, одним из аспектов этноса является единство исторической судьбы. Этносы как отдельные социальные группы сформировались в результате длительного исторического процесса, когда территория проживания, условия окружающей среды были основными этноинтегрирующими факторами. Наряду с этим в процессе этиодифференциации разные этнические группы объединялись и обособлялись от других групп на основе единства жизненного уклада, языка, культурной специфики и т.д.

По мнению некоторых исследователей, именно культурная специфика является главным этнообразующим фактором в образовании этносов. Этих исследователей объединяет так называемый культурологический подход, согласно которому поведение людей рассматривается и объясняется через господствующие в той или иной культуре ценности и правила поведения. СМ. Широкогоров определял этнос как группу людей, «говорящих на одном языке, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимыми и освещенными традицией и отличаемыми его от таковых других групп» (145, с. 13). Дж. Бэнкс отмечал, что этническая группа представляет собой разновид ность культурных общностей, подразумевая под культурой модели поведения, символы, ценности и другие созданные человеком компоненты общества (153, с.60). Таким образом, единство культуры становится основным фактором, объ единяющим этническую группу, В культуре проявляется и отражается вся внутренняя сфера этноса, психический склад, национальный характер, особен ность самосознания. Культура - есть продукт творческой, интеллектуальной деятельности этноса, основной признак, отличающий этносы друг от друга. По этому выбор культурологического подхода является наиболее целесообразным в нашем исследовании и весь материал будет рассмотрен в его контексте. Существуют, по крайней мере, три основания, которые обосновывают правильность нашего выбора: Во-первых, культурная специфика выступает в качестве основного этно-интегрирующего фактора. Во-вторых, в процессе социализации ребенок в первую очередь начинает усваивать именно культурные особенности своего этноса (язык, традиции, обы чаи, ценности, образ жизни и т.д.), лишь затем возникает осознание социально-политической, экономической, государственной принадлежности. В третьих, культурная специфика выступает главным условием развития этнической идентичности и самосознания. Рассмотренные подходы едины в том, что этнос, нация имеют социальную природу, этнос - это есть социальное явление, которое возникает и функционирует в условиях общества. В теории этноса наблюдаются три основных подхода в понимании этнического феномена нпструментаяистекгш и конструктивистский. Примордиапистскиц, подход можно трактовать как биологический подход, который в свою очередь подразделяется на два направления: срциобиоло-Ш± скре и эволюционно-историческое.

Социобиологическое направление рассматривает этносы как объективную данность, изначальную (примордиальную т.е. исконную) характеристику человечества. Данное направление объясняет образование этносов с помощью эволюционно-генетических идей, интерпретируя их как «расширенную родственную группу», «расширенную форму родственного отбора и связи». В качестве аргумента примордиалистами выдвигается положение о том, что в этнич-ности существует глубокая аффективная привязанность людей, которая не исчезает даже в прогрессивном индустриальном обществе.

Психолого-педагогические аспекты этнического самосознания личности

этнического самосознания, изучается и разрабатывается комплекс условий и факторов, влияющих на его развитие. Многими отечественными исследователями этническое самосознание рассматривается в контексте самосознания личности, т.е. этническое самосознание является отдельным компонентом в самосознании личности, выделяется как сідельная часть образа «Я». Следовательно, развитие этнического самосознания имеет исключительно важное значение в развитии самосознания, личностных свойств, а также для успешной адаптации внутри социума. Без развития этнического самосознания, самосознание личности полностью не формируется. Таким образом, этническое самосознание можно рассматривать как отдельный этап в развитии самосознания личности,

Самосознание личности является необходимым условием существования личности, Оно определяет характер взаимоотношения человека с социальным окружением, в том числе и с этносоциальной средой.

Л,С. Выготский, В.С, Мерлин, B.C. Мухина, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В,В. Столик, И,И, Чеенокова самосознание личности анализировали с диалектико-материалистической позиции, Самосознание в рамках данного подхода понимается как чисто внутреннее явление человеческой психики, как предпосылка и следствие социального взаимодействия, которое определяется социальным опытом, При анализе различных аспектов проблемы самосознания в рамках диалектико-материалистического подхода особо важное значение имеет утвердившийся в отечественной психологии методологический принцип единства сознания и деятельности С,Л. Рубинштейна,

В основе этого принципа лежит связь между психическим сознанием и социальным бытием человека - его личностью. «Деятельность человека обусловливает формирование его сознания, самосознания, психических процессов, свойств» (113, с. 182).

Сущность принципа заключается в анализе жизнедеятельности человека через раскрытие внутреннего его личности, его знаний о себе как субъекте жизнедеятельности. Самосознание возникает при наличии обмена деятельностью между людьми, в ходе которого человек воспринимает себя посредством другого человека. «Самосознание человека - в представлении С.Л. Рубинштейна - не дано непосредственно в переживаниях. Оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Самосознание человека - это вообще не только теоретически познавательно, но и моральное сознание - корнями своими уходит в общественное бытие личности» (1 13, с.і82).

При дальнейших разработках теории самосознания отечественные психологи исходили из положения о том, что самосознание не является изначальной данностью, а появляется в результате развития личности, при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линию развития. Вместе с личностью они образуют целостную систему. Поэтому самосознание, с одной стороны, формируется с личностью, а с другой, влияет на ее развитие. В ходе жизни человек переосмысливает жизнь, тем самым перестраивая самосознание. Исследуя самосознание, можно познать сущность личности.

Подобные идеи мы находим у Л.С. Выготского, который полагал, что личность мы можем постичь через ее самосознание (31). Вопрос о природе самосознания в ею истоках Л.С. Выготским рассматривается в аспекте влияния социокультурной среды на структуру, тип самосознания, характер его развития. Социокультурная среда как идеальная форма имеет своих вполне реальных носителей, выступающих посредниками - медиаторами развития реальной формы, как знак, слово, символ, значение, смысл. Данные психологические орудия вызывают к жизни внутренние формы деятельности, тем самым становятся возможным переходом от идеальной формы к реальной (33). Таким образом, автор признает ведущую роль социокультурной среды на развитие самосознания. Под влиянием социокультурной среды и происходит развитие личности. всех ее параметров и составляющих. Поэтому в контексте нашего исследования данная концепция выступает в качестве методологической основы, т.к. этническое самосознание развивается под влиянием определенной этнокультурной среды.

И.И. Чеснокова видит самосознание как центральное образующее в структуре личности. Структурно самосознание представлено в единстве трех сторон: познавательной (самопознание); эмоционально-ценностной {самоотношение); действенно-волевой (саморегуляция). В онтогенетическом плане самосознание у автора представлено как постепенно развертывающийся во времени интегративный процесс психики, в основе которого лежат все более усложняющаяся деятельность самосознания, эмоционально-ценностное отношение к себе, способности регулировать свое поведение. Особое место в концепции И.И. Чеснокова занимает самооценка, которая рассматривается автором как итог самосознания и рычаг саморегуляции и ядро эмоционально-ценностного отношения к себе (140, с.79).

В.В. Стол и н под самосознанием понимает процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе. Содержательной единицей самосознания, согласно концепции, является конфликтный смысл «Я», который включает в себя когнитивный, эмоциональный и отношенческий компоненты. Автор разработал специальный метод управляемой проекции, Суть его - в экс-териоризации внутреннего диалога; отношение к себе проецируется в форме отношения к другому (121). Данная идея подтверждает наше положение о том, что только человек, знающий себя, уважающий свою культуру, свой этнос, может уважать и понимать других людей, представителей других этносов. Следовательно, для того, чтобы организовать позитивные межличностные отношения, необходимо, в первую очередь, познать себя, сформировать свое самосознание.

Особое место в ряду исследований самосознания занимает концепция структуры самосознания B.C. Мухиной. Под самосознанием B.C. Мухина понимает психологическую структуру, представляющую такое в самой себе понятие единства, которое находит свое выражение в каждом из звеньев. Структуру самосознания автор представляет в виде пяти звеньев: 1. Притязание на признание своей внутренней психической сущности и внешних данных. 2. Притязание на социальное признание. 3. Притязание на признание своей сущности как представителя пола, половая идентификация. 4. Психологическое время личности. Оно определяет историю развития изначальных основ самосознания (психологическое прошлое, настоящее и будущее). 5. Социальное пространство личности в выражении отношения к правам и обязанностям, что определяет путь развития нравственного долга личности (84).

Общая характеристика опытно-экспериментальной работы

Цель опытно-экспериментальной работы вытекала из общей пели исследования и заключалась в разработке педагогических условий развития этнического самосознания у подростков.

Для достижения общей цели исследования нами разработана организационно-функциональная модель развития этнического самосознания, которая включает в себя цели, содержание, формы и методы педагогического воздействия. Опытно-экспериментальная работа с целью проверки теоретических положений и модели развития этнического самосознания подростков осуществлялась в три этапа: констатирующем, формирующем и заключительном.

Констатирующий этап предусматривал изучение начального состояния предмета для дальнейшего его преобразования и создания исходных условий проводимого педагогического эксперимента. На данном этапе изучены особенности этнического самосознания подростков якутской национальности, факторы и условия их развития, анализировалась литература по данной проблеме. В результате проведенного исследования определены педагогические условия, обеспечивающие развитие этнического самосознания, выбраны методы и средства педагогического воздействия, отобран состав участников педагогического взаимодействия, выявлено начальное состояние объектов, подлежащих преобразованию (экспериментальных), и объектов, не подвергаемых специальному вмешательству (контрольных).

Формирующий этап опытно-экспериментальной работы включал создание оптимальных условий для развития этнического самосознания подростков. В процессе преобразующей педагогической деятельности осуществлялась опытно-экспериментальная проверка теоретической модели развития этнического самосознания подростков якутской национальности и педагогических условий, способствующих данному процессу: гуманизация педагогического процесса; - использование духовно-нравственных и культурно-исторических традиций народа в воспитании подрастающего поколения;

использование средств и методов, направленных на повышение уровня самосознания личности и на оптимизацию межнационального общения.

На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы проведена проверка полученных результатов, обработка экспериментальных данных, уточнены условия реализации теоретической модели развития этнического самосознания подростков, определена их результативность, осуществлено обобщение материалов исследования, сформулированы выводы и рекомендации по формированию этнического самосознания.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в Тюбяй-Жарханской средней школе Сунтарского улуса, а также в школах № 31 и № 2 г. Якутска. В констатирующем эксперименте приняли участие 389 учащихся 7 - 8 - 9 - 10 классов. Л на формирующем этапе исследования - 93 учащихся (46 учащихся Тюбяй-Жарханская школа, 47 учащихся - школа №2 г. Якутска). В опытно-экспериментальной работе помогали учителя А.В. Степанова (Тюбяй-Жарханская школа) и А.Л. Ильина (Школа №2 г. Якутска).

В ходе констатирующего этапа эксперимента выбраны следующие направления исследования: 1. Исследование особенностей этнического самосознания подростков, условий и факторов его формирования, а также этапов и уровней развития; 2. Изучение влияния уровня развития этнического самосознания на самоотношение личности: 3. Влияние роста этнического самосознания на адаптированиость подростков к ситуациям межэтнической фрустрации. С целью выявления уровня знаний учащихся по национальной культуре и уровня развития этнического самосознания нами была разработана специальная анкета. Вопросы анкеты были разработаны таким образом, чтобы в них отражались все проявления и компоненты этнического самосознания. В частности, мы считали необходимым оценить следующие показатели этнического самосознания: 1. Когн ит иены и компонен т, включающий этнические знания, знания по культуре, быту, истории свое їх) народа; 2. Эмоционально-ценностный компонент, показывающий отношение индивида к культуре, истории своего народа, ценностные ориентиры и потребностно-мотивационную сферу; 3. Поведенческий компонент, включающий в себя готовность индивида строить свое поведение исходя из особенностей культуры, возможность руководствоваться народными обычаями, традициями, правилами поведения; 4. Идентификационный компонент, показывающий уровень самоидентификации индивида со своим этносом, включенность индивида в жизнедеятельность своего народа; 5. Лаптаионный аспект, отражающий характер межэтнических взаимодействий.

Для выявления уровня развития самосознания подростков и адаптированное к межэтническим взаимодействиям нами была использованы методика исследования самоотношения (СР. Пантелеевой); и проективный метод де-привации структурных звеньев самосознания (B.C. Мухина, К.А. Хвостов).

Для проведения констатирующего исследования нами были созданы две группы: I - подростки школ №31, 2 г. Якутска (325 человек) и 2 - подростки Тюбяй-Жарханской средней школы Сунтарского улуса (64 человека).

Первый этап констатирующего эксперимента проводился с помощью разработанной нами анкеты. С целью исследования когнитивного компонента этнического самосознания анкетные вопросы составлялись с тем, чтобы выявить наиболее фундаментальные и элементарные знания учащихся по культурным ценностям своего народа. Поэтому содержание вопросов имеет наиболее общий характер. Например, вопрос «На основе каких признаков объединяются люди Вашей национальности?» требует привлечения всех знаний учащихся по культуре народа.

На данный вопрос 26,8 % опрошенных из общего числа не смогли указать ни одного признака, на основе которых объединяются представители своего народа. По одному признаку смогли назвать 23,1 % и по два признака сумели назвать 28,75 % опрошенных. Лишь 21,35% учащихся указали по несколько признаков, тем самым показали удовлетворительные знания по культуре своего народа.

Концептуальные основы развития этнического самосознания в процессе обучения в школе

Так, работа нами велась по идеям А.А. Альшевской, которая выделяет: «... гуманистическую целенаправленность и научно обоснованное содержание; постоянное расширение, углубление и актуализацию цели в тесной связи с национальными традициями и особенностями республики и отдельных регионов, единство учебной и вне-учебной воспитательной работы, всех применяемых форм и методов; учет возрастных, национально-психологических, индивидуальных особенностей и интересов учащихся; развитие ценных национальных традиций, умелое педагогическое руководство, опирающееся на самодеятельность учащихся» (6, 101). Ф.Ф. Харисов, акцентируя внимание на управление процессом формирования этнического самосознания учащихся, выдвинул на первый плаї! «...принцип учета особенностей языковой среды; принцип сочетания интересов детского и взрослого коллективов, принцип единства педагогических позиций, принцип гуманизма, принцип творческой направленности» (133, с.35)..

Данные принципы в процессе опытной работы с одной стороны, дополнены некоторыми моментами; с другой, расширены собственными аргументами. Например, мы полностью согласны с Ф.Ф. Харисовым, что речевая дея котельность на родном языке является основным фактором развития этнического самосознания.

В связи с этим, особенно в городских условиях, установлено, что большинство ребят все же хотят владеть своим родным языком, т.к. незнание языка, по их мнению, создает определенный дисбаланс в их жизни. Поэтому большинство учащихся мотивирует свое желание владеть родным языком необходимостью свободного общения со своими сверстниками. Данный факт ставит сложные задачи по созданию оптимальных условий для овладения учащимися родным я з lil ком.

С учетом всего изложенного определены основные принципиальные положения, составляющие методологическую основу организации опытно-экспериментальной работы.

Во-первых, гуманизация педагогического процесса, которая предполагает признание человека наивысшей ценностью, как в личностном, так и в этносоциальном плане, гармоничное развитие личности в общекультурном и социально-нравственном аспекте, раскрытие потенциальных возможностей и способностей.

Во-ЕП орых, этнопедагогический подход, использующий духовно-нравственный, этнокультурный потенциал народа в воспитании детей, в формировании этнопсихологических особенностей личности как представителя определенного этноса.

Этнические ценности своего народа, преломляясь через сознание растущего человека, входят во внутренние структуры, становясь личностно-значимыми ценностными ориентирами, которые детерминируют его поведение и деятельность. Осознание себя представителем своей этнической группы создает предпосылки для бережного отношения к его культурным ценностям, сохранения, обогащения, развития и передачи их к новому поколению. Личность, посредством родной культуры развивается в психологическом и социокультурном плане.

В третьих, становление и развитие самосознания..личнрсти, предполагающее создание оптимальных условий для самопознания, самоотношения и саморегуляции. Отношение личности к собственному «Я» оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты жизнедеятельности человека.

В четвертых, формирование культуры межнационального общения, предполагающее терпимое отношение к представителям других наций, умение сопереживать и соучаствовать, умение строить позитивное межнациональное отношение. Данное положение реализуется на основе принципа разрушения негативных представлений и оценок своей и других национальностей (авто- и гете-роетереотипы). Основой этого разрушения, по нашему мнению, является систематическое ознакомление учащихся с культурой, бытом, образом жизни других этносов, расширение теоретико-информационной базы знаний об этнических и этнопсихологических особенностях народов.

В целях преодоления негативных образований в межэтнических отношениях мы исходим из единства в развитии этнического самосознания и межэтнической толерантности, которые выражаются в неразрывном единстве этнического и общечеловеческого при подаче информационных материалов.

В процесс опытно-эксперимептальпой работы для развития этнического самосознания подростков решались частные цели: 1. Когнитивные - приобретение теоретических и информационных знаний о

культуре, быте и образе жизни «своего» и «других» этносов; 2- Эмоционально-ценностные - формирование позитивных эмоционально-ценностных отношений и представлений о своей и о других этносах; 3. Поведенческие - формирование позитивных поведенческих установок в отношении «своего» и «других» этносов.

Содержание педагогического процесса включает развитие самосознания личности как представителя определенного этноса, имеющего целостное представление о самом себе, способного сохранить и развивать культуру своего на л

рода, уважать и принимать культуру других ігародов, Организационно-педагогическое обеспечение процесса включает три этапа:

Организационный этап - диагностика и изучение начального состояния учащихся, выработка целей и задач, подбор соответствующих методов и средств, создание благоприятных условий для развития этнического самосознания подростков

2. Формирующий этап — проведение целенаправленной и комплексной работы по развитию этнического самосознания подростков через приобщение к национальной культуре «своего» и «других» народов с учетом их возрастных особенностей и потребностно-мотивационной сферы личности, формирование культуры межнационального общения, повышение общего уровня самосознания. С этой целью в учебный процесс вводится адаптированная программа по приобщению детей к национальной культуре, игровой практикум «Познай себя» (8-9 классы).

3. Результативньш этап - оценка результатов развития этнического самосознания подростков. Оценочно-результативная деятельность осуществляется с помощью комплекса методов, выявляющих уровень развития этнического самосознания подростков с последующим психолого-педагогическим анализом.

Похожие диссертации на Педагогические условия развития этнического самосознания подростков (На материале якутской школы)